-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 38931
 омментариев: 212281
Ќаписано: 296456


ќбезь€ны - тоже люди?

—уббота, 04 ќкт€бр€ 2008 г. 16:44 + в цитатник
 (295x200, 529Kb)
»сследовани€ последних лет обнаружили у обезь€н неожиданные способности пользоватьс€ "оруди€ми труда" и "€зыком".
ƒавно уже использование специальных орудий и инструментов дл€ достижени€ той или иной цели не считаетс€ отличительной чертой "человека разумного". ѕри этом оруди€ употребл€ли не только наши предки, такие как относимые к отдельному виду неандертальцы, - к этому способны и ныне живущие, близкие нам виды человекообразных обезь€н.


≈ще во врем€ ѕервой мировой войны немецкий психолог ¬ольфганг  елер продемонстрировал в эпохальных экспериментах способность шимпанзе доставать подвешенные к потолку клетки бананы, использу€ дл€ этого поставленные друг на друга €щики в качестве подставки и палку в качестве "инструмента". ѕри этом согласно  елеру у шимпанзе сначала возникает образ конечной, желаемой ситуации (обезь€на, каким-то образом подн€та€ вверх, к бананам), и только затем, в соответствии с этим образом, или гештальтом, шимпанзе начинают думать о "подручных" (или "подлапных") средствах, которыми могут стать случайно оказавшиес€ р€дом €щики, а может - и что-то другое. “ак, однажды исследователь, терпеливо сидевший в клетке и ждавший, пока у другой человекообразной обезь€ны - орангутанга - родитс€ гештальт (классические эксперименты  елера многократно повтор€лись), почувствовал прикосновение его передней руки к своему плечу, - оранг повел его за собой, поставил под бананами и достал их, забравшись ему на плечи!

«десь мы имеем дело со своего рода предвидением и конструированием желаемой ситуации. ѕричем наблюдаетс€ оно только у высших обезь€н, - низшие, такие как мартышки или макаки, на это не способны, а их реакци€ ограничиваетс€ повтор€емыми до изнеможени€ стереотипными действи€ми (прыжками, метанием по клетке и т. д.) ќднако планирование действий и выбор орудий ограничены в опытах  елера ситуацией "здесь и сейчас", что и давало повод говорить: между тем, как используютс€ оруди€ человеком, и как - его родственниками, - насто€ща€ пропасть. ¬ одном случае применение орудий происходит на долговременной и сознательной основе, в другом - оно ситуативно и случайно. “ем больший интерес представл€ют опыты, о которых 19 ма€ 2006 г. сообщил журнал Science: человекообразные обезь€ны выбирали, сохран€ли и переносили оруди€ с места на место, рассчитыва€, что те понадоб€тс€ им в будущем!

»сследование было проведено учеными из института эволюционной антропологии ћакса ѕланка в Ћейпциге и ÷ентра исследований приматов, состо€щего при том же институте. ќбезь€н - 5 орангутангов и 5 карликовых шимпанзе-бонобо - помещали в комнату вместе со специальным, трудно открываемым контейнером с пищей, им также давали набор различных инструментов, часть из которых - два из восьми - могли быть использованы дл€ открывани€ контейнера. ѕосле того, как обезь€нам удавалось проникнуть в контейнер и достать пищу, их вместе со всеми инструментами переводили в другую комнату. Ќо когда обезь€нам разрешали вернутьс€ обратно, то они захватывали с собой не все инструменты, а только необходимые, и при дальнейшем повторении опыта делали это практически безошибочно. “ем самым вели они себ€ не как дилетант-любитель, готовый заколачивать гвоздь обухом топора, камнем, томом "Ѕольшой —оветской Ёнциклопедии", а скорее, как мастер-профессионал, выезжающий "на объект" с теми инструментами, которые, как он знает, ему об€зательно понадоб€тс€.

јнтропоморфные метафоры неизбежно приход€т в голову, поскольку выросшие в —оветском —оюзе сограждане хорошо помн€т депрессивный слоган "труд создал человека" и сочинение ‘. Ёнгельса "–оль труда в процессе превращени€ обезь€ны в человека", из которого слоган был вз€т. (—оветские люди изучали и конспектировали давно устаревшую работу Ёнгельса и в школе, и в институте, и в вечерних университетах марксизма-ленинизма, - подлинно —изифов труд!) Ќо вот поразительный факт, - хот€ человекообразные обезь€ны и способны к применению орудий в соответствии с заранее выработанным и достаточно сложным планом, пользоватьс€ оруди€ми в природе им, как отмечают авторы публикации в "—айенс", доводитс€ очень редко. » это значит, что высокий уровень интеллекта не мог развитьс€ у них "в ответ" на орудийную де€тельность.

√овор€щие обезь€ны.

¬озможно, мы имеем дело с известным "избытком" интеллектуальных сил, не используемых в "повседневной жизни". » это хорошо согласуетс€ с тем, что гориллы и шимпанзе способны к усвоению человеческой речи, притом, что в природе их формы коммуникации бесконечно более примитивны. ¬ ходе идущих вот уже несколько дес€тилетий опытов американским психологам и приматологам удалось обучить подопытных горилл и шимпанзе нескольким сотн€м человеческих слов (в случае гориллы  око число слов перевалило уже за тыс€чу!). ѕоскольку из-за особого устройства гортани говорить обезь€ны не могут, дл€ обучени€ использовалась американска€ азбука дл€ глухонемых "јмеслан". ѕринципиально важно, что обезь€ны не копировали высказывани€ тренеров, а строили собственные, состо€щие из различных слов синтаксические конструкции и конструировали новые, необходимые им слова и пон€ти€ (например, "глазошл€па", - в ответ на впервые увиденную маску). Ќасколько тонким может у шимпанзе и горилл быть понимание человеческой речи, позвол€ет судить следующий опыт. ѕеред обезь€ной клали помидор, а еще один помещали в микроволновую печь. ≈сли обезь€не говорили: "ѕойди к микроволновке и возьми помидор", то чаще всего она брала помидор из микровол-новки, но иногда захватывала его с собой со стола и несла к печи. ”казание же "ѕойди к микроволновке и возьми из нее помидор" всегда понималось однозначно.

ѕервые успешные попытки общатьс€ с обезь€нами с помощью жестов относ€тс€ к XVII веку, а в 1960-х гг. јлен и Ѕеатрис √арднеры обучили шимпанзе ”ошо американскому варианту €зыка глухонемых: она освоила 132 знака и могла строить из них фразы до 5 слов.

¬рожденные жесты и сигналы.

» в то же врем€ в дикой природе фантастические речевые способности человекообразных обезь€н практически "не востребованы". ј что если побудить обезь€н еб-щатьс€ на €зыке глухонемых между собой, - например, самок с детенышами? ѕоследнее давно €вл€етс€ "голубой мечтой" специалистов, осуществившейс€ пока только в научно-фантастических романах (таких как " онго" ћ.  райтона), что во многом объ€сн€етс€ высокой стоимостью человекообразных обезь€н.

Ќо все это подталкивает и к более общему выводу. Ќекоторые способности - такие как способность к речи или "труду", - мы все еще, несмотр€ на накапливающиес€ факты, считаем исключительным свойством человека, его "диагностическим признаком", позвол€ющим объективно обосновать границу,- котора€ отдел€ет нас от всех остальных живущих на «емле видов. ќднако способности эти не по€вл€ютс€ "внезапно" ни у человека, ни у его предковых форм, а скорее "размазаны" по намного более широкой совокупности видов, - даже таких, которые к человеку и его предкам имеют весьма и весьма отдаленное отношение. » в этом смысле показательно еще одно недавнее исследование, предприн€тое уже не в лабораторной обстановке, а в дикой африканской природе. ”ченые из шотландского университета —ент-Ён-дрюс установили, что один из видов мартышек (по интеллектуальным способност€м мартышки, как и все низшие обезь€ны, значительно дальше от человекообразных обезь€н, чем те от человека) - может, по-видимому, конструировать новые высказывани€ из "готовых" врожденных сигналов. Ёти мартышки (т. н. "мартышки моно") живут в джунгл€х группами: 1 самец в окружении 12-30 самок с детенышами. ѕри приближении леопарда самец подает серию одинаковых звуковых сигналов. ѕри по€влении венценосного орла он предостерегает самок, повтор€€ другой сигнал. ѕодава€ первый сигнал, самец приказывает самкам обратитьс€ в бегство, а подава€ второй - спр€татьс€: орел атакует сверху, и бегство сделало бы мартышек только более заметной и доступной добычей. Ёти сигналы в ходу у абсолютно всех групп, но в некоторых группах самцы используют при приближении леопарда их комбинацию, - серию сигналов, состо€щую из антонимических пар "убегай-затаивайс€!". — помощью приборов глобальной навигации удалось установить: "смешанна€" сери€ ("убегай-затаивайс€!") побуждала животных убегать быстрее и дальше, чем просто "убегай!". » если данные подтверд€тс€, и составные сигналы окажутс€ не врожденными (то есть присущими не всем обезь€нам), то означать это будет только одно: самцы мартышек способны произвольно комбинировать врожденные сигналы, создава€ новые значени€ и обуча€ им свою группу, - вспомним, в частности, изобретенное гориллой составное слово "глазошл€па". Ќо дл€ мартышек одно это €вл€етс€ интеллектуальным чудом.

» что же дальше?

—ледует ли из сказанного, что различи€ между видами преодолимы и что однажды из обезь€ны может быть воспитан человек, а низшую обезь€ну можно постепенно превратить в высшую? –азумеетс€, нет. ѕревращение видов основываетс€, кроме всего прочего, на длительном отборе, который не может быть заменен обучением. «начение описанных здесь экспериментов не практическое - как воспитать из обезь€ны человека, а из медвед€ молотобойца (вспомним " отлован" ј. ѕлатонова) - а, прежде всего, философское. “о, что другие виды обладают типично человеческими способност€ми или, по крайней мере, их задатками, позвол€ет увидеть органический мир не как одну "ветвь", или "магистральную линию" развити€, а скорее, как своего рода гигантское растение со многими точками роста. - ѕо исторически случайным причинам именно "наш" побег и только он один (бывают же деревь€ с двум€ стволами или верхушками!) вырос выше остальных. ѕри ином стечении обсто€тельств другие виды могли бы "дорасти" до уровн€ €зыка и общественности независимо от нас.

ћы как-то забыли о том, что наука может быть не только источником полезных практических изобретений и любопытных подробностей об окружающем мире, но и способна мен€ть наше мировоззрение.

ѕротивопоставление человека и всех остальных видов.

Ёто противопоставление тесно св€зано с идеей "простого" диагностического признака (им, например, долгое врем€ считали способность говорить). Ќо поскольку такого диагностического признака нет, то и само противопоставление превращаетс€ в тавтологию ("человек - это не животное", "животное - не человек"). –ечь теперь может идти о различи€х, пусть даже очень глубоких, но не о "пропасти", не о бинарной оппозиции. ќпасность же дуализма заключаетс€ в том, что, прин€тый "за чистую монету", он способен подчин€ть себе наши мысли и поступки не хуже иной идеологии. —огласно одной из версий категорического императива ».  анта, мы должны относитьс€ к другим люд€м как к цели и никогда - как к средству, зато как к средству позволительно относитьс€ к животным (излишн€€ и ненужна€ жестокость к животным порицаетс€  антом исключительно потому, что ожесточает человеческое сердце). Ќо как быть тогда с поразительными интеллектуальными способност€ми человекообразных обезь€н, разве они - "животные"? ¬ самые последние годы медицинские опыты на гориллах, шимпанзе, шимпанзе-бонобо, орангутангах и гиббонах были официально запрещены в јнглии и Ќовой «еландии, хот€ в других странах на запрет не обращают внимани€. Ќо то, что произошло под вли€нием новых открытий в јнглии и Ќовой «еландии, - по-видимому, только начало; на кантовском противопоставлении человека как "цели" и остальных видов как "средства" можно смело ставить крест, оно должно быть заменено намного более нюансированным этическим кодом, в котором должно найтись место не только дл€ человека как простой противоположности "животного", но дл€ разных видов с разными интеллектуальными способност€ми.

 .–осси€нов "»нтересна€ газета. ћир непознанного" є5 2008 г.
–убрики:  интересно.



Spoki_Oki_j   обратитьс€ по имени —уббота, 04 ќкт€бр€ 2008 г. 20:30 (ссылка)
...»—“»Ќ” √Ћј√ќЋ»Ў№... ћќ… ћ≈Ќ№Ў»… Ѕ–ј“..
 (160x148, 8Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени —уббота, 04 ќкт€бр€ 2008 г. 20:43 (ссылка)
Spoki_Oki_j, :)) Ќу-ну сказала собака Ѕаскервилей, встретив √ерасима!:))
 (500x496, 21Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
эриксон   обратитьс€ по имени  омментарий к ќбезь€ны - тоже люди? ¬оскресенье, 05 ќкт€бр€ 2008 г. 05:18 (ссылка)
у животных есть интеллект. ѕросто люди настолько ограничены, что не могут этого представить.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 05 ќкт€бр€ 2008 г. 14:03 (ссылка)
эриксон, —овершенно верно!:)) »менно ограниченность людей не дает пон€ть наличие интеллекта у животных!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку