-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Я и мои друзья
Я и мои друзья
02:09 06.01.2010
Фотографий: 53
Посмотреть все фотографии серии Эти забавные зверушки
Эти забавные зверушки
22:14 02.06.2009
Фотографий: 7
Посмотреть все фотографии серии Всяко-разно
Всяко-разно
23:04 07.05.2009
Фотографий: 3

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в NADYNROM

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА intellettuale

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 38400


Жизнь и творчество Фрэнсиса Жака Стелла

Среда, 30 Марта 2011 г. 21:02 + в цитатник
Цитата сообщения Парашутов ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ (ЧАСТЬ 58 - О ГЕРОЕ ОДНОГО ИЗ ПОЛОТЕН ХУДОЖНИКА ГРАНЕ.)

Сегодня хочу представить картину и рассказать о персонаже, изображенном на ней. Картину написал в 1810 году французский художник Франсуа-Мариус Гране (Francois-Marius Granet, 1775, Экс-ан-Прованс - 1849, там же). Он был учеником французского живописца, основоположника французского неоклассицизма Жака- Луи Давида (Jacques-Louis David, 30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель), а также соучеником и близким другом общепризнанного лидера европейского академизма XIX века Жана Огюста Доминика Энгра (Jean Auguste Dominique Ingres, 29 августа 1780— 14 января 1867).
На полотне «Стелла в тюрьме» (Stella in Prison), написанном в 1810 году, Гране отобразил историю, происшедшую с французским художником Жаком де Стелла в 1633 году.



François-Marius Granet Stella in Prison. 1810 г.

Проживая в Риме, художник был обвинен в преступлении, которое не совершал, и заключен в тюрьму. При аресте он не имел при себе документов, поэтому не смог доказать, что он не тот, за кого его принимают. Находясь в заключении, Жак на стене камеры написал картину «Мадонна с младенцем», которая привела в восхищение и тюремщиков, и других заключенных. Талант художника помог установить личность и даже освободиться из заключения.




Сейчас картина Гране находится в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве. Но путь до столичного музея был долгим, при этом картина несколько раз меняла хозяев. После того, как полотно было представлено на Парижском Салоне 1810 года, его приобрела жена Наполеона, императрица Жозефина. В коллекции императрицы в Париже картина находилась четыре года, после чего была подарена старшему сыну Жозефины от первого брака, усыновлённому Бонапартом, - Евгению Богарне. В его мюнхенском дворце работа Гране «прожила» десять лет, до 1824 года.
Именно в этом году картину приобрел муж великой княгини Марии Николаевны - герцог Максимилиан Лейхтенбергский и она оставалась в Мюнхене еще почти тридцать лет. В 1853 году, после смерти Максимилиана, вдова перевезла полотно в Санкт-Петербург. С 1884 по 1918 год картина была выставлена вместе с другими экспонатами коллекции герцога в залах Академии художеств в Санкт-Петербурге. В 1919 году, когда «все искусство национализировали», картина Гране была «распределена» в Румянцевский музей в Москве.

Для справки:

Румянцевский музей — крупное собрание книг, монет, рукописей, других этнографических и исторических материалов в Петербурге, а затем и Москве. Возник как частная коллекция, которую при жизни собрал, а частью унаследовал русский граф и дипломат Н. П. Румянцев (1754—1826). После кончины графа в Петербурге 15 марта 1826 года Румянцевский музей был передан в ведение Российского государства. В 1831—1861 годах экспонаты музея был открыты для публичного обозрения всеми желающими в петербургском особняке Румянцева. В 1861 году, несмотря на многочисленные протесты столичной интеллигенции, музей был переведён в Москву. В Москве Румянцевский музей разместили в доме Пашкова, который был возведен в 1780-х гг. российским архитектором В. И. Баженовым. В июле 1862 книжный фонд Румянцевского музея была реорганизован в библиотеку. А сам музей был разделен на три отдела — живописный, гравюрный и Дашковский музей, в который вошли собрания русских путешественников. В 1924 году, уже при советской власти, здание музея и его библиотека были переданы созданной на её основе Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина. Полотна европейских художников были переданы в ГМИИ им. А. С. Пушкина, собрание отечественной живописи — в Третьяковскую галерею, а экспонаты Дашковского музея — в Музей народов СССР.

Таким образом, картина Гране «Стелла в тюрьме» в 1924 году оказалась в Государственном Музее изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ). Кстати, эскизы к этой картине, сделанные пером и акварелью, находятся сейчас в Лувре.
Ну, а теперь настало время познакомиться с героем полотна!

Жак де Стелла
Jacques de Stella


19 сентября 1596, Лион – 29 апреля 1657, Париж



Jacques Stella Autoportrait. 1640 г. Musée des Beaux-Arts, Lyon, France.

Французский живописец, рисовальщик и гравер эпохи барокко. Известен также под именами Жак Стелларт и даже Жак Стар.
Жак родился в художественной семье. Его отец, Франсуа Стелларт (1563-1605) был художником и арт-дилером фламандского происхождения. Он работал в Италии, где и «потерял» окончание своей фамилии и превратился в Стелла, а затем поселился с семьей во Франции. Мать мальчика – Мадлен де Массо, была скульптором. Брат Жака – Франсуа-младший и сестра Франсуаза тоже были художниками. Дядя Жака Антуан Бузонне - Стелла (Antoine Bouzonnet-Stella, 1637-1682) и его племянницы тоже занимались живописью.
Странно, что при таком количестве художников в династии, имя Стелла не вошло в историю мировой живописи.



Jacques Stella Ritratto di Jacques Stella e di sua madre, Claudine de Masso. Museo dipartimentale Georges de La Tour, Vic-sur-Seille, Lorena, Francia

Отец Жака умер слишком рано, мальчику исполнилось всего 9 лет, поэтому обучить живописи сына Франсуа не успел. Первые уроки рисования Жак получил от художника Горация Ле Бланка (Horace Le Blanc, 1580 – 1637), который вернулся в Леон в 1610 году из Италии, где прожил десять лет. Видимо, учитель и посоветовал Жаку отправиться для продолжения образования в Италию.

Флоренция и Рим

Насчет отъезда в Италию историки между собой не договорились – называются и 1616, и 1619 год. Известно лишь то, что Стелла первоначально прибыл во Флоренцию, где стал работать при дворе великого герцога Тосканского Козимо II Медичи. Художник делал гравюры торжеств герцога и писал картины на религиозные темы.



Jacques Stella Marriage of the Virgin.



Jacques Stella Descanso en la huída a Egipto.

Во Флоренции Стелла встретился с представителем маньеризма, гравером Жаком Калло (Jacques Callot, 1592-1635), с которым работал при дворе герцога и который оказал на своего тезку большое влияние.
Флорентийский период сыграл решающую роль в становлении Жака, как художника. Влияние флорентийского искусства ощущается на протяжении всей творческой карьеры художника.



Jacques Stella Clelie Passant le Tibre.



Jacques Stella Sainte Cecile Jouant de L'Orgue.

Например, искусствоведы считают, что одна из ранних гравюр Стелла – «Праздник Рыцарей Святого Иоанна» (Feast of the Knights of St John, 1621) имеет сходство с картинами флорентийца Якопо Лигоцци (Jacopo Ligozzi, 1547 – 1627).
Картины «Луций Альбинус» (Lucius Albinus) и «Девственницы – весталки» (The Vestal Virgins, Эрмитаж, Санкт-Петербург), датируемые этим периодом, указывают также на знакомство с искусством северных художников, работающих в Италии, таких, например, как немец Адам Эльшаймер (Adam Elsheimer, 18 марта 1578 – 11 декабря 1610) и голландец Питер Ластман (Pieter Lastman, 1583 - 4 апреля 1633).



Jacques Stella Massacre of the Innocents. Musée des Beaux-Arts de Rouen



Jacques Stella La mort de Saint Joseph.

После смерти Козимо Медичи в 1621 году, Стелла отправился в Рим, где оставался десять лет и приобрел известность, благодаря своим картинам и резным миниатюрам на меди и камне. Много заказов художник выполнил специально для Папы Урбана VIII.



Jacques Stella Sainte Cécile. Musée des Beaux-Arts de Rennes



Stella Jacques The Triumph of Galatea. Getty Museum

В Риме Стелла познакомился и подружился с Никола Пуссеном (Nicolas Poussin, 15 июня 1594 – 19 ноября 1665). Римский классицизм Пуссена стал просматриваться и в работах Стеллы, который стал не только близким другом уже известного художника, но и одним из его ближайших последователей. Кроме того, продолжая изучать творчество художников Возрождения, Стелла, как пишут искусствоведы, «попал под влияние Рафаэля, Каррачи и Доменикино». Художник стал уделять должное внимание реалистическим деталям, эффектам ночного света, изображению деревенских семей.



Jacques Stella Sémiramis appelée au combat. 1637 г.

Деятельность Стеллы в Риме была сосредоточена, главным образом, в двух областях: рисунки для гравюр, большая часть из которых была иллюстрациями (например, серия из 45 рисунков о жизни итальянского священника Святого Филиппо Нери (21 июля 1515 - 26 мая 1595)), и миниатюры на камне, такие как «Сюзанна и старцы» (Suzanna and the Elders) или «Иосиф и жена Потифара» (Joseph and Potiphar’s Wife, 1631).



Jacques Stella Susannah and the Elders 1655-60 гг.

В 1633 году с художником произошла неприятная история, о которой я написал в начале. Но, несмотря на короткий срок, проведенный в тюрьме, Стелла не утратил свою репутацию и популярность в Риме. Мало того, испанский король Филипп IV предложил Жаку должность придворного художника и пригласил в Мадрид. Но Стелла вежливо отказался и решил вернуться на родину. Причиной возвращения, как я понимаю, было то самое злополучное тюремное заключение.

Возвращение

Итак, в 1634 году Стелла вернулся в родной Леон, а через год решил «завоевать Париж». Скорей всего у художника были рекомендации Папы Урбана VIII, поскольку переехав в столицу, Стелла в скором времени попал на аудиенцию к кардиналу Ришелье, который на ближайшем празднике во дворце представил живописца самому королю Людовику XIII.



Jacques Stella The Liberality of Louis XIII and Cardinal Richelieu. 1636 г.

Король «в две секунды» сделал Стеллу «королевским художником» (peintre du Roi) и даровал ему зарплату в 1000 ливров. С этого времени художник постоянно жил в Лувре и выполнял множество "гос.заказов".



Jacques Stella Portrait en buste du grand Conde.



Jacques Stella Louis II De Bourbon, Duc D'Enghien.

Из наиболее крупных, вместе с Пуссеном и Симоном Вуэ он оформил часовню Сан - Луи во дворце Сан-Жермен де Лайе и хоры церкви Св. Франциска Ксаверия (1641-42). С 1644 года Стелла принял участие в украшении дворца кардинала Ришелье (the Palais-Cardinal).



Jacques Stella Le baptème du Christ. 1675 г. Église Saint-Louis-en-l'Île, Paris

К концу жизни художник все больше времени посвящал рисунку. Еще он вернулся к своей любимой теме детства Христа, существует, например, пять различных версий картины «Иисус, обнаруженный своими родителями в храме» (Jesus discovered by his parents in the temple).



Jacques Stella L'Enfance du Christ. La Sainte Famille.

Стелла попробовал себя и на педагогической ниве. Он учил искусству эстампа трех своих племянниц, дочерей сестры Мадлен. Еще его учеником называют художника Жоржа Шарметона (Georges Charmeton, 1623-1674).
Кроме того, на протяжении всей своей жизни Стелла был крупным коллекционером произведений искусства, в его коллекции были картины Пуссена и Рафаэля, рисунки Микеланджело и Леонардо да Винчи. После смерти художника одна из его племянниц, Клодин Бузонне-Стелла, которую Жак выбрал своей наследницей, провела инвентаризацию его богатой коллекции рисунков, привезенных из Италии.


Послесловие

Умер Жак Стелла в Париже в возрасте 61 года.
Интересно, что после смерти художника, некоторые его картины и гравюры продавались, как работы Пуссена. Племянница и наследница Клодин, как могла, пропагандировала творчество дяди, она же занималась популяризацией и широким распространением гравюр, как вида живописи. Кроме того, многие работы Стеллы были выгравированы, соответственно, это позволяло познакомить с его творчеством широкую аудиторию.



Jacques Stella Christ а la colonne.

При жизни художник был популярен и в Италии, и во Франции, но со временем его имя было практически забыто. В интернете я нашел информацию, что большие ретроспективные выставки работ Стеллы прошли в Музее изящных искусств Лиона в ноябре 2006 года и в Музее де Августинцев в Тулузе в марте 2007 года. Так и хочется спросить – а раньше?
В каталоге директора и главные хранители наследия музеев, которые проводили эти выставки, Сильвия Раймонд и Ален Дагерр де Хурекс написали:
«В созвездии художников французского Великого века (Grand Siècle) этот художник отсутствовал, и теперь он вновь оценен широкой аудиторией. Долгое время он считался «мертвой звездой», но отныне Стелла, наконец, открыт для наших глаз, и мы надеемся, что лучи света этой звезды никогда не погаснут».

Да будет так! Ведь «если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?»



Jacques Stella The Nativity 1639 г.



Jacques Stella Minerve et les muses. 1640-45 гг. Musée du Louvre.



Jacques Stella Le Christ servi par les anges 1693 г.

Источники – мои переводы из Википедии, сайта artnet.com, энциклопедии Оксфордского университета.

b295a26142b9 (147x40, 0 Kb)
Рубрики:  Про искусство/Вернисаж
Про искусство/Из истории одной картины
ЖЗЛ
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку