3 апреля.
Последний из просмотренных мною фильмов "Экзорцист" 1973 года, странно, что он не попадался мне раньше, для коммерческого кино - отлично, мне очень понравился.
Музыка: Otto Dix "Зона теней", World's End Girlfriend.
Мисима: "... Если они и видела их, она не улыбалась. Такого бесстрастного выражения, точнее говоря, животного выражения человеческие существа не часто способны достичь. " По сравнению с этим выражением, - думал мужчина в Юити, - все другие выражения человека трагикомический пафос не больше, чем просто маски".
"В этом мире считается, что искусство и реальность спокойно уживаются бок о бок, но искусство должно разрушить законы реальности. Зачем? Что бы только оно одно могло существовать."
"- С тобой могло произойти всё, что угодно, - чего я не в состоянии выразить - возможно, несчастья, потрясения, неожиданности. Но в конце концов, они ничего не стоят. Это написано у тебя на лице. Полагаю, ты изменился внутренне. Но внешне ты остался таким, как я впервые тебя увидел. Твою внешности ничто не может изменит. Действительность не в силах оставить ни единой зарубки на твоей щеке. У тебя есть дар молодости. Такой несущественной мелочи, как реальность, его у тебя никогда не отнять.
- Я порвал с Кавадой , - сказал молодой человек.
- Это хорошо. Этого человека снедает собственный идеализм. Он испугался твоего влияния на него.
- Я имел на него влияние?
- Верно. На тебя реальность никогда не сможет воздействовать, но ты сам постоянно оказываешь влияние на реальность. Ты превратил реальность этого человека в вызывающее ужас существование."
6 апреля.
В.В. Набоков: "Пошлость, - писал Набоков позднее, - включает в себя не только коллекцию готовых идей, но также и пользование стереотипами, клише, банальностями, выраженными в стёртых словах." В понятии "пошлость" у Набокова соединяются посредственность и конформизм, но пошляк, добавляет писатель, известен и другими свойствами. Он псевдоидеалист, псевдострадалец, псевдомудрец, любит производить на других впечатление и любит, когда производят впечатление на него".
10 апреля.
В. В. Набоков: "Была некая сила, в которую она крепко верила, столь же похожая на Бога, сколь похожая на никогда не виденного человека его дом, его вещи, его теплица и пасека, далёкий голос его, случайно услышанный ночью в поле... Эта сила не вязалась с церковью, никаких грехов не отпускала и не карала, - но просто было иногда стыдно перед воздухом, так же бережно и свято несущим дурное слово, как и доброе (замечательная особенность: отсутствие человека в этом перечне)... С Мартыновым она никогда прямо не говорила о вещах этого порядка, но всегда чувствовала, что всё другое, о чём они говорят, создаёт для Мартынова, через её голос и любовь, такое же ощущение Бога, как то, что живёт в ней самой."