-÷итатник

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

— наступившим! :)) - (4)

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 37690
 омментариев: 210423
Ќаписано: 293250

Ђћолитва врачаї

¬торник, 16 ќкт€бр€ 2007 г. 20:32 + в цитатник
.

ќ Ђћолитве врачаї ћоисе€ ћаймонида .
ћаймонид был одним из самых выдающихс€ врачей средневековь€.¬семирную известность он, разумеетс€, снискал главным образом благодар€ своим философским и теологическим работам. ќднако и многочисленные его труды по медицине пользовались заслуженным успехом и в средние века, и в эпоху ¬озрождени€.–амбам заставил современников заново осознать высокое предназначение врача, приравн€в его к служению Ѕогу.ћедицина не ремесло,а высокое искусство, считал он. ј если это так, то главным в искусстве врачевани€ €вл€етс€ фигура врача, особые свойства его личности. »бо он должен быть не только безупречным диагностом и фармацевтом, не только правильно назначать и проводить лечение, но и благодар€ особым свойствам своей личности положительно вли€ть на психику больного, вед€ его к скорейшему выздоровлению.  ак очень точно сказал один из биографов –амбама, истори€ медицины знает и чтит имена врачей, которые Усвет€ другим, сгорали самиФ. »менно к таким врачам относитс€ ћоисей ћаймонид. ѕосле »бн-—ины он €вилс€ высшим про€влением медицинского гени€ Ц особенно в области врачебной этики. .


ћоисей ћаймонид (1135Ц1204) или просто ћаймонид известен под таким именем в европейской традиции,в арабской он известен как јбу »мран ћусса Ѕен ћаймун,в еврейской Ц –амбам (аббревиатура на иврите раббену ћоше Ѕен ћаймон). Ѕез преувеличени€ можно сказать, что этот человек оказал ощутимое и в наши дни вли€ние на мировую культуру:систематизатор и реформатор иудаизма,
общепризнанный арабо€зычный писатель, вдохновитель исканий в христианской схоластике.Ќаследие ћаймонида включает важнейший со времен завершени€ “алмуда свод еврейских законов Ђћишне-“ораї(Ђѕовторение “орыї)или Ђяд ха-’азакаї (Ђћогуча€ дланьї),его главный философский труд Ђћоре невухимї(наиболее распространенный переводЦЂЌаставник колеблющихс€ї,режеЦЂ”читель заблудшихї,
Ђѕутеводитель колеблющихс€ї), р€д полемических произведений, написанных в форме посланий, и вызыващее в наши дни чрезвычайный интерес Ђћаамар тхи€т ха-метимї(Ђ–ассуждение о воскресении из мертвыхї),медицинские труды Ђћакалат фи гадбир јссыхаї(или Ђƒиететикаї),Ђ итаб јльфусул фи јльм “аббиї (Ђјфоризмыї) и другие.

Ќеизменный интерес исследователей истории медицины и медицинской этики привлекает небольша€ по объему, но €рчайша€ по содержанию, художественна€ по форме Ђћолитва врачаї. Ђћолитва врачаї приводитс€ в наиболее полном и известном на русском €зыке варианте из книги “. елановского, а новые переводы используютс€ при комментировании.„то касаетс€ других источников,то за последние годы были переведены и, хот€ еще не в полном варианте, изданы на русском €зыке крупнейшие сочинени€ –амбама Ц Ђћишне “ораї , ее третий обособленный раздел,своеобразный этико-психологический трактат ЂЎмона пракимї (Ђ¬осемь главї) и Ђћоре навухимї, его послани€ к религиозным общинам, обширные выдержки из личной переписки.

¬севышний!ѕускай дума мо€ воспламенитс€ любовью к искусству и к “воим создани€м. ‘орма пам€тника, донесшего до нас деонтологические взгл€ды ћоисе€ ћаймонида,Цмолитва,что нельз€ игнорировать при анализе.“. елановский
Ђсекул€ризируетї форму пам€тника, приравнива€ к кл€тве, ј.¬ернер также проводит полную аналогию с кл€твой √иппократа. Ќе допускай,чтобы жажда наживы и славы руководила мною в практической работе; враги правды,мира и любви среди людей могут помешать нести помощь дет€м “воим.ћаймонид в своем учении всегда делал акцент на этических и духовных мотивах отправлени€ культа, обращение к Ѕогу не означало пассивного ожидани€ его милости. ¬ самом общем виде сущность философского учени€ ћаймонида определ€ют как попытку синтеза иудаизма и учени€ јристотел€. ќн гор€чо возражал против мнени€ тех философов, которые считали невозможным сочетание богослови€ и философии:Ђ...ћы убеждены, что наш «акон согласуетс€ с греческой философией, котора€ подкрепл€ет убедительными доказательствами утверждение, что поведение человека всецело зависит от него самогої.

ћыслитель, таким образом, обосновывает неправильность веры в предопределение. ќн рассуждает, что если бы все было предопределено свыше, тогда были бы бесполезны и «акон, и любые наказани€ за соде€нное, и обучение человека, и любые меры предосторожности.Ѕог предоставил человеку свободу выбора, за свой нравственный выбор,за свои поступки человек несет ответственность сам. ѕоэтому
он должен совершенствоватьс€ сам и старатьс€ вли€ть на других:Ђнаука врачевани€ исследует здоровье телаї, а Ђсовершенствование моральных качеств осуществл€етс€ врачеванием душї;Ђнравственный человек будет посто€нно провер€ть черты своего характера,обдумывать свои поступки и ежедневно изучать свое душевное состо€ниеї:”крепи силы моего сердца так,чтобы оно могло одинаково реагировать на страдани€ бедного и богатого, добро и зло, помогать одинаково другу и врагу.—делай так, чтобы при страдани€х € видел только человека;

¬ теоретических трактатах в рассуждени€х об отношении к люд€м, Ђближнимї ћаймонид главный акцент делает на выполнении заповедей,развитие той же позиции
приводит к формулировке общего гуманистического принципа. »з сохранившихс€ источников известно, что выдающийс€ врач в жизни следовал ему в полной мере. ќпубликованы два личных письма ћаймонида. ѕервое написано в 1191 г. ученику »осефу Ѕен »ехуде.¬ нем он описывает свой полностью зан€тый работой в качестве
придворного врача день и горько сожалеет, что простые люди не могут к нему обратитьс€.»з второго письма,датированного 1199г., к переводчику ЂЌаставника колеблющихс€ї с арабского €зыка на иврит Ўмуэлю »бн “иббону,мы узнаем уже иной
распор€док.ќб€занности в отношении султана занимают первую первую половину дн€, а затем ћаймонид из  аира возвращаетс€ к себе, в ‘остад (около полутора километров):Ђћо€ приемна€ всегда полнаЦ как евре€ми,так и неевре€ми, знатью и простолюдинами,судь€ми и чиновниками, врагами и друзь€ми Ц пестра€ толпа, котора€ ждет моего возвращени€.я схожу с кон€,мою руки, иду к своим пациентам и прошу у них извинени€,чтобы хоть немного отдохнуть и поесть, это мо€ единственна€ трапеза в течение суток.«атем € иду принимать пациентов,выписываю
рецепты.ѕациенты приход€т и уход€т до самого вечера,а иногда, € кл€нусь тебе, и до двух часов ночи и более.я беседую с ними и выписываю рецепты лежа, умира€
от усталости.» когда наступает ночь,€ так выдыхаюсь, что едва могу говоритьї .

ѕеред необходимостью оказани€ врачебной помощи, по мнению –амбама, должны отступить даже религиозные запреты: Ђƒл€ т€желого больного, родильницы можно нарушить все предписани€ о субботе и считать ее обычным днемї. ћаймонид стремилс€ принести своими профессиональными знани€ми максимальную пользу всем люд€м. ћ.√.—оловей и Ё.ƒ.√рибанов отметили такую особенность его медицинских афоризмов: Ђћедицинские афоризмы ћаймонида отличаютс€ от афоризмов √иппократа тем, что последний обращаетс€ к врачу, ћаймонид же главным образом ко всем люд€м.» если гиппократовские афоризмы с клиническими поучени€ми в наши дни во многом утратили конкретный практический интерес,то указани€ ћаймонида о режиме
жизни человека Ц здорового и больного Ц звучат актуально до сих порї:пусть дух мой у постели больного всегда будет на высоте положени€; мысли мои должны концентрироватьс€ вокруг больного,а действи€ опиратьс€ на опыте и
исследовании; ибо только накопленный большой опыт поможет проанализировать в тишине то, что поддерживает существование и жизнь сотворенных.

ћожно уточнить, что в переводе Ће ѕорье фраза звучит так: Ђ—делай так, чтобы разум мой оставалс€ €сным при всех обсто€тельства, ибо велика и благородна наука,цель которой сохран€ть здоровье творений “воихї [ћаймонид многократно обращалс€ к размышлени€м об особых профессиональные требовани€х к врачу. ¬ узкоспециальном медицинском сочинении (Ђќ геморроеї)он замечает:Ђ¬рач, помимо знаний, должен быть добрым и внимательным, и в то же врем€ решительнымї.¬ уже упоминавшемс€ письме к ученику(которому он посв€тил главный трудЂћоре навухимї
ћаймонид не упускает случа€ дл€ урока:Ђсамое большее,что € способен делать вечером и ночью, Ц это изучать медицинские книги, ибо ты знаешь, как долго должен учитьс€ этому трудному искусству добросовестный и пунктуальный человек, который не должен утверждать что-либо, что он не мог бы обосновать и не знает, где это было сказано и как это может быть доказаної.

Ёту же тему он развивает и в афоризме: Ђћедицина Ц сама€ сложна€ из наук. »зучение медицины Цэто не изучение ремеслаЦстол€рного или ткацкого.
ћедицинские знани€ необходимы человеку везде и в любое врем€. ќни нужны человеку не только тогда, когда человек заболел, но и когда он здоровї.—реди 10 должностных лиц и учреждений, которые необходимы городу ћаймонид называет лекар€ и хирурга на первом месте, затем следуют:бан€, уборна€,проточна€ вода,синагога, учитель, писец, казначей благотворительных фондов, суд. ”тверждение об опыте как главном источнике медицинских знаний сочетаетс€ с сугубо теологическим обоснованием необходимости заботы о здоровье:Ђ„еловек должен стремитьс€ сохран€ть здоровье и крепость тела, дабы его душа была праведной и могла познать Ѕога. »бо он не в состо€нии постигнуть науки или размышл€ть о мудрых вещах, когда он голоден или болен или когда поражен недугом один из членов его телаї:—делай так, чтобы больные верили мне, моему искусству и чтобы они слушались моих советов и указаний.ќтстрани от их постели всех шарлатанов и всю армию советующих родственников и слишком
Ђумныхї знахарей,ибо эти люди часто мешают в проведении врачебного искусства, а в результате, несмотр€ на “вои намерени€, приходит смерть.

ћедицинское учение ћаймонида носит строго рационалистический характер. ќно основано на теории гуморальной патологии √иппократа и √алена.”ченый был знаком
с арабскими переводами античных медицинских трудов, работами лучших арабских врачей. ќн неоднократно и резко осуждал применение чар, заклинаний и амулетов во врачевании. »з арабских источников €вствует, что ћаймонид читал лекции по медицине и имел учеников. ћаймонид подраздел€л медицину на три раздела: профилактическую, лечение больных и уход за выздоравливающими, а также за пожилыми людьми и инвалидами. ¬ отличие от других специалистов, врач должен обладать одновременно мастерством, логикой и интуицией, потому что диагноз должен отражать как общее состо€ние больного, так и заболевани€ его отдельных органов .

Ќа наш взгл€д, более чем актуально звучит мысль о необходимости высокого профессионализма в труде врача: огда несознательные люди смеютс€ надо мной,пускай любовь к искусству сделает мой дух крепким к невзгодам и наветам. ѕравда должна восторжествовать,невзира€ на славу, возраст и положение врагов ее.Ќаучи мен€, ¬семогущий,терпеливости и спокойствию,когда больной непослушен или оскорбл€ет, сделай мен€ умеренным во всех моих суждени€х и действи€х,
ƒанный фрагмент Ђћолитвы врачаї,пожалуй, наиболее труден дл€ понимани€ сам по себе. ƒело в том, что ћаймонид выходит здесь на свое основное этическое учение Ц учение о золотой середине. —огласно этому учению, каждый человек наделен различными нравственными склонност€ми, одни свойственны от природы, ко вторым была предрасположенность, третьи приобретаютс€ в течение жизни, перенимаютс€ от других. Ђѕравильный путь Ц это средний путь в каждой из всех склонностей... человек всегда долен давать оценку своим склонност€м и так направл€ть их, чтобы они занимали среднее положение... „еловек не должен быть гневливым, легко раздражатьс€, но и не уподобл€тьс€ бесчувственному чурбану, должен стремитьс€ к золотой середине...ї. „еловек сам может воспитать в себе нужные качества, анализиру€ и направл€€ свои поступки: Ђƒобрые дела Ц это те, которые уравновешены, держатьс€ середины между двум€ крайност€ми: слишком многим и слишком малым. ƒобродетели суть душевные состо€ни€ и склонности, которые образуют средний путь между двум€ достойными порицани€ крайност€ми, одна из которых характеризуетс€ чрезмерностью, друга€ Ц недостаточностьюї .

¬ то же врем€ ћаймонид называет склонности, в отношении которых человеку запрещено придерживатьс€ середины.»менно к ним относитс€ гордын€(здесь следует
вспомнить, что в начале молитвы уже шла речь о недопустимости жажды славы). ѕравильный путь в отношении этогоЦбыть не просто кротким, но быть смиренным и неприт€зательным до предела,гневу нельз€ давать воли даже в том случае, когда он оправдан: Ђѕраведные обычно снос€т оскорблени€ и не отвечают тем же... их де€ни€ побуждены любовью,и они воспринимают страдани€ с радостью. «апрещаетс€ также говорить одно, а думать другое, прибегать к сладкоречивости и лести, потехе и насмешкам,злословию и сплетн€м,нельз€ мстить,таить злобу на ближнего:
Ђ“от, кто возвеличит себ€, унижа€ другого человека, не будет иметь удела в будущем миреї.[сделай мен€ умеренным во всех моих суждени€х и действи€х,] но только не в знани€х, ибо в последнем € хочу остатьс€ ненасытным, и пускай далекой от мен€ останетс€ мысль о том, что € все знаю и все умею. ƒай мне силу, волю и способности дл€ расширени€ моих знаний так, чтобы дух мой мог обнаружить и осознать ошибки в искусстве,которых еще вчера не замечал;
искусство это великое дело,но человеческий ум все дальше и глубже постигает егої.

«авершающа€,наверное,наиболее знаменита€ часть Ђћолитвыї звучит как насто€щий гимн человеческому разуму. ѕредставл€етс€, она дает основани€ говорить о гуманистической составл€ющей мировоззрени€ ћаймонида. — этими иде€ми перекликаютс€ положени€ Ђћоре навухимї: Ђ„еловек обладает чем-то присущим только ему в подлунном мире Ц интеллектуальным воспри€тиемї. ћаймонид считал, что цель человека Ц блаженство и состоит оно в развитии мышлени€. –азум ведет к познанию истины, а познание истины есть познание добра. ”словие достижени€ этого Ц преобладание разума над плотью, нравственное совершенствование. »сточник добродетели и порока Ц п€ть способностей нашей души: питани€ (возрастани€), ощущени€ (зрение, слух, вкус, обон€ние, ос€зание), воображени€ (сохранение впечатлени€ после прекращени€ воздействи€),стремлени€, размышлени€
(обретение знаний наук). —овершенствование добродетели требует упражнени€ и развити€ интеллекта.

Ђћолитваї отразила такие составл€ющие его мировоззрени€, как дуализм (признание основных утверждений “оры и попытка согласовать их с философскими истинами јристотел€), учение о золотой середине, положение о познаваемости мира. ¬ ¬се эти общие идеи преломл€ютс€ применительно к профессии врача, с которой св€зываютс€ высочайшие нравственные и профессиональные качества. “ака€ особа€ форма, как молитва, усиливает значимость отраженных в ней взгл€дов. ƒумаетс€, что в этом деонтологическом пам€тнике с особой силой про€вилось качество,присущее и другим сочинени€м ћаймонида, Ц вневременность. ¬ наши дни в  ордове Ц родном городе мыслител€ ему установлен пам€тник, его могила в “верии стала местом насто€щего паломничества. Ѕлагодарна€ пам€ть потомков, которые чт€т им€ ћаймонида Ц –амбама, Ц лучшее доказательство того, что сам он всю жизнь следовал заложенному в Ђћолитвеї нравственному императиву.

»сточник: http://www.medicine-in.dsmu.edu.ua/html.php?book=book2&text=medmolitv&num=5&page=1

 ак мы знаем, –амбам двадцать лет изучал медицину, прежде чем зан€тьс€ ею практически. —мерть брата ƒавида, содержавшего всю огромную семью ћаймонидов, вынудила ћоисе€ зан€тьс€ медицинской практикой Ц он стал единственным кормильцем семьи. „еловек незаур€дных способностей и фантастического трудолюби€, а самое главное Ц человек необычайной совестливости, он уже через несколько лет становитс€ самым известным врачом  аира. » вполне логично то, что вскоре его приглашает на службу визир аль-‘адил. ќдновременно он работает в крупнейшей больнице  аира, основанной султаном —алах ад-ƒином в 1186 году.
 стати, здесь же работал знаменитый арабский врач, историк медицины »бн јви ќсейби€. ¬от что он пишет о своем собрате по профессии: Ујбу јмрам ћуса ибн ћаймон, еврей из  ордовы, был великим знатоком еврейских книг и руководителем своего народа в ≈гипте. Ётот ученый также был одним из величайших врачей своего времени, как теоретик и как практик, знатоком всех наук и глубоким философом. —ултан малик јлнасар —алах ад-ƒин питал к нему большое уважение и охотно следовал его указани€м. ƒолжность придворного врача он занимал и при сыне —алах ад-ƒина, принце аль-‘адилеФ.

ћы уже неоднократно писали о том, что такое придворный врач. Ёто человек, в сущности, не принадлежащий самому себе. аждую минуту он может быть затребован своим си€тельным господином. Ќо несмотр€ на зан€тость, –амбам всегда находил врем€ дл€ простых людей, нуждавшихс€ в его советах и помощи. ќн встречал всех с открытым сердцем и всел€л в больных надежду на выздоровление.ƒа что там р€довые сограждане!  оллеги из других стран, которые не очень-то жалуют друг друга, были от него в восторге. јбдул Ћатиф, врач и философ из Ѕагдада, специально приехал в  аир, чтобы лично пообщатьс€ с –амбамом и хот€ бы на короткое врем€ приобщитьс€ к его врачебной практике, вступить с ним в диалог по важнейшим мировоззренческим проблемам века.

√лавным побудительным мотивом врачебной де€тельности, согласно убеждению –амбама, должен быть не заработок, а осуществление тесной св€зи между медициной и этикой. У¬рачебное дело воспитывает в человеке скромность, богобо€зненность и любовь к здоровьюФ. ќн усматривал в зан€ти€х медициной высокое, благородное искусство и одновременно религиозную об€занность. ÷ель сохранени€ и укреплени€ здоровь€ - усовершенствование души и высока€ нравственность: У¬рачебна€ професси€ дает выход к совершенству, к нравственности, к познанию Ѕога, к достижению истинного счасть€ - можно сказать, что это труд во им€ “ворцаФ.

–амбам предъ€вл€ет к врачу особенно строгие моральные требовани€, такие, как предельна€ скромность и доброта - врач должен быть образцовым человеком.  стати, наиболее похвальные человеческие черты, которые –амбам находил в своем сыне, давали ему надежду, что тот станет хорошим врачом.ќн резко выступал против халтуры и невежества. ќдной из первых об€занностей врача, согласно –амбаму, €вл€етс€ посто€нна€ забота о своем образовании, причем это касаетс€ не только медицины, но и других наук. ќднако приобрета€ глубокие знани€ и совершенству€ свои душевные качества, он также об€зан заботитьс€ о сохранении и укреплении собственного здоровь€. Уѕоэтому следует избегать всего того, что наносит вред организму, и придерживатьс€ режима, помогающего оздоравливать и укрепл€ть телоФ.

—о свойственным ему уважением к мысли –амбам требует от врача стремитьс€ к достижению истины, У...посто€нное чтение медицинских книг крайне необходимо, ибо ты должен знать, какие затруднени€ испытывает каждый, кто сохранил в душе страх Ѕожий и любовь к истине, и кто не собираетс€ утверждать ничего, если тому нет должных доказательствФ.–амбам принципиально возражал против зан€ти€ врачебной профессией дл€ достижени€ крупных барышей. ¬ то же врем€ он считал, что человек может изучать медицину и заниматьс€ врачебной практикой дл€ того, чтобы Упрокормитьс€ и содержать семьюФ. ќн высоко ценил и уважал любую профессиональную де€тельность и повтор€л изречение Улюби ремесло (труд) и ненавидь барствоФ. ќн также напоминал в св€зи с этим, что Унаука, котора€ не примен€етс€ на практике, - пустое дело, порождающее грехФ.

Ќјƒќ Ћ» Ћ≈„»“№ «ƒќ–ќ¬ќ√ќ?
ќ высоком врачебном искусстве он писал: У«най, что медицина - наука, крайне необходима€ дл€ человека в любое врем€, в любом месте, и не только когда он болен, но даже тогда, когда он здоровЕ Ќет другого искусства, которое в такой же степени, как врачебное, было бы основано на знании жидкостей и тканей (организма); следует хорошо изучить привычки, улучшающие их качество и мен€ющие их функции. »бо практика в этом искусстве должна быть результатом тщательного исследовани€ и наблюдени€. Ѕольному следует знать, что при каждом заболевании необходимо заново повторить исследование, а не утверждать, что это (новое) заболевание похоже на ранее перенесенную болезньФ (У“рактат об астмеФ).

¬рач всегда должен быть готов оказать помощь, даже при наличии опасности дл€ него самого.ќсоба€ об€занность врача-удел€ть внимание здоровым люд€м:
У¬рачебна€ работа включает наблюдение за трем€ группами: перва€ - группа здоровых; это наиболее важна€ часть работы врача - научить здоровых людей сохран€ть здоровье. ¬тора€ группа - это больные люди, здесь цель врача - возвращение утраченного здоровь€; треть€ группа - ослабленные и пожилые люди, выздоравливающие - по отношению к ним задача врача состоит в организации ухода и создании благопри€тных условий дл€ достойной жизниФ (У–ежим здоровь€Ф).“аким образом, –амбам поддерживает профилактический подход, основна€ иде€ которого состоит в том, что человек нуждаетс€ в наблюдении врача в любом состо€нии - и когда он здоров, и когда он болен. У“олько глупцы думают, что врач необходим лишь во врем€ болезни и никогда больше. ѕрежде чем переселитьс€ на новое место, - советует –амбам, - следует узнать, есть ли там врач, учитель и бан€Ф.≈ще одно душевное качество, которое, нар€ду со скромностью и смирением, –амбам считал необходимым дл€ врача - это смелость. «десь имеетс€ в виду сохранение независимости при общении с высокопоставленными пациентами, а также те случаи, когда врач убежден, что дл€ сохранени€ жизни и здоровь€ человека он должен позволить больному временно нарушить религиозные заповеди.

Ћ”„Ў»… ј–√”ћ≈Ќ“ ¬ —ѕќ–≈
–амбам с большим уважением относилс€ к мнени€м великих врачей прошлого, однако не останавливалс€ перед критикой авторитетов, если считал, что они уклонились от пути истины.   коллегам-современникам он относилс€ доброжелательно и с уважением (даже к люд€м, враждебно настроенным по отношению к нему). —вое отношение к мнени€м коллег он мотивировал так: УЌадо пон€ть, что они - люди, простые смертные и, если они и мудры, все же они не пророки и даже не сыновь€ пророков! ѕоэтому в случа€х, когда проверки покажут, что они решили тот или иной вопрос неверно, мы вправе оспаривать их утверждени€Ф. Ќо при этом даже в пылу полемики –амбам был способен выразить свое уважение к противнику и стать на его сторону в споре. –амбам не мог миритьс€ с ошибочными, с его точки зрени€, суждени€ми врачей, ибо каждый неправильный совет врача он расценивал как грех, который следует отвергнуть ради истины и блага больного. ќднако и в самом остром споре он не раздражалс€, сохран€л спокойствие, и не отстаивал громко свою правоту, придержива€сь поговорки: У—лова мудрецов хорошо слышны в тишинеФ. –амбам относилс€ к своим коллегам, Укак брат к брать€мФ, а к больным - Уподобно отцу к сыновь€мФ. ќн сохранил скромность и деликатность и тогда, когда достиг высокого общественного положени€ и прославилс€ как философ и врач.

 ќЌ—»Ћ»”ћ Ћ≈„»“ »Ћ»  јЋ≈„»“?
ѕридава€ большое значение врачебному консилиуму, –амбам призывал врачей не стесн€тьс€ советоватьс€ друг с другом, чтобы правильно установить диагноз и назначить лечение. ¬есьма злободневно звучит остроумный пассаж –амбама из
У“рактата об астмеФ,относ€щийс€ к трагикомическим последстви€м одновременного пользовани€ одного больного несколькими врачами. Уя наблюдал обычное в ≈гипте €вление - как в среде великих людей, так и в народе, - когда один больной лечитс€ у нескольких врачей одновременно. ѕри этом ни один из врачей вначале не догадываетс€ о других, да и больной, конечно, в этом не признаетс€. Ѕольной часто выбирает из назначенного врачами лечени€ только то, что, по его разумению, ему полезно, тем самым ввод€ врачей в заблуждение и внос€ недоразумени€ и путаницу. —ам же он при этом считает, что таким путем оберегает себ€ от врачебных ошибок. ¬ этом € усматриваю не одну вредную сторону, а несколько: во-первых, сам больной находитс€ в см€тении, не зна€, за кем из лечащих врачей правда. ¬о-вторых, врач, увидевший неожиданный эффект от назначенных (может быть, не им) лечебных рекомендаций, приходит в замешательство. ¬-третьих, врачи начинают оскорбл€ть друг друга, обвин€ть в безграмотности, а порой даже прибегают к клевете. ¬-четвертых, у врача вырабатываетс€ кака€-то лень, скудость мысли и безответственность, ибо он не дает себе труда тщательно продумать лечение Ц мол, если он ошибетс€, то назовут не только его им€; если же исход болезни будет счастливым, авось, назовут и его им€.

ј если бы все лечащие врачи собрались вместе, как это делают в трудных ситуаци€х короли и советники, и всерьез обмен€лись мнени€ми о состо€нии больного и о том, какие именно из предложенных способов лечени€, следует избрать, то это было бы разумно. ¬едь ни один врач не в состо€нии запомнить все, что он изучал... но если соберутс€ несколько специалистов и каждый вспомнит что-нибудь полезное, то это поможет прийти к общему мнению, и так будет достигнуто всеми желаемое и спасительное дл€ больного согласиеФ.–амбам резко осуждает шумные консилиумы у постели больного, когда некоторые из их участников стрем€тс€ во что бы то ни стало доказать больному и его близким свою правоту и ошибочность мнений коллег,похвастать своими знани€ми и опытом. ќн даже советовал покидать консилиумы, если возникнет подобна€ недопустима€ ситуаци€.

http://www.pharmnews.kz/Nomera132/ct2.html

ћаймонид как врач:об отдельных медицинских трудах ћаймонида
http://www.lechaim.ru/ARHIV/146/maymonid.htm

≈врейска€ медицина в древности: http://www.velizariy.kiev.ua/avallon/apteka/med_2.htm
Ќашла здесь:http://nedorazvmenie.livejournal.com/909421.html#cutid1
–убрики:  интересно.
философи€
”мные мысли



BowHunter   обратитьс€ по имени —реда, 17 ќкт€бр€ 2007 г. 22:33 (ссылка)
"ѕосле »бн-—ины он €вилс€ высшим про€влением медицинского гени€ Ц особенно в области врачебной этики". ...

ƒа ¬ы чтоооооооо?????? Ќеужели???
))

раввин ћойсей сын ћеймона, 1135-1204) на европейскую мысль основываетс€ на этой городской ориентации еврейской жизни и мысли.  огда средневековна€ ≈вропа стала городской ≈вропой, она посмотрела на отцов городской жизни. ћеймонид кодифицировал еврейские применени€ библейского закона к городской и коммерсиальной жизни, и в результате его вли€ние было неизбежное.

ћеймонид помнитс€ прежде всего за его попытку ввести учение јристотел€ в европейскую мысль, как и в иудаизме.
Ёдакий синкретист-утопист, пытавшийс€ соединить “ору, јристотел€, и «ападную ≈вропу... »з этого ро€ не могло выйти ровным счетом ничего в принципе. » не вышло. ... ј медицинских успехов у него не было никаких, кроме "моралистического канона врачей".
Ќо в кл€тве √иппократа все сказано и без него. ¬се дело в выполнении.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќј—“ќяўјя_¬ќЋЎ≈ЅЌ»÷ј   обратитьс€ по имени Re: Ђћолитва врачаї „етверг, 18 ќкт€бр€ 2007 г. 09:32 (ссылка)
давно не была на жж........))
зашла вчера к недоразумению и не сразу пон€ла,
где € очутилась............)))

LI 7.05.22 beta
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени „етверг, 18 ќкт€бр€ 2007 г. 10:54 (ссылка)
—отвор€ющий_ћиры, ” каждого свое мнение на вли€ние того или иного человека на свое врем€!:)) » отрицать это вли€ние ћоисе€ ћаймонида, как выдающегос€ человека, нельз€!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени „етверг, 18 ќкт€бр€ 2007 г. 11:02 (ссылка)
Ќј—“ќяўјя_¬ќЋЎ≈ЅЌ»÷ј, Ћиночка! ¬се нормально! ∆изнь прекрасна! » ты эт знаешь!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќј—“ќяўјя_¬ќЋЎ≈ЅЌ»÷ј   обратитьс€ по имени Re: ќтвет в Mila111111; Ђћолитва врачаї „етверг, 18 ќкт€бр€ 2007 г. 11:24 (ссылка)
»сходное сообщение Mila111111: Ќј—“ќяўјя_¬ќЋЎ≈ЅЌ»÷ј, Ћиночка! ¬се нормально! ∆изнь прекрасна! » ты эт знаешь!:))


))))))))))))
ага, просто удивилась слегка......))

LI 7.05.22 beta
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени „етверг, 18 ќкт€бр€ 2007 г. 11:26 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку