-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 38940
 омментариев: 212293
Ќаписано: 296477


«агадочна€ св€зь

—реда, 26 ƒекабр€ 2007 г. 15:33 + в цитатник
 (293x443, 30Kb)
»нтеллект спр€тан в половых хромосомах?
¬с€кий биолог знает, что женский и мужской мозг различны. Ёто знает даже обыватель. ћужчины спрашивают направление куда реже женщин. «ато среди синхронных переводчиков в ќќЌ решительно преобладают женщины. ”частки мозга, заведующие речью (а, быть может, и лингвистическими способност€ми вообще), у женщин не втиснуты в одно полушарие, как у мужчин, Ч они рассе€ны по мозгу так широко, что порой говор€т, что у женщин два центра речи. “аких различий женского и мужского мозга (а из-за этого Ч и поведени€ мужчин и женщин) можно назвать дес€тки.
.

≈стественно, возникает вопрос: чем они обусловлены? явно не одними лишь культурными факторами. Ёти факторы Ч воспитание, традиции окружающей среды и тому подобное Ч недостаточны, чтобы объ€снить, почему маленька€ девочка радостно визжит, впервые увидев куклу, а еЄ братик с восторгом хватаетс€ за сто€щий р€дом игрушечный автомобиль. „асто говор€т, что мужские и женские различи€ задаютс€ гормонами. Ёто верно. “естостерон действует иначе, чем эстроген, и оба они оказывают глубокое воздействие на анатомию, психику и поведение соответствующих полов. Ќо гормональной системой управл€ют гены. », спустившись по этой лестнице рассуждений, мы в конечном итоге приходим к генам.   каким?


 (300x175, 7Kb)

¬от так учЄные в стерильных услови€х штурмуют X-хромосому
¬опрос этот важен не только практически Ч например, дл€ психиатров или детских воспитателей. ¬ нЄм скрыт большой общебиологический смысл. ћозг Ч то, что прежде всего отличает человека от всех остальных существ на «емле. Ёто значит, что гены, послужившие становлению человеческого мозга, были, по существу, Дгенами очеловечивани€У. √ены, а не труд сделали человека человеком. ѕричЄм сами гены, а не их количество. ѕосле расшифровки человеческого генома стало окончательно €сно, что не число генов определ€ет сложность организмов. ” человека чуть больше генов, чем у прозрачного черв€чка Cenorabditis elegans, и меньше, чем у некоторых моллюсков. Ќа сегодн€шнем уровне биологических знаний видны лишь два фактора, которые могут быть истинной причиной высшей сложности человеческого мозга, Ч специфические гены и их специфические комбинации или же особа€ активность этих генов у человека. —корее всего, повинно и то, и другое. » если так, то, подн€вшись по этой лестнице рассуждений, мы вправе повторить вопрос: какие это гены? √де они наход€тс€?  огда по€вились?  ак работают?

ѕо этому поводу выдвинуто много гипотез. —ама€ известна€ среди них называет главным Дгеном очеловечивани€У недавно обнаруженный (и широко разрекламированный в научно-попул€рной литературе) Дген речиУ FOXP2, который находитс€ на 7-й человеческой хромосоме. Ќо другие исследователи Ч например, такие специалисты, как –. ƒокинз и —. ѕинкер, Ч считают, что речь возникла за счЄт использовани€ уже готовых участков, или ДмодулейУ человеческого мозга, сложившихс€ в ходе его постепенного увеличени€ и усложнени€, но ранее предназначавшихс€ дл€ каких-то иных функций, а попутно вз€вших на себ€ также заведывание речью (такое использование случайной способности готовых модулей выполн€ть и другие функции называетс€ экзаптацией). Ёти соображени€ побуждают искать другие, неречевые Дгены очеловечивани€У и, в первую очередь, такие, которые могли способствовать увеличению черепа и мозга у далЄких предков человека, например, исследованный Ѕрюсом Ћаном (и тоже широко обсуждаемый) ген ASPM. “реть€ группа учЄных отвергает и этот подход, напомина€, что при недавнем исследовании черепов ранних гоминоидов вы€снилось, что объЄм их черепов и мозга возрастал непрерывно, а вот характер изготовл€емых ими орудий труда (то есть уровень умственных способностей) мен€лс€ скачками. »ными словами, не по€вление речи и не объЄм мозга, говор€т они, были главными факторами очеловечивани€, а нечто третье или четвЄртое, или п€тое.

∆енска€ хромосома Ђумнееї мужской
“ут мысль некоторых учЄных обратилась к генам женской хромосомы X. Ќесомненно, эта хромосома едва ли не больше всех других св€зана с работой человеческого мозга, то есть с умственными способност€ми и вообще психикой человека. ѕростейшим подтверждением этого может служить так называемый синдром “ернера Ч комплекс особенностей развити€, который отличает девочек, родившихс€ с одной ’-хромосомой вместо обычных двух. ќказываетс€, отсутствие одной ’-хромосомы резко мен€ет весь ход развити€ ребЄнка.  роме анатомических изменений и позднего развити€ €ичников, а то и бесплоди€, оно порождает у девочки мальчишеский характер и, что более непри€тно, вызывает чЄтко выраженную трудность в установлении социальных св€зей, столь важных в человеческом обществе.  роме того, такие девочки в 200 раз более склонны к аутизму, чем нормальные.

–азумеетс€, синдром “ернера Ч это крайний случай, поскольку он вызван отсутствием целой хромосомы. ѕодавл€ющую часть подтверждений св€зи ’-хромосомы с работой мозга дают болезни, вызванные отсутствием или неисправностью не всей хромосомы, а всего лишь одного какого-то еЄ гена. ¬от один из многих примеров. ¬ 2003 году английский педиатр профессор —кузи нашЄл расположенный вблизи центра ’-хромосомы одиночный ген, порча которого (мутаци€) вызывала утрату способности распознавать чувство страха. ”трата этой способности, равно как и притупление способности распознавать душевные состо€ни€ другого человека вообще, весьма характерны дл€ аутистов. ƒальнейшее изучение показало, что мутаци€ этого гена действительно влечЄт за собой анатомические изменени€ в так называемой амигдале Ч том участке мозга, который заведует, в частности, распознаванием чужих эмоций, а затем было обнаружено, что такие же изменени€ амигдалы имеютс€ у женщин, страдающих синдромом “ернера. ¬идимо, именно поэтому они так сильно склонны к аутизму. ” нормальных женщин вредное воздействие мутации гена на одной X-хромосоме может быть компенсировано работой того же, но здорового гена на второй ’-хромосоме, однако в случае синдрома “ернера эта втора€ ’-хромосома полностью отсутствует. јналогично положение мужчин, поскольку у них вторую ’-хромосому замен€ет хромосома Y. ѕоэтому аутизм более распространЄн именно среди мужчин. Ќекоторые феминистки на этом основании утверждают даже, что аутизм с его глухотой к чувствам других людей Ч всего лишь экстремальна€ форма типично мужского поведени€.

—уществуют и более выразительные примеры вли€ни€ генов ’-хромосомы на развитие и работу мозга. ќдин из них св€зан с так называемым синдромом –етта. ќн поражает девочек примерно в годовалом возрасте. ќни перестают говорить и не могут ничего удержать в руках. »х руки непрестанно движутс€, как будто они их моют. ¬сего несколько лет назад никто не знал, что вызывает эту болезнь. Ћишь в 1999 году, после 10-летних поисков, ’уда «огби и еЄ аспирантка –ут јмир нашли тот ген, мутаци€ которого вызывает заболевание. ќказалось, что этот злополучный ген инструктирует все клетки тела производить белок MeCP2. ≈сли ген нормален, его белок в определЄнный момент развити€ мозга выключает из работы несколько других генов, и тогда мозг ребенка развиваетс€ нормально. ≈сли же ген поражЄн мутацией, своевременное выключение не происходит. ћозг, пропустивший этот момент, начинает развиватьс€ неправильно. “ак возникает синдром –етта.

√ен MeCP2, как вы€снилось, находитс€ на женской половой хромосоме X. ѕоскольку у женщин этих хромосом две, одна из них на 75 процентов заблокирована, чтобы избежать излишней активности наход€щихс€ на ней генов. ” мужчин же только одна ’-хромосома, друга€ полова€ хромосома у них Ч Y, поэтому работают все гены ’-хромосомы. ≈сли ген MeCP2 на этой хромосоме мутировал, это чаще всего кончаетс€ смертью эмбриона: мутаци€ делает его нежизнеспособным. ѕоэтому у мужчин синдром –етта практически не встречаетс€. Ќо у женщин ’-хромосом две, и чаще всего мутаци€ затрагивает ген только на одной из них, а ген на второй хромосоме остаЄтс€ здоровым. ќднако, как мы сказали, одна из этих двух хромосом об€зательно Двыключаетс€У, причЄм в каждой клетке Ч сво€, по закону случа€. “еперь всЄ зависит от этого случа€. ≈сли окажетс€, что в 80 процентов всех клеток организма выключена хромосома со здоровым геном, а работает та, в которой ген мутировал, у девочки уже в годовалом возрасте возникнет т€желейший синдром –етта. ≈сли процент клеток с активным мутировавшим геном окажетс€ меньше, т€жесть заболевани€ будет тоже меньше. ≈сли их будет не больше 20 процентов, девочка останетс€ практически здоровой. ѕоскольку инактиваци€ второй ’-хромосомы происходит у девочки в эмбриональной фазе, их судьба предопредел€етс€ этим случайным распределением уже в зародыше.   счастью, опыты на мышах показали, что болезнь вызываетс€ не самой порчей гена, а недостачей здорового белка в мозгу, и поэтому можно наде€тьс€, что синдром –етта удастс€ со временем предотвратить, ввод€ в мозг нужное количество белка.

Ќо ген MeCP2 Ч лишь один из генов ’-хромосомы.  ак мы говорили, полна€ еЄ расшифровка показала, что более трети еЄ генов, около 300, св€заны с разными болезн€ми, причЄм около 100 из этих генов Ч с нейрологическими заболевани€ми. » если повреждение каждого из этих генов влечЄт какое-то повреждение работы мозга, можно думать, что в норме все эти гены, видимо, как-то св€заны с его нормальной работой. »ными словами, пор€дка 100 генов ’-хромосомы (почти 10 процентов всех еЄ генов!) кодируют такие белки, которые, по всей видимости, выполн€ют функции, важные дл€ нормального развити€ и работы мозга.

ѕодтверждени€ их важной роли в высшей нервной де€тельности человека были получены и в работах совсем другого рода. “ак, недавно британский биолог  рэйг закончил исследование 2000 пар близнецов, как девочек, так и мальчиков; он изучал степень разнообрази€ их умственных способностей и социального поведени€. ≈сли эти свойства св€заны с X-хромосомой, то следовало ожидать большего разнообрази€ в парах девочек, потому что у них работают 100 процентов генов одной ’-хромосомы и еще 25 процентов генов второй, ДвыключеннойУ. ” мальчиков же работают только 100 процентов генов их единственной ’-хромосомы. ќказалось, что эти характеристики действительно более разнообразны у девочек, то есть распределены именно так, как должно быть в случае их тесной св€зи с генами ’-хромосомы.

—лучайность, сделавша€ человека человеком
ћногочисленность всех этих фактов побудила некоторых биологов выдвинуть радикальное предположение, согласно которому вз€тые вместе все эти гены ’-хромосомы образуют некий Д’-факторУ и именно он обуславливает уникальность человеческого мозга или, проще говор€, что пресловутые Дгены очеловечивани€У следует искать на ’-хромосоме.
 (100x463, 6Kb)
 (500x223, 12Kb)

“ак измен€лись предки человека. „ем ближе к современности, тем больше объЄм черепа и меньше размер челюсти. “акже человек значительно подрос: со 120 см у австралопитека до 180 в наше врем€

ќдним из возможных кандидатов на эту роль называют ген, открытый в 2004 году швейцарскими исследовател€ми  ессманом и Ѕурки. Ѕелок этого гена, называемый GLUD2, управл€ет процессом разложени€ образующегос€ в мозгу нейромедиатора глютамата (нейромедиаторы Ч это различные вещества, участвующие в передаче нервных сигналов). “акой ген есть также у других приматов, но его нет у мартышек, и, видимо, он по€вилс€ у предков человека после их отделени€ от мартышек. Ќо известно, что именно после отделени€ у этих общих предков человека и обезь€н череп и мозги начали быстро увеличиватьс€. —леду€ элементарному (но далеко не всегда правильному) рассуждению Ч Дпосле этого значит вследствие этогоУ, Ч  есманн и Ѕурки предположили, что это €вление Ч увеличение мозга (приведшее в конце концов, по их мнению, к ДочеловечиваниюУ) Ч было вызвано как раз по€влением и последующей эволюцией их ДглютаматовогоУ гена. »м удалось доказать, что он по€вилс€ благодар€ удачной случайности. Ќа ’-хромосоме уже был его предшественник в виде гена GLUD1 (он существует у человека и сейчас), и однажды в процессе образовани€ на нЄм молекул€рной копии, несущей в себе инструкцию по изготовлению соответствующего белка, одна из этих молекул-инструкций случайно не отправилась по назначению в клетку, а встроилась обратно в цепь ƒЌ  в виде нового гена (случай так называемой ретротранспозиции). ѕри этом встроилась она вблизи участка ’-хромосомы, уже св€занного с работой мозга. ѕоэтому новый ген ДавтоматическиУ приобрЄл такую же специфичность. «атем он несколько раз мен€лс€, так что его белок GLUD2 приобрЄл способность разлагать глютамат. Д» вот так по€вление этого гена, Ч пишут авторы, Ч подготовило почву дл€ последующего по€влени€ человека с его большим черепом и мозгомУ.

 ессманну и Ѕурки пока не удалось обнаружить пр€мую св€зь глютаматового гена и объЄма мозга, но многие специалисты считают наличие такой св€зи весьма веро€тным. ¬о вс€ком случае, на данный момент найдено всего два гена, тесно св€занных с процессами обучени€ и запоминани€ у крыс, и ген GLUD2 Ч один из них.

Ќо у профессора  роу, руковод€щего группой исследователей ќксфордского университета, есть другой кандидат на роль Д’-фактораУ. ¬ 2003 году группа профессора  роу обнаружила интересный участок ƒЌ , имеющийс€ на обеих половых хромосомах человека Ч как на X, так и на Y. ≈динственный активный ген в этом участке имеет гоминидо-специфичность, иными словами, он существует и активен у всех гоминидов Ч предшественников человека, но его нет у шимпанзе и горилл. Ѕелок, кодируемый этим геном, относитс€ к группе так называемых адгезивных (ДсклеивающихУ) белков мозга и весьма интересен тем, что играет важную роль в соединении (ДсборкеУ) клеток мозга в сложные структуры. ћозг человека (и предшествующих ему гоминидов) обладает асимметричным расположением различных структур и участков, и это принципиально отличает его от мозга шимпанзе и горилл. —пециалисты считают, что именно така€ асимметри€ обусловила способность человека к €зыку.  ак считает  роу, эта цепочка фактов перебрасывает мостик от найденного им гена к уникальной человеческой характеристике Ч обладанию речи. Ёта гипотеза отличаетс€ от упом€нутой выше теории Дгена речиУ тем, что на роль такого гена предлагаетс€ не FOXP2 с 7-й хромосомы, а общий ген ’- и Y-хромосомы. »ными словами, она тоже относитс€ к тому классу гипотез, которые св€зывают процесс Дочеловечивани€У с половыми хромосомами (хот€ и через €зык, а не через размер мозга, как Дглютаматова€У гипотеза).

Ўизофрени€ Ч плата за Ђочеловечиваниеї?
Ќо  роу идЄт ещЄ дальше. ќн обращает внимание на некоторые особенности шизофрении. ќна равно распространена среди всех групп населени€ «емли, что указывает на еЄ пр€мую св€зь с какими-то специфическими человеческими особенност€ми. ƒалее, она имеет семейный характер, а врем€ начало этого заболевани€ и дальнейший прогноз различны у мужчин и женщин, что указывает на св€зь этого заболевани€ с половыми хромосомами. ѕри этом, хот€ многие мужчины-шизофреники имеют меньше детей, чем нормальные, шизофрени€ почему-то не исчезает из человеческой семьи. Ёто можно объ€снить тем, что имеетс€ какой-то компенсирующий фактор, который делает обладание Дгеном шизофренииУ в чЄм-то полезным человеку и потому сохран€ет этот ген в человеческой попул€ции.  роу постулирует, что гипотетический Дген шизофренииУ Ч это тот же открытый им общий ген ’- и Y-хромосом, который св€зан с по€влением у человека €зыка, а его св€зь с шизофренией состоит в том, что мутаци€ этого гена ведЄт к распаду €зыковой системы на каком-то еЄ глубинном, смысловом уровне, то есть к утрате св€зи слов со смыслами, что характерно как раз дл€ шизофреников. »наче говор€, по€вление шизофрении стало возможным с по€влением того же гена, который сделал возможным по€вление €зыка и Ч через €зык Ч ДочеловечиваниеУ гоминидов. Ўизофрени€ Ч это плата за ДочеловечиваниеУ.

’орошие новости дл€ Ђботаниковї Ч женщины издавна предпочитали умных
¬се эти гипотезы, св€зывающие эволюцию человека с его ’-хромосомой, имеют общий источник: все они спровоцированы некоторыми поистине уникальными свойствами этой хромосомы. ¬о-первых, она одна из самых стабильных, менее всего изменившихс€ за врем€ эволюции человека (поскольку невозможна еЄ рекомбинаци€ с напарницей, мужской половой хромосомой Y). ¬о-вторых, единственна€ X, котора€ находитс€ в клетках мужчин, может про€вить все положительные и отрицательные особенности своих генов максимальным образом (чего не могут сделать обычные аутосомы, вли€ние каждой из которых может быть скомпенсировано действием еЄ напарницы).  ак известно, наиболее приспособленные к среде обитани€ мужчины имеют, как правило, и наибольшее количество детей, а так как все эти дети получают отцовскую ’-хромосому, она распростран€етс€ в попул€ции (в группе или в племени) быстрее ’-хромосомы других мужчин. » если на этой отцовской ’-хромосоме есть какие-то гены, выгодные обоим полам, например, Дгены речиУ, Дгены большого мозгаУ или гены Добучаемости и запоминани€У, эти гены (и качества) быстро станов€тс€ всеобщим досто€нием членов попул€ции. “ак могло происходить становление человека. ѕоэтому прав профессор ¬иллард, когда он говорит: Д≈сли обретение высших когнитивных способностей было необходимым этапом нашей эволюции, имеет смысл искать эти функции на ’-хромосомеУ.

ѕо теории Д’-фактораУ становление человека должно было происходить в два этапа. Ќа первом этапе шла эволюци€ самой ’-хромосомы, постепенно обретавшей способность вли€ть на умственное развитие человека. Ќа втором этапе должен был происходить отбор и закрепление в попул€ции именно этих Дгенов очеловечивани€У. ѕо мнению немецкого биолога ’орста ’амайстера, на этом этапе главную роль играл так называемый половой отбор. ¬озможно, уже на заре человеческой эволюции некоторые из женщин приобрЄли гены, побуждавшие их выбирать в качестве сексуальных партнЄров мужчин с более высоким уровнем ДинтеллектаУ, и в результате их потомки приобрЄли как Дгены большого интеллектаУ, так и Дгены предпочтени€ более высокого интеллектаУ, и у потомства таких пар эти гены стали передаватьс€ из поколени€ в поколение совместно. ј так как более высокий интеллект обеспечивал более высокую выживаемость, то процесс этот все более расшир€лс€. ДќчеловечиваниеУ обретало характер снежной лавины.

Д«нание-силаУ–афаил Ќудельман
–убрики:  интересно.


ѕроцитировано 3 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку