-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 40075
 омментариев: 214747
Ќаписано: 300180


“аинственные карлики - реально существовавший народ?

„етверг, 05 ƒекабр€ 2013 г. 18:52 + в цитатник
‘ольклор - это помимо прочего еще и историческа€ пам€ть народа

‘ольклор практически любого народа изобилует вс€кими таинственными существами, и
практически у любого народа такими существами €вл€ютс€ маленькие человечки. »х
называют по-разному. ¬ Ќорвегии - альфарами, в ƒании и Ўвеции - эльвами, в
германских земл€х - альбами, англосаксонские племена кличут их эльфами и гномами.
»м приписываютс€ различные мистические и волшебные свойства, их считают
мудрецами, чароде€ми, величайшими мастерами по обработке металлов, изготовител€ми
магических предметов... ќни были первоначальными жител€ми этих местностей и с
по€влением людей всегда уступали им место, исчеза€ бесследно, уход€, как правило, под
землю. ѕредани€ об этих загадочных существах особенно широко распространены среди
народов —еверной ≈вропы.




¬ принципе, сама возможность существовани€ маленьких людей не должна вызывать
удивлени€ - это €вление известно и многократно описано учеными. ¬ биологии этот
недостаточно изученный феномен малорослости, карликовости называетс€ термином
"нанизм". ѕо современным представлени€м, он представл€ет собой адаптацию к
различным факторам окружающей среды, в том числе низким температурам и недостатку
пищи. ¬ наше врем€ племена "маленьких людей" - пигмеев - обитают в экваториальной
јфрике и на јндаманских островах.


¬ ≈вропе считали карликами такие народности, как лопари и ненцы. ≈сть даже известна€
гравюра 1799 г. под названием "Ћопарь" ».-√. √еорги и  .ћ. –ота. Ќа ней четко заметны
несколько неправильные пропорции изображенного человечка - нетрудно догадатьс€, что
он мал ростом. √анзейские купцы привозили из Ќовгорода рассказы русских
промышленников о том, что по ту сторону √иперборейских (”ральских) гор живут
пигмеи "ростом не выше трехлетнего мальчика". ‘инны называли лопарей "пигме€ми
севера", а в ≈вропе в XVI в. ненцев-самоедов также изображали карликами. Ќа карте
норвежского мореплавател€ ќла€ ¬еликого (1567 г.) к северу от Ќорвегии, выше
Ћапландии, показана страна Scriclinia - страна карликов-скриклингов с надписью: "«десь
обитают пигмеи-скриклинги".


 аких-то странных очень маленьких людей, "заклепанных в скале" и говор€щих на
непон€тном €зыке, повстречали люди новгородца √юр€ты –оговича, посланные им
собирать пушную дань "за  амень"...


Ќикто не будет спорить, что фольклор - это помимо прочего еще и историческа€ пам€ть
народа. ѕодобные фольклорные свидетельства очень интересны у народов —евера
–оссии. Ќ. арамзин отмечал, что "...в –оссии финны и чудь славились волшебством".
 арамзин основывалс€ на свидетельствах древнерусских источников о колдунах,
прорицател€х, чароде€х из среды финно-угорских народов, обитавших на севере –уси.
ћожно вспомнить и "вещего финна" из поэмы ѕушкина "–услан и Ћюдмила", который
постиг ученье колдунов "у финских берегов". ћежду тем у финских народов всегда
существовало стойкое убеждение, что своим волшебным знани€м местные чародеи во
многом об€заны неким подземным духам-карликам.


ѕредани€ о карликах, обитавших в пещерах или под землей, существовали у всех
финских народов, из которых древнейшими обитател€ми —евера €вл€ютс€ лапландцы
(саамы, лопь и те же лопари). ѕо-фински подземных карликов называли
"огненноглазые", по-лопарски - "сайвок".


Ћапландцы - народ кочевой. –аскинув свое легкое жилище из оленьих кож на удобном
месте, они иногда могли слышать, как из-под земли до них доносились не€сные голоса и
зв€канье железа. Ёто служило сигналом: немедленно переносить юрту на новое место -
она закрывала вход в подземное обиталище сайвоков. — карликами - подземными
жител€ми, могучими волшебниками, лопари опасались ссоритьс€.


—аамы рассказывают еще о ульдрах - коренных жител€х Ћапландии. «иму ульдры
провод€т в своих подземных убежищах. „асто лапландцы слышат, как под землей
забеспокоились ульдры, что означало - как и в случа€х с сайвоками - что жилище
случайно закрыло вход в подземные дома этих маленьких существ, и нужно поскорее
этот вход освободить. ≈сли этого не сделать, ульдры могут сильно навредить - порвать
оленьи шкуры, украсть из колыбельки дит€ и подложить вместо него своего уродца. ¬
этом случае рекомендуетс€ обращатьс€ с маленьким ульдром нежно - тогда мамка-ульдр
смилостивитс€ и вернет человеческого ребенка на место.


ƒнем и ульдры, и сайвоки слепнут от света и поэтому выход€т на поверхность ночью.
ѕри встрече с ульдром надо держатьс€ с ним как можно осторожней и не делать ничего,
что тому может не понравитьс€, ведь ульдры - могучие волшебники.


ƒл€ вепсско-карельской и мер€нской культур существует другое название маленького
народа - "памы". ¬ легендах —евера чудь и памы нередко оказываютс€ совершенно
тождественными друг другу и обозначают в совокупности древних аборигенов кра€,
обобщенный образ которых в одинаковой степени архаизируетс€ и гиперболизируетс€.
ѕо предани€м, легендарные чудские памы ушли под землю вместе с чудью. ј у финских
народов - заволочской чуди, коми-зыр€н, вепсов - жрецы, волхвы, мудрецы стали
называтьс€ с тех пор ѕамами.


Ћегенды о маленьких подземных жител€х, умеющих обрабатывать железо и обладающих
сверхъестественными способност€ми, сохранились и у народа коми, живущего на
ѕечорской низменности. “ам не сомневаютс€ в существовании маленьких человечков,
могучих колдунах, твор€щих чудеса и предсказывающих будущее.  олдовство их
обладало страшной силой. ѕо их приказанию меркли —олнце и Ћуна, день превращалс€ в
ночь, а ночь - в день.


” коми считаетс€, что маленькие человечки пришли с севера. —начала человечки не
умели говорить на €зыке коми, потом постепенно выучились. ќни же научили людей
ковать железо и вообще обращатьс€ с металлами. ћаленьких человечков здесь называют
чудами, "чудь-дез".


Ќа побережье Ћедовитого океана "эстафету" легенд коми о карликах принимают ненцы.
"ƒавным-давно, когда наших людей здесь не было, тут в высоких песчаных сопках жили
"сиирт€" - очень маленького роста.  огда людей много стало, они насквозь в землю
ушли". “ак рассказывают ненцы о сиирт€ - странном, полумифическом народе, некогда
насел€вшем пространство от  анина Ќоса до ≈нисе€.


ѕутешествовавший в конце XVIII в. по —еверу –оссии академик ». Ћепехин писал: "”
самоедов и других северных народов существуют предани€ о живущих под землей люд€х.
—амоеды называют их —иртье и говор€т, что это народ, занимавший их страну раньше их
и который после их прихода ушел в землю и живет еще там".


ј вот еще интересное описание сиирт€, записанное исследовател€ми в Ќаходке на основе
местных сказаний. "Ёто люди очень низкого роста, но коренастые и крепкие, жившие
тыс€чу лет назад. ¬о всем они отличались от ненцев: домашних оленей не держали,
охотились на оленей-дикарей, носили иную одежду: например, €гушек (распашна€
женска€ одежда из оленьей шкуры), как ненцы, не имели, одевались в шкуры выдры
(намек на глухую верхнюю одежду). ќднажды по€вилась больша€ вода, затопивша€ все
низменные места на ямале. ∆илищами сиирт€ стали недра возвышенных сопок - "седе"
(по другой версии, сиирт€ "ушли в сопки" потому, что с по€влением "насто€щих людей"
- ненцев - прежн€€ земл€ перевернулась оборотной стороной). —тав подземными
жител€ми, сиирт€ впредь опасались выходить на дневной свет, от которого у них
лопались глаза. ƒень у них стал считатьс€ ночью, а ночь - днем, ибо только по ночам они
могли выходить из сопок, да и то, когда в окрестности все тихо и нет людей. —ейчас
сиирт€ осталось мало, и все реже они выход€т на поверхность. ѕод землею они езд€т на
собаках и пасут мамонтов ("земл€ных оленей"). “олько шаман может определить, в какой
сопке сиирт€ есть, а в какой их нет".


 ак видите, описание и характеристики таинственного народца из разных источников во
многом перекликаютс€. „то не может не говорить о том, что народ этот на самом деле
когда-то очень давно существовал. “ак считают и многие специалисты, и это мнение
подтвердили археологические раскопки. ¬ местах предполагаемых мест обитани€ сиирт€
наход€т железные и бронзовые предметы исключительной выделки, изготовленные по их
данным не раньше середины I тыс. н.э.


“ак кто же они такие эти таинственные сирт€? »звестно, что самоеды (народы
самодийской €зыковой группы) - ненцы и др. - сравнительно недавно заселили
побережье —еверного Ћедовитого океана (с XI по XVIII в.), кто же здесь жил до них?
ѕредки ненцев начали освоение «ападной —ибири еще восемь тыс€челетий назад. ¬
своем движении на север они сталкивались с энцами, тунгусами, хантами и манси,
селькупами, нганасанами и странным малорослым народом сиирт€. ≈сли с первыми
народност€ми все просто - они существуют и сейчас, то над загадкой сиирт€ ученые
ломают головы до сих пор.


¬ энциклопедии "ћифы народов мира" упоминаетс€ загадочный "малый народец"
—амодийской мифологии - это антропоморфные существа маленького роста, живущие
под землей. —уществует предположение, что в образе сиирт€ отражены воспоминани€
ненцев о досамодийском населении тундры. » действительно, в легендах о сиирт€ легко
просматриваютс€ два пласта: первый, о досамодийском населении тундры (есть гипотеза,
что это были юкагиры), и второй, более древний, имеющий общие корни с северными
предани€ми о "чуди белоглазой". –еальность сиирт€ настолько не вызывает сомнений,
что некоторые исследователи даже пытаютс€ отыскать археологические следы этого
народа. »з всех народностей, с кем соприкасались в своей истории ненцы, только сиирт€
остаютс€ загадкой...


"—иирт€ - это такой белый, как известь, человек, - рассказывают ненцы. -  ак тень
ходит. Ќа солнце смотреть не может, только на темноту.  то сиирт€ увидит, тот
счастливый будет". —иирт€, по мнению ненцев, выходили на поверхность только ночью,
избегали встреч с людьми, однако некоторым из ненцев посчастливилось общатьс€ с
сиирт€ и перен€ть у них крупицы их знаний.


—огласно описани€м ненцев, у сиирт€ были светлые, близко посаженные глаза. ќни
носили красивую одежду с металлическими подвесками, часто одаривали людей
металлическими издели€ми, ведь они прекрасные кузнецы и ювелиры.


— сиирт€ ненцы встретились на северном побережье полуострова ямала. ≈сли в
фольклоре ненцев эпизодов борьбы с другими племенами довольно много, то сюжетов о
войне ненцев с сиирт€ почти нет - загадочные карлики-сиирт€, рассказывают ненцы,
способны исчезать, становитьс€ невидимыми.


—леды сиирт€ сохранились по всей тундре: в названи€х многих рек ("—иирт€-€ха" - река
сиирт€), сопок, урочищ ("—иирт€-нада" - "€р сиирт€"). »звестно, что сиирт€ - богатый
народ: у них в изобилии имеютс€ серебро, медь, железо, свинец и олово. ќни живут в
земле и добывают эти металлы из земли. ¬ своих подземель€х сиирт€ греютс€ перед
небольшим синим огнем.


Ѕуквально недавно €мальский оленевод ћэе ќкотэтто обнаружил сто€нку древнего
человека - сиирт€. ¬ северной части полуострова ямал он нашел наконечники стрел,
металлические гарпун и топор, керамические издели€. ќпытный тундровик считает, что
эти предметы могут принадлежать только охотнику-промысловику, так как места
находки не пригодны дл€ выпаса оленей. ј ведь по предани€м сиирт€ были не только
кузнецами, но и великолепными промысловиками, охотниками.


√овор€т, что сиирт€ можно повстречать и в наши дни. ѕисатель √ригорий “емкин в 1987
г. услышал удивительную историю от пожилой ненецкой женщины, котора€ рассказала о
бабке лет восемьдес€т, ¬ыучейской √алине Ќиколаевне, котора€ с сестрой видела
мужчину-сиирт€. "—ловно снег с сопки помело. ј ведь лето сто€ло, а там снег. ј облачко
к озеру все ближе, ближе... ѕотом по воде пошло, над сетью остановилось - и обмерли.
Ќе облако это, а мужик. ћаленький, как ребенок, волосы тоже белые... и рыба сама к
нему из сетки в мешок прыгает... ћужичок рыбу выбрал да на бабок как зыркнет!
ѕогрозил им пальцем: мол, мое озеро, и рыба мо€. » пропал. ј над тем местом между
озером и небом столб сто€л из света, будто фонарь кто включил... –аньше, старики
говорили, их много по тундре жило".


ƒруга€ группа свидетельств - это предани€ о чуди белоглазой, еще одного таинственного
и мифического народа, засел€вшего в свое врем€ русский —евер. Ёти предани€
распространены повсеместно: в Ѕеломорье, ѕриладожье, на ”рале и в —ибири. —огласно
этим предани€м, здесь задолго до прихода русских жила чудь белоглаза€. Ётот народ
занималс€ в горах добычей золота и серебра, и долгое врем€ спуст€ древние рудники в
—ибири, где добывали золото, серебро и медь, в народе называли "чудскими коп€ми".


Ќекоторые легенды о чуди более чем конкретны, в них указываютс€ сохранившиес€ до
сих пор населенные пункты, урочища, а также кресть€нские фамилии и рода, берущие
свое начало от чудских родов. ƒругие предани€ о чуди имеют мифический характер,
полностью утратив какие-либо реальные черты. ќчевидно, что русские предани€ о чуди
имеют несколько "слоев", один из которых - предани€ об "ушедшем в землю" чудском
народе. √.  уликовский в "—ловаре областного ќнежского наречи€" пишет о
"действительной чуди" и "чуди загадочной". ¬от эта последн€€-то и интересна
исследовател€м более всего...


Ёта "чудь загадочна€", как утверждают легенды, пришла откуда-то с севера.  огда же
пришли русские, то "чудь в землю ушла, под землей пропала". ¬от что рассказывает одно
из преданий, записанных в поселке јфанасьево  ировской области: "...» когда стали
по€вл€тьс€ по течению  амы другие люди (христиане), эта чудь не захотела общатьс€ с
ними, не захотела поработитьс€ христианством. ¬ырыли они большую €му, а потом
подрубили стойки и себ€ захоронили. Ёто место так и называетс€ - „удской берег".
”ходили чудинцы в эти €мы, надо сказать, со всем имуществом.


“рудно сказать, насколько эффективен такой способ массового самоубийства. » зачем
надо было при этом брать с собой имущество? Ќа том свете оно все равно не
понадобитс€. ≈сть многочисленные сообщени€, что "в €мах" после гибели чуди никаких
сокровищ не отыскивались.  уда же они делись? Ќо все встает на свои места, если
предположить, что, сооружа€ навес над €мой, чудь тем самым просто-напросто закрывала
от непогоды и любопытных глаз вход в сооружаемое подземелье. ј указанным способом
- подрубив столбики - очень удобно заваливать готовый вход в подземные лабиринты,
куда и ушла легендарна€ чудь, захватив свое добро...


» потом, "уйд€ в землю", чудь везде оставила после себ€ не €мы, а сопки, курганы. ¬
разных местах показывали места "вечного упокоени€" чуди, которые очень похожи на
"св€щенные места".  ак тут не вспомнить сиды - волшебные холмы ирландцев, где
живут карлики-лепраконы! — чудскими курганами св€заны, по предани€м, многие
загадочные €влени€. Ёти курганы в ночи нередко свет€тс€ синим пламенем, из них
донос€тс€ звуки -завывани€, постукивани€, гул.


—казани€ утверждают, что, уход€, чудь оставила много кладов.  лады эти заговоренные,
"заветные": на них наложен завет, что найти их могут только потомки чудского народа.
„удские духи в разных обличь€х (иногда в облике богатыр€ на коне, иногда зайца или
медвед€) охран€ют эти клады: "—луда и Ўуд€кор - чудские места. “ам богатыри живали,
из селени€ в селение топорами перебрасывались. ѕотом они в землю зарылись и золото с
собой унесли. Ќа Ўуд€корском городище спр€таны слитки-подушки, но никто не
возьмет их: богатыри верховые на страже сто€т. ƒеды нас предупреждали: "ћимо этого
городища поздно вечером не ходите - кони затопчут!" “ак утверждает одна из местных
летописей.


¬ другой старинной записи в селе «уйкаре ¬€тской губернии написано про "чудской
клад" в „удской горе на правом берегу  амы. «десь растет громаднейша€, немного
крива€ сосна, а поодаль от нее, аршинах в четырех, стоит трухл€вый пень до 2 м. в
диаметре.  лад этот пытались найти много раз, но когда подходили к нему, поднималась
така€ бур€, что сосны клонились вершинами до земли, и кладоискатели были вынуждены
оставить свое предпри€тие. ¬прочем, говор€т, некоторым искател€м сокровищ все же
удавалось проникать в тайны подземных жителей, но обходилось им это очень и очень
дорого. ¬ид "чудинцев" столь ужасен, что некоторые кладоискатели, повстречав их в
подземель€х, выходили оттуда совершенно помешанными и уже не могли поправитьс€
всю оставшуюс€ жизнь. ≈ще хуже приходилось тем, кто наталкивалс€ в чудских могилах
на кости "заживо погребенной" чуди, - мертвецы, охран€€ свои клады, внезапно
оживали, как только кто-нибудь приближалс€ к их сокровищам.


¬ 1924-28 гг. семь€ –ерихов находилась в экспедиции по ÷ентральной јзии. ¬ книге
"—ердце јзии" Ќиколай –ерих пишет, что на јлтае пожилой старовер привел их на
каменистый холм и, указыва€ каменные круги древних погребений, рассказал: "¬от здесь
и ушла „удь под землю.  огда Ѕелый царь пришел јлтай воевать и как зацвела бела€
береза в нашем краю, так и не захотела „удь остатьс€ под Ѕелым царем. ”шла „удь под
землю и завалила проходы камень€ми. —ами можете видеть их бывшие входы. “олько не
навсегда ушла „удь.  огда вернетс€ счастливое врем€ и придут люди из Ѕеловодь€ и
дадут всему народу великую науку, тогда придет оп€ть „удь, со всеми добытыми
сокровищами". ј еще раньше, в 1913 г., Ќиколай –ерих написал на эту тему картину
"„удь под землю ушла".


¬ некоторых сказани€х рассказываетс€ о том, что чудь ушла в землю через подземные
ходы: "когда слух о св€тых ѕахомии  онском и јнтонии —ийском достиг чуди, то они
убо€лись и убежали в непроходимые леса. ¬ лесах они понаделали себе, особенно в
песчаном грунте, подземных ходов".


ј что вообще нам известно у чуди более-менее достоверного? “ак же, как сайвоки на
 ольском полуострове, народ чуди не любит бывать на дневном свету, но некоторые
люди слышат исход€щий из-под земли звон. » звон этот неслучаен. —пелеологи из
экспедицией ќ√ѕ”, не один раз штурмовавшие эту пещеру и доходившие до ее второго
дна, вспоминают чувство непон€тного, ничем не обоснованного страха, охватывающего
их в одном из ходов пещеры. » по сей день узкий лаз, в который переходит этот ход,
никем не пройден.


¬ предгорь€х ”рала, где исчезла чудь, находитс€ одно место - пещера —умган, с которой
св€зано "ощущение ужаса", как и в случае с лазом, найденным на  ольском полуострове.


 ак же выгл€дела та сама€ "загадочна€ чудь"? Ёто были люли небольшого роста,
красивые, с необычайно при€тными голосами. ѕомимо этого, они были белоглазыми.
»ногда чудь называют просто "белоглазыми". „то же это за народ такой белоглазый? —
маленькими радужками и большими белками? »ли радужка белого цвета? »ли просто
очень светлые глаза? ¬о вс€ком случае, это очень характерна€ и важна€ деталь. ќдна из
поморских легенд говорит о том, что чудь "был народ краснокожий", темноволосый.
Ётот народ перебралс€ на Ќовую «емлю, "за ƒышащем морем", где живет до сих пор,
скрыва€сь в недоступных местах или при встрече с людьми станов€сь невидимыми.


Ќа ”рале рассказы о чуди в большей степени распространены в ѕрикамье. ѕредани€
указывают конкретные места, где проживала чудь, описывают их обычаи, €зык. »з €зыка
чуди предани€ сохранили даже некоторые слова: "ќднажды в деревне ¬ажгорт по€вилась
чудска€ девка - высока€, красива€, широкоплеча€. ¬олосы длинные, черные, в косу не
заплетены. ’одит по деревне и зазывает: "ѕриходите ко мне в гости, € пельмени варю!"
Ќашлось человек дес€ть желающих, все пошли за девкой. ”шли они к „удскому роднику
и все куда-то исчезли. Ќазавтра повторилось то же самое. Ќе из-за глупости своей
попадались люди на девкину удочку, а из-за того, что обладала она какой-то силой.
√ипнозом, как сейчас говор€т. Ќа третий день бабы из этой деревни решили отомстить
чудской девке.  огда вошла она в деревню, бабы облили ее кип€тком. ƒевка побежала к
роднику и запричитала: "ќдэге! ќдэге!" ¬скоре жители ¬ажгорта навсегда покинули
свою деревню, ушли жить в другие места..."


ќдэге - что означает это слово? Ќи в одном из финно-угорских €зыков такого слова нет.
 аким же этносом €вл€лась эта загадочна€ чудь?


«агадку чуди с давних времен пытались разгадать этнографы, лингвисты, краеведы.
—уществовали разные версии о том, кто така€ чудь. Ётнографы-краеведы ‘.ј и ј.‘.
“еплоуховы чудью считали угров (хантов и манси), т.к. как имеютс€ документальные
сведени€ о пребывании угров на территории ѕрикамь€. ”ченый-лингвист ј.—.
 ривощекова-√антман не соглашалась с этой версией, потому что в ѕрикамье
практически отсутствуют географические названи€, расшифровывающиес€ с помощью
угорских €зыков; она считала, что вопрос требует дополнительного изучени€.  азанский
профессор ».Ќ. —мирнов считал, что чудь - это коми-перм€ки до прин€ти€ христианства,
так как в некоторых предани€х говоритс€ о том, что чудь - это "наши предки". ѕоследн€€
верси€ получила наибольшее распространение, и большинство этнографов
придерживалось до последнего времени этой версии.


ќткрытие на ”рале древнейшего города ариев јркаима и "—траны городов" —инташты
несколько пошатнуло традиционную версию. Ќачали по€вл€тьс€ версии, что чудь - это
древние арии (в более узком смысле - предки индоиранцев, а в более широком - предки
индоевропейцев в целом). Ёта верси€ нашла немало сторонников среди ученых и
краеведов.


≈сли лингвистами и ранее признавалось, что в финно-угорских €зыках есть много
иранизмов, то в последние годы по€вилось мнение, что финно-угорские и индоиранские
€зыки имеют очень большой общий лексический пласт.


Ќо где »ран - и где ”рал и финно-угорские племена? ќднако не секрет, что существуют
параллели и в мифологии финно-угорских и индоиранских народов. ѕримеров много,
приведем лишь один: в индийской мифологии на небо могут добратьс€ только
волшебные птицы, в том числе вестник богов √аруда; в финно-угорской мифологии
ћлечный путь, соедин€вший север и юг, именовалс€ ƒорогой птиц.


—ходство имеетс€ и непосредственно в названи€х. Ќапример, бог у удмуртов - »нмар, у
индоиранцев »ндра - бог грома, »нада - праматерь; в коми мифологии им€ ≈ма нос€т и
первочеловек, и болотна€ ведьма, в индоиранской мифологии »има - также
первочеловек; созвучно название бога также у финнов - ёмала, и у марийцев - ёмо.
"јрийское вли€ние" проникло даже в этнонимы финно-угров: татары и башкиры своих
соседей удмуртов называют этнонимом "ар".


“ак кого же на ”рале называли чудью? ≈сли ариев, то снова возникает вопрос: почему
по€вилась путаница с тем, кого считать чудью, и почему этноним чудь "прилип" именно
и только к финно-угорским народам?  ака€ существует взаимосв€зь между
индоиранскими и финно-угорскими народами? ¬идимо, здесь следует вспомнить мнение
Ћьва √умилева, который считал, что новый этнос, так же, как человек, рождаетс€ от двух
родителей-этносов. “огда становитс€ пон€тно, почему предани€ называют чудь то
"другим народом", то "нашими предками".


¬ св€зи с этим еще более интересно, что же кричала чудска€ девка, облита€ кип€тком?
ћожет быть, слово "одэге" есть в индоиранских €зыках? ≈сли мы откроем санскритско-
русский словарь, то найдем там похожее по звучанию слово - "удака", означающее
"вода". ћожет быть, она стремилась добежать до „удского родника, единственного
места, где могла спастись?


ќ том, что рыбаки видели чудь на Ќовой «емле еще "лет п€тьдес€т назад", говорит
предание, записанное на —евере в 1969 г. Ётот поморский рассказ о краснокожей чуди-
невидимке, живущей на Ќовой «емле, открывает цикл других легенд о чуди - загадочных
маленьких человечках, живущих под землей, в пещерах гранитных скал.


¬стретить их можно крайне редко - чудинцы избегают людей и могут становитьс€ дл€
них невидимыми, "уходить в камень" или оборачиватьс€ в звер€ - мышь, белку. Ќо
иногда чудинец может прийти на помощь человеку мудрым советом или волшебством.
ƒальним отголоском этих легенд служит мудрый и добродушный "старичок-лесовичок"
русских сказок, помогающий »вану-÷аревичу с помощью волшебного клубка найти
дорогу к похищенной  ощеем красавице, дар€щий ему шапку-невидимку, а потом вдруг
исчезающий под землей.

ќ.Ѕ”ЋјЌќ¬ј


http://planeta.moy.su/blog/tainstvennye_karliki_re...vavshij_narod/2013-12-05-70433

–убрики:  интересно.


ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



«о€_‘едоровна   обратитьс€ по имени „етверг, 05 ƒекабр€ 2013 г. 22:01 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени „етверг, 05 ƒекабр€ 2013 г. 22:02 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ёфан   обратитьс€ по имени —реда, 11 ƒекабр€ 2013 г. 08:36 (ссылка)
спасибо
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени —реда, 11 ƒекабр€ 2013 г. 15:02 (ссылка)
ёфан, ѕожалуйста!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку