В школе это проявляется так: если мы изучаем Францию, то мы изучаем эту страну на уроках литературы, истории, на уроках географии, музыки, живописи… Только тогда у ребенка не будет каши в голове от череды сменяющихся уроков, а возникнет целостный образ, стройная система мышления. В этом и есть смысл образования.
...Талантливых, харизматичных педагогов не погубит даже онлайн система. А миллионы бездарных педагогов и так были онлайн, хотя физически присутствовали на уроке. Вот таких педагогов онлайн просто уничтожит.
Талантливый человек быстро находит те детали и тонкости, которыми он может воспользоваться в новых условиях. Главное качества талантливого человека – это легкость генерирования идей.
Школа будет мучиться онлайн, офлайн… как угодно, пока педагогические университеты будут работать по остаточному принципу: тот, кто не поступил в театральный, в экономический и в другой желанный ВУЗ, идет в педагогику, только чтобы получить диплом.
Думаю, нам прежде всего необходимо изменить парадигму образования, возродить престижность профессии, дать учителю достойную зарплату, иначе ничего не выйдет. А главным экзаменом при поступлении должно быть собеседование. Чтобы понять, стоит ли пять лет учить этого человека или нет. Педагога из него не получится...
На самом деле, все не так сложно, как кажется. Допустим, учитель физики не начнет с привычной темы по учебнику, а спросит, почему Эйнштейн любил Баха и Моцарта? Эйнштейн сам говорил, что благодаря этим великим композиторам он сделал свои открытия. Может быть, если мы послушаем Баха и Моцарта, то будем лучше разбираться в законах физики?
Учитель привлечет к себе внимание неординарностью подачи. Он говорит что-то необычное, удивляющее, заставляющее думать, а не читает по учебнику. А самое главное – он показывает связь физики с другими науками и культурой, так как все в мире взаимосвязано. Важно, чтобы каждый учитель это понимал.
На одном из занятий я задал 17-летним один вопрос: почему Пушкин не осуждает Онегина за убийство Ленского. Выпустил джина из бутылки! Сколько мыслей, размышлений, парадоксов. На следующий день все пришли с массой идей!!!
Но таких учителей мало. Это штучный товар. Великой музыки тоже мало. За всю историю человечества написано сотни тысяч симфоний, а великими мы назовем около ста…
Сейчас государство тратит огромные деньги на образование миллионов молодых людей, не умеющих ни мыслить, ни высказывать свою мысль. Хуже всего, что им самим это образование не нужно.
Вот я скажу ужасную вещь, что большинству людей нужно не образование, а воспитание. Любой цивилизованной стране программистов надо не больше 2%, математиков меньше 1%... Большинство студентов, которые учатся на программистов, не станут программистами. Что будут делать 99% населения, которых учили математике, но не воспитали? В кого они превратятся?
В Швеции людей, занятых в материальном производстве, уже ничтожно мало, потому что все компьютеризировано. Остаются дизайнеры, врачи, учителя, художники, поэты, музыканты, дирижеры…Пролетариата нет уже давно. В Швеции по внешнему виду вы не отличите профессора от рабочего.
Мой первый продюсер знаете кто был? Автомобильный механик! Да, он мастер по ремонту автомобилей. Но у него есть все собрания классиков – величайших скрипачей. И он, когда меня послушал, решил организовать мои концерты в целом регионе. Это другое представление, другая страна.
Вот многие сейчас бьются за красивую идею об общем образовании. А может, и не надо так много образования? Может, надо дать воспитание? Научить считать и понимать тексты, чувствовать музыку, понимать картины… Эта та часть образования, которая участвует в создании образа. В этом суть образования, а не в том, чтобы фаршировать ребенка фактами, которые ему не нужны.
Думаю, что важно дать ребенку не 11 классов бесплатного образования, а дать именно гуманистическое образование, которое учит понимать суть вещей, видеть панорамную картину мира.
Общение должно быть и компьютерным, и живым. Однако все цивилизации выстроены на живом общении. Люди не могут перестать контактировать друг с другом энергетически. Через тела, через сердца. Знания связаны с любовью, с чувственностью, с обменом энергиями, но никак только с моторизированной речью интернета. Это приведет к гибели цивилизации. Ибо человек — существо социальное.
Воспользуйтесь моим методом ассоциативного мышления, начинайте Играть в слова. Любое слово, понятие, образ рождает уникальные мысли, открывает невероятные возможности! Ни одно слово, понятие не существует в оторванности от связей, ассоциаций.
Вспомните «Золотой век» Греции, Рима. Мы до сих пор наслаждаемся их культурой и искусством. Но мы «забыли», что там было огромное количество рабов! Все они не участвовали в «производстве и потреблении» культуры, они просто выполняли свои обязанности. Все, что они получали – это еду, постель. Это некрасиво звучит, но это формулировка того, что происходило на самом деле. Я сам в ужасе от того, что говорю! Но так было! Учитывая эту несправедливость рабовладельческого общества, мы должны задуматься. Как сегодня дать миллионам детей свободное, доброе, интересное, радостное знание. И, главное, не потерять идею формирования гармонической личности...