Цитата сообщения Dancing_Witch
Ведьма, как архетипический персонаж - статья Н. А. Михайлова, , 1992 г

Спасибо за наводку на статью Константину из ЖЖ..)
http://kostyantyn1979.livejournal.com/profile
"В одной из своих работ, посвященных демонологии, М.Элиаде подробно останавливается на восприятии образа ведьмы (striga) в румынской фольклорной традиции, которая, по его мнению практически не подверглась влиянию христианской трактовки этого изначально исключительно мифологического персонажа. Не останавливаясь подробно на известных положениях о "мифологизированности" христианства, о "мифологизации язычества" и о "народном христианстве", следует отметить очевидность хтонической природы ведьмы как в языческом, так и в христианском контексте, независимо от каких либо философских, исторических и мировоззренческих предпосылок.
Наиболее очевидной "внешней" аналогией, связывающей образ ведьмы в христианской интерпретации с его языческим соответствием на ритуальном уровне, является уничтожение ведьмы огнем. Не вызывает сомнения связь костра Инквизиции с архаическими языческими обрядами сожжения чучела ведьмы или другого низшего персонажа (например, Марены, Костромы у славян, карнавальное сжигание Бефаны в средневековой Италии, ср. также фольклорный мотив сгорания Бабы Яги в печи и др.) практически во всех индоевропейских традициях. Эту связь можно рассматривать не просто как передачу традиции, прямое заимствование "из язычества в христианство" (Ginzburg), но и на глубинном архетипическом уровне.
Сжигание ведьмы-еретички на костре может быть воспринято как модификация и реальное воплощение в христианском контексте одного из фрагментов основного мифа - поединка Верховного бога с хтоническим противником и уничтожение последнего с помощью огня (молнии). Естественно, в позднейших мифологиях традиционный "нижний" антагонист Верховного бога (Велес, Velnias,дьявол, змей) может выступать в ипостаси женского хтонического персонажа ( ср. Семела, испепеленная молнией Зевса, ведьма, сожженная асами, великанши, убиваемые Тором в эддической традиции и др.)
В уже упоминавшейся работе Элиаде приводит интересные сведения о румынских кэлушарах (calusari, от румынского слова cal, конь), ходивших по деревням, боровшимся со стригоями (strigoi) и изгонявших причиненное ими зло. Достойна внимания амбивалентность кэлушаров :они представляют силы, противоборствующие злым духам (ведьмам), однако в определенные моменты могут быть идентифицированы с представителями нижнего мира, помогающими ведьмам. В этом они схожи с фриульскими benandanti, изгоняющими злых духов, но в то же время участвующими в шабашах ведьм. Другая значимая деталь - семантическо-функциональная связь кэлушаров с конем.
Конь, в свою очередь, животное амбивалентное, связанное как с верхним, так и с нижним мирами. Остановимся на чертах, определяющих принадлежность коня к хтонической сфере и более конкретно, его связь с женскими персонажами нижнего мира. Связь ведьмы с конем на уровне коллективного бессознательного отмечал и Юнг. Во многих мифологических традициях ведьма превращается в коня или может превращать в коня других. И benandanti , изгоняющие ведьм, cavalcario, то есть подражают езде верхом, ср. Бабу Ягу, скачущую на помеле.

Кони могут быть порождением женских хтонических персонажей : Арейон - сын Деметры, в образе Эринии сошедшейся с Посейдоном, кони Ареса - дети Борея и одной из Эриний, Балий и Ксанф - кони, сыновья гарпии Подарги и Зефира. В эддической традиции Локи в образе кобылицы производит на свет хтоническое чудовище. Исследуя проблемы ведьмовства в христианской традиции Маргаретт Мюррей приводит данные шотландских хроник XVI-XVII веков, согласно которым ведьмы имели обыкновение превращаться в лошадей или появляться с конскими атрибутами - вожжами, сбруей, подковами. В Полесье, что бы изгнать ведьму, сжигают конский череп (Виноградова, Толстая). Неоднократно отмечалось участие коня в погребальном ритуале (Иванов, Топоров), ср. обряд "ашвамедха" и индийских ашвинов. Несомненно, что на архетипическом уровне румынские кэлушары с их амбивалентными функциями аналогичны ашвинам.
Ведьма и конь сходны так же и по другим характеристикам : ср. частые сказочные мотивы о лошадях, которые разговаривают, предчувствуют, предугадывают будущее, как и ведьмы, которые ведают, или как raganos, которые способны regeti.
Этимология рус. "ведьма" отсылает к способности видеть прошлое, настоящее и будущее, ведать.Ведунья - другая ее ипостась, основной характеристикой которой является знание и всеведение. Эддическая пророчица Вёльва - скандинавский вариант этого архетипического персонажа : она обитает в Хеле, т.е. в нижнем мире, и обладает даром предсказывать будущее."
Остальные интересности здесь - целый сборник, из которого можно выудить еще много чего...
http://www.inslav.ru/index.php?option=com_content&...:2010-03-24-13-39-59&Itemid=62