-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 38698
 омментариев: 211878
Ќаписано: 295800


»нтересные выводы.„еловеческое тело и социальный статус .

—уббота, 05 январ€ 2008 г. 19:34 + в цитатник
.
√одина ≈.«.

—уществует глубока€ и давн€€ традици€ св€зывать положение человека в обществе с теми или иными особенност€ми строени€ тела. ”же в шумерских текстах 3500 гг. до н.э. можно найти ссылки на то, что люди более высокого социального статуса отличаютс€ более высоким ростом и лучшими показател€ми состо€ни€ здоровь€ (Bogin, 1999). ѕлатон приписывал люд€м разного общественного положени€ разные, изначально данные им физические качества (Ѕыховска€, 1993). √ален, непререкаемый авторитет по всем медицинским вопросам как в ƒревней √реции, так и в ƒревнем –име, писал о том, что Ђ...симметри€ Ч это залог вс€ческой успешной де€тельностиї (Voss, 2001). —ведени€ о соматических особенност€х римских цезарей сообщает —ветоний (—ветоний “ранквилл, 1988). “иберий, например, был Ђростом выше среднего, в плечах и в груди широк, в остальном теле статен и строен с головы до п€тї. јвгуст невысок ростом Ч Ђп€ть футов и три четвертиї , а ÷езарь Ч Ђвысокого роста, светлокожий, хорошо сложенї. ”  алигулы Ч Ђтело грузное, ше€ и ноги очень худыеї Ќеудивительно, что он не отличалс€ ни телесным, ни душевным здоровьем.

—в€зь между социальным статусом и реконструированной длиной тела можно проследить на костных материалах из средневековых погребений (см., например, Cinthio and Boldsen, 1985; Cohen, 1998; Hoppa and FitzGerald, 1999).

„еткие данные о различи€х между физическими характеристиками и принадлежностью к тому или иному социальному слою начинают накапливатьс€ одновременно с традицией проведени€ массовых антропометрических обследований. “ак, еще в XVIII в. было показано, что новобранцы из рабочих семей, которых принимали в регул€рную армию, значительно (на 12 с лишним сантиметров) уступали в росте представител€м аристократических семей, поступающим в привилегированные военные училища (Voss, 2001).

ƒругой пример различий между детьми, относ€щихс€ к разным социальным сло€м, был получен также в XVIII веке, в √ермании. –егул€рные измерени€, проводимые в  арлшуле в Ўтутгарте Ч школе при дворе герцога ¬юртембергского, вы€вили существенную разницу в росте учеников, происходивших из аристократических семей или из семей буржуа (к последним относилс€ и будущий глава немецкого романтизма, обучавшийс€ одно врем€ в  арлшуле Ч ‘ридрих Ўиллер). ¬ 10-11=летнем возрасте дети аристократов были в среднем на 2,5 см выше своих сверстников из семей среднего сослови€, в 15 лет Ч на 7 см. ќднако к окончанию периода роста эти различи€ практически нивелировались (Tanner, 1981).

ѕозже подобные факты были вы€влены и в других странах, например, в »талии, —Ўј, –оссии, где было отмечено, что дети, родители которых занимаютс€ физическим трудом, ниже ростом, чем их сверстники из семей более высокого социального уровн€. ѕримерно в это же врем€ (XIX в.) ростовые исследовани€ приобрели отчетливую политическую окраску. Ёто было врем€ бурного развити€ капитализма и широкого использовани€ детского труда на различных промышленных производствах. –ост стал рассматриватьс€ как Ђзеркалої социально-экономических условий. “ак было положено начало ауксологической эпидемиологии, или эпидемиологической ауксологии. ¬иллерме во ‘ранции; „едвик, √альтон и –обертс в ¬еликобритании; ѕаль€ни в »талии; Ѕоудич в —Ўј; Ёрисман и ¬илл€мовский в –оссии (список имен и стран можно продолжать) показали наличие четкой св€зи между услови€ми жизни детей и показател€ми их роста.

¬ –оссии первые измерени€ детей и подростков были проведены в ѕетербурге в XIX в. Ќ.Ќ. ¬илл€мовским. «атем последовали измерени€ ».ј. ¬еревкина, ѕ. »льинского, ѕ.‘. Ћесгафта, Ќ.¬. «ака, ». —таркова, ‘.‘. Ёрисмана и многих других. Ѕыли отмечены, в частности, различи€ между мальчиками, учащимис€ средних учебных заведение ћосквы, из богатых, средних и бедных семей. ѕо длине тела и обхвату груди мальчики из более обеспеченных семей превосходили своих сверстников из семей менее обеспеченных («ак, 1892, цит. по Ѕашкирову, 1962).

¬ ’’ веке число исследований, посв€щенных вли€нию социально-экономических факторов на размеры тела у подрастающего поколени€, очень велико и получено во многих странах, причем наиболее важным детерминантом признано образование родителей (см. обзоры Mascie-Taylor, 1989 a, 1991). ƒл€ жителей практически всех стран мира была вы€влена следующа€ закономерность: дети из более обеспеченных семей выше и т€желее, чем дети из малообеспеченных семей, однако масштаб различий сильно варьирует и зависит как от выбора критериев, положенных в основу социальной стратификации, так и от фактических условий жизни в рассматриваемых попул€ци€х.

¬о многих случа€х речь идет о кумул€тивном действии разных факторов: больше доход, лучше питание, жилищные услови€, гигиенические навыки, меньше братьев и сестер, более внимательный уход за ребенком, ниже уровень инфекционных заболеваний и т.д.  ак правило, отмечена пр€ма€ зависимость между уровнем образовани€ родителей и экономическим статусом семьи и обратна€ Ч между уровнем образовани€ и количеством детей в семье. Ётот последний показатель св€зан обратной зависимостью с размерами тела, т.е. длина тела тем меньше, чем больше детей в семье (см. обзор √одина, ћиклашевска€, 1989).

ќ существовании значимых различий между детьми, родители которых относ€тс€ к различным социальным сло€м, сообщает ƒж. “аннер (Tanner, 1986). Ёти различи€ сохран€ютс€ вплоть до взрослого состо€ни€ и составл€ют у 20-летних англичан 3 см дл€ мужчин и 2 см дл€ женщин (дл€ анализа были вз€ты только две категории: представители умственного и неквалифицированного физического труда). ¬ национальном исследовании здоровь€ и роста детей, проведенном в ¬еликобритании в начале 80-х гг., вы€влены существенные различи€ в размерах тела между детьми безработных и работающих отцов, относ€щихс€ к различным социальным классам. Ёти различи€ выражены у детей, начина€ с 5-летнего возраста, и достигают в среднем 3,3 см. ѕоказан также устойчивый градиент в снижении длины тела от 1-го социального класса к 5-му. –азличи€ статистически значимы и достигают 2 см у 5-летних и 3 см у 10-летних детей (Mascie-Taylor, 1989 a).

«десь так подробно цитируютс€ работы ученых ¬еликобритании в первую очередь потому, что у них существует огромна€ традици€ изучени€ биологии социального класса и вообще социобиологических исследований. »меетс€ четко разработанна€ система дефиниций, что такое социальный класс и как его определ€ть. Ќапример, в одном из самых попул€рных классификаторов, которым и по сей день пользуютс€ социологи, экономисты и антропологи ¬еликобритании Ч Ђќбщем регистратореї —тивенсона, (цит. по Heath, 1989), предусматриваетс€ стратификаци€ общества на п€ть классов, объедин€ющих следующие виды де€тельности:

1) профессиональный труд (professional and similar occupations);

2) промежуточные зан€ти€ (intermediate occupations);

3) квалифицированный труд (skilled occupations); нефизический (non-manual); физический (manual);

4) полуквалифицированный труд (partly skilled occupations);

5) неквалифицированный труд (unskilled occupations).

ѕри этом в основу делени€ на классы положены так называемый принцип Ђсоциальной значимостиї, критерием которой, в свою очередь, становились Ђкультура или ее отсутствиеї, Ђинтеллект и образованиеї (Stevenson, 1928, цит. по Heath, 1989). »спользование этой схемы вовсе не означает превосходства одних классов над другими, но служит удобным инструментом стратификации общества дл€ официальных или исследовательских целей. ќтметим, что в целом дл€ западных стран есть соответствие между более высоким социальным классом, иными словами возможностью получить более качественное образование, лучшими Ђстартовыми услови€миї и уровнем дохода.

»ные закономерности характеризуют бурно протекающий процесс социальной стратификации, происход€щий в последние 15 лет в –оссии, где более высокий уровень образовани€ и культуры вовсе не об€зательно св€зан с более высоким материальным положением [пока, увы: это наследие ———–, сохран€ющеес€ и до сих пор.  стати, отличное доказательство того, что в ———– было достигнуто социальное равенство, несмотр€ на все привилегии номенклатуры. - wsf1917].

¬ышеупом€нута€ схема делени€ на социальные классы широко используетс€ антропологами ¬еликобритании, демонстрирующими существование отчетливых биологических различий между представител€ми различных классов.  ак уже отмечалось, наибольшие различи€ касаютс€ детского возраста, так как показатели роста и развити€ служат своеобразным индикатором, Ђзеркаломї, происход€щих в обществе процессов.

ѕомимо анализа возрастной динамики размеров тела и интенсивности ростовых процессов, дл€ подтверждени€ социальной обусловленности ростовых закономерностей используетс€ уровень полового созревани€, €вл€ющийс€ одним из самых информативных критериев биологического возраста. ¬ли€ние социально-экономических факторов на сроки и темпы полового созревани€ настолько велико, что часто перекрывает возможные этнотерриториальные и климатогеографические различи€. ќчевидно, что с понижением социального класса значительно возрастают сроки достижени€ соответствующих стадий зрелости, независимо от этнической принадлежности обследованных групп.

¬ большинстве исследований в качестве наиболее чувствительного индикатора к воздействию условий среды используетс€ возраст менархе, т.е. возраст начала менструировани€. ќтчетлива€ зависимость более высокого возраста менархе у девочек из менее обеспеченных слоев во внутрипопул€ционном масштабе отмечаетс€ в ѕольше, —удане, ¬енгрии, ¬еликобритании, »рландии, „ехии, японии, »спании, »ндии, Ќигерии, Ѕельгии и других странах (см. обзор: √одина, 2001). ¬ качестве детерминантов выдел€лись следующие показатели: образование и професси€ родителей, доход на 1 члена семьи, число детей в семье, пор€дковый номер ребенка при рождении.

–азница между представительницами высшей и низшей социальных категорий в возрасте менархе может составл€ть в развивающихс€ странах до 9 мес€цев (Hoey, Cox, Tanner, 1986; Singh, Mathotra, 1988). ¬ последнее врем€ этот разрыв постепенно сокращаетс€, что, по-видимому, €вл€етс€ следствием выравнивани€ условий жизни различных слоев населени€ (Demoulin, 1998).

—реди других показателей, отличных у представителей высших и низших классов, Ч развитие жироотложени€, которое может рассматриватьс€ в развитых индустриальных обществах как свидетельство социального неблагополучи€ в случае выраженного ожирени€. ¬ слаборазвитых странах признаком социальной депривации служат крайне низкие величины толщины подкожно-жирового сло€. ¬ обоих случа€х речь идет о воздействии питани€ Ч несбалансированного или недостаточного (Crooks, 1995; Johnston and Gordon-Larsen, 1999).

ѕомимо вышеперечисленных отличий в показател€х роста и развити€, социальные классы различаютс€ по состо€нию здоровь€, заболеваемости, обращаемости к врачебной помощи и р€ду других медико-статистических показателей (Mascie-Taylor, 1989 b; Strickland and Shetty, 1998).

Еѕризнанный классик отечественной антропологии я.я.–огинский одну из своих первых работ посв€тил анализу вли€ни€ различных условий жизни на прорезывание первых молочных зубов у ребенка. ѕомимо выводов о зависимости сроков прорезывани€ первых зубов от номера беременности, возраста родителей и веса при рождении, отмечено более раннее прорезывание зубов у детей квалифицированных рабочих, а также снижение веса новорожденных и более позднее прорезывание зубов у детей безработных (–огинский, 1926).

Е «начительный интерес дл€ анализа вли€ни€ социально-экономических условий на физическое развитие детей и подростков представл€ют так называемые Ђштандарты физического развити€ школьниковї. ¬ 1928 г. дети школьного возраста представл€ют собою наиболее обследованную в антропометрическом отношении группу населени€ (—ыркин, 1928). —тандарты Ђантропометрических измерений и физиологических величинї были разработаны дл€ разных групп населени€, как правило, однородных по профессиональному составу родителей.

Е

¬ антропологической литературе попытка вы€вить зависимость между социальными детерминантами в виде образовани€ и профессии родителей с показател€ми роста и развити€ с помощью коррел€ционного анализа на материалах московских школьников 80-х годов практически не дала никаких результатов (√одина, «адорожна€, 1990). «а исключением тонкого сло€ недос€гаемых и Ђнеизмер€емыхї детей номенклатурной элиты, остальна€ масса московской детской попул€ции оказалась на удивление гомогенной, что можно объ€снить примерно одинаковыми услови€ми жизни дл€ большей части населени€ при социализме в —оветском —оюзе.   такому же выводу Ч об отсутствии значимых социальных различий в показател€х физического развити€ детей и подростков в р€де советских республик Ч пришли и другие исследователи (‘араджева, 1970; „еснис, 1970). [“ак что мы таки бесклассовое общество стало реальностью, по крайней мере в отношении телесности.- wsf1917].

 ак же обсто€т дела с изучением взаимоотношений между социальным статусом и физическими характеристиками в насто€щее врем€? Ёта проблема находитс€ в тесной св€зи с таким важным биосоциальным феноменом, как акселераци€, или секул€рный тренд.

Е ¬ отношении длины тела можно констатировать, что наибольша€ скорость секул€рных изменений у московских школьников имела место в 70-80-е гг. (момент завершени€ демографического перехода Ц wsf1917), а в течение последнего дес€тилети€ стабилизировалась, хот€ некотора€ тенденци€ к положительному продольному росту еще сохран€етс€.

»зменени€ веса тела также с положительным знаком и в высшей степени достоверные (p<0,001) имели место у мальчиков на прот€жении первых двух серий измерений. ћежду 80-ми и 90-ми гг. достоверных изменений по весу вообще не констатировано. ” девочек изменени€ веса были выражены в виде тенденции на прот€жении практически всех трех серий измерений. Ќа прот€жении последнего дес€тилети€ ’’ века (а у девочек и раньше) у московских детей начинают про€вл€тьс€ отрицательные сдвиги в показател€х веса тела. Ёти результаты идут в разрез с показател€ми, приводимыми по другим странам, где по-прежнему, хот€ и в разной степени, отмечены положительные изменени€ веса тела (Wang et al., 2002).

≈ще более выразительны секул€рные изменени€ обхвата груди. » у мальчиков, и у девочек отмечены отрицательные изменени€ в показател€х обхвата груди, про€вл€ющиес€ с разной степенью достоверности в разные возрастные периоды.

ѕодобна€ тенденци€ характерна и дл€ р€да других поперечных и обхватных размеров, а также жировых складок. Ќа рисунке 1 приведены ростовые кривые р€да измерительных признаков у московских мальчиков и девочек, обследованных в 90-е годы. ќчевидно, что если дл€ длины тела динамика возрастных изменений носит более или менее традиционный характер с присутствием обычных двух перекрестов, то дл€ веса тела ход ростовых кривых демонстрирует отсутствие первого перекреста. »ными словами, московские девочки практически не обгон€ют мальчиков по этому показателю даже на прот€жении пубертатного периода. ѕодобный ход ростовых кривых характерен и дл€ другого показател€ Ч ширины плеч. Ќо, пожалуй, самое удивительное Ч это возрастна€ динамика такого признака, как ширина таза. ¬ данном случае вместо традиционного опережени€ мальчиков девочками по этому показателю на прот€жении всего ростового периода (”рысон, 1973; Toth, Eiben, 2004) имеет место отчетливое присутствие двух перекрестов, свидетельствующих о том, что девочки лишь в пубертатном периоде незначительно обгон€ют мальчиков.

Ќа рис. 2 представлена возрастна€ динамика некоторых обхватных размеров и жировых складок. «десь соотношени€ между мальчиками и девочками нос€т более традиционный характер: по обхвату талии мальчики на прот€жении всего ростового периода обгон€ют девочек, а по обхвату €годиц, напротив, девочки оказываютс€ впереди мальчиков. ¬ последнем случае различи€, однако, весьма невелики. —редние величины обхвата талии и €годиц у 17-летних девушек составл€ют соответственно 66,21 и 93,81 см, что весьма близко к двум последним членам Ђмагическойї пропорции Ч Ђ90-60-90ї.   сожалению, в силу специфичности методики измерений обхвата груди (Ѕунак, 1941) первый член соотношени€ оказываетс€ существенно ниже искомой цифры, а именно, 78,67 см. Ќо еще более удивительно, что отношение обхвата талии к обхвату бедер выражаетс€ цифрой 0,7, что, по мнению —. —титера и ƒ.ћакЅарни (Steeter, McBurney, 2003, цит. по Ѕутовской, 2004), соответствует индексу наибольшей привлекательности женской фигуры.

»з проведенного анализа следует, что на прот€жении последнего дес€тилети€ ’’ века у московских детей и подростков произошла смена векторов секул€рных изменений р€да размеров тела. ≈сли в отношении продольного роста можно констатировать его стабилизацию на уровне среднеевропейских значений соответствующих показателей (Hajniš, Petrašek, 1999), то по весу, обхватным, некоторым широтным размерам, а также по показател€м, характеризующим развитие подкожного жироотложени€, вы€вл€ютс€ отрицательно направленные сдвиги, особенно выраженные у девочек.

»звестно, что акселераци€ соматического развити€ всегда сопровождаетс€ некоторой астенизацией телосложени€, когда при выраженной тенденции к увеличению продольного роста показатели крепости организма, такие, как обхват груди, даже несколько уменьшаютс€ по сравнению с предыдущими дес€тилети€ми, когда рост тела в длину обгон€ет рост поперечных размеров и увеличение массы тела (Ќикитюк, 1989).

Ќа прот€жении последних 15-20 лет эти тенденции значительно усилились, что подтверждает и характер распределени€ типов конституции (по схеме Ўтефко-ќстровского). ѕри сравнении с данными предыдущих дес€тилетий можно отметить, что в 90-е гг. процент встречаемости мышечного и дигестивного типов конституции в общем остаетс€ на прежнем уровне, —ущественно возрастает процент детей торакального типа и еще более Ч астеноидного типа (который в предыдущих сери€х измерений практически вообще не встречалс€). ¬ 90-е гг. процент детей с астеноидным типом конституции, по нашим данным, доходит до 5% у девочек и 8-9% у мальчиков старших возрастов. ѕо данным других авторов, эти цифры значительно выше (“амбовцева, 2002). ¬ последние годы по€вились интересные объ€снени€ большего распространени€ астеноидного типа как наиболее социально адаптабельного (’рисанфова, 2002, 2003), а также обладающего некоторыми преимуществами в развитии р€да психомоторных качеств (ћаксинев, 2004; ƒер€бин и др., 2003).

”местно спросить, почему эта закономерность в столь сильной степени про€вл€етс€ на последнем из изученных нами этапов, когда продольный рост практически прекратилс€, и почему она сильнее выражена у девочек.

ќдно из наиболее распространенных объ€снений св€зывает эти изменени€ с ухудшением социально-экономических условий в –оссии на прот€жении 1990-х гг. и соответствующим ухудшением физических кондиций современной молодежи (—уханова, 1996;  учма, 1999; ямпольска€, 2000). ѕодобного взгл€да придерживаютс€ чешские и польские ауксологи, вы€вившие сходные тенденции у подрастающего поколени€ этих стран (Stolarzyk, Malinowski, 1996; Vignerova et al., 2000). ѕри несомненной обоснованности этой точки зрени€ нам кажетс€ возможным выдвинуть и другую причину, св€занную с социальными воздействи€ми на рост. –ечь идет о стремлении современных молодых людей, в особенности девушек, соответствовать неким Ђидеальнымї представлени€м о том, как они должны выгл€деть. ЂЅиологическое телої становитс€ все более зависимым от социальных вли€ний. ѕри этом, с одной стороны, социальные факторы оказывают формирующее воздействие на биологические характеристики, а с другой Ч вновь обретенные параметры станов€тс€ инструментом социальной мобильности. ѕроисходит смена стереотипов Ч Ђот матрешки к Ѕарбиї. ѕо сообщению ƒж.  оули (Cawley, 2004) на II ћеждународной конференции ЂЁкономика и биологи€ человекаї, состо€вшейс€ в ћюнхене в июне 2004 г., в —Ўј женщины с более высоким индексом массы тела (»ћ“), в первую очередь, белые, испытывают трудности при приеме на работу. „еловеческое тело Ђвылепливаетс€ї в соответствие с заданными канонами и требовани€ми социума (Ѕыховска€, 1993).

Ётому в большей степени подвержена городска€ молодежь, во-первых, в силу того, что она менее физически активна (особенно в старших возрастах) (ямпольска€, 2000), во-вторых, потому, что испытывает на себе более мощный прессинг со стороны средств массовой информации. ќсобенно интенсивно подобный процесс должен происходить в странах бывшего социалистического лагер€: ведь о рекламных роликах на телевидении и модных гл€нцевых журналах, рекламирующих со своих обложек тип фотомоделей, еще дес€ть лет назад здесь знали только понаслышке.  онечно, это лишь одна из гипотез, но она, в какой-то степени, позвол€ет объ€снить большую выраженность подобных тенденций у девушек, а в социальном плане Ч у девушек из семей более высокого образовательного уровн€. —ледует отметить, что о стремлении подростков соответствовать такому типу телосложени€, который считаетс€ модным и современным, пишут и западные исследователи (Lindgren, 1998; Bogin, 1999).

¬ одном оригинальном €понском исследовании сообщаетс€ о том, что молодые женщины (18-21 года) склонны были видеть у себ€ про€влени€ излишней полноты, тогда как в действительности, суд€ по основанной на измерени€х объективной оценке, речь могла идти скорее о дефиците веса (Takasaki et al., 2002). ѕодобные данные приводит и  . ¬идмар, обследовавша€ словенских школьниц, в своем докладе на II ћеждународной конференции ЂЁкономика и биологи€ человекаї (Vidmar, 2004). “аким образом, стремление молодых женщин и девушек к худобе и снижению массы тела приобретает поистине глобальный характер.

Е

¬ заключении рассмотрим еще один вопрос Ч о различи€х возраста менархе у девочек в зависимости от уровн€ образовани€ родителей и количества детей в семье. — уровнем образовани€ матери по этому показателю наблюдаетс€ выраженна€ отрицательна€ св€зь: у девочек из 1-й группы возраст ће наибольший и составл€ет 12, 71 года; у девочек из 2-й и 3-й группы он значительно ниже и составл€ет соответственно 12,21 и 12,29 года.

Ќаправление изменчивости показател€ в группах по образованию отца в общем совпадает с таковым размерных признаков. Ќаименьший показатель возраста ће Ч 12,55 года Ч вы€вл€етс€ у дочерей отцов со школьным образованием (1-€ группа). Ќапомним, что у них же наибольшие показатели веса, обхвата груди и толщины жировых складок. ¬о 2-й группе следует существенное увеличение возраста ће до 13,9 лет, а затем его падение в 3-й группе до 12,67 лет. ¬ литературе также имеютс€ сведени€ о более значительном воздействии образовани€ отца на возраст менархе. ќб этом сообщают, например, испанские исследователи сообщают испанские исследователи ћ. де ла ѕуэнте и др. (de la Puente et al., 1997). Ќаконец, с увеличением числа детей в семье возраст ће закономерно возрастает Ч 12,29 года, 13,09 и 13,44 года соответственно.

“аким образом, можно с определенностью констатировать различи€ в направлении и выраженности гендерных реакций на социальную среду у московских детей и подростков, обследованных в 1990-е гг. ћожно отметить также, что дл€ детей обоего пола высшее образование родителей не €вл€етс€ сейчас тем фактором, который однозначно способствовал бы повышению уровн€ соматического развити€, как это декларируетс€ во многих зарубежных работах (см. выше). ќбъ€снение причин этих различий может быть св€зано с теми процессами социальной стратификации, которые происход€т сейчас в нашем обществе.

ћожно попытатьс€ объ€снить полученные данные с позиций эволюционной психологии предложила (Ѕутовска€, устное сообщение), в русле представлений о дифференцированном родительском вкладе, когда в семь€х с высоким статусом (и доходом) родители предпочитают больше вкладывать в сыновей, а в семь€х с низким статусом предпочтение оказываетс€ дочер€м. ћожно сослатьс€ на работы Ѕ.’уланицкой, котора€ показала более раннее созревание девочек в неблагополучных семь€х (Hulanicka, 1999, Hulanicka et al, 2001). ќчевидно, что та или ина€ интерпретаци€ требует более подробного рассмотрени€ и анализа, но вполне закономерна в рамках предложенного подхода.

јналогичные результаты получены и при анализе показателей роста детей в зависимости от типа посещаемой ими школы. ќбразовательное учреждение, которое посещает ребенок, может рассматриватьс€ как косвенный показатель социально-экономического статуса семьи. ¬ последнее дес€тилетие ’’ в., нар€ду с обычными, муниципальными школами, по€вились новые, элитарные школы Ч лицеи, гимназии, пансионы и т.д., обучение в которых требует от родителей немалых финансовых вложений.

ѕон€тно, что в данном случае речь оп€ть-таки идет о социально-экономической стратификации, когда представители более высокого социального статуса характеризуютс€ большими размерами тела (что справедливо, в первую очередь дл€ мальчиков) и пониженным жироотложением (признак, в большей степени, свойственный девочкам). ѕри этом в последнем случае речь идет не только о величинах толщины подкожного жирового сло€, но и о его топографии. ¬ частности, дл€ представителей более низкого социального статуса характерно большее развитие жира на туловище, в противоположность жиру на конечност€х.

ƒругой пример, вы€вл€ющий существенные гендерные различи€ в ответ на социальную стратификацию, касаетс€ изменени€ физических параметров во времени в ответ на социальные переменные.

Ќа примере двух подекадных временных срезов 80-х и 90-х гг. мы попытались проследить за тем, как изменилось воздействие социальных переменных на показатели роста и развити€ у московских детей и подростков на прот€жении последних дес€тилетий ’’ века. ¬ качестве социальных переменных, как уже неоднократно отмечалось, были выбраны образование родителей и количество детей в семье.

¬ результате обследований в 80-е и 90-е годы нами получены показатели развити€ мальчиков и девочек по выделенным социальным категори€м. ¬ 90-е гг. значительно группы по образованию отца были более равномерны. ≈сли в 80-е гг. в 3-ю группу (отцы с высшим образованием) входило свыше 50% всех обследованных девочек и 40% мальчиков, при том, что группа отцов со средним специальным образованием составл€ла всего 13-15%, то в 90-е гг. насыщенность всех трех групп примерно одинакова и составл€ет дл€ детей обоего пола около 30%. ¬ группах по образованию матери таких существенных подвижек не произошло, за исключением того, что группа матерей без образовани€ у девочек стала более многочисленной и составила в 90-е гг. около 39% всех обследованных против 31% в 80-е гг. ѕо количеству детей в семье наиболее многочисленной, как и в предыдущее дес€тилетие, оказалась 2-€ группа (двое детей в семье), но 3-€ группа (трое детей и больше) в 90-е годы составила почти 10-11% против 4-7% в предыдущее дес€тилетие.

” девочек в группах по образованию отца, матери несколько понизили свой уровень образовани€. ¬ особенности это касаетс€ 1-й группы, где соответствующий уровень образовани€ матери понизилс€ в полтора раза. ѕодобна€ тенденци€, хот€ и не столь резко выраженна€, характерна и дл€ мальчиков.

— другой стороны, в группах, выделенных по образованию матери, практически никакого понижени€ образовательного статуса отцов не произошло. Ќапротив, во 2-й группе (среднее специальное образование) произошло некоторое повышение образовательного уровн€ отцов Ч дл€ девочек существенное: в 1,2 раза. ƒл€ мальчиков характерно повышение уровн€ образование отцов, хот€ и не слишком значительное, во всех группах, выделенных по образованию матерей.

¬ группах, выделенных по количеству детей, произошло снижение образовательного уровн€ обоих родителей во всех категори€х у девочек, и только в 3-й категории (трое детей и больше) у мальчиков.

’арактеризу€ тенденции социальной стратификации 90-х гг. по сравнению с 80-ми можно отметить, что в последней выборке все три выделенные категории (по образованию родителей и количеству детей в семье) оказались более равномерно представленными, чем раньше. ¬торой важный момент, который необходимо отметить, Ч это некоторое снижение образовательного уровн€ родителей в семь€х девочек.

–остовые характеристики детей и подростков измен€ютс€ в ответ на изменени€ социальных переменных. ћальчиков характеризуют те же тенденции, что и в 80-е гг., но степень различий существенно мен€етс€. ≈сли в прежнее дес€тилетие образовательный уровень отца или матери оказывал лишь минимальное вли€ние (от 0,1 до Ц0,2 S), то в 90-е годы этот эффект усилилс€ (от 0,3 до Ц0,6 S). ¬ажно подчеркнуть также, что реакци€ мальчиков и на образование отца и на образование матери в целом сходна: морфологические показатели повышаютс€ от 1-й группы к 3-й. “енденции, св€занные с количеством детей в семье, за прошедшее дес€тилетие не изменились, но оп€ть-таки значительно усилились.

»ное дело Ч девочки. «а последние 10-15 лет сильно изменилась реакци€ представительниц этого пола на выделенные социальные переменные. ≈сли в 80-е гг. основным детерминантом был уровень образовани€ матери, то в 90 гг. он вообще перестал оказывать какое-либо вли€ние на ростовые параметры девочек. „то касаетс€ образовани€ отца, то здесь про€вились пр€мо противоположные тенденции: в 80-е гг. основные морфологические показатели девочек увеличивались с ростом образовательного уровн€ отца, как это и следовало ожидать из многочисленных ауксологических исследований (см. обзор Susanne, Bodzsar, 1998). ¬ 90-е гг. наибольшие показатели по большинству изученных признаков, особенно по весу и показател€м развити€ жироотложени€, вы€влены у дочерей отцов без образовани€.

¬ отношении числа детей в семье тенденции остались в точности такими же, как и в 80-е гг., но существенно усилились. ≈сли в 80-е гг. общий размах изменчивости составил в целом 0,3 S, то в 90-е Ч 1 S, что позвол€ет говорить о значительно большем вли€нии изученного фактора на показатели роста и развити€.

¬ заключении рассмотрим вли€ние социальной дифференциации на наступление полового созревани€ (возраст менархе). Ќе вдава€сь подробно в конкретные цифры, следует отметить, что по уровню образовани€ родителей в 80-е гг. кака€-либо дифференциаци€ по указанному признаку отсутствовала (рис. 3). 90-е гг. характеризуютс€ бурным расслоением московской попул€ции с четкими изменени€ми этого показател€ в зависимости от уровн€ образовани€ отца и матери. — повышением образовательного уровн€ матери происходит снижение возраста менархе, с повышением образовательного уровн€ отца картина оп€ть-таки усложн€етс€, т.е. самый низкий возраст менархе отмечен дл€ дочерей отцов без образовани€ (как уже говорилось, они же и самые крупные, особенно по весу).

Е

¬ заключение позволим себе сделать некоторые выводы:

1. Ќаблюдени€ за соматическим развитием детей и подростков в последние дес€тилети€ ’’ века вы€вили тенденцию к прогрессивному снижению темпов продольного роста, нарастанию астенизации телосложени€, увеличению возраста менархе у девочек.

2. ќтмечены существенные различи€ в ростовых характеристиках в зависимости от социального статуса семьи. Ќаиболее важный источник вариабельности Ч уровень образовани€ отца. ¬ысшее образование родителей не всегда может служить залогом более высокого уровн€ соматического развити€.

3. Ѕолее высокий рост, меньший вес, меньшие значени€ индекса массы тела (»ћ“), обхвата груди, толщины жировых складок и т.д. могут быть результатом действи€ новых стереотипов. ЂЅиологическое телої €вл€етс€ результатом социальных вли€ний и инструментом социальной мобильности.

4. ќбщее направление изменений во времени в известной мере соответствует различи€м между социальными группами Ч межгрупповой и внутригрупповой векторы в данном случае совпадают.

5. »зучение особенностей физического развити€ детей и подростков свидетельствует об усилении процессов социальной стратификации в –оссии на рубеже веков и требует дальнейшего наблюдени€ и социально-гигиенического мониторинга.

http://macroevolution.narod.ru/godina.htm

¬ кн.: Ётологи€ человека и смежные дисциплины. —овременные методы исследовани€. / –ед. ћ.Ћ.Ѕутовска€. ћ., »н-т этнологии и антропологии –јЌ, 2004. —. 133-161.
http://ethology.ru/library/?id=252
“ут зависимость от социального статуса ещЄ чЄтче: чем выше статус тем легче использовать благопри€тные возможности социальной среды дл€ повышени€ интеллекта, чем ниже статус и выше бедность, тем больше проблемы и риски угнетают теб€, не дава€ в нужное врем€ развить нужный уровень интелекта (с)
wolf_kitses
–убрики:  интересно.
»стори€


ѕроцитировано 3 раз



BlooDandMilK   обратитьс€ по имени Re: »нтересные выводы.„еловеческое тело и социальный статус . —уббота, 05 январ€ 2008 г. 20:04 (ссылка)
’м, действительно интересные выводы :) Ќа заметку :))

LI 5.09.15
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени —уббота, 05 январ€ 2008 г. 20:13 (ссылка)
BlooDandMilK, ƒа! Ќадо учитывать оказываетс€ и это!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
BlooDandMilK   обратитьс€ по имени Re: ќтвет в Mila111111; »нтересные выводы.„еловеческое тело и социальный статус . —уббота, 05 январ€ 2008 г. 20:17 (ссылка)
»сходное сообщение Mila111111: BlooDandMilK, ƒа! Ќадо учитывать оказываетс€ и это!:))

¬ек живи, век учись! :))))

LI 5.09.15
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени —уббота, 05 январ€ 2008 г. 20:18 (ссылка)
BlooDandMilK, Ёто точно!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку