-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Nostalgia-N

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 16.01.2016
«аписей: 7794
 омментариев: 145
Ќаписано: 8599



»стори€ европейского костюма.  остюм ¬изантии.

—реда, 24 ‘еврал€ 2016 г. 12:12 + в цитатник

заствка (402x300, 238Kb) ¬ 395 г. н. э. –имска€ импери€ разделилась на «ападную и ¬осточную. «ападна€ была разрушена восстани€ми рабов и завоевана варварами Ч германцами и галлами; ¬осточна€, объединивша€ под своей властью ≈гипет, —ирию, ћалую јзию, √рецию, стала называтьс€ ¬изантией.

¬изанти€ унаследовала от античного –има старые государственные формы и бюрократический аппарат. ќднако рабство тормозило развитие способа производства, и на смену ему приход€т новые общественные отношени€ Ч феодальные. √осподствующей религией было христианство, которое €вл€лось огромной экономической и политической силой. ќно же играло решающую роль в формировании византийской культуры и искусства.

¬ искусстве ¬изантии и эстетических взгл€дах VЧVII вв. отразились все противоречи€ эпохи, св€занные с ломкой старых и формированием новых общественных отношений: вли€ние античности, восточных традиций и новой христианской тематики. ¬едущими видами искусства этого периода €вл€ютс€ архитектура, монументальна€ живопись, художественное ремесло, в том числе производство тканей, вышивка.
мода (500x526, 145Kb)
¬изантийска€ мода, наследница моды римской, сохранила как античную верхнюю одежду - тогу, паллиум, пенулу и т. д., изменив только их названи€, так и нижнюю Ч тунику: эта последн€€ изменилась на далматику (dalmatica) и альбу (alba), из пенулы по€вилась касула альда (casula aida). Ёти типы одежды стали посто€нной составной частью церковного оде€ни€.
¬изантийска€ мода €вл€етс€ наследницей моды античной и в то же врем€ Ч предшественницей раннего средневековь€. »менно здесь зародилась нова€ женска€ мода носить сразу по нескольку одежд, которые одевались одна на другую. Ёто были широкие туники рубашкообразного покро€, которым ¬изанти€ добавила еще рукава. Ќижн€€ одежда имела прилегающие рукава, а верхн€€ - широкие. ѕоверх этих туник одевалс€ еще жесткий плащ.
“аким образом, дл€ византийской моды тело человека и природа не представл€ют интереса, она создает из фигуры как-бы стилизованный абстрактный треугольник, заполненный богатой декорацией и орнаментом.

муж-од (700x465, 736Kb)

Ќа мозаике церкви св. ¬итали€ в –авенне изображен император ёстиниан с придворными. »мператор в белой короткой тунике. ≈е боковой разрез, низ узкого рукава и плечо украшены вышивкой. —верху пурпурный палудаментум, ниспадающий т€желыми круглыми фалдами. Ќа правом плече он застегнут дорогой фибулой с трем€ подвесками, на уровне груди - сословное украшение из золотой парчи с рисунком, на ногах - пурпурные вышитые башмаки. “ак же одеты придворные, но на них палудаментумы белые с пурпурным знаком сослови€ без вышивки и иные, чем у императора, сословные вышивки на плечах туники.

≈пископ и св€щенники одеты в длинные белые туники с длинными широкими рукавами, украшенные по переду и низу рукавов пурпурными полосами, в цветную пенулу и шарф, украшенный бахромой и крестами. ¬оины одеты в короткие цветные туники с нагрудными украшени€ми.

— VII в. неотъемлемой частью императорского костюма делаетс€ лорум - широкий длинный шарф из золотой парчи с драгоценными камн€ми.

в (692x500, 304Kb)

»ным переменам подверглась антична€ одежда при императорском дворе. “ога уже не драпируетс€, потому что теперь она шьетс€ из жесткой парчи, на которой нашиты металлические пластинки и, кроме того, она украшена многочисленной вышивкой, что делало еЄ еще более жесткой. “ака€ одежда стоит, как празднична€ упаковка, вокруг фигуры. ѕосредством убранства одежды выражались титул владельца, его права и об€занности.

ќснову этой моды создают знаки отличи€ - вышита€ и украшенна€ золотом отделка, а на голове диадема-дл€ императрицы и головной покров - у при-дворной дамы. ∆енщина преобразилась с головы до ног, превратившись в сановницу. Ўерсть и полотно забыты. Ќаступило господство парчи, затканной золотыми и серебр€ными нит€ми, украшенной богатой вышивкой, жемчугом и золотом, котора€ ценилась как драгоценность. Ёти дорогие ткани вырабатывались в самой ¬изантии, где уже с середины VI века знали тайну производства шелкового полотна.

ќдновременно измен€ютс€ и функции одежды. √де-то в VI веке консулы перестают носить тогу как официальный костюм. “еперь это плащ. Ёто знак привилегированного положени€ и достоинства, это символ, выдел€ющий данную личность из окружающего мира и замыкающий еЄ в жизни созерцательной. Ётот плащ закрывает фигуру с головы до ног, срастаетс€ с ней, и человеческое тело под ним буквально исчезает.

ѕроизводство парчи, сосредоточенное, главным образом, в √реции и —ирии, в то врем€ уже не зависело от импорта по Ђшелковой дорогеї из »ндии и  ита€. »зготовление шелковых тканей и пурпурового красител€ стало в ¬изантии государственной монополией. ƒорогие шелковые ткани, конечно, имели право носить только высокие сановники, а самые дорогие - только члены императорской фамилии. ¬ ≈вропу эти материалы попадали, прежде всего, как ценные дары дл€ королевских дворов. ¬изантийска€ одежда сохран€лась в русской моде на прот€жении 800 лет почти безо вс€ких изменений. “аким образом, представление о еЄ внешнем виде мы можем получить не только из равеннских мозаик и рельефов, но и по насто€щим костюмам, сохранившимс€ от русского царского двора.

»ƒ≈јЋ  –ј—ќ“џ

идеал1 (250x326, 35Kb)
Ќаход€сь под глубоким вли€нием христианской религии, византийска€ эстетика отдел€ла мир чувственный от мира духовного и противопоставл€ла один другому. „увственна€ природа человека объ€вл€лась скверной и греховной, поэтому ее необходимо было преодолевать на прот€жении всей жизни. ќтсюда красота - это добродетель во славу бога.
идеал2 (300x350, 74Kb)
Ќа смену античной красоте и гармонии человеческого облика приходит новый тип красоты - духовной. “ело вс€чески маскируетс€.

ќсобый интерес у художников вызывает изображение лица. ќгромные глаза, удлиненный овал лица, маленький, лишенный вс€кого намека на чувственность рот и подчеркнуто высокий лоб.

√олова становитс€ центром духовной выразительности облика мужчины и женщины, плоска€, бесформенна€ фигура лишаетс€ живых, естественных пропорций и линий, и костюм приобретает особое значение.

ѕри этом одним из противоречий византийской культуры было то, что нар€ду с провозглашением идеала - духовной красоты, ее характеризует страсть к роскоши, св€занной с ритуалами церкви. ¬о внешнем облике и костюме человека это про€вл€лось в использовании великолепных дорогих тканей, ювелирных украшений, в повышенной декоративности костюма.

ћ”∆— ќ…  ќ—“ёћ
муж кост (500x631, 83Kb)
ќсновными видами мужской одежды €вл€ютс€ туника, штаны, палудаментум, пенула, лорум. »з костюма почти исчезли драпировки, а там, где они остались, античную м€гкость и пластику заменили т€желые цилиндрические фалды, придающие силуэту и всей фигуре человека форму цилиндра.

“уника напоминала позднюю римскую тунику с длинными, суженными книзу рукавами. ѕокрой туники у различных классов был однотипен, различа€сь лишь длиной и качеством ткани.  ороткую тунику выше коленей носила беднота. ¬изантийскую тунику, так же как и римскую, часто украшали неширокими про дольными полосами или вышивкой.

Ўтаны - несомненное заимствование из стран ¬остока - были об€зательной частью мужского костюма. ќни состо€ли из двух несшитых половин и прикрепл€лись тесемками к по€су. ƒлина штанов была различной: до коленей, до щиколоток, с носочной частью.

ѕалудаментум - верхн€€ одежда императора и знати. Ќизшие классы носили плащи на зав€зках спереди или распашную одежду различной длины с рукавами.

∆≈Ќ— »…  ќ—“ёћ

ќсновные виды женской одежды: туника, стола, пенула, мафорий.

≈ще в большей степени, чем в мужской одежде, силуэт женского костюма стремитс€ к цилиндрической форме, маскирующей тело.
феодора (700x465, 189Kb)
Ќа мозаике храма св. ¬итали€ изображена императрица ‘содора со свитой. Ќа ней бела€ стола с богатой вышивкой по бокам и низу и пурпурна€ императорска€ манти€ с каймой крупного орнамента. Ќа шее массивное широкое ожерелье из золота и драгоценных камней, на голове - золотой венец, на ногах - вышитые золотом башмаки. –оскошно одеты и придворные дамы. Ќа них одноцветные вышитые столы и пенулы из узорчатых тканей. “акое сочетание узорных и одноцветных тканей было излюбленным в декоративном решении ансамбл€.

мафорий (558x400, 111Kb)

Ќар€ду с роскошными светскими одеждами из дорогих тканей в византийский период по€вл€етс€ накидка мафорий, закрывающа€ верхнюю часть женской фигуры и голову.  онцы ее перекрещиваютс€ спереди и перебрасываютс€ на спину. ¬месте с длинной столой така€ накидка придает фигуре аскетический вид, отрешенный от всего земного.

Ётот костюм настолько соответствовал требовани€м христианской религии и эстетики, что становитс€ посто€нной одеждой св€тых в иконописи.

∆енщины неимущих классов, хот€ и сохран€ли в своей одежде основные формы и силуэт, но делали ее более легкой и приспособленной к услови€м труда и быта, из дешевых, скромных тканей.
женс-кост (500x632, 89Kb)

ќЅ”¬№
обувь (368x300, 31Kb)
¬изанти€, как и –им, не отличалась разнообразием обуви.
ћужчины обувались в закрытые сандалии с ремешками, переплетавшимис€ почти до колен, и м€гкие сапоги, которые подв€зывались под коленом ремешком.

¬изантийска€ обувь изготовл€лась из цветной кожи и войлока и украшалась различными обшивами. —о времен императора ёнистиана все население носило обувь черного цвета. ќбувь императора была пурпурного цвета.

∆енщины ходили в башмаках из м€гкой цветной кожи.

ѕ–»„®— » » √ќЋќ¬Ќџ≈ ”Ѕќ–џ ¬ ¬»«јЌ“»»

“ак как ¬изанти€ €вл€лась наследницей –имской »мперии, то и прически жителей данного государства очень долгое врем€ походили на римские. Ћишь с X века, под вли€нием канонов христианской религии, прически византийцев значительно измен€тс€.

ћужские прически и головные уборы.
прич-м (450x586, 103Kb)
ћужчины, по римскому подобию, изначально носили короткие стрижки с завитыми волосами. ”ши были открыты. Ќа концах волосы могли завиватьс€ более крупными локонами, нежели у корней. “акже носили густую челку длиной до середины лба. Ћица были выбриты

— VI века в моду вход€т мужские прически из длинных волос. ¬олосы нос€т длиной до плеч, подража€ иконописным изображени€м »исуса ’риста. «авивку больше не используют. ¬ моду входит и каштановый цвет волос, оп€ть же, как у ’риста. ћужчины могли окрашивать волосы в данный цвет.  XII веку начинают носить бороды Ц округлые, либо усы. Ѕороды подвивают, окрашивают хной.

ћужчины-кресть€не также носили бороды, но более длинные и без завивки. ѕрически у кресть€н были: либо волосы длиной до плеч, либо короткие стрижки Ц стрижка в кружок или же стрижка Ђпод скобкуї. —трижка Ђпод скобкуї - волосы по бокам были подстрижены до середины уха, спереди Ц челка длиной до середины лба.

ѕо€вл€ютс€ свои прически и у св€щеннослужителей. ƒо VIII века они нос€т прическу Ђстрижка апостола ѕавлаї - волосы выбривались с передней части головы, позже по€вл€етс€ прическа Ђтонзураї - волосы выбривались кружком по центру головы. ƒанна€ прическа €вл€лась об€зательной дл€ служителей католической церкви до 1972 года.

” простых византийцев редко встречались головные уборы. ќднако при полевых работах и в дороге носили круглые широкополые меховые шл€пы и шапки; встречались также и капюшоны из жесткой материи. ” вельмож были в ходу плоские, беретообразные шапки, расшир€вшиес€ кверху; в начале IX века была сильно распространена кругла€, высока€ шапка, похожа€ на фракийскую.

∆енские прически и головные уборы.
прич-ж (400x566, 118Kb)
ѕрическа византийских женщин была копией античной греческой прически: волосы зачесывались назад и образовывали на затылке узел. »ногда волосы заплетались в две косы, в них вплетались жемчужные нити и ленты, затем голову покрывали чепчиком, очень часто состо€вшим только из лент,соеди-ненных между собой металлическим ободом, на него накладывали косы.

»злюбленной была прическа валиком, который обрамл€л лицо и щеки; он делалс€ с помощью лент, которыми закручивались волосы. ќчень часто волосы украшались цветами. ¬ прическах второго типа вс€ масса волос захватывалась на темени, и из них заплетались широкие косы, которые, загиба€сь сзади, четко обрисовывали щеки. ¬ эти косы иногда вплетали нити из насто€щих жемчужин, драгоценных камней, а также цветные ленты и пр.
ƒевушки могли носить распущенные волосы, а также заплетали волосы в височные косы, которые спускались полукругом под уши и закалывались на затылке.

—уд€ по изображени€м, к числу женских головных уборов, которые носили в сочетании с описанными одеждами, принадлежали попул€рные у западных римл€нок еще до начала »мперии богато украшенные чепцы, сетки и головные платки, а также некоторые заимствованные у восточных народов фасоны головных уборов.

’от€ в ¬изантии были в ходу весьма разнообразные по своей форме головные уборы, некоторые из них пользовались особенной любовью женщин. Ёто касаетс€ сеткообразных наголовников, сплетенных из серебр€ных или золотых шнурков и обшитых дорогими камн€ми, жемчугом, золотыми бл€шками и пр., а из числа восточных уборов - особого вида древнеперсидской пов€зки, спирально обвитой двум€ платками различных цветов на манер императорской тиары. Ётот наголовник составл€л исключительную принадлежность замужних женщин. ѕлотно прикрывавшие голову платки и чепцы, нередко украшенные узорчатым шитьем, гораздо чаще носились зрелыми женщинами, чем молодыми девушками. ѕоследние покрывали голову чрезвычайно нар€дными и красивыми сетками, а также золотые пов€зки и диадемы, часто украшенные драгоценными камн€ми

” –јЎ≈Ќ»я

¬ ¬изантии отдавали предпочтение использованию легкого золотого листа. јкцентом украшений делались драгоценные камни.  ак и на западе, в ¬изантии украшени€ носили богатые женщины, украшени€ же мужчин ограничивались кольцом-печаткой. Ќо золото, бриллианты, сапфиры и рубины Ц это украшени€ знатных жителей, в то врем€ как ремесленники средневековь€ находили способы заполнить востребованную нишу дешевых украшений.

¬едь кроме золота и серебра есть медь и бронза, а во времена расцвета алхи-мии по€вл€ютс€ мельхиор и амальгама.  роме изумрудов и сапфиров есть полудрагоценные камни, которые гораздо чаще встречаютс€ в природе и потому намного более дешевы Ц но лишь немного менее красивы. “ак фактически по€вл€етс€ бижутери€, и со временем она тоже совершенствуетс€, хот€ еще и не имеет современного названи€. –елиги€ также играла немаловажную роль в развитии стилистики украшений Ц многие из них содержали религиозную символику.

ввв (670x500, 161Kb)

јлмазы же вплоть до позднего средневековь€ практически не используютс€. » лишь когда ювелиры наход€т такие способы огранки алмазов, которые застав-л€ют камень переливатьс€ всеми цветами радуги в лучах света, бриллианты занимают достойное место в дорогих украшени€х.

ќпредел€ющую роль играет церковь и императорский двор. ¬изантийский император - земной наместник Ѕога, поэтому ему надлежало воздавать почти божественные почести. ¬изантийцы любили роскошь как элементу престижа, стремление к великолепию, пышности, широко использовали драгоценные материалы.

¬изантийских ювелирных украшений сохранилось относительно немного, в основном это серьги, перстни, браслеты, ожерель€. ¬ их декоре часто исполь-зовали драгоценные камни и жемчуг, эмали и чернь.

–оссыпи цветных камней и золото, играющее объединительную роль, представл€ют своеобразный документ, свидетельствующий о необычайной роскоши этой культуры. ¬ ювелирном искусстве использовалось даже больше камней и жемчуга, чем в –анний –имский период.

Ќа смену недавно еще такой попул€рной филиграни около 300 года приходит нова€ техника - резьба "в оброн", с изъ€тием фона. √равированный орнамент из геометрически стилизованных мотивов виноградных лоз становитс€ более рельефным и сочным, с множеством светотеневых и цветовых эффектов. ќколо 600 года начинают преобладать композиции с разбегающимис€ круга-ми, где мотив креста как бы раствор€етс€ в воздухе.

Ќаибольшую славу византийским златокузнецам и ювелирам принесли эмали. ќтсюда они проникли в ≈вропу. ¬ византийских украшени€х сосуществуют золото и серебро, эмаль, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, неизменно гармонизиру€ с изысканной красотой и мастерством бесценных и дерзких работ, отража€ благородство и из€щество.

–убрики:  »стори€ европейского костюма.


ѕроцитировано 2 раз



норине   обратитьс€ по имени „етверг, 25 ‘еврал€ 2016 г. 10:22 (ссылка)
ѕерейти по пр€мой ссылке
: http://linkshrink.net/7AHdGE

"ѕоследние новости из мира моды""



ѕереход только на странице Live...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку