-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 39355
 омментариев: 213095
Ќаписано: 297744


»ван ≈фремов о будущем, которое реализуетс€ сегодн€....

—уббота, 20 ћа€ 2017 г. 12:03 + в цитатник
Ќезадолго до своей кончины великий писатель-фантаст и палеонтолог, учЄный-романтик советского времени »ван ≈фремов был мучим призраками скорого распада коммунистического общества. ќн в 1969-71 годах стал понимать, что это дорогое его сердцу общество Ћ»Ў≈Ќќ ƒќ—“ј“ќ„Ќќ√ќ ќ—Ќќ¬јЌ»я. ¬ 1969 году ≈фремов писал:
Ђ¬се разрушени€ империй, государств и других политических организаций происход€т через утерю нравственности... разрушение носит характер саморазрушени€. Ќекомпетентность, леность и шаловливость Ђмальчиковї и Ђдевочекї в любом начинании €вл€етс€ характерной чертой этого самого времени. я называю это Ђвзрывом безнравственностиї, и это, мне кажетс€, гораздо опаснее €дерной войныї.
ѕотом добавил:
Ђ огда дл€ всех людей честна€ и напр€жЄнна€ работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество?  то сможет кормить, одевать, исцел€ть и перевозить людей? Ѕесчестные, каковыми они €вл€ютс€ в насто€щее врем€, как они смогут проводить научные и медицинские исследовани€?ї



¬ 1971-м году, уже совсем перед смертью, ≈фремов переживал мучительно такие мысли:

Ђѕоколени€, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдЄт величайша€ катастрофа в истории в виде широко распростран€емой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедр€ютс€ во всех странах, и даже в  итае, »ндонезии и јфрикеї.
¬сЄ это внутреннее эродирование цивилизации было дл€ ≈фремова личной катастрофой.



¬прочем, € ещЄ в детстве замечал ходульность и трафаретность образов людей светлого будущего у ≈фремова. —ам ≈фремов списывал это на недостатки своего писательского таланта, ноЕ

¬ его очерках о современниках нет ничего подобного! ќни живые и полнокровные. ѕыта€сь описать людей советского атеистического коммунизма, ≈фремов столкнулс€ с тем, что это люди с недостаточно мотивированным поведением. »х высочайша€ нравственность мертва и холодна, она не опираетс€ на живое чувство и живой интерес. ќна лишена оснований: существует, как некое внушение, без доказательств, как программа у роботов. » оттого герои коммунизма у ≈фремова станов€тс€ похожими на загипнотизированных зомбиЕ ј вот его современники из палеонтологических экспедиций Ц вполне живые, узнаваемые и раскованные людиЕ
» вот Ц трагеди€ философа на рубеже 70-х: кончаютс€ добросовестные люди, вокруг одни рвачи и прохиндеи, мысль ≈фремова мечетс€ Ц и не находит выхода из замкнутого кругаЕ

ј нас эта ситуаци€ заставл€ет снова заговорить о сущности ума (как €влени€) и человеческой цивилизации (как феномена).
+++

„то такое ”ћ? ƒаю такое определение: Ђустройство, помогающее человеку отдел€ть полезное от вредногої. ќпределение кор€вое, и похожее на тавтологию, но в целом, согласитесь Ц ЂсойдЄт дл€ сельской местностиїЕ

ƒалее каменный каньон, по которому протекает река логики, выносит нас на —“–јЎЌџ… поворот:

разумно понимать и реагировать Ц значит, всегда преследовать свой интерес и не дать себ€ обмануть, нав€зав себе чужие интересыЕ
“о есть получаетс€ Ц есть люди глупые, которые работают на чужие интересы. ј есть люди умные Ц которые работают на себ€Е

 онечно, советска€ власть с еЄ кафедрами Ђнаучного атеизмаї напр€мую так не говорила, и даже в первые годы логику пыталась отменить. Ќо, отменив логику, как предмет, никака€ тирани€ не может отменить еЄ, как €вление.

–азрушение религиозных начал неизбежно приводит к тому, что ум начинает уравниватьс€ с подлостью, приспособленчеством, рвачеством и прочим стремлением Ђне дать себ€ обмануть другим, нав€зав чужие интересы вместо моихї.
».ј. ≈фремов, как и все коммунисты, видел в цивилизации рассудочную конструкцию, возводимую людьми ради собственной пользы. ќн не понимал (как и все коммунисты, кроме, может быть,  астро и „е √евары) Ц что цивилизаци€ есть религиозное €вление, складывающеес€ вокруг культа, что еЄ св€зующие элементы суть есть фанатизм, любовь и страсть Ц а не холодна€ рассудочность счЄтной машины.

Ќе видели Ђкрасныеї, что вс€кий Ђразумный эгоизмї по „ернышевскому торит путь не к коммунизму, а к приватизации, не к цивилизованности, а к джунгл€м.

ќдна из особенностей продвигаемой нами идеи »Ќ‘»Ќ»“» »[1] - заключаетс€ в том, что человек, под вли€нием религиозного культа, перестаЄт думать, как биологический локальный объект, и Ђвпускает в себ€ Ѕогаї - т.е. пытаетс€ думать, как Ѕог.
Ёто как? - спросите вы. ј вот как: если € думаю обо всЄм мире, а не только о моЄм островке обитани€, если € думаю обо всех люд€х[2] Ц а не только о Ђсебе, любимомї, то что это значит?

Ёто значит, что € (может быть, сам того не заметив) перестал реагировать на раздражители, как биологический локальный объект. » стал думать за ¬селенную, проникнувшись идеей еЄ (и моей) вечности и бесконечности, всеобщей взаимосв€зи всего со всемЕ

+++

¬ рамках инфинитики человек рассматривает не себ€, как часть видимого  осмоса, а  осмос Ц как видимую часть себ€. Ёто и позвол€ет ему принимать решени€, Ќ≈Ћ≈ѕџ≈ » Ѕ≈«”ћЌџ≈ ƒЋя Ћќ јЋ№Ќќ√ќ Ѕ»ќЋќ√»„≈— ќ√ќ ќЅЏ≈ “ј.

–ешени€, св€занные с самопожертвованием, неоплачиваемым трудом, самоограничением ради других. Ёто и делает цивилизацию, как и человеческий разум: они кристаллизуютс€ вокруг кристаллика инфинитики в человеческом мышлении!

¬едь вне особой логики инфинитики принимать решени€ Ђсебе в ущерб - другим на радостьї может только глупый, умственно-неразвитый человек, который окружающими вовсе не уважаем, а презираем за Ђнеумение житьї.
„еловек, которому с детства внушили аксиому локальной конечности Ц неизбежно спросит у себ€, если не вслух, то мысленно: Ђј мне какое дело до того, что будет через 100 лет? ј мне какое дело до трагедии незнакомых людей в чужом мне городе? —воих хлопот хватает, свои бы беды одолетьЕї.

Ћучше всего об отношении локального во времени и пространстве человека к общечеловеческой цивилизации сказал ».—. “ургенев[3]. ј потом ћ.√орький добавил[4].

¬с€кий хоз€йствующий субъект стараетс€ вз€ть больше, чем отдал, и в этом суть рентабельности.

—ледовательно, цивилизаци€ нерентабельна, потому что требует накапливать блага дл€ ещЄ не родившихс€ людей, требует отдавать больше, чем возьмЄшь в течение твоей личной жизни. ј как же она тогда вообще по€вилась?!
ћы давали ответ в прежних публикаци€х:  ј  ’–јћќ¬јя Ћ≈ѕ“ј. „еловек работает не только на себ€, но и на храм некоей идеи.

ќтпахав смену дл€ собственного пропитани€, он сверхурочно трудитс€ на храм Ц чтобы внести лепту, не имеющую ничего общего с самоокупаемостью и рентабельностью. “ак возникает сперва храм, религи€, а потом, расширительными кругами Ц и вс€ человеческа€ цивилизаци€.

+++

»менно так и жил ».ј.≈фремов, который, конечно же, отдал люд€м невообразимо больше, чем лично износил и скушал. ≈сть гении, которые субсидируют всЄ человечество, и ≈фремов Ц один из таких.

Ќо вокруг него к рубежу 70-х годов ’’ века подрастало поколение, дл€ которого ум Ц это умение увернутс€ от лично-невыгодных дел и об€занностей. ѕридумал, как сделать поменьше, а вз€ть у общества побольше Ц умный человек. ј если позволил обществу себ€ обобрать Ц дурак, и больше никто. ќбманули дурака на четыре кулакаЕ
ƒеинфинизаци€ сознани€ (локализаци€ образа человека в его биологическом теле) неизбежно приводит к прекращению макро-созидательных процессов. ’уже того, она приводит и к растаскиванию ранее созданного.

„еловек не измер€ет больше свои поступки по шкале их ценности дл€ ¬селенной и человечества. ќн измер€ет свои поступки по шкале личной ценности.

≈му неинтересно, что там в итоге будет Ц ему интересно, что ему лично с этого Ђобломитс€їЕ

≈фремов это почуствовал, осознал, продиагностировал. Ќо что с этим делать Ц не знал. Ќравственные персонажи из Ђ“уманности јндромедыї и Ђ„аса Ѕыкаї всегда отличались смазанной мотивацией и недостаточным основанием поступков. ќни (волей автора) Ц твЄрдо знали, как нужно поступать, но были чрезвычайно у€звимы при попытке обосновать своЄ поведение средствами разума.
¬ чЄм тут главна€ ошибка коммунистов?

+++

Ќравственность Ц не €вл€етс€ набором правил. Ќабор правил Ц это всего лишь несколько фраз, колебание воздуха. √лавное в нравственности Ц не еЄ заповеди, запреты или предписани€, ј »’ ћќ“»¬ј÷»я.

Ќельз€ обосновать нравственность простым декламированием. ћногократный повтор - служит заменой доказательств только дл€ дураков. ƒл€ умного человека - сколько не повтор€й, необоснованное остаЄтс€ необоснованным...
ћожно дес€ть лет ежедневно вдалбливать дет€м в школе правила нравственности, они их вызубр€т до зап€той Ц но на выходе будут испытывать к ним только отвращение, как члены  ѕ—— времЄн Ђперестройкиї к зазубренному марксизму-ленинизму.

Ќравственность нельз€ вдолбить или заучить наизусть, еЄ нужно ѕ–ќћќ“»¬»–ќ¬ј“№. „тобы человек не казалс€ дураком в формуле Ђмне сказали Ц € сделал, зачем не знаю, так велелиї.
„тобы человек мог объ€снить, зачем он сделал то, что сделал. ’от€ бы на уровне страха, дрессуры: Ђне хочу в аду горетьї. Ёто же совсем не то же самое, что Ђмне чужие сказали Ц € сделал, как они велелиї. Ёто же уже Ћ»„Ќјя мотиваци€ Ц я не хочу гореть в аду.

+++

≈фремов перед кончиной жалуетс€, что Ђ¬се разрушени€ происход€т через утерю нравственности...ї ќно, конечно, так, кто бы спорил! Ќу а что сам ≈фремов и его палеонтологи€ (кости динозавров и теори€ эволюции) дали дл€ укреплени€ и мотивации нравственной системы?!

 онечно, ≈фремову было непри€тно видеть конечный плод своих трудов Ц предсказанное ‘.ƒостоевским Ђпоколение разврата неслыханного, подленького, гадкую трусливую, жестокую, себ€любивую мразьї.
Ќу, а с другой стороны Ц чего он хотел, утвержда€ своими трудами, что выживают в процессе бессмысленной и неуправл€емой эволюции случайностей даже не сильнейшие, а просто Ђвыжившиеї - то есть приспособившиес€, нашедшие трещинку посреди регул€рного апокалипсиса вымирани€ целых видов?

ƒарвинизм учит, что нет ни верха, ни низа, ни прогресса, ни регресса, ни движени€, ни смысла. —ледовательно (раз всЄ нагромождение равнозначных случайностей) Ц важен только ты и твои субъективные ощущени€.

» когда дарвинизм этому человека окончательно выучит Ц вылезает конечным продуктом Ђгадка€, труслива€, жестока€, себ€любива€ мразьї.

¬ы еЄ считаете тупой Ц а она вас. ¬ы вот, такие умные, сидите, газетку читаете, а она, мразь, путЄм убийств грабежей и мародЄрства сколотила себе личное состо€ние[5] и в Ћондоне особн€к купила! “ак кто умнее?!
» вот 5 тыс€ч лет человеческой цивилизации, духовных исканий, откровений, жертв, подвигов и самоотречени€ аскетов попадают в руки Ђгадкой, трусливой, жестокой, себ€любивой мразиїЕ ќни утилизируютс€ в одно-два поколени€, оставл€€ за собой Ђлунный ландшафтї и полное пепелище. ћразь настроена выжать всЄ, что можно выжать и выбросить то, из чего больше нечего выжиматьЕ

«десь кончаетс€ цивилизаци€ разума и начинаетс€ мгла похотей, инстинктов, харизм, кровавых карнавалов и пл€шущих скелетовЕ

+++

¬с€кий человек стремитс€ к достатку, изобилию, благополучию дл€ себ€. » всЄ дело в цене вопроса.

÷ивилизованный человек не рвЄтс€ к личному обогащению и личной карьере любой ценой, у него есть сдерживающие моральные факторы. “о есть не берут свою выгоду ЋёЅќ… ÷≈Ќќ….

ƒикарь и животное рвутс€ к личному успеху ЋёЅќ… ÷≈Ќќ….

ƒл€ них главное не сохранение системы, а вырвать у системы ЂсвоЄї. „то будет потом с системой, когда они ЂсвоЄї вырвали Ц им безразлично.

“о есть: существуют центростремительные силы цивилизованности: человек понимает целостность мироздани€, единство общества и мотивирован не обрушить общей системы.
Ќо существуют (в наследство от животного мира) и центробежные мотивации: в них центр Ц не твой лидер, а твой враг и конкурент. ќн Ц не отец тебе, а рабовладелец и насильник.

»тог: человек ЂрвЄт на себ€ї, система рушитс€.
¬ каждом человеке центростремительные и центробежные силы сочетаютс€. ¬ основе центростремительных Ц любовь[6]. ¬ основе центробежных Ц эгоизм, раздутое Ёго.

»менно поэтому ещЄ в древности было сказано: Ђ≈сли € говорю €зыками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то € - медь звен€ща€ или кимвал звучащий. ≈сли имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею вс€кое познание и всю веру, так что могу и горы переставл€ть, а не имею любви,- то € ничто. » если € раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользыї[7].
—уть в том, что интеллект, образованность или иные сверхспособности личности сами по себе не делают еЄ пригодной дл€ бремени цивилизации и жизни в обществе.
¬ отсутствии любви, при раздутом гипер-Ёго они превращаютс€ в катализаторы распада общества, потому что у человека ина€ система логики, требующа€ всеми своими мотиваци€ми не созидать и наращивать, а рвать и растаскивать.



[1] »нфинитика Ц общее им€ дл€ всех представлений человека о вечности и бесконечности, и всех желаний служить вечным ценност€м.

[2] »исуса спросили: кого считать ближним (то есть родным, частью себ€). —уть ответа ’риста в том, что родной тебе Ц не только твой родной и близкий, но и любой, даже самый дальний и незнакомый человек. ƒаже инородец: Ђдобрый самарит€нинї (это изложено в ≈вангелии Ч Ћк. 10:25-37).

[3] Еƒа вот, например, ты сегодн€ сказал, проход€ мимо избы нашего старосты ‘илиппа, - она така€ славна€, бела€, - вот, сказал ты, –осси€ тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение, и вс€кий из нас Ђ должен этому способствовать... ј € и возненавидел этого последнего мужика, ‘илиппа или —идора, дл€ которого € должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ќу, будет он жить в белой избе, а из мен€ лопух расти будет; ну, а дальше?

[4] Ђ¬с€кий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ееї.

[6] 1  оринф€нам 13:4-7 - ЂЋюбовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозноситс€, не гордитс€, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражаетс€, не мыслит зла, не радуетс€ неправде, а сорадуетс€ истине; все покрывает, всему верит, всего надеетс€, все переноситї.

[7] 1 ор.13:1Ч8

Ќиколай ¬џ’»Ќ, специально дл€ ЂЁћї; 19 ма€ 2017
–убрики:  ”мные мысли


ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 6 пользовател€м



»нга_»волгина   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 21 ћа€ 2017 г. 18:10 (ссылка)
¬опросы подн€ты интересные и неординарно. Ќадо подумать...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 21 ћа€ 2017 г. 18:16 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку