-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 38925
 омментариев: 212273
Ќаписано: 296441


√енетика и этика

¬торник, 20 Ќо€бр€ 2007 г. 16:43 + в цитатник
.......
ќ ¬–ќ∆ƒ≈ЌЌќ—“» ѕ–≈—“”ѕЋ≈Ќ»…
ћы имеем крайних антагонистов: врожденные преступники (по Ћомброзо) или - все люди рождаютс€ одинаковыми, все дело в экономике (по примитивным марксистам, у нас еще сохранившим свои позиции). —интез давно дан јристотелем в "Ётике": большинство преступлений объ€сн€ютс€ экономическими причинами, но самые т€жкие (к числу которых јристотель относит тиранию) экономически не объ€сн€ютс€. ¬ современной советской печати самые осторожные попытки с указанием на то, что генетика тоже играет роль в происхождении преступлений, часто вызывают решительные окрики, что биологи€ тут ни при чем.......
Ќо советска€ практика принимает наличие "неисправимых преступников", по отношению к которым как "временна€ мера" (на 100 лет, 1000 или геологический период?) примен€етс€ смертна€ казнь, совершенно несовместима€ с социализмом.

√енетики склонны думать, что, хот€ склонность к преступлению, как вс€кий фенотипический признак, есть равнодействующа€ генотипа и условий среды, но, по аналогии с морфологическими признаками, существуют практически неисправимые преступники, есть обширна€ категори€ завис€щих от условий, и есть, так сказать, непоколебимые праведники. ≈сть преступлени€, которые иначе как склонностью к преступлени€м объ€снить невозможно. ѕоэтому крайние представители - неискоренимые злодеи и доблестные герои различаютс€ легко. ѕротивоположна€ точка зрени€ - нет принципиально неискоренимых злодеев, и разница между кажущимис€ антиподами вовсе не так велика, если вообще существует. Ёта последн€€ точка зрени€ в христианстве особенно €рко выражена у иезуитов.

—реди €рких воспоминаний моего детства фигурируют романы ∆юль ¬ерна: "ƒети капитана √ранта" и "“аинственный остров", св€занные с личностью јйртона. ¬ "ƒет€х" это - кошмарный бандит, совершивший много преступлений, св€занных с вероломством, в "ќстрове" - герой, готовый пожертвовать своей жизнью дл€ спасени€ товарищей. Ѕольшинство людей считают та-' кую фигуру совершенно нереальной, однако есть реальные фигуры исправившихс€ кошмарных преступников.


я только что перечел "Ѕрать€  арамазовы", и наиболее интересное € узнал из примечаний. ќказываетс€, прообразом ƒмитри€  арамазова, невинно осужденного за отцеубийство, был подпоручик »льинский, но реальный факт был почему-то см€гчен ƒостоевским. »з официальных документов видно, что убийцей был младший брат подпоручика, сумевший превосходно подделать улики под старшего брата. „ерез двенадцать лет по совершению преступлени€ и через дес€ть лет после заключени€ в острог старшего »льинского младший не выдержал угрызений совести и решилс€ искупить свой грех освобождением невинно осужденного и прин€тием на себ€ заслуженной кары. ѕосле нового процесса насто€щий убийца был приговорен к каторге, а неповинный арестант освобожден. ѕреступление архикошмарное: тщательно обдуманное отцеубийство с корыстными цел€ми и оклеветание родного брата с полным успехом этого хорошо обдуманного предпри€ти€. „то заставило младшего »льинского сознатьс€ в преступлении? “олько совесть - шкурные соображени€, даже разум были против этого ( ...)

ј что такое совесть? ѕо ¬. ѕ. Ёфроимсону, это генетически нормированный естественным отбором фактор. ¬ыходит, таким образом, оба периода жизни »льинского - преступление и раска€ние св€заны с генетикой. ¬р€д ли можно согласитьс€ с этим в рассуждении совести. ¬ерно, что совесть в том или ином выражении можно найти, веро€тно, у всех народов, но приказы, которые дает совесть, глубоко различны. ¬ случае »льинского совесть диктует признатьс€ в совершенном убийстве, в других случа€х она диктует: "убить", причем и то и другое может быть в рамках одной религии.

¬ страшной повести Ўевченко "√айдамаки" гайдамаки кл€нутс€ истребл€ть всех католиков и евреев, осв€щают мечи, и вождь их, √онта, сам убивает прижитых им от католички малолетних детей, воспитанных иезуитами: "Ќе € вас казню, а прис€га". «начит, даже среди православных христиан существует такое резкое расхождение в понимании совести. ƒа, конечно, и это один из мощных аргументов в пользу независимости морали от религии. –азбирать эти доводы сейчас нет места, но и категорический императив √онты подчинен своеобразно им понимаемой цели спасени€ человечества.  атолики, по мнению запорожцев и гайдамаков, уже не христиане, и, убива€ своих детей, предава€ их мученической смерти, он (как и “орквемада) заботитс€ о спасении их души . “ак ли дика его аргументаци€?

Ќо почитайте "ƒневник писател€" ƒостоевского. Ќаш великий писатель тоже считает католицизм уже не христианством, видит всюду следы "католического заговора" и призывает –оссию на войну со всей ≈вропой во им€ торжества православи€. ќн понимает, что это потребует огромного кровопролити€, но это кровопролитие предотвратит другое, гораздо более сильное, и потому вполне допустимо. я не вижу большого отличи€ идеологий ƒостоевского и √онты. Ќо ƒостоевский сам никого не убил! ƒа, не убил, а что хуже: убийство или подстрекательство, моральное развращение, привод€щее к убийствам? ( ...)

ѕомню в первую мировую войну в одной из газет (кажетс€, в "Ќовом времени") попалась така€ фраза: "–осси€ может позволить себе роскошь расходовани€ резервов, чего не могут, например, ‘ранци€ или јнгли€". »з-за большого населени€ –осси€ может более беспечно идти на большие потери. “акие большие потери иногда составл€ли даже объект хвастовства. ћой двоюродный брат, воевавший в первую мировую войну и погибший в гражданскую, возмущалс€ хвастовством многих офицеров: "от моей роты осталось 20-30 человек" и тому подобное, видевших в больших потер€х про€вление героизма, которым можно похвастатьс€. ћой кузен резонно им отвечал: "„ем хвалитесь? Ѕольшими потер€ми. ¬ы хвалитесь тем, например, что вз€ли определенную высоту ничтожными потер€ми, а не тем, что от роты ничего не осталось".

Ќедостаток воображени€, когда хорошие люди говор€т фразы, не представл€€ совершенно €сно, что за этими фразами реально стоит, представл€ет колоссальную общественную опасность, несравненно большую, чем наличие в стране нескольких сот тыс€ч бандитов, так как такое отсутствие воображени€, придание чрезмерного веса "престижу" и прочее €вл€етс€ важным источником международных конфликтов и войн, по сравнению с которыми р€довой бандитизм - жалка€ игра.

(...) √ражданска€ война возникает тогда, когда оказываетс€ два или более коллектива в одной стране, резко отличающихс€ по своим моральным кодексам. Ќепримиримость кодексов приводит или к исчезновению одного коллектива, или к отказу от об€зательности тех особенностей, которыми различаютс€ кодексы. ¬ырабатываетс€ один общий моральный кодекс, и следующие ему называютс€ пор€дочными людьми.  ак сказано: хуже, что ты не холоден и не гор€ч, а тепел, и € изблюю теб€ из своего рта. ѕор€дочный человек - теплый человек. ќн вполне приличен в нормальное врем€, но возникает кака€-то "идеологическа€ мутаци€", отнюдь не св€занна€ с хромосомами, массовый психоз, один коллектив расщепл€етс€ на два с непримиримыми идеологи€ми, и "вполне пор€дочные люди" превращаютс€ в чудовищ. ¬ернее, дл€ лиц иного коллектива они кажутс€ чудовищами, а сами они считают своих противников чудовищами, "нелюдьми" и проч.

»ƒ≈ќЋќ√»„≈— јя Ќј—Ћ≈ƒ—“¬≈ЌЌќ—“№

√осподствует мнение, что на поведение человека вли€ют наследственность и среда. Ќо при наличии двух возможностей легко впасть в ошибку. ≈сли доказано, что то или иное поведение не св€зано со средой (воспитанием и проч.), то, значит, оно врожденно, по современным воззрени€м так или иначе св€зано с генетикой, хромосомами и иными формами материальной наследственности. ѕри этом забывают (хот€ все, конечно, знают) о специфической дл€ человека не биологической, а идеологической наследственности, обусловленной наличием у человека €зыка и св€занной с устной традицией, книгами, религией и т. д. Ёта идеологическа€ наследственность, совершенно не св€занна€ с хромосомами, играет у человека колоссальную роль, в частности, в выработке так называемого национального характера и длительных традиций отдельных государств.

ƒаже великие революции, начавшись, казалось бы, с совершенного сокрушени€ традиций, кончают обычно восстановлением старых лозунгов. ѕодлинно великий и новый лозунг ¬еликой французской революции "—вобода, равенство и братство" скоро был забыт, вместо него с беспощадной свирепостью внедр€лс€ лозунг "≈дина€ и неделима€ ‘ранци€" совсем не революционного характера, унаследованный от Ћюдовика XI, –ишелье и Ћюдовика XIV и давший основу дл€ воцарени€ Ќаполеона и страшной централизации ‘ранции. (...)

¬озвращение к империалистическим лозунгам имеет место и в ———–, даже форма офицеров чрезвычайно напоминает форму старой царской армии. ј идеологический империализм (старый лозунг ћуравьева "где подн€т русский флаг, он не должен больше спускатьс€" - одно из положений, приведшее сейчас к конфликту с  итаем) только разбавлен лицемерием. —редн€€ јзи€ по старой терминологии была завоевана, покорена, как поетс€ в солдатской песне:

¬перед, туркестанский стрелковый наш полк,

¬перед, на победу и славу,

ќтцами твоими сей край покорен,

Ќа счастье под русской державой.

—ейчас последн€€ строка принимаетс€: от соединени€ с –оссией народ —редней јзии выиграл, но уже отрицаетс€, что край был покорен; утверждаетс€, что он был присоединен во вс€ком случае не против желани€ населени€ (о штурме √еок-“епе предпочитают умалчивать). » не только —редн€€ јзи€: огромное количество районов –оссии, оказываетс€, основано на добровольном присоединении.  ак это в€жетс€ с представлением о царской –оссии как "тюрьме народов", тогда как огромное количество народов само лезло в эту тюрьму?

—тарые прочные идеологические лозунги легко возрождаютс€ даже после временного исчезновени€, но, несомненно, в развитии народов имеют место и идеологические мутации, большей частью в прежние времена - в форме новых религий.  акие факторы играют здесь роль?  онечно, играют роль и внешние, прежде всего экономические факторы. —тара€ пословица: " то на море не бывал, тот и Ѕогу не молилс€". ¬ благополучные времена народы не склонны много думать об изменении идеологий, но экономика €вл€етс€ лишь разрешающим моментом, не вли€€ существенно на специфику идеологий. ќсновой же вс€кой серьезной идеологии €вл€етс€ длительное размышление основоположников новой идеологии и создание достаточно последовательной системы. Ёто выражаетс€ в св€щенных писани€х, лежащих в основе всех современных развитых религий: попытка окончательно кодифицировать поведение на основе незыблемых положений.

ћы знаем, что попытки создать абсолютно надежную систему на основе разума и определенных догм неизменно кончались провалом. ’ристианство приписывало себе "восси€ мирови свет разума", протестанты считали, что они рационализировали католичество, без участи€ разума не обходилась ни одна ведуща€ религи€. Ќо тот же разум приводил к расхождени€м недавних единомышленников, и возникали ереси, боровшиес€ друг с другом, так как кажда€ считала себ€ обладательницей всей истины. Ёто же случилось и с попыткой как бы антирелигиозного обосновани€ - марксизмом.

«десь тоже было прин€то, что они обладают единственно правильной, научно обоснованной истиной, а все остальные - или враги, или в лучшем случае наивные недоумки, не понимающие марксизма. Ѕыла сделана неслыханна€ в мировой истории попытка провести через все науки марксистско-ленинскую идеологию. –езультат всем известен, но, несмотр€ на это и на полный развал коммунистического движени€ (раскол  ита€ и ———– вполне аналогичен распаду христианской церкви на западную и восточную), продолжают бубнить о единоспасаемости марксизма и о его полной научной обоснованности. «десь, конечно, нет ни науки, ни разума, а упр€мый консерватизм - господство убеждений чувства, а не разума. »деологическа€ наследственность играет ведущую роль в этике на всех уровн€х: от индивидуального до государственного, роль среды - только стимул€тор, генетическа€ же хромосомна€ наследственность играет совершенно ничтожную роль.

–ј«”ћ  ј  ќ—Ќќ¬ј Ё“» » » ѕќЋ»“» »

”чение о разуме как истинной основе этики очень древнее: оно восходит к —ократу, ѕлатону и јристотелю. »меютс€ разные формы рациональной этики: рациональна€ этика низшего уровн€ называетс€ утилитаризмом - очень почтенное направление. ќно сводитс€ к простому указанию: "Ќе будьте обезь€нами". √овор€т, что обезь€н лов€т так: в длинный сосуд с узким горлышком помещают что-то лакомое дл€ обезь€н. ќбезь€на засовывает руку, но руку, сжатую в кулак, невозможно вытащить. ѕриближаютс€ люди; обезь€на может спастись, если разожмет кулак, но тогда она потер€ет лакомство; она пытаетс€ сохранить лакомство и попадает в плен.  ак много тер€ют люди, сослови€, классы, государства, если не умеют воврем€ пожертвовать второстепенным, чтобы сохранить главное! Ёто повтор€етс€ так часто, что нередко заставл€ет задать себе вопрос: "ƒействительно ли человек уже произошел от обезь€ны?".

”тешает то, что среди обезь€но-людей есть все же разумные люди, это касаетс€ и государства - јнгли€ когда-то воврем€ не разжала кулак и потер€ла —оединенные Ўтаты. Ќо она учла этот урок и в дальнейшем воврем€ разжимала кулак, сохранив и сейчас в качестве свободно объединившихс€ с ней государств огромные земли англосаксонской культуры. »мпериалистическа€ јнгли€ времен англо-бурской войны превратилась в свободный союз государств.

Ќа прот€жении жизни одного человека произошло практически полное исчезновение шовинизма в классической по империализму стране с талантливейшим поэтом империализма  иплингом - идеологическа€ мутаци€ чрезвычайной амплитуды и быстроты проникновени€. Ќесколько более медленна€ мутаци€ произошла в —кандинавии.  огда-то это были самые выдающиес€ воины ≈вропы (менее вежливо - кошмарные бандиты: датчане были ужасом западных стран), сейчас это, несомненно,- самые миролюбивые страны мира. Ќо, может быть, это просто следствие внешних вли€ний? “аковые сыграли роль, но не решающую.

¬озьмем Ўвецию.  огда-то выдающа€с€ военна€ держава, она ѕетром и его преемниками была сведена до значени€ небольшой высококультурной страны, котора€ не прибегала к оружию даже тогда, когда могла сделать это с безопасностью и выгодой дл€ себ€.

ѕосле крушени€ –оссийской империи ‘инл€нди€ приобрела независимость и встал вопрос об јландских островах. ќни были включены –оссией в состав завоеванной ‘инл€ндии, хот€ они населены шведами.  азалось бы естественным, что они должны отойти к Ўвеции. Ўвеци€ могла в тот период без труда зан€ть острова, так как русска€ арми€ была уже выведена из ‘инл€ндии, а у финнов арми€ только организовывалась. Ўвеци€ предпочла обратитьс€ за арбитражем в Ћигу Ќаций и подчинилась вердикту, оставившему эти острова за ‘инл€ндией. » в дальнейшем Ўвеци€ имела великий соблазн вступить на путь реванша, но она решительно вела совершенно мирную политику. (...)

“–”ƒЌќ—“» ”“»Ћ»“ј–»«ћј

”тилитаризм, или "разумный эгоизм", мог бы быть основой разумной этики и политики, почему же делаетс€ так много глупостей? Ќе потому, что часто не хватает разума, а потому, что разум подавл€етс€ эмоциональными факторами. »х очень много, и некоторые из них при комбинации с разумом €вл€ютс€ благороднейшими стимулами развити€ человечества. Ќапример, благородное честолюбие в соединении с разумом дает блест€щие результаты в науке, искусстве, политике и проч. Ќо иногда стремление прославитьс€ не соответствует основному потенциалу данного человека. ѕолучаютс€ разнообразнейшие результаты от комического (вспомним рассказ „ехова о чиновнике, который был страшно доволен, что "прославилс€", попав в газету, так как его в пь€ном виде сбил извозчик) до трагического образа √ерострата, безумного грека, который, ∆ела€ чем-нибудь прославитьс€, сжег храм јртемиды Ёфесской, считавшимс€ одним из чудес мира.

ѕоступок √ерострата - геройский, но не вызывает восхищени€. ќн был казнен, и пожертвовал жизнью дл€ получени€ бессмерти€, и достиг своей цели. ќн считаетс€ безумным, хот€ поступок его был целенаправлен и эффективен. ќн, правда, уничтожил великое произведение искусства, но, кажетс€, не погубил ни одной жизни, кроме своей собственной. ј как много √еростратов, которые уничтожают множество культурных ценностей, истребл€ют много людей, привод€т к застою развити€ или крушению цивилизаций, а в результате не только не считаютс€ безумцами, а, напротив, геро€ми, величайшими де€тел€ми человечества или, по крайней мере, всей страны, в которой они проводили свою де€тельность: јхилл, „ингисхан, “амерлан, Ќаполеон, который и до сего времени чтитс€ во ‘ранции, которую он обескровил и задержал в развитии своей де€тельностью.

Ќеверно поэтому думать, что самопожертвование, героизм не могут иметь основой чисто эгоистические эмоции, что они требуют альтруизма. —амоубийство есть одна из форм самопожертвовани€. Ќо нар€ду с героическими самоубийствами (подвиг √астелло и др.) мы имеем нередко самоубийства по моде. Ќе зр€ же наибольшее количество самоубийств приходитс€ на мирный период и на наиболее экономически благополучные страны и классы. ƒес€тки моих знакомых и родственников погибли от голода в страшную ленинградскую блокаду, но мне не известно ни одного случа€ самоубийства.

ј с другой стороны, перед первой мировой войной было "модно" самоубийство парочек на »матре: бросались с мостика над водопадом после того, как таким "поэтическим" образом погибла одна пара (помню фамилию ѕотоцкой). ѕришлось финнам поставить полицейского у мостика, что прекратило самоубийства. ѕомню знакомую пару, очень симпатичных юношу и девушку, которые, одевшись, как на бал, зан€ли отдельный кабинет в каком-то ресторане, а потом юноша застрелил ее и себ€. —мысл самоубийства был совершенно не€сен, так как оба принадлежали к одному кругу в обществе и, казалось, могли боротьс€ за свое счастье совсем не самоубийственным образом.

√еростраты разных калибров существуют и сейчас, причем мелкие √еростраты довольствуютс€ очень посредственной славой: заметка в газете, разговоры в обществе. ≈стественно, что, когда результатом самопожертвовани€ €вл€етс€ какое-то крупное достижение, оно стимулирует самопожертвование в еще большей степени.

ƒруга€ чрезвычайно распространенна€ черта характера - то, о чем много писали Ќицше, ‘рейд и др.- вол€ к власти, стремление доминировать, чрезвычайно преувеличенное представление о своем достоинстве. ќно приводит к неуступчивости, злопам€тности, мстительности, причем все эти свойства возвод€т в ранг добродетели, или, на современном советском жаргоне, "принципиальности". ¬се это часто в ущерб экономическим интересам "принципиального" человека. Ёто €вление настолько распространено, что оно привело к полному крушению одного из основных принципов коммунизма - "коммунальных квартир".

¬ программе современного коммунизма коммунальных квартир не предусмотрено, весь упор на индивидуальные квартиры. ћежду тем совершенно €сно, что организаци€ общих квартир дл€ 15-20 семей (в особенности принима€ во внимание малость современных семей и дефицит домработниц) могла бы быть чрезвычайно выгодной дл€ всех обитателей такой квартиры. Ћюбопытно, что, полностью сдав коммунистические принципы в жилищном вопросе в городах, наше руководство позабывает (вернее, сейчас с трудом начинает признавать), что рассуждени€ в пользу колхозов вполне аналогичны рассуждени€м в пользу коммунальных квартир.  онечно, с истинно рациональной точки зрени€ коллективные хоз€йства предпочтительнее индивидуальных, но эти рассуждени€ не учитывают тех самых эмоциональных преп€тствий, которые сто€т на пути коллективизации.

ј какой выход? «амена чрезмерного представлени€ о своем достоинстве устранением обидчивости, злопам€тности и мстительности. "≈сли кто ударит теб€ по правой щеке, подставь ему левую", иначе говор€, относись к личным обидам так же, как боксер на тренировке относитс€ к тем ударам по лицу, которые ему наносит тренер, приуча€ к потере болевой чувствительности. —овременным €зыком: пусть ваша чувствительность к личным обидам будет так же слаба, как чувствительность боксера к ударам тренера.

“ретьей формой иррациональных эмоций €вл€етс€ стадность, подчинение общественному мнению, моде.

» вот общественное мненье!

ѕружина чести, наш кумир!

» вот на чем вертитс€ мир!

ѕушкин прекрасно сформулировал нелепость подчинени€ вс€кому общественному мнению и сам погиб, подчин€€сь дурацкому общественному мнению. ќн же сказал прекрасно: "Ќе оспаривай глупца",- и сам все врем€ спорил и дразнил глупцов, которые своим пасквилем сумели заставить его пойти на нарушение данного слова (ѕушкин обещал Ќиколаю I не доводить дела вновь до дуэли, что прекрасно указано ¬. —оловьевым).

–ќЋ№ –≈Ћ»√»»

¬от в борьбе с этим комплексом эмоциональных убеждений, преп€тствующих проведению разумной этики, огромную роль сыграли религии. “ак как очень часто религиозные люди безнравственны, а есть очень много нравственных атеистов, то можно сделать как будто заключение, что роль религии в построени€х морали отсутствует или даже отрицательна. я с удовольствием констатировал, что, несмотр€ на свой атеизм, ¬ладимир ѕавлович Ёфроимсон не €вл€етс€ антирелигиозным фанатиком.

ћожно полностью приветствовать утверждени€ Ёфроимсона: 1) религии сыграли огромную роль в формулировке общечеловеческих этических норм; 2) отказ от религии привел к возникновению ужасных учений, не сдерживаемых никакими принципами общечеловеческой этики; 3) эти учени€ возникли вполне в духе Ќицше: никаких этических норм ни в цел€х, ни в средствах. Ћицемерно обвин€€ своих противников в руководстве принципом "цель оправдывает средства", новые антирелигиозные учени€ руководствуютс€ принципом: "цель осв€щает средства".

—тарые де€тели использовали средства, которые сами они считали недопустимыми, так как считалось, что они используют плохие средства. ѕалач, жандарм, шпион считались презренными професси€ми. —ейчас как будто у нас нет палачей, несмотр€ на наличие смертной казни. ” нас не презренные шпионы, а благородные "разведчики". ∆енска€ честь вовсе не €вл€етс€ неприкосновенной. "Ѕудь шлюхой во им€ идеи",- допускаетс€ в пьесах "Ѕарабанщица", "ќн бежит из ночи" и др. ¬ романе "ћертва€ зыбь" белогвардейский генерал попалс€ в руки „ , и в конце концов его убеждают служить советской власти. Ёто вполне допустимо: во врем€ гражданской войны многие честные белые офицеры пересмотрели свои взгл€ды и готовы были честно служить правительству, например Ѕрусилов. Ќо он сделал это открыто. «десь же этот генерал сохран€ет св€зь с подпольными своими товарищами и в конце концов предает своих друзей: вот это уже с точки зрени€ честного человека недопустимо. Ќо такое предательство рассматриваетс€ в романе как добродетель! √ораздо выше старый лозунг: "∆изнь - родине, честь - никому"(...)

ќЅў»≈ «јћ≈„јЌ»я

(...)  онечно, генетический компонент этики существует, но он играет настолько ничтожную роль по сравнению с идеологическим, что в первом приближении может полностью игнорироватьс€. "ѕор€дочные люди" - это средние люди, умственный и моральный уровень которых соответствует идеологическому уровню коллектива, а истинно моральными могут быть названы лишь те, кто самосто€тельно работает над повышением этого уровн€. »х всегда не так много, но все-таки пока было достаточно, чтобы обеспечить моральный прогресс человечества.

“акое зло, как милитаризм, специфично не только дл€ безнравственных людей. ‘ридрих II с его изречением: "≈сли бы народы знали, из-за чего мы воюем, никогда нельз€ было бы устроить хоть одну приличную войну" слишком высоко оценивал человечество.   сожалению, большинство людей придерживаетс€ так называемой "готтентотской" морали: поражение - несчастье, победа (независимо в какой войне) - счастье, благо. ¬елика€ иде€  анта: "ƒаже победоносна€ война есть национальное бедствие" далеко еще не проникла в сознание человечества, но есть надежда, что проникнет.

ќдин из корреспондентов ¬. ѕ. Ёфроимсона высказал мысль, что попытка объ€снить возникновение этики отбором €вл€етс€ последней надеждой. ƒл€ кого? ќчевидно, дл€ дарвинизма и вообще дл€ материалистического мировоззрени€. ƒа, есть много честных, образованных, гуманных, талантливых и умных людей, которые так крепко сжились с материалистическим мировоззрением, что им кажетс€, что с гибелью этого мировоззрени€ погибнет человеческа€ культура. Ќо материализм действовал в культуре только примерно с XVIII века и принес нар€ду со многим положительным и многое отрицательное.

ћое личное убеждение, что эпоха господства материализма (примеры в течение двух веков), может быть, и была необходимым этапом в развитии человечества, но это - чистилище человечества, а не конечный этап. ѕытатьс€ спасать отступающее под напором идеализма мировоззрение нет никакой надобности.
http://www.xarhive.narod.ru/Online/bio/gie.html
Ќашла здесь:http://wolf-kitses.livejournal.com/60701.html?style=mine
јлександр Ћюбищев
 (699x455, 73Kb)
–убрики:  ќ жизни.
философи€


ѕроцитировано 1 раз



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку