Немецкая Венеция — Шпреевальд (Spreewald) Немецкая Венеция — Шпреевальд...
наглый попугай Жако - (0)Как попугай Наташке жениха выбирал. ****~~~~****~~~~****~~~~**** У Наташк...
Барон Клодт. Укрощение диких лошадей - (0)Петербургская история с неожиданной развязкой: бедный барон полюбил вздорную богачку, а по нему взды...
ускоренный обмен веществ - (0)Диета для запуска обмена веществ На этой диете отлично работает обмен веществ, ...
Турецкие лепешки - (2)Вкусный постный турецкий хлеб базлама на кефире Вкусный постный тур...
Женщины - художницы эпохи Возрождения |
История искусства Возрождения состоит в основном из мужских имен. Женское творчество сводилось к вышивке и шитью, а «настоящими художниками» были только мужчины – дамам не позволялось даже смотреть на обнаженную натуру, не говоря о художественном образовании. Но все-таки женщины-художницы в эпоху Ренессанса были, и, несмотря на все трудности, история сохранила их имена – а мы расскажем об их необычных жизнях.
/www.prostranstvo.media/wp-content/uploads/2020/03/1-300x214.jpg" target="_blank">https://www.prostranstvo.media/wp-content/uploads/2020/03/1-300x214.jpg 300w, https://www.prostranstvo.media/wp-content/uploads/2020/03/1-768x549.jpg 768w, https://www.prostranstvo.media/wp-content/uploads/2020/03/1.jpg 1400w" width="750" />
Проперция де Росси родилась в городе Болонье в 1490 году. Она приняла удивительное и неожиданное для ее времени и окружения решение – стала художницей, и не просто художницей, а скульптором. Молотки, резцы, и зубила были инструментами для сильных мужчин. Считалось, что женщинам недостает интеллекта и мускулов для такого вида искусства.
Так как Проперция была женщиной, к обучению ее не допустили. Сохранились фрагменты ранних работ, которые демонстрируют, к каким ухищрениям ей пришлось прибегнуть, чтобы преодолеть все ограничения и освоить мастерство скульптора. Ей не позволяли работать с камнем, и она украшала потрясающими барельефами обычные фруктовые косточки.
В 1525 году в возрасте 35 лет Проперция де Росси решила наравне с мужчинами побороться за место в группе резчиков по мрамору, оформлявших базилику Сан-Петронио в главном соборе Болоньи. Годы труда не прошли даром: Проперция победила в конкурсе и была принята в группу скульпторов.
Сутью искусства Ренессанса было изображение обнаженной натуры, но приличной женщине не позволялось изучать и изображать мужское тело. Скульптуры Проперции ее выдавали – она отлично знала анатомию мужчин. Главным личным врагом и завистником де Росси стал художник и скульптор Амико Аспертини. Именно он начал распространять о ней дурные слухи, порочащие репутацию. Из-за непрекращающихся сплетен и общественного осуждения Проперция была вынуждена оставить работу и в 1530 году умерла, нищая и одинокая, в больнице для бедняков.
/www.prostranstvo.media/wp-content/uploads/2020/03/2-300x214.jpg" target="_blank">https://www.prostranstvo.media/wp-content/uploads/2020/03/2-300x214.jpg 300w, https://www.prostranstvo.media/wp-content/uploads/2020/03/2-768x549.jpg 768w, https://www.prostranstvo.media/wp-content/uploads/2020/03/2.jpg 1400w" width="750" />Часто женщины Ренессанса могли заниматься творчеством лишь за закрытыми дверями – в монастырях. Уединенная монашеская жизнь защищала художниц, но им приходилось творить исключительно на библейские темы и для небольшой аудитории.
Отделившись от семьи и общества с их правилами и требованиями, целые общины посвящали себя науке, литературе, музыке, рукоделию и живописи. Так, Плавтилла Нелли, несмотря на свое высокое происхождение и богатую семью, в возрасте 14 лет стала доминиканской монахиней. Монастырская жизнь позволила ей беспрепятственно заниматься искусством, однако все персонажи на картинах Нелли кажутся слишком женственными, ведь у нее не было натурщиков-мужчин.
Плавтилла была художницей-самоучкой и училась живописи, копируя доступные ей работы других художников. Работы Нелли отличались яркой эмоциональностью сюжетов и необычно широким размахом. В монастыре Санта-Мария-Новелла, где проживала Плавтилла, размещена ее картина «Тайная вечеря», длина которой составляет 6,7 метров. Это самая большая из известных картин, созданных женщиной. В 2018 году после завершения реставрации картину представят широкой публике во Флоренции.
Похожая судьба была и у другой художницы-монахини – Екатерины Болонской. Юная аристократка Екатерина стала монахиней и посвятила себя религиозному служению. Она создавала прекрасные живописные работы, гравюры, миниатюры, а также литературные произведения. В XVIII веке Екатерина Болонская была признана святой и считается покровительницей художников, а ее нетленные мощи по сей день находятся в монастыре.
/www.prostranstvo.media/wp-content/uploads/2020/03/4-300x214.jpg" target="_blank">https://www.prostranstvo.media/wp-content/uploads/2020/03/4-300x214.jpg 300w, https://www.prostranstvo.media/wp-content/uploads/2020/03/4-768x549.jpg 768w, https://www.prostranstvo.media/wp-content/uploads/2020/03/4.jpg 1400w" width="750" />Софонисба Ангвиссола родилась в 1532 году и обучалась ремеслу рисования в мастерских у разных художников. Несмотря та то, что она была женщиной, ее приняли в качестве ученицы по просьбе отца, который поддерживал желание дочери заниматься живописью.
Однажды отец, воодушевленный успехами Софонисбы, устроил ей встречу с Микеланджело. По заданию Микеланджело молодая художница нарисовала портрет плачущего ребенка, чем произвела на мастера большое впечатление. У Ангвиссолы был талант подмечать интересные черты, раскрывать в портретах характеры людей. Она стала родоначальницей нового направления в живописи – семейного портрета.
Новый стиль портрета тут же стал популярным среди влиятельной знати, и сам герцог Альба предложил представить художницу испанскому королевскому двору. В 1559 году 27-летняя Ангвиссола оставила дом и сестер и отправилась в Испанию в качестве гостьи на свадьбу короля Филиппа II и Елизаветы Валуа. После этой встречи Софонисба становится одной из придворных художниц.
Талант и удача Ангвиссолы сделали ее богатой и известной. Софонисба – удивительный пример женщины периода Возрождения, которой удалось сделать карьеру и получить признание в королевских кругах. Повезло ей и в личной жизни: художница дважды была замужем, и оба мужа горячо поддерживали ее творчество.
Когда Ангвиссола была уже в преклонных годах, многие молодые художники приезжали к ней за советами, желая изучить ее стиль. Был среди них и прославленный Ван Дейк, который назвал Софонисбу величайшей художницей.
/www.prostranstvo.media/wp-content/uploads/2020/03/5-300x214.jpg" target="_blank">https://www.prostranstvo.media/wp-content/uploads/2020/03/5-300x214.jpg 300w, https://www.prostranstvo.media/wp-content/uploads/2020/03/5-768x549.jpg 768w, https://www.prostranstvo.media/wp-content/uploads/2020/03/5.jpg 1400w" width="750" />Артемизия Джентилески родилась в Риме в 1593 году в семье художника. С юных лет в своем творчестве она обращалась к популярной библейской тематике, и в 17 лет написала первый сюжет – «Притчу о Сусанне и старцах» (1610). Обычно художники-мужчины изображали красивую обнаженную Сусанну, наслаждающуюся вниманием двух стариков.
На картине же Джентилески Сусанна с отвращением отшатывается от похотливых старцев, видно, что они вызывают у нее явную неприязнь. Таким образом молодая художница пыталась отобразить то, что в те времена не имело названия – сексуальные домогательства.
Такая суровая оценка мужского взгляда на женщину оказалась оправданной. Через два года отец Джентилески выдвинул обвинения против ее учителя, художника Агостино Тасси за изнасилование дочери. Суд длился семь месяцев, в течение которых Джентилески пришлось очень нелегко. Для доказательства своей правоты Артемизия даже согласилась на пытку тисками для больших пальцев.
Позже Джентилески переезжает из Рима во Флоренцию, чтобы начать новую жизнь. Ее покровителем стал сам герцог Медичи. Артемизия занималась мужским делом – писала картины на историческую тему и участвовала в масштабных общественных проектах как в Италии, так и за ее пределами. Своей жизнью и творчеством художница опровергала стереотипы, связанные с женщинами. Она говорила: «В моей женской душе живет дух Цезаря».
Артемизия сделала карьеру международного уровня в то время, когда большинству итальянских женщин не каждый день позволялось выходить из дома. Сейчас же картины Артемизии Джентилески бьют рекорды по продажам с аукционов. Так, в 2017 году на торгах в Париже картина «Автопортрет в образе святой Екатерины» ушла за 2 млн 360 тыс евро, а саму Артемизию все чаще называют «первой феминисткой».
Текст: Евгения Иванова
Серия сообщений "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО":
Часть 1 - Звезда любви
Часть 2 - Елена Базанова
...
Часть 4 - Обманки как художественный феномен Один из типов европейского натюрморта - "trompel'oeil" ("обманка").
Часть 5 - Девочка с персиками
Часть 6 - Женщины - художницы эпохи Возрождения
Часть 7 - Питер Брейгель Старший
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |