Без заголовка |
![]() |
Четки это ожерелье из бусин, которые перебирают, повторяя мантры или мистические слоги. Они служат для подсчета числа произнесенных мантр и успокоения ума. Трудно сказать, когда и где они появились впервые.
Четки являются неотъемлемым атрибутом для многих религий. Они активно используются в христианстве, старообрядчестве, исламе, буддизме, среди шаманов и т.п. Но в каждой религии на первый план выступает что-то свое. В буддизме – медитация, в исламе и христианстве – отсчет молитв и их наращивание. Кроме того, везде заложена и определенная философская концепция. Отсюда выбор определенного числа зерен. И форма часто имеет значение, и материал. Почему одни четки используют практики тантры, а другие – буддистымиряне? Это что-то вроде древнего компьютера, в котором заложено несколько программ. Во-первых, программа самосовершенствования. Во-вторых, программа философского знания, понимания, осмысления мира. Есть и терапевтический аспект, успокаивающее действие четок.
"Четки – учебник небесной философии; все книгохранилища мира за восемь тысяч лет могут быть заключены в восьми словах Иисусовой молитвы. Четки видимое делают невидимым, а невидимое – видимым. Четки это лестница, ведущая вниз и ввысь: вниз – вглубь сердца, где душа встречается сама с собой, а ввысь – к небу, где дух, не выходя из сердца, встречается с Богом. Четки мера любви человека к Богу.
Четки это черная роза, выросшая на одинокой могиле; она шепчет сердцу о неизбежной смерти и указывает, куда ведут и где кончаются все дороги мира. Четки утром говорят душе – спасайся, в полдень – трудись, вечером – кайся, ночью – бодрствуй. Узелки четок это лепестки цветка, которые расцветают друг за другом от прикосновения пальцев. Четки это бич в руке укротителя тигров, с которым он входит в сердце как в клетку зверя и укрощает страсти души. Четки это свирель, звуки которой слышат ангелы на небесах, а мертвые в могилах. Четки это губка, которая впитала в себя слезы преподобных и кровь мучеников.
В четках звучат стоны из снежной сибирской тайги и опаленных солнцем степей Казахстана. Четки – отвержение от мира ради Того, Кто выше мира. Четки это голоса из могил: «Не забывай нас! Мы нищие, мы просим хлеба у дверей живых». Четки это подвиги неведомых праведников, ради которых еще существует мир. Четки дышат тишиной Афона и запахом цветов Назарета. Четки это перо, которым писались патерики в уединенных келлиях и пещерах..." Размышления о четках
Буддийские четки из персиковых косточек. Япония.
"Первые четки с вырезанными на зернах лицами я приобрела в Японии. Я не сразу поняла, из какого они материала. Зерен было 18, на каждом было вырезано лицо. В этих зернах чувствовалось что-то неуловимо знакомое. И вдруг я поняла, что это обычная персиковая косточка, просто хорошо отполированная и готовая к тому, чтобы мастер-резчик мог изобразить эти лица.
Какое-то время спустя в Москве я показала эти четки знакомому японоведу, дипломату и ученому Г.Е. Комаровскому, который несколько десятков лет провел в Японии. Спросила его, можно ли определить, кто изображен на этих четках. Не задумываясь, он перечислил японские имена всех 18 учеников Будды, добавив, что у каждого из них есть специфические черты, отчего их невозможно спутать." Наталия Жуковская ( О своей коллекции специально для наших читателей рассказывает один из крупнейших отечественных собирателей четок, доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии Российской академии наук ).Традиционное число бусин в буддистских четках — 108. Это число повторений имен божеств, священно для буддистов, индусов и джайнов. 108 бусин классических четок символизирует 108 родов желаний (санскр.: танха), омрачающих дух человека:
желания, связанные с шестью органами чувств: зрением, осязанием, обонянием, вкусом, слухом и умом (6); по отношению к предметам прошлого, настоящего и будущего (3); к объектам внутренним и объектам внешним (2); три способа проявления: в мыслях, в словах и в поступках (3). Отсюда — канонические числа буддизма: 6х3 = 18; 18x2 = 36; 36х3 = 108.
Имеются и другие расшифровки числа 108, однако, эта — наиболее распространенная. Чётки делятся дополнительной большей бусиной (109-ой), которую увенчивает конусообразная или цилиндрическая бусина. Большая бусина символизирует Мудрость-праджню, а конус — Метод-упайя. Чаще всего 36-я и 72-я бусины также делаются несколько большего размера или другой формы.
Также 108 получается при умножении числа планет (9) на число знаков зодиака (12) или числа четвертей луны (4) на число лунных созвездий (27), которые луна проходит за месяц. Кроме того, в йоге считается, что за день или за ночь (т.е. за 12 часов) человек совершает 10800 вдохов и выдохов.
108 зерен, как символ ста восьми брахманов, которые присутствовали во время рождения Будды. Буддистские четки с 108 зернами чаще всего имеют разделители, которые расположены на нити после 18, 21, 27 и 54 зерна. Как разделитель обычно принято использовать более крупное зерно, чем остальные.
Кроме того, буддистские четки часто имеют 54 и 27 зерна, представляющие собой укороченный вариант (половина и одна четвертая от ста восьми). Так же, бывают четки, которые имеют 18 зерен, в честь восемнадцати учеников Будды, двадцать одно зерно, как символ двадцати одной формы богини Тары, четки с 32 зернами, которые используются для счета тридцати двух достоинств Будды.
Буддистские четки чаще всего выполнены из таких материалов, как: кораллы, древесина, минералы, металл или кость.
Традиционно лучшим материалом для четок считаются семена дерева бодхи. Кроме того, для специфических ритуалов рекомендуются: для умиротворения — четки из горного хрусталя, жемчуга, из семян белого лотоса, из белого коралла, из раковин или из слоновой кости; для увеличения (заслуг, богатства и т.п.) — четки из семян красного лотоса, из золота, из серебра или бронзовые ; для подчинения — четки из красного коралла, из красного жемчуга, из сердолика, из сандалового или красного дерева; для разрушения - из семян рудракши, из железа, из свинца, из кости человека или животных.
Тантрические четки из дерева с зернами в форме человеческого черепа. Япония.
– Такие четки используют в тантрическом буддизме. Я много лет искала подобные. Выяснилось, что в Японии это не проблема. В ритуалах практиков тантры очень важным является переход из этой жизни в следующую. Череп здесь символизирует освобождение от плоти. Считается, что чётки из можжевельника обладают свойством отпугивать злых духов и устранять вредоносные влияния; такими же свойствами обладают чётки из красного коралла и темно-синего лазурита.
Четки-браслет из дерева. Китай.
– На каждом зерне этих четок написано имя Будды «неизмеримого света» Амитабхи. В центр навершия вмонтировано его изображение. Такие четки используют амидаисты – китайские и японские поклонники Амитабхи. Они носят на руке браслет, перебирая зерна и многократно повторяя начертанную на них сакральную формулу (руководитель Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии Российской академии наук – Наталия Жуковская).
Буддийские четки из керамической пасты. Юго-Восточная Азия.
– Посмотрите, здесь каждое зерно – это лицо со своим особым характером. Один смеется, другой злится, третий раскрыл рот, что-то произносит. Это могут быть лица конкретных монахов, но, скорее всего, это просто какие-то обобщенные образы, возможно, состояний человеческой души. Всего их 27, это четвертая часть от 108, то есть от классического числа зерен в буддийских четках(руководитель Центра азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии Российской академии наук – Наталия Жуковская).
Буддийские четки из фарфора. Китай.
– Эти четки из фарфора. Сделаны по всем правилам, да еще на каждом зерне написан иероглиф долголетия, что в Китае чрезвычайно ценится.
Чётки из сандалового дерева, горного хрусталя и жемчуга служат для успокоения, устранения препятствий и болезней.
Золотые, серебряные, медные, янтарные, сделанные из семян лотоса или дерева бодхи — увеличивают продолжительность жизни, способствуют развитию мудрости и увеличению духовных заслуг. Чётки из хрусталя, сандала, лотосовых семян или семян бодхи рекомендуются также при проведении практики подношения-пуджи всем благостным (мирным) йидамам (аспектам Просветления) и Гуру-йоге.
Для мистических практик, особенно связанных с гневными йидамами, используют чётки из можжевельника, черного или красного дерева, кости, черного хрусталя, агата, черного коралла.
Монахи-воины нередко носят железные чётки, используя их, в случае необходимости, в качестве подручного оружия.
Встречаются также чётки, выполненные из завязанных особым образом узелков. При этом каждый узелок завязывается с чтением определенных мантр, молитв и выполнением особых созерцаний.
Традиционные тибетские четки из кости животных и человека. 108 зерен. Разделители из бирюзы и коралла.
Особо ценятся последователями буддийской традиции Ваджраяны ("Алмазной" или Тайной Колесницы) чётки, изготовленные из кости лобной части человеческого черепа. На изготовление таких чёток идет 108 черепов, что возможно лишь в условиях Тибета, где традиционно трупы умерших не закапывают в землю (ввиду отсутствия таковой в горах) и не сжигают (ввиду отсутствия дерева), а оставляют в специальных местах, где трупы быстро расклевываются горными грифами, после которых от трупа остаются лишь череп и кости. Поскольку такие чётки — большая редкость, то чаще встречаются просто костяные чётки (из кости человека или животных), каждая бусина которых выполнена в форме миниатюрного черепа. В дополнение к общей символике классических четок, ваджраянские чётки, особенно у посвященных в практики гневных йидамов, символизирует бренность этого мира или Практику бренности. В форме черепов могут быть как все бусины, так и только разделительные — 36-я, 72-я и 109-я. Может быть выполнена в форме тройного черепа и одна только большая, 109-я, бусина. В этих случаях три черепа обозначают ещё и три главных омрачения-"яда" сознания: страсть, злобу и неведенье. Основание четок (в районе "хвоста" или вместо него) часто украшается одним из тантрических символов из железа, бронзы, серебра или золота. По этому символу можно примерно определить тип тантр, которые практикует владелец четок. Наиболее часто в качестве такого символа встречается ваджра, как общий символ Ваджраяны или дхармачакра — как символ Учения Будды вообще. Гридуг чаще носят ламы (как символ отсечения всякого омрачения) и посвященные в практики гневных йидамов; металлическое зеркало — практики системы Дзогчен; пурбу — посвященные в практики йидама Ваджракилайи и т. д.
Кроме центрального "хвоста" ваджраянские чётки могут иметь ещё два, после 36-й и 72-й бусин (в этом случае эти бусины не отличаются от других ни формой, ни размером). Каждый из этих "хвостов" продевается через пять мелких бусин или дисков. Два "хвоста" символизируют Практику Заслуг и Практику Мудрости, а мелкие бусины — десять Совершенств-парамит, первые пять из которых относятся к Заслугам, а следующие пять — к Мудрости. Часто встречается и другой вариант, когда все десять мелких бусин нанизывают на главный "хвост".
Четки из кости яка
Классические буддистские четки. Ручная работа, Непал. t05111 Глаз / d=12мм /45х1,2х1,2 см
После изготовления чётки освящаются Учителем-ламой или самим адептом путем проведения особого обряда. Такие чётки обретают особые магические и энергетические свойства, защищающие их хозяина и способствующие его тантрическим практикам. Эти чётки запрещается передавать посторонним, относиться к ним небрежно или непочтительно. Если чётки приходят в негодность (стираются бусины или шнур), то их заново освящают при ремонте или же — сжигают с чтением мантр. Часто паломники оставляют свои чётки, на которых они начитали 108 тысяч или более мантр в святых местах. Считается, что в этом случае плоды от выполненных практик возрастают, что вполне объяснимо, учитывая ту связь, которая устанавливается между четками и их владельцем в результате систематических практик.
Чётки великих Учителей-лам, прославившихся своей святостью и духовными силами, замуровывают в ступы или фундаменты храмов во время их сооружения, вкладывают в статуи Будды и йидамов, помещают на алтарях в качестве реликвий. Часто чётки передаются от учителя к ученику из поколения в поколение как знак духовной преемственности.
Кисточка или хвост: из цилиндрической бусины выходит "хвост" из нитей, цвет которых часто связан с принятыми обетами в традиции той или иной буддийской Школы. Так, например, черный цвет может означать принятие мирских обетов (санскр.: упасака, тиб.: генен), красный цвет — начальные монашеские обеты, послух (санскр.: шраманера, тиб.: гецул), желтый — полные обеты монашества (санскр.: бхикшу, тиб.: гелонг). "Хвост" может быть двойной — в этом случае одна из его частей символизирует Практику Заслуг , а вторая — Практику Мудрости; либо же они могут символизировать, соответственно, состояние Ясности — шаматхи и Прозрения — випашьяны. То, что обе части выходят из одной бусины — символизирует их единство-недвойственность.
Чётки в Вайшнавизме (кришнаитские) Чётки из Туласи, традиционно имеют не гладкую, а грубо вырезанную поверхность. Бусины разные по диаметру и размещены по убыванию величины. Каждая бусина перевязывается узлами, так что даже при разрыве чёток, бусины не будут утеряны. Отсчёт начинается от большой бусины и заканчивается на самой маленькой, после чего мала разворачивается и следующий круг идёт в сторону увеличения бусин. "Переступать" через бусину считается непочтительным. 108 бусин символизируют 108 Гопи, большая бусина символизирует Радгу и Кришну. 8 первых бусин разделяются меткой, какправило это короткая нить, это символизирует 8 главных Гопи. Чётки носят в мешочке с отверстием для указательного пальца. Так как указательный палец в повторении джапы (медитации на чётках) считается не чистым. Повторяют мантру на чётках (воспевают имена Кришны) только правой рукой. Чётки должны содержаться в чистоте, к ним не прикасаются, пока не омоют руки в воде Ганги (как правило, проводится символическое омовение, воду Ганги призывают в обычную воду специальной мантрой) По правилам – чётки передаются ученику от учителя. Перед этим учитель начитывает на них круг. Такие чётки считаются прасадом (милостью). Чтение мантры на чётках в Вайшнавизме – обязательная каждодневная практика.
Кришнаитские четки из кедра. Россия.
– Кришнаиты делают четки, не срубая ветвей. Используют опавшие или сбитые ураганом ветки. Четки продаются вместе со специальным мешочком. Их не вынимают, а прямо в этом мешочке, что висит на шее, перебирают во время молитв. Так удобнее. На мешочке изображен основатель Общества сознания Кришны Шрила Прабхупада.
Тантрические четки из человеческой кости. Монголия.
Есть и четки-раритеты, про которые я могу сказать, что они существуют без преувеличения в единственном экземпляре. Например, четки, которые делаются из человеческого черепа. Черепную кость для тантрических четок берут только из области над переносицей. Именно здесь находится так называемый «третий глаз» – всевидящее око, или «сверхзрение», – свойство, которое обретает практикующий буддист после многолетних занятий медитацией. Из одного черепа можно взять только одну такую косточку. И если у вас четки из 108 зерен, значит, на это пошло 108 черепов. Все сразу начинают говорить: «Ах, сколько человек для этого убили!» Ничего подобного! Дело в том, что на такие четки идут черепа только высоких духовных личностей, достигших своего статуса при жизни, но умерших обязательно своей смертью. Череп убитого не годится для такой цели.
Вот они, мои самые великие четки: 21 зерно в честь 21 формы богини Тары. Здесь самая настоящая черепная человеческая кость. 21 зерно – и все взяты из области «третьего глаза». Это тантрические четки, которые учитель передает ученику, а тот своему ученику и далее.
Как они мне достались? Едем экспедицией по Монголии, по голой степи. Видим юрту. У нас часто так бывало: заедем, попьем чайку – и дальше в путь. Тем более что монгольский чай очень похож на наш суп. Это чай с молоком, со сливками, с солью, кусочками мяса и поджаренной мукой. Но когда мы вошли в эту юрту, то стало ясно, что не нас будут кормить, а нам придется кормить. На кровати лежал человек при смерти в одежде ламы. Серое лицо, пошевелиться не может. Мы попытались у него что-то спросить, но он не мог говорить.
Тогда я дала команду: быстро разжигаем огонь в очаге, готовим из наших продуктов чай с молоком… В общем, напоили его чаем. Он пытался что-то сказать и дал вот эти четки.
Конечно, такие четки должны были достаться его ученику. Но тогда были годы, когда ламы только начали возвращаться из лагерей. Все они пробыли там лет по 25. Поэтому у того ламы даже из родни никого не осталось, но об этом мы узнали уже потом, доехав до населенного пункта… Так и жил он, на отшибе, за много километров от ближайшего поселка. Он понял, что я тут за главного. И мне свои четки, умирая, передал.
Я, конечно, в тот момент понятия не имела, из чего они сделаны. Я-то решила, что так выглядит камень, если его очень долго полировать в руках… И только несколько лет спустя я показала эти четки одному нашему антропологу, специалисту по костям, который сказал: «О, дорогая, поздравляю тебя, эта кость вот отсюда (и показал место над переносицей), каждое зерно».
Так я узнала, что это за материал. Но это еще не все. Как-то ко мне приехала женщина из Калмыцкого лицея города Элисты. Сидим мы с нею, вместе четки перебираем. Доходим до этих четок. Вдруг ей стало плохо, и она стала сползать со стула. Я, честно говоря, решила тогда, что она просто устала. А потом на выставке в Элисте случилось то же самое. Я веду экскурсию, подходим к стенду, где они находились, я еще рот не успела открыть, как какая-то девушка: «Ах!» – и тоже стала сползать. Я сразу вспомнила ту ситуацию. И поскольку я знаю, какая мощная сила целой династии духовных учителей заложена в этих четках, то сказала себе: «Хватит!» Это был первый и последний раз, когда я дала их на выставку.
В Индии йоги обычно используют четки для счета мантр. Используя четки, вы получаете правильное представление о времени. Четки помогают лучше сосредоточиться на мантре и ее сути. Нить бус называется мала. Мала обычно состоит из 108 малых бусинок и одной большой. Эта большая бусинка называется меру* и рассматривается как Божество мантры. <Начинать> отсчитывать бусинки надо по часовой стрелке от меру. Когда вы завершите круг, т. е. прочитаете мантру сто восемь раз (на каждую бусинку — по одной мантре) и придете снова к меру, то не надо пересекать ее, а следует считать в обратном направлении — против часовой стрелки. Четки надо всегда держать в правой руке и перебирать их средним и большим пальцами, не используя указательный и мизинец. Счет полных кругов производится на левой руке или с помощью камешков или бусинок.
В индуизме четки Шивы имеют тридцать два или шестьдесят четыре зерна из ягод дерева рудракша. Четки из рудракши отличаются отличным качеством выполнения, великолепным внешним видом и очен ценятся в Индии. В других - 108 зерен из древесины туласи.
Во многих культурах используются плоские перекидные чётки. Они представляют собой плоскую ленту, которая не соединена в кольцо, как это принято для классических четок. Данная линия состоит из небольшого числа прямоугольных пластинок. Перекидные четки обычно имеют 13 элементов - пластинок, но так же, возможен вариант с 8, 10 и 12 пластинками. Перекидные четки крутят, перехватывая пальцами, вокруг пальцев или всей ладони.
Православные четки состоят из звеньев по 10 штук. Наибольшее признание имеют четки с числом зерен равным ста штук в круге, плюс три зерна от узла нитки вниз, затем следует кисточка из ниток. Отрезков по 10 камней до разделителей на четках должно быть от 1 до 16, а значит четки могут иметь количество камней от десяти до ста шестидесяти штук.
Субха (мисбаха, тасбих) - чётки, применяемые в исламе. Используется в мусульманской среде практически повсеместно, за исключением ваххабизма, для облегчения счёта при совершении зикра, восхваления Аллаха, дополнительных молитв к Намазу и так далее.
Мусульманские четки с изображением глаза. Турция.
Мусульманские чётки обычно насчитывают 99 (по числу имён Аллаха), 33 - они объединены на трех отрезках цепочки, которые соединяются двумя разделительными зернами (их еще называют "талиб"). Талибы отличаются от остальных зерен формой или размером. Цепочка из трех звеньев заканчивается особой бусиной удлиненной формы и кисточкой. Такое завершение четок у мусульман называется "мулла"; или 11 бусин и привеску. Традиционные мусульманские чётки состоят из одиннадцати шариков, затем — перемычка (овальное зерно, плоский кружок и т. п.) и далее опять та же последовательность до установленного количества шариков. Это исходит из того, что мусульманская молитва состоит из одиннадцати частей:
1. Намерение молитвы
2. Стояние на ногах
3. Произнесение слов «Аллах велик» (Алла ху акбар)
4. Коленопреклонение
5. Падение ниц
6. Произнесение молитвы
7. Повторение имени Бога
8. Произнесение слов: «Нет Бога кроме Аллаха, а Магомет - пророк Его»
9. Приветствие
10. Произнесение разных имен Аллаха (до 99 имен)
11. Непрерывное повторение хором общепроизносимых частей молитвы вслед за имамом («предводительствующим» - арабск.).
Мусульманские четки для общесемейных молитв. Дерево. Кабардино-Балкария.
Для чего служат четки в современном понимании?
Что сделало их такими популярными, необходимыми и церковнослужителю, и человеку светскому? Почему живут они и поныне, несмотря на долгие годы гонения на церковь и ее атрибуты?
Главная причина здесь - благотворное влияние четок на самочувствие их владельца. Известно, что нервные окончания, расположенные в кончиках пальцев, непосредственно связаны с мозговыми центрами. Поэтому простое перебирание четок снимает их утомление, успокаивает.
На этом свойстве был основан обычай, принятый в древнем Китае задолго до появления четок: перебирать в руках грецкие орехи. Знали об этом и в Японии. В знаменитом труде ученого Токухиро Намикоши «Шиацу - японская терапия надавливания пальцами» указывается, что даже простое потирание рук помогает успокоиться. Построенная на этом эффекте шиацу, стимулируя прилив крови к кончикам пальцев, к ладоням, способствует устойчивости, укрепляет здоровье.
Древнегреческий философ Анаксагор как-то заметил: "Рука у каждого человека ... таит в себе чудодейственную силу излечения болезней".
Ученые Е. С. Вильховер и Г. В. Кушнир приводят в своих трудах схему связи пальцев с определенными внутренними органами. Так, первый («большой») палец связан с головным мозгом, второй (указательный) - с желудком, средний - с кишечником, четвертый (безымянный) - с печенью и пятый (мизинец) – с сердцем.
Изучив механизм взаимодействия, ученые, занимающиеся рефлексотерапией, применили его на практике. Известно, что воздействие на I и II пальцы дает облегчение при головной боли, облегчает дыхание, лечит некоторые заболевания органов дыхания.
Воздействие на III палец регулирует различные эмоциональные состояния, снимает депрессию, раздражение или гнев. Воздействие на IV палец повышает устойчивость организма к влияниям внешних факторов: магнитным бурям, перепадам атмосферного давления, иными словами, помогает в лечении метеопатии (так называются в медицине болезненные состояния, связанные с погодными явлениями).
Нервные окончания IV и V пальцев связаны с регулированием очень важной стороны жизнедеятельности - волевых качеств человека. А нервные окончания, расположенные на ладони, «управляют» деятельностью всех без исключения внутренних органов.
Вот теперь, зная всю «подоплеку» благотворного воздействия рефлексотерапии кончиков пальцев с помощью четок, легче понять феномен их «долгожительства». Оказывается, благодаря четкам, можно влиять на самые разнообразные стороны жизнедеятельности организма, корректировать нарушенные по тем или иным причинам физиологические функции, лечить ряд заболеваний, связанных с этим.
Еще одно благотворное воздействие четок связано и с ритмом их перебирания. Известно, что деятельность практически всех наших органов и систем подчиняется определенному ритму: вспомните сокращения сердца, легких... Попробуйте нарушить эту ритмичность, скажем, задержать дыхание! Что уж и говорить о работе сердца - здесь нарушение ритма может привести к трагическим последствиям.
Одним из эффективных способов восстановления нормальной работы внутренних органов - «навязанная» извне ритмичность. Вы замечали, что многие люди имеют привычку постукивать пальцами, покачивать ногой и т, п.? Причем делают это ритмично? Таким образом, они совершенно бессознательно регулируют ритмичность работы организма.
И вот что интересно - установлено, что нормальные ритмы функционирования различных внутренних органов взаимосвязаны, кратны друг другу и подчиняются определенным суточным ритмам.
При этом суточные ритмы, несмотря на свое название, связаны не только со временем суток, но и с лунным календарем, и с солнечной активностью, и со многими другими, еще не до конца исследованными внешними факторами. Вполне возможно, что, перебирая четки, мы инстинктивно стараемся добиться ритмической гармонии в условиях сиюминутного конкретного воздействия внешней среды на организм.
Четки к тому же незаменимы для тренировки чувствительности и профессиональной точности пальцев у хирургов, музыкантов, художников, программистов, кассиров, часовщиков... Вы перенесли травму кисти, перелом руки? Четки помогут быстрее разработать руку, восстановить подвижность.
Вам необходимо запомнить важную информацию, да не одну, да еще в определенной последовательности? Повторяйте ее про себя, перебирая при этом четки: усвоение будет более прочным, так как подкрепляется дополнительными мышечными «впечатлениями». Четки же и помогут извлечь заложенную информацию из «кладовой» вашей памяти.
А знакома вам такая ситуация: человек застенчивый, неуверенный в себе, во время беседы не знает, куда деть руки, что с ними делать. Такой собеседник и вас заражает нервозностью! А если предложить ему в этот момент четки? Человек успокоится, беседа пойдет приятно, легко.
С одинаковым положительным эффектом четками пользуются мужчины и женщины, старики и дети, независимо от религиозного выбора, гороскопа. Их можно держать в одной или обеих руках, перебирать или поглаживать зерна, вращать их вокруг нитки. Четки хорошо смотрятся, если их надеть на кисть руки или навить на запястье.
В настоящее время четки изготавливаются из стекла, металлов, керамики и пластмассы. Они красивы, отвлекают, но пользы от таких четок мало. Природные минералы недаром были выбраны нашими предками для изготовления четок, причем черного цвета - гагат и лидит. Эти минералы - носители иньской энергии. Своим черным цветом они действуют, как магнит, поглощая отрицательную энергию и "выводят" ее из организма. Этим обусловлен и целебный эффект четок. Ими можно нейтрализовать, рассеять отрицательные эмоции - гнев, обиду, ревность и прочее. Важно при работе с четками периодически их очищать, как и любой другой камень, стирать с них негативную энергию.
Человек с четками в руках возбуждает интерес, добавляет к своему облику некоторый романтический штрих. К тому же четки, привлекая внимание на себя, отвлекают его от возможных невыгодных деталей вашей внешности или костюма.
Четки должны быть постоянно с вами, они вам будут напоминать о духовной практике. Четки — мощное орудие для управления умом. Это кнут, направляющий ум к сверхзнанию. Четки — большая духовная ценность, чем золотое ожерелье, ибо они помогают в достижении духовных вершин. Недаром в тантрах говорится, что четки — это Девата, само Божество.
Четки следует содержать в чистоте, не беритесь за них, не омыв предварительно руки. Четки, на которых долго повторяют мантру, обладают магической силой, способной заживлять раны и исцелять болезни.
Если вы хотите использовать их в этом качестве, носите четки, надевая на кисть, на запястье, как браслет, навивая на палец. Их можно просто держать в руке, потряхивать, перебирать, поглаживать, струить из ладони в ладонь, вращать зерна вокруг нити...
Все полезно! И все эти манипуляции будут уместны дома, в гостях, на улице, в театре, на работе. Если к тону же четки подобраны в тон платью или костюму или по контрасту с ним - они послужат еще и украшением. Черные четки строги, изящны и всегда уместны к любому наряду независимо от возраста.
1 - счётное приспособление:
По зёрнам, узлам, валикам или иным составляющим чёток производится счёт прочитанных молитв, мантр, совершённых поклонов и тому подобных ритуальных действий. При делении зёрен или иных счётных элементов чёток на группы (особенно неравные, как, к примеру на лестовке), становится проще отсчитывание большого набора чисел. Применение привесок-счётчиков делает возможным счёт больших чисел, на счётчике откладывается число полностью отсчитанных чёток. То есть счётчик является следующим регистром при передаче чисел в системе счисления с основанием, равным числу зёрен в кольце чёток.
2 - напоминание:
Чётки сами по себе являются напоминанием о молитве, соединённые в кольцо — о молитве непрерывной. Устройство чёток часто согласовано с молитвенным или иным ритуальным правилом, то есть зёрна чёток напоминают последовательность слов и (или) действий.
3 - задание ритма:
Молитвенные правила, медитативные практики и иные ритуальные действия, совершаемые с использованием чёток, требуют соблюдения определённого ритма, который задается и поддерживается перебиранием чёток.
4 - сохранение концентрации:
Перебирание чёток позволяет практикующему сохранять внимание, бороться с утратой концентрации и сном. Так, к примеру, непрестанное повторение Иисусовой молитвы без счёта, практикуемое в исихазме, предполагает необходимость сохранения внимания, в частности чёткость текста молитвы, что облегчается ритмичным перебиранием чёток. Каждое зерно «возвращает» внимание верующего к молитве.
5 - символизм:
Конструкция и форма чёток, число элементов, материал, цвет, способ ношения и использования наделяются в различных учениях разными символическими смыслами. Наиболее часто чётки связываются с цикличностью и бесконечностью, со связью и преемственностью, с венком (венцом), и даже «лестницей в небо».
6 - отличительный знак:
По виду чёток могут делать выводы о принадлежности их владельца к той или иной ветви учения, степень его подготовки.
7 - дидактическая и «вероучительная» функция:
Посредством чёток могут передаваться аспекты того или иного учения.
8 - лечение:
В некоторых практиках чётки из различных материалов наделяют способностью излечивать те или иные недуги. Кроме того, мелкая моторика пальцев, перебирающих чётки может помочь при лечении болезней суставов.
9 - оружие:
Кроме символического значения «духовного оружия» против тёмных сил, чётки могли применяться в качестве реального оружия. Среди экзотических разновидностей восточного оружия существуют чётки с зёрнами из металла (обычно железа), являющиеся гибким холодным оружием ударно-дробящего действия, близким по технике применения к боевым цепям.
10 - статус:
Чётки, применяемые вне религиозных целей, например, комболои, или плоские чётки-«болтухи» могут символизировать собой особый статус, «крутость» владельца.
11 - украшение
В Христианстве
Католические четки периода «черной бижутерии». Дерево, обвязанное черной нитью. Польша.
– Эти польские четки попали самым банальным способом – были куплены в антикварном магазине на Арбате. Имели они несколько ободранный вид, и для меня это явилось доказательством того, что они долго находились в чьих-то руках, а это очень важно. Число зерен не соответствовало классической цифре в католических четках.
В истории Польши был такой период, который назывался периодом «черной бижутерии». Связан он был с польским национальным восстанием 1863-1864 гг. После подавления восстания царскими войсками в стране был объявлен сбор средств на восстановление Войска Польского. Дамы из шляхетских семейств жертвовали имевшиеся у них драгоценности: ожерелья, диадемы, кольца, браслеты, четки. А вместо них заказывали украшения из дерева, которые оплетали траурной черной нитью. Вот и эти четки – дань поминовения павших. Зерен должно быть 44, а не 55, как принято в укороченном варианте католических четок, и тем более не 155, как в полном. Оказывается, склонный к мистике польский поэт и философ Адам Мицкевич в поэме «Дзяды», написанной задолго до восстания, в 1823 г., зашифровал числовой символ того, кто придет и спасет Польшу. Этот символ так и не разгадан: «…А имя его 44»…
Вервица (уменьшительное от др.-русск. вьрвь, ст.-слав. врьвь — верёвка) — устаревшее и церковнославянское название чёток. В более узком смысле — узелковая разновидность чёток, традиционная для Православной церкви. Предание приписывает создание вервицы Василию Великому. Первоначально вервица не замыкалась в кольцо, а представляла собой верёвку с навязанными на ней 103 узлами для отсчитывания молитв неграмотными монахами. Также чтение определённого числа молитв по вервице заменяли при необходимости общее богослужение. Использование вервицы закреплено в Номоканоне (87-е правило).( Номоканон (греч. закон-правило) — византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленные в VI—VII веках и впоследствии дополненные.)
Церковнославянское слово «вервица» позже использовалось для обозначения чёток разного устройства: как ременных (типа современной лестовки старообрядцев (Ле́стовка (уменьшительное от др.-рус. «лествица», то есть лестница) — разновидность чёток для счёта молитв, кожаная или матерчатая лента, сшитая в виде петли и имеющая 109 «ступеней» (по-иному «бобочек»), разделённых на неравные группы.)), так и с нанизанными на нить зёрнами.
В то же время сохранилась традиция вязания чёток из нити или шнура особыми узлами. Традиционно вязанные чётки-вервица насчитывают 100 узлов, разделённых обычно на четверти (по 25) или декады (по 10) более крупными узлами или нанизанными разделителями. Также используются более мелкие вервицы — на 50, 33 (в виде браслета) и 10 (в виде кольца на палец) узлов. В келейной монашеской практике возможно использование длинных (по 1000 и более узлов) вервиц. Вязаная вервица, соединённая в кольцо обычно оканчивается кистью и/или крестом, образованным из нескольких узлов.
На Балканах род вязаных из овечьей шерсти чёток, по сути вервица, имеет особое наименование — брояница и служит одним из национальных символов.
Роза́рий (лат. rosarium) — традиционные католические чётки, а также молитва, читаемая по этим чёткам; в переводе с латинского означает «венок из роз». Первые упоминания об использовании схожих с Розарием молитв по чёткам в христианских монастырях относятся к IX веку. Современный вид чётки приобрели в XIII веке. Католическая традиция официально связывает их появление с явлением Девы Марии св. Доминику в 1214 г. Особую роль в распространении молитвы святого Розарии сыграл орден доминиканцев в XV веке. Именно с этой молитвой традиция связывает победу католической Европы над турками при Лепанто, в память о которой был установлен праздник Девы Марии — Царицы Розария (7 октября)
Классические чётки для Розария состоят из заключённых в кольцо 5 наборов из десяти малых бусин и одной большой, а также трех малых, одной большой бусины и креста. Существуют также другие, менее распространенные разновидности.
Молитва Розария, читаемая по чёткам, представляет собой чередование молитв Отче наш, Радуйся, Мария и Слава, которым должны сопутствовать размышления о тайнах, которые соответствуют определённым евангельским событиям.
Во времена преследования католиков в Англии и Ирландии с 1540 по 1731 за ношение католической атрибутики можно было получить серьёзное наказание. Вследствие этого появлялись компактные, скрытые формы розариев, такие как ирландский розарий и кольцо-розарий для скрытого ношения.
Кольца-розарии также назывались солдатскими, потому что их часто брали с собой на битву солдаты. Данный тип представляет собой кольцо с десятью отметками и крестом, что означает одну декаду розария. Подобное кольцо носится, как правило, на указательном пальце правой руки и при работе чаще всего помещается на вторую фалангу пальца для обеспечения свободного вращения кольца. Также встречаются кольца-розарии, составленные из двух частей — собственно кольца и подвижной шины с отметками и крестом. Кольца такой конструкции удобнее в работе и не требуют снятия с первой фаланги при использовании.
Монахи францисканского ордена использовали семидекадный розарий в память о семи радостях Девы Марии, называемый «францисканская корона», «серафический розарий» или «розарий семи радостей Девы Марии».
Привески
К соединённым в кольцо чёткам часто привешивается какой-либо элемент. В некоторых буддийских чётках выделяется одна более крупная и часто, в отличие от остальных, золотая жемчужина — знак Будды. Во многих традициях на свободных концах чёток оставлять несколько бусин, которые используются в качестве счётчиков полностью отчитанных чёток. Индуистские чётки чаще всего имеют два одинаковых свободных конца. Христианские чётки часто имеют в своём составе крест, медальон и (или) кисточку. Старообрядческая лестовка имеет на месте соединения концов ленты привеску в виде четырёх обшитых треугольников, в которых в старой традиции находилось семь счётных передвижек.
Жизнь христианского подвижника — труд и молитва. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17), — эти апостольские слова подвига святых мужей к творению многих молитв. Но самой известной из них стала так называемая Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Название "чётки", согласно В. Далю, происходит от слов: считать, честь (отсчитывать), обозначая, таким образом, приспособление для счёта - нитку бус или ремень с узлами - для счета молитв и поклонов. Кожаные чётки называются - лестовка. Внешне чётки представляют ни что иное, как шарики (матерчатые, стеклянные, янтарные, деревянные и др.), нанизанные на шнурок и увенчанные крестиком. Лестовка же представляет собой круглый ремень, у которого вместо креста находятся четыре лапостка, а между ними семь передвижек и девять ступенек кожаных и 100 так называемых "бабочек" (или иной вариант - "бобочек"). Лестовка по своему назначению совпадает с чётками, служа также для счета молитв и поклонов; она сохранилась в обиходе староверов и единоверцев.
Православные четки из ниток. Россия (черные) и Сербия (белые).
– В православии долгое время считалось, что четками могут пользоваться только монахи. Но сейчас четки делают при каждом монастыре и продают любому верующему. Хотя мирянам в принципе нельзя пользоваться четками; если уж они ими пользуются, то пусть хотя бы не делают этого в храме.
Четки из хлебного мякиша. Православная (дохалкидонская) Армянская Апостольская Церковь.
– Это всего лишь хлебный мякиш. На нем выдавливается рисунок. Потом его покрывают краской и поверх нее кладут лак. Четки похожи на мусульманские, хотя армяне – христиане.
Сувенирные четки из «бильярдного шара». Армения.
На этих четках с одной стороны изображены цари древней Армении, а на обороте – портреты фидаинов-смертников, которые боролись с турецкими угнетателями в период господства Османской Империи.
Старообрядческие четки. Архангельская область или Сибирь.
Старообрядческие четки – лествица. Темные – из Архангельской области, светлые, погребальные, – из Поволжья.
– А это старообрядческие четки. Темные – очень старые, явно не один десяток лет были в обращении. Белая лествица – погребальная. Ее человек делает себе на смерть с тем, чтобы ему эту вещь положили в гроб.
Так же в христианстве признаны четки, имеющие на нитке 33 зерна, по числу лет земной жизни Иисуса Христа. Они также изготавливаются из различных материалов и камней (за исключением серпентина - "камня змея-искусителя", по библейским представлениям).
Келейные четки монахов иногда содержат 1000.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |