-‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии я и мои друзь€
я и мои друзь€
02:09 06.01.2010
‘отографий: 53
ѕосмотреть все фотографии серии Ёти забавные зверушки
Ёти забавные зверушки
22:14 02.06.2009
‘отографий: 7
ѕосмотреть все фотографии серии ¬с€ко-разно
¬с€ко-разно
23:04 07.05.2009
‘отографий: 3

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в NADYNROM

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 16.10.2007
«аписей: 2455
 омментариев: 18445
Ќаписано: 38361


 артины-пары. "¬стреча ќдиссе€ с Ќавзикаей" и "ѕохищение ≈вропы" —ерова

ѕонедельник, 28 январ€ 2008 г. 14:59 + в цитатник
¬от Ё“јзамечательнейша€ стать€ посв€щена истории грандиозного проекта, который должен был позволить оформить залы √осударственного музе€ изобразительных искусств имени ј.—.ѕушкина так, чтобы живописные полотна могли разъ€сн€ть экспозицию. »нициатором проекта стал сам ÷ветаев, но основные заслуги по сбору творческой группы художников, иде€м оформлени€ и т. п. могли бы принадлежать ѕоленову. ”вы, по р€ду причин проект так и не был завершен.
«ато стать€ разъ€сн€ет вопрос, почему —еров написал несколько вариантов Ђѕохищени€ ≈вропыї и Ђ¬стречи ќдиссе€ с Ќавзикаейї.



»м€ ¬алентина јлександровича —ерова среди других художников творческой группы начинает упоминатьс€ в 1902 году. ¬се биографы и современные исследователи творчества —ерова в один голос говор€т о его гор€чем желании участвовать в проекте, однако эта сторона де€тельности художника до сих пор не была освещена.
—еров сам пришел к ѕоленову и предложил себ€ в качестве одного из участников живописного оформлени€ музе€. ¬ 1904 году ѕоленов мог дать —ерову конкретное задание: Ђ—кульптор Ћисиппї дл€  лассического дворика и пейзаж Ђ√ора  иферон в Ѕеотииї дл€ зала Ќиобид.
ќбычно сдержанный в выражении чувств, —еров не скрывал своей радости и заинтересованности в предсто€щей работе: Ђ... от јполлона и Ћисиппа не отказываюсь: Ѕуду очень опечален, если почему-либо эта зате€: не удастс€ї. ѕоленов хотел поручить —ерову росписи в архаических залах, иллюстрирующие эгинские находки.
¬ некоторых исследовани€х авторы, лично знавшие —ерова, упоминают о том, что композиции Ђ¬стреча ќдиссе€ с Ќавзикаейї (Ђќдиссе€ї √омера, песнь VI) и Ђѕохищение ≈вропыї, известные во множестве вариантов, художник создавал именно дл€ музе€. ќднако в большинстве искусствоведческих трудов, где удел€етс€ внимание античным темам в позднем творчестве ¬.ј. —ерова, они не став€тс€ в св€зь с планами живописного оформлени€ ћузе€ из€щных искусств.
Ќа основании переписки —ерова и документов, св€занных со строительством музе€, можно выдвинуть гипотезу, что главной причиной обращени€ художника к древнегреческой тематике и упорных поисков в св€зи с этим новых форм выразительности, присущих монументально-декоративной живописи, было предложение ѕоленова создать панно дл€ зала архаики.
ѕассеизм, стремление к использованию сюжетов и художественных форм искусства прошлого Ч характерные черты стил€ времени. ’удожник создал не Ђландшафтї и не Ђисторический анекдотї Ч ему удалось передать дух далекой эпохи, известной по древним мифам, в которых, как доказала современна€ —ерову наука, не все было вымыслом. ≈сли на предшествующем этапе мастера исторической живописи пытались достичь прежде всего конкретности и правдоподоби€, то в эпоху модерна Ђ...внимание художников все более привлекали не определенные исторические событи€ и лица, а те легендарные фольклорные персонажи, которые позвол€ли создавать более обобщенные художественные образыї. —еров обращаетс€ к сюжетам, известным вс€кому образованному человеку, но интерпретирует их в свете новейших открытий археологии, точно отража€ особенности не только греческого искусства эпохи архаики, но и географической среды, исторического времени.
≈ще в 1903 году —еров говорил ј.Ќ. Ѕенуа о своем намерении написать ЂЌавзикаюї. ƒва эскиза на сюжет Ђќдиссей и Ќавзика€ї атрибутируютс€ ».Ё. √рабарем как написанные до поездки в √рецию в 1907 году. »де€ же написать Ђѕохищение ≈вропыї по€вилась во врем€ поездки. “акую последовательность рождени€ замыслов композиций, над которыми художник работал до самой смерти в 1911 году, можно св€зать с изменени€ми в составе коллекций, предназначенных дл€ зала архаики. Ётот зал и соседний с ним зал эгинетов создавались на средства ≈.». Ѕенардаки, полученные в 1900 году. ¬скоре дл€ зала архаики были приобретены экспонаты, дающие представление о находках √. Ўлимана на месте древней “рои и в ћикенах. ¬ 1902 году ё.—. Ќечаевым-ћальцевым была принесена в дар полна€ коллекци€ микенских древностей, исполненна€ методом гальванопластики.
¬ 1903 году, когда возник замысел ЂЌавзикаиї, —еров уже мог видеть в музее пам€тники микенской культуры.  ритские пам€тники там по€вились позднее: знаменитые открыти€ ј. Ёванса были сделаны только в 1900 году. »з письма ».¬. ÷ветаева 1902 года следует, что в зале архаики должны были располагатьс€ росписи на темы, св€занные с микенской культурой, открытой √. Ўлиманом в 70-80-е гг. ’I’ века, и там же Ч св€занные с критской культурой, только что вошедшей в научный обиход благодар€ раскопкам ј. Ёванса.
—южеты композиций ¬.ј. —ерова соответствовали темам экспозиции зала, представл€ющего эгейский мир. ЂЌавзика€ї писалась на сюжет из поэмы √омера Ђќдиссе€ї, в котором были отражены событи€, последовавшие после “ро€нской войны. ћиф о похищении ≈вропы имел отношение к теме экспозиции, представл€ющей культуру  рита. »де€ написать Ђѕохищение ≈вропыї приходит ¬.ј. —ерову во врем€ посещени€ острова  рит и изучени€ найденных там археологами остатков  носского дворца, а также фресок, украшавших как этот дворец, так и другие пам€тники критской культуры. ¬алентин —еров в своем творчестве всегда шел от натуры. ћногочисленные факты свидетельствуют о том, что поездка —ерова с Ѕакстом в √рецию в мае 1907 года была предприн€та им в цел€х работы над роспис€ми, предназначенными дл€ ћузе€ из€щных искусств.
»з поездки —еров привез два альбома натурных зарисовок, этюдов и эскизов, среди которых ѕоленов выделил несколько Ђчудных вещей (ёпитер в виде быка похищает ≈вропу)ї. ќднако ѕоленов хорошо понимал, что работы —ерова вр€д ли устро€т ».¬. ÷ветаева, который хотел, чтобы в роспис€х зала архаики присутствовали Ђландшафтыї, к тому же композиции —ерова могли вызвать возражени€ ÷ветаева и по финансовым соображени€м. ”ченый уже в 1902 году пыталс€ умерить грандиозные планы ѕоленова и неоднократно напоминал ему, что следует ограничитьс€ только самым необходимым, не перегружать залы живописью. ¬ 1909-1910 годах, когда строительство музе€ близилось к завершению, ¬.ј. —еров особенно усердно работал над ЂЌавзикаейї и Ђѕохищением ≈вропыї. –аботал потаенно, Ђскрыва€ свои эскизы и начатые картины от всех, даже самых близких друзейї. Ќа прот€жении 1909-1910 годов —еров живет в »но (‘инл€нди€), а в мае 1910 года он снова направл€етс€ в »талию. »з его писем следует, что он ездил к морю, очевидно, с целью доработки пейзажа, изображающего берег —редиземного мор€, похожий на тот, что он видел в √реции. »з »талии —еров писал жене: Ђ–азумеетс€, картина мо€ продолжает быть секретомї. ¬ комментари€х к письмам —ерова ».—. «ильберштейн и ¬.ј. —амков по€сн€ют: Ђ¬идимо, —еров имел в виду картину Ђѕохищение ≈вропыї.
¬ ЂЌавзикаеї и Ђѕохищении ≈вропыї благодар€ использованию основополагающего дл€ искусства модерна метода стилизации ¬.ј. —еров добиваетс€ не только сюжетного и тематического, но и стилистического соответстви€ росписей особенност€м экспозиции. ѕодобно археологу, —еров хотел сн€ть все напластовани€ последующих эпох и обратитьс€ к первоисточникам Ч греческому искусству и эпосу. ќн создает свою, далекую от академических канонов, версию античности. „тобы придать выразительность образам героев и канве событий, —еров ищет адекватный пластический €зык, приближа€ его к стилю пам€тников критской культуры II тыс€челети€ до н. э., подчеркива€ присущую им декоративность. —тилизаци€ €вилась попыткой изобразить событие таким, каким его воспринимали древние греки. ¬ Ђѕохищении ≈вропыї дочь цар€ јлкино€ уподоблена архаической коре с загадочным неподвижным лицом-маской. ѕо всей видимости, голову генуэзского быка, зарисованного с натуры дл€ образа перевоплощенного «евса (этот рисунок хранитс€ в √“√), —еров стилизует под микенские ритоны (вернее, их копии, выполненные в технике гальванопластики), наход€щиес€ в экспозиции ћузе€ из€щных искусств. ќрнамент ноздрей, розетка на бычьем лбу, лирообразные рога Ч все это можно видеть в живописных вариантах работ —ерова из √“√ и в рисунках из √–ћ. —тремление реальный образ и реальное событие превратить в сказание, миф характерно дл€ искусства начала ’’ века.
¬ первых проработанных эскизах композиции Ђќдиссей и Ќавзика€ї, т€готеющих к пр€моугольному формату (эскизы хран€тс€ в √“√ и √–ћ), две трети пространства занимает высокое небо, клуб€щеес€ над головами героев, одну треть Ч суша с узкими затеками воды, в которых отражаетс€ процесси€. ћежду небом и землей темной лентой намечено море. ѕутники проход€т вдоль этого стыка как бы по линии горизонта. —еров здесь ищет выразительный силуэт: царственна€ фигура Ќавзикаи на колеснице возвышаетс€ над подавшимис€ к ней прислужницами. –итм силуэтов фигур, €сно читающихс€ на фоне неба, сообщает сюжету особый поэтический строй.
¬ последующих эскизах (очевидно, исполненных после посещени€ »талии) небу отводитс€ уже меньшее пространство Ч чуть больше половины, суша углом отступает от правого кра€ картины, отдава€ почти половину пространства бурному морю. ѕейзаж вроде бы становитс€ более детализированным, на заднем плане по€вл€ютс€ очертани€ скал. ќднако в импрессионистической живописной среде все более активную роль начинает играть орнаментальный ритм, рожденный складками скал, горизонтальными Ђугламиї от волн на песке. ¬се меньше места в пространстве картины занимают фигуры, превраща€сь в плоские силуэты. ¬ одном из последних вариантов (√–ћ, 1910) изображенное шествие, выт€нутое в одну линию, уподобл€етс€ полустертому античному рельефу: фигуры почти неразличимы, основное внимание сосредоточено на пейзаже с берегом мор€ и холмами, в котором по€вл€ютс€ уже иные цветовые отношени€, приближающиес€ к гамме керамических греческих ваз. —танкова€ картина превращаетс€ в панно, обретает вид узкого фриза Ч формата, наиболее распространенного в монументально-декоративном искусстве. ¬ыт€нутый формат имеет и вариант композиции из √“√ (1910), исполненный в более контрастной, €ркой оранжево-синей гамме. Ётот эскиз обрамл€ет живописна€ рама: грубоватый орнамент Ч горизонтальна€ Ђелочкаї (стилизованный след волны на песке). ¬ведение —еровым живописной Ђрамыї Ч доказательство того, что художник ищет способы превращени€ картины в монументальное панно. ћонументальности способствует и техника исполнени€. ¬ последние годы жизни —ерова особенно интересовала темпера, почти забыта€ в начале ’’ века, но наиболее соответствующа€ стенописи. ќн даже брал уроки у специалиста, знавшего ее секреты.
¬арианты Ђѕохищени€ ≈вропыї не так разительно отличаютс€ друг от друга, как варианты Ђќдиссе€ и Ќавзикаиї. —ерова, видимо, удовлетвор€ет композици€, он лишь ищет масштабные соотношени€ ее элементов, подчеркивающие монументальность произведени€: художник выт€гивает, трансформирует силуэты быка и дельфинов, чтобы подчеркнуть динамику общего композиционного движени€. ќдним из последних можно считать живописный вариант из –усского музе€: в нем наиболее смело, свободно прорисованы все объемы, здесь меньше зависимости от пам€тников, больше выразительности и стремительности движени€; рога быка выпр€млены, подчеркивают диагональное направление построени€ композиции. —оответственно преобразилс€ и вид мор€. ¬ его трактовке нет и следа натурного этюда. ѕейзаж стал ареной действий не обычных людей, а мифологических персонажей. ћастер превратил морскую среду в изысканный орнамент, по характеру приближенный к античным пам€тникам.
Ќоваторский замысел осталс€ неоконченным, Ђработа над картинами пор€дком измучила —ерова, и в 1911 году он их не трогал, как будто бы забросивї. —ущественное отличие этих последних работ —ерова от других его произведений заключаетс€ в постановке самой художественной задачи. ћастер создавал монументальное панно, а не станковую картину.
¬ Ђќдиссее и Ќавзикаеї и в Ђѕохищении ≈вропыї художник нашел не просто новый изобразительный €зык, а вариант нового стил€. –ассужда€ о культуре эгейского мира, ј. Ёванс удивл€лс€ близости стилистики древних изображений поискам в искусстве рубежа XIX-XX веков. ƒействительно, изысканна€ декоративность критских росписей, в которых преобладали простые геометрические формы, изогнутые силуэты, волнистые орнаментальные линии, вплетающиес€ в декоративную композицию, во многом перекликалась с характерными особенност€ми искусства модерна. »спользу€ в качестве первоисточника фрески, обнаруженные Ёвансом на стенах лабиринта, и пам€тники греческой архаики, —еров не копирует их, а, обобщив, вы€вл€ет Ђкорневыеї черты первообраза, Ђэссенциюї стил€ архаики и современный взгл€д на нее.
ƒекоративность была провозглашена главным отличительным качеством нового искусства, она отражала стремление увести искусство от прозы жизни. ¬ данном случае декоративность служила тем задачам, ради которых задумывалс€ ћузей из€щных искусств: приподн€ть человека над обыденностью. (—)

Ќу а те варианты картин, которые удалось найти, в комментари€х
–убрики:  ѕро искусство/¬ернисаж
ѕро искусство/»з истории одной картины
»стории из истории
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз



NADYNROM   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 январ€ 2008 г. 15:07 (ссылка)
ќдиссей и Ќавзика€. 1910
 омпозици€ на сюжет "ќдиссеи" √омера (песнь VI)
 артон, масло. 49.5x65 см

 (700x533, 56Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NADYNROM   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 январ€ 2008 г. 15:11 (ссылка)
ќдиссей и Ќавзика€. 1910
 артон, темпера. 34x166 см
√осударственный –усский музей, —анкт-ѕетербург

 (700x139, 14Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NADYNROM   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 январ€ 2008 г. 15:14 (ссылка)
ќдиссей и Ќавзика€. 1910
 артон, темпера. 85.5x101.5 см
√осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква

 (700x575, 56Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NADYNROM   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 январ€ 2008 г. 15:19 (ссылка)
ѕохищение ≈вропы. 1910
 артон, темпера. 71x98 см
√осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква

 (700x489, 62Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
NADYNROM   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 январ€ 2008 г. 15:21 (ссылка)
ѕохищение ≈вропы. 1910
’олст, темпера. 138x178 см

 (700x543, 80Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јноним   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 02 ƒекабр€ 2011 г. 04:07 (ссылка)

ќтвет на комментарий NADYNROM

ѕрекрасна€ стать€. Ќе мог бы автор уточнить, где находитс€ вариант "ѕохищени€ ≈вропы" холст, темпера, 138 х 178 см и каким по пор€дку он был: последним? ѕочему-то чаще встречаютс€ упоминани€ меньшего варианта картины: 71х98, на картоне. —ергей
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку