-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 39549
 омментариев: 213571
Ќаписано: 298429


 арма, или закон причин и следствий

¬торник, 25 Ќо€бр€ 2014 г. 13:41 + в цитатник
Ќе обманывайтесь: Ѕог поругаем не бывает.
„то посеет человек, то и пожнет.
√ал. 6:7

≈ще в глубокой древности в св€щенных индусских ѕисани€х
был дан ключ к раскрытию наиболее трудных загадок человечес-
кой жизни.
ѕо учени€м древних ћудрецов, человек одарен бессмертным
ƒухом, исход€щим от Ѕога и заключающим в себе все божествен-
ные свойства в зачатке.
ƒл€ того, чтобы эти божественные свойства пробудились и
чтобы сам человек развил их до полноты, ему даетс€ поле дей-
стви€: земной мир. »счерпав весь опыт, который извлекаетс€
из разнообразных земных переживаний, и скорбных и радостных,
человек достигает самопознани€, а вместе с тем и сознани€
своего божественного происхождени€, сознани€, которое пове-
дет его к совершенству с такой же внутренней необходимостью,
с какой сем€ травы дает траву, а сем€ дуба дает дуб.



Ќо дл€ того чтобы действительно исчерпать весь опыт, ко-
торый даетс€ земным сушествованием, человеку нужна не одна,
а много жизней. ѕо учени€м древних ћудрецов, он и живет мно-
го раз, воплоща€сь в различные эпохи, при самых разнообраз-
ных услови€х до тех пор, пока земной опыт не сделает его
мудрым и "совершенным, как совершенен ќтец наш Ќебесный", по
выражению ’риста.
Ќа «ападе религиозные учени€ ƒревнего ¬остока почти неиз-
вестны в их чистом, возвышенном смысле; а между тем знаком-
ство с ними способно пролить €ркий свет на самые загадочные
€влени€ нашей трудной земной жизни. –€дом с законом перевоп-
лощени€, который объ€сн€ет внешнее и внутреннее неравенство
людей, древние восточные учени€ дали миру разумное обоснова-
ние закона незыблемой справедливости, управл€ющей миром. «а-
кон этот носит название  армы; он устанавливает, что в мире
ƒуха кажда€ причина влечет за собой соответствующее послед-
ствие с такой же правильностью и неизбежностью, с какой в
физической природе одно и то же €вление вызввает каждый раз
одно и то же последствие.   краткому изучению этого закона
мы теперь и перейдем.
—анскритское слово " арма" означает действие. Ѕыть и дей-
ствовать - одно: вс€ ¬селенна€ - одна велика€ непрерывна€
ƒе€тельность(1), управл€ема€ незыблемым «аконом —праведли-
вости. ¬ мировой де€тельности все св€зано со всем, все нахо-
дитс€ во взаимной зависимости и все стремитс€ к единой цели.
 аждое действие во ¬селенной есть результат предшествую-
щей причины и в то же врем€ - причина последующего действи€.
ѕолучаетс€ непрерывна€ цепь причин и последствий, которые, в
осуществлении, €вл€ют жизнь вселенной. ќтсюда - значение
 армы как закона причинности.
¬ применении к человеку  арма €вл€ет собой всю совокуп-
ность его де€тельностей. ¬се, что человек представл€ет собой
в насто€щем и что он представит из себ€ в будущем, все это -
последствие его де€тельности в прошлом. “аким образом, еди-
нична€ жизнь человека не есть нечто оторванное и законченно-
е, она представл€ет собой плод прошедших и в то же врем€ се-
м€ будущих жизней в той цепи последовательных воплощений, из
которых состоит непрерывающеес€ бытие каждой человеческой
души.
¬ жизни нет скачков и нет случайностей, все имеет свою
причину, кажда€ наша мысль, каждое чувство и каждый поступок
идут из прошлого и вли€ют на будущее. ѕока это прошлое и бу-
дущее скрыто от нас, пока мы смотрим на жизнь как на загад-
ку, не подозрева€, что создали ее сами, до тех пор €влени€
нашей жизни как бы случайно выдвигаютс€ перед нами из бездны
неведомого.
“кань человеческой судьбы вырабатываетс€ самим человеком
из бесчисленных нитей, сплетающихс€ в узоры неуловимой дл€
нас сложности: одна нить исчезает из пол€ нашего сознани€,
но она вовсе не оборвалась, а только спустилась вниз; друга€
по€вл€етс€ внезапно, но это - все та же нить, прошедша€ по
невидимой стороне и снова по€витс€ на видимой дл€ нас повер-
хности; гл€д€ толоко на отрывок ткани и только с одной ее
стороны, наше сознание не в состо€нии разгл€деть сложных
узоров всей ткани, вз€той в ее целом.
ѕричина тому - наше неведение законов духовного мира. —о-
вершенно такое же неведение, какое мы наблюдаем у дикар€ от-
носительно €влений материального мира. ѕущенна€ ракета, выс-
трел из ружь€, непон€тным образом произведенные звуки кажут-
с€ ему чудом, потому что он не знает законов, послуживших
причиной поразившего его €влени€. „тобы перестать считать
такие €влени€ чудом, дикарь должен узнать законы природы.
«нать же их можно только потому, что законы эти - неизменны.
—овершенно такие же неизменные законы действуют и в неви-
димом дл€ нас духовном мире; пока мы их не узнаем, мы будем
сто€ть перед €влени€ми нашей жизни, как дикарь перед неведо-
мыми силами природы, недоумевать, винить свою судьбу, бес-
сильно возмущатьс€ перед "неразгаданным сфинксом", готовым
поглотить того, кто не имеет ключа к его тайне. Ќе понима€,
откуда идут €влени€ нашей жизни, мы даем им название "судь-
бы", "случайности", "чуда", но эти слова ровно ничего не
объ€сн€ют.
“олько когда человек узнает, что совершенно такие же не-
изменные законы, какие действуют в физической природе, уп-
равл€ют и событи€ми его жизни, когда он убедитс€, что законы
эти доступны исследованию и действи€ их могут быть созна-
тельно направл€емы по воле человека, - тогда только кончитс€
его бессилие и он сделаетс€ действительно господином своей
судьбы.
Ќо возможно ли нашу такую же уверенность в непреложности
естественных законов, в их безусловной надежности перенести
и в область нашей умственной и нравственной жизни?
ƒревн€€ ћудрость утверждает, что это возможно. ќна рас-
крывает перед нами внутреннюю лабораторию человеческого бы-
ти€ и показывает, что каждый человек непрестанно творит свою
судьбу в трех сферах жизни (умственной, психической и физи-
ческой) и что все его способности и силы не что иное, как
результаты его прежних действий и в то же врем€ - причины
его будущей судьбы. ƒалее, древн€€ ћудрость утверждает, что
силы человека действуют не на него одного, но и на окружаю-
щую среду, посто€нно видоизмен€€ как его самого, так и сре-
ду. »сход€ из своего центра - человека, силы эти расход€тс€
по всем направлени€м, и человек ответствен за все, что воз-
никает в пределах их вли€ни€.
ѕоложение, в котором мы находимс€ в каждую данную минуту,
определ€етс€ строгим законом справедливости и никогда не за-
висит от случайности. "—лучайность" - пон€тие, созданное не-
вежеством; в словаре мудреца этого слова нет. ћудрец скажет:
"≈сли € страдаю сегодн€, это происходит оттого, что в прош-
лом € преступил закон. я сам виноват в своем страдании и
должен спокойно переносить его". “аково настроение человека,
пон€вшего закон  армы. Ќезависимый дух, уверенность в себе,
мужество, терпение и кротость - вот неизбежные последстви€
такого понимани€, проникшего в сердце и волю человека.
 то в первый раз слышет о  арме и начинает понимать, что
все его действи€ подлежат такому же неизменному закону, по
какому в природе день смен€етс€ ночью, того это сознание уд-
ручает вначале, оно представл€етс€ ему как бы железным зако-
ном необходимости. Ќо это удрученное состо€ние проходит по
мере того, как человек €снее познает законы, которые управ-
л€ют не формой, а сутью €влений.
ќн узнает, что хот€ законы неизменны, но силы невидимого
мира - вследствие своей тонкости и де€тельности вне прос-
транства и времени, которыми скована физическа€ матери€,
подлежат такому невообразимо быстрому передвижению и беско-
нечному разнообразию сочетаний, что направл€€ сознательно
силы своей внутренней жизни, человек может работать с успе-
хом - даже на прот€жении одного короткого воплощени€ - над
изменением своей  армы; далее он поймет, что работа эта со-
вершаетс€ в пределах им же созданных свойств и способностей
и им же самим поставленных ограничений, следовательно, ис-
точник всего переживаемого - он сам, его бессмертна€ душа, и
в его власти направить свои силы к желаемой цели.
„еловек сам строит свой дом, он может ввести в него "мер-
зость запустени€", и в его же власти перестроить его до ос-
новани€, сделать его прекрасным.  огда он думает, чувствует
и стремитс€, он как бы работает над м€гкой и пластичной гли-
ной, которую мнет и формует по своему усмотрению; но глина
эта м€гка только пока в руках его; сформированна€, она быс-
тро затвердевает. ¬от почему сказано: "¬згл€ните! √лина в
огне твердеет и делаетс€ железом, но форму ей дал сам гон-
чар. „еловек, ты вчера был господином, ныне господином
твоим стала судьба(2)".
„тобы проверить всю истину этого изречени€, следует со-
поставить два образа: человека, тревожно живущего изо дн€ в
день в подчинении у своих прихотей и страстей, и спокойного
ћудреца, €сно знающего, куда и зачем он идет; сравнива€ эти
два образа, мы поймем, в каких цеп€х рабства находитс€ пер-
вый и как полна может быть свобода у человека, сознавшего
свою силу.
ѕестрые узоры, которые созидаютс€ тканью человеческой
 армы денно и нощно, переплетающиес€ нити стольких разнооб-
разных существований так сложны, что изучение  армы - сама€
трудна€ из всех наук.
„еловек не только создает свой ум, свой характер, свои
отношени€ к другим люд€м, но его лична€  арма входит в сос-
тав различных групп (семьи, народа, расы) и своими нит€ми
вплетаетс€ в общую ткань собирательной  армы каждой из этих
групп.

„тобы у€снить себе хот€ бы самые общие пон€ти€ о челове-
ческой  арме, необходимо выделить из ее сложного состава три
разр€да сил, которые стро€т человеческую судьбу.

1. ћысль человека. Ёта сила строит характер человека.
 аковы его мысли, таков будет и сам человек.

2. ∆елание и вол€ человека. ∆елание и вол€, €вл€ющие со-
бой два полюса одной и той же силы, соедин€ют человека с
предметом его желани€ и устремл€ют его туда, где может быть
удовлетворено это желание.

3. ѕоступки человека. ≈сли поступки человека принос€т
другим живым существам довольство и счастье, они отзовутс€
таким же довольством и счастьем и на нем самом, если же они
доставл€ют другим страдание, они принесут такое же страдание
и ему, ни больше и ни меньше.

 огда человек вполне поймет эти три составные части, из
которых образуетс€ закон  армы, и научитс€ примен€ть свое
знание, тогда он сделаетс€ творцом своего будущего, господи-
ном над собственной судьбой, способным строить ее по мере
своего знани€ и своей воли.


ћысль строит характер человека.

Ќигде человек не €вл€етс€ так €сно и непреложно создате-
лем своей судьбы, как в области умственной. ¬ силу большой
подвижности и быстроты умственных вибраций, мыслитель, соз-
нательно твор€щий свою внутреннюю жизнь, может работать с
такой же точностью и уверенностью, с какой архитектор воз-
двигает здание по начертанному плану.  ажда€ нова€ мысль
прибавл€ет новую черту к возводимой постройке, ни одна из
них не пропадает даром. √руппы однородных мыслей, повтор€ю-
щихс€ на прот€жении нескольких жызней, определ€ют строй че-
ловеческого характера, и так называемые врожденные мысли и
способности - не что иное, как результаты умственной работы
прошлого.
∆елающий проверить силу мысли над характером может в лю-
бое врем€ испробовать эту силу на себе. ќн должен избрать
самую слабую свою сторону, например нетерпение. ≈сли человек
обладает этим свойством, следует вз€ть предметом ежедневных
размышлений противоположное свойство: терпение - начать изу-
чать это свойство со всех сторон, вообража€ себ€ поочередно
в самых разнообразных положени€х, которые могут вызывать
взрывы нетерпени€, и затем мысленно заставл€ть себ€ сохра-
н€ть полное самообладание и терпение. Ёту работу мысли нужно
продолжать ежедневно без перерыва (непосто€нные, перемежаю-
щиес€ усили€ не помогают) в течение некоторого времени;
вскоре человек заметит, что мысль о терпении начинает по€в-
л€тьс€ в его сознании и помимо минут, определенных дл€ упо-
м€нутой работы мысли. Ёто будет указанием на то, что основа
привычки к терпению уже заложена. ≈сли продолжать ту же ра-
боту день за днем, мес€ц за мес€цем, придет минута, когда
человек убедитс€, что терпение вошло как составна€ часть в
его характер. “о же самое относитс€ и ко всем свойствам че-
ловека; посто€нно дума€ о противоположном положительном
свойстве, человек может заменить им отрицательное свойство
своего характера. ≈сли работа мысли будет достаточно серьез-
на и упорна, успех несомненен, а характер, не нужно забывать
этого, есть важнейшее условие человеческого счасть€ на зем-
ле. ќтзывчивый, благородный и сильный характер есть залог
великого будущего дл€ обладател€ его.
»так, зна€ это свойство мысли, человек путем сознательной
внутренней работы может постепенно построить свой характер
таким, каким желает его иметь. —мерть не прерывает этой ра-
боты; наоборот, освобожденный от оков физического тела, че-
ловек начинает претвор€ть весь принесенный из земной жизни
запас опыта. ѕо возвращении своем на землю он принесет с со-
бой все ранее приобретенные мысли, которые в загробной жизни
переработались в наклонности и способности; соответственно
последним постро€тс€ и новые проводники внутренней жизни:
мозг и нервна€ системе. ¬от почему сказано: "„еловек - соз-
дание размышлени€; над чем он размышл€ет в этой жизни, тем
он становитс€ в следующей(3)".
“аким образом сохран€етс€ бессмертное содержание челове-
ческой души, и мы напрасно оплакиваем угасшие цивилизации и
безвременно погибших гениев. Ќичто не погибает, и работа ду-
ши, не утрачива€ ничего из приобретенного опыта, возобновл€-
етс€ как раз с той самой грани, которую достигла в предыду-
щем воплощении(4).
—тремлени€, созданные в одном воплощении, преобразуютс€ в
новом воплощении в способности, повтор€ющиес€ мысли - в нак-
лонности, волевые импульсы - в де€тельность, всевозможные
испытани€ претвор€ютс€ в мудрость, а страдани€ души - в ее
совесть. –азнообразные хорошие возможности, предоставл€вшие-
с€ человеку, но пропущенные им по нерадивости и лени, всплы-
вут сызнова, но уже в иной форме, как неопределенное влече-
ние, как смутна€ тоска, котора€ не получит удовлетворени€ по
двум причинам: силы, которые в прошлом вызывались тщетно к
про€влению (кармическим требованием), вследствие бездействи€
недоразвились, и случай, т.е. услови€, раз уже подобранные
 армой, могут и не повторитьс€.
–аспространенное убеждение, что среда создает наш ум-
ственный строй, происходит от неведени€ истинного течени€
нашей внутренней жизни. Ќе среда создает ум человека, а че-
ловек - действием кармического закона - устремл€етс€ в ту
среду, котора€ соответствуе его прошлому. ƒоказательством
служат люди, резко отличающиес€ с раннего детства от своей
среды: в них нет ничего общего с окружающими, и если вол€ их
сильна, они измен€ют направление своей  армы, переход€ в и-
ную, более сродную дл€ них среду. ѕопадают же они в неподхо-
д€щую среду потому, что поступками своими и грехами св€зали
себ€ тесно с людьми именно этой среды. –езкой иллюстрацией
этой мысли служит судьба нашего Ћомоносова, который родилс€
в семье безграммотных рыбаков и, тем не менее, усили€ми
сильной воли перенес свою жизнь в сродную дл€ него среду пе-
редовых ученых своего века.
≈сли таких людей не много, то это доказывает не то, что
среда создает наш ум, а то, что каждый человек устремл€етс€
в среду, подход€щую дл€ той ступени развити€, котора€ им уще
достигнута. “аков закон: мы сами строим свой ум; если пос-
тройка хороша - мы пользуемс€ всеми ее преимуществами, если
дурна - мы сами испытываем ответственность за дурные ее
свойства.
Ќо этого мало: последстви€ мысли отражаютс€ не на одном
творце ее. Ќет ничего более ответственного, как мысль чело-
веческа€, ибо ни одна сила так легко не передаетс€ другим,
как наши мысли. «арожда€сь в одном уме, они - в силу быстро-
ты и легкости своих вибраций, несравненно более быстрых, чем
свет и электричество,- легко передаютс€ окружающим. ћысль
одного человека передаетс€ другому, мысль последнего - пер-
вому, зав€зываютс€ нити, которые св€жут вместе людей к добру
или злу, определ€т дл€ нашего будущего родных, друзей и нед-
ругов. ¬от почему иные люб€т нас без вс€кой видимой причины,
а иные ненавид€т как будто незаслуженно. «акон, исход€щий
отсюд€, сводитс€ к следующему: наши мысли, действу€ на нас
самих, создают наш умственный и нравственный характер; бла-
годар€ своему воздействию на других они зав€зывают кармичес-
кие нити, которыми люди будут св€заны в последующем вопложе-
нии.


∆елание св€зывает человека с предметом желани€.

∆елание и его высший вид, вол€, €вл€ютс€ самыми могучими
созидающими силами ¬селенной.
∆елани€ прит€гивают нас к тем или другим предметам внеш-
него мира, они образуют наши страсти, и они же определ€ют
судьбу человека в его посмертном состо€нии в „истилище.
∆елани€, т.е. внутренние влечени€ человека к внешним
предметам, прит€гивают его всегда в ту среду, где желани€
эти могут получить удовлетворение: желание земных вещей при-
ковывает нашу душу к земле, высокие желани€ влекут ее к не-
бесам. ¬от почему сказано: "„еловек родитс€ сообразно своим
желани€м(5)". —ознание этой истины должно служить дл€ нас
предостережением, чтобы мы были разборчивы в своих желани€х
и не допускали в свою душу такие желани€, которые могут за-
держивать наше развитие.   числу последних принадлежит мате-
риальное богатство.
∆елани€ человека определ€ют место его воплощени€. ≈сли
они были нечистые, невоздержанные, зверские, они создадут
дл€ его нового воплощени€ подход€щее тело страстей, и это
тело устремит его в такую семью, в недра такой матери, кровь
которой может дать подход€щий материал дл€ его физической
оболочки.
∆елани€ наши действуют на окружающих так же, как и мысли:
они передаютс€ другим.
Ќо так как в данный цикл человеческой эволюции наши жела-
ни€ гораздо сильнее наших мыслей, то и кармическа€ св€зь,
сотканна€ желани€ми, св€зывает людей еще сильнее, чем их
мысли.
—оедин€€ нас путами любви или ненависти, желани€ создают
нам будущих врагов или друзей, и они же могут соединить нас
с такими людьми, о зав€завшейс€ св€зи с которыми мы и не по-
дозреваем. Ќапример: поводом к такой св€зи может послужить
ненамеренно данный толчок к преступлению, даже к убийству.
ћожет случитьс€, что очень сильный злобный порыв одного че-
ловека повли€ет на другого в такой момент и в такой обста-
новке, которые располагают к убийству. Ѕывают такие внутрен-
ние состо€ни€, когда чаши весов, колеблющиес€ между добром и
злом, наход€тс€ в таком неустойчивом равновесии, что одно
лишнее побуждение, одна лишн€€ вибраци€ из невидимого нам
психического мира решают наклон колеблющихс€ весов в ту или
другую сторону. “аким решающим толчком дл€ колеблющегос€ че-
ловека может послужить порыв злобы или желание нанести вред,
идущее из сердца другого человека.
ѕервый поддастс€ искушению и - убъет, а создатель злобной
мысли будет св€зан в будущем воплощении с убийцей, даже если
бы он раньше вовсе и не знал его; и вред, причиненный злоб-
ным порывом тому, кто совершил убийство, неминуемо отзоветс€
на создателе гневной мысли. »ногда совершенно неожиданное
несчастье, по-видимому незаслуженное, внезапно обрушиваетс€
на человека; его низшее сознание, не подозревающее, что ис-
точником его несчасть€ был вред, причиненный его дурными
страст€ми другому существу, возмущаетс€, негодует на кажущу-
юс€ несправедливость, но это негодование исходит из его не-
ведени€, а его бессмертна€ душа получит при этом урок, кото-
рый не забудет никогда.
Ќичто незаслуженное не заставит страдать человека; недос-
таток пам€ти, необходимый дл€ нашего же блага на низших и
средних ступен€х развити€, не помешает совершитьс€ закону
справедливости.
»з сказанного следует, что наши желани€, действу€ на нас
самих, создают наше тело страстей и через его посредство
вли€ют на образование нашего физического тела в ближайшем
воплощении; они же определ€ют место нашего рождени€ и вли€ют
на подбор людей, с которыми мы будем св€з€ны в будущем.


ѕоступки человека определ€ют внешние услови€ его
последующего воплощени€.

≈сли поступки человека послужили причиной страдани€ дл€
других, он в такой же мере будет страдать и сам; если же они
приносили радость или благососто€ние окружающим, это отра-
зитс€ на его последующем вопложении в виде благопри€тных
земных условий. ƒурные поступки людей нарушают мировой пор€-
док и равновесие: чтобы восстановилось последнее, необходи-
мо, чтобы поступивший дурно испытал последстви€ нарушенного
равновеси€ на себе.
ѕоступки человека вли€ют на внешние услови€ его последую-
щей жизни; на самого же человека и на его характер они вли€-
ют лишь косвенно, вызыва€ в нем новые мысли и желани€; но
сила, созидающа€ бессмертную душу, исходит из де€тельности
ума, сердца и воли, а не из внешних про€влений человека.
„асто повтор€емые поступки создают физические привычки, ко-
торые могущественно вли€ют на услови€ земного существовани€
и в то же врем€ ограничивают про€вление высшего я человека,
его бессмертной души в земном мире; но физические привычки
не переживают одного воплощени€ и уничтожаютс€ со смертью
физического тела. Ќо вопрос совершенно мен€етс€, если мы на-
чем исследовать те последстви€, которые наши поступки остав-
л€ют на окружающих. ¬ызыва€ благополучие или страдание наших
ближних, поступки св€зывают нас так же, как и наши мысли и
желани€, с теми людьми, на судьбу которых они имели вли€ние.
≈сли в прошлом мы были причиной страдани€ дл€ окружающих, в
будущем мы испытаем не меньшие страдани€, и наоборот, если
мы содействовали улучшению их внешнего благососто€ни€, кар-
мический счет выплатит нам за это содействие счастливыми ус-
лови€ми нашей земной жизни; и услови€ эти, дурные или хоро-
шие, погас€т навсегда результаты как дурных наших поступков,
так и хороших. ¬ обоих случа€х последстви€ наших поступков
не завис€т от их мотива.
ƒо сих пор мы рассматривали три вида сил, благодар€ кото-
рым человек может сознательно строить свое будущее: наши
мысли созидают наш характер; наши желани€ определ€ют то, чем
мы будем окружены в следующей жизни; наши поступки устанав-
ливают точный размер нашего счасть€, внутреннего и внешнего,
по тому количеству счасть€, внутреннего и внешнего, которое
мы давали другим. “еперь мы подходим к другому закону  армы:
кажда€ сила действует в своей сфере.
≈сли человек посеет семена в земле, он может собрать жат-
ву только на земле. ќн может посе€ть хлеб с дурным намерени-
ем, например с мыслью добыть средства дл€ злого дела; но из
сем€н, посе€нных им, вырастет совершенно така€ же рожь или
пшеница, как если бы он се€л с мыслью накормить голодных си-
рот. ћотив - выражение умственных, психических или духовных
сил, и последстви€ его могут выразитс€ только в сфере мысли,
страстей или духа, смотр€ по тому, откуда мотив исходит. Ќо
когда мысль или чувство перешли в поступок, последний отра-
зитс€ только в земной среде, и притом совершенно независимо
от мотива. ≈сли человек устроит хорошую школу или больницу
дл€ бедных, будет ли при этом его побуждением честолюбие,
желание похвалы или награды, бедн€ки, пользовавшиес€ его
школой или больницей, выиграют одинаково, как если бы побуж-
дение его было самое возвышенное. Ќо дл€ истинной сути чело-
века, дл€ бессмертной души, разница окажетс€ чрезвычайно
важной: в первом случае, когда побуждение было эгоистическо-
е, плоды его де€тельности про€в€тс€ только в физической сре-
де, душа его останетс€ при этом незатронутой; во втором слу-
чае, когда его побуждением было бескорыстное стремление к
добру, мотив этот облагородит душу и оставит в ней новое
зерно бессмерти€, ибо добрые движени€ души и составл€ют тот
посев, жатва с которого собираетс€ в вечности. ƒобрые, злые
или смешанные мотивы поступков отраз€тс€ на уме, сердце или
воле человека, но последстви€ самого поступка, если послед-
ний вызвал благососто€ние или радость дл€ окружающих, будут
одинаково благопри€тны дл€ самого де€тел€, какое бы побужде-
ние ни руководило им. «аконы  армы ведут строжайший счет и
выплачивают за все, сделанное человеком, до мельчайшей дро-
би. —амый сухой эгоист родитс€ в хороших услови€х, если он в
прошлом содействовал благососто€нию окружающих, но будет ли
он в этих услови€х доволен и счастлив или же мрачен и неу-
довлетворен, это будет зависеть от другого кармического сче-
та, который подводит итоги его мотивам, иначе - тем хорошим
или дурным свойствим, которые он вырабатывал в тайниках сво-
ей души. ћожет случитьс€, что человек с прекрасной душой ро-
дитс€ в самых неблогопри€тных внешних услови€х, если он в
прошлом своими необдуманними действи€ми вызвал нужду дл€ ок-
ружающих; но если им при этом владело чистое и бескорыстное
побуждение, оно уже придало ему такие свойства, которые по-
могут ему переносить нужду терпеливо и легко.
«акон, по которому каждый вид про€вл€емой энергии отража-
етс€ именно в той сфере, из которой энерги€ эта исходит, и-
меет величайшее значение дл€ развити€ человеческой души.
»бо физическа€ энерги€, т.е. поступки человека, принос€
ему земное благо или страдание в той же мере, в какой они
повли€ли так или иначе на других, погашаютс€ этими послед-
стви€ми вполне: они не несут в себе той творческой силы, ко-
тора€ собирает сокровища дл€ его бессмертной души. „еловека
можно сравнить с работником, который вышел в свое поле и об-
рабатывает его при си€нии солнца и в непогоду, в холод и в
жару; когда поле вспахано и засе€но, работник возвращаетс€
домой, снимает свою одежду и ложитс€ отдохнуть.  огда он
выйдет снова в свое поле, чтобы собрать жатву, одежда на нем
будет уже друга€, но от этого нисколько не зависит, какова
будет жатва: се€л сам человек(6), и если сем€ его было ску-
дно, и жатву он соберет скудную.
Ѕезразличный мотив остаетс€ дл€ души без последстви€,
дурной - задержит ее развитие, хороший - обогатит ее навсег-
да, высокий мотив, имеющий в виду только волю Ѕога, ничего
не желающий дл€ себ€, поведет человека к свободе и совершен-
ству. „ем выше источник, из которого исходит внутренн€€ де€-
тельность человека, тем продолжительнее и могущественнее бу-
дут ее последстви€.
 огда перед совестью человека, знающего закон  армы, €в-
л€етс€ столкновение различных об€занностей и ему не€сно, как
следует поступить, он должен спокойно разобратьс€ во всех
своих мотивах, очистить сердце свое от всего эгоистического
и выбрать наиболее бескорыстный мотив; решив раз, он должен
действовать уже без колебаний и без страха, зна€, что если и
поступит неправильно, важно только побуждение, последстви€
же возможной ошибки он перенесет охотно и терпеливо, как ур-
ок, который не изгладитс€ из его души никогда.

»ндусские учени€ различают три вида человеческой  армы:

1. зрела€  арма - Prarabdha Karma;
2. скрыта€  арма - Sanchita Karma;
3. зарождающа€с€  арма - Kriyamana Karma;


«рела€ карма.

ќна уже готова дл€ жатвы, а потому - неизбежна. —вобода
выбора в прошлом; выбор был сделан, в насто€щем остаетс€
только уплатить свой долг.
ѕричины, которые мы зарождаем непрерывно нашими мысл€ми,
желани€ми и поступками, бывают часто так противоречивы, что
они не могут осуществитьс€ одновременно. ћогут быть также
кармические об€зательства относительно известной нации или
определенной общественной группы, а между тем другие об€за-
тельства могут потребовать иных условий воплощени€. —ледова-
тельно, в одном и том же воплощении человек может погасить
только часть своей  армы. ƒуховные силы, или, иначе, законы,
прав€щие человеческой  армой, избирают ту часть из каждой
индивидуальной  армы, котора€ может быть погашена одновре-
менно, и с этой целью направл€ют человеческую душу в соот-
ветствующую страну, расу, семью, общественную среду, которые
представл€ют наиболее подход€щие услови€ дл€ осуществлени€
именно той части  армы, котора€ выделена из общего итога.
ѕри этом соедин€ютс€ одновременно такие услови€, бл€годар€
которым могут про€витьс€ последстви€ тех из ее созданных че-
ловеком причин, которые не противоречат одна другой, которые
совмещаютс€ между собой.

ѕричины эти, заложенные человеком в предыдущих воплощени-
€т, определ€ют:

а) продолжительность его земной жизни;
б) особенности его физической оболочки, ее положительные
и отрицательные свойства;
в) подбор родственников, друзей, врагов и всех, с кем че-
ловек войдет в соприкосновение;
г) общественные услови€;
д) строение орудий души: мозга и нервной системы, опреде-
л€ющее те пределы, в которых про€в€тс€ силы души;
е) соединение всех созданных кармическими причинами ра-
достей и страданий, которые могут быть пережиты человеком в
течении одного и того же воплощени€.

¬о всем этом дл€ человека нет выбора; выбор его был сде-
лан в прошлом, когда он се€л, теперь остаетс€ собрать жатву.
ќдно из про€влений зрелой  армы представл€ют собой пос-
тупки, которые можно назвать неизбежными.  аждый поступок
есть конечное выражение целого р€да мыслей и желаний. ќдно-
родные мысли и желани€, группиру€сь в течение многих вопло-
щений в одно целое, вызывают душевное состо€ние, которое
можно сравнить с насыщенным раствором в момент кристализации
вещества.  ак самой ничтожной частицы вещества достаточно,
чтобы вызвать в насыщенном растворе кристаллизацию, так же
довольно самого легкого воздействи€ извне или изнутри (одна,
последн€€, мысль), чтобы накопившиес€ однородные мысли крис-
таллизовались в поступок. ≈сли эти мысли были злые и мсти-
тельные, €витс€ момент, когда при самом легком толчке чело-
век пойдет на преступление. »ли наоборот, если ум его был
склонен создавать бескорыстные мысли, направленные на помощь
ближним, настанет момент, когда эти мысли кристаллизуютс€ в
акт героизма. ≈сли при этом человек не успеет обдумать свое-
го поступка, - а это почти неизбежно ввиду преобладани€ эмо-
ций у современных людей, - будет ли его поступок преступный
или героический, сам человек изумл€етс€, "не верит себе",
говорит: "Ќе понимаю, как мог € это сделать!". »з этого сле-
дует, что наши скрытые мысли направл€ют совершенно опреде-
ленно нашу волю, и момент их выполнени€ - не более как воп-
рос времени.
Ќо если творец мыслей успел подумать, свобода выбора еще
возможна: он может противоставить закоренелой мысли новую и,
энергично повтор€€ последнюю, постепенно заменить ею прежнюю
мысль.
¬ этом €влении мы имеем ключ к разрешению трудной пробле-
мы свободы воли и предопределени€. —вободна€ вол€ человека и
создает дл€ него те ограничени€, которые он называет своей
судьбой. ќн ограничивает себ€ своими же прошлыми мысл€ми;
неосуществленными возможност€ми, ошибочными предпочтени€ми,
неразумными уступками; он св€зан своими позабытыми желани€-
ми, неразумными уступками, скован грехами своих прежних
дней. » все же - он свободен. ќн, создавший свое прошлое,
которое держит в оковах его насто€щее, может работать и
внутри созданной им же тюрьмы, чтобы обеспечить дл€ себ€
свободное будущее.  огда сильный человек узнает, что он сво-
боден, оковы его спадут сами собой. Ќо дл€ обыкновенного че-
ловека, дл€ которого знание - не ровный могучий свет, а то
вспыхивающа€, то погасающа€ искра, освобождение отодвигаетс€
в далекое будущее; дл€ него прежде всего необходимо сознани-
е, что он страдает в насто€щем только потому, что грешил в
прошлом, и что все ограничени€, которые св€зывают его, соз-
даны им же самим.
ћежду этими двум€ полюсами - свободной воли и предопреде-
лением - происход€т все сложные сочетани€ свободы и необхо-
димости, на которых построена вс€ драма человеческой борьбы.
—оздаваемые свободной волей мысли и желани€, повтор€€сь
много раз, станов€тс€ привычками; привычки ограничивают волю
и делаютс€ под конец автоматичными. ѕриходит минута, когда
совесть говорит, что привычка нехороша; тогда человек начи-
нает разрушать дурныю привычку, создава€ мысли противополож-
ного характера. ѕосле многих усилий прокладываетс€ новое
русло, новые мысли берут перевес и - потер€нна€ свобода об-
ретаетс€ снова...   сожалению, почти всегда только дл€ того,
чтобы заковать волю в новые цепи.
“аким образом наши собственные мысли и желани€ создают
постепенно свойства нашего мозга и нашей нервной системы, а
последние €вл€ютс€ одним из самых сильных ограничений свобо-
ды нашей воли.
„асто повтор€емые мысли, дела€сь автоматичнымидают в
нас предрассудки, личные и национальные; мы живем с ними,
даже не подозрева€, что это - стены, построенные нашими соб-
ственными руками, которые закрывают перед нами светлые гори-
зонты истины.
ƒругой вид зрелой  армы про€вл€етс€ в минуты так называе-
мых "внезапных обращений". Ќечистые мысли и желани€ прошлого
образуют вокруг нашего истинного я, нашей бессмертной души,
как бы кору, котора€ держит ее в плену. ѕлен этот может
длитьс€ в течении нескольких воплощений. ¬ это врем€ бес-
смертна€ душа, собиравша€ опыт, успела многому научитьс€ и
приобрести высшие свойства, но последние могут долго оста-
ватьс€ скрытыми под твердой корой. ѕотребуетс€ сильный тол-
чок - иногда он €вл€етс€ в виде хорошей книги, вдохновенного
слова, €ркого примера,- чтобы разорвать кору и освободить
душу. ¬ человеческой истории записано немало таких случаев
"внезапного обращени€".


—крыта€ карма.

 ажда€ причина стремитс€ произвести свое действие непос-
редственно; осуществить это стремление мешает сопротивление
среды. “от же закон относитс€ и к причинам, создаваемым че-
ловеком. ≈сли бы мысли и желани€ наши были однородны, не
сто€ли бы во внутреннем противоречии и не сталкивались пос-
то€нно с сопротивлением среды, последстви€ их про€вились бы
непосредственно. Ќо наши поступки, желани€ и мысли противо-
речат так сильно одни другим, что только немногие из зарож-
денных ими последствий могут про€витьс€ одновременно. ќс-
тальные будут ждать своей очереди. “аким образом, в течении
веков мы нагромождаем причины, которые не могут осуществить-
с€ до времени, и мы всегда живем под вли€нием двойной сово-
купности  армы: одна про€вл€етс€, а друга€ ожидает - как бы
в тени - случа€, чтобы про€витьс€. »з этого можно вывести,
что скрыта€  арма может переноситьс€ из одного воплощени€ в
другое и долго оставатьс€ погребенной, чтобы ожить и принес-
ти плоды - подобно зернам, находимым в египетских саркофа-
гах,- как только по€в€тс€ налицо все необходимые услови€.
— психологической точки зрени€ скрытую  арму можно рас-
сматривать как наклонности, идущие из прошлого. ¬ противопо-
ложность зрелой, скрыта€  арма подлежит изменению. Ќаклон-
ности наши могут быть усилены или ослаблены, направлены по
новому руслу или совсем уничтожены, смотр€ по свойству и си-
ле внутренней работы, котора€ созидает наш характер. ¬ борь-
бе с дурными наклонност€ми даже неудача есть шаг вперед, по-
тому что сопротивление дурному уничтожает часть дурной энер-
гии, вошедшей в состав нашей  армы.


«арождающа€с€ карма.

Ётот вид  армы создаетс€ непрестанно нашими мысл€ми, же-
лани€ми и поступками; это - тот посев, плоды которого мы бу-
дем пожинать в будущем. »менно эта  арма и представл€ет со-
бой созидающую силу человека.
—ознательно стро€щий свою  арму должен быть полным госпо-
дином над своими мысл€ми и никогда не действовать под вли€-
нием настроени€; все его поступки должны соответствовать его
идеалам, и он должен предпочитать не те действи€, которые
дл€ него при€тнее, а те, которые лучше. ќн строит дл€ веч-
ности и, зна€ это, должен внимательно избирать свой матери-
ал. Ќо такой труд, проведенный через все подробности ежед-
невной жизни, доступен только созревшей душе, сильной воле,
и такова€ вол€ может уничтожить свою  арму, сжечь ее в огне
внутренней борьбы. Ќар€ду с этим она может привести в дей-
ствие и свою скрытую  арму и уплатить в несколько воплощений
долг, который иначе возвращал бы ее на землю несчетное число
раз.
¬место того чтобы быть цеп€ми, познанный закон  армы дает
сильной душе крыль€, на которых она может подн€тьс€ в сферы
безграничной свободы.
Ќо и дл€ обыкновенного человека нашего времени знание за-
кона  армы дает такое проникновение в смысл земной жизни и
раскрывает такие необъ€тные горизонты в гр€дущее, что оно не
может остатьс€ без сильного вли€ни€ на весь строй его жизни.
Ќеобходимо только, чтобы это было насто€щее знание, пото-
му что нет ничего вреднее смутного полузнани€, ведущего к
искажени€м и предрассудкам. “аким искажени€м подвергалась и
иде€  армы. Ќа ¬остоке, в индусских ѕисани€х (Ўастрах), за-
кон  армы изложен в полноте, но подлинные св. ѕисани€ дос-
тупны немногим, а сведени€, получавшиес€ из третьих рук, по-
нижались постепенно до уровн€ толпы, и в результате по€ви-
лось то пассивное настроение »ндусов, которое у нас на «апа-
де извесно под именем "восточного фатализма".
Ќо в действительности религиозна€ философи€ ƒревнего ¬ос-
тока учит совершенно иному. –азъ€снени€ закона  армы, данные
в виде беседы между Ѕишмой, учителем ƒхармы, и праведным ца-
рем ёдиштирой(7), в которой первый разъ€сн€ет царю, как су-
дьба человека образуетс€ из его же прошлых мыслей, желаний и
поступков,- заканчиваютс€ такими словами: де€тельность си-
льнее судьбы.
 ак же согласить такое утверждение с идеей  армы? ѕрин€в,
что вс€ наша судьба складываетс€ из наших же прошлых про€в-
лений, не нужно забывать, что про€влени€ эти бесконечно раз-
нообразны, и что если подвести итоги всему, что мы передума-
ли, перечувствовали и переделали в течение дн€, в сумме на-
шей дневной  армы будет много и дурного, и хорошего; склады-
ва€ на чашу весов нашей общей  армы то и другое, увидим, что
часть наших дурных про€влений уравновеситс€ хорошими, и
только тот добавочный вес, который перет€нет ту или другую
чашу весов, за нас или против нас, сохранитс€ в летописи на-
шей судьбы, все остальное окажетс€ уже погашенным. ¬от поче-
му де€тельный человек, который в любую минуту может приба-
вить на чашу весов нечто в свою пользу, имеет гораздо более
шансов изменить свою  арму, чем человек безде€тельный.
Ѕывают случаи, когда в прошлом скопилось так много дурной
 армы, что все усили€ человека выбратьс€ из полосы бедствий
кажутс€ с виду безрезультатными. Ќо это только кажетс€.  аж-
дое усилие, направленное на то, чтобы побороть свою дурную
 арму, ослабл€ет силу ее сопротивлени€. ¬озьмем в пример де-
нежные неудачи.  арма данного человека требует дл€ него бед-
ности и лишений; он делает усили€, добиваетс€ путем напр€-
женных трудов благопри€тных результатов, но - снова тер€ет
все приобретенное и оп€ть начинает добиватьс€ своей цели.
¬идимые неудачи этого человека могут продолжатьс€ до самой
смерти, но в той невидимой лаборатории, где созидаетс€ наше
будущее, его усили€ сделали свое, они ослабили силу сопро-
тивлени€ его дурной  армы, и если он не победил в этом воп-
лощении, он победит в будущем.
“о же самое и с пороками, борьба с которыми кажетс€ бе-
зуспешной. «нание  армы вы€сн€ет, что в этой борьбе главное
значение не сколько в видимой победе, сколько в ослаблении
дурной силы, идущей из прошлого. ¬от почему никогда не сле-
дуе складывать оружи€ и говорить: € не могу побороть своей
слабости. Ќужно не перестава€ боротьс€, потому что с каждым
новым усилием, направленным против дурной привычки, сила ее
подрываетс€, и в будущем воплощении будет уже нетрудно спра-
витс€ с ней. Ќеобходимо помнить, что ни одно доброе усилие
человека не проходит даром, каждое погашает частицу его кар-
мического долга.
ƒругой нежелательный вывод, к которому приход€т люди,
плохо усвоившие закон  армы, выражаетс€ в мысли, что "не
следует помогать страдающему, раз это его  арма и он сам
виноват в ней". “акой вывод может повести к сухости и бес-
сердечности, и он в самом корне неверен.
—овершенно верно, что мы окружены злом и страдани€ми вс€-
кого рода, которые €вл€ютс€ естественным результатом дурной
 армы людей, но это не причина, чтобы мы не делали усилий
дл€ противодействи€ этому злу. ƒурные мысли и поступки соз-
дают страдани€, но зато хорошие мысли и поступки замен€ют
страдание счастьем.
Ќам совершенно не нужно заботитс€ о выполнении высшего
ѕравосуди€. ќно совершит свой безошибочный суд и без нас;
нам же нужно помнить свой долг, а он предписывает помогать
всем, кто вступает в сферу нашего вли€ни€. –аз человек ста-
новитс€ на нашем пути и мы можем помочь ему, этой возможнос-
тью предъ€вл€етс€ кармический долг, но уже не ему, а нам.
—вой он уплатит страдани€ми, а наш долг мы уплатим тем, что
поможем ему. ƒаже с эгоистической точки зрени€ необходимо
помогать страдающим и наход€щимс€ в нужде, потому что, про-
пуска€ возможность облегчить страдани€, можно создать дл€
себ€ такую  арму, в состав которой войдет отсутствие помощи
в т€желый час, когда мы сами будем нуждатьс€ в участии.
 арма не мешает никакому доброму действию, ее законы до-
пускают улучшение нашей собственной участи, а тем более у-
лучшение судьбы наших ближних.


----------------------

»з всего предыдущего возникает неизбежный вопрос: если
душа должна воплощатьс€ до тех пор, пока не выполнит все
свои кармические об€зательства, а с другой стороны, пока не
перестанет зарождатьс€ (благодар€ посто€нно возникающим мыс-
л€м и желани€м) нова€  арма,- не вытекает ли из этого полна€
невозможность освободитьс€ из-под власти  армы? Ќе тер€етс€
ли дл€ человека вс€ка€ надежда обрести свободу?
ѕрежде чем ответить на этот вопрос, рассмотрим, из каких
свойств человека сплетаетс€ ткань его  армы.
√лавной пружиной, главной побудительной силой, заставл€ю-
щей человека действовать, следовательно, и создавать свою
 арму, €вл€етс€ желание.
„то такое желание? Ёто - та могуча€ сила, разлита€ во
всей ¬селенной, котора€ про€вл€етс€ во всех процессах приро-
ды в виде прит€жени€ частиц, без которого на могло бы быть
существовани€ в материи. Ѕез желани€ не было бы и движени€,
следовательно, и развити€, а был бы застой. „тобы расти, не-
обходимо быть де€тельным, ибо только де€тельность вызывает
про€вление всего, что скрыто в сути вещей.
¬осточна€ мудрость признает все значение желани€, в кото-
ром дл€ большенства людей и коренитс€ побудительна€ причина
дл€ де€тельности, и дл€ этого большенства убить желание рав-
н€лось бы полному отречению от вс€кой де€тельности; и все
же, говор€ о "цепи, прив€зывающей нас к колесу рождений",
древн€€ ћудрость указывает на необходимость "уничтожить же-
лание".  ак же помирить это кажущеес€ противоречее?
ќно примир€етс€ само собой, если предметом исследовани€
вз€ть не отдельную жизнь воплощенной личности, а весь путь
развити€ бессмертной человеческой индивидуальности, прошед-
шей через всю полноту земного опыта. ƒела€ свои выводы,
древн€€ ћудрость имеет в виду всю эволюцию человека, до кон-
ца. ќна €сно различает возраст человеческой души.
Ќа заре своего земного существовани€ человек жадно захва-
тывает дл€ себ€ все, что может захватить, все, чего желает
его стихийна€ жажда жизни. — этого начинаютс€ жизненные уро-
ки человека. ќн вступил на "ѕуть ¬ыступлени€"(8), как назы-
вают древние индусские учени€ начало эволюционного пути че-
ловека. Ќа этом начальном пути человек отождествл€ет себ€ со
своей внешней формой, со своим телом, и это нужно потому,
что грубые, резкие прикосновени€ извне необходимы дл€ того,
чтобы разбудить дремлющее сознание человека-младенца, раз-
жечь искру сознани€ в €ркое плам€. „тобы отчетливо почув-
ствовать свое "€", чтобы отделить его как центр самосознани€
от остальной ¬селенной, дл€ этого и нужны те телесные грани-
цы, замыкающие в себе частицу общей жизни, которую мы ущуща-
ем как свою личность. Ёто ограничение жизни, это вытеснение
ее в узкие грани нашей личности и есть эгоизм. Ќа "ѕути ¬ыс-
туплени€" эгоизм необходим: он родит желание, желание вызы-
вает де€тельность, а посредствам де€тельности человек рас-
тет. ¬начале человек желает только дл€ себ€, позднее эгоизм
его расшир€етс€ и заключает в свои пределы сперва свою семь-
ю, затем свое плем€, народ, государство. » в этих расширен-
ных пределах человек все еще стремитс€ брать дл€ себ€, дл€
своей семьи, дл€ своего народа как можно больше от природы и
от остальных людей, и это длитс€ до тех пор, пока его душа
не насытитс€ и больше брать уже не захочет. "ѕуть ¬ыступле-
ни€" этим и заканчиваетс€. ќн начинает поворачивать назад, и
человек вступает на "ѕуть возврата"(9), на котором кончаетс€
его желание брать и возникает столь же повелительна€ потреб-
ность отдать все, вернуть обратно все, что он брал у мира, у
природы и у людей. Ѕез такого возврата не может быть восста-
новлено нарушенное равновесие, не может осуществитьс€ спра-
ведливость, на которой держатс€ все миры.
Ќа "ѕути ¬ыступлени€" человек создает свою  арму. ќн жад-
но добиваетс€ тех или других вещей, он делает усили€, напр€-
гает свою волю, движетс€ вперед, толкаемый желанием, но как
только он овладевает предметом своего желани€, желание сме-
н€етс€ равнодушием и разочарованием, добытое перестает удов-
летвор€ть, и он так же жадно начинает добиватьс€ новых ве-
щей.
¬осточна€ ћудрость сравнивает предметы человеческих жела-
ний с теми игрушками, которые мать держит в руках, жела€,
чтобы ее дит€ научилось ходить, подвига€сь навстречу блест€-
щей игрушке. Ёто сравнение проливает €ркий свет на то, что
дело совсем не в предмете, а в усилии, которое делает чело-
век и которое заставл€ет его расти. ¬ этом упражнении расту-
щих сил, в этом развитии способностей человека, которое вы-
зываетс€ напр€женной борьбой из-за обладани€ желанным пред-
метом, и в последующем разочаровании, в чередующихс€ востор-
гах и пресыщени€х, подъемах и утомлени€х, проходит весь путь
нашего земного развити€.
Ќа прот€жении всего этого долгого пути человек продолжает
желать, потому что дл€ непросветленного человека в желании
коренитс€ побудительна€ причина дл€ де€тельности; побуждение
это перестает действовать только тогда, когда человек убе-
дитс€, что все временное приносит одно разочарование и что
удовлетворить человека может только вечное.
Ёто убеждение приводит человека к сознанию своей божес-
твенности, которое, в свою очередь, ведет к сознанию един-
ства.
 огда человек познает, что его отдельна€, обособленна€ от
остального мира жизнь была самообманом, когда в его расши-
рившемс€ сознании исчезнут границы, отдел€вшие его частичную
жизнь от ∆изни ÷елого, тогда сами собой прекрат€тс€ и личные
желани€, что мы и видим у людей, достигших совершенства, у
праведников, желани€ которых станов€тс€ сверхличными и зак-
лючают в свои пределы благо всего мира.
“аков эволюционный путь всего человечества. ≈го можно с
полным основанием сравнить с лестницей, подножие которой
погружено в темноту стихийного существовани€, выражающегос€
в эгоизме и алчном желании все вз€ть дл€ себ€, за счет дру-
гих "сохранить свою душу", а вершина возноситс€ в царство
просветленного разума и победившей духовности, котора€ выра-
жаетс€ в потребности "отдать душу свою".
Ќо этот медленный путь возможно сократить; когда мы смот-
рим на отставших людей, которые все еще задерживаютс€ на са-
мых низших ступен€х лестницы, мы получаем пон€тие о пределах
его медленности; когда же мы переносим наш взгл€д на правед-
ников, на тех —тарших —ынов человеческой расы, в которых уже
раскрылась вс€ красота ее божественной природы, мы узнаем,
что во власти человека до чрезвычайности ускорить этот путь.
¬ чем же орудие этого ускорени€, или, что одно и то же,
"спасение человека"?
¬ поэме јрнольда "—вет јзии", котора€ устами западного
поэта передает всю глубину восточной ћудрости, мы находим
такой ответ:

Ѕеспредельность ужасом бы стала,
—ердце мира - вечною тюрьмой,
≈сли бы судьба вас приковала
  колесу безжалостной рукой.
Ќо - на вас цепей не налагали,
¬аша вол€ вс€ких мук сильней;
¬ —ердце мира нет людской печали.
—овершенство - цель земных путей.

ќрудие спасени€ человека - его вол€. Ќо что такое вол€?
ѕока сила, заставл€юща€ человека действовать, вызываетс€
внешними предметами, мы зовем ее желанием, но когда та же
сила начинает исходить из самого человека, слага€сь из со-
держани€ его внутреннего опыта, руководимого разумом, тогда
мы даем ей название воли. “аким образом, желание и вол€ лишь
два полюса одной и той же силы.
ѕока человек во власти низшего полюса, его заставл€ют
действовать внешние предметы, но в зависимости от них, он не
свободен.
 огда же он начинает действовать сознательно, выбира€ не
то, что наиболее привлекательно, а то, что наиболее ценно
дл€ его цели, тогда он выходит из круга зависимости, он ста-
новитс€ господином своих поступков и сам начинает творить
свою судьбу.
ѕока вол€ у человека не развита, до тех пор он в рабстве
у предопределений, он обречен двигатьс€ роковым образом по
"равнодействующей" своей собственной  армы(10). Ќо рабство
человека кончаетс€ с развитием сознательной воли, ибо вол€
может вводить во вс€кое врем€ новые величины в "уравнение"
его жизни. ѕока вол€ направл€етс€ непросветленным разумом,
до тех пор и цел€ми ее бывают €влени€ временные; но когда
разум, проника€ все глубже в суть €влений, познает, что вре-
менные €влени€ даютс€ нам только как средства дл€ достижени€
вечного, тогда просветленна€ разумом вол€ поведет человека к
осуществлению истины и - освободит его. “аким образом, все
столь различные решени€ трудной проблемы о свободе воли и о
предопределении - верны, каждое на своем месте. Ќеизбежна€
судьба держит в рабстве тех, кто не про€вл€ет сознательной
воли; относительна€ свобода существует дл€ того, кто развил
свою волю до известной степени, и, наконец, полна€ свобода
дл€ того, кто познал истину и развил свою волю до совершен-
ства.
“еперь у нас начинает намечатьс€ путь к той внутренней
свободе, котора€ сделает человека независимым от "цепей  ар-
мы".
"ѕознание истины" с точки зрени€ восточной ћудрости есть
сознание божественности человеческой природы и единства всей
про€вленной жизни, выражающей собою ∆изнь Ѕога. ¬ол€ Ѕога
выражена в законе  армы. ÷ель человеческой эволюции - полное
осуществление божественных свойств человека, которое его
приведет к отождествлению его воли с ¬олей Ѕога.  огда чело-
век осуществит это единение в себе, час его спасени€ пробъ-
ет. “аков конечный смысл учений всех великих ”чителей чело-
вечества. —ледовательно, в познании истины и в развитии воли
скрываетс€ та сила, котора€ может освободить человека из-под
власти  армы.
«нание незыблемости законов, управл€ющих ¬селенной, вызы-
вает потребность согласовать нашу собственную де€тельность с
этими законами, иначе - с ¬олей Ѕога. ¬месте с тем возникает
сознание, что де€тельность необходима, но де€тельность, ве-
дуща€ не к разобщению, а к единству. “ака€ де€тельность не-
совместима с эгоизмом. Ёгоизм был необходим, пока мы жили в
темноте и не знали смысла жизни, но со временем он становит-
с€ злом, преп€тствием к развитию нашей божественной сути.
—ледовательно, де€тельность наша должна быть бескорыстна,
без эгоизма и без влечени€ к ее плодам, бескорыстие это тре-
буетс€ от человека, желающего освободить себ€, сжечь свою
 арму, не как требование морали, а как необходимость, неоз-
бежна€ и доказанна€.
Ќо как соединить самоотречение и отсутствие желаний с де-
€тельностью, необходимой дл€ роста?
  достижению этой цели ведут два пути, две "стези", как
выражаютс€ индусские мистики: "стез€ ћудрости" - дл€ мень-
шинства, и "стез€ –елигиозного „увства" - дл€ всех осталь-
ных. Ќа первой стезе ћудрец достигает самоотречени€, уничто-
жа€ свой эгоизм глубоким проникновением в смысл жизни; на
второй стезе самоотречение достигаетс€ благодар€ любви к о-
лицетворенному »деалу, в котором уже про€вилась вс€ красота
божественной природы Ѕогочеловека. ќба пути привод€т одина-
ково к цели.
—амоотверженна€ де€тельность без мысли о себе вызывает
внутренний рост человека, бескорыстие очищает его сердце:
таким образом осуществл€етс€ двойное условие праведной жиз-
ни - де€тельность и отсутствие желаний, которое казалось не-
совместимым.
Ѕескорыстна€ де€тельность, замен€€ наши личные интересы
интересами общего, приведет нас постепенно к отождествлению
нашего "€" со всеми, и - к освобождению.
¬еликую помощь на том и другом пути оказывает верное по-
нимание закона  армы. «нающий закон не говорот о "доброй
или злой судьбе"; он знает, что  арма €вл€ет собой ¬олю Ѕога
в действии и что поэтому ни избегать, ни бо€тьс€ ее не сле-
дует. ≈сли  арма и заставл€ет нас испытывать боль и страда-
ние, человек, понимающий ее благой смысл, не станет т€го-
титьс€ этим страданием, а примет его спокойно и терпеливо:
он знает, что над ним совершаетс€ закон справедливости, ко-
торый требует, чтобы погашено было малейшее зло, причиненное
им самому ничтожному существу, и знает, что, с другой сторо-
ны, ни одно из его добрых усилий не пропадет даром.
ѕуть очищени€ от эгоизма носит по-санскритски название
" арма-…ога", от  арма - де€тельность и …ога - единение. ќЌ
ведет одинаково к очищению сердца, идет ли человек по "стезе
ћудрости", или по "стезе –елигиозного „увства", и требует,
чтобы человек охотно выполн€л свой долг, в котором выражена
его  арма. “акое спокойное и безропотное выполнение своего
долга, выраженное в бескорыстной де€тельности, есть един-
ственный ключ к счастью на земле. ќно успокаивает и укрепл€-
ет наш дух, устранн€€ самую мучительную из всех тревог: мыс-
ль о себе. “олько в успокоенном духе раскрываетс€ истина.
ќна отражаетс€ в его глубине, как небеса отражаютс€ в свет-
лых водах тихого горного озера.


ѕримечани€.

1) ѕо учени€м индусской религиозной философии, ¬селенна€
представл€ет собой разумную де€тельность, исход€щую из еди-
ного ѕервоисточника (Parabrahman).  осмическа€ де€тельность
выражаетс€ движением различной силы и быстроты; проводником
движени€ служит мирова€ матери€ (Mulaprakriti), доступна€
несовершенным оруди€м нашего сознани€ только в своих наибо-
лее плотных и грубых соединени€х. ¬не пол€ нашего сознани€
во всех направлени€х - творитс€ непрестанна€, невидима€ дл€
нас жизнь; жизнь камн€ ускользает от нас потому, что про€в-
лени€ ее слишком медленны дл€ нашего наблюдени€, жизнь в не-
видимых мирах - потому, что про€влени€ в этих мирах слишком
тонки и быстры дл€ несовершенных орудий нашего сознани€.

2) Hitopadesha.

3) Chandogyopanishad, III, XIV, I.

4) "Purusha (внутренн€€ суть человека) обладает природой
желани€; каково его желание, таково его намерение; каково
его намерение, такова его де€тельность; какова его де€тель-
ность, такова его награда... “от, кто прив€зан (к колесу
рождений и смертей), приобретает путем де€тельности предмет,
к которому его душа - как причина - прив€зана. ƒостигнув
последнего последстви€ (в Swarqa - небе) своей де€тельности,
которую он выполн€л здесь, он €вл€етс€ из того мира оп€ть в
этот мир вследствие своей де€тельности. “ак тот, кто желает
(переходит из одного мира в другой)...  огда все желани€,
живущие в сердце, покинуты навсегда, тогда смертный стано-
витс€ бессмертным" (Brihadaranyakopanishad, IV, IV, 5-7).

5) Brihadaranyakopanishad, IV, IV, 5-7.

6) ѕсихологи€ ƒревнего ¬остока €сно различает бессмертную
индивидуальность человека и его смертную личность. ¬се лич-
ное умирает вместе с человеком, но весь результат личных пе-
реживаний сохран€етс€ в бессмертной индивидуальности и сос-
тавл€ет ее неприход€щее содержание. ќтсюда расширенное соз-
нание человека (в трансе), когда мысль его освобождаетс€ и
начинает действовать вне ограничений физического мозга. "—е-
€л сам человек" - означает его бессмертную индивидуальность,
а не временную личность.

7) ћахабхарата.

8) Pravritti Marga.

9) Nivritti Marga.

10) „еловеческа€ судьба представл€ет собой как бы равно-
действующую всех сил, которые человек создавал в прошлом и
которые он творит в насто€щем. ≈сли человек не про€вл€ет
сознательной воли, его жизнь пройдет неизбежно по этой рав-
нодействующей.

http://www.soznanie.info/st_karma.html
–убрики:  ћистика, эзотерика.


ѕроцитировано 7 раз
ѕонравилось: 8 пользовател€м



Darkdrakon   обратитьс€ по имени ¬торник, 25 Ќо€бр€ 2014 г. 16:09 (ссылка)
Ќеверо€тно интересна€ и познавательна€ информаци€. благодарю.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ¬торник, 25 Ќо€бр€ 2014 г. 16:42 (ссылка)
Darkdrakon, ѕожалуйста!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Elf_Desdichado   обратитьс€ по имени —реда, 26 Ќо€бр€ 2014 г. 00:46 (ссылка)
Mila111111, все это знать даже более чем полезно. Ќе забыва€ не только о карме, но и не менее того о свободной воле и свободном выборе человека...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени —реда, 26 Ќо€бр€ 2014 г. 10:26 (ссылка)
Elf_Desdichado, —овершенно верно!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ћовлю_ветер   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 28 Ќо€бр€ 2014 г. 18:59 (ссылка)
»нтересный пост. Ѕлагодарю
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 28 Ќо€бр€ 2014 г. 19:01 (ссылка)
Ћовлю_ветер, ѕожалуйста!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку