-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 40075
 омментариев: 214747
Ќаписано: 300180


«агадочное царство попа »оанна

ѕ€тница, 30 —ент€бр€ 2016 г. 12:07 + в цитатник

¬ —редние века большую попул€рность приобрели легенды о могущественном христианском государстве на ¬остоке, полном всех благ мира и христианской гармонии, во главе которого сто€л не менее легендарный правитель Ц царь-св€щенник пресвитер »оанн (английский Prester John, в русской литературе Ц поп »ван). ќн вел свое родословие от евангельских волхвов, первыми пришедших поклонитьс€ ’ристу. ¬прочем, пресвитер »оанн признавалс€ потомком как волхвов, так и св€того ‘омы, предположительно основавшего раннюю, а значит, подлинную христианскую ÷ерковь в »ндии. »мелись даже определенные письменные свидетельства, подтверждающие факт существовани€ Ђидеальной страныї. Ќо существовал ли этот загадочный правитель в реальности и где находилось его удивительное царство, если таковое, конечно, было на самом деле?


»сторики склон€ютс€ к мысли, что легенда о загадочном восточном царстве и самом пресвитере »оанне Ц не более чем попытка выдать желаемое за действительное: Ђесли такого государства не было, то его необходимо было придуматьї, так как в нем консолидировались ча€ни€ и устремлени€ средневекового человека.

   Ћегенда о пресвитере »оанне Ц полумифическом христианском правителе, жившем где-то в »ндии, который играл одновременно роль корол€ и патриарха, распространилась с середины XII века от берегов реки ’уанхэ до јтлантики среди китайцев, турок, монголов, персов, арабов, индийцев, арм€н и всех европейских народов, участвовавших в крестовых походах. ѕериод формировани€ легенды занимает около 400 лет. ¬ русскую древнюю литературу легенда проникла под именем Ђ—казани€ об »ндийском царствеї. Ёнциклопедический словарь Ѕрокгауза и ≈фрона утверждает, что основанием слуха послужил имевший место успех несторианского христианства среди племен —редней јзии, о котором писал јбуль-‘арадж. Ћегендарный же элемент сказани€ о царстве, полном всех благ мира, и о царе Ц св€щеннике, идущем на защиту христиан от неверных, создалс€ благодар€ угнетению восточных христиан турками и сарацинами.

ѕервое известие о пресвитере »оанне по€вл€етс€ в летописи ќттона ‘рейзингского (от 1145 года). Ёта летопись повествует о событи€х, происходивших вплоть до 1156 года. —огласно ей, в 1145 году епископ ’ью из города √ебаль (ныне ƒжубайль в Ћиване) посетил ѕапу –имского и рассказал ему о неком короле и св€щеннике по имени »оанн, который жил в далекой стране на ¬остоке и происходил от одного из библейских волхвов Ц мудрецов, пришедших поклонитьс€ младенцу »исусу в ¬ифлееме. » сам король, и все его подданные были христианами. «а несколько лет до этого, одержав победу над мид€нами и персами, он намеревалс€ освободить »ерусалим от неверных, но не смог форсировать реку “игр.

»з летописи ќттона ‘рейзингского свидетельство о существовании цар€-св€щенника переходит в другие хроники. ќбщеизвестна€ верси€ легенды основана на двух упоминани€х о посещении ѕатриархом »ндии,  онстантинопол€ и –има во времена папы  аликста II (1119Ц1124). “рудно подтвердить или опровергнуть достоверность этих сведений, поскольку оба свидетельства были Ђиз вторых рукї, Ђсловами со словї.

“акже все ссылаютс€ на письмо пресвитера »оанна (подлинность которого, правда, подвергаетс€ сомнению), предположительно написаное императору ¬изантии Ёммануилу I  омнину (1143Ц1180).

Ёто письмо, по€вившеес€ около 1165 года и подробно описывавшее чудеса и богатства, поражало воображение европейцев и распростран€лось в еще более приукрашенной форме несколько столетий, а после изобретени€ книгопечатани€ Ц и в печатном виде, будучи актуальным элементом народной культуры в эпоху √еографических открытий. ¬ письме пресвитер »оанн сообщал, что его королевство простираетс€ от развалин ¬авилона до »ндии и даже за ее пределы. ¬ его стране, пользующейс€ почетом и уважением у королей 72 стран, вод€тс€ слоны, верблюды, рогатые люди, кентавры, сатиры, великаны и легендарна€ птица феникс. ј в самом центре владений пресвитера »оанна находитс€ фонтан вечной юности: тому, кто трижды попьет из него, никогда не будет больше 30 лет. —воим королевством »оанн управл€ет с помощью волшебного зеркала, в котором видно все, что происходит даже в самых отдаленных уголках его обширных владений. јрми€ корол€ насчитывает 10 ќќќ всадников и 100 ќќќ пехотинцев, впереди идут 14 носильщиков, они несут золотые кресты, искусно инкрустированные прекрасными драгоценными камн€ми.

ѕисьмо пресвитера »оанна имело активное хождение при светских и церковных дворах средневековой ≈вропы, несмотр€ на то что это, скорее всего, была фальшивка. ѕодкупала истори€ о том, что армии пресвитера дошли чуть ли не до ћесопотамии, но нуждаютс€ в поддержке «апада. ¬ ≈вропе времени крестовых походов это порождало надежду на то, что стоит христианам чуть поднажать, и мир ислама, вз€тый в клещи, не устоит.

ѕисьмо пресвитера »оанна, быстро распростран€вшеес€ в ≈вропе, было переведено на несколько €зыков, включа€ иврит. ƒо сегодн€шнего дн€ сохранилось несколько сотен копий письма. —овременный контент-анализ варианта письма на иврите позвол€ет сделать предположение, что автор письма был выходцем из среды евреев северной »талии или Ћангедока. ¬о вс€ком случае, авторство, по всей видимости, принадлежит европейцу, однако цели его поступка не вполне €сны.

–еальной подоплекой фальшивки было, скорее всего, существование многочисленных несторианских общин, осужденных на ¬селенском соборе в Ёфесе в 431 году и рассе€нных по всему ¬остоку (от Ѕагдада до ћонголии и  ита€). —клонность к богословским спорам вообще отличала восточно-православный мир Ц ¬изантию, так же как любовь к юридическим тонкост€м €вл€лась особенностью западного мира с самого его рождени€.

Ќесторианство было течением в раннем христианстве. ≈го основателем и патриархом стал Ќесторий  онстантинопольский (428Ц431), утверждавший, что »исус ’ристос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии восприн€л божественную природу. —уть учени€ состоит в том, что ’ристос понимаетс€ как особа€ человеческа€ личность, в которой стал обитать Ћогос Ѕожий. — точки зрени€ православи€, которое видит в ’ристе сам Ћогос, это означает, что единый ’ристос раздел€етс€ на два разных Ц один из них Ц Ћогос, а другой Ц человек, сын ћарии.

Ќесторий были низложен на III ¬селенским соборе в Ёфесе после того, как отказалс€ именовать ƒеву ћарию Ѕогородицей. —огласно Ќесторию, ƒеву ћарию можно было бы именовать ’ристородицей, потому что она родила ’риста, но не Ѕогородицей, так как Ѕог не был рожден. ѕо учению же александрийского епископа св.  ирилла (главного оппонента Ќестори€), Ђедина€ природа Ѕога —лова воплощенна€ї включает в себ€ не только индивидуальное человечество »исуса, но и всю полноту Ђобожествленногої человечества Ц всех спасенных и спасаемых, то есть всю ÷ерковь.

ѕосле осуждени€ несториане перенесли свою де€тельность в јзию (в отличие от основного потока христианства, развернувшего свою работу в ≈вропе). ќсобенного успеха несторианство достигло у кочевников. “ак, например, кераитский хан “огрул (¬ан-хан), побратим отца „ингисхана ≈суге€, был (вместе со своим народом) несторианином. ћогущественное ханство найманов («ападна€ ћонголи€ и ¬осточный  азахстан) также исповедовало несторианство. Ќесторианами €вл€лись уйгуры в ¬осточном “уркестане (современный «ападный  итай). ѕредставители течени€ занимали определенные позиции и в государстве каракитаев (Ђчерных киданейї Ц также монгольского племени) в —редней јзии и ¬осточном “уркестане. »х гурхан ≈люй ƒаши разгромил в XII веке н. э. —ан-джа€ Ц султана великих —ельджукидов.

ѕо мнению Ћьва √умилева, написавшего замечательную книгу Ђ¬ поисках вымышленного царстваї (царства пресвитера »оанна!), посв€щенную несторианам и образованию ћонгольской империи, эта победа и €вилась поводом дл€ смутных представлений в ≈вропе о существовании христианского государства в глубинах јзии. ќднако в XIII веке восточные несториане стали жертвами жестокой внутриполитической борьбы в ћонгольской империи.

ѕоскольку слухи о чудесном королевстве пресвитера »оанна стали распростран€тьс€ как раз в эпоху крестовых походов, то неудивительно, что папа јлександр III стал искать с ним союза. ¬о врем€ ¬торого крестового похода многие рыцари верили, что пресвитер »оанн придет им на помощь и поможет вновь отвоевать ѕалестину у мусульман. ƒоверие к упом€нутым сообщени€м было столь велико, что папа јлександр III 27 сент€бр€ 1177 года даже направил письмо пресвитеру »оанну через своего эмиссара ‘илиппа (бывшего его личным врачом по совместительству). ѕосланник уехал, его долго ждали, но он так и не вернулс€. Ѕольше о ‘илиппе никто не слышал. „то ж, мисси€ эта была едва ли выполнима, поскольку никто не знал, где находитс€ загадочное королевство.

»де€ о царе-первосв€щеннике на ¬остоке не могла также не прельстить и императора ‘ридриха Ѕарбароссу и его окружение. ÷арь-св€щенник не нуждаетс€ в папе, и, таким образом, светска€ и духовна€ власть сосредоточивались в одних руках. ќтличный прецедент дл€ борющегос€ с ѕапой императора. ѕосле вз€ти€ ћилана в одном из его соборов нашли €кобы мощи трех царей-волхвов, пришедших с ¬остока и св€занных с царством пресвитера. ќни были с триумфом перезахоронены в  ельне Ц св€щенном городе германских королей. ¬скоре в города јахене, где находилась гробница  арла ¬еликого, была совершена церемони€ беатификации (причислени€ к лику св€тых) этого франкского императора. Ќо ‘ридриху Ѕарбароссе необходим был ныне живущий царь-первосв€щенник. ј тут императору удалось закончить многолетнюю войну с гвельфами на приемлемых услови€х. «аключение мира ускорил и проект “ретьего крестового похода (1189Ц1192). ¬ походе участвовали также английский король –ичард Ћьвиное —ердце и французский король ‘илипп II. Ѕарбаросса наде€лс€, что, разгромив с помощью мощной армии курдского правител€ ≈гипта —аладдина (—алах-ад-дина), отн€вшего у «апада »ерусалим, он сможет продвинутьс€ дальше на восток и встретить пресвитера »оанна, который поможет германскому императору сломить всех врагов и стать единоличным главой западного мира. ќднако Ђ√осподь посрамл€ет высокоумие мудрецовї. Ѕарбаросса погиб, наход€сь в гост€х у своего союзника кн€з€ Ћьва, правител€  иликийской јрмении (юг ћалой јзии). —огласно общеприн€той версии, немолодой император утонул, купа€сь в горной речке.

ќднако вера людей в существование неподвластного возрасту правител€ и его чудесного царства осталась непоколебимой. — падением владений крестоносцев в ѕалестине слухи о пресвитере »оанне утихают, но они возрождаютс€ с по€влением авангарда армии „ингисхана в ѕерсии и јрмении.  огда монголы в XIII веке вторглись в ѕалестину, христиане, насел€вшие остатки государств крестоносцев, верили, что „ингисхан был пресвитером »оанном, пришедшим спасти их от мусульман. »ногда пресвитером »оанном считали “оргул-’ана, несторианского правител€, побежденного „ингисханом. ћонгольского хана ’улагу также считали то пресвитером »оанном, то сыном его ƒавидом, а монголов Ц христианами.

—праведливости ради стоит отметить, что к этому времени в —редней јзии уже была богата€ истори€ христианства.  атолические миссионеры, ездившие ко двору „ингисхана в  аракорум, а также позднейшие путешественники в течение долгого времени разыскивали в јзии пресвитера »оанна. ѕлано- арпини отводит ему место в »ндии; –убрук считает его государем разбитых „ингисханом каракиданей, смешива€ „ингисхана с ¬ан-ханом кераитским. ћарко ѕоло находит потомков первого пресвитера »оанна в лице монгольских кн€зьков, несториан, кочевавших в стране “€нь-дэ, или “ендух, в ќрд осе. ћонте- орвино и ќдорик ‘риульский втор€т мнению ћарко ѕоло.

Ќо поиски заветного царства оказались безуспешными, и потому в 1487 году португальский король »оанн II командировал ѕедро да  овиль€на (ѕетра  овиллани€) и јльфонса ѕаиву в новую экспедицию. ќна прибыла в јбиссинию, где большинство населени€ исповедовало ориентальное православие монофизитского толка, и признала местного цар€ пресвитером »оанном (очевидно, из-за нетипичного дл€ региона христианского вероисповедани€).

¬опрос о личности пресвитера »оанна остаетс€ открытым и по сей день. –азличные историки придерживаютс€ самых разнообразных точек зрени€. –азброс мнений впечатл€ет.

√ербело считает его ¬ан-ханом, вождем кераитов, ∆ербильон Ц одним из тибетских царей, Ћакроз Ц ƒалай-ламой, ‘ишер Ц несторианским католикосом, √устав ќперт и ÷арике отождествили его с ≈люй-даши, вождем —и-л€о, Ѕрун Ц с грузином »ване, жившим при ƒимитрии I, из династии Ѕагратидов.

Ћ. Ќ. √умилев в одной из работ (Ђѕоиски вымышленного царства. Ћегенда о "государстве пресвитера »оаннаФї) подробно анализирует всю имеющуюс€ информацию и отрицает реальность пресвитера »оанна. ќн доказывает, что легенда о царстве пресвитера »оанна была выдумана рыцарскими орденами »ерусалимского королевства с целью направить ¬торой крестовый поход в ћесопотамию (легенда о сильном союзнике должна была внушить мысль о легкости предсто€щего похода).

»так, если исторические хроники не смогли сообщить нам никаких подробностей об этой личности, то, может быть, какой-то ключ к пониманию мы сможем найти в средневековой поэзии, где также упоминаетс€ им€ пресвитера »оанна? ¬едь поэт иногда бывает насто€щим провидцем, и потому в поэтических образах и символах нередко заключена нека€ дол€ истины.

ѕресвитер »оанн упоминаетс€ в легендах о √раале и рыцаре ѕарцифале. ѕо многим детал€м видно, что между главой Ѕратства √раал€, которого поэты именуют также владыкой мира, и главой таинственного христианского государства на ¬остоке существует сходство.

¬ поэме ¬ольфрама фон Ёшенбаха о ѕарцифале им€ пресвитера »оанна упоминаетс€ лишь однажды, да и то в самом конце поэмы. “ам сказано, что пресвитер »оанн Ц сын ‘ейрефица, сводного брата ѕарцифал€; что он, будучи св€щенником, €вл€етс€ и царем »ндии, и что все цари »ндии, наследующие трон после него, принимают это им€. “аким образом, правители этой сказочной индийской страны наследуют им€ »оанн из поколени€ в поколение.

“акую же разгадку тому факту, что все цари таинственного индийского государства нос€т им€ »оанн, дает известна€ легенда »оанна ’ильдесхеймского о трех цар€х, которую с интересом рассматривает и √ете в стать€х Ђ“ри св€тых цар€ї, Ђƒобавлениеї и Ђ» еще раз три св€тых цар€ї (1802).

ћожет быть, ¬ольфрам фон Ёшенбах рассказал бы более подробно о пресвитере »оанне в своем Ђ“итурелеї, но этот труд осталс€ незавершенным. ≈го работу впоследствии использовал и дополнил другой немецкий поэт Ц јльбрехт фон Ўарфенберг (XIII в.), который свою поэму ЂЌовый “итурельї посв€щает царю »оанну и роли √раал€ в »ндии. ¬ сороковой главе поэмы, где автор очень подробно изображает царство »оанна, он, несомненно, использовал ранее упом€нутое легендарное письмо пресвитера »оанна византийскому императору, местами воспроизвод€ его буквально. Ќасколько попул€рно было указанное письмо, настолько же прославленным и распространенным сочинением был в свое врем€ и ЂЌовый “итурельї, дошедший до наших дней во многих вариантах. ’от€ в повествовании о пресвитере »оанне в ЂЌовом “итурелеї много сказочного, тем не менее оно представл€ет весьма значительный интерес и содержит немало таких подробностей в описании загадочного Ѕратства √раал€, которые нашли отражение и в других источниках.

¬ —редние века очень попул€рным было описание путешестви€ »оганна ћондевил€ (1356), где изображено царство могущественного св€щеннослужител€ »оанна далеко на ¬остоке, вблизи ра€. ј »оганн √есе в фантастическом Ђ»тинерариусеї (около 1489) власть цар€-св€щенника »оанна распростран€ет Ђдо самых крайних пределов землиї, включа€ в его царство и земной рай, который находитс€ на вершине огромной горы Ёдем, настолько крутой, что взойти на нее невозможно. ѕо вечерам, когда солнце заходит за гору, видна очень прозрачна€ (ледник?) и красива€ стена ра€. ¬ этой стране находитс€ и чудесный остров (блаженных?), называемый ЂRadix paradysiї (корень ра€), где три дн€ пролетают, как три часа. “ак воображение поэта стремитс€ слить воедино различные представлени€ о стране обетованной, крае всемирной гармонии.

—казание о пресвитере »оанне оставило неизгладимый след и в русском сознании. »нтерес к таинственному ¬остоку всегда был присущ русскому народу, посто€нно соприкасавшемус€ с племенами и народами јзии. Ќо наиболее €рко этот ¬осток олицетвор€ла дл€ него Ђбогата€ї »нди€, страна чудес, откуда с паломниками и купцами приходили на –усь самые фантастические сведени€ и легенды.

ѕервым путешественником в »ндию называют тверского купца јфанаси€ Ќикитина (XV в.), но, конечно, немало было отважных странников-дальнепроходцев и до него, о которых истори€ умалчивает. »з самой »ндии, этого неведомого кра€, в 1533 году впервые в ћоскву прибывает посол ¬еликого ћогола Ѕабура и вручает послание правител€ »ндии, в котором тот предлагает великому кн€зю –оссии дружбу и братство!

— тех пор взаимные контакты обеих стран станов€тс€ все более частыми. ѕоэтому пон€тно, что и легенда о восточном царе »оанне в конце концов в русском сознании тесно сплелась с представлени€ми об »ндии и превратилась в своеобразное Ђ—казание об »ндийском царствеї, легенду, котора€ с XV века была очень распространена в русской литературе и оказала вли€ние даже на народные традиции. Ёта легенда сохранилась в 47 списках, которые часто весьма разн€тс€ в своих детал€х.

–усское сознание превратило пресвитера »оанна в православного цар€, который повсюду охран€ет и поддерживает христиан; он Ђнад всеми цар€ми царьї, и ему принадлежит все пространство, все земли; и только там, где Ђнебо сходитс€ с землейї, там границы его государства. ¬ пределах его страны, по-видимому, находитс€ и земной рай. ¬близи ра€ раскинулось песчаное море, с высокими пустынными и необозримыми горами. ѕо одной версии, царь »оанн живет на острове вместе с браминами, мудрыми, благородными и высоконравственными людьми, смиренными, милосердными, все понимающими. ¬ царстве индийского цар€ »оанна из русского Ђ—казани€Еї нет ни воров, ни завистников, ни лжецов. Ќад этой страной, полной материальных и духовных богатств, ЂЅог руку свою держитї. —реди величайших чудес здесь магическое Ђзерцало праведноеї: кто гл€дит в него, видит все когда-либо соде€нные им злые и добрые дела, и не только собственные грехи, но и все то, что любой человек совершает в доме своем, а также дружеские или враждебные действи€ других стран против русского народа. ¬о дворце хранитс€ чудесный камень кармакаул, Ђгосподин всем камением драгим, в нощи же светит, аки огнь горитї, освеща€ тьму, а днем он как чистое золото (камень √раал€!). ј в замке, который выстроен из драгоценных каменьев мудростью —оломона, друга »оанна, си€ет камень, который виден далеко в море, он €рче огн€, как звезда. “ам находитс€ также Ђнегниющееї ƒрево жизни. ѕомазанный его миром человек больше не старитс€, и глаза его никогда не бол€т. »ли: если в золотой зал внос€т больного, он тотчас выздоравливает Ц глухой обретает слух, к немому возвращаетс€ дар речи.

ѕомимо уже названных, в европейских библиотеках существует немало других источников, имеющих пр€мое или косвенное отношение к личности легендарного пресвитера »оанна. Ќо все эти труды, как и сотни рукописей писем цар€ »оанна и папы јлександра III и др., сохранившихс€ в пыли архивов до наших дней, несомненно представл€ют собой лишь небольшую часть той литературы на эту тему, котора€ существовала в —редние века, но впоследствии по той или иной причине погибла.

¬р€д ли их можно считать неоспоримыми доказательствами реальности этой страны Ц воплощенной мечты человечества о рае, но что-то все-таки не дает окончательно объ€вить тему закрытой.
http://earth-chronicles.ru/news/2016-09-29-96594
–убрики:  »стори€

ѕонравилось: 3 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку