
Птичьей памяти порой позавидуешь.Как некоторым из пернатых удается зимой, спустя месяцы,вспомнить,где они припрятали свои запасы?Как проворные белки умудряются отыскать спрятанные орешки?Мы же порой не можем вспомнить,куда час назад положили ключи.Как часто мы жалуемся на свою память! Однако наш мозг, даже несовершенный,обладает удивительной способностью впитывать новую информацию и запоминать ее.Нужно только научиться использовать свои ресурсы.
ОГРОМНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Мозг человека не велик - размером с грейпфрут и весом около 1.4 кг.однако в нем содержится примерно 100 миллиардов нервных клеток,или нейронов,которые переплетены в невероятно сложную сеть.Каждый нейрон способен взаимодействовать с сотней тысяч других.Благодаря этому мозг обрабатывает и удерживает большие объемы информации. Однако некоторые в этом весьма преуспели,причем даже не имея образования.
Например, неграмотные гриоты, профессиональные сказители из западной Африки, могут по памяти выстроить генеалогическое дерево многих поколений целой деревни. Там говорят, что, когда умирает гриот,погибает целая библиотека.
КАК РАЗВИТЬ ПАМЯТЬ
Работа памяти состоит из нескольких процессов:кодировки, сохранения и воспроизведение информации.Мозг кодирует информацию, когда воспринимает и распознает ее.Затем эта информация сохраняется для дальнейшего использования.Мы что то забываем , если нарушается из этих процессов.
Существуют различные виды памяти, в том числе сенсорная, кратковременная и долговременная. Сенсорная связана с получением информации от органов чувств, например органов обоняния , зрения и осязания.Кратковременная , также называемая оперативной, удерживает небольшие объемы информации в течении коротких промежутков времени.Мы ею пользуемся, когда считаем в уме, набираем услышанный номер телефона или когда дочитываем конец предложения,не забывая о его начале.Но, как известно, кратковременная память имеет свои пределы.
Чтобы информация запомнилась надолго, она должна перейти в долговременную память.Как ее задействовать?В этом нам помогут следующие принципы.
ИНТЕРЕС
Развивайте интерес к теме и напоминайте себе, почему она важна для вас.Вы, наверняка , замечали, что лучше запоминается то,Что затронуло чувства.
ВНИМАНИЕ
В книге "загадка разума" сказано:"Чаще всего, когда мы не можем чего-то вспомнить, виной всему недостаток внимания". Как научиться удерживать внимание? Развивайте любознательность и, по возможности делайте записи. Они не только помогут сосредоточиться , но и позволяют просмотреть материал позже.
ПОНИМАНИЕ
Если вы что - то недопоняли, то врядли это удержится в памяти. Память - значит увидеть логическую связь между частями целого. Например, вам будет легче запомнить детали механизма, если вы поняли , как он работает.
УПОРЯДОЧЕННОСТЬ
Группируйте схожие идеи и понятия.Например, список покупок запомнить легче, если разбить его по категориям:мясо овощи и так далее. Также разделяйте информацию на более мелкие блоки, включая от пяти до семи пунктов. К примеру телефонный номер быстрее запоминается если делить его на три части.
ПОВТОРЕНИЕ и ПРИГОВАРИВАНИЕ
Повторяйте в слух то, что хотите запомнить.Это укрепит нейронные связи. Как? Во - первых, приговорив, вы сосредотачиваете на этом внимание. Во - вторых, вас тут же может поправить ваша запись. В - третьих, слыша - даже самих себя - вы задействуете дополнительные участки мозга.
НАГЛЯДНОСТЬ
Мысленно представьте то, что хотите запомнить. Это можно также нарисовать или начертить в виде сжемы. При этом, как и предыдущем случае, активизируются разные участки мозга. Чем больше задействуются органов чувств, тем глубже информация запечатлеться в памяти.
АССОЦИАЦИЯ
Изучая что-то новое, свяжите это с тем, что вы уже знаете. Тогда мозгу будет легче кодировать и воспринимать информацию. Ассоциация будет служить точкой опоры и облегчит запоминание.Например, узнав чье-то имя свяжите его с особенностью внешности человека или чем-то другим, что легко запоминается.. Чем смешнее и абсурднее ассоциация, тем легче запомнить.По сути, нужно думать о том, что или кого хотим запомнить.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
отведите время на то, чтобы информация , образно говоря, впиталась. лучше всего - повторить то, что вы узнали, например, пересказать кому-то.
И так , память можно и нужно тренировать. Как показывают исследования , наша память подобная мышце : чем больше ее тренируешь, тем она крепче, даже в преклонные годы.

|
|
|
|
|
|