Новое авангардистское течение французской живописи начала ХХ века, просуществовавшее всего два года (1905—1907гг.), получило название фовизм (от французского fauve — дикий, хищный) с легкой руки одного из критиков, посетившего парижскую выставку 1905 года и шокированного насыщенностью цветовой гаммы картин. Хотя сам факт столь бурной реакции на публичный показ оригинальных произведений, отличных по исполнению от традиционных, несомненно был фактом их признания. Именно поэтому абсолютно все картины фовистов, оставляющие ощущение энергии и страсти, уже при жизни художников были проданы в музеи и частные коллекции.
В этой манере были написаны картины широко известных живописцев Анри Матисса, Альбера Марке, Андре Дерена, Жоржа Руо, Рауля Дюфи, Мориса де Вламинка. Произведениям этого периода присущи резкость и контрастность цвета, сведение формы к очертаниям и пренебрежение законами световой и линейной перспективы. Однако вскоре союз фовистов распался и творческие пути художников разошлись. Однако не только название, но и сами картины этого несколько скандального направления навсегда остались в истории авангардизма.
Долгое время считалось, что секрет стекла случайно открыли финикийские купцы — об этом писал Плиний Старший (23–79 годы н. э.) в «Естественной истории». Как-то раз груженный разными товарами корабль из Сидона попал в сильный шторм, и его команда сочла за лучшее высадиться на берег. Кое-как обсушившись у костра, моряки решили сварить обед. Но чтобы развести под большим корабельным котлом огонь, нужно было этот котел на что-то поставить, а на песчаном берегу не было ни единого камня. Тогда изобретательные торговцы принесли из трюма часть груза — большие блоки соды — и на них водрузили котел. После того как буря утихла, бережливые финикийцы решили вернуть груз на корабль. К своему удивлению, они обнаружили в кострище странные куски непонятного вещества, которое, без сомнения, образовалось вследствие воздействия огня на песок, перемешанный с содой. Якобы так человечество открыло технологию выплавки стекла и состав шихты — исходного сырья для его производства.
В ХХ веке эту красивую историю решили проверить. Но энтузиастам, действовавшим строго по методике, изложенной Плинием Старшим, не удалось получить стекло. Температура, которую способен дать костер, пусть даже и раздуваемый штормовым ветром, оказалась недостаточной для сплавления соды с песком. Получить высокую температуру можно лишь в печи, поэтому пальма первенства в изобретении стекла, скорее всего, принадлежит неизвестному помощнику египетского гончара, который не страдал излишней аккуратностью в работе. Похоже, что именно он первым уронил сосуд из сырого глиняного теста в случайно оказавшуюся под ногами смесь песка и соды и потом, не сумев полностью его отчистить, сунул гончарное изделие в печь для обжига. В результате керамика оказалась покрытой тонкой стеклянной коркой — глазурью. Отсюда оставалось сделать лишь полшага до производства настоящего стекла.
Сегодня «талантом» называют выдающиеся способности человека, позволяющие ему достичь совершенства в сфере его деятельности. Хотя первоначально это слово (от греческого «talanton» — вес) означало самую крупную весовую и денежно-счетную единицу в Древней Греции, Вавилоне, Персии и других областях Малой Азии. При Александре Македонском 1 талант равнялся 25,9 кг серебра.
В современном русском языке старое значение слова «талант» сохранилось только в выражении «Зарыть талант в землю», правда, приобретя переносный оттенок из-за совмещения этих двух значений. Возникло же это выражение благодаря евангельской притче о том, как богатый господин, уезжая в чужую страну, поручил рабам свое имение, при этом дав первому рабу 5 талантов, второму — 2, а третьему — 1. Те из них, кому были вручены 2 и 5 талантов, пустили их в дело, а «получивший же один талант, пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего».
По возвращении хозяин потребовал отчета и получил от первых двух рабов денег вдвое больше, чем давал им. Он похвалил их и сказал каждому: «Добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многими тебя поставлю». А третий отдал ему только один талант, сказав, что, убоявшись, зарыл его в землю. И господин сказал ему: «Лукавый раб и ленивый! Надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я получил бы его с прибылью» (Матф., 25, 15—30). Сегодня выражение «Зарыть талант в землю» означает: не заботиться о развитии своих способностей и умалять их.
Если машинист локомотива попытается сразу резко начать движение поезда вперед, когда сцепки вагонов натянуты, то может оказаться, что он не сдвинется с места, так как суммарная сила трения покоя, действующая со стороны рельсов на все колеса состава, превысит силу скольжения ведущих колес локомотива, создаваемую осями и имеющую противоположное направление. Поэтому вначале необходимо подать поезд назад, ослабив тем самым натяжение сцепок, и только после этого приводить в движение вагоны последовательно, один за другим, а затем, так же поочередно, начинать их движение вперед.
Добыча кленового сока, заимствованная канадцами у индейцев, оформилась в любимый ими и ежегодно проводящийся в марте месяце национальный праздник жителей Южного Квебека и Онтарио. Получить 20—25 литров ценнейшего сока от одного дерева можно только из клена сахарного ( Acer saccharinum). Эти деревья, достигающие 30 м в высоту, растут на юге-востоке Канады. Для сбора сока на стволе, на высоте примерно 20—30 см от земли, делают надрез, в который вставляют трубочки, ведущие к сосудам, куда и стекает сок, называемый пасокой.
Для получения сладкого кленового сиропа или сахара, в котором вместо сахарозы содержатся более полезные дектроза и микроэлементы, сок сгущают методом выпаривания. Для приготовления 1 литра сиропа необходимо 40 литров сока. Кленовый сироп — обязательный компонент многих блюд канадской кухни. Им поливают мороженое, суфле, каши и даже некоторые мясные кушанья.