Упражнения
Вот несколько простых и эффективных упражнений. Их можно назвать «тренажеры для правого полушария».
1. Рисование перевернутых изображений
Возьмите картинку, не бойтесь выбрать посложней. Для начала лучше взять четкий черно-белый рисунок. Переверните ее «вверх ногами» и срисуйте в таком положении. Не пытайтесь понять, что вы копируете, представьте, что это набор линий. Не переворачивайте рисунок, пока не закончите его. Сделайте несколько копий разных картинок.
Более сложный вариант этого упражнения – копировать перевернутое изображение в зеркальном отражении.
2. Рисуем линии ладони
Закрепите лист бумаги на столе скотчем. Слегка согните пальцы левой руки, если вы правша или правой руки, если вы левша. Посмотрите на линии ладони. Их и будем рисовать. Сядьте в пол оборота к столу так, чтобы вы не могли видеть то, что будете рисовать. Смотрите только на ладонь. Ваша задача скоординировать движение глаз с движениями карандаша. Вы смотрите на линии ладони, скользите взглядом по одной из линий, и карандаш повторяет эту траекторию на бумаге. Так, постепенно, переходите от одной линии к другой. Постарайтесь выполнять это упражнение в течение 5 минут (поставьте будильник). Рисуйте все линии: четкие и самые тонкие. Их много, за это время они «не закончатся».
3. Рисуем пустые пространства
Поставьте перед собой стул или кресло. Чем сложнее и извилистее форма предмета, тем интересней будет выполнять упражнение. Теперь нарисуйте то, что видите перед собой с одним условием: рисуйте не сам предмет, а пространство вокруг него. У пространства (фона) тоже есть форма. Ваша задача – нарисовать эту форму. Все что не фигура (стул, кресло) – это фон, и все ваше внимание сконцентрировано на нем. Когда закончите рисовать пустое пространство, то изображение самой фигуры получится само собой.
О методе
Впервые этот метод был разработан и описан американской преподавательницей Бетти Эдвардс более 30 лет назад (1979 г.). Автор утверждает: менеджер, учитель, писатель, инженер, студент — любой человек способен разбудить в себе мощную силу творческого потенциала, если займётся рисованием. Его отличие от традиционного обучения – активность правого полушария мозга, на что и направленны все упражнения, выполняемые на тренинге. Многие открытия и идеи, по словам Бетти Эдвардс, стали результатом случайных событий и стечения обстоятельств. Художник с развитой интуицией предлагает способ всем желающим развить и в себе эту способность. Суть метода – избавить ученика от анализа и критики своих действий, забыть символы и шаблоны, расширить зрительное восприятие, научиться доверять себе.
В основе метода лежат результаты новаторских исследований психобиолога, Нобелевского лауреата Роджера У. Сперри, впервые опубликованные в 1968 г., касавшиеся двойственной природы работы человеческого мозга. Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, восприятия мира таким, какой он есть, без искажений и смыслов, учит нас быть в настоящем времени. Умение рисовать — это лишь средство, а не самоцель. Учась рисовать, вы научитесь видеть по-другому. А это, в свою очередь, улучшит ваши способности к творческому мышлению.
Возможности
Этот метод раскрывает творческий потенциал человека, проявляет индивидуальность, снимает внутренние барьеры и критику, учит видеть красоту даже в простых линиях, дает радость и наслаждение самим процессом и результатами своих художественных творений. Правополушарное рисование делает ваше восприятие более целостным и реальным, без искажений. За целостность восприятия отвечает только правое полушарие. Левое – логическое, последовательное, анализирующее – воспринимает только части, детали. Собирает все элементы в законченный целый образ правое полушарие. Выполняя непонятные упражнения, казалось бы, лишенные смысла, Вы развиваете свои интуитивные способности, т.к. смотрите на целое, а не только на те элементы, которые кажутся важными.
Для кого
Для взрослых и детей школьного возраста. Единственное умение, которое нужно на начальных этапах – уверено держать карандаш в руке. Правополушарное рисование интересно как для детей, так и для взрослых. Это прекрасный способ вместе провести время родителям и ребенку, поддержать друг друга и порадоваться успехам. Ничто так не сближает, как совместная деятельность, игры.
Если вы только начинаете водить машину и вам трудно ориентироваться в потоке машин, видеть знаки, разметку дороги, показания приборов на панели, других участников движения – все это сразу, при этом быстро принимать решение – на какую педаль жать и в какую сторону крутить руль, то добро пожаловать к нам на тренинг. Будем рисовать и развивать целостность восприятия.
Различия в работе полушарий головного мозга
Основные различия в работе полушарий головного мозга человека впервые обнаружил американский ученый лауреат Нобелевской премии Р. Сперри, который однажды в лечебных целях рискнул рассечь межполушарные связи у больных эпилепсией и с изумлением обнаружил, что два полушария единого доселе мозга ведут себя как два совершенно различных мозга и даже не всегда до конца понимают друг друга.
Левое полушарие — это логическое мышление, языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание, отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием, которое способно понимать только буквальный смысл слов. Информация обрабатывается последовательно по этапам. Концентрация на отдельных деталях, слабая способность собрать все детали в единое целое. Левое полушарие хорошо развито, часто его называют главным, ведущим (как у правшей, так и у левшей). Его развитие поддерживается нашей культурой, семьей. И начинается все с раннего детства. Родители, вспомните, как вы радовались и восхищались первыми словами своего ребенка. Малыши очень рано усваивают, что говорить – это хорошо, родителей можно осчастливить всего одним словом. А вот рисовать можно только на бумаге, это хорошо. Рисовать на стенах и мебели плохо. Еще плохо рисовать на одежде, на полу, книгах… Как много ограничений. Потом детский сад, подготовка к школе, где дети узнают буквы и цифры (знаки). Потом школа, где большая часть времени отводится письму, чтению, счету. И совсем немного (обычно один урок в день) творчеству: рисованию, музыке, художественному труду. В средней школе таких часов становится все меньше, потом колледж, институт… Вот левое полушарие уже окрепло и привыкло активно работать, а правое дремать.
Правое полушарие — интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в образах. Пространственная ориентация отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки. С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то, как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек. Эмоциональный интеллект – это работа правого полушария. Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое. Понимать эмоции других мы можем только правой частью мозга. Мечты, фантазии, мистика, религиозность, музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие. Музыка — это классический пример невербальной (несловесной) информации, тем не менее, в ряде случаев ее звучание активизирует работу левого полушария. Правда, это происходит только у тех людей, которые не испытывают чувства полного «погружения» в стихию мелодий и звуков, не отдаются безраздельно этой стихии, а пытаются как бы анализировать воспринимаемое — «проверить алгеброй гармонию». Иными словами, воспринимая «не свою» невербальную информацию, левое полушарие «по привычке» пытается переработать ее так же, как обычно поступает со словами, цифрами и т. п.
Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.
Межполушарная асимметрия по-разному выражена и при чтении художественных и технических текстов. Хотя и в том и в другом случае происходит восприятие и переработка словесной информации, но при чтении технических текстов больше активизируется левое полушарие, а при чтении художественных — правое. То есть они опять-таки «не забывают» своих основных функций.
Все эти факты свидетельствуют о том, что различие между полушариями мозга определяется не столько качественными особенностями воспринимаемого ими материала, сколько стратегией его переработки. В чем же состоит своеобразие этой стратегии?
Основной отличительной особенностью «правополушарного» — образного — мышления считают способность целостно, в комплексе воспринимать предметы и явления, с одновременной и даже мгновенной обработкой многих, если не всех их параметров. А «левополушарное» мышление наделяют способностью к последовательной обработке информации. Левополушарное мышление из отдельных элементов информации создает однозначный контекст. То есть из всех бесчисленных связей между предметами и явлениями оно активно выбирает только некоторые, наиболее существенные для данной конкретной задачи.
На противоположных принципах основана стратегия правополушарного мышления. Оно создает многозначный контекст, благодаря одновременному схватыванию практически всех признаков и связей одного или многих явлений. Если логико-знаковое мышление формирует модель мира, удобную для анализа, но в чем-то условную и ограниченную, то образное мышление создает новый и полнокровный, натуральный образ мира. Отдельные свойства, грани образов взаимодействуют друг с другом сразу в нескольких «смысловых плоскостях», что, собственно, и создает эффект многозначности.
Другим широко известным примером активности правополушарного мышления является творчество — и в искусстве, и в науке. Тот общепризнанный факт, что произведения искусства не поддаются исчерпывающему анализу и безоговорочной интерпретации, а суть их не сводится к формальной сюжетной основе, как раз и отражает роль многозначного контекста. Поэтому можно считать оправданными попытки сопоставлять сновидения с художественным творчеством. В основе обоих феноменов лежит возможность организовать многозначный контекст, но подчинены они разным задачам: творчество создает основу для самовыражения художника, а сновидения позволяют разрешать внутренние конфликты, сохраняют психологическую устойчивость субъекта и восстанавливают поисковую активность (подробнее об этом см. «Наука и жизнь» № 8, 1981).
Один из простых способов определения творческих способностей (ведущего полушария) состоит в том, что испытуемым предлагают составить парные словесные ассоциации. При этом люди с высоким творческим потенциалом чаще называют антонимы, чем синонимы, то есть они легче ассоциируют те или иные понятия с противоположными по значению, чем со сходными. Это означает, что они способны видеть предметы и явления в более широком контексте и готовы к одновременному постижению не одной, а нескольких идей или сторон явления.
Логико-знаковое мышление, как мы уже отмечали, вносит в картину мира некоторую искусственную упорядоченность, тогда как образное мышление обеспечивает естественную непосредственность восприятия мира таким, каков он есть. Можно сказать, что левополушарное мышление уменьшает хаотичность, неопределенность ситуации и организует информацию в некую систему. Все это требует от системы дополнительных затрат, от живой системы — затрат физиологических. Это подтверждается результатами психофизиологических исследований.
Людям с высокими творческими способностями при решении творческих задач не нужна дополнительная активация мозговых структур. И, наоборот, задачи, адресованные к левополушарному мышлению, требуют дополнительной активации мозга у всех лиц, независимо от творческого потенциала. Получается, что творческая деятельность менее утомительна, чем рутинная работа.
Может поэтому, от рутины так быстро устаешь, а творческая работа не утомляет? Попробуйте выполнить упражнения, включить правое полушарие, разбудить его и нагрузить работой. Вы сможете проверить на себе, как это – быть правополушарным. Время будет идти незаметно, если не смотреть на часы и не включать тем самым левое полушарие. Вам тяжело будет определить – сколько времени вы занимаетесь рисованием, и вы совсем не устанете.
Итак, в чём же разница между полушариями, и почему нам так важно именно правое, которое практически не получает развития в системе нашего образования?
Левое
Вербальное (использует слова, чтобы называть вещи своими именами)
Аналитическое (пошаговый процесс осознания действительности, буква-слог-слово)
Символическое (=, +, % известные всем и легко воспринимающиеся символы)
Абстрактное (возможность увидеть океан в капле воды)
ВременнОе (позволяет следить за временем и выполнять задания в порядке очерёдности)
Рациональное (делает выводы, основанные на причинах и фактах)
Цифровое (позволяет использовать цифры)
Логическое (способность строить логические цепочки, где одно вытекает из другого)
Линейное (одна идея следует за другой, и они непременно связаны между собой)
Правое
Невербальное (восприятие или осознание происходит на бессловесном уровне)
Синтетическое (складывает увиденное в одно целое)
Актуальное, реальное (видит вещи такими, какие они есть в настоящий момент)
Аналогическое (ищет схожесть в вещах, отвечает за понимание метафор)
ВневременнОе (отсутствует чувство времени)
Нерациональное (не требует основу из фактов и данных для вывода, склонность к откладыванию суждений)
Пространственное (видит отношение вещей друг с другом, и как части составляют целое)
Интуитивное (склонно к внутренним откровениям)
Целостое (способность видеть вещи целиком, без разбивания их на детали)
Следует ли из всего этого, что нам нужно срочно начать рисовать левой рукой? Нет, нет и ещё раз нет. Если вы правша — левая рука просто-напросто не приспособлена для рисования. Но если вы взяли карандаш в левую руку и поняли, что ваши рисунки получаются лучше — тогда продолжайте рисовать левой рукой.
Изложенная выше информация помогает понять необходимость правого, забытого полушария для умения рисовать и даёт представление о его роли в развитии творческих способностей личности. Все задания рассчитаны именно на то, что левое полушарие откажется их выполнять, и тогда правое вступит в свои права в этом вопросе.