Догмат или учение о Святой Троице |
Догмат или учение о Святой Троице является одним из самых важных предметов нашей веры. Это откровение и в то же время тайна для нас. Господь открылся как Триединый Бог, и эта тайна принципиально отличает христианство от других религий монотеизма или единобожия.
Понятие «Троица» мы не встречаем в Священном Писании. Впервые его употребляет свт. Феофил Антиохийский, христианский писатель II века.
С течением времени в христианской среде стали появляются неправильные мнения о догмате Пресвятой Троицы или еретические учения. Сначала свое учение предлагали Павел Самосатский и Савелий, позже выступил Арий, а за ним так называемые «духоборы» или «верующие», отрицающие Божество Святого Духа. На все это последовала реакция со стороны православных верующих. Были собраны два Вселенских собора в Никее и Константинополе. Итогом этих соборов стало осуждение еретических учений, а также составление православного Символа веры. Также стоит отметить, что в это же время формируется Троичная терминология или точные богословские формулировки о догмате Троицы. Особенная заслуга в этом принадлежит св. Василий Великому и «Отцам Капподакийцам». «Для Православной Церкви Пресвятая Троица -- непоколебимое основание всякой религиозной мысли, всякого благочестия, всякой духовной жизни, всякого духовного опыта». И даже более того В.Н. Лосский отмечает, что учение о Пресвятой Троице не только основа богословия, но и наивысшая цель. Поскольку познание тайны Троица возможно только в том случае, если мы войдем «в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы»
В данном сочинении мы попробуем описать Православной учение о Троице, скажем о ересях, связанных с этим учением и коснемся вопроса Троичной терминологии.
1. Основная часть
1.1. Бог Троица
Православная Церковь исповедует Бога Троицу - Отца, Сына и Святого Духа. То есть, Бог единый по существу имеет Три Лица или Ипостаси. Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но при этом Они не три бога, а Единый Бог Троица. Как замечает митрополит Илларион (Алфеев): «Это тот единственный случай, когда 1 = 3 и 3 = 1». Три Лица Святой Троицы соединены между собой неразрывным единством и любовью. Таким образом, «Три единосущных Ипостаси без разделения и во всей полноте обладают единой общей природой».
Подтверждение богооткровенной истины о Боге Троице мы находим в Священном Писании.
Обращаясь к книгам Ветхого Завета, мы находим в нем указание на Троичность Божественных Лиц, а также имеем свидетельства о множественности Лиц в Боге.
Первое свидетельство о множественности Лиц в Боге мы находим в начальных стихах книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). В еврейском тексте слово, обозначающее Бог, «элогим» стоит во множественном числе, т.е. Боги, а слово «сотворил» стоит в единственном числе, в чем можно видеть указание на множественность Лиц в Боге. Свт. Филарет Московский в своем толковании на книгу Бытия отмечал, что «догадка об указании сим образом выражения на таинство Святой Троицы заслуживает уважения».
Имеются также и другие свидетельства о множественности Лиц в Боге:
Ш «И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26).
Ш «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Быт.3:22).
Ш «И сказал Господь:...сойдем же и смешаем там язык их» (Быт.11:6-7).
Указание на Бога Троицу мы видим в событии явления трех Ангелов Аврааму в дубраве Мамре. Так оно описывается в книге Бытия. Авраам «возвел очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего... а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши, потом пойдите, так как вы идете мимо раба вашего» (Быт. 18:2-3, 5). Удивительно, что Авраам видит и встречает трех, а покланяется одному.
Еще одним событием, в котором мы также видим указание на Бога Троицу в Ветхом Завете, является видение пророка Исаии. Он видел Господа, вокруг Которого стояли Серафимы и взывали: «Свят, свят, свят Господь Саваоф» (Ис.6:1-3). Это тройственное прославление Бога указывает на Три Божественных Лица.
Но стоит помнить, что это «лишь начатки, образные, прикровенные указания, которые могут быть поняты во всей полноте только в свете Нового Завета, раскрывающего учение о Триедином Боге с совершенной ясностью».
В книгах Нового Завета мы находим уже совершенно ясные свидетельства о Боге Троице:
Ш Сам Господь Иисус Христос говорит: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).
Ш «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор.13:13).
Ш Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин.5:7).
Сам Триединый Бог являет Себя в этом мире. И это происходит не так прикровенно как с Авраамом, а уже ясно и недвусмысленно. В Священном Писании Нового Завета мы видим два таких события:
I. Первое из них совершилось в момент Крещения Господня: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился - отверзлось небо, и Дух Святой сошел на Него в телесном виде, как голубь, и был голос с небес, говорящий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение» (Лк. 3:21-22). Слышится глас Бога Отца, Сын Божий Господь Иисус Христос стоит в воде, и Дух Святой нисходит в виде голубя.
II. Вторым явлением Триединого Бога в мире является событие Преображения Господня: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:1-5). Подобно явлению Троицы в момент Крещения, здесь мы также слышим Бога Отца, видим Сына Божия, а Дух Святой является в виде облака.
1.2 Личные или ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы
Православная Церковь исповедает, что каждое Лицо Пресвятой Троицы имеет свои личные или ипостасные свойства. Ипостасное свойство Бога Отца нерожденность, Бога Сына рождение, Бога Духа Святого исхождение. Основание для принятой терминологии мы находим в Священном Писании.
Об отношениях между Отцом и Сыном в Писании сказано:
Ш «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс. 2:7).
Ш «Из чрева прежде денницы Я родил Тебя» (Пс. 109:3).
Ш «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18).
Ш «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного...» (Ин.3:16).
Ш Сын «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол.1:15).
Об тринитарном положении Духа Святого мы можем найти следующие слова Священного Писания:
Ш «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин.14:16).
Ш Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое... (Ин.14:26).
Ш «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин.15:26).
«Личные свойства -- суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие Тому или Другому из Божественных Лиц». Благодаря ипостасным свойствам мы можем различать друга от друга и познавать Божественные Лица.
Прп. Иоанн Дамаскин писал, что «Отец и Сын и Святый Дух во всем едины, кроме нерожденности, рождения и исхождения... Нерождаемость, рождение и исхождение... -- только этими ипостасными свойствами и различаются между Собой Три Святые Ипостаси, нераздельно различаемые не по сущности, а по отличительному свойству каждой Ипостаси».
Важно отметить, что мы не можем понять что собой представляют рождение Сына или исхождение Святого Духа. Это лишь указания на таинственное общение Лиц Святой Троицы, они есть лишь несовершенные образы Их общения. Свт. Ириней Лионский об этом сказал следующие слова: «Если кто спросит нас: как же Сын рожден от Отца, -- мы скажем ему, что никто не знает... только Отец родивший и Сын рожденный... Усиливающиеся изъяснить рождение... находятся не в своем уме, обещаясь изъяснить неизъяснимое».
1.3 Еретические учения о Троице
Как мы уже заметили, со временем в христианской среде стали появляться еретические представления о Троице. Для большого понимания православного учения о Пресвятой Троице дадим краткую характеристику еретических учений.
· Динамизм. Видным представителем этого учения является Павел, епископ Самосатский. Их учение состоит в следующем. Динамисты считали, что Христос был простым человеком, который родился от Девы. Он своими усилиями достиг святости и праведности, в результате чего в него вселился Логос или некоторая высшая сила, которая отличила Христа от пророков. Логос обитал во Христе как в храме. «Их соединение было лишь соприкосновением по мудрости, воле и энергии, неким совместным движением дружбы». Но динамисты допускали, что Христос так сблизился с Богом, что Его в некотором смысле можно называть Сыном Божиим. Логос понимался ими как «свойство Божие, подобное разуму в человеке, некое неипостасное знание». Логос был одним лицом с Богом и говорить о Логосе вне Отца не возможно. Логоса они называли силой, отсюда и происходит их название. В рамках динамистской доктрины нет места учению о реальном единстве человека с Богом.
· Модализм. Представителем и выразителем данного учения является пресвитер Савеллий. Модалисты считали, что Христос без сомнений является Богом, но чтобы не прейти к исповеданию двубожия, они стали отождествлять Его с Отцом. Савеллий этого единого Бога называл монадой или Сыноотцом. «Вне отношения к миру Он есть молчащая Монада, а в отношении к миру Он есть Слово-Логос». Этот единый Бог проявляет себя в трех модусах или лицах Отца, Сына и Святого Духа. Каждый модус являлся в разное время и совершал разные деяния. «Отец создал мир и даровал Синайское законодательство. Сын воплотился и жил с людьми на земле, а Святой Дух со дня Пятидесятницы вдохновляет Церковь и управляет ею».
· Арианство. Название данному учению было дано по имени основателя Александрийского пресвитера Ария. Учению Ария можно свести к следующим трем важным тезисам:
a) Вечное бытие Отца. Арий говорил, что было время, когда Сына не было.
b) Создание Сына по воле Бога Отца. Арий говорил, что Сын есть высшее творение, которое послужило орудием для творения мира. Из этого следует, что «Бог не всегда был Отцом, а Сын есть произведение и тварь и ни в чем не подобен Отцу, Он не есть ни истинный Логос, ни истинная мудрость Отца». Сын изменчив и превратен. Если и возможно именовать Его «Богом», то только по благодати, а не в истинном смысле.
c) Дух Святой является высшим творением Сына. По отношению к Отцу, Он является как бы внуком.
Как очень точно подмечено прот. Олегом Давыденковым, у ариан Троица является сообществом трех неподобных сущностей.
· Духоборчество или македонианство. Второе название этого учения происходит от имени архиепископа Константинополя Македония. Суть этого заблуждения заключается в том, что его последователи отвергали единосущие Святого Духа Отцу и Сыну, чем отрицали божественное достоинство Святого Духа.
Как небольшой вывод мы можем сказать, что все они пытались исказить учению о Троице, стараясь его приблизить, либо к разумному пониманию этой тайны богословия, либо, пытаясь избежать, как им казалось, ошибок других учений о Троице.
| Рубрики: | Наша вера и церковь |
| Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |