-Цитатник

О чём молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

О чём молчат руины и шепчут пирамиды - 1 Жан-Кристоф Мивилль «Руины на...

С наступившим! :)) - (4)

 -Резюме

Мила

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
Фотографий: 138
Посмотреть все фотографии серии Цветы.
Цветы.
19:09 17.06.2015
Фотографий: 6
Посмотреть все фотографии серии Красиво.
Красиво.
21:49 26.10.2008
Фотографий: 20

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Mila111111

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.02.2005
Записей: 37690
Комментариев: 210423
Написано: 293250

О провидении. Сенека.

Понедельник, 19 Ноября 2007 г. 18:54 + в цитатник
О провидении или о том, почему с хорошими людьми случаются неприятности, несмотря на то, что существует провидение. ......


А теперь я поведу свое рассуждение дальше и докажу тебе,что не все то зло,что
злом кажется.Начну с того,что вещи,которые ты зовешь трудностями,
превратностями и ужасными бедствиями, не являются таковыми,во-первых,для тех, на чью долю они выпали, во-вторых, для человечества в целом, о котором боги заботятся больше, чем об отдельных людях; что, кроме того, те, кому выпадет подобная злая участь,принимают ее добровольно, а если не желают принимать, то заслуживают такой участи. Затем я покажу тебе, что это приключается с добрыми людьми по воле рока и по тому же самому закону, по которому они добрые люди. Наконец,я постараюсь убедить тебя никогда не жалеть доброго мужа,ибо он может иногда казаться достойным жалости,но не может им быть.Труднее всего мне будет исполнить первое мое обещание: доказать, что вещи, вызывающие у нас страх и трепет,идут на пользу тем самым людям,которым достаются.Ты спросишь: "Неужели им на пользу ссылка, нищета, утрата детей и жены,позор или болезнь?"Если тебе не верится, что это может пойти кому-нибудь на пользу,то ты не поверишь также и в лечение огнем и железом, или голодом и жаждой. Но если ты, поразмыслив, согласишься, что некоторым ради исцеления отпиливают и вынимают кости, другим вытягивают наружу жилы,а иным ампутируют конечности, которые нельзя сохранить без угрозы гибели всего тела,то ты,может быть,позволишь убедить себя и в том, что некоторые неприятности приносят пользу тем, на чью долю достаются. Ведь точно так же, клянусь Геркулесом, многие вещи, которые все хвалят и к которым стремятся, приносят вред тем, кто ими наслаждается, вроде обжорства, пьянства и прочих подобных и губительных удовольствий.

Среди многих великолепных изречений нашего Деметрия есть одно, которое я услыхал совсем недавно;оно еще не отзвучало и до сих пор дрожит в моих ушах:
"На мой взгляд, — сказал он, — нет существа более несчастного,чем тот,кому не встретилось в жизни ни одного препятствия".Это значит, что ему не удалось испытать себя. Пусть сбывалось все, что он пожелает, пусть даже прежде,чем он пожелает, — все равно,боги вынесли ему плохой приговор. Его сочли недостойным поединка с фортуной и, возможно, победы над ней; а от трусов фортуна всегда бежит прочь,словно говоря:"К чему мне такой противник?Он сразу бросит оружие. Мне не придется пускать в ход свою силу:он либо сбежит от простой угрозы,либо
свалится замертво при виде моего лица.Придется поискать другого,с кем я могла бы скрестить оружие.Стыдно вызывать на бой человека,заранее готового сдаться".
Если гладиатору дают неравного противника, он расценивает это как бесчестие, ибо знает,что победа без риска — победа без славы. Так же и фортуна: она ищет себе равных, самых доблестных, а других обходит с презрением. Она нападает на самых упорных и несгибаемых,ей нужен противник,с которым она могла бы помериться всей своей силой: она испытывает Муция огнем, Фабриция бедностью, Рутилия ссылкой, Регула пыткой, Сократа ядом, Катона смертью.Лишь злая судьба открывает нам великие примеры....

