-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 39324
 омментариев: 213019
Ќаписано: 297632


«агадки айнов

¬торник, 24 январ€ 2017 г. 09:59 + в цитатник
07227635 (700x414, 149Kb)
јйны (айну) Ч загадочное плем€, из-за которого
учеными разных стран сломано великое множество копий. ќни белолицые и
пр€моглазые (мужчины к тому же отличаютс€ сильной волосатостью) и по
своему внешнему облику разительно отличаютс€ от других народов ¬осточной
јзии. ќни €вно не монголоиды, скорее т€готеют к антропологическому типу
ёго-¬осточной јзии и ќкеании.



јйны в традиционных костюмах. 1904 год


ќхотники и рыболовы, на прот€жении веков почти не знавшие земледели€,
айны тем не менее создали необычную и богатую культуру. »х орнамент,
резьба и дерев€нна€ скульптура удивительны по красоте и выдумке; их
песни, танцы и сказани€ прекрасны, как вс€кие подлинные творени€ народа.

 аждому народу свойственна неповторима€ истори€ и самобытна€
культура. Ќауке в большей или меньшей степени известны этапы
исторического развити€ того или иного этноса. Ќо в мире существуют
народы, происхождение которых остаетс€ загадкой. » в наши дни они
продолжают волновать умы ученых-этнографов.   числу таких этносов в
первую очередь относ€тс€ айны Ч аборигены ƒальневосточного региона.

Ёто был интереснейший, красивый и здоровый от природы народ,
поселившийс€ на японских островах, южном —ахалине и  урилах. —ами себ€
они называли различными племенными именами Ч Ђсо€-унтараї,
Ђчувка-унтараї. —лово Ђайнуї, которым их привыкли называть, Ч не
самоназвание этого народа. ќно означает Ђчеловекї. Ёти аборигены
выделены учеными в отдельную айнскую расу, сочетающую во внешнем облике
европеоидные, австралоидные и монголоидные черты.

»сторическа€ проблема, возникающа€ в св€зи с айнами, Ч это вопрос их
расового и культурного происхождени€. —леды существовани€ этого народа
обнаружены даже в местах неолитических сто€нок на японских островах.
јйны Ч это древнейша€ этническа€ общность. »х прародители Ч носители
культуры Ђдземонї (дословно Ђверевочный орнаментї), насчитывающей почти
13 тыс€ч лет (на  урильских островах Ч 8 тыс€ч лет).

Ќачало научному изучению дзЄмонских сто€нок было положено немецкими
археологами ‘. и √. «ибольдами и американцем ћорсом. ѕолученные ими
результаты значительно разнились между собой. ≈сли «ибольды со всей
ответственностью утверждали, что дзЄмонска€ культура Ч творение рук
древних айнов, то ћорс был осторожнее. ќн не соглашалс€ с точкой зрени€
своих немецких коллег, но в то же врем€ подчеркивал, что дзЄмонский
период существенно отличаетс€ от €понского.

ј что же сами €понцы, которые называли айнов словом Ђэби-суї?
Ѕольшинство из них не соглашалось с выводами археологов. ƒл€ них
аборигены были всегда только варварами, о чем свидетельствует, например,
запись €понского хрониста, сделанна€ в 712 году: Ђ огда наши
возвышенные предки спустились на корабле с неба, на этом острове (’онсю)
они застали несколько диких народов, среди них самыми дикими были
айныї.

Ќо как свидетельствуют археологические раскопки, предки этих
Ђдикарейї задолго до по€влени€ на островах €понцев создали там целую
культуру, которой может гордитьс€ любой народ! »менно поэтому
официальна€ €понска€ историографи€ предпринимала попытки соотнести
создателей дзЄмонской культуры с предками современных €понцев, но никак
не с айнами.

» все же большинство ученых сход€тс€ во мнении, что культура айнов
была настолько жизнеспособна, что оказала вли€ние на культуру своих
поработителей Ч €понцев.  ак указывает профессор —. ј. јрутюнов, айнские
элементы сыграли существенную роль в формировании самурайства и древней
€понской религии Ч синтоизма.

“ак, например, айнский воин Ч джангин Ч имел два коротких меча, 45Ч50
см длиной, слабоизогнутые, с односторонней заточкой и дралс€ ими, не
признава€ щитов.  роме мечей, айны носили два длинных ножа
(Ђчейки-макириї и Ђса-макириї). ѕервый был ритуальным ножом дл€
изготовлени€ св€щенных стружек Ђинауї и совершени€ обр€да Ђпереї или
Ђэритокпаї Ч ритуального самоубийства, которое потом перен€ли €понцы,
назвав харакири, или сэппуку (как, кстати, и культ меча, специальные
полочки дл€ меча, копь€, лука).

ћечи айны выставл€ли на всеобщее обозрение только во врем€ ћедвежьего
праздника. —таринное предание гласит: Ђƒавным-давно, после того как эта
страна была создана Ѕогом, жили старик-€понец и старик-айн. ƒеду-айну
было велено сделать меч, а деду-€понцу Ч деньгиї. ƒалее объ€сн€етс€,
почему у-айнов был культ мечей, а у €понцев Ч жажда денег. јйны осуждали
своих соседей за ст€жательство.

Ўлемов айны не носили. ќт приироды они имели длинные густые волосы,
которые сбивались в колтун, образу€ подобие естественного шлема. ќ
воинском искусстве айнов в насто€щее врем€ известно очень мало. —читают,
что пра€понцы перен€ли у них практически все. ¬ообще-то айны сражались
не только с €понцами.

—ахалин, к примеру, они отвоевали у Ђтонциї Ч низкорослого народца,
действительно коренного населени€ —ахалина. ќстаетс€ добавить, что
€понцы бо€лись открытого бо€ с айнами, завоевывали и вытесн€ли их
хитростью. ¬ древней €понской песне говорилось, что один Ђэмисиї
(варвар, айн) стоит ста человек. —уществовало поверье, что они могли
напускать туман.

»значально айны жили на островах японии (тогда она называлась
јйнумосири Ч земл€ айнов), пока не были оттеснены на север пра€понцами.
Ќа  урилы и —ахалин они пришли уже в XIIIЧXIV веках. —леды их пребывани€
находили также на  амчатке, в ѕриморье и ’абаровском крае.

ћногие топонимические названи€ —ахалинской области нос€т айнские
названи€: —ахалин (от Ђ—ахарэн ћосириї Ч Ђволнообразна€ земл€ї); острова
 унашир, —имушир, Ўикотан, Ўиашкотан (слова-окончани€ Ђширї и Ђкотанї
означают соответственно Ђучасток землиї и Ђпоселениеї). „тобы зан€ть
весь архипелаг до ’оккайдо включительно (тогда он называлс€ Ёдзо)
€понцам потребовалось более двух тыс€ч лет (самые ранние свидетельства о
стычках с айнами датируютс€ 660 годом до н. э.).

—уществует достаточно фактов культурной истории айнов, и, казалось
бы, можно с высокой степенью точности вычислить их происхождение.

¬о-первых, можно предположить, что в незапам€тные времена всю
северную половину главного €понского острова ’онсю насел€ли племена,
€вл€ющиес€ или пр€мыми предками айнов или сто€щие по своей материальной
культуре очень близко к ним.  ¬о-вторых, известны два элемента, которые
составл€ли основу орнамента айнов, Ч спираль и зигзаг.

¬-третьих, не подлежит сомнению, что исходным моментом айнских
верований был первобытный анимизм, то есть признание существовани€ души у
любого существа или предмета. » наконец, достаточно хорошо изучены
общественна€ организаци€ айнов и способ их производства.

Ќо оказываетс€, что фактологический метод не всегда оправдывает себ€.
Ќапример, доказано: спиральный орнамент никогда не был досто€нием одних
лишь айнов. ќн широко использовалс€ в искусстве жителей Ќовой «еландии Ч
маори, в декоративных рисунках папуасов Ќовой √винеи, у неолитических
племен, живших в нижнем течении јмура.

„то это Ч случайное совпадение или следы существовани€ определенных
контактов между племенами ¬осточной и ёго-¬осточной јзии в какой-то
отдаленный период? Ќо кто был первым, а кто перен€л открытие? “акже
известно, что поклонение медведю и его культ были распространены на
обширных территори€х ≈вропы и јзии. Ќо у айнов он резко отличен от ему
подобных у других народов, ибо только они вскармливали жертвенного
медвежонка грудью женщины-кормилицы!

јйны и культ медвед€

ќсобн€ком стоит и €зык айнов. ќдно врем€ считалось, что он не
находитс€ в родстве ни с каким другим €зыком, но сейчас некоторые ученые
сближают его с малайско-полинезийской группой. ј €зыковеды обнаружили в
€зыке айнов латинские, слав€нские, англогерманские и даже санскритские
корни.   тому же этнографы до сих пор бьютс€ над вопросом Ч откуда в
этих суровых земл€х по€вились люди, нос€щие распашной (южный) тип
одежды.

ѕлатье-халат, выделанное из волокон древесины и украшенное
традиционным орнаментом, одинаково хорошо смотрелось на мужчинах и на
женщинах. ѕраздничные белые халаты шились из крапивы. Ћетом айны носили
набедренную пов€зку южного типа, зимой шили себе одежды из меха.
Ћососевые шкуры использовались ими дл€ изготовлени€ мокасин до самых
колен.

јйнов поочередно причисл€ли и к индо-ари€м, и к австралоидам и даже
европейцам. —ами же айны считали себ€ прилетевшими с небес: ЂЅыло врем€,
когда первые айны спустились из —траны облаков на землю, полюбили ее,
зан€лись охотой, рыболовством, чтобы питатьс€, танцевать и плодить
детейї (из айнского предани€). » действительно, жизнь этих удивительных
людей была полностью св€зана с природой, морем, лесом, островами.

ќни, занима€сь собирательством, охотой, рыбной ловлей, соединили
знани€, умени€ и навыки многих племен и народов. Ќапример, как таежники,
ходили на охоту; собирали дары мор€, как южане; били морского звер€,
как жители севера. јйны строго хранили секрет мумифицировани€ усопших и
рецепт смертельного €да, добываемого из корн€ растени€ аконит, которым
пропитывали наконечники своих стрел и гарпунов. ќни знали, что этот €д
быстро разлагаетс€ в теле убитого животного и м€со можно будет
употребл€ть в пищу.

ќруди€ и оружие айнов были весьма походки на те, которыми
пользовались и другие сообщества предисторических людей, живших в
аналогичных климатических и географических услови€х. ѕравда, они
обладали одним существенным преимуществом Ч у них был обсидиан, которым
богаты японские острова. ѕри обработке обсидиана грани получались более
гладкими, чем у кремн€, так что наконечники стрел и топоры дзЄмонцев
можно отнести к шедеврам неолитического производства.

»з оружи€ самыми главными были лук и стрелы. ¬ысокого развити€
достигало производство гарпунов и удочек, изготовл€вшихс€ из оленьих
рогов. —ловом, и оруди€, и оружие дзЄмонцев типичны дл€ своего времени, и
несколько неожиданно лишь то, что люди, не знавшие ни земледели€, ни
скотоводства, жили довольно многочисленными сообществами.

ј сколько загадочных вопросов породила культура этого народа! ƒревние
айны создавали удивительную по красоте керамику ручным лепным способом
(без какого-либо приспособлени€ дл€ верчени€ посуды, а тем более
гончарного круга), украша€ ее причудливым веревочным орнаментом, и
загадочные статуэтки догу.

 ерамика культуры дзЄмон

¬се делалось вручную! » все же керамике дзЄмона отводитс€ особое
место в примитивной керамике вообще Ч нигде контраст между
отполированностью ее орнамента и крайне низкой Ђтехнологиейї не выгл€дит
разительнее, чем здесь.   тому же айны были едва ли не самыми ранними
земледельцами ƒальнего ¬остока.

» вновь вопрос! ѕочему же они утратили эти навыки, став лишь
охотниками и рыболовами, сделав по сути, тем самым в развитии шаг назад?
ѕочему самым причудливым образом у айнов переплетаютс€ черты разных
народов, элементы высокой и примитивной культур?

Ѕудучи от природы народом очень музыкальным, айны любили и умели
веселитьс€. “щательно готовились к праздникам, из которых самым главным
был медвежий. јйны обожествл€ли все вокруг себ€. Ќо особенно почитали
они медвед€, зме€ и собаку.

¬ед€ на первый взгл€д примитивную жизнь, они дали миру неподражаемые
образцы искусства, обогатили культуру человечества ни с чем не
сравнимыми мифологией и фольклором. ¬сем своим видом и жизнью они как бы
отрицали усто€вшиес€ представлени€ и привычные схемы культурного
развити€.

” женщин айнов на лицах можно было увидеть татуировку-улыбку.
 ультурологи считают, что традици€ рисовать Ђулыбкуї - одна из старейших
в мире, ей следовали представители народности айну долгое врем€.
Ќесмотр€ на все запреты со стороны €понского правительства, даже в ’’
веке айну делали татуаж, считаетс€, что последн€€ Ђправильної
татуированна€ женщина умерла в 1998 году.

Ќаносили татуировки исключительно женщины, считалось, что этому
обр€ду научила предков айну прародительница всего живого - Okikurumi
Turesh Machi, младша€ сестра Ѕога-творца Okikurumi. ѕередавалась
традици€ по женской линии, рисунок на тело девушки наносила ее мать или
бабушка.

¬ процессе Ђ€понизацииї народности айну в 1799 году был введен запрет
на татуирование девочек, а в 1871 году в ’оккайдо провозглашен
повторный строгий запрет, поскольку считалось, что процедура слишком
болезненна€ и негуманна€.

ƒл€ айну отказ от татуировок был неприемлемым, поскольку считалось,
что в таком случае девушка не сможет выйти замуж, а после смерти обрести
покой в загробной жизни. —тоит отметить, что обр€д действительно был
жестоким: впервые рисунок наносилс€ девочкам в семилетнем возрасте, и
позже Ђулыбкуї дорисовывали на прот€жении нескольких лет, завершающий
этап Ц в день вступлени€ в брак.

ѕомимо характерной татуировки-улыбки, на руках у айнов можно было
увидеть геометрические узоры, они также наносились на тело в качестве
оберега.

ќдним словом, загадок с течением времени становилось все больше, а
ответы приносили все новые проблемы. »звестно точно только одно, что их
жизнь на ƒальнем ¬остоке была исключительно трудной и трагической.  огда
в XVII веке русские землепроходцы достигли Ђсамого дальнего востокаї,
их взорам открылось безбрежное величественное море и многочисленные
острова.

Ќо больше завораживающей природы изумлены они были обликом туземцев.
ѕеред путешественниками предстали заросшие густыми бородами люди с
широкими, как у европейцев глазами, с крупными, выступающими носами,
похожие на кого угодно: на мужиков из –оссии, на жителей  авказа, на
цыган, но только не на монголоидов, которых казаки и служилые люди
привыкли видеть всюду за ”ральским хребтом. «емлепроходцы окрестили их
Ђмохнатыми курильцамиї.

—ведени€ о курильских айнах русские ученые почерпнули из Ђзапискиї
казачьего атамана ƒанилы јнцыферова и есаула »вана  озыревского, в
которой они извещали ѕетра I об открытии  урильских островов и о первой
встрече русских людей с аборигенами тамошних мест.

Ёто произошло в 1711 году.

Ђќставив байдары сохнуть, пошли берегом на полдень и к вечеру увидели
то ли дома, то ли чумы. ƒержа пищали наготове Ч кто знает, что там за
люди, Ч направились к ним. Ќавстречу высыпало человек полсотни, одетых в
шкуры. —мотрели без испуга и были облика необыкновенного Ч волосатые,
длиннобородые, но с белыми лицами и не раскосые, как €куты и камчадалыї.

Ќесколько дней покорители ƒальнего ¬остока через толмача пытались
склонить Ђмохнатых курильцевї под государеву руку, но те отказались от
такой чести, за€вив, что никому €сак не платили и платить не будут.
“олько и узнали казаки, что земл€, на которую они приплыли, остров, что
на полдень за ним лежат другие острова, а еще дальше Ч ћатмай, япони€.

„ерез 26 лет после јнцыферова и  озыревского  амчатку посетил —тепан
 рашенинников. ќн оставил после себ€ классический труд Ђќписание земли
 амчаткиї, где, помимо других сведений, дал подробную характеристику
айнов как этнического типа. Ёто было первым научным описанием племени.
¬ек спуст€, в мае 1811 года, здесь побывал знаменитый мореплаватель
¬асилий √оловнин.

Ѕудущий адмирал в течение нескольких мес€цев изучал и описывал
природу островов и быт их жителей; его правдивый и красочный рассказ об
увиденном высоко оценили как любители словесности, так и ученые
специалисты. ќтметим и такую деталь: переводчиком у √оловнина служил
курилец, то есть айн, јлексей.

Ќам неизвестно, какое им€ носил он Ђв мируї, но его судьба Ч один из
многочисленных примеров контакта русских с курильцами, которые охотно
обучались русской речи, принимали православие и вели с нашими пращурами
оживленную торговлю.

 урильские айны, по свидетельству очевидцев, были очень добрыми,
приветливыми и открытыми людьми. ≈вропейцы, посещавшие в разные годы
острова и обычно кичившиес€ своей культурой, предъ€вл€ли высокие
требовани€ к этикету, однако они отмечали характерную дл€ айнов
галантность манер.

√олландский мореплаватель де ‘риз писал:
Ђ»х поведение в отношении иностранцев настолько просто и искренне, что
лучше не могли бы вести себ€ образованные и вежливые люди. явл€€сь перед
чужестранцами, они одеваютс€ в свои лучшие платье, произнос€т
простительно свои приветстви€ и пожелани€, склон€ют головуї.

¬озможно, именно это добродушие и открытость не позволили айнам
противосто€ть пагубному вли€нию людей с Ѕольшой земли. –егресс в их
развитии наступил тогда, когда они оказались между двух огней: теснимые с
юга €понцами и с севера Ч росси€нами.

—овременные айны

—лучилось так, что эта этническа€ ветвь Ч курильские айны Ч оказалась
стерта с лица «емли. Ќыне айны проживают в нескольких резерваци€х на
юге и юго-востоке о. ’оккайдо, в долине реки »сикари. „истокровные айны
практически выродились или ассимилировались с €понцами и нивхами. —ейчас
их всего 16 тыс€ч, и численность продолжает резко сокращатьс€.

∆изнь современных айнов разительно напоминает картину жизни древних
дзЄмонцев. »х материальна€ культура на прот€жении минувших столетий
изменилась столь незначительно, что эти изменени€ могут не приниматьс€ в
расчет. ќни уход€т, но жгучие тайны минувшего продолжают волновать и
тревожить, распал€ть воображение и питать неисс€каемый интерес к этому
удивительному самобытному и ни на кого не похожему народу.



http://planeta.moy.su/news/zagadki_ajnov/2017-01-24-81566
–убрики:  »стори€


ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 10 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку