«Человек, пришедший в занятый уже мир, если его не могут прокормить родители и если общество не нуждается в его труде, не имеет права на какое-либо пропитание; в сущности, он лишний на земле. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама привести свой приговор в исполнение». Это строки из небольшой книги «Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества». А написал её известный английский священнослужитель, экономист и философ Томас Роберт Мальтус (1766-1834).
О чем думают бедняки? В первую очередь, о том, как и где достать ку сок хлеба, чтобы не умереть с голода Но не угасли у них и другие инстинкты прежде всего, инстинкт размножения По мнению Мальтуса, причина жалкого положения бедняков - их чрезмерная плодовитость. Однажды он пришёл к мысли, что если рост населения не сдерживать, численность людей может удваиваться каждые 20-25 лет. Мальтус считал очевидным, что при таком темпе роста народонаселения на планете наступит голод. Ведь производство продуктов питания не может увеличиваться так же быстро. Значит, покончить с бедностью человечеству не позволяют законы самой природы!
Человек, сотрясающий общественные устои
Будучи обнародованной, теория Мальтуса повергла в шок «приличное общество», ведь он по сути дела уравнял человека с животным! Поборники прогресса не ожидали услышать такое из уст священника и обрушились на него с критикой. Однако Мальтус не ограничился распространением своих взглядов, а решил подвергнуть критике социальные стереотипы и показать, что они не в состоянии помочь в борьбе с бедностью.
В то время существовал план социального страхования, который предложил французский писатель-философ Жан-Антуан Кондорсе (1743-1794). Этот план был построен на сложных вычислениях и предусматривал создание такого общественного капитала, проценты с которого обеспечивали бы существование стариков, вдов, сирот и инвалидов. Мальтус, однако, нашёл план Кондорсе непрактичным. «В жизни всё будет выглядеть по-иному», — утверждал он. Если у людей появится уверенность в том, что существование их самих, а также их семейств обеспечено, ничто не помешает им производить на свет обширное потомство. Население быстро преумножится и поглотит капитал, предназначенный для его содержания.
И даже если бы на планете установилось полное равенство между людьми, утверждал Мальтус, результатом его стали бы более интенсивное размножение и, в конце концов, ещё большая и неизбывная нищета.
«Главная и непрерывная причина бедности, — писал философ, — мало зависит от образа правления или от неравномерного распределения имущества. Богатые не в силах дать бедным работу и пропитание. Поэтому бедные не имеют права требовать от них работы и пропитания. Вот какие истины вытекают из закона народонаселения».
«За» и «против» бедных и богатых
Свои взгляды Мальтус излагал бескомпромиссно. По словам Мальтуса, эта теория была направлена на то, чтобы парализовать классовую борьбу пролетариата, доказать беспочвенность и безрезультатность его требований, предъявляемых буржуазии. Он ратовал прежде всего за внутренние нравственные ограничители, которые должны возникать у людей. Вступать в брак и иметь детей бедняку не только невыгодно для него самого, но и аморально.
«Меня обвиняют в том, — писал Мальтус, — что я предлагаю закон, запрещающий бедным жениться. Это несправедливо. Я не только не предполагал такого закона, но говорил, что если человек желает жениться, не имея основательных надежд на возможность содержать семью, свобода его в этом отношении не должна быть стесняема… Я придерживаюсь того мнения, что всякий закон, ограничивающий брачный возраст, и несправедлив, и безнравствен». В болезнях, изнурительном труде, голоде и войнах он видел естественные средства уничтожения «лишнего» народа.
В обществе, по мнению Мальтуса, привилегированным должен быть класс крупных землевладельцев. Именно он мог быть потребителем избыточных продуктов, производимых промышленниками. И, чтобы восстановить баланс между общественным производством и потреблением, необходимо, чтобы наряду с классами, по преимуществу производящими, были классы преимущественно потребляющие, а именно — крупные землевладельцы. Сегодня же, видимо, это наши олигархи, которых у нас принято ругать за золотые унитазы и яхты длиной чуть ли не с крейсер «Аврора».
Было у крестьянина три сына…
Мальтус сформулировал закон убывающего плодородия почвы, или закон убывающей доходности. Суть его была опять-таки связана с ограниченными возможностями человека добыть себе пропитание. Допустим, крестьянин получает со своего участка земли 10 тонн пшеницы, и ему этого хватает. У него вырастает сын, который начинает трудиться на этом участке, вкладывая такой же объём труда, как и отец. Но может ли при этом урожай зерна удвоиться? Это практически невозможно, полагал Мальтус: хорошо, если он возрастёт до 15 или 17 тонн. Если же у крестьянина родится третий сын, то при том же объёме труда они получат ещё меньше отдачи. Значит, кому-то придётся покинуть участок и искать себе новую среду обитания. Свою «теорию земельной ренты» Мальтус опубликовал в 1820 году в книге «Принципы политической экономии», содержащей, помимо всего прочего, обширную полемику с английским экономистом, классиком политической экономии Давидом Рикардо. Последний утверждал, что ценность продуктов определяется количеством труда, необходимого для их производства, и разработал теорию распределения, объясняющую, как эта ценность разделяется между различными классами общества.
Неомальтузианцы
Попыткой практического применения учения Мальтуса о принципах народонаселения явилось так называемое неомальтузианство. В 1877 году в Лондоне была основана Мальтузианская лига, издающая с 1879 года журнал «Мальтузианство». Цель лиги — популяризировать идеи Мальтуса в области регулирования народонаселения.
Уже в наши дни профессора Калифорнийского университета Джека Голдстоуна заинтересовал феномен революций. И вот к каким выводам, исходя из теории Мальтуса, он пришёл. Народ является источником ресурсов для государства и элиты. При этом государство перераспределяет ресурсы через бюджет. Элита процветает, начинает быстрее размножаться, и ресурсов ей перестаёт хватать. Государство принимается давить на народ, пытаясь увеличить темпы наращивания производства, однако, как говорится, выше головы не прыгнешь! В результате недовольство растёт как в народе, так и в элите. Часть верхов переходит на сторону народа и, возглавляя революционное движение, буквально толкает его на баррикады, обещая все на всех поделить! Остальные представители элиты бегут из страны, оставшихся убивают. К «кормушке» в итоге приходят те, кто был ничем, образуется новая элита, один цикл замыкается и начинается новый.
В 1991 году Голдстоун описал этот цикл, а его математическую модель в 2007 году построили наши российские учёные С. Нефедов и П. Турчин. «Основная сила, разрушающая государство, — рост населения, ведущий к постепенному падению душевого дохода… Крах государства вызывается фракционной борьбой среди элиты, которая открывает путь народному восстанию», — резюмировал П. Турчин.
Однако самая главная тайна, которая лежит в основе учения Мальтуса, до сих пор не раскрыта. Действительно ли, скажем, индустриальному обществу удалось вырваться из порочного круга учения Мальтуса? А может быть, это иллюзия, порождённая нашим страхом увидеть мир таким, как он есть, и железной рукой раз и навсегда ограничить рождаемость на планете?!
Автор: А.Брагин
https://x-files.site/articles.php?article_id=7360