Успех может достаться и плебею и бездарности; но укрощать ужасы и подчинять несчастья — удел великого мужа. Всегда быть счастливым и прожить жизнь без единой царапины на душе — значит не узнать ровно половину природы вещей. Ты великий муж? — Но как мне убедиться в этом, если фортуна не дает тебе возможности проявить свою доблесть? Ты выступал в Олимпии? — Да, но кроме тебя не выступал никто. Ты получил венок, но не одержал победы. Я не могу поздравить тебя как доблестного мужа; могу лишь так, как поздравил бы с получением консульской или преторской должности: ты добился почестей. То же самое я могу сказать и доброму мужу, которому не выпало ни одного случая проявить силу своего духа: "Бедный ты, несчастный — оттого, что никогда не был несчастен. Ты прожил жизнь, не встретив противника; и никто никогда не узнает, на что ты был способен, даже ты сам". Ибо для самопознания необходимо испытание: никто не узнает, что он может, если не попробует. Вот почему некоторые сами идут навстречу замешкавшемуся злюсчастию и ищут случая дать своей уже начинающей тускнеть доблести возможность заблистать. Повторяю, великие мужи иногда радуются несчастию, как храбрые воины — войне. Во времена цезаря Тиберия я сам слыхал, как гладиатор-мирмиллон по имени Триумф жаловался, что редко устраиваются игры: "Лучшие годы пропадают напрасно!"

Добродетель алчет опасности и думает лишь о цели, а не о трудностях, которые придется перенести, тем более, что и они составят часть ее славы. Воины гордятся ранами и не без хвастовства показывают льющуюся кровь, радуясь своей удаче: раненому почет куда больше, чем тому, кто вышел из битвы невредимым, пусть даже совершив не меньшие подвиги. Повторяю, бог сам заботится дать повод для свершения мужественных и смелых деяний тем, кого хочет видеть достигшими высшей чести; а для этого им необходимо столкнуться с трудностями. Кормчий познается во время бури, воин — во время битвы. Откуда я знаю, хватит ли у тебя духу вынести бедность, если ты утопаешь в богатстве? Откуда я знаю, хватит ли у тебя твердости перед лицом поношения, позора и всенародной ненависти, если ты состарился под аплодисменты, если всеобщее расположение и благосклонность неизменно следуют за тобой по пятам? Откуда я знаю, сможешь ли ты со спокойной душой перенести утрату семьи, если покамест ты окружен всеми, кого произвел на свет? Я слышал, как ты утешал других; но мне нужно посмотреть, как ты сам себя утешишь, как запретишь себе скорбеть.

Прошу вас, не пугайтесь того, что бессмертные боги используют вместо стрекала для возбуждения нашего духа: бедствие — самый удобный случай для проявления доблести. По-настоящему несчастными можно назвать тех, кого избыток счастья превратил в расслабленных,кто покоится в праздности,словно корабль,попавший в полосу полного безветрия.Что бы с ними ни случилось,все застанет их врасплох. В жестоких обстоятельствах хуже всего приходится неопытным;для нежной шеи ярмо
— непосильная тяжесть.Новобранец бледнеет от одной мысли о ране,ветеран же не боится вида своей крови, ибо знает, что не раз уже, пролив кровь, одерживал победу.Так и знай: кого бог признает,кого любит,кем доволен,того он закаляет, без конца испытывает, заставляет без отдыха трудиться. Тех же, к кому он, на первый взгляд, снисходителен и милостив, он оставляет мягкими и беззащитными перед лицом грядущих зол.Ибо если вы думаете, что кто-то может вовсе избежать их,вы ошибаетесь.Вечный баловень судьбы тоже дождется своей доли бед;и вообще всякий, кто кажется избежавшим зла, просто еще его не дождался.

Почему, как ни появится очень хороший человек, бог непременно норовит уязвить его:либо дурным здоровьем,либо горем каким-нибудь или другими неприятностями? А потому же, почему на войне самые опасные задания поручаются самым храбрым и сильным:если нужно напасть на врага ночью из засады, разведать путь или снять защитников укрепления,военачальник посылает избранных.И никто из них при этом не говорит:"Вот какую гадость устроил мне начальник",—но говорят,довольные:"Он
правильно решил".Точно так же могли бы сказать и те,кому бог повелевает терпеть то, что исторгло бы слезы и вопли у ленивых трусов: "Видно, бог счел нас достойными и на нас решил испытать выносливость человеческой природы".
Бегите радостей,бегите счастья,лишающего нас сил,иначе души ваши размякнут, и если не стрясется что-нибудь,что напомнило бы им об общей человеческой участи
,то они навеки уснут у вас, словно пьяные. Человек,которого застекленные окна защищали от малейшего дуновения,на чьих ногах постоянно менялись мягкие согревающие повязки, у кого в столовой под полом и в стенах всегда работало отопление, подвергается смертельной опасности, даже если его коснется самый легкий ветерок. Вообще-то вредит все, что переходит меру, но самое страшное — неумеренное счастье:оно возбуждает беспокойное волнение в мозгу,в душе— пустые
мечтания и заливает границу, отделяющую истинное от ложного, густым мраком. Разве не лучше,призвав на помощь добродетель,переносить постоянные несчастья, чем лопнуть от притока всевозможных благ?От голода умирают тихо и спокойно,от
обжорства с треском лопаются.

В отношении добрых мужей боги следуют той же методе,что и учителя в отношении учеников:они требуют больше работы от тех,кто подает большие надежды. Неужели ты думаешь,что лакедемоняне ненавидели своих детей,если ради испытания мужества они секли их публично?Рядом стояли их собственные отцы и подбадривали их,чтобы храбро сносили удары,и просили истерзанных и полумертвых
мальчиков крепиться и подставлять сплошь израненное тело под новые раны. Так что же удивляться,если бог жестоко испытывает благородные души?Доказательство добродетели не может быть мягким. Пусть фортуна сечет нас и терзает: будем терпеть!Это не жестокость,это состязание,и чем чаще мы будем вступать в него, тем сильнее мы станем.Самая крепкая часть тела—та,которой чаще всего пользуются.Надо подставлять себя под удары судьбы, чтобы,сражаясь с нами, она делала нас тверже; постепенно она сама сделает нас равными себе, и привычка к опасности даст нам презрение к опасности.Так, у корабельщиков,борющихся с морем,бывает твердая загрубелая кожа;у земледельцев—натертые мозолями руки; у солдат от метания дро тиков могучие предплечья; у бегунов — подвижные, легкие члены,словом, крепче всего бывает то, что чаще упражняется.Терпеливо перенося беды, душа достигает того, что начинает презирать это терпеливое перенесение, как вещь совершенно ничтожную....Ты удивляешься, что на долю хороших людей выпадают потрясения: но ведь без этого они не обрели бы твердости. Дерево вырастает сильным и крепким лишь там,где его постоянно сотрясают порывы ветра;
терзаемое бурей, оно становится тверже и прочнее вонзает корни в землю; а те, что выросли в солнечных долинах, легко ломаются.Так что хорошим людям полезно жить среди ужасов:только так они могут стать бесстрашными—и почаще переносить то, что является злом лишь для того, кто плохо его переносит.

Бог, как и мудрый человек, желает показать всем:то,к чему стремится чернь, не есть благо, а то, чего она боится, не есть зло. Настоящее благо — это то, что достается на долю только хороших людей, а настоящее зло бывает уделом только мерзавцев.Слепота может по праву считаться проклятием,если будут слепнуть лишь те, кто заслуживает ослепления; и вот, дабы люди не сочли ее настоящим злом,пусть не увидят больше света такие,как Аппий и Марцелл.Богатство не есть благо, и, дабы сделать это очевидным, пусть богатеет сводник Элий, пусть люди видят деньги не только в храмах, но и в публичном доме. Каким еще способом удалось бы богу выставить на посрамление вожделенные для нас вещи, как не отняв их у лучших из людей и не отдав самым низким подлецам?"Однако все-таки несправедливо, чтобы добрый человек болел, чтобы его заковывали в цепи или вздергивали на дыбе в то самое время, как дурные люди ходят себе здоровые, свободные и ухоженные".Ты так думаешь?В таком случае несправедливо и то, чтобы
доблестные мужи брались за оружие,ночевали в лагере и с наскоро перевязанными ранами стояли бы на часах у вала,в то время как всякие педерасты и развратники
гуляют в полной безопасности по городу.В таком случае будет несправедливо и то
,чтобы благороднейшие из дев поднимались среди ночи для свершения священнодействий,в то время как гулящие девки наслаждаются глубоким сном. — Работа зовет лучших. Сенат часто заседает целый день напролет, а в это время люди, не стоящие ни гроша,отдыхают за городом на лужайке,или сидят где-нибудь в кабачке, или развлекаются в веселой компании.

Так уж заведено в мире—этом большом государстве:добрые люди трудятся,расходуют
все силы и сами расходуются, причем по своей воле;судьбе не приходится тащить их, они сами идут за ней и торопятся поспеть. Если бы они знали, как, они бы перегнали ее.Помню, вот еще какую мужественную речь я слыхал от нашего доблестного Деметрия:"О бессмертные боги, у меня на вас только одна жалоба: почему вы не открыли мне вашу волю раньше? Я первым, по собственному почину принялся бы за то,к чему вы меня сейчас призвали.Вы хотите взять моих детей? —Я для вас завел их. Хотите какую-то часть моего тела? — Берите, это немного, ведь скоро мне все равно отдавать все. Хотите дух мой? — Пожалуйста, я без промедления верну вам то, что вы мне дали. Я охотно отдам вам все, чего бы вы ни попросили.Но дело в том,что я предпочел бы предложить вам сам,не дожидаясь просьбы.Зачем вам было отнимать то,что вы всегда могли получить в дар?Впрочем,
и сейчас вы не отнимаете, ибо нельзя отнять вещь у того, кто не старается ее удержать".

Я ничего не делаю по принуждению; я ничего не терплю против воли;я не раб божий,я божий последователь, тем более,что я знаю,что все на свете происходит по твердо определенному вечному закону.Каждого из нас ведет судьба,и с первой минуты рождения определено, сколько кому осталось жить. Одна причина ведет за собой другую, длинная цепь событий определяет всякое происшествие и частной и общественной жизни. Надо мужественно переносить все,что случается,ибо то, что мы считаем случайностью, на самом деле происходит закономерно. Чему ты будешь радоваться,о чем плакать, — все это было изначально установлено; и хотя жизни отдельных людей на первый взгляд поражают разнообразием, смысл их сводится к одному: мы овладеваем обреченными на гибель вещами, и сами тоже обречены на гибель. Так что же мы возмущаемся? Что жалуемся? На то мы и рождены. Пусть природа распорядится принадлежащими ей телами,как захочет;мужественные и всем довольные,мы будем думать о том,что погибает не наше достояние:наше все при нас.

Как поступает добрый человек?—Отдается на волю рока.Большое утешение — знать, что тебя тащит вместе со всей вселенной; мы не знаем, что распоряжается нашей жизнью и смертью, но знаем, что та же необходимость управляет и богами. Одно и то же необратимое движение увлекает за собой богов и людей. Сам творец и правитель вселенной,написавший законы судьбы,следует им;однажды издав приказ, он сам теперь вечно повинуется. —"Отчего же,однако,бог был так несправедлив в распределении судеб, зачем для хороших людей он предначертал бедность, раны и горькую смерть?"—Мастер не властен изменить саму материю,но лишь может придать
ей ту или иную форму. Есть вещи, которые невозможно отделить от других: они встречаются только вместе, нераздельно. Существа, тупые и ленивые от природы, рождающиеся для сна или для бодрствования,едва отличимого от сна, составляются
из слабых, косных элементов.Чтобы получился муж,о котором стоило бы говорить, надо, чтобы действовал более сильный рок. Путь его не будет гладок: он должен будет подниматься и падать, бороться с волнами и направлять свой корабль меж водоворотов. Ему придется прокладывать себе дорогу наперекор фортуне, по каменистым кручам;сделать их ровнее и мягче—его задача.Золото получает пробу в
огне, доблестный муж — в несчастье.

"Но как же все-таки бог допускает,чтобы с добрыми людьми случались несчастья?"
— А он не допускает. Он ограждает их от подлинных несчастий:от преступлений и подлостей,от нечистых помышлений и корыстных замыслов,от слепого вожделения и от алчности,покушающейся на чужое добро.Он блюдет и защищает их самих: неужели
кто-то станет требовать от бога еще и того,чтобы он охранял поклажу добрых людей?Впрочем,они сами снимают с бога подобную заботу:они презирают все внешнее. Демокрит отказался от богатства, сочтя его лишь бременем для доброй души. Стоит ли удивляться, если бог порой допускает, чтобы с добрым мужем случалось то, чего добрый муж иногда сам себе желает? Добрым людям случается терять сыновей.Почему бы и нет?Ведь они иногда и сами их убивают.Добрых людей убивают.Почему бы и нет? Ведь они иногда и сами налагают на себя руки. Почему им приходится переносить жестокие невзгоды?Чтобы других научить терпению; они рождены в пример и поучение.

Итак,считай,что бог словно бы говорит нам:"Есть ли вам за что на меня пожаловаться, вам, кто возлюбил правду? Других я окружил ложными благами, посмеялся над пустыми душами, заставив их поверить верить в обманчивое сновидение длиною в жизнь.Я украсил их золотом,серебром и слоновой костью, но внутри там нет ничего хорошего.Вы смотрите на них как на счастливцев; но взгляните не на то,что они выставляют напоказ,а на то, что прячут: они жалки, грязны, бесчестны, низки; они ухаживают за собой, как за стенами собственных домов, украшая только снаружи. Это не прочное, неподдельное счастье, а всего лишь оболочка, и притом тонкая. Пока ничто не нарушает их покоя и не мешает принимать такой вид, какой им хочется, они всякого могут ввести в заблуждение наружным блеском; но стоит случаю нарушить их равновесие или откинуть с них покров, как обнажается глубокая и истинная мерзость, прежде скрывавшаяся под заемным блеском.Вам же я даровал блага прочные,постоянные;их можно разглядывать со всех сторон, поворачивать как угодно — они будут казаться все больше и лучше. Я позволил вам не бояться страшного, презирать вожделения. Вы не блестите снаружи: ваши достоинства обращены вовнутрь. Так космос презрел внешнее и радуется созерцанию самого себя. Все благо я поместил внутри; ваше счастье в том, чтобы не нуждаться в счастии. —"Да,но сколько выпадает на нашу долю горя, ужасов, непереносимо жестоких испытаний!" — Не в моей власти было избавить вас от этого, и потому я вооружил ваши души против всех невзгод; переносите их мужественно.В этом вы можете превзойти бога: он — по ту сторону зол, вы же можете подняться выше их.

Презирайте бедность:никто не бывает при жизни так беден,как был при рождении. Презирайте боль: она уйдет от вас либо вы от нее уйдете.Презирайте смерть:это либо конец,либо переход куда-то.Презирайте фортуну:я не дал ей ни одной стрелы
,которая могла бы поразить дух.Главной моей заботой было избавить вас от всего
,что могло бы заставить вас поступать против воли:вам всегда открыт выход. Не хотите драться — можете бежать.Вот почему из всех вещей, которые я счел необходимыми для вас, самой легкодоступной я сделал смерть.Я поместил душу на покатом месте: от малейшего толчка она скользнет к выходу; приглядитесь и увидите, какая короткая и удобная дорога ведет на свободу. Я не заставляю вас ждать у выхода так же долго, как у входа.Если бы человек умирал так же долго, как рождается,фортуна забрала бы слишком большую власть над вами.Всякое место,
всякое время могут научить вас, как легко отказаться от жизни и кинуть назад природе полученный от нее дар.Стоя пред алтарем,глядя на торжественные обряды священнодействия, внимая молитвам о продлении жизни,учитесь смерти.

Дух спрятан неглубоко; чтобы выпустить его,не нужно непременно железо;не надо пронзать грудь глубокими ранами в поисках обиталища души:смерть везде под рукой.Я не назначал определенного места для смертельных ударов:этой цели можно
достичь любым путем. А само то, что зовется умиранием — когда душа отходит от тела — свершается с молниеносной быстротой, какую не в силах воспринять наши чувства.Стянется ли удавка на шее,заткнет ли вода дыхательные пути, разобьется
ли голова от падения на твердую землю, или попавший внутрь огонь перережет круговой бег души в теле,—как бы это ни произошло,оно произойдет быстро. Что, краснеете? Вы так долго боитесь того, что происходит так быстро!"
Л.А.Сенека
Нашла здесь:http://nedorazvmenie.livejournal.com/925196.html#cutid1
 (700x700, 135Kb)
Рубрики:  философия
Умные мысли



zumiralda   обратиться по имени Вторник, 20 Ноября 2007 г. 11:26 (ссылка)
нет существа более несчастного,чем тот,кому не встретилось в жизни ни одного препятствия

прожить жизнь без единой царапины на душе — значит не узнать ровно половину природы вещей

неумеренное счастье возбуждает беспокойное волнение в мозгу,в душе— пустые
мечтания и заливает границу, отделяющую истинное от ложного, густым мраком

не блестите снаружи: ваши достоинства обращены вовнутрь
____________________________________
Много экспрессивности в написанном. Но суть ясна - никакая внешняя броскость, никакие блестяшки не компенсируют нищеты духа.
Ответить С цитатой В цитатник
Mila111111   обратиться по имени Вторник, 20 Ноября 2007 г. 13:57 (ссылка)
Амели_-_Нина, Верно! Внешние атрибуты мало решают в судьбе человека. Все зависит от внутренней духовности и настроения! Сенека наиболее мне близкий философ!:))
Ответить С цитатой В цитатник
алексей_клуб   обратиться по имени Четверг, 22 Ноября 2007 г. 23:07 (ссылка)
Милушка,спасибо за интересную информацию!И за очаровательное создание со снимка!Какое открытое прелестное личико!Даже просто находиться рядом с такими милыми людьми - одно удовольствие,не говоря уж про большее!
Ответить С цитатой В цитатник
Mila111111   обратиться по имени Четверг, 22 Ноября 2007 г. 23:15 (ссылка)
алексей_клуб, Да! И мысли прекрасные и личико замечательное! Ты прав!:))
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку