-Метки

НОСКИ амигуруми берет блины варежки вера видео высоцкий вышивка вязаная игрушка вязание вязание детское вязание детям вязание крючком вязаное платье вязаные игрушки вязаные цветы гороскоп деньги детям жакет жакетик жилет журнал журналы журналы по вязанию здоровье интересное ирландия картинки картины квадрат книги комплект кукла кулинария лекарства манишка маска мишка мк молитва молитвы музыка мультфильм мультфильмы носочки огород открытки песни песня пинетки пирог пирожки платье полезное православие природа прихватки психология пуловер рецепт рецепты салат салфетка салфетки спектакль стих сумка сумки сумочка танец тапки тапочки тесто топ туника узор узор спицами узоры узоры крючком узоры спицами украина упражнения урок уроки фильм фильмы фитнес флэш флэшка фото цветы шаль шапка шапочка шарф шляпка юбка юмор

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в mira29

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.03.2010
Записей: 3855
Комментариев: 228
Написано: 5991


Детское чтение:как книга открывается читателю?опыт прочтения Стругацких

Понедельник, 26 Сентября 2011 г. 07:12 + в цитатник
Цитата сообщения Эдуард_Волков Детское чтение: как книга открывается читателю? Опыт прочтения Стругацких

http://shkolazhizni.ru/print/43621/

Elena Rostunova, Shutterstock
 

Детское чтение: как книга открывается читателю? Опыт прочтения Стругацких

Люба Мельник

После третьего класса, юным пионером, давшим клятву горячо любить Родину, была я впервые отправлена в лагерь. Меня определили на постой в «отряд» – щитовой домик на тридцать персон, указали койко-место. Я была взвешена и обмерена в медпункте – и заверена медсестрой: «Ниче, к концу смены поправишься!».

А затем, будучи командирована на сбор сосновых шишечек и укладку их на клумбе в слова («Будь готов!»), сделала открытие. Эта клумба прикрывала подход к библиотеке, которой заведовала моя добрая знакомая из библиотеки школьной. Вот туда-то я и слиняла, утомившись от идеологически правильного труда. Забившись меж полок, обнаружила книжку с заголовком, поразившим мою неокрепшую, но уже склонявшуюся к филологическому разврату душу – «Понедельник начинается в субботу», А. Стругацкий, Б. Стругацкий. О! «Сказка для научных сотрудников младшего возраста»?

Обложка у той книжки была, как сейчас помню, розово-черная. И картинки занятные... Как теперь уже выяснила, иллюстратором был художник Евгений Мигунов. Те картинки впились в память крепче энцефалитного клеща.

Чтоб вызвать в памяти образ лохматого Сани Привалова (соотносимого с безбородым, но тоже лохматым Шуриком из «Кавказской пленницы», от которого было два шага до еще не отснятого к тому времени Шурика в «Иване Васильевиче»...), мне не надо и глаз закрывать.

Выбегалло с его французскими фразами, гекатонхейр с отдавленной рукой, веселенькая косыночка с Атомиумом Наины Киевны Горыныч... Музейный неразменный пятак... Сворачивающий пространство Идеальный Потребитель...

Более всего впечатлял великолепный кот-склеротик... (когда спустя годы заполучила я для чтения ксерокопию журнального «Мастера и Маргариты» – из шкуры Бегемота знакомо мявкнул мне тот кот ученый «Понедельника»). Видимо, мил и душевно приятен он мне стал сразу потому, что ощущала я его социально близким: среди друзей я, уже тогда очкарик, числилась «знающей». Бабушка, мою страсть к чтению пытаясь обуздать, пугала по-народному: «Глаза испортишь!» И добавляла старинное народное: «Кто библию прочтет, тот с ума сойдет».

Я не помню, чтоб кому-нибудь рассказывала об этой книжке, с кем-то обсуждала. Ощущалось: со сверстниками такое не пообсуждаешь. Вообще обсуждения книг – это было занятие из арсенала школьного. На уроке, на внеклассном часе, с проводящей «мероприятие» библиотекаршей – «обсуждали» то, что «по списку». Этой книги не водилось в списках.

Читала я с бешеной скоростью, и книжка была мною на треть освоена уже к середине дня. Затем обед, «тихий час», когда вожатая добилась тишины и удалилась – я вытащила книгу из-под подушки... После полдника нас повели гулять в лес. Я гуляла, спотыкаясь, по черничнику – и читала, читала...

Не прочитай я эту книжку в лагере и мгновенно – в детской библиотеке долго б пришлось дожидаться. Поскольку книга, как и вся прочая «фантастика», помещалась в разделе для «выпускников» детской библиотеки – для 14-летних.

Шествуя по школьной программе литературы, я находила то, для чего название нашлось в выпускных классах, когда наступила пора литературоведения. Реминисценции – это то самое, что я постоянно обнаруживала в «Понедельнике», там их оказалось видимо-невидимо!

В первом слое значились, конечно же, исполняющая желания Щука и говорящий кот. Змей Горыныч – получается, в родственниках у Наины Киевны, гражданки Горыныч?!

Гекатонхейры в школьной читательской истории мне не встретились, но Одиссей, Полифем и гекзаметр были. И несмотря на объяснения, данные в приложенном к ПНС словарике, гекатонхейр для меня – не сторукое дитя Геи и Урана, а намек на гекзаметр.

Начальная фраза ПНС «Я приближался к месту моего назначения» – сомкнула для меня Стругацких с Пушкиным, с «Капитанской дочкой». На то же намекали потешные эпиграфы к главам «ПНС».

Кулинарные фантазии голодного Сани Привалова – конечно, истоком имели мучения салтыковских двух генералов, кормимых мужиком. Марк Твен изобрел в «Янки при дворе короля Артура» сварливого шарлатана Мерлина, которому Стругацкие жизнь продлили в «Понедельнике».

Поражал воображение Выбегалло. Я все недоумевала – откуда у серого валенка склонность к французскому?! В девятом классе тайна открылась: Выбегалло говорил фразами из Анны Павловны Шерер («Война и мир» Льва Толстого, если кто подзабыл).

Внезапно осозналось, что названия глав повести («Суета вокруг дивана», «Суета сует» и «Всяческая суета») отсылают читателя к библейскому «Екклезиасту». Впрочем, как и сворачивающееся в свиток небо (Апокалипсис) – на пике деятельности Идеального Потребителя. Это осознание было подтолкнуто переходом моим во «взрослую» библиотеку, там имелся огромный раздел антирелигиозной литературы. Оттуда, из Лео Таксиля и Емельяна Ярославского, я получала сведения о Священном писании – Забавная Библия, Забавное Евангелие... «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета!... суета и томление духа!»...

Собрание сочинений И.А. Ефремова (черная обложка, золотые буквы, то самое, где «Лезвие бритвы») на некоторое время стало любимым моим чтением – а известие о том, что Федор Симеонович Киврин срисован Стругацкими с Ефремова – ученого и писателя-фантаста (который сам собою – тот же Гирин из «Лезвия»!) – я приняла всей душой.

После дудинцевских «Белых одежд» и «Пяти континентов» Н. Вавилова понятно стало, кто был прототипом Выбегалло. Воинствующий шарлатан оказался генетически связан с народным академиком, родителем «Агробиологии» – Трофимом Денисычем Лысенко (о котором рассказывала любимая моя учительница на общей биологии).

Грянули «Семнадцать мгновений весны» – оттуда умно улыбался нам Штирлиц-Тихонов. Мне показалось, или штандартенфюрера СС мы уже видели в кабинете талантливого таксидермиста Кристобаля Хозевича Хунты?

Как понимаю сейчас, по времени рождения я оказалась в замыкающих линейки тех поколений, что путь к компьютерам начинали с «Понедельника». Это было в те времена, когда человечество рвануло и прорвалось к звездам. Когда науку общественное мнение ставило высоко. Когда ученые, а не люди в рясах были искателями истины и вершителями судеб.

Ушел в забываемое прошлое XXII съезд компартии. Отзвенела оттепель, отспорили физики и лирики. Первые сбрили бороды и понемногу сокращали свои занятия альпинизмом. Вторые – наоборот бороды отрастили, возлюбили «черные доски», стали почвенниками и отправились реставрировать Соловецкий монастырь... И вместо Соловцов обнаружился там СЛОН...

«Понедельник», переизданный в 1992 году, имел уже восстановленными эпизоды, исключенные при первых изданиях цензурой. Однако это не играло роли. Ложка дорога к обеду, а яичко – к Пасхе.

Пора «ПНС» прошла? Проходила... И наступала пора – «Сказки о Тройки». Переиздание «Понедельника» в 1992 году сопровождалось этой сказкой. Которая тогда выглядела занятным продолжением приваловских развлечений.

А вот сейчас, после оттепели, в промозглую слякоть разгара начала века 21-го, «Сказка о Тройке» выглядит несмешной антиутопией. Реализовавшейся, к тому же. Все тонет в пучине произвола и бюрократического идиотизма.

Магистерскую диссертацию о взаимоотношении законов природы и законов администрации сейчас вряд ли напишут. Сейчас надо писать – о верховенстве законов администрации. Маршем шаблонных многоэтажек из «Иронии судьбы» следуют по долинам, взгорьям и жизням человеческим ряды Камноедовых в лоснящихся пиджаках...

А повесть Стругацких – как тот Шрек из знаменитого мультфильма: помните, он в беседе с Ослом сравнивает великанов с луковицами? Слой за слоем открываются новые смыслы книги. Взрослеет читатель, веют вихри времен над ним и над миром – и смыслы рождаются, проявляются. Как фотобумага в проявителе...

11.02.2011
Опубликовано 16.02.2011 в рубрике «Культура, искусство, история»


Постоянный адрес этой статьи: http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-43621/

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку