-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 39307
 омментариев: 212960
Ќаписано: 297556


‘изиогномика »оганна Ћафатера

¬оскресенье, 07 јвгуста 2016 г. 14:26 + в цитатник
” французского композитора јндре √ретри (1741Ч1813) было три дочери-погодки: старшей Ч 16, средней Ч 15, младшей Ч 14 лет.
ќднажды зимним вечером вместе со своей матерью они отправились на
бал, в дом, хорошо им знакомый.  огда √ретри вошел, танцы были в
разгаре, и его дочери привлекали всеобщее внимание. ¬се восхищались их
красотой и скромным поведением. √ретри подошел к камину, где сто€л какой-то важный с виду господин.
√ретри увидел, что и он не спускает глаз с его дочерей. Ќо смотрел он на
девушек, наморщив лоб, в глубоком и мрачном молчании. ¬друг он
обратилс€ к композитору: Ч ћилостивый государь, не знаете ли вы этих трех девиц? ѕочему-то √ретри не сказал, что это Ч его дочери, и ответил сухо: Ч ћне кажетс€, это Ч три сестры. Ч » € думаю также. ѕочти два часа они танцуют без отдыха, € смотрел
на них все это врем€. ¬ы видите, что все от них в восхищении. Ќельз€
быть прекраснее, милее и скромнее. ќтцовское сердце забилось сильнее, √ретри едва удержалс€ от
признани€, что это Ч его дети. Ќезнакомец продолжал; голос его стал
торжественным, с интонаци€ми пророка: Ч —лушайте мен€ внимательно. „ерез три года ни одной из них не останетс€ в живых!


47648095 (471x644, 64Kb)
—лова незнакомца произвели на √ретри ошеломл€ющее впечатление.
ћрачный господин сразу же ушел. √ретри хотел было последовать за ним, но
не смог сдвинутьс€ с места: ноги не слушались его. ѕрид€ в себ€, он
начал расспрашивать окружающих о странном человеке, но никто не сумел
назвать его имени. ќдно лишь вы€снилось: он выдавал себ€ за
физиогномиста, ученика знаменитого Ћафатера.

Ђ—транное сие предсказание оправдалось, Ч писал √ретри позже в своих
мемуарах, Ч в течение трех лет лишилс€ € всех дочерей моих...ї

»м€ »оганна  аспара Ћафатера (1741 Ч 1801) сейчас забыто, так же как развита€ им физиогномика (физиономика).
Ќе вспоминают и талантливейшего из его учеников Ч венского врача и
анатома ‘ранца √алл€, дополнившего физиогномику френологией, теорией,
согласно которой можно определить характер и судьбу человека по строению
его черепа.

—уть
физиогномики Ћафатера сводилась к следующему. „еловек Ч существо
животное, моральное и интеллектуальное, то есть Ч вожделеющее,
чувствующее и мысл€щее.

Ёта природа человека выражаетс€ во всей его фигуре, поэтому, в
широком смысле слова, физиогномика исследует всю морфологию
человеческого организма. “ак как наиболее выразительным зеркалом души
человека €вл€етс€ голова, то физиогномика может ограничитьс€ изучением
лица.

»нтеллектуальна€ жизнь выражена в строении черепа и лба, моральна€ Ч в
строении лицевых мышц, в очертании носа и щек, животные черты отражают
линии рта и подбородка. ÷ентр лица, его главна€ деталь Ч глаза, с
окружающими их нервами и мышцами. “аким образом, лицо делитс€ как бы на
этажи, соответственно трем основным элементам, составл€ющим душу
каждого. ‘изиогномика изучает лицо в покое. ¬ движении и волнении его
изучает патогномика.

–азработав такую теорию, сам Ћафатер не следовал ей на практике. —
детства он любил рисовать портреты, был исключительно впечатлительным, и
лица, поразившие его красотой или уродством, перерисовывал по многу
раз. «рительна€ пам€ть у него была великолепна. ќн заметил, что
честность и благородство придают гармонию даже некрасивому лицу.

Ћафатер родилс€ в ÷юрихе, изучал там богословие и с 1768 года до
самой смерти занимал должность сначала приходского дь€кона, а потом
пастора в своем родном городе. ќн продолжал: рисовать уши, носы,
подбородки, губы, глаза, профили, анфасы, силуэты Ч и все это с
комментари€ми. ѕостепенно Ћафатер поверил в свою способность определ€ть
по внешности ум, характер и присутствие (или отсутствие) божественного
начала в человеке.

ќн имел возможность провер€ть верность своих характеристик на
исповед€х. ¬ его альбомах были рисунки фрагментов лиц всей его паствы,
портреты людей знакомых и незнакомых, выдающихс€, великих и
обыкновенных. ќн анализировал в Ђ‘изиогномикеї лица великих людей разных
времен по их портретам, и некоторые характеристики производили
впечатление гениальных психологических догадок.

ѕо Ћафатеру, у ‘ридриха Ѕарбароссы глаза гени€, складки же лица
выражают досаду человека, не могущего вырватьс€ из-под гнета мелких
обсто€тельств.

—купцы и сластолюбцы отличаютс€ одинаково: вып€ченной нижней губой.

¬ лице —ократа есть задатки глупости, славолюби€, пь€нства и даже
зверства, но по лицу видно, что все это побеждено усили€ми воли.

” Ѕрута верхнее глазное веко тонко и Ђразумної, нижнее Ч округло и
м€гко, соответственно двойственности его мужественного и вместе с тем
чувствительного характера.

Ўирокое
рассто€ние между бров€ми и глазами у ƒекарта указывает на разум не
столько спокойно-познающий, сколько пытливо стрем€щийс€ к этому.

„етыре типа темперамента (‘легматик, ’олерик, —ангвиник и ћеланхолик) в типах внешности

¬ м€гких локонах –афаэл€ прогл€дывает выражение простоты и нежности, составл€ющих сущность его индивидуальности.

” »гнати€ Ћойолы, бывшего сперва воином, затем Ч основателем ордена
иезуитов, воинственность видна в остром контуре лица и губ, а иезуитство
про€вл€етс€ в Ђвынюхивающем носеї и в лицемерно полуопущенных веках.

»зумительный ум —пинозы €сно виден в широком пространстве лба между бров€ми и корнем носа и т.д. и т.п.

Ёти замечани€, перемешанные с соображени€ми о темпераментах,
Ђнациональныхї физиономи€х и даже о мордах зверей, увлекательны и
интересны, но научной ценности при отсутствии научных методов наблюдений
не имеют.

»зложение основ физиогномики все врем€ прерываетс€ у Ћафатера разными
лирическими отступлени€ми: то он поучает читател€, то бранит врагов
физиогномики, то цитирует физиогномические наблюдени€ ÷ицерона, ћонтен€,
Ћейбница, Ѕэкона и других философов.  роме них, у него еще были
предшественники: древние греки Ч јристотель и «опир, определивший
сущность —ократа, уверенный, что большие уши Ч признак изысканного ума;
ѕлиний —тарший, увер€вший, что совсем наоборот, но обладающий большими
ушами доживет до глубокой старости.

¬ своей Ђ‘изиогномикеї Ћафатер временами предаетс€ отча€нию при мысли
о непознаваемости человеческой природы, иллюстриру€ эту мысль
изображением кающегос€ цар€ ƒавида, ослепленного небесным светом. »
действительно, проникновение в сущность человеческого характера у такого
гени€ как Ўекспир не требует описаний внешности. ¬ его пьесах очень
редко говоритс€ о чертах лица, однако, чита€ их, представл€ешь и
√амлета, и Ўейлока, и ќтелло, и яго. ѕочти всех...

— улыбкой читаешь у Ћафатера о √ете: Ђ√ений √ете в особенности
€вствует из его носа, который знаменует продуктивность, вкус и любовь,
словом, поэзиюї.

Ћафатер верил в  алиостро и его чудеса. » когда его надувательства
были разоблачены, Ћафатер стал утверждать, что это был другой  алиостро,
а истинный Ч св€той человек.

√ибкий и длинный, с торчашим носом и выпуклыми глазами, всегда
экзальтированный, он походил на взволнованного журавл€. “аким он
запомнилс€ тем, кто его знал.

ѕостепенно физиогномика сделалась главной целью его жизни, хот€ он
продолжал писать и проповедовать. ѕопул€рность его росла, слава стала
всеевропейской, и посещение им р€да городов ≈вропы превратилось в
триумфальное шествие. ќн не только определ€л сущность людей, но и
предсказывал им судьбу.

  нему начали приезжать, присылать портреты жен, невест, любовников,
приводить детей. »ногда происходили курьезы. ќднажды он прин€л
приговоренного к смерти преступника за известного государственного
де€тел€, но в большинстве случаев он оказывалс€ прав. ќ нем рассказывали
чудеса.

 ак-то в ÷юрих приехал молодой красавец аббат. Ћафатеру не
понравилось его лицо. ѕрошло немного времени, и аббат совершил убийство.

Ќекий граф привез к Ћафатеру свою молодую жену. ≈му хотелось услышать
от знаменитого физиогномиста, что он не ошибс€ в выборе. ќна была
красавицей, и граф наде€лс€, что душа ее так же прекрасна. Ћафатер
усомнилс€ в этом и, чтобы не огорчать мужа, попыталс€ избежать пр€мого
ответа. √раф настаивал. ѕришлось сказать, что в действительности Ћафатер
думал о его жене. √раф обиделс€ и не поверил. „ерез два года жена
бросила его и окончила свои дни в публичном доме.

ќдна дама привезла из ѕарижа дочь. ¬згл€нув на ребенка, Ћафатер
отказалс€ говорить. ƒама умол€ла. “огда он написал что-то на листе
бумаги, вложил в конверт, запечатал и вз€л с дамы слово распечатать его
не ранее чем через полгода. «а это врем€ девочка умерла. ћать вскрыла
конверт и прочитала: Ђ—корблю вместе с вамиї.

Ћафатер составил и свой собственный психологический портрет:

Ђќн чувствителен и раним до крайности, но природна€ гибкость делает
его человеком всегда довольным... ѕосмотрите на эти глаза: его душа
подвижно-контрастна, вы получите от него все или ничего. “о, что он
должен восприн€ть, он воспримет сразу или никогда... “онка€ лини€ носа,
особенно смелый угол, образуемый с верхней губой, свидетельствует о
поэтическом складе души; крупные закрытые ноздри говор€т об умеренности
желаний.

≈го эксцентричное воображение содержит две силы: здравый рассудок и
честное сердце. ясна€ форма открытого лба выказывает доброту. √лавный
его недостаток Ч доверчивость, он доброжелателен до неосторожности. ≈сли
его обманут двадцать человек подр€д, он не перестанет довер€ть двадцать
первому, но тот, кто однажды возбудит его подозрение, от него ничего
уже на добьетс€...ї

ќн был убежден, что характеристика беспристрастна.

ѕоклонники боготворили Ћафатера, считали его провидцем. ¬еликие
писатели и поэты изучали физиогномику дл€ того, чтобы описани€ героев их
произведений точнее соответствовали их внутреннему миру. —о ссылкой на
Ћафатера ћихаил ёрьевич Ћермонтов характеризует внешность ѕечорина в
Ђ н€гине Ћитовскойї. —оответстви€ портретных характеристик с
физиогномикой есть во многих произведени€х Ћермонтова. ¬ феврале 1841
года Ћермонтов в письме к ј.». Ѕибикову сообщил, что покупает книгу
Ћафатера.

«амечателен портрет ханжи и негод€€ ”рии “ипа у ƒиккенса, вызывающий отвращение у читател€ при первом же знакомстве:

ЂЌизенькие двери под аркой отворились, и то же самое лицо по€вилось в
них снова. Ќесмотр€ на замечавшийс€ в нем красноватый оттенок,
свойственный коже большинства рыжеволосых людей, оно показалось мне так
же похожим на лицо мертвеца, как и в то мгновение, когда выгл€дывало
перед тем из окна.

¬ладелец его был действительно рыжий юноша всего только п€тнадцати
лет, как € узнал впоследствии. “огда же он показалс€ мне значительно
старше. –ыжие его волосы были до чрезвычайности коротко обстрижены под
гребенку. Ѕровей у него почти вовсе не было, ресницы же окончательно
отсутствовали. Ёто придавало его красно-карим глазам совершенно
особенное выражение. ќни были до такой степени лишены надлежащей тени и
покрова, что € не мог представить себе, каким образом устраивалс€
обладатель их дл€ того, чтобы спать.

Ёто был плечистый и костл€вый юноша в черном сюртуке и таковых же
брюках и белом галстуке.  остюм казалс€ мне приличным, а сюртук был
застегнут на все пуговицы. ќсобенно бросалась мне в глаза длинна€
худощава€ рука юноши, напоминавша€ руку скелета...ї

ƒалее ƒиккенс описывает, как этот юноша любил беспрестанно потирать
руки и временами насухо вытирать их носовым платком.  огда же он пальцем
проводил по листу бумаги, казалось, что остаетс€ на ней мокрый и
скользкий след, как от улитки...ї

ќноре де Ѕальзак в Ђ„еловеческой комедииї, в части, котора€
называетс€ Ђ ресть€неї, основыва€сь на физиогномике Ћафатера, дает такую
портретную характеристику одному из героев Ч “онсару:

Ђќн скрывал свой истинный характер под личиной глупости, сквозь
которую иногда поблескивал здравый смысл, походивший на ум, тем более,
что от тест€ он перен€л Ђподковыристую речьї. ѕриплюснутый нос, как бы
подтверждающий поговорку ЂЅог шельму метитї, наградил “онсара
гнусавостью, такой же, как у всех, кого обезобразила болезнь, сузив
носовую полость, отчего воздух проходит в нее с трудом.

¬ерхние зубы торчали вкривь и вкось, и этот, по мнению Ћафатера,
грозный недостаток, был тем заметнее, что они сверкали белизной, как
зубы собаки. Ќе будь у “онсара мнимого благодуши€ бездельника и
беспечности деревенского бражника, он навел бы страх даже на самых
непроницательных людейї.

ѕоследователей Ћафатера в писательской среде было очень много.
Ђ‘изиогномикаї предоставл€ла богатейший материал. ќн был беспроигрышным у
выдуманных героев. »м пользовались и поклонники великого физиономиста, и
те, кто о нем не слыхал. ѕриметы внешних черт, соответствующих той или
иной особенности характера, распростран€лись среди представителей разных
слоев общества и уже не требовали ссылок на первоисточник.   тому же им
могли быть предшественники Ћафатера.

“онкие губы Ч у злого человека, толстые Ч у доброго. „ерный глаз
опасен, голубой Ч прекрасен. ѕодбородок, выдающийс€ вперед, Ч у волевых
людей, скошенный Ч у слабовольных и т.д. и т.п.

ќсобенно впечатл€ющей оказалась легенда о Ђпетлистых ушахї. ≈е
приводит »ван Ѕунин в рассказе с таким же названием: Ђ” выродков, у
гениев, брод€г и убийц уши петлистые, то есть похожие на петлю, Ч вот на
ту самую, которой дав€т ихї.

» все было бы прекрасно, если бы каждый мог, как Ћафатер, определ€ть
характер и предсказывать судьбу, основыва€сь на его теории. “ак как
этого не происходило, не получалось закономерностей, а были лишь
случайные совпадени€, физиогномику начали забывать и, мало того,
высме€ли как лженауку.

ќдним из вошедших в историю курьезов оказалась попытка определени€
характера „арльза ƒарвина последователем и почитателем Ћафатера,
капитаном парусного корабл€ ЂЅигльї ‘ицроем, который верил в
физиогномику как в систему, не подлежащую критике.

ќн был убежден, что сможет определить способности каждого из
приходивших к нему кандидатов на должность натуралиста в кругосветном
плавании по форме носа. ¬нимательно вгл€дыва€сь в лицо ƒарвина, он
почувствовал некоторое сомнение в том, что у человека с подобным носом
хватит энергии и решимости вынести предсто€щее путешествие.   счастью,
‘ицрой сумел преодолеть свои сомнени€ и позднее вынужден был признать,
что ошибс€.

∆изнь цюрихского пастора могла бы ничем не омрачатьс€, если бы он не
выразил вслух протест против оккупации Ўвейцарии французами в 1796 году.
«а это его выслали из ÷юриха, но через несколько мес€цев он вернулс€.
¬озобновились его проповеди и моральные рассуждени€, ничего не
прибавл€вшие к его славе физиономиста и к его литературной славе. ќн
написал несколько произведений на библейские темы и сборников
религиозной лирики, но как поэт он не имел никакого значени€.

≈го гибель в 1801 году была результатом наивно-идеалистического
взгл€да на вещи. ќн вздумал пуститьс€ в душеспасительные рассуждени€ с
пь€ными французскими мародерами. ќдин из них выстрелил в него. ќт этой
раны Ћафатер и умер. ѕеред смертью он простил убийцу и даже посв€тил ему
стихотворение.

«нал ли Ћафатер, провидец судеб стольких людей, кака€ судьба ожидает его самого? Ќа это у него нет никаких указаний.

Ђ≈сли бы располагали точными изображени€ми людей, кончивших жизнь на
эшафоте (така€ жива€ статистика была бы крайне полезна дл€ общества), Ч
писал Ѕальзак, Ч то наука, созданна€ Ћафатером и √аллем, безошибочно
доказала бы, что форма головы у этих людей, даже невинных, отмечена
некоторыми странными особенност€ми. ƒа, рок клеймит своей печатью лица
тех, кому суждено умереть насильственной смертьюї.





http://planeta.moy.su/news/fiziognomika_ioganna_lafatera/2016-08-07-72395
–убрики:  интересно.
ћистика, эзотерика.

ѕонравилось: 4 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку