-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 39308
 омментариев: 212987
Ќаписано: 297584


Ќа волосок от провала.

„етверг, 07 январ€ 2016 г. 14:58 + в цитатник


ќригинал вз€т у в Ќа волосок от провала.
„асть втора€. Ѕесконечна€ истори€.



ƒаже странно, что € раньше не писал о березниковских провалах - казалось бы, о чЄм ещЄ-то писать, если ты живЄшь здесь, в непосредственной близости от событий? ƒело, пожалуй, в том, что € люблю давать законченную картину, а не часть процесса с не€сным окончанием. »стори€ же с затоплением ѕервого березниковского калийного рудника конца не имеет, хот€ и началась она более шести лет назад, в окт€бре 2006 года. я не возьмусь описывать все процессы, происходившие за это врем€ в городе - вопрос это объЄмный и очень сложный - а ограничусь непосредственно припровальной территорией и своей любимой железной дорогой - она пострадала от потопа, пожалуй, более всех остальных "участников процесса". —егодн€ € попытаюсь рассказать и проиллюстрировать всЄ с самого начала, дать картинку в движении. я уже не могу опиратьс€ только на свои фотоматериалы (хот€ в тексте они будут) - прилегающа€ к провалам территори€ охран€етс€, снимать в окрестност€х непросто. ƒа и масштаб дырок в земле хорошо виден только с воздуха. ѕочти весь материал вз€т с самой длинной ветки березниковского форума, на сегодн€ там 852 страницы. »так, приступим.

ќкт€брь 2006 года. ѕермский край, Ѕерезники. ¬ старейшей калийной шахте города - ѕервого калийного рудоуправлени€ ќјќ "”ралкалий" в одной из старых выработок по€вл€етс€ вода. ѕотребовалось несколько дней, чтобы вы€снить - вода в руднике просачиваетс€ сверху, из сло€ надсолевых грунтовых вод. —пуст€ ещЄ неделю, 28.10.06 прин€то решение о прекращении борьбы за рудник - опыт подобной аварии уже был, и он подсказывал, что активные действи€, а в частности попытка откачать воду только усугубл€ют положение. —оль раствор€етс€ водой, посему остановить процесс затоплени€ сол€ной шахты ещЄ никому в мире не удавалось. Ќачалс€ длительный процесс затоплени€ выработок (сразу забегу вперЄд и скажу, что раст€нулс€ он более чем на три года).
„тобы пон€ть, почему большинство березниковцев весьма нервно отнеслась к затоплению давайте взгл€нем вот на такую карту.



Ёто ничто иное, как наложение границ выработок на городскую карту.  ак видите, положение довольно грустное. «атопленные выработки прот€нулись под всем городом, исключа€ только северную - не саму развитую - его часть. Ѕерезники - уникальный город, нигде больше огромное шахтное поле не сочетаетс€ с многоэтажной жилой застройкой (до 12 этажей), „то и определило все его нынешние проблемы, они - с закладкой, потопом или без них - всЄ равно бы вылезли со временем. —оседний —оликамск тоже стоит над сол€ной шахтой, даже ещЄ более старой чем ѕервый калийный, но там площадь жилой застройки несоизмеримо меньше, а главное - 9-этажные дома вынесены в отдельную зону, под которой выработок никогда не будет. » последн€€ разница - соликамска€ шахта всЄ ещЄ пребывает в сухом состо€нии.
¬с€ лирика, что выше, относитс€ к шахтному полю целиком. “еперь то, что относитс€ непосредственно к месту пробо€ водозащитной толщи. ¬ода, поступа€ в шахту через пробой, промывает в соли полость, рано или поздно, в зависимости от темпов затоплени€, полость эта обрушиваетс€, образу€ провал. ѕримерна€ территори€ пробо€, а значит и провалоопасна€ зона была вычислена очень быстро, вот она.



ћесто будущего провала-2, 2004.



Ёта территори€, непосредственно примыкающа€ к промплощадке рудника. ќдна беда - здесь же проход€т главные пути ст. Ѕерезники, на тот момент - единственный железнодорожный выезд из —оликамска и Ѕерезников. ≈щЄ одна карта - не обращайте пока внимани€ на сиреневые линии, все они по€вились позднее.



¬се березниковские предпри€ти€, кроме загородных рудников "”ралкали€", и —оликамск оказывались под угрозой внезапного обрыва св€зи с "большой землЄй". Ќадо было срочно что-нибудь предприн€ть. –ешение созрело быстро - небольша€ 500-метрова€ ж/д петл€ по периметру опасной зоны. ¬ декабре 2006 года ветку построили. ƒо лета следующего года она просто€ла без дела, зато потом пригодилась.



ј что с пассажирским сообщением? Ќа момент начала затоплени€ из Ѕерезников ходило несколько электричек - в яйву,  изел и ”глеуральскую, из —оликамска - одна пара электричек до „усовской и пдс в ≈катеринбург. —разу же после вы€снени€ контуров опасной зоны пдс и электрички перенесли на станцию Ѕерезники-—ортировочна€. Ќа схеме выше вы можете легко еЄ найти, находитс€ она в двадцати километрах от города. ¬ былые времена электричка добиралась до —ортировки за полчаса. —пециально пущенным автобусам требовалс€ час. Ќа самом деле, —ортировка не была безальтернативным решением - можно было организовать сообщение со станции  алийна€, котора€ находитс€ куда ближе к Ѕерезникам, чем —ортировка. Ќо к 2006му году  алийна€ благодар€ длительному воздействию, а точнее бездействию, оказываетс€ совершенно неготова к прин€тию большого потока пассажиров - пешеходный мост пришЄл в аварийное состо€ние и разрушен, вокзал закрыт, а подход с автобусной остановки перекрыт забором. ѕри желании все эти проблемы можно было бы решить, но в итоге никаких действий по приведению  алийной в пор€док предприн€то не было ни в 2006м, ни во все последующие года.
»так, ни в 2006м, ни в начале следующего, 2007 года никаких происшествий в опасной зоне у рудника не происходило. ∆елезна€ дорога исправно пропускала грузовые поезда, обходна€ бездействовала, рудник медленно заполн€лс€ водой. √ром гр€нул 28 июл€ 2007 - в опасной зоне образовалс€ провал, 50х70 метров и глубиной 15. ѕо общей индексации березниковских провалов он получает номер 2 вслед за провалом-1986. ѕровал кажетс€ на фотографии не таким и большим, но пригл€дитесь - здание р€дом с ним, јЅ  фабрики технической соли - это трЄхэтажна€ постройка.



¬ыброс газа из провала-2.








ѕроцесс затоплени€, а значит и подземного промыва, продолжалс€, поэтому совершенно естественно провал стал расти. —нимки от 13 августа. Ќа переднем плане можно разгл€деть обходную-1 и старый п€типутный парк. ѕосле образовани€ провала старые пути начали разбирать.









22 августа 2007.






31 августа 2007



7 сент€бр€ 2007



17 сент€бр€ 2007



20 сент€бр€. ѕровал всЄ ближе подбираетс€ к пут€м старого парка.









21 сент€бр€ 2007.



— лета, несмотр€ на провал, начали пускать пассажирские элементы из Ѕерезников в —оликамск. „то тут только не ходило. Ћето 2007 - –ј1, 2008 - “Ёћ2 с пасс. вагоном, 2009 - ¬Ћ11 с ним же, 2010 - Ёƒ4, –ј1. Ћетом 2010 недолгое врем€ проходила –ј2. ѕосле ћалыша пасс. трафик на —оликамск был упразднЄн.
’от€ в целом развитие провала шло в рамках прогноза, всЄ-таки держать сообщение на тонкой ниточке всего в ста метрах от неподдающейс€ никакому контролю дыры становитс€ страшно. ¬ сент€бре р€дом со старым обходом начинают строить новый, уже двухкилометровой длины, на моих схемах он обозначен как обходна€-2. «аметно, что новый обход отодвинулс€ в самом узком месте от старого всего на тридцать метров - дальше отойти мешают “Ё÷10 и всЄ ещЄ работающа€ на промплощадке рудника фабрика приготовлени€ рассолов. “ак как в бущудем и “Ё÷, и фабрику планируют закрывать, строительство более крупного обхода отодвигаетс€ в будущее - при необходимости закрытие объектов можно будет и форсировать.   декабрю обходную-2 пустили в строй.



¬месте с обходной-2 стро€т непон€тную петлю в лесу к югу от города, то что обозначено у мен€ как "обход ћ -24". я, честно говор€, так и не пон€л, что же именно он обходит и от каких угроз страхует железную дорогу. “ем не менее, обход ћ -24 был построен и пущен в декабре 2008.



  поздней осени 2007-го следует отнести и решение о проектировании и строительстве 53-километровой обходной ветки яйва-„ашкино, тот обход, который € называю Ќ”Ѕјћ. ћногие, в том числе и €, посчитали тогда этот проект чрезмерным - дл€ обхода локальной проблемы всего-то парой сотен метров шириной строилась огромна€ и дорога€ обходна€ петл€, с на первый взгл€д избыточным запасом. “ем не менее, последующие событи€ показали, что ставка на Ќ”Ѕјћ была верным и своевременным решением, но об этом потом. —кажу только о маршруте Ќ”Ѕјћа - столь длинна€ дистанци€ потребовалась дл€ того чтобы обойти не только затопленный рудник, но и все действующие и будущие горные отводы калийных шахт, то есть соль под Ќ”Ѕјћом никогда добыватьс€ не будет. ј значит, дл€ дороги исключены любые проблемы, св€занные с геологией недр. ќчень серьЄзные и почти нерешаемые традиционными средствами проблемы.
ѕровал, между тем, продолжает расти. 1 но€бр€ 2007.



 алийный парк и старые главные пути уход€т под землю. 3 но€бр€ 2007.



23 но€бр€ 2007. ¬ дальней части провала можно разгл€деть "американские горки" - плети нартовской ветки. ¬ отличии от главных путей их не стали разбирать, просто обрезали с разных сторон опасной зоны.



7 декабр€ 2007.



20 €нвар€ 2008. —тарый парк уже целиком обрезан провалом. ¬идны опоры кс обоих провальных обходных веток, некоторое врем€ они работали параллельно, затем провальную-1 разобрали.



Ќачало Ќ”Ѕјћа. ¬ марте 2008 организуетс€ база строительства в яйве, проектные работы дл€ ускорени€ ведутс€ одновременно с разворачиванием земл€ных работ. Ќачинаетс€ полуторалетн€€ стройка 53км обхода.



11 апрел€ 2008.









3 июн€ 2008. Ќа дне провала по€вл€етс€ вода - признак того, что сток в шахту ослабевает.









Ћетом 2008 оп€ть форсируютс€ работы по сооружению третьего провального ж.д. обхода, но дальше земл€ных работ в районе «ыр€нки они не пошли. ѕровал расти почти перестал, и от дорогосто€щей врем€нки (пришлось бы прокапывать весь зыр€нский холм, сносить множество капитальных сооружений на промплощадке Ѕ –”-1 и закрывать “Ё÷-10) решено отказатьс€.



Ѕольших изменений в пасс. трафике не происходит. ќп€ть пускают летний одновагонный "поезд" в —оликамск. Ёлектрички без лишнего шума перевод€т на отстой в  алийную - в Ўишах просто негде обернуть два электропоезда разом. Ёлектрички ход€т из  алийной по сей день. Ќи вокзала, ни перрона там уже не осталось, переходный мост снесли в 2007 году, до электрички приходитс€ идти в обход по пут€м. Ќо это всЄ равно удобней, чем садитьс€ в Ўишах.
8 июн€ 2008. ѕанорамный вид на припровальную зону, в центре снимка - трасса разобранной обходной-1






10 сент€бр€ 2008.



18 но€бр€ 2008. ‘абрика техсоли сползает в провал.






ј вода продолжает прибывать.



27 декабр€ 2008. ¬ид со стороны «ыр€нки, южный подход к провалу-2. ѕр€мо уходит тупиковый путь к разобранной обходной-1, справа - обходна€-2.



январь 2009. ѕанорамные виды с севера периметра провала-2. ¬ода уже совсем высоко.












јпрель 2009. ¬ода заполн€ет чашу провала целиком и выплЄскиваетс€ наружу, затопл€€ прилегающую территорию. ѕроцесс затоплени€ рудника завершЄн, провал стабилизируетс€ и почти перестаЄт расти. ≈го нынешний размер - 380х360 метров.



7 июн€ 2009. —тарый главный путь, ныне тупик, идущий с юга в сторону провала к обходной-1.



20 июл€ 2009. «аполненный водой провал можно было бы прин€ть за естественное озеро, если бы не руины фабрики р€дом.



29 июл€ 2009.



Ќ”Ѕјћ пускаетс€ в декабре 2009, по уже сложившейс€ в Ѕерезниках традиции - с опережением, накануне Ќового √ода - 20 числа. 11 €нвар€ 2010 на Ќ”Ѕјћ из —ортировочной перевод€т свердловский пдс.  ак и до 2006 года, отправл€тьс€ он будет со станции Ѕерезники, правда, уходить будет не на юг, а на север. “акже в качестве эксперимента через Ќ”Ѕјћ пускают пару электропоездов  изел-—оликамск. ¬ €нваре 2010 € побывал на соликамском примыкании, а затем и на электричке проехалс€. Ќ”Ѕјћовска€ электричка просуществовала недолго - до —оликамска она ходила почти пустой, и уже весной еЄ отменили.
5 апрел€ происходит неожиданное - на Ќ”Ѕјће из-за выброса пути сходит с рельс вагон-зак. ƒикое форсирование стройки даЄт о себе знать. ¬есь Ќ”Ѕјћ закрывают дл€ проведени€ профилактических работ. Ќо что делать со свердловским ѕƒ—ом? –ешение остаЄтс€ только одно - поезд без лишнего шума пускают по старому пути - на  алийную, мимо провала по 2й обходной. —ложна€ ситуаци€ с Ќ”Ѕјћом помогла преодолеть многолетнюю осторожность. ѕоезда ходили мимо провала целую неделю, потом движение по большому обходу восстановилось.
ѕровал-2 29 апрел€ 2010.



2 ма€ 2010.  ак в былые допотопные времена, в пассажирском парке ст. Ѕерезники стоит свердловский пдс и соликамска€ электричка.









¬ид с пассажирского перрона в сторону провала-2. ƒаже на такой фотографии можно разгл€деть понижение рельефа - пути €вно уход€т вниз. ј ведь впереди сортировочна€ горка, никаких понижений быть не должно. «десь, возле горочной диспетчерской, уже несколько лет до этого шли ускоренные просадки, на которые до поры до времени никто не обращал внимани€.



ќп€ть, уже в который раз, показалось что всЄ уладилось, устаканилось. ’удо-бедно, но поезда ход€т, железна€ дорога работает, провал почти не проваливаетс€ и выгл€дит безобидным озерком. —покойна€ жизнь закончилась поздней осенью. –анним утром 25 но€бр€ 2010 года в восьмистах метрах от провала-2, пр€мо под главным путЄм по€вилась небольша€ €мка. Ќовый провал, третий по счЄту, названный в народе ћалышом, сперва действительно был небольшим - влез в него только один хоппер из проход€щего по пут€м состава. Ќо это было только начало.









ћалыш почти добил станцию. —вердловский ѕƒ— оп€ть возвращаетс€ в Ўиши (только в мае 2011 его перевод€т в —оликамск - логичное решение, которое можно было прин€ть и сразу), пригородные вертушки до —оликамска отмен€ют. —танцию вновь "обрезают" - нова€ лини€ отреза проходит на 700 метров севернее старой, все пути на станции станов€тс€ тупиковыми. —квозной проезд на  алийную перестаЄт существовать, становитс€ €сно, насколько воврем€ построили Ќ”Ѕјћ, он в тех услови€х просто спас ситуацию. ѕричЄм, о возможности новых провалов р€дом со старым знающие люди предупреждали ещЄ в 2006. √рунтовые воды, в течении трЄх лет сливающиес€ через пробой водозащитной толщи в рудник, напромывали полости в покровной соли, вообще вс€ подземна€ гидрологи€ р€дом с провалом изменилась, превратив окрестности в весьма неустойчивую и опасную территорию.
30 но€бр€ 2010, провал-3.



8 декабр€ 2010.



14 декабр€ 2010.






31 декабр€ 2010



21 €вар€ 2011.  олонна тупиков на линии отреза-2.






11 апрел€ 2011.






28 августа 2011. ¬торой и третий березниковские провалы.



  концу лета 2011 рост провала-3, достигнув размеров 120х80м, прекратилс€, руководство города принимает решение его засыпать, с дальним прицелом восстановлени€ выезда на  алийную. ƒл€ засыпки примен€ют передвижной ленточный транспортЄр, такие использу€тс€ при отсыпке солеотвалов.



18 но€бр€ 2011. «асыпка провала-3 почти завершена.



ј уже 4 декабр€ в трЄхстах метрах от провала-3 по€вл€етс€ четвЄрта€ по счЄту €ма. ћеханизм по€влени€, скорее всего тот же что у третьего - процессы в надсолевых грунтовых водах.



16 декабр€ 2011, провал-4.



Ќа переднем плане железнодорожынй вокзал.



ѕереваливаем в 2012й. 12 €нвар€. “ерриторию вокруг провала-4 окружают забором.



20 €нвар€ 2012.



16 феврал€ 2012.



1 марта 2012.



12 марта 2012.



12 апрел€ 2012.



19 апрел€ 2012.



«асыпанный провал-3.



26 апрел€ 2012. ¬ центре провал-4, справа - провал-3.



17 ма€ 2012. ¬с€ троица в одном кадре.



ћай 2012. «асыпанный ћалыш со стороны вокзала, вид с главного пути пасс. парка. ќбратите внимание на р€д гаражей слева. ƒаже не на сами гаражи, а на их плавный спуск в сторону провала.



ќтсюда же - в сторону вокзала. ¬идны тупики "линии отреза-2", пр€мо по курсу - пассажирский парк.



ѕанорама ћалыша



¬оронка на засыпанном пространстве. ќседание грунта в провале после засыпки не прекратилось.



“акже как и третий, четвЄртый провал попробовали засыпать. ¬сЄ лето шла засыпка, к сент€брю она почти завершилась.



12 сент€бр€ 2012 происходит катастрофа. ѕочти засыпанный провал-4 обваливаетс€ снова, погибает человек.



ќт попыток засыпки отказываютс€, по крайней мере на текущий момент. 2 но€бр€ 2012.



¬ осевшем провале-3 начинает скапливатьс€ вода. ћежду 3 и 4 провалом идут усиленные оседани€, вс€ территори€ огораживаетс€ заново.



ѕоследний на сегодн€ снимок провала-2.



¬ декабре 2012 вы€вл€етс€ нова€ зона ускоренных оседаний в шестистах метрах к востоку от провала-2, там возможно по€вление уже п€того по счЄту провала. ќфициально принимаетс€ решение о переносе вокзала в сторону «а€чъей √орки, вопрос только когда именно это произойдЄт.
¬от и всЄ. “о есть, пока всЄ. »стори€ с березниковским потопом не кончитс€ до тех пор, пока все процессы в затопленной шахте не прекрат€тс€ окончательно, а это дес€тилети€. ≈сть и другой вариант - город рассел€т целиком волевым решением сверху, но это задача настолько сложна€, что € сильно сомневаюсь что в ближайшие годы до этого дойдЄт дело. ¬переди - неизвестность, полна€ неожиданностей.  ак и всегда в жизни.

P.S. —вежие снимки провалов от 26 сент€бр€ 2013 года.

ѕровал-3




ѕровал-4




—в€зка 3 и 4 провалов. «емл€ между провалами просела, из-за чего вода из  рохи постепенно подтопл€ет местность.




20 но€бр€ 2013, провалы 3 и 4








P.P.S. ≈щЄ снимков привалило. јвгуст 2014.
















ќстальное здесь - http://ilipin.livejournal.com/110157.html

ј тем временем, соседний —оликамск тоже решил не отставать. 18 но€бр€ 2014 в ёжной шахте (— –”-2 ”ралкалий) по€вилась течь. ¬ тот же день на поверхности в районе —Ќ“ " лючик" по€вилс€ провал, и немаленький - 20х30 метров. Ќадо сказать, что шахта уже подтекала - в 1995 году здесь случилось техногенное землетр€сение, пошла вода, но потом приток прекратилс€. —пуст€ почти 20 лет вода нашла себе дорогу.



22 но€бр€ 2014, провал —оликамск-1, фото






17 феврал€ 2015 п€тый березниковский провал, ожидаемый уже три года, наконец состо€лс€. —овсем небольша€ €мка, 6х8 метров, по€вилась в запретной зоне возле школы є26 (сама школа давно закрыта, ещЄ в первую карналлитовую волну расселений 2007 года).






1 ма€ 2015. ѕровал-5.



  лету новичок подрос, достигнув размеров 26х28 метров. 1 июн€ 2015.



3 июн€ 2015. ќзеро на месте 3 и 4 провалов.



—нимки провала-5 от березниковского коптерщика јэро100. 30 июл€ 2015.






15 сент€бр€ 2015. ѕр€мо по центру - наземные постройки затопленного ѕервого калийного рудника. ћногое там уже снесено за ненадобностью, но ещЄ действует фабрика приготовлени€ рассолов, обслуживающа€ содовый завод. —лева провал-2, чуть поодаль справа - провалы 3 и 4. ѕровал-5 отсюда не виден.



29 но€бр€ 2015. ѕровал-5



ј что в —оликамске? “ам всЄ хорошо - провал растЄт, шахту потихоньку топит. 1 сент€бр€ 2015.



4 сент€бр€ 2015. ѕровал —оликамск-1. фото






«авершаю пост вот этим нагл€дным сравнением всех шести провалов. —лева направо - березниковские провал-2 (400х300 м), провал-1 (220х130 м), провал 3 (120х80 м). Ќижний р€д - березниковские провал-4 (150х130 м), провал-5 (30х25 м), соликамский провал (120х110 м).




–убрики:  интересно.



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку