Геннадий Голобоков — художник-фантаст |
10 декабря 2011 года был опубликован
циркуляр Центра малых планет № 77125,
в котором сообщается о том,
что астероид Главного пояса, имеющий номер 237265
получил имя Golobokov
в честь замечательного художника
Геннадия Григорьевича Голобокова.
ЗВЕЗДЫ ЗОВУТ
В небольшом волжском городке Балакове ходил в школу влюбленный в звезды мальчишка. Товарищам Гена Голобоков давно заявил: вырасту – стану астрономом. А сам рисовал, не выпуская из рук карандаша ни на уроках, ни на переменах. На любом клочке чистой бумаги он набрасывал портреты друзей, тихие балаковские улочки, любимую Волгу. Его работы брали на городские выставки, посылали в Саратов. Через год Гена должен был получить аттестат зрелости, но случилось несчастье. В солнечный летний день 1951 года все, о чем он мечтал, вдруг оказалось недостижимым. Неудачный прыжок во время купания – перелом шейного отдела позвоночника. Шло время, одна больница сменяла другую. Он начинал понимать, что ему уже не подняться с постели.
Контакт
...Подрамник помещался на груди. Одной рукой Голобоков держал картину, другой – кисть. Руки быстро уставали. Иногда после единственного мазка он просил отставить полотно. Рука с кистью едва дотягивалась до середины холста. Чтобы дать возможность Геннадию писать верхнюю часть картины, ее переворачивали. Приходилось с этим мириться.
Так работал самодеятельный художник Геннадий Григорьевич Голобоков. Он не сдался. Он знал, что человек может победить любые обстоятельства, если у него хватит мужества для борьбы.
* * *
Чаша с солнцем
Творческий путь художника начинался с полотен, посвященных прошлому и настоящему любимой Родины, труду молодежи в городе многих ударных комсомольских строек. Он рисовал парней и девушек, причастных к преображению Балакова. Главный герой – молодой, счастливый и сильный человек-созидатель.
Вскоре к Голобокову пришло признание. На Всесоюзных и Всероссийских выставках самодеятельных художников Геннадий получает несколько наград, а в юбилейном 1967 году становится лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного изобразительного искусства, ему вручают диплом и медаль. Но самый высокий творческий взлет ждал его впереди когда он обратился к научной фантастике.
Раздумьям о будущем, о призвании и возможностях человека посвящены все картины Голобокова Главную тему своего творчества художник определил так: психология людей будущего. Впоследствии в статье, подводящей итоги короткой жизни Г. Г. Голобокова, журнал «Техника – молодежи» напишет: «Пожалуй, именно за Голобоковым можно признать приоритет зачинателя направления «психологической фантастики» в научно-фантастической живописи».
Выход из анабиоза
Геннадий мечтал о таком совершенстве человека когда уже не будет преград его замыслам и делам. «Космическая мазурка» – люди танцуют в космосе... без скафандров. «Одоление недоступности» – мозг используется до предела. Его полотна рассказывают о достижениях ученых («НИИ генетики», «Череп Кучума»), о преобразовании Земли («Человек и машина») о единстве людей и природы («Утро Сибири – завтра»).
На одном «фантастическом» полотне Голобокова мы видим оружие. Картина называется «Раскоп». Люди будущего раскопали поле давнего боя: покореженный ствол пушки, хвост самолета, гусеницы танка Персонажи картины потрясены. Можно прочесть их мысли: «Неужели это было когда-то?» Было! А у героев «Раскопа» за плечами – крылья. Они добились удивительных побед духа, мысли, человеческого гения. И эти победы пришли, когда навсегда замолчали пушки.
Чем же занят человек будущего? Картина «Сеятель». Раскаленная, растрескавшаяся земля уходит за горизонт. Космонавт разбрасывает семена. Уже зеленеют первые ростки. И верится: необжитая, умирающая планета станет прекрасной. Другое полотно – «Памятник». Посланец Земли высекает бюст Циолковского. Рядом женщина с младенцем на руках. И на эту мертвую, без счастливого детского лепета, планету пришла жизнь.
Как-то, сообщая о своих новых работах, Голобоков написал мне, что это «картины, глядя на которые, ты непременно начнешь размышлять». Именно стремлением разбудить фантазию зрителя, заставить его задуматься о завтрашнем дне и следует, вероятно, объяснять секрет большой популярности полотен Г. Голобокова. Каждая его картина – призыв к действию.
НИИ генетики
В 1973 году Геннадий становится победителем объявленного журналом «Техника – молодежи» международного конкурса научно-фантастической живописи. Его работы с успехом экспонируются на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве, XXIV Международном конгрессе по астронавтике в Баку на выставках в Праге, Будапеште, Варшаве, Лиссабоне Улан-Баторе, Вьентьяне, на Мадагаскаре... Их высоко оценили космонавты В. Севастьянов, П. Попович и другие. Две его картины подарены американским астронавтам и хранятся в космическом центре США в Хьюстоне.
Член Союза художников СССР, летчик-космонавт А. Леонов так оценивал творчество Голобокова: «Его картины на космическую тему, жизнеутверждающие, отличающиеся глубоким психологизмом, выполненные на хорошем профессиональном уровне, являются, на мой взгляд, заметным явлением в новом, «космическом», направлении изобразительного искусства».
Череп Кучума
Пробовал свои силы Г. Голобоков и в поэзии. Лирика его полна напряженных раздумий, далека от описательности. Каждое событие для него – повод поговорить о проблемах, которые беспокоят всех нас. Его «космические» стихотворения, как и картины, привлекают читателя прежде всего остротой поставленных проблем, размышлениями о путях человечества, о будущем Homo sapiens – человека разумного.
Стихи Г. Голобокова неоднократно печатались на страницах областных газет, журнала «Техника – молодежи». В 1986 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел коллективный сборник «Последняя высота», самая большая поэтическая тетрадь его принадлежит перу Геннадия Голобокова.
* * *
Возвращение
Шли годы, и тяжелые приступы стали чередоваться со зловещей последовательностью. Он предвидел неизбежное и работал, работал. Стремился успеть написать еще хотя бы одно полотно. Он не давал себе передышки.
Г. Г. Голобоков умер 17 мая 1978 года. В ящике его письменного стола лежали рекомендации для приема в Союз художников от народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, профессора Ю. М. Непринцева и члена Союза художников СССР, летчика-космонавта СССР А. А. Леонова.
Геннадий Григорьевич не успел вступить в творческий союз. Но Художником он стал.
В. Азеф,
член Союза журналистов СССР
Сеятель
Таким образом было доказано, что растения чутко реагируют не только на смерть клеток животных организмов, но и на эмоциональный настрой человека.
Из научно-популярного журнала
Тихий говор. Газеты. Рация.
Панорам круговой обзор.
Информация, информация –
Водопад с великанских гор.
И вот в этой волне стремительной,
Как события в ярких снах,
Вдруг увидишь, что мир растительный
Остро чувствует боль и страх.
Не константа,
Неверно – верно ли?
Но известно –
В прибое ржи,
Под зеленым раздумьем дерева
Ты острей понимаешь жизнь,
Но известно, каким страданием
Гложут разум над звоном трав
И угроза грозы урановой,
И Эль-Тора коварный нрав.
Потому-то и с песней горлицы,
И за мягким теплом гардин
Разве мало для горькой горести
У растений Земли причин?
Человече!
Венец материи!
Снизойди, как к живым живой,
Ты прислушайся к думам дерева,
Научись говорить с травой.
И пускай под вселенским пологом,
Где простор для любой мечты,
И напалм,
И тоску онкологов
Позабудут навек цветы.
И пускай за родным селением,
Одолев не один парсек,
Он утонет в восторге зелени,
Счастьем плачущий человек.
И, прижавшись к живой акации,
Улыбнется седая мать...
Информация, информация,
Человека ль тебе пугать?
Экскурс в прошлое
* * *
Почему? – мне неведомо.
Может быть, оплошав? –
Вновь упорно и преданно
Рвется к звездам душа.
Словно хочется роздыха
От текучки земной,
Словно мало мне воздуха
Под щербатой луной.
Но скажу сокровенное –
Боль не станет больней –
Не нужна мне вселенная
Без улыбки твоей.
В этом что-то преступное –
Мне, любимцу мечты,
Даже звезды доступнее,
Чем, любимая, ты...
И, быть может,
Скиталицей
От Земли на века
Оторваться пытается
Не душа, а тоска?
Я не знаю, не ведаю,
Но, раскрывши глаза,
Вновь любовно и преданно
Обниму небеса...
* * *
Плюс и минус.
Два вечных полюса.
Два всего лишь –
Почти пустяк.
Но из них вырастают,
Борются
Ложь и истина,
Свет и мрак.
Ликование,
Страха гиканье,
Злая ненависть
И, как бой,
Обнимающая Вселенную
Человеческая любовь!
Плюс и минус –
От жизни к смерти.
Крестик маленький и черта.
Но без них и душа, и сердце –
Абсолютная пустота.
Мир человека
* * *
За крутыми холмами,
Не во сне – наяву,
Ходит по полю мамонт,
Рвет траву-мураву.
Пьет густые рассветы
И росы перезвон,
И не знает, отпетый,
Что давно обречен.
И что в завтрашнем диве,
Через тысячи лет,
От него только бивень
Будет жить на земле.
И в раздумьях гнетущих
Сердце мне не унять:
Что же в этом грядущем
Будет жить от меня?
Может, грезы о звездах,
Может, почерка стиль?
А быть может, в отрогах
Изотопная пыль?
Так пускай за холмами,
Не во сне – наяву,
Бродит вымерший мамонт,
Рвет траву-мураву,
Ведь не знает он, бедный,
Обреченный давно,
Что гигантам бесследно
Умирать не дано.
http://www.fandom.ru/about_fan/golobokov_4.htm
http://my.mail.ru/mail/irina_or/photo/7082
Сибирь,завтра, БАМ
http://www.frontier.net.ua/2009/12/golobokov/
Сегодня я хотел бы рассказать об одном из наиболее ярких, по моему мнению, художников “космической эры” Геннадии Голобокове. Да, картины Голобокова могут показаться простыми, излишне символичными, возможно даже примитивными. Но в них присутствует та неуловимая Божья искорка, которая отличает искусство от мазни в стиле “я так вижу”. Геннадий Голобоков рисовал картины о будущем, и что поистине чудесно, его видение лучшего будущего совпадает с мечтами тысяч людей во всем мире. Именно в таком мире хотел бы жить и я. Мире сильных, умных и чистых людей, в мире торжества человеческого духа, в мире вечного поиска и борьбы за знание. Очень жаль, что это будущее никогда не наступит. Надежду на него мы похоронили сами.
В парке за 75 параллелью
Геннадий Григорьевич Голобоков родился в 1935 году в селе Малая Быковка Балаковского района Саратовской области. С детства увлекался астрономией, очень любил рисовать, играл на скрипке, гармошке. Обычное детство. Но судьба уготовила ему страшное испытание: нырнув с крутого берега балаковской реки Линевки, он ударился головой о песок. Друзья вытащили его уже без сознания. Сложнейшая операция была сделана в Саратовском НИИ нейрохирургии и ортопедии. Страшный диагноз – полная неподвижность. Поначалу это вызывало беспредельное отчаяние, до яростного нежелания жить. Хотя жизнь в прямом смысле слова врачи гарантировали. А юноше всего 16 лет.
Друзья
Говорят, он не лишен способностей. Значит надо учиться. Упорно. Долго. Методично. Мускулы скорее крепнут у того, кто плывет против течения. Он яростно тренировал и мускулы души. А поводов для отчаяния у него было больше, чем надо. При поступлении в Московский заочный университет искусств из приемной комиссии ему ответили: необходимо личное присутствие на вступительных экзаменах, для всех без исключения. Тогда Геннадий Голобоков посылает письмо и несколько своих рисунков вице-президенту Академии художеств СССР В. А. Серову, который ходатайствует о приеме в университет. Мучительным для него было постижение ремесла: грамм везения на Эльбрус труда. А работать приходилось так. Лежа на спине. Пальцы постоянно в полусогнутом состоянии. Он не мог пользоваться обыкновенным ластиком, а лишь карандашом с маленькой резинкой на конце. Карандаши покупали ему только мягкие, т. к. нажимать он не мог. Кисть Геннадий сначала брал ртом. Потом переплетал ее пальцами. Подрамник стоял на груди. Одной рукой приходилось держать его. Руки уставали быстро. Иногда после единственного мазка художник просил отставить картину. Геннадий едва дотягивался до середины холста. Чтобы он мог нарисовать верхнюю часть, ему ставили полотно “вверх ногами”. Геннадий научился видеть написанное в любой позиции. И еще находил этому шутливое объяснение: “Космонавт в невесомости умеет работать хоть вниз головой”. И космонавтов он любил писать не потому, что это модно. Он им был близок, как космонавт духа: “Я из тех, кто и в серой серости может к звездам найти разбег”. 27 лет, прикованный к постели, Геннадий не знал ни дня отдыха.
За мгновение до посадки
Работы раннего (реалистического) периода в творчестве художника Голобокова – это своего рода художественная летопись родных мест и отражение “шагов истории самой”. Вехи большой истории – в картинах “Война кончилась”, “Первый трактор” и др. 50 – е годы изменили жизнь балаковцев и облик самого города. Это начало больших строек. Молодежный Балаково – город 5 Всесоюзных комсомольских строек; 3 крупнейших в Европе химических заводов; город, где построены комсомольцами Саратовская ГЭС и Балаковская атомная станция. Он пишет о трудовых буднях балаковцев (“Элегия”, “Строители пришли”, “Рождение моря”, “На новую квартиру”) и др. Но лишь в научно – фантастической тематике полностью раскрылись творческие возможности художника. Ограниченность в передвижении Голобоков – художник компенсировал динамизмом своих работ. Строгая графичность изображения, яркий локальный цвет, в который художник вкладывал символический смысл (зеленый цвет – символ жизни, голубой цвет неба и воды – нежность, красный – борьба) делают живопись Голобокова декоративной. Однако, за внешней декоративностью не теряется главное – человеческие устремления, выразительность композиции. В его работах нет фантастических пейзажей, инопланетян или сверхъестественных машин будущего. Голобоков первым среди художников – фантастов пытается представить и раскрыть психологический облик человека будущего. Герои Голобокова – красивые, мужественные люди с ясной целью. Они черпают силы у Земли (“Улетающая на столетия”, “И снова к звездам”, “Четвертое измерение”, “Шквал неизвестности”) Картина “По ту сторону двери” написала кистью мужественного художника и рассказывает о любви человека к жизни. Одинокий космонавт, попавший на безжизненную планету, собирает в себе все силы, чтобы выжить, победить и вновь вернуться на Землю, к тому, теперь для него миражу, что “по ту сторону двери”. В этой работе не реализованное при жизни и подсознательно воплощенное преодоление ограничения в пространстве личности художника Голобокова.
Земная белка
Испытание в начале пути – еще одна постоянно волнующая художника тема – “Один”, “Чужое сердце”, “Река времени”, – в этих работах человек, столкнувшийся с несчастьем. Но даже “На краю бесконечности” – в работах инвалида Голобокова – торжествует жизнь! С 1958 года Геннадий начинает активно участвовать во Всесоюзных выставках самодеятельных художников, становиться Лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества. Никто из жюри не знал о его болезни. “О себе писать не буду, т. к. художественная ценность моих картин и стихов от этого не возрастет”. Он очень сердился, когда представляя его добавляли подробности его жизни, и особенно “прикован к постели”. Картины Геннадия Голобокова экспонировались на выставках научно – фантастической живописи во многих городах нашей страны и за рубежом. Они привлекли внимание и космонавтов, с некоторыми из которых он был дружен – Л. Леонов, П. Беляев и др., у посетителей выставок в Праге, Будапеште, Братиславе, Улан – Баторе, на Мадагаскаре и Лаосе. Две работы находятся в центре авиации и космонавтики в Хьюстоне в Америке. И хотя не всегда все удавалось в смысле технических приемов живописи, но в его произведениях заложена глубокая мысль, зовущая зрителя на откровенный разговор о будущем.
Континентальный шельф
Он умер внезапно с карандашом в руках 17 мая 1978 года. Но мы обязаны сохранить в памяти и главное произведение этого человека – сделанную им жизнь.
Ожидание
Памятник
Прощание с землей
Прощание
Танец с шаровой молнией
Парадокс времени
Заоблачный скульптор
Труженики космоса
Ковер-самолет
Убегающий след сопряженных
Полёт
Знаки мертвой планеты
Космическая мазурка
Раздвигающие трехмерье
Рубрики: | ТВОРЧЕСТВО/ХУДОЖНИК ПУТЕШЕСТВИЕ/БАЛАКОВО ПОЭЗИЯ,ТЕКСТ ПЕСЕН,СТИХ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |