-Видео

MARIA ISABEL ?De quе vas?
Смотрели: 195 (0)

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Noche_de_Mayo

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.11.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 262


ВЗДОХ МАВРА...

Суббота, 01 Мая 2010 г. 00:53 + в цитатник

Последним арабским государством в Европе стал Гранадский эмират, падение которого означало конец  Реконкисты - отвоевания Пиренейского полуострова, находившегося под властью мавров в течение восьми столетий.

Возник эмират в результате процесса  раздробленности арабских владений на Пиренеях. Это было одно из самых сильных, красивых и  развитых государств Средневековой Европы, где процветели наука, культура, искусство. В связи с этим, а также в связи с веротерпимостью арабских правителей. В Гранаде жили и работали мусульмане,  христиане, иудеи - учёные, поэты, музыканты, переводчики, сохранившие для нас античное и средневековое  европейское  и восточное наследие.

Это даже привело к ссоре гранадских правителей с их североафриканскими соседями, исповедовавшими ортодоксальный и суровый ислам, не терпевший излишеств.  Гранадцев обвиняли в вероотступничестве, и даже направляли против них  походы. В конце же существования Гранадского эмирата помощь от единоверцев в борьбе с наступавшими христианами часто не приходила, а поддержка была больше моральной.

Чтобы сохранить Гранаду за собой после потери Кордовы, столицы мавританского  государства, арабы даже согласились пожертвовать Севильей. После этого Реконкиста приостановилась на два столетия. Этому также способствовало и географическое положение Гранады.

Ослаблению Гранадского эмирата в конце XV века способствовали постоянные войны с испанцами, в результате которых приходилось выплачивать тяжёлую дань. Так по договору 1470 года Гранада обязалась платить Кастилии ежегодно по 20 тыс. золотых дублонов. В городах эмирата обострялась междоусобица аристократических группировок, носящая ожесточённый характер. Кроме междоусобиц политико- экономического характера, усилились и межэтнические распри среди народов, составляющих его население. Согласно исследованиям численность населения эмирата Гранада в XV веке составляла около 5 млн. — значительное количество для такой небольшой горной территории. Подавляющее большинство тех, кого испанцы называли маврами, составляли берберы — представителями одного из африканских племён, покорённых арабами. Потомки завоевателей и представители династий — арабы — зависили от наёмников-берберов как турецкие султаны от своих разношёрстных янычаров.

Сохранялись группы романо- и арабоязычных христиан, многочисленные еврейские общины (хотя многие евреи эмигрировали на север после Гранадского погрома 1066 года). Значительная часть населения Гранады состояла из военнопленных — христиан-рабов (в том числе сакалиба, то есть пленников-славян). В этом национальном конгломерате арабы представляли как бы особую, высшую касту — феодальную знать. Но составлявшие войско многочисленные и враждебные верхушке власти берберы постоянно подрывали силу аристократии своими интригами, партийной борьбой, заговорами и восстаниями. В династической борьбе принимали деятельное участие арагонские и кастильские короли, поддерживая ту или иную группу. Ситуация время от времени усугублялось массовым притоком беженцев мусульман из других регионов Испании, приграничными стычками с испанцами.

Все разногласия привели к испано-арабской войне 1481-1492 г., результатом которой было взятие Гранады и изгнание последнего эмира, Боабдиля с семьёй.

 

Начало войне положил поход Абульхасана-Али (Мулей Хасена), воинственного эмира Гранады, и взятие им Саары, возле Ронды (26 декабря 1481 г.). В ответ Родриго Понсе де Леон, маркиз Кадисский, захватил Альхаму, лежащую в 40 км от Гранады (28 февраля 1482 г.). Когда Абуль-хасан-Али осадил Альхаму, на помощь Понсе де Леону пришли Фердинанд II Арагонский с Изабеллой Кастильской, и Абульхасан-Али был вынужден снять осаду (май). Война продолжалась десять лет подряд. Успеху христиан способствовала долгая гражданская война между Абульхасаном-Али и двумя претендентами на трон Гранадского эмирата: его братом Абу-Абдалла-хом Мухаммедом ибн-Заада и его сыном Абу-Абдалла-хом Мухаммедом XI, известным также под именем Боабдил.

Эмиром Гранады Абульхасан-Али стал в 1478 году и с большим искусством управлял страной в течение нескольких лет. Однако Абульхасан вскоре предал забвению государственные дела, и связано это было с его личной жизни, в которой огромную роль сыграли две женщины, его жёны Айша аль-Хорр и христианская рабыня Сорайда (Утренняя звезда).

У кормила правления стал визирь султана, который заботился лишь об удовлетворении собственных интересов. На жалобы и ропот народа и власть имущих людей эмир ответил репрессиями; много рыцарей и высоких должностных лиц было казнено, что еще более способствовало росту недовольства. В 1476 году Абульхасан заключил перемирие с Кастилией. Когда срок перемирия истек, мавры открыли военные действия, которые велись с переменным успехом, однако внутренние распри серьёзно ослабили положение дел мавров. Сорайда и её дети стали представлять угрозу для Айши, первой жены, и её детей.

Будучи родом из королевской семьи, Айша обладала немалым состоянием, стоит только упомянуть и по сей день сохранившиеся в Гранаде Дворец Дар Аль Хорра и Алькасар Хениль, находившиеся когда-то в ее владении, чтобы вообразить ее знатное происхождение. В течение двадцати лет ей было предначертано судьбой занимать трон Альгамбры рядом со своим супругом Мулей Хасеном. Айша подарила султану троих детей, среди них и будущего наследника трона. Но при всем при этом личная жизнь Айши оказалось не такой радужной, как можно было бы предположить.



Ну давайте же приподнимем завесу тайны и заглянем в гарем Альгамбры. Гарем — это та часть дома, которая отводилась женщинам. Гранадский гарем в общих чертах не отличался от любого другого восточного гарема. Любопытно, что некоторые путешественники эпохи Возрождения сравнивали восточный гарем с христианским монастырем. На первый взгляд сравнение кажется странным. Что общего имеют христианский монастырь, в котором монахини дают обет целомудрия и отвергают тем самым все телесное и мирское, посвящая себя духовной жизни, с чувственным восточным миром гарема, где женщины долгие часы проводят ухаживая за телом, растираясь маслами, купаясь в хаммаме, дабы потом услаждать султана?

Но сходства все-таки были, например, в том, что в гареме девушки как и монастыре получали религиозное воспитание. Все прежние связи с миром разрывались. Как только девушка входила в сераль*, она как и монашка получала новое имя. Во время многочисленных военных столкновений между христианами и маврами гарем Альгамбры пополнялся наложницами, не в последнюю очередь за счет захваченных в плен женщин. Христианские наложницы, попадая в гарем, обращалась в ислам, произнося простую фразу: "Нет Бога кроме Аллаха, и Магомет - пророк его", именно эта фраза выгравирована на Воротах Правосудия в Альгамбре. Наложница султана занимала самую нижнюю ступень в строгой иерархической системе. Во главе гарема стояла первая жена господина, родившая ему первенца, затем шли остальные три «официальные» жены, за ними следовали фаворитки и рабыни.




Случилось как то раз, что в одной из битв между маврами и христианами, назридские войска пленили дочь командора  Санчо Хименеса де Солис, Изабель, и отвезли в Альгамбру. Согласно легенде Изабель обладала необычайной красотой, которой пленила сердце султана Мулея Хасена. Попав в гарем она приняла ислам, получив новое имя «Сорайя», что в переводе означает «звезда рассвета». Эта новая «звезда», вошедшая на небосводе Альгамбры, быстро затмила первую супругу Мулея Хасена, Айшу. В отличие от прекрасной христианской рабыни, султанша не отличалась ни красотой, ни женственностью. Вопреки всем сложившимся устоям, Сорайя превратилась из христианской рабыни в любимую и главную жену гранадского султана, чем произвела огромный фурор при султанском дворе.


Но история на этом не заканчивается. Свергнув Айшу с ее законного места, Сорайя родила султану двух детей. Теперь перед ней стояла следующая задача, посадить своих детей любой ценой на гранадский престол. Поэтому Сорайя поспешила напомнить Мулей Хасену о том, что предсказывали звездочеты при рождении Боабдила, первенца Айши и законного наследника престола. А именно, что он свергнет с престола своего отца и навлечет на Гранадское королевство великое горе. Прислушавшись к уговором любимой, Мулей Хасен удалил Айшу от двора, а сына бросил в темницу. Но как известно, чему быть, того не миновать... предсказанию звездочетов суждено было стать явью.

Боязнь, что Мулей Хасен назначит наследниками трона детей Сорайи, подтолкнула Айшу вступить в заговор с аристократическим кланом Абенсеррахов, чтобы свергнуть с престола своего супруга и посадить на трон Боабдила. Хитростью высвободив сына из заточения, Айша организовала побег Боабдила в Гуадикс, где он встал во главе войска Абенсеррахов. Некоторое время спустя, 5 июля 1482 года Боабдил торжественно вступил на Гранадский престол.

Но вскоре Боабдилу вновь понадобилось содействие хитроумной Айши, когда он год спустя, попал в плен к Католическим Королям во время битвы при Люсене. Айша добилась освобождения Боабдила лишь ценой отдачи в заложники своего внука, сына Мораймы и Боабдила. Но петля вокруг Гранадского королевства сжималась все плотнее, город был осажден и в 1492 году у Боабдила не оставалось другого выхода, как подписать документ о передаче Гранады Католическим королям.




Если верить легенде, когда Боабдил бросил последний взор на Гранаду, и на глазах его выступили слезы, в этот момент Айша произнесла свою знаменитую фразу, укоряя сына: «Ты плачешь как женщина о том, что не сумел защитить как подобает мужчине». Этой фразой заканчивается глава восьми векового господства мусульманской культуры в Испании.

ИСТОЧНИКИ:

1. Прогулки по Гранаде http://algranada.blogspot.com/2009/09/blog-post_13.html

2. Легенды Андалусии http://espanamyhome.com/?p=859

3. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B0%D0%B1%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D1%8C

4. Журнальный зал ДРУЖБА НАРОДОВ http://magazines.russ.ru/druzhba/2004/8/kaga11.html

5. Средневековые войны http://www.medieval-wars.com/articles/ha_0097.html

 

 

 

 

Рубрики:  Легенды/Leyendas
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку