Во многих частях света можно услышать предания о таинственных племенах,
представители которых обладают мистическими свойствами. Они живут обычно
в отрыве от цивилизации – в глухой лесной чащобе, высоко в горах или
даже под землей. А кое-кто убежден, что они вообще появляются из другого
измерения через дыру в пространстве-времени… Мы – жители России, и нам
чужды западные сказки о гномах, охраняющих заколдованные клады. Но
имеется и у нас своя удивительная мифология…
Якутские циклопы
В
якутских мифах упоминается
о каких-то «диких людях» - «чучун». Это
существа, похожие на человека, но очень высокого роста, с телом,
покрытым черной шерстью, а кроме того, однорукие и одноглазые. У них
есть оружие - ножи, копья, луки со стрелами, с помощью которых они
убивают животных. Мясо они едят сырым, а звериные шкуры носят вместо
одежды.
Чучун очень быстро бегают. К людям они относятся
враждебно - при встрече бросают в них камнями и стреляют из лука. Тайком
прокрадываясь в стойбища, дикари похищают женщин и оленей. Так как все
чучун - самцы, женщины, очевидно, нужны им, чтобы дать потомство. Им
приписывают и мистические свойства. Говорят, что если кровь убитого
человеком чучуны попадет на одежду или нож охотника, то все члены его
семьи лишатся рассудка, а через несколько дней их настигнет смерть.
Где живет чудь? На
Урале и в Западной Сибири ходит немало преданий о так называемых
подземных народах. Рассказывают, что некогда существовало племя
темнокожих людей, обладавших магическими способностями, - «чудь». Они
будто бы построили под землей города и живут там до сих пор. Иногда в
пещерах и горных штольнях обнаруживают их следы. А иным людям даже
доводилось побывать в подземных городах страны Чуди, о которых они потом
рассказывали удивительные вещи.
По одной из версий, жили чудь
на Алтае, на территории современной Колывани. Отсюда и название: на
языке народа чудь «кола» означало «рыба», «эвань» - «ручей», все вместе –
«рыбный ручей». Чудь добывали здесь руду. Часть ее шла на переплавку и
из нее делали оружие и еще какие-то загадочные вещи. Остальная же руда
просто разбрасывалась вокруг. Когда в эти края стали наведываться
посланцы царя, чудь ушли под землю: «земля закрывалась над ними».
По
другой версии, чудь населяли район Верхней Печоры. Они ушли под землю, а
другое племя, печора, осталось, от него и речку так прозвали.
В
разных концах России вам покажут места, где якобы скрыт вход в
подземную страну чудь. Одно из них – гора с округлой вершиной на равнине
близ деревни Кривое Озеро под Верхотурьем. Зовется она Чертово
городище. Согласно мифам, гора эта рукотворная и стоит на том самом
месте, где чудь опустились под землю… Людям вблизи горы постоянно что-то
мерещится, а по ночам над вершиной Чертова городища видят странные
огоньки… А на севере современной Кировской области стоит холм под
названием Бум-гора. Говорят, что холм полый, и если сильно ударить по
его поверхности, раздастся гул. Именно тут чудь будто бы совершили свой
исход…
Белые человечки тундры На Крайнем Севере
обитал якобы когда-то таинственный народ сиртя (или сихиртя). Это были
люди маленького роста, светлоглазые. Их считали кем-то вроде колдунов.
Раньше сиртя жили на поверхности тундры, но потом ушли под землю – в
высокие сопки, называемые «седе». Произошло это будто бы в результате
какого-то катаклизма. Одни источники свидетельствуют, что на Ямале
началось сильное наводнение, другие – что с приходом обычных людей –
ненцев - земля «повернулась обратной стороной».
Так или иначе,
сиртя избегали общения с обычными людьми, выходя в тундру только по
ночам. По одной из версий, от дневного света у них лопались глаза. Они
носили странную одежду с металлическими подвесками, занимались ювелирным
и кузнечным ремеслом и, видимо, вступали с простыми смертными в
коммерческие отношения.
Местное население утверждает, что сиртя
встречаются и в наши дни. Они по-прежнему живут у себя под землей и
пасут стада мамонтов(!), а по ночам выходят на промысел – охоту или
рыбную ловлю… Иногда они показываются людям.
Вот какую историю
поведала в 1987 г. пожилая ненка писателю Григорию Темкину. Две одинокие
сестры-старухи – Галина и Павла – каждый год уходили в тундру и ставили
сети на рыбу. Как-то заметили: на одном озере рыба из сетей стала
пропадать, только чешуя остается. Решили подкараулить вора. Поставили
сетку, а сами спрятались в зарослях на берегу.
Вскоре со стороны
озера послышался странный звук – будто кто-то плачет. Немного погодя с
сопки посыпался снег. Так бабкам показалось. А ведь лето… И вдруг они
увидели какую-то белую фигуру, шедшую по воде. Разглядели получше – а
ночи-то светлые стояли – и увидели, что это человечек небольшого
росточка, беловолосый, с мешком в руках. Он встал над сетью – и рыба
сама к нему в мешок принялась запрыгивать…
Человечек всю рыбу из
сети забрал и как погрозит в сторону кустов! Как-то узнал, что старухи
там прячутся. Дошел до сопки и пропал. Только столб из света над тем
местом показался. А бабки опомнились – и давай ноги уносить. Очень
испугались и больше туда не ходили. Галина вспомнила потом – бабушка
покойная ей рассказывала, что в этих сопках существа какие-то живут: не
то люди, не то черти. Днем прячутся, а ночью промышлять выходят… А
раньше их в тундре было много.
Косвенным доказательством
существования сиртя являются изделия из железа и бронзы, изготовленные в
I тысячелетии до нашей эры. Совсем недавно ямальский оленевод Мэе
Окотэтто обнаружил на севере Ямальского полуострова металлические
наконечники стрел, топор, гарпун и фрагменты керамики. По мнению
исследователей, эти изделия не относятся к культуре ненцев, живших в
этих краях с незапамятных времен. Скорее всего, они принадлежали народу,
обитавшему здесь ранее. Возможно, загадочным сиртя…
Автор: Тамара Троянова
http://planeta.moy.su/blog/plemena_iz_parallelnogo_mira/2014-03-09-79447