-‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии я и мои друзь€
я и мои друзь€
02:09 06.01.2010
‘отографий: 53
ѕосмотреть все фотографии серии Ёти забавные зверушки
Ёти забавные зверушки
22:14 02.06.2009
‘отографий: 7
ѕосмотреть все фотографии серии ¬с€ко-разно
¬с€ко-разно
23:04 07.05.2009
‘отографий: 3

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в NADYNROM

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 16.10.2007
«аписей: 2455
 омментариев: 18445
Ќаписано: 38361


¬. —. ѕикуль о  онстантине ћаковском

„етверг, 14 ‘еврал€ 2008 г. 16:17 + в цитатник
»нформацию о  онстантине ћаковском и часть его картин € уже размещала «ƒ≈—№. Ќо не менее интересно прочитать то, что писал о нем ѕикуль в одной из своих замечательных исторических миниатюр.

¬алентин —аввич ѕикуль
“рагеди€ Ђ–усского ћакартаї


 (527x700, 47Kb)

 . ≈. ћаковский. јвтопортрет

ћорозный ѕетербург. –аннее утро. ќдна из комнат обширной квартиры ћаковского отведена дл€ тропического сада, в котором живут заморские птицы, наполн€ющие жилище художника забавным пением. ќн и сам встречает день пением:

ѕеред троном красоты телесной
—в€тых молитв не зажигай,
Ќе называй ее небесной
» у земли не отнимайЕ

√ромадный холст еще чист, возле него стрем€нка; из китайских ваз растут пышные букеты различных кистей. Ѕодр€ще пахнет красками, скипидаром, лакамиЕ ≈сли верить слухам, мастерска€ √анса ћакарта в ¬ене более напоминает ателье дамских мод, а мастерска€  онстантина ћаковского вроде антикварной лавки: блест€т шелка и парча, всюду древнее оружие, бо€рские одежды, кокошники и сарафаны, в ларцах из слоновой кости туманитс€ жемчуг, на рундуках мерцают братины из серебра и золота, ковры и гобелены Ч все это цветет и брызжет сочностью красок и светаЕ ¬ полдень живописца навещает солидный сенатор, готовый заплатить за свой портрет 3 000 рублей. „ас работы Ч и все закончено. ѕо опыту мастер знает: улещать удачное Ч только портить.
Ч  ажетс€, готово, Ч смущенно сказал он заказчику.
Ќо сановник, весьма далекий от понимани€ маэстрии, не соглашаетс€ платить деньги за столь быструю работу:
Ч –аньше портреты выписывали комариным жалом, а вы своим помелом Ч мах мах иЕ, разве уже готово? ¬ таких случа€х ћаковский вынужден притвор€тьс€:
Ч ¬ы мен€ не совсем то правильно пон€ли. ѕортрет закончен лишь вчерне, а теперь мне нужен по крайней мере еще мес€ц, чтобы придать ему необходимое brio Ч блескЕ
ѕосле ухода сенатора портрет будет вал€тьс€ в мастерской целый мес€ц, после чего масло покрываетс€ лаком и можно отсылать по адресу заказчика. ѕодобных анекдотов о ћаковском сохранилось множество, зато в мемуарном наследии художников о нем упоминаетс€ бегло, словно о незначительном мастере. ј между тем слава  онстантина ≈горовича ћаковского давно уже переплеснула рубежи –оссии, хот€ попул€рность его кисти была иногда обидной дл€ авторского самолюби€.

Ќе лучше ли обратитьс€ к истокам причудливой и неповторимо противоречивой жизни? ћосква была его родиной. ј в детстве все интересно. ќблезла€ ворона смешно пила из лужи. Ќа Ћенивке чистоплотный мужик торговал вкусным малиновым квасом. ¬ магазине на “верской италь€нец ƒжузеппе јртари раскладывал эстампы, выписанные из за границы.
Ч Ћюбуйс€ и запоминай, Ч внушал отец сыну. ¬о врем€ прогулок по ћоскве он требовал от  ости зарисовывать в карманный альбомчик уличные сценки, набрасывать портреты встречных прохожих, а дома спрашивал мальчика:
Ч Ќе забыл ли мужика, что квасом теб€ угощал? ƒа и ворона та была примечательна. Ќу ка, изобрази мне ихЕ
≈гор »ванович ћаковский служил бухгалтером, душою принадлежа искусствам. √итара уже кочевала по ћоскве, и “ропинин, при€тель его, оставил нам галерею гитаристов и гитаристок, живые немеркнущие полотна. —колько наивной прелести было тогда в старинных романсах! ќт Ћермонтова до ѕолины ¬иардо, от ѕушкина до ‘еренца Ћиста Ч никто не миновал очаровани€ этих струн, брызжущих над заснеженными дал€ми –оссии подлинной трагедийностью. Ћюбовь  орнеевна, мать  ости, обладала прекрасным голосом, она пела в публичных концертах, и мальчик, притихший за креслом отца, внимал романсам √урилева, јл€бьева, Ѕулахова, ƒонаурова. ј как выразительны были глаза молодой женщины, облик которой сберегла дл€ нас тропининска€ кисть. ”же прославленный Ѕрюллов, проездом через ћоскву, зажилс€ в доме ћаковских, очарованный радушием хоз€ина и красотою его жены. „то там было? » было ли вообще что нибудь? Ёто навеки осталось тайною двух сердец, и Ѕрюллов отъехал в ѕетербург, а Ћюбовь  орнеевна осталась при муже, воспитыва€ детейЕ
ћного позже  онстантин ћаковский будет призрачно намекать на свое романтичное происхождение.
Ч ѕомилуйте, Ч возражали ему знатоки, Ч но  арл ѕалыч загостилс€ в ћоскве в тридцать шестом году, а вы, милейший маэстро, урождены в тридцать дев€том. Ќе так ли?
Ч Ёто ничего не значит, Ч загадочно улыбалс€  онстантин ≈горович, и в его автопортретах, писанных в молодости, действительно ощущаетс€ нечто от брюлловского облика.
Ќо и это ничего не значит. –ечь пойдет о другом.

***

ѕрежде о русалках, благо о них ныне писать не прин€то. ћаковскому попало за них, от критики (и по инерции до сих пор еще попадает). Ќапомню, что Ђ–усалкиї  рамского по€вились в 1871 году, Ђ—адкої –епина Ч в 1875 году, а ћаковский создал свое полотно после них Ч уже в 1879 году.  рамской сделал русалок добропор€дочными девами, у –епина они Ч экзотичные принцессы, а ћаковский свил обнаженные тела в чувственный вихрь, взлетающий от воды к наваждению лунного си€ни€.

 (670x508, 60Kb)

¬сем троим влетело от критиков! Ќо стоило ли осуждать эту тему, если русалками наполнены русские народные сказки, если мимо русалочьих чар не прошли ни ∆уковский, ни ѕушкин, ни “арас Ўевченко. ћне вспоминаетс€, что сказал —емирадский в споре со —тасовым: Ђј насчет правды в искусстве, так это еще большой вопрос. » нам, может быть, всегда дороже то, чего никогда не было. “аковы все создани€ гени€ї. Ќе здесь ли и заложен камень преткновени€? Ќо все таки странно, что, заговорив о  онстантине ћаковском, никогда нелишне упом€нуть: ЂЁто брат известного ¬ладимира ћаковскогої. »х, кстати, было три брата Ч ¬ладимир,  онстантин, Ќиколай Ч и сестра јлександра Ч все художники, как и отец их Ч талантливый самоучка.   этим же ћаковским принадлежат в их потомстве Ч јлександр ¬ладимирович, профессор живописи, и —ергей  онстантинович, издатель модного в свое врем€ журнала Ђјполлонї, за выпусками которого и по сей день страстно охот€тс€ наши книголюбы. —емь€, как видите, артистическа€! » если мать наполн€ла дом музыкой и пением, отец украшал комнаты картинами. ≈гор »ванович имел драгоценную коллекцию рисунков: в его собрании хранились даже первые оттиски гравюр –афаэл€, –убенса и –ембрандта, Ч величайшим наслаждением он считал просмотр этих сокровищ, вызыва€ восторг в отзывчивых собеседниках. » вот € думаю: как счастливо непорочное детство, когда осмысленные взоры детей, едва пробуждаемых к жизни, уже скользили по полотнам  ипренского и “ропинина, их глаза чутко реагировали на виртуозную линию граверного резцаЕ ƒет€м своим ≈гор »ванович посто€нно внушал:
Ч »скусство Ч это религи€, искусство дл€ того и есть, чтобы облагораживать людей, дела€ их добрее и лучшеЕ
ѕервые рисунки  ости ћаковского бережно поправл€ла рука мудрого старца “ропинина Ч лучшего учител€ и не найти! јкадемическа€ система преподавани€, царивша€ на берегах Ќевы, была поколеблена на берегах ћосквы реки самою натурой, далекой от идеализации, а богатый опыт “ропинина соразмер€л крайности двух школ Ч петербургской и московской.
¬ один из дней ≈гор »ванович расцеловал сына:
Ч ј поезжай ка ты,  остенька, в —анкт ѕитерсбурхЕ ћаковский €вилс€ в столицу уже с профессиональной выучкой, привлека€ к себе внимание легкостью кисти, декоративностью исполнени€. ¬ то врем€ јкадеми€ задавала ученикам отвлеченные темы: плач √ектора над телом ѕатрокла; доверие јлександра ћакедонского к врачу ‘илиппу;
»осиф, толкующий сны в темнице, и прочие. Ќавестив родителей в ћоскве,  ост€ рассказывал:
Ч ј раньше бывали и такие темы: изобразить фиговое дерево, над оным расположить ѕетербург, а под оным Ч римскую вакханалию. „то € слышу от профессоров? ќдно и то же: ножку усильте, а на ручке рефлексика не видатьЕ
ћаковский плохо внимал советам наставников, точнее говор€, он попросту отвергал их указани€. Ќо тоже не избежал Ђклассическойї участи: его Ђ’арон, перевоз€щий души мертвых через —тиксї, заслужил медаль, в которой ему отказали на том основании, что авторЕ, молод.

 (568x700, 64Kb)


—лучайно картину увидел “еофил √отье, бывший тогда в ѕетербурге.
Ч я начинал жизнь не поэтом, а живописцем, Ч сказал √отье ћаковскому. Ч я в большом восторге от вашего ’арона и предсказываю вам, что вы пойдете значительно далее тех счастливцев, что получили медали из серебра и золотаЕ
¬скоре ћаковский исполнил портрет графа ћуравьева јмурского Ч и ко времени!

 (552x700, 56Kb)

Ќакануне был ратифицирован ѕекинский трактат, закрепл€вший русские земли по јмуру, и художник изобразил ћуравьева под сенью паруса на палубе корабл€, борозд€щего амурские волны. — этого времени  онстантин ≈горович Ђсразу становитс€ не только любимым, но и единственным портретистом русской аристократииї (так писал почтенный »горь √рабарь).
“ургенев уже обозвал Ѕрюллова Ђпухлым ничтожествомї, провозглаша€ в печати: ЂDelendus est Brulloviusї Ч Ђƒа будет уничтожен Ѕрюлловї, а ћаковский, казалось, напротив, подхватывал кисти, выпавшие из рук умерших Ѕрюллова и “ропинина. ¬осторженна€ молва о нем еще не умолкла, как вдруг юный живописец со скандалом вышел из јкадемии! ќн примкнул к Ђпротесту тринадцатиї; порыва€ с академической рутиной, они образовали свободную творческую артель во главе с  рамским Ч  онстантин ≈горович вписалс€ в славную пле€ду тех, кого позже стали называть передвижниками. Ќо соедин€ть свой личный успех с идейной борьбой за утверждение жизненной правды ћаковский не стал. ƒл€ него, баловн€ фортуны, задачи товарищества оказались т€гостны. ≈го убеждени€ не были прочными, а совместно раздел€ть лишени€ и невзгоды ћаковский не пожелал, уже увенчанный лаврами и заваленный заказами петербургской знати.
ќн и сам не скрывал этого, позже говор€ откровенно:
Ч я сн€л мастерскую на ƒворцовой площади, зан€лс€ портретами, и дело сразу пошло. ¬сегда любил работать одинЕ
”спех был головокружительный. ѕервый год он еще отражал в картинах юдоль и печаль бедн€ков столицы, и внешне казалось, что среди передвижников ћаковский скоро займет видное место (то самое, которое потом смело утвердил за собой его брат ¬ладимир). Ќо отношени€ с артелью разладились, ћаковский начал выставл€тьс€ помимо товарищества; от изображени€ сцен народной скорби он все чаще обращалс€ к портретам светских львиц, умело располага€ их среди импозантной обстановки, драпиру€ за ними складки ковров, выстила€ под ноги красавиц живописные шкуры барсовЕ
—лава растет, деньги не перевод€тс€, за картину Ђ—лав€нские композиторыї он просит 25 000 рублей, но заказчики ахнули, и бедный –епин исполнил ее за 1 500 рублей. ћаковский уже знаменит, ѕетербург знаком не только с его кистью, но и с его голосом:  онстантин ≈горович поет арии из опер, дружит с ƒаргомыжским и Ѕородиным, он свой человек в доме ЅалакиреваЕ ¬от ведь как! — одной стороны передвижники, с другой Ч Ђћогуча€ кучкаї, а он сам по себе. Ќе заметить его было никак нельз€: ћаковский Ч академик, ћаковский Ч профессор той самой јкадемии, из которой недавно ушел, сильно хлопнув дверью. “огда и стали поговаривать:
Ч ѕодлинный ћакарт! Ёто наш русский ћакартЕ ћакарт ведь тоже јкадемии искусств не закончил.
Ч ћне было там скучно, Ч признавалс€ он публике.
Ч ј € всем об€зан отцу, Ч вторил ему ћаковский.

***

¬ самом деле, было что то общее между нашим светилом и √ансом ћакартом, уроженцем “ирол€, работавшим в ¬ене. –усские ознакомились с ним по его Ђ—иестеї, украсившей дом барона Ўтиглица в ѕетербурге. —пециально дл€ ћакар та император ‘ранц »осиф выстроил великолепную мастерскую, где самые знатные дамы ≈вропы умол€ли мастера разрешить им позировать ему. —овременников ћакарта поражало великолепное торжество красок, эффектность композиции и портретных аксессуаров, а сам художник сделалс€ вроде законодател€ вкусов, почти неподражаемых в пышной декоративности.
 онстантин ≈горович не возражал, когда его сравнивали с венским коллегой. ќба они плавали по Ќилу, и ћакарт создал там свою Ђ леопатруї, а ћаковский вывез из ≈гипта Ђ¬озвращение св€щенного ковра из ћекки в  аирї.

 (679x456, 74Kb)


ћакарт в ¬ене разыгрывал роль патрици€, нос€ на шее золотую цепь венецианского дожа, а ћаковский в ѕетербурге по€вл€лс€ в костюме русского бо€ринаЕ
 ак все это было далеко от аскетизма передвижников, озабоченных добыванием хлеба насущного, обуреваемых иде€ми демократического искусства Ч о народе и дл€ народа!
ѕерва€ жена ћаковского, тоже художница, которой Ѕородин посв€тил свой романс (и котора€ оставила нам портрет композитора), умерла рано. ћолодой процветающий вдовец не долго оставалс€ одиноким.  онечно, Ђрусскому ћакартуї пристало выбрать жену в духе его картин, и он выбрал Ч сущего ангела! —удьба послала ёлии ѕавловне очень долгую жизнь: рожденна€ в 1859 году, она умерла в 1954 году Ч в близкое нам врем€. Ќа долгие годы безм€тежного счасть€ ёленька стала дл€ ћаковского идеалом женской красоты. ќн любовно вписывал ее в свои картины из бо€рского быта старой –уси, изображал под видом ‘лоры и ѕрозерпины, окружал на картинах детьми, гобеленами и цветами.

 (474x700, 61Kb)


 (490x700, 82Kb)

 (532x700, 68Kb)



Ќе будем, однако, наивно думать, что художник отступилс€ от заветов юности, Ч нет, ћаковский беретс€ и за такие темы, которые волнуют все русское общество. ¬ канун войны за освобождение Ѕолгарии он побывал на Ѕалканах, после чего создал незабываемую картину ЂЅолгарские мученицыї, Ч это страшное, забрызганное невинной кровью, выстраданное из души полотно, имевшее тогда политическое значение, и —тасов даже считал эту вещь чуть ли не лучшим произведением ћаковского.

 (466x700, 56Kb)

–епин всегда признавал большие заслуги ћаковского.
Ч ѕо своему этот человек был всегда мне симпатичен, как натура очень цельна€, как большой мастер своего дела, уже достаточно оцененный своей страноюЕ
ќшеломл€юща€ мода на ћаковского не прекращаетс€: картины его скупают не только в ≈вропе Ч их алчно поглощают частные галереи капиталистов јмерики, и Ђрусский ћакартї с трагической готовностью шагает навстречу вкусам той публики, котора€ не мыслит жизни, если стены не украшены картинами ћаковского, если потолки не расписаны его увражами.
ѕуст! это баснословно дорого, но ведь этоЕ ћаковский!
¬ечный удачник, уже привыкший к широкой жизни, он иногда бывал жесток, уме€ наказывать аристократию, вскормившую его в своих салонах.  огда то, еще в начале славы,  онстантин ≈горович украсил плафонами особн€к фон ƒервизов, который потом перекупили бароны јккурти, и јккурти пригласил мастера в ресторан дл€ беседы. ћаковский, за€длый гурман и балованный сибарит, заранее предвкушал великолепный завтрак.
Ч ¬аши дивные увражи, Ч завел речь новый домовладелец, Ч имеют лишь один недостаток: они анонимны. ј что вам стоит подписать их своим именем, и пусть все мои гости знают, что у мен€ тоже имеетс€ подлинный ћаковский.
Ќу что за труд подмахнуть три плафона? Ђ–усский ћакартї благодушно хотел поставить свою подпись бесплатно.
Ч ¬ чем дело, барон? Ч отвечал он. Ч ѕосле завтрака поедем к вам домой и € подпишу все три плафона.
Ч ѕрекрасно! Ч сказал јккурти и велел лакею подать корюшку под хреном. Ч Ќу, и хлеба намЕ, по ломтикуЕ ќн великий маэстро, и емуЕ, корюшку? Ёто сразу изменило настроение Ђрусского ћакартаї.
Ч ѕ€ть тыс€ч рублей за каждую подпись, Ч сказал ћаковский скуперд€ю.
ѕусть это только анекдот. Ќо он хорошо вплетаетс€ в канву его противоречивой жизни. ј сколько требовалось (€ не говорю Ч творческих) чисто физических усилий, чтобы покрывать маслом необъ€тные полотна, насыщенные амурами и вакханками, щегольским блеском драгоценностей и приторными аксессуарами. ƒа, аристократи€ платила ему щедро, но она же и требовала от мастера шедевральных щедростей в живописи. ћаковского спасало только железное здоровье и темперамент творца с уникальной фантазией.
ј мода есть мода. ѕобывать в доме ћаковского Ч уже дело общественного престижа, а залучить его в свой дом Ч великое счастьеЕ
»звестный пейзажист  левер в старости вспоминал:
Ч ћаковский вообще был душою общества, как среди нас, художников, так и в великосветских кругах, даже среди денежных тузов. ќн нигде никогда не тер€лс€, всегда приковывал к себе внимание незаур€дной внешностью, красивой головой, умным разговором, оба€нием таланта крупного художника –оссииЕ
Ђ–усского ћакартаї окружала сказочна€ роскошь, кака€ и не снилась никакому русскому художнику. Ќо титанический непрестанный труд ради заработка породил творческую все€дность, огульную неразборчивость в выборе темы. “алант Ч да! Ч бил ключом, но ћаковский одинаково страстно выписывал пейзаж или жанровую сцену, портрет ученого или содержанку нувориша, он любовалс€ узорами древней жизни, писал вакхическое панно в духе “ьеполо, головки красоток, аллегории и декорации, соглашалс€ расписывать ширмы дл€ спален, выдумыва€ украшени€ дл€ паланкина немощной аристократки, Ч и все это выполн€л не как нибудь, не между прочим, а с одинаковым блеском!
»ванов всю жизнь страдал над Ђявлением ’риста народуї,  рамской так и угас, не завершив своего библейского Ђ’охотаї, а где же та главна€ картина, которой ошеломит мир ћаковский?
 онстантин ≈горович сумрачно признавалс€:
Ч ¬се некогда! Ќо знаете, мен€ давно ждет ћининЕ ћинин возник только в 1896 году, написанный дл€ Ќижегородской €рмарки, где дл€ картины был устроен отдельный павильон. ќфициально холст называлс€ так: Ђ узьма ћинин на площади в Ќижнем Ќовгороде призывает сограждан к пожертвовани€мї.

 (594x699, 97Kb)

¬от здесь ћаковский и размахнулс€ перед народом во всю богатырскую ширь Ч это был уже эпос, подлинный! ƒаже странно, как ћаковский, в его летах, уже погрузневший, уже пребыва€ в пессимизме, сумел справитьс€ с таким колоссальным полотном, где все взволнованно, все археологически верно, все реально до последней нитки на рубахе мужика, до зав€зки на котомке нищего. “ут разом все ожило, все задвигалось, забурлило в массе народа, и казалось, что из глубины красок просачиваютс€ вещие слова патриота ћинина: ЂЅуде нам похотети помочи государству, ино не пожалети животов своих, да не токмо животов своих, ино не пожалети и дворы сво€ продавати, и жены и дети наши закладыватиЕї
¬от он, глас народа Ч глас божий! ћаксим √орький, еще молодой, долго сто€л перед этой картиной, потр€сенный. Ђ∆ива€ вещь, Ч писал он тогда, Ч крупный исторический жанр, интересный и очень красивыйї. «десь красота не мешала Ч помогала.
 артина так и осталась в Ќижнем ЌовгородеЕ ¬ грозном 1941 году она стала дл€ нас боевым призывом!

***

Ќемыслима€ легкость кисти, присуща€ ему смолоду, не покинула мастера и позже. Ќа международной выставке в јнтверпене он сделалс€ триумфатором.  артины русских художников растворились тогда среди многих тыс€ч полотен иностранных мастеров, среди которых блистал венгерский живописец ћункаччи. Ќо победил все таки огромный холст ћаковского Ђ—вадебный пир в бо€рском домеї, и все члены жюри, во главе со знаменитым ћейссонье, единогласно присудили ћаковскому высшую награду Ч Ѕольшую «олотую медаль с орденом Ћеопольда.

 (700x419, 62Kb)

Ќо где же конец работоспособности этого человека? Ќеужели даже сейчас не остановитс€, по прежнему алчный до роскоши, любви женщин, денег и почестей? Ќа своем юбилее в 1910 году Ђрусский ћакартї, кажетс€, почувствовал, что лучи прихотливой славы не так согревают его, как в молодости. ќн сказал:
Ч ¬ моей мастерской перебывало все, что только было в ѕетербурге выдающегос€ и блест€щегоЕ Ћучшие красавицы столицы наперебой позировали дл€ моих богинь и вакханок. я зарабатывал громадные деньги, жил почти с царской роскошью, успев написать несметное количество картин. Ч ј далее последовало горькое признание:
Ч Ќет, € не зарыл своего таланта в землю. Ќо и не использовал его в той мере, в какой мог бы!
ћакарта уже давно не было. »спытав под конец пресыщение жизнью, он перенес нравственный недуг, осложненный болезнью мозга, который и свел его в могилу. ћаковский был еще крепок, не могло быть и речи об упадке его таланта. Ќа необъ€тном холсте он выстраивал теперь новую великолепную композицию Ђ—мерть ѕетрони€ї, в которой даже уход от жизни трактовал как пиршество, почти безумную оргию.
[  сожалению нашла только ч/б репродукцию]

 (670x498, 89Kb)

„то привлекло его к загадке ѕетрони€, этого законодател€ вкусов при беспутном дворе Ќерона? „то? » почему на колени ему склонилась женщина с лицом все той же ёлии ѕавловны? я не знаю.
я не знаю и другого: что случилось с ним вообще?
—лишком любивший жизнь и все, что его окружало, ћаковский вдруг испытал трагический надлом. ѕресыщение красотой само по себе перешло в иную стадию Ч в отвращение. Ќе понимала, кажетс€ и сама ёли€ ѕавловна, отчего ее муж быстро опустилс€, обрюзг, померк и впал в состо€ние глубокой, мрачной депрессии. Ќичто уже не соблазн€ло ћаковского. Ќаконец ему стала невыносима и сама обстановка, расцвеченна€ красотами. ќн сначала порвал с той средой, которую описывал и котора€ боготворила его. ѕотом ушел и от семьиЕ ёли€ ѕавловна, женщина стойкого характера, пыталась сохранить в доме декорум приличи€, необходимый дл€ равновеси€ в обществе; она по прежнему принимала гостей с визитами, устраивала роскошные ужины, но и сама понимала: без ћаковского дом опустел!
 онец € отыскал там где не ожидал его найти: в мемуарах заслуженной артистки ќльги ѕыжовой, мать которой была сестрою жены Ђрусского ћакартаї. ќна вспоминает свидание со своим знаменитым д€дей: ћаковский предстал перед нею гр€зным и взлохмаченным стариком. ѕыжова запомнила выражение злобы на его лице, она писала: ЂЕпочти физического отвращени€ к тому, что, как ему казалось, € принесла с собой из его прежней жизниї. ќльга »вановна не забыла жеста, каким он распахнул дверь:
Ч ¬от мой дом, мо€ жена и мои дети! » ничего дурного больше нету!
ѕыжова увидела замученную женщину в ситцевой кофточке, котора€, склон€сь над корытом, стирала гр€зное белье, а возле стола сто€л золотушный мальчикЕ “аков был финал Ђрусского ћакартаї!
Ђ—мерть ѕетрони€ї слишком празднична и красочна. Ќо автору выпал иной конец: в тоскливую осень 1915 года на углу —адовой и Ќевского в кол€ску ћаковского врезалс€ трамвай. —тарый живописец выпал на улицу, ударившись головою о торцы мостовой.  онстантин ≈горович умер.
Ќа эту печальную картину остаетс€ наложить последний мазок.  онстантин ≈горович ћаковский будет всегда порицаем, но никогда не станет отвергнутым. »мпровизатор бурного темперамента, волшебный кудесник красок и света, он еще долго будет радовать нас. Ќи у кого не подыметс€ рука убрать из музеев торжественные полотна, и пусть шум€т в –усском музее его балаганы на веселой масленице, пусть на берегах ¬олги люди проникаютс€ раскаленной атмосферой героического призыва ћинина, наконец, эти красивые женщины, давно ушедшие в небытие, вс€ нескончаема€ галере€ ученых, артистов, историков, писателей, полководцев –оссии Ч они всегда останутс€ с нами как великолепный документ эпохи, в которой жил, благоденствовал, любил, восхищалс€, страдал и нелепо умер большой, замечательный мастер.
ќн лежит на кладбище јлександро Ќевской лавры.
–убрики:  ѕро искусство/∆ивопись,архитектура,скульптура в поэзии/прозе
ѕро искусство/¬ернисаж
 нижна€ полка
ћетки:  

ѕроцитировано 5 раз



Arin_Levindor   обратитьс€ по имени „етверг, 14 ‘еврал€ 2008 г. 23:03 (ссылка)
—мотрю на портрет графа јмурского-мучаюсь де-жавю- на кого он похож из современников ? јртист что ли какой-то ?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕарашутов   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 15 ‘еврал€ 2008 г. 02:37 (ссылка)
Ќадежда, замечательный пост! —пасибо! ¬ своей коллекции автопортретов нашел еще один автопортрет  онстантина ћаковского.   сожалению, не указано, когда он написан. Ќо суд€ по тому, что первый автопортрет был написан в 1860 году, то этот €вно позже (но не на много!) Ќаходитс€ он в –усском музее в ѕитере.

 (571x700, 62Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NADYNROM   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 15 ‘еврал€ 2008 г. 09:45 (ссылка)
Arin_Levindor, мне показалось, что у него есть какие-то общие черты с Ќиколаем  араченцевым.

ѕарашутов, мне тоже портрет попадалс€, но год создани€ найти не удалось. ј жаль... искренне жаль.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NADYNROM   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 15 ‘еврал€ 2008 г. 10:07 (ссылка)
ј вот увидеть ћаковского в летах можно на фотографи€х:
 (555x650, 28Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NADYNROM   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 15 ‘еврал€ 2008 г. 10:13 (ссылка)
ј это ћаковский в собственной мастерской. »нтерьер узнаваем=)))
 (433x650, 79Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NADYNROM   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 15 ‘еврал€ 2008 г. 10:38 (ссылка)
ј вот это вообще замечательна€ фотографи€. ≈катерина –ождественска€ со своими проектами отдыхает=)))

∆ива€ фотокартина по работе ћаковского. –абота, разумеетс€, очень узнаваема=)))
 (650x527, 73Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
alexis7   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 04 »юл€ 2008 г. 19:41 (ссылка)
NADYNROM,
—пасибо за гармоничный с живописью пост.
„итал раньше исторические миниатюры ѕикул€, но в пам€ти почти не сохранилось.
»нтересно было читать повторно.
’отелось бы вз€ть к себе в дневник, процитировать?
ќт мен€, правда эскиз -
 .≈.ћаковский - —мерть ѕетрони€. 1904. Ёскиз. √осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква
в цвете:
 (700x510, 118Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
gzhelka11   обратитьс€ по имени —уббота, 05 »юл€ 2008 г. 02:17 (ссылка)
я там добавила еще одну замечатлеьную статью позаимствованную ну просто шедевр:)))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NADYNROM   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 07 »юл€ 2008 г. 09:17 (ссылка)
gzhelka11, спасибо! — интересом ее прочитала=)
alexis7, буду рада, если вам в цитатнике пригодитс€.
ј у ѕикул€ было несколько интересных миниатюр о художниках - о Ѕрюллове и ёлии —амойловой, о –ембрандте, о —ерове...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку