Россияне стали больше гордиться страной
13.11.2007 11:54 | BBCRussian.com
За последний год в России усилилось чувство национальной гордости. Об этом свидетельствует опрос, проведенный Левада-центром.
Доля тех, кто "гордится нынешней Россией", выросла с 48% до 63%. Соответственно меньше стало заявляющих об обратном - с 47% до 31%. Доля затруднившихся с ответом практически не изменилась (5% и 6% соответственно).
Если год назад процент гордящихся и не гордящихся было примерно одинаковым, то теперь число первых превышает количество их оппонентов вдвое.
Выросло число тех, кто думает, что страна движется в правильном направлении.
В 1994 году избранный курс считали верным 15%, в 1999 - меньше 10% (видимо, по причине отсутствия на тот момент какого-либо определенного и предсказуемого курса). Сейчас 55% россиян полагают, что страна идет туда, куда нужно.
88% опрошенных гордятся тем, что живут в России. 9% высказали противоположную точку зрения.
Опрос проводился 19-23 октября с участием 1600 человек.
О чем говорят цифры
Прежде всего привлекает внимание тот факт, что людей, гордящихся званием российского гражданина (88%), значительно больше, чем тех, кто доволен сегодняшним положением дел (63%), и тех, кто считает, что Россия движется в правильном направлении (55%).
Видимо, это объясняется естественным патриотическим чувством. Людям свойственно любить свою страну и гордиться своей принадлежностью к ней, даже если они не вполне согласны с проводимым курсом. Люди надеются на лучшее, даже если сегодняшняя ситуация их чем-то не устраивает. Наконец, предметом гордости может быть прошлое, а не настоящее.
Все-таки интересно: каких именно перемен в политике хотела бы та треть граждан, которая счастлива жить в России, но при этом не уверена, что страна идет в верном направлении?
Вопросы ножа и вилки
Как любят говорить американские политологи, избирателей в первую очередь волнуют "вопросы ножа и вилки".
Россия переболела экономическим кризисом, связанным с переходом от тотальной госсобственности и плана к рынку, и вышла на путь стабильного развития.
Экономика регулярно растет на 6-7 процентов в год. Объем прямых иностранных инвестиций удвоился по сравнению с 2005 годом - а это не просто деньги, но, прежде всего, выражение веры в будущее страны. На городском горизонте вновь появились строительные краны.
По оценкам МВФ, объем ВВП на душу населения в России в 2008 году достигнет 15 тыс. долларов. Россияне, таким образом, уже богаче жителей Китая, Индии и Бразилии. Правда, в ЕС соответствующий показатель все еще вдвое выше, но лиха беда начало.
Причем национальный доход не расходуется почти целиком на военные цели, как во времена СССР, а идет на личное потребление. Аналитики компании "Тройка-диалог" недавно подсчитали, что примерно 85 миллионов, или больше половины россиян, уже могут ежемесячно тратить на дорогие товары, путешествия и развлечения 350 долларов и больше. Россия становится одним из крупнейших потребительских рынков в мире.
Критики указывают на сохраняющуюся зависимость страны от экспорта энергоносителей, и на то, что плодами экономического роста пользуются не все, особенно, если говорить о старшем поколении. Но, в конце концов, никто в мире не свободен от экономических проблем - взять хоть недавний кризис на ипотечном рынке США.
Чем гордимся?
Так что основания для гордости у россиян есть.
Но тут возникает вопрос: экономика России достаточно успешно развивается, и жизненный уровень растет уже пять-шесть лет. Чем вызвана положительная динамика? Что такого случилось в России именно в последний год, что вызвало резкий подъем патриотизма?
Ответ, похоже, лежит на поверхности. Резко поменялась внешняя политика.
Большая часть нынешней российской элиты, вышедшей в основном из силовых ведомств, никогда не питала любви к Западу. Но именно сейчас элита и лично президент Владимир Путин, видимо, решили, что своих чувств можно больше не скрывать.
Начало положило февральское выступление Путина на конференции по вопросам безопасности в Мюнхене, которое одни сравнивали с фултонской речью Черчилля, а другие называли политическим завещанием президента своему преемнику.
С тех пор Кремль все больше говорит на международной арене языком силы.
Например, на недавнем саммите ЕС в Лиссабоне Путин провел параллель между возможным размещением в Польше и Чехии элементов американской ПРО и Карибским кризисом. Тот кризис, как известно, чуть не закончился ядерной войной.
С партнерами президент России демонстрирует абсолютную уверенность в себе, держится свысока и упражняется в остроумии: то американцам посоветует размещать свою ПРО на Луне, то иранцев "отбреет" словами, что последний раз давал обещания маме, когда был маленьким.
Внутри страны в политический оборот вошла концепция "суверенной демократии", вызывающая в памяти советские времена: тогда тоже говорили, что у нас своя, советская демократия, не чета прогнившей буржуазной.
Недавно на научной конференции в Лондоне одному из участников - молодому собкору ведущего российского информагентства - задали вопрос: к чему стремится, и куда идет Россия? В ответ он сказал: Россия должна быть сильной, независимой и управляемой.
Все это можно было сказать и о бывшем СССР. Свобода, демократия и права человека в число базовых российских ценностей теперь, видимо, не входят.
Конечно, журналист - не президент, и даже не советник президента. Но вот слова самого Владимира Путина, сказанные в апрельском обращении к Федеральному собранию: "Мы должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю. Только в этом случае мы сможем правильно определить ориентиры развития страны. И только в этом случае нас ждет успех".
Раньше в Москве говорили о приверженности общечеловеческим ценностям, и обещали хоть когда-нибудь дорасти до западных стандартов демократии. В ответ на критику Россия оправдывалась: мы, мол, переживаем переходный период, сделайте нам скидку. Теперь Россия ясно дает понять, что мнение Запада ее вообще не интересует: она будет жить, как находит нужным, и миру придется принимать ее такой, какая она есть.
Судя по результатам опроса Левада-центра, большинству граждан все это очень по душе.
Чего не стыдимся
В статье, опубликованной на днях на сайте "Единой России", видный партиец Абдул-Хаким Султыгов призвал не просто провозгласить Путина "национальным лидером" после ухода с поста президента, но официально закрепить за ним этот статус, подписав некий "пакт гражданского единства".
По замыслу Султыгова, "подписание этого судьбоносного документа станет, по сути, гражданской присягой [...] представителей всех уровней государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий и других институтов гражданского общества. Речь идет о гражданской присяге национальному лидеру".
Султыгов ничего не говорит о том, что станет с "представителями власти" и "институтами гражданского общества", которые не пожелают приносить задуманную им присягу. Будет ли новая политическая система, в которой конституцию заменит "пакт гражданского единства", предусматривать существование оппозиции?
Пока в Основном законе России, о верности которому много раз заявлял сам Владимир Путин, никакого "национального лидера" не прописано. Подобный институт существует только в Иране, где над президентом стоит неизбираемый и несменяемый "духовный лидер". Присяга общества на верность главе государства - атрибут монархического строя. При демократии все наоборот - лидер присягает на верность гражданам.
Султыгов опубликовал статью уже после того, как Левада-центр провел свой опрос. Но вряд ли его результаты сильно изменились бы. Пока, судя по всему, подобные вещи гордости россиян не задевают.
BBCRussian.com