При проведении инженерно-геодезических изысканиях линейных объектов
(железных и автомобильных дорог, ЛЭП, магистральных трубопроводов, каналов
и др.) производится камеральное и полевое трассирование, которое
заключается в исполнении таких работ:
- Топографическая съемка местности под предстоящим линейным объектом и
близлежащих территорий. Ширина захвата съемки рядом с будущей ж/д или
автотрассы или нефте-, газо-, водотрубопроводов устанавливается в
зависимости от характеристик проекта линейного объекта, вида местности и
природных данных местности и составляет, как правило, 20-300м. В местах
перекрестка будущей трассы с площадными объектми, переходами сквозь
естественные (водотоки, овраги, реки и ручьи) и искусственные (дороги, ЛЭП
и ЛЭС, подземные коммуникации, населенные пункты) перепоны выполняется
более крупномасштабная инженерно-топографическая съемка, чем топосъемка
близьлежащих территорий. Результатом топографо-геодезических работ
является ситуационный, кадастровый или топографический план полосы трассы
масштабов 1:2000 - 1:5000, инженерно-топографические планы пересечений и
сложных участков трассы масштабов 1:500 - 1:1000, продольный и поперечные
профили на пикетных и всех плюсовых (переломных) точках. Для более точной
картины
геодезические съемки линейных объектов проходят процесс
урегулирования подземных, наземных и надземных коммуникаций с
соответствующими эксплуатирующими службами районов, через которые будет
проходить будущая ж/д или автомобильная дороги, ЛЭП, магистральный
трубопровод, канал, линия связи и т.д.
- Проектирование линейного объекта или камеральное трассирование включают
в себя создание на заранее подготовленной топографической подложке (см.
пункт выше) с нанесенными коммуникациями проекта будущей трассы,
трубопровода, канала, линии связи или другое. После согласования и
утверждения окончательного варианта трассы с Заказчиком работ
геодезист-камеральщик производит определение координат поворотных точек
трассы, рассчитывает величины поворотных углов, расстояний, составляет
проект разбивки круговых и переходных кривых на местности и подготавливает
разбивочный чертеж.
- Вынос линейного объекта на местности или полевое трассирование включают
в себя процесс выноса на местности оси трассы и горизонтальных (круговых)
кривых в натуру с закреплением углов поворота, створных точек, мостовых
переходов и др. В состав работ при полевом трассировании входят:
проложение теодолитных (тахеометрических) ходов вдоль оси трассы с
закреплением углов поворота и створных точек, установление реперов,
разбивка и закрепление пикетажа, элементов кривых и поперечных профилей,
техническое (тригонометрическое) нивелирование по трассе и поперечным
профилям. На застроенной территории городов и промышленных предприятий
вместо полевого трассирования допускается выполнение крупномасштабной
топографической съемки полосы по выбранной трассе с последующей
камеральной укладкой трассы по материалам съемки в существующей системе
координат и высот.