-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 39340
 омментариев: 213070
Ќаписано: 297701


«ависть как источник бедствий. –иторика и стиль политического поведени€ в 1917 году

¬оскресенье, 13 јпрел€ 2014 г. 17:28 + в цитатник
Ќаше врем€ принесло люд€м страдани€, скажем пр€мо, беспримерные в истории; и конца этой эпохи еще не видно. » тот, кто даст себе труд вдуматьс€ и вчувствоватьс€ в развертывающиес€ за двадцатый век мировые событи€, тот быстро нащупает их главный источник - человеческую зависть. Ёти событи€ как бы подвод€т итог предшествующим векам - их развитию, их вырождению и их доктринам.

«ависть, конечно, не новое €вление в истории. — акта зависти начинаетс€ Ѕибли€ ( аин и јвель); о первозданном акте зависти повествует египетский миф (злой и коварный —эт убивает благостного ќзириса)... ¬ мире всегда были завистники, ожесточавшиес€ от вс€кого чужого преимущества. Ќо никогда еще в истории зависть не становилась главным движущим фактором, руковод€щей лже-идеей мирового кризиса. ј в наши дни зависть не только осознала себ€, но и выговорила себ€ как доктрину, превратилась в мировой заговор (точнее - в несколько параллельных мировых заговоров!) и выработала программу, систему борьбы и организацию. ќна становитс€ основным побуждением народов или как бы тем отравленным воздухом, которым дышит современна€ масса. ѕочему?  ак это сложилось? „ем это объ€сн€етс€?

ќтветить на эти вопросы мы можем здесь только вкратце, с тем, чтобы наши читатели и единомышленники сами додумали все до конца...

1.- –азличие между богатыми и бедными было всегда и будет всегда. Ќо развитие машинной техники и капиталистического производства - резко противопоставило друг другу все возрастающее богатство одних и все возрастающую зависть других, бедных. ѕроизводственна€ беспомощность бедной массы населени€ - €вл€етс€ первым источником обостренной зависти; именно - не просто бедность (с нею люди всегда справл€лись), а полна€ хоз€йственна€ беспомощность, безработица, абсолютна€ зависимость неимущего от имущего. Ётого не должно быть никогда и нигде; об этом должна быть посто€нна€ забота государства.

2. - –ано или поздно от этого должна была вспыхнуть массова€ зависть: "почему ты, а не €? твое, а не мое?". ќтсюда и возникло учение о противоположности и непримиримости социальных классов, желание перераспределени€ имущества, доктрина революционной мести и классового ограблени€. Ёта доктрина с самого начала отрицала духовный, религиозный и нравственный фактор истории, а признавала только хоз€йственно-имущественный, "материальный" фактор. »де€ "материи", "материализма" получила затем ложно-философское истолкование, что означало сразу: а) "на свете реальна только матери€", "ни Ѕога, ни духа нет", 6) имущественно-хоз€йственно-производственные услови€ ("матери€") решают все вопросы истории и культуры. ѕлоские души с формальным мышлением сразу и навсегда удовлетвор€ютс€ этой ничего не объ€сн€ющей пошлостью, и вот, из зависти родитс€ доктрина безбожи€ и безнравственности -экономический материализм. ” людей неволевых и бестемпераментных ("меньшевики") все это прикрываетс€ пон€тием социального равенства, принимаемого за "справедливость"; у волевых и аморальных людей слагаетс€ учение тоталитарного большевизма-коммунизма.

3. - ќтсюда возникла и современна€ доктрина социализма-коммунизма. Ћичный дух рассматриваетс€ как начало антисоциального произвола и анархии. Ќадо передать все - в полное ведение и распор€жение государства. Ќо во главе государства становитс€ вместо прежней элиты - нова€ элита, элита зависти и экономического материализма. ќна все отбирает, все перераспредел€ет и все организует из единого тоталитарного центра. ќна дышит классовой идеей, классовой завистью и ненавистью, местью и расправой. —оциализм по самой природе своей завистлив, тоталитарен и террористичен; а коммунизм отличаетс€ от него только тем, что он про€вл€ет эти особенности открыто, беззастенчиво и свирепо.

4. - Ётим определ€етс€ и характер новой "элиты". ќна поднимаетс€ снизу и проходит школу чужемысли€ и слепой покорности. Ёто суть люди с величайшими претензи€ми (продиктованными слепою завистью) - они прит€зают на всепонимание, всеумение и всемогущество; и в то же врем€ это - люди лично и духовно нисколько не оформленные; у них нет ни религии, ни совести, ни правосознани€, ни художественного вкуса, ни очевидности. √овор€ словами јристотел€, это - "рабы от природы, которые достаточно причастны уму, чтобы понимать чужие мысли" (ћаркса, Ћенина, —талина), "но недостаточно, чтобы иметь свои"... ќни их и не имеют: повтор€ют без конца затверженные чужие формулы и влагают в них свой неисчерпаемый зар€д зависти и карьеризма.

5. - “ак слагаетс€ и протекает современный мировой переворот: всплывают новые силы - новые диктаторы, новые классы, новые нации. Ёти диктаторы принадлежат к полуинтеллигенции (см. пункт 6), думают упрощающе, не ведают ни правосознани€, ни чувства ответственности, но одержимы волею к необузданной власти. Ёти новые классы не имеют ни малейшего представлени€ о религии, о душе и о культуре; они цен€т только технику и власть, и покупают себе власть ценою холопского подчинени€; сами застращенные, они умеют править только страхом; из зависти рожденные, они разумеют только то, что ее насыщает.

Ёти новые национальности, не имеющие истории, не выносившие ни творческого созерцани€, ни духовного акта, раздвигают и разлагают культурных соседей, с тем, чтобы зан€ть их место и водворить духовно-культурную пустоту, - свое ничтожество, - на место прежних духовных садов и виноградников. ћир длитс€ и дробитс€, от этого слабеет и выходит навстречу величайшей опасности в состо€нии бессили€.

6. - ¬сем этим процессом руководит та социальна€ среда, котора€ от начала была лучшим рассадником зависти: это мирова€ полуинтеллигенци€.

ѕолуинтеллигент есть человек весьма типичный дл€ нашего времени. ќн не имеет законченного образовани€, но наслушалс€ и начиталс€ достаточно, чтобы импонировать другим "умственною словесностью". ¬ сущности, он не знает и не имеет ничего, но отнюдь не знает, где кончаетс€ его знание и умение. ќн не имеет своих мыслей, но застращивает себ€ и других чужими, штампованными формулами; а когда он пытаетс€ высказать что-нибудь самосто€тельное, то сразу обнаруживает свое убожество. —ложность и утонченность мира, как ѕредмета, совершенно недоступна ему: дл€ него все просто, все доступно, все решаетс€ с плеча и с апломбом. √лавный орган его - это чувственное воспри€тие, обработанное плоским рассудком. ƒуха он не ведает; над религией посмеиваетс€; в совесть не верит; честность есть дл€ него "пон€тие относительное". «ато он верит в технику, в силу лжи и интриги, в позволенность порока. "ѕолунаука", пишет ƒостоевский, "самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны. ѕолунаука - это деспот, каких еще не приходило до сих пор никогда. ƒеспот, имеющий своих жрецов и рабов, деспот, перед которым все преклонилось с любовью и с суеверием, до сих пор немыслимым, перед которым трепещет даже сама Ќаука и постыдно потакает ему" ("Ѕесы").

» при этом он знает о своей полуинтеллигентности: он обижен ею, он не прощает ее другим, он завидует, мстит и добиваетс€ во всем первенства: он ненасытно честолюбив и властолюбив. » легко усваивает и практикует искусство - играть на чужой, на массовой зависти.

“аково большинство революционеров. ƒостоевский показал "подпольную" жизнь такой души - ее бешеную обидчивость и у€звл€ющеес€ самолюбие.  оммунизм развернул это царство пошлости и безбожи€, обезь€него подражани€ и самодовольного "изображени€".

7. - »менно в этой среде созрела химера всеобщего равенства и предрассудок всеобщей свободы.

»менно здесь иде€ справедливости была подменена "уравнением": вот она, французска€ революци€, требовавша€ сноса всех колоколен, как оскорбл€ющих чувство равенства; вот она иронически-гениальна€ формула германского поэта Ёйхендорфа: срезать верхи, пока все не станут оборванцами; вот лозунг —тепана –азина, "чтобы вс€к вс€кому был равен". ƒоктрина, направленна€ сразу против Ѕога, против природы и против справедливости. ¬ещие строки записаны у ƒостоевского в "Ѕесах": "–абы должны быть равны... Ќе надо образовани€, довольно науки!.. ∆ажда образовани€ есть уже жажда аристократическа€. „уть-чуть семейство или любовь, вот уже и желание собственности. ћы уморим желание; мы пустим пь€нство, сплетни, донос, мы пустим неслыханный разврат; мы вс€кого гени€ потушим в младенчестве. ¬се к одному знаменателю, полное равенство"...

«десь же зародилась и созрела лжеиде€ недуховной свободы: не свободы веры и Ѕогосозерцани€, а свободы безбожи€; не свободы совести, а свободы от совести - от ответственности, от духа, от вкуса, от правосознани€. ¬се это мешало зависти и завистнику; и все это было низвергнуто. —вобода стала разнузданностью в нравах, бесформенностью в искусстве, тоталитарностью в политике (свобода власти и произвола).

8. - ¬се это привело к величайшему религиозному кризису, известному в человеческой истории. Ћюди не "утратили Ѕога", как было в эпоху падени€ €зычества, а ополчились на самую идею Ѕога; они стрем€тс€ скомпрометировать и разложить религиозный акт души; они готовы искоренить на земле всех верующих. ¬ истории человечества меркнут и исчезают чувства св€щенного, тайны, созерцани€, благоговени€, ответственности, греха и зла. ќстаетс€ одна пошлость и одно злодейство. ‘ридрих Ќицше возвеличил эти остатки культуры и призвал людей к дерзающему преступлению.

9. - «амечательно, что этому соответствует рост человеческого народонаселени€ во всех част€х света.  оличество людей исчисл€етс€ уже миллиардами. ѕлотность населени€ все возрастает. √орода станов€тс€ какими-то "¬авилонами" и разрастаютс€ вширь без меры. Ёто обостр€ет конкуренцию и многозаботливость жизни; это разжигает зависть и жажду обогащени€ на любых пут€х. ћало того - это ведет к истребительным международным войнам, которые равносильны самоистреблению человечества. ¬опрос перенаселени€ земли разрешаетс€ по способу массового убийства - войнами и революци€ми. » там, где медицина и гигиена наход€т все новые способы оградить человечество от болезней и эпидемий, и продлить человеческую жизнь, там вступает в свои права процесс массового убиени€ людей: класс против класса, государство против государства.

10. - ѕон€тно, как воздействует на рост социальной зависти технический прогресс. Ќевозможное становитс€ возможным; пространство побеждаетс€; воздух завоевываетс€; комфорт избаловывает людей; развлечени€ умножаютс€ и принимают все новые формы; претенциозность и зависть все возрастают;. а демократический строй поощр€ет людское самомнение; переоценку своей особы и склонность не брезгать никакими пут€ми и средствами дл€ достижени€ желанного. “еперь вс€кий рабочий имеет велосипед, вс€кий лавочник - автомобиль, вс€ка€ кухарка- свой несмолкающий радиоаппарат. ¬с€кой л€гушке предноситс€ облик еще не достигнутого по ее размерам вола ( рылов); вс€кому "гитлеру" снитс€ диктатура; вс€ка€ горнична€ собираетс€ в кругосветное путешествие; вс€кий лодырь имеет право отравл€ть вам жизнь своей мотоциклеткой. “ехника снижает духовный уровень жизни по всей линии: шум импонирует массе, радиовыкрики и граммофонные диски станов€тс€ все пошлее, "кино" демагогирует толпу, товары снижаютс€ в качестве, падение газетного уровн€ пугает и удручает. «емные "утехи" и "развлечени€" ман€т людей. ∆ажда наслаждений растет, а с нею вместе и вол€ к богатству и власти. “резвые удержи слабеют, мудра€ мера утрачиваетс€, порок не отталкивает; современный человек верит в свою окончательную смертность, но не верит в свое бессмертие и в вечную жизнь; и сама€ молодость кажетс€ ему кратким и непрочным даром. ѕоэтому он торопитс€; ему "некогда". ќбманчивые радости естества кажутс€ ему главными или даже единственными. » вот он спешит улучшить или использовать свою "земную конъюнктуру", он боитс€ "упустить" и "не успеть". —овесть его смолкает, честью он не дорожит. ќн начинает ломить без стыда и "оправдывает" свою дерзость нравственным рел€тивизмом ("все условно"). –асталкива€ друг друга, люди добиваютс€ "лучшего" и "большего" и затаптывают слабых и беззащитных на смерть. » уже трудно бывает отличить - человека от звер€, партию от шайки, парламентари€ от вз€точника-авантюриста, народ от черни. Ћюди нашего времени утрачивают духовный хребет: они одержимы завистью и жадностью.

¬от откуда эти новые в истории образы порочности: политических разбойников, профессиональных предателей, партийных палачей, садистов государственности, врагов благочести€, артистов клеветы, истребителей праведности, откровенных лжецов, закулисных властолюбцев и т. д...


1.07.1952

»льин »ван јлександрович (1883 - 1954)

¬ыдающийс€ русский публицист, историк и философ. Ѕудучи ученым с мировым именем, приват-доцентом ћосковского ”ниверситета и профессором философии ћосковского ”ниверситета, он был изгнан из –оссии в 1922г. на знаменитом "философском пароходе" по распор€жению ¬.».”ль€нова (Ћенина). ¬ изгнании с успехом преподавал в ≈вропе, но в 1934 г. отказалс€ сотрудничать с нацистами и в 1938 г. был изгнан в Ўвейцарию. јвтор книг "ѕроблема современного правосознани€", "яд большевизма", "ѕуть духовного обновлени€", и др. Ѕыл организатором зарубежных русских изданий "–усский колокол" и "Ќаши задачи".


–иторика и стиль политического поведени€ в 1917 году


ѕубликуемые ниже фрагменты воспоминаний »вана  уторги, одного из активистов кадетской партии (он €вл€лс€ членом президиума и управы объединени€ учащихс€ средних учебных заведений ѕетрограда при ѕартии народной свободы), составл€лись в конце 1940-го - начале 1941 года. ќднако впечатлени€ от событий драматического и судьбоносного 1917 года были, по-видимому, столь сильны, что пам€ть участника и свидетел€ сохранила их во всех детал€х и подробност€х даже спуст€ два с лишним дес€тилети€. <...> ќригинал рукописи хранитс€ в √осударственном архиве –оссийской ‘едерации.

»ван  уторга


“–ќ÷ »…

“роцкий, которого € слышал уже искушенным посетителем политических собраний, поразил мен€ тем чудовищным запасом ненависти, которую излучал из себ€ насто€щий демон революции. ”же тогда в нем чувствовалось нечто действительно страшное. ѕомню, € также был поражен его диалектическими способност€ми. Ќа кресть€нском съезде он выступал среди предельно враждебной ему аудитории.  азалось, большевистский оратор не сможет сказать ни одного слова. » действительно, вначале оборончески и эсеровски настроенные делегаты прерывали “роцкого на каждом слове. „ерез несколько минут своей находчивостью и страстностью “роцкий победил аудиторию настолько, что заставил себ€ слушать. ј окончив речь, он даже услышал аплодисменты.


«»Ќќ¬№≈¬

≈сли “роцкий внушал ненависть и какой-то ужас, то «иновьев произвел на мен€ отталкивающее впечатление, пр€мое чувство гадливости. ¬о внешности этого человека было сочетание беспредельной самоуверенности и нахальства с трусливым мещанским началом. ѕолемика “роцкого звучала патетически, и сарказмы его были сильны, подлинно €довиты. ѕолемика «иновьева была беспардонной базарной демагогией, не знаю, убеждавшей ли слушавших его солдат и рабочих (по моим наблюдени€м, далеко не всегда), но на нас, молодую интеллигентскую аудиторию, эта лжива€ и грубо нахальна€ манера спора производила, конечно, только обратное действие.


ƒ≈…„

ѕомню один огромный митинг в казармах лейб-гвардии √ренадерского полка. ѕредметом спора было отношение партий к войне. —пор оборонцев и пораженцев. Ќа стороне социалистов-оборонцев главным оратором был старый социалист, социал-демократ, плехановец Ћев ƒейч. —о стороны пораженцев первым номером выступал «иновьев. «десь столкнулись не только две политические тактики или стратегии. “о были два разных мира. — одной стороны, сознание ответственности перед страной и народом, сочетание социалистической убежденности, в наличии которой у ƒейча сомневатьс€ никак нельз€, с патриотизмом; ƒейч, в неисправимой наивности марксиста старой школы, все врем€ ссылалс€ на авторитет ѕлеханова, который дл€ слушавшей солдатской массы был совершенно пустым местом. — другой стороны - была ловка€ бесстыжа€ демагоги€, не щадивша€ никого и ничего: ни старого ƒейча, когда-то партийного сотоварища, одного из основателей русской социал-демократии, ни других противников, ни, главное, –оссии и судеб русского народа. ¬ большевистских речах в 1917 году это безразличие к –оссии (кроме одного чувства - ненависти к старому строю) было дл€ мен€ лично самым непереносимым. ”вы! «иновьев "побил" и старого ƒейча, и ј.». Ўингарева, отважившегос€ выступить со своими кадетскими тезисами в этом осином гнезде. Ќаши крики, наши аплодисменты и свистки не могли ничего изменить в "соотношении сил", а солдаты обложили нас нецензурной бранью, из которой мы должны были пон€ть, что буржуазные сынки последний раз унос€т ноги целыми с митинга "сознательных" гренадер. ”ход€ (надо сказать, очень поспешно) с этого ристалища, мы уносили все то же чувство злобы и бессили€ и желание от слов перейти к действи€м, о котором € уже говорил.


Ћ≈Ќ»Ќ

Ћенина € слышал во врем€ одной из его знаменитых речей с балкона дворца  шесинской. ѕомню, мы, гимназисты-буржуи, собрались целой большой ордой: наше боевое задание - сорвать речь Ћенина. ћы уже знали и от тех, кого считали нашими политическими руководител€ми, и еще больше путем собственного наблюдени€, что именно от этого страшного человека исходит днем и ночью раздуваемое плам€ социальной ненависти. ѕервое впечатление было не сильным. –ечь спокойна€, без жестов и крика, внешность совсем не "страшна€", можно сказать сугубо мирна€. —одержание этой речи € пон€л не столько по словам коммунистического вожд€, сколько по поведению окружающих. ≈сли при слушании «иновьева и “роцкого мы присутствовали (как бы) при пропаганде гражданской ненависти и войны, то здесь то и другое было уже как бы фактом. “о, к чему те призывали, у Ћенина было уже очевидностью, фактом, чуть ли не чем-то само собой пон€тным и почти обыденным. » это сказывалось на толпе. —лушатели «иновьева ругались, безобразничали и грозили; слушатели Ћенина готовы были с деловым и зан€тым видом сорвать у прихвостней буржуазии и ее детенышей головы. Ќадо признатьс€ - такого сильного раствора социальной ненависти мы еще не встречали и мы "сдали", не только испугались, но психологически были как-то разбиты.  онечно, митинга Ћенина мы не сорвали и сорвать его не могли. “ак было в первый раз, что € видел Ћенина, второй раз € его увидел уже в окт€брьские дни. » эта втора€ встреча оставила меньше впечатлени€: пришедший уже к власти Ћенин мне показалс€ менее страшным. ћы были уже не слушател€ми и объектом нападок. ћы были сами уже субъектами, пусть ничтожно малыми, в уже наступившей борьбе...


÷≈–≈“≈Ћ»

÷еретели захватывал своей подкупающей искренностью и гор€чностью и своей безграничной верой (как нам тогда казалось) в силу добра. —овсем другое впечатление производил, например, ƒан с его бездушной талмудистской диалектикой. ¬ообще меньшевики среди юной петербургской интеллигенции не пользовались попул€рностью, тем более что они в значительной мере окрашивали —овет рабочих и солдатских депутатов. —овсем иным было наше отношение к группе "≈динство"; но ѕлеханова мы больше с чужих слов почитали за его тогдашнюю позицию, чем на самом деле понимали. ≈го чисто европейский социализм был мало пон€тен нам, да и не только нам, но вообще сколько-нибудь широким сло€м русского общества. Ќас привлекала его непримиримость к "углубител€м революции" и к официальной тактике —овета рабочих депутатов, но мы, конечно, совсем не понимали его глубокого пессимизма и всей глубины переживаемой им трагедии. ќднако мы посто€нно ходили на те выступлени€, которые без особого успеха группа "≈динство" предпринимала с безнадежной надеждой, что ей удастс€ наставить русских социалистов на путь истины и внушить им, что помимо идеи свободы, мира, социального равенства и братства народов существует еще и реальна€ действительность, в которой протекает русска€ революци€; что, в частности, налицо, с одной стороны, велика€ война, где на карту поставлены насущные интересы русского народа, а, с другой стороны, существует беспредельна€ наивность, политическа€ неискушенность этого народа, его глубокое невежество...


„≈–Ќќ¬

Ёсеровские ораторы, как известно, выполн€ли в 1917 году разные мелодии. ѕарти€ была так же не едина, как и парти€ социал-демократов. “ам - от интернационалиста ћартова до ѕлеханова, здесь - от левого эсера  амкова до бабушки русской революции Ѕрешко-Ѕрешковской и до —авинкова и  еренского. √овор€ в общем и целом, —авинков и  еренский (то есть правые эсеры) были молодежи многим ближе, чем  амков и —пиридонов, и не только: многим ближе, чем ¬.ћ. „ернов. ѕомню, этого последнего € слышал в ѕетрограде много раз, уже тогда, юношей, € был раздражен манерой говорить и спорить этого, в свое врем€ прославленного, партийного лидера.

¬.ћ. „ернов сразу произвел такое впечатление, как будто его диалектический талант весь направлен на одну цель: подсунуть слушателю недоброкачественный материал, как это делает приказчик сомнительной лавчонки. ’итрое, немного на сторону скошенное лицо, кос€щие в разные стороны глаза и... поток, неудержимый поток красивых слов, запас которых у оратора €вно неистощим. —ладка€ улыбка и жесты мужицкого "папаши" только увеличивали цельность образа. “аким представл€лс€ мне ¬.ћ. „ернов в ѕетрограде, таким же знал € его в ѕраге, когда революционное оперение сильно повылезло и слова потер€ли прежний гл€нец. Ќас, молодых, не принадлежавших к партии „ернова "общественников", особенно раздражала манера его полемизировать. Ѕыло в этой манере полное презрение к истине. ѕолна€ неразборчивость в подборе аргументов и необыкновенно непри€тна€ издевающа€с€ улыбочка; груба€ неправда и какое-то неуважение не только к противнику, но и вообще к слушателю смен€лись лирическими "отступлени€ми" и патетическими призывами "не бо€тьс€ революции": не бойтесь чрезмерно политических чрезмерностей Ћенина - таково одно из этих, ставших знаменитыми, изречений „ернова. ѕредвидение событий, как видит читатель, оставл€ло желать лучшего.


 ≈–≈Ќ— »…

 еренский считаетс€ главным кумиром петроградской политической трибуны в первые мес€цы революции до корниловского переворота, после которого отношение к  еренскому сразу сильно изменилось. ћне, как и всей нашей молодежи, о которой € пишу, пришлось слушать  еренского неоднократно. ¬первые это было на одном из кресть€нских съездов, не помню точно, на котором именно. "Ќаполеоновска€" поза, резкие повелительные движени€, резкий повелительный голос и страстна€, исполненна€ революционного пафоса речь, речь в то же врем€ глубоко патриотическа€ - все это, вместе вз€тое и усиленное общим воодушевлением и даже энтузиазмом, произвело на мен€ сильное впечатление, €рко пам€тное до сих пор.  огда € потом в эмиграции читал резкие нападки на  еренского, когда слышал его в эмигрантских аудитори€х, когда € еще и еще раз убеждалс€ в том, как "отзвучал" пафос этого человека, - € всегда вспоминал мое первое лицезрение кумира "‘еврал€".  еренскому тогда, как € видел своими глазами, целовали женщины руки, его восторженно выносили и вносили в автомобиль. ≈го головокружительную карьеру бурно приветствовали разные круги. ѕомню по этому поводу разговоры очень умеренных и, кажетс€, трезвых людей, собиравшихс€ и у нас за обеденным столом в ѕетрограде, и в усадьбе в –€занской губернии. Ќе все эти люди раздел€ли пафос  еренского, многие уже тогда сокрушенно качали головами по поводу обили€ слов и скудости "действий", но все признавали неустранимость этого человека. ѕотом € пон€л, что  еренский был подлинным олицетворением "‘еврал€" со всем его подъемом, порывом, добрыми намерени€ми, со всей его обреченностью и частой политической детской нелепостью и государственной преступностью. Ќенависть лично к  еренскому объ€сн€етс€, по-моему, не только его бесспорно огромными политическими ошибками, не только тем, что "керенщина" (слово, ставшее употребительным на всех европейских €зыках) не сумела оказать серьезного сопротивлени€ большевизму, а, наоборот, расчистила ему почву, но и другими, более широкими и общими причинами.

¬  еренском русска€ интеллигенци€ ненавидит самое себ€, свое оплеванное прошлое. “ак или иначе, но тогда к  еренскому мы не питали того раздражени€ и непри€зни, которые у нас, "буржуазной" молодежи, вызывали иные социалистические де€тели. ћы тогда долго совсем не понимали, какую опасную фигуру представл€ет собой этот вдохновенный трибун, всецело полагающийс€ на самую ненадежную силу из всех возможных - на силу слова. ћы не понимали еще, что своими вечными оговорками он разрушает, сам того до конца не понима€, такие свои необходимые начинани€, как, например, подн€тие дисциплины в армии вплоть до введени€ в ней (увы, теоретически) смертной казни. ћолодежь, сто€вша€ левее нас, особенно, конечно, эсеровска€, была  еренскому долгий срок очень предана, только после провала большого наступлени€ и после июльского выступлени€ большевиков настроение начало в этом смысле мен€тьс€. ¬ыступление  орнилова ускорило этот перелом настроений, и ко времени ќкт€брьского переворота  еренский не был дл€ молодежи тем кумиром, за которого она легко бы отдала свою жизнь. Ќачала уже обозначатьс€ та "пустота", в которую и рухнул герой ‘евральской революции.


ћ»Ћё ќ¬

ѕродолжа€ рассказ о наших хождени€х по петербургским политическим ристалищам, перейдем теперь к слышанным нами ораторам кадетской партии. Ёто были наши наставники, "наши" лидеры. ѕон€тно, что их мы слушали и понимали иначе, чем социалистов. Ќо и тут были любимцы и были чуждые, были речи глубоко волнующие и такие, которые мы до конца не понимали или которые дл€ нас были как-то чуждыми. Ѕольшинство из нас были "правых" настроений, и это было одним из обсто€тельств, определ€вшим наши симпатии, но только одним из них.

ѕолитическа€ позици€ ѕ.Ќ. ћилюкова в ту пору, его "империализм", его борьба за продолжение войны, его желание сохранить –оссии плоды победы, его нежелание уступать —овету рабочих и солдатских депутатов и перестраивать ¬ременное правительство в сторону увеличени€ социалистического элемента - все это было нам особенно близко (потом € расскажу, как мы пережили апрельские-майские дни и уход ћилюкова и √учкова из правительства). ћилюков тогда был кумиром и "надеждой" всех антисоциалистических элементов и, в частности, офицерско-студенческой и нашей гимназический молодежи "буржуазного" толка.

ќднако, поскольку сейчас € вспоминаю политические трибуны ѕетрограда и их на нас вли€ние, € не могу сказать, чтобы ѕ.Ќ. ћилюков завоевывал наши сердца на ораторской трибуне. ќно и пон€тно. ћилюков, как известно, не оратор, "удар€ющий по сердцам с неведомою силой". ≈го гладка€, логична€, с убеждением и большой уверенностью в себе и своей правоте произносима€ речь всегда больше политическа€ "лекци€", чем идущий от сердца к сердцу призыв народного трибуна, оратора божьей милостью. јргументаци€ ћилюкова всегда была достаточно сложна, и всей этой "осложненности" мы тогда не понимали.

Ќе понимали мы тогда и отточенности и совершенства полемического таланта ћилюкова, которым ћилюков возвышалс€ над всеми русскими политическими де€тел€ми нашего времени, далеко всех превосход€. Ёто даже пон€тно: в полемике ћилюкова первое место всегда занимает логика. √ромадный логический аппарат, которым ћилюков громит противника, расщепл€€ речь последнего на отдельные атомы и выискива€ все неув€зки, красивые пустоты, противоречи€ и показную демагогию, занимает господствующую позицию. ¬есь блеск подобной полемики, вс€ ее опасность св€заны с необходимостью наличи€ аудитории, способной следить за всеми извилинами мысли борющихс€ на трибуне ораторов. ƒолжен сказать, что мы тогда не вполне усваивали этот метод спора. –еволюционна€ трибуна приучала к иному виду политического красноречи€.

ѕомню все же некоторые дуэли ћилюкова с его противниками, которые остались крепко в пам€ти. “ак, например, один митинг, где сцепились „ернов - ћилюков, ненавидевшие друг друга уже тогда. ѕервым говорил „ернов, его речь - речь циммервальдиста - была целиком направлена против ћилюкова. “ут были и пресловутые мир без аннексий и контрибуций, и солдатска€ свобода, и империалистическа€ война, и, конечно, громадна€ порци€ "земли и воли", и гнев против кровожадной буржуазии, и призывы в то же врем€ не бросать оружи€ и слушатьс€ социалистических министров, и шпильки в адрес генералов, и "революционна€ дисциплина" под теми же генералами. ¬есь этот полубольшевистский комплекс, в котором все было (в противоположность подлинному большевизму) противоречиво, напутано и шатко в смысле конечных практических выводов, подверглось ужасающей иронической критике ћилюкова, в лапидарных, неотразимо убедительных словах разоблачавшего двусмысленность и потому пагубность позиции сел€нского министра, уже тогда предвосхитившего знаменитую потом нелепую формулу: ни Ћенин, ни  олчак. јудитори€ тогда была очень разна€, скорее даже в своем большинстве эсеровска€, но этот день дл€ ¬.„ернова не был праздником.

ќсобенностью ћилюкова в ту пору было то, что в своих выступлени€х он нисколько не приспосабливалс€ к тогда общеприн€тому революционному трафарету. » тут он очень проигрывал не только по сравнению с левыми ораторами, но и со многими своими товарищами по партии. —вою речь он, например, начинал неизменно не с обращени€ "граждане" (как было тогда прин€то в его партии) и не с революционного "товарищи" (что некоторыми кадетами тоже практиковалось в рабочих районах), а с самого что ни на есть старорежимного: "милостивые государыни и милостивые государи". Ќужно вспомнить тогдашний ѕетроград, чтобы со всей €сностью себе представить, что эти "милостивые государыни и государи" действовали, как красна€ тр€пка тореадора на разъ€ренного быка. Ќа солдатском митинге или где-нибудь на ¬ыборгской стороне, бывало, достаточно такого обращени€, воспринимаемого как вызов и насмешка и контрреволюционна€ демонстраци€ вместе, чтобы ћилюков не мог больше сказать ни слова. ѕоднималась бур€. » тем не менее, зна€ наперед впечатление от сакраментальных слов, ћилюков, нисколько не смуща€сь, вылезал с ними на следующий день, такой же корректный, подт€нутый, розовый, с дипломатической улыбкой на устах, и бросал серым шинел€м, ситцевым платочкам те слова обращени€, с которыми он привык обращатьс€ в своих бесчисленных лекци€х к дамам и господам петербургской интеллигенции.


ЌјЅќ ќ¬

”дивительно, какое большое значение имели внешность и манера говорить оратора. ≈сли ћилюков раздражал "революционную демократию" своим обращением и всей манерой изысканного лектора, то не менее остро реагировала она на "барское начало" на трибуне. ѕомню, € убедилс€ в этом, когда впервые услышал ¬.ƒ. Ќабокова. ќн был тогда сравнительно долгий срок "левым кадетом", смысл его гладких, тщательно продуманных речей, из которых было сознательно удалено все, что может раздражать "народ", не мог быть одиозен так, как речи ћилюкова. » все же Ќабоков раздражал революционную демократию, может быть, еще больше ћилюкова.  ак только по€вл€лась на массовом митинге его стройна€ фигура со спокойными, барственными, уверенными движени€ми, одета€ в безукоризненный костюм английского покро€, так сразу "революционна€ демократи€" всеми своими фибрами ощущала чужого. ћало того, что чужой, - €вно непреодолимо враждебный. ѕомню на одном таком митинге Ќабокова в из€щных белых гетрах, считавшихс€ тогда атрибутом дипломатического сослови€. я видел, что эти злосчастные гетры буквально околдовали моих соседей, с ненавистью смотревших на ноги Ќабокова. Ётот демократ, искавший соглашени€ с революцией, с ее социалистической общественностью излучал барское начало с такой силой, что его речи были уже ненужными (конечно, € говорю тут только о революционной улице). ќднако даже трудова€ демократическа€ интеллигенци€, само собой знавша€ хорошо, что представл€ет собой Ќабоков, чувствовала, мне кажетс€, это отталкивание. ѕомню, несколькими мес€цами позже € ехал из ѕетрограда в ћоскву на кадетский съезд в качестве делегата нашей гимназической фракции. ќб этой поездке € расскажу подробно позже. —ейчас же оп€ть о Ќабокове. ќн ехал в соседнем с нашим вагоном II класса международном вагоне и на станции  лин ранним утром прошел, как и все мы, в буфет, чтобы подкрепитьс€ перед приездом в ћоскву. „удесные пирожки продавались на станции  лин, с самых юных лет привлекали они мен€ во врем€ наших частых переездов между ѕетербургом и ћосквой. » в этот раз мы целой шумной ватагой "делегатов-гимназистов" набросились на знакомое угощение. –азмеренным шагом, свежевыбритый и корректный, подошел к стойке и Ќабоков, лениво вз€л пирожок в рот и с видимым отвращением отбросил его на стойку, заплатил и отошел. Ќичтожна€ мелочь, но почему же запомнилась она мне на целую жизнь? я не в первый раз видел русского барина и знал с детства эту среду; на станции  лин мен€, очевидно, просто зрительно поразил контраст между бушующим кругом (в поезде, на станции и везде) морем простолюдь€ и этим барином, одним из обреченных лидеров обреченной партии.


Ў»Ќ√ј–≈¬

ѕолным контрастом Ќабокову был ј.». Ўингарев, к этому человеку, с которым мы, кадетска€ молодежь, были св€заны больше, чем с кем-нибудь другим, € еще вернусь не раз. ј.». Ўингарев был в период ‘евральской революции ближайшим оруженосцем и верным спутником ѕ.Ќ. ћилюкова. ќн не стесн€лс€ "резать волну" и говорить вещи, подчас очень острые дл€ революционной демократии, дл€ улицы революционной демократии - непереносимые. ј его все-таки слушали, он мог выступать там, где этого не могли сделать ни ћилюков, ни Ќабоков. —кромный, см€тый, серый пиджачок, усталое, серое лицо, на котором приковывают внимание громадные серые печальные глаза, иногда зажигающиес€ огнем негодовани€, но больше излучающие как бы удивленную скорбь, глубокий ласковый голос, проникающий пр€мо в душу, проста€ убежденна€ красива€ речь... ќбраз чисто русский, русского народника, русского интеллигента, прожившего трудовую жизнь в самой народной толще, знающего близко, как нечто действительно родное, заботы русского села и запах сельской избы. ѕеред этой речью, простой и искренней, перед этой стихийной тревогой о судьбах народа и родины, перед этой гор€чей, не надуманной, а глубоко органичной верой в способность народа встать из своего сегодн€шнего распада, - пасовала партийна€ непримиримость, а главное, умолкала социальна€ вражда. Ўингарев не был массам чужим. ¬ кадетской партии, на ее верхах, к Ўингареву было не совсем правильное, насколько € знаю, отношение. ƒл€ профессорских верхов партии он был очень способным, но все же "самоуком", без обширного, подавл€ющего "багажа". ƒл€ рафинированной интеллигенции он был провинциалом, не своим до конца человеком. Ќаша политическа€ интеллигенци€, хот€ и иронизировала над официальной табелью о рангах, имела свою собственную табель о рангах, где строго велс€ свой собственный счет, был и свой собственный социальный снобизм, при котором место чинов и орденов или родословных книг занимали весьма щепетильно разработанные общественно-политическа€ квалификаци€ и степень культуры - это в среде умеренно-прогрессивной, или "революционные заслуги" - в среде радикально-революционной.

ј.». Ўингарев не отвечал многим требовани€м этого пагубного снобизма, что не мешало ему быть гораздо более выдающимс€ политическим де€телем, чем другие, более блест€щие де€тели его партии. —ам €, несмотр€ на молодость лет, чувствовал, например, отличие Ўингарева от его товарища по трагической гибели профессора ‘.‘.  окошкина. Ётого блест€щего ученого и блест€щего политического дебатера и оратора € услышал впервые в ћоскве.  окошкин занимал тогда более левую тактическую линию, чем Ўингарев, но дело не в этом различии. ≈сли Ўингарев имел приводные ремни к народу, если он еще мог найти общий €зык с ним, то в отношении  окошкина € этого не чувствовал. ¬ самом деле, разве не характерно, что  окошкин при всех своих блест€щих даровани€х сосредоточилс€ в 1917 году на выработке идеального избирательного закона в ”чредительное собрание, мало счита€сь с тем, как будут применены и вообще будут ли тщательно отработаны юридические нормы. ѕон€тно, что в юные годы, да еще в вихре революции, мы мало понимали де€телей типа  окошкина.


–ќƒ»„≈¬

Ќа ѕетербургской трибуне € часто в "февральские мес€цы" слышал знаменитого кадетского трибуна ‘.». –одичева. ѕомню, что € очень волновалс€ от одной мысли, что сейчас € его увижу и услышу впервые в жизни. Ќа трибуну неловко подн€лс€ громадный, грузный старик, с немного растер€нной и вместе с тем саркастической улыбкой. я в качестве доверенного лица фракции учащихс€ среднеучебных заведений ѕартии народной свободы председательствовал на этом митинге и уже с утра помню волновалс€ при мысли (которой € очень гордилс€), что вечером мне предстоит перед аудиторией в несколько сот человек открыть собрание и произнести слова: "—лово предоставл€етс€ ‘.». –одичеву".  огда € эти слова произнес и –одичев спокойно и как-то неуклюже зан€л трибуну, раздалось несколько возгласов неудовольстви€. я сильно струхнул, что не сумею сохранить пор€дка в зале, и как-то бо€лс€ за –одичева, вроде как за близкого старшего родственника, наход€щегос€ в опасности, тем более что сам –одичев мне показалс€ растер€нным и не знающим, как и что говорить. —коро € мог убедитьс€, что растер€н € сам, а никак не знаменитый думский трибун, веро€тно, немало потешавшийс€ над безусым председателем. ”слышав возгласы протеста, –одичев вдруг резким движением подн€л голову, сбросил пенсне, и его какое-то как бы несв€зное бормотание, в котором мы разбирали лишь отдельные, между собой почти как будто не св€занные слова - "–одина - –осси€", "¬ойна", "–еволюци€", - сразу превратилось в сильный и страстный поток патриотического красноречи€, где первое место занимали призывы продолжать войну до победного конца и в предсто€щей победе осуществить "историческое задание" –оссийской державы. √ор€чие призывы смен€лись бичующим сарказмом, направленным против пораженцев-ленинцев и особенно "полу-ленинцев", своей половинчатой политикой губ€щих родину и с ней революцию. ѕомню до сих пор, что это была сама€ резка€ и зла€ критика меньшевиков и эсеров из —овета рабочих и солдатских депутатов, которую мне пришлось слышать на петроградских митингах того времени. ¬ словах –одичева было много едкой горечи и глубокого разочаровани€. » этот т€желый надрыв старого либерала почувствовали даже мы, его безусые слушатели. я сидел, помню, совсем зачарованный этим фонтаном страстного красноречи€. я был пленен подлинным патриотическим подъемом и захвачен жгучей патриотической тревогой ‘.». –одичева.  азалось, все противники раздавлены, уничтожены прошедшим русским смерчем. “ак мне казалось в невинности 18-летней души.

ќднако ничуть не бывало. —разу же подн€лс€ молодой представитель "революционной демократии" и начал возражать... ѕолилась знакома€ тогда речь об "империализме" "предыдущего оратора". ¬прочем, дальнейшее изложение нашего тогдашнего митинга интереса не представл€ет.


ѕубликаци€ д.и.н. ¬ладимира Ѕ”Ћƒј ќ¬ј


»сточник: ruska-pravda.com.

http://oko-planet.su/first/238679-zavist-kak-istoc...go-povedeniya-v-1917-godu.html
–убрики:  философи€
»стори€


ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



алина_9   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 13 јпрел€ 2014 г. 20:13 (ссылка)
ѕо поводу Ћенина:тут завистью не пахло,тут месть за брата больше двигала батеньку
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 13 јпрел€ 2014 г. 20:14 (ссылка)
алина_9, Ќе совсем так!:)) ” него с братом было мало общего!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
алина_9   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 13 јпрел€ 2014 г. 20:15 (ссылка)

ќтвет на комментарий Mila111111

Ќе,ну сколько € читала,так Ћенин дюже брата жалел))ƒобрый вечер)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 13 јпрел€ 2014 г. 20:17 (ссылка)
алина_9, Ёто официальна€ верси€. ј реальность и рассекреченные документы говор€т о другом!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
алина_9   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 13 јпрел€ 2014 г. 20:19 (ссылка)

ќтвет на комментарий Mila111111

ќй,а разве рассекречены уже документы?Ќадо тогда в инете почитать
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 13 јпрел€ 2014 г. 20:21 (ссылка)
алина_9, ¬ прошлом году читала....
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку