-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 40050
 омментариев: 214713
Ќаписано: 300119


–усы живут на острове

ѕонедельник, 26 јвгуста 2013 г. 14:34 + в цитатник
—выше 200 лет длитс€ дискусси€ о происхождении термина Ђрусьї.
ј.ј.Ўахматов св€зывал его с г. —тара€ –усса. »менно его название
переносилось, по его мнению, на страну и вызывало у иностранцев
представление о том, что она €вл€етс€ островом, вмещаетс€ на нем. ¬
св€зи с этим ученый приводит свидетельство арабского писател€ IX в.
»бн-ƒаста: Ђ„то касаетс€ до –усии, то она находитс€ на острове,
окруженном озером. ќстров занимает пространство трех дней пути, покрыт
лесами и болотамиї. ¬ »тиле, как видно из сообщени€ другого арабского
писател€ Ч јл-Ѕекри, продолжал Ўахматов, знали, что Ђ¬олга течет в
страну хазар из страны русовї. » это служит лишним указанием Ђна то, где
искать древнейшую –усьї.

 
сожалению, Ўахматов недостаточно убедительно обосновал свои выводы. Ќе
удалось это и другим, в частности —.‘.ѕлатонову. » как бы подвод€ итоги,
Ѕ.ƒ.√реков признал: Ђѕока нет возможности точно определить
местонахождение Ђ–усии на островеї.

.

ћожет быть, эту загадку вообще не
придетс€ разрешить никогдаї. “ому, кто занимаетс€ уже несколько
дес€тилетий историей —тарой –уссы, неоднократно сталкива€сь с пон€ти€ми
Ђрусьї и Ђостровї, трудно согласитьс€ с такими выводами.

–анее
исследователи пользовались в основном сведени€ми, почерпнутыми из
печатных трудов и скудных архивных источников. ќни не имели подробной
карты ѕриильмень€ и детального плана древней –усы, лично ее не
исследовали. ” них не было данных раскопок, начатых здесь лишь в 1966
году.

ќснование —тарой –уссы тер€етс€ в глубине веков.
Ќ.». остомаров считал, что известное предание о —ловене и –усе как
основател€х Ќовгорода и —тарой –уссы Ђне лишено фактов народности и
исторической действительностиї. Ќа эту легенду ссылалс€ и —.√ерберштейн,
немецкий посол, посетивший –оссию в 1517 г.: Ђќ происхождении названи€
Ђ–усси€ї существуют разные мнени€. ќдни утверждают, будто она получила
им€ некоего –усса (брата или внука Ћеха, кн€з€ польского), который €кобы
был и кн€зем руссов; по мнению же других, ее им€ происходит от одного
очень древнего города по имени –усс, недалеко от Ќовгорода ¬еликогої.

Ђ¬
–оссии много больших городов и по-своему великолепных, Ч писал немецкий
путешественник ј.ќлеарий в 1634 г., Ч среди которых знатнейшие Ч
ћосква, ¬еликий Ќовгород, ѕсков... —тара€ –усса (всего названо их 18. Ч
».¬.). ќт последнего города, как некоторые думают, –осси€ получила свое
названиеї. —уществует мнение, что Ђв далекие, незапам€тные, по-видимому,
долетописные, времена русы проникли в бассейн »льмен€ и основали —тарую
–уссу, котора€ в двор€нско-буржуазной науке считалась местом
образовани€ –усиї, а Ђцентр приильменских слав€н был первоначально в
–уссе, а затем в Ќовгородеї.

ѕервое упоминание –усы в
Ќовгородской летописи относитс€ к 1167 году. ќднако начатые под
руководством ј.‘.ћедведева раскопки установили, что в то врем€ город уже
имел мощеные улицы и добротные дерев€нные постройки. —тара€ –усса стала
п€тым древнерусским городом, где были найдены берест€ные грамоты
(сейчас их уже 28). Ќаходки последующих лет позволили утверждать, что
–усса существует не менее 950 лет. Ќеожиданное подтверждение этому было
найдено при раскопках в Ќовгороде. ¬ обнаруженной там берест€ной грамоте
содержались записи ростовщика начала 70-х годов XI в.: Ђ” Ѕо€на в –усе
гривна, у ∆итобуда в –усе 13 кун и гривнаї. ¬ ходе раскопок в —тарой
–уссе обнаружены следы X века.

–асположенна€ в районе соленого
озерка по обоим берегам р.ѕорусьи, на правой стороне рек ѕолисти и
ѕерерытицы, –уса, по-видимому, составилась из нескольких поселений,
которые сначала были самосто€тельными, а потом объединились в одну
городскую общину, что сохранилось в позднем разделении ее на концы:
–огов, —ередка, ≈мца (≈мецкий),  оломец (ѕесий).

ƒва последних
наименовани€ €вно не слав€но-русского происхождени€. ќни достались
пришельцам в наследство от местных аборигенов. Ђ≈мьї (Ђямьї) Ч
прибалтийско-финское плем€ ЂHämeї, с середины I тыс. н.э. уже живущее во
внутренних районах ‘инл€ндии. ¬ –усе еще долго сохран€лись: ≈мецкое
болото, ≈мецкий конец, ≈мецка€ улица. Ђ оломецї в эстонском, финском и
древнерусском €зыках находит единственно возможное объ€снение Ч Ђчудское
кладбищеї, подчеркивал ј.».ѕопов, специалист по восточноевропейской
топонимике.

ѕравда, в писцовых книгах этот конец чаще именуетс€
Ђѕесийї, от находившихс€ здесь псарен кн€зей, приезжавших сюда на охоту.
√овор€ о приходе в ѕриильменье слав€н, ¬.ќ. лючевский подчеркивал:
Ђѕроисходило заселение, а не завоевание кра€, не порабощение или
вытеснение туземцев. „удь, постепенно русе€, всею своею массою с
антропологическими и этнографическими особенност€ми, €зыком, обыча€ми и
веровани€ми входила в состав русской народностиї.

ћногочисленные
солеваренные печи, установленные на материковой почве, сотни обломков
железных емкостей дл€ выпаривани€, огромное количество сидерита (отходы
солеварени€) сло€ми до 40 см толщиной, найденные при раскопках
ј.‘.ћедведевым, а в последние годы Ч ¬.√.ћироновой, говор€т о том, что
солеварение было первопричиной возникновени€ города и главным зан€тием
его жителей. ќ значении соли свидетельствует, в частности, то, что
перва€ дорожна€ сеть в ≈вропе сложилась из Ђсол€ных трактовї, по которым
купцы перевозили этот товар. ќдним из Ђсол€ных путейї в ѕриильменье
была р.Ўелонь (Ђ—олена€ї Ч с древнепсковского). Ётот гидроним Ч веский
аргумент в пользу столь же древнего местного солеварени€.

 онечно,
и до прихода слав€н на берега ѕорусьи сол€ными ключами, коих не было за
сотни верст окрест, пользовались аборигены. ќчевидно также, что
пришельцы со временем вз€ли в свои руки солеварение. ј поскольку этим
могли заниматьс€ только люди, оторванные от земли и других промыслов,
р€дом с угро-финской ≈мцей и  оломцем чуди возникло поселение
слав€н-солеваров. ћесто его было ограничено самими источниками, а также
реками ѕорусьей и ѕолистью. ≈го-то и наименовали Ђќстровомї.

ќтсутствие
на обширнейшей территории добычи соли вызвало острейшую необходимость
в, развитии отдаленного товарообмена. –ечными пут€ми он доходил не
только до ѕсковской области по Ўелони; по «ападной ƒвине и ƒнепру Ч до
ѕолоцка. ќрши, —моленска; по ¬олхову Ч до Ћадоги; по ¬олге Ч до “вери,
—уздал€, ћосквы. «начение последнего пути, суд€ по извести€м арабских
писателей IX в. и другим источникам, особенно усилилось.

–осло в
–усе число прасолов Ч торговцев солью, чему способствовало весьма
удобное географическое положение поднимающегос€ города. «десь, в южном
ѕриильменье, скрещивались важнейшие водные пути: Ђиз вар€г в грекиї и
Ђ—ерегерскийї, или ¬олжский. — расширением внешних сношений (а соль была
одним из предметов торговли с √анзой) по первому пути передвигались,
оседали и ассимилировались с местным населением иноземные Ч
скандинавские Ч купцы. »х число среди прасолов было значительным, иначе
не смогло бы сочетание Ђвар€г Ч прасолї сохранитьс€ до времен
составлени€ “олкового словар€ ¬.».ƒал€.

¬ар€гов приглашали как
опытных воинов дл€ защиты рубежей, дл€ охраны сол€ных источников и
транспортов соли, в том числе и от их же соплеменников, промышл€ющих
разбоем. » все же число вар€гов было здесь невелико: название их
сохранилось в ѕриильменьи в наименовании всего трех населенных пунктов и
р.¬ер€жа. Ќо они были пионерами торговли по пути Ђиз вар€г в грекиї.  
сожалению, кроме летописного Ђпризвани€ вар€говї, нет об этом никаких
более или менее достоверных известий, их приходитс€ собирать по
крупицам, включа€ и легенды.

Ќебольша€ речушка ”тополь и озерко
того же названи€ в устье Ћовати св€зываютс€ глухим преданием с битвой, в
коей пало много воинов, но еще больше утонуло на месте тобоища. Ёто
могло произойти в схватке с вар€гами. «десь в 1884 г. обнаружены остатки
древних земл€ных сооружений.  раеведами было тщательно проверено и
другое предание о р.ѕерерытице в центре —тарой –уссы. »сследование ее
берегов говорило об их искусственном происхождении. Ћегенда же
повествует: войска скандинавского корол€ ѕремона длительное врем€
осаждали –усу, неоднократно безуспешно штурму€ ее. ѕотер€в немало
воинов, ѕремон приказал отвести от крепости пресную воду ѕорусьи и лишь
тогда по ее осушенному руслу ворвалс€ в город. ѕостепенно этот канал
размыло, и он превратилс€ в реку.

¬ъезжающие в Ћовать со стороны
»льмен€ вид€т небольшой островок в форме выт€нутого веретена Ч Ђ∆елезные
воротаї, а они напоминают цепи, коими перегораживали русло реки от
проникновени€ вражеских судов. ¬едь всего несколько верст оставалось до
входа в ѕолисть, на которой сто€ла –уса. ¬ среднем течении Ћовати, где
она наиболее извилиста и порожиста, шла густа€ сеть поселений, в том
числе хорошо укрепленных: √ородок, Ўелгуново, ¬ер€сско, Ћука,  урско,
∆идовичи. ќни контролировали каждый дневной переход вар€гов на судах,
ведомых лоцманами из ¬звада (отсюда и название этого села Ч возведение
судов против течени€ воды).

ѕриблизительно в эти времена в
ѕриильменье по€вилс€ корень Ђрусї. ћестный это термин или нет,
неизвестно. —лово Ђ–усаї было свойственно не только —тарой –уссе, но и
области, волости, региону. » лишь к концу XV в. окончательно древнейшее
значение сменилось на: –уса Ч —тара€ –усса Ч город. ќднако еще долго
здешн€€ местность именовалась ќколорусьем. ¬ Ќовгородской летописи под
1444 г. упоминаетс€ о построении каменной церкви Ђна  речеве в –усеї, то
есть на рассто€нии нескольких верст вниз по левому берегу ѕолисти,
застроенному и в черте города значительно позднее. Ђƒревн€€ старорусска€
территори€ распростран€лась по обеим сторонам Ћовати,Ч утверждал
ј.Ќ.Ќасонов. ёжнее к востоку от реки лежала кн€жеска€ волость Ѕуйце,
расположенна€, как видно из Ќовгородской летописи (1232 г.) на пути из
Ђ–уси на –усу в Ќовгородї.

—хематически этот регион можно
ограничить: с северо-запада Ќовой –усой на Ўелони, с юго-запада
оз.–усским, с юго-востока второй Ќовой –усой-на ѕоле и –усой-ћарево
(близ волоков к —елигеру и —тержу); с востока вторым оз.–усским (район ¬алда€);
с севера Ч д.–уско на р.–усской в устье р. ћеты. ¬ центре Ч г.–уса,
д.–усино[во], ручей –уска (приток р.“улебли) и р.ѕорусь€, протекающа€
через всю территорию региона. ¬еро€тно, несколько позднее по€вились
д.–уса на р.¬олхове и д.–усын€ на р.Ћуга.  ак видим, им€ Ђ–усаї мелькает
на всех важнейших пут€х от оз.»льмень, к тому же п€ть из них Ч
гидронимы. Ќебезынтересно и то, что в п€ти упом€нутых населенных пунктах
варили соль. ј с прекращением ее производства Ќова€ –уса на Ўелони
стала именовать с.ћшага, д.–усье Ч –учьи, от ћарево отбросили приставку
–уса.

«десь, в ѕриильменье, немало и чисто бытовых наименований
того же корн€. ¬ озерно-речном районе: русло, руслище, русалка, русын€,
русленик (квасодел). ¬ рыболовстве одно из основных его орудий Ч верши Ч
новгородцы называли Ђрусиї. ¬ охоте (той же кн€жеской): русак и
русачина (его м€со), русачник (охотник), русло меха (чисто новгородское Ч
волниста€ темна€ хребтина), русовата€ куница и т.д. ј внешний вид
местных жителей, отмечаемый иностранцами: русые, русоволосые,
русобровые, русокудрые...

ћожно ли после этого игнорировать
сообщение јл-Ѕекри: Ђ¬олга течет в страну хазар из страны русовї? ”ж
арабы-то, ведующие обширную торговлю по великой реке, о чем
свидетельствуют письменные источники и находки дирхемов по всему
Ђ—ерегерскомуї пути, знали, где находитс€ Ђ–уси€ї! Ђ–усы живут в лесах и
болотах к северному океануї,Ч утверждал ». »дриси. Ёль-Ѕалхи называл
несколько племен русов из слав€н и расположение их чаще св€зывал с
¬олгой, по которой ходили их корабли. Ђ„то же касаетс€ купцов-русов, то
они суть плем€ из слав€н, Ч пишет »бн-’ордадбе. Ч ¬ывоз€т меха выдры,
черных лисиц и мечи из дальних концов —лавонии. ј если желают, то ход€т
на корабл€х по реке, проход€т по заливу ’азарской столицы (г. »тиль на
¬олге.Ч ».¬.)ї.

јль-»стахри (середина X в.) указывает: Ђ–усы
состо€т из трех племен, из коих одно ближе к Ѕулгару, а царь его живет в
городе, называемом  у€ба, другое плем€ называетс€ —лави€, и еще плем€
называетс€ јртани€, а царь его находитс€ в јртеї. ” историков нет
разночтений в отношении  у€ба Ч  иев и —лави€ Ч Ќовгородска€ –усь. „то
же касаетс€ јртании, то где только ее не искали, в том числе и в –усе!
»бн-‘адлан (перва€ половина X в.) русами называет северные слав€нские
племена и отличает от них южных Ч Ђку€бовї. »бн-’аукал (втора€ половина X
в.) подчеркивает, что  у€ба Ч часть –уси.

ќчень ценное показание
по этому вопросу есть и в западных источниках. ¬ запис€х ѕруденци€,
епископа г. “руа, в ¬ертинских анналах сообщаетс€, что в 839 г. к
императору франков Ћюдовику Ѕлагочестивому €вилось посольство
византийского императора ‘еофила с представител€ми Ђнарода –осї. ќни
торжественно были прин€ты в »нгельгейме 18 ма€. ‘еофил писал, что этих
представителей направил к нему их царь ’акан ради дружбы. Ќо путь, коим
они прибыли, тогда находилс€ в руках варварских, и весьма жестоких,
народов. » просил Ћюдовика помочь им вернутьс€ северной дорогой. ќтсюда
следует, что за 23 года до летописного Ђпризвани€ вар€говї уже
существовали две Ђ–усиї - северна€ и южна€. » представители второй
желали вернутьс€ путем Ђиз вар€г в грекиї. ј до XI в. он шел не по
¬олхову Ч Ћовати, а главным образом по «ападной ƒвине, то есть чуть ли
не по границе южного ѕриильмень€.

ѕочему же –уса как город в
Ќовгородской летописи впервые упоминаетс€ лишь в 1167 году? ќбъ€снение
можно найти лишь в том, что –уса тогда не входила в состав Ќовгородской
земли, а подчин€лась непосредственно  иеву. ѕервым и сильнейшим
аргументом кн€жеского вли€ни€ в южном ѕриильменье €вл€етс€ факт раннего
распространени€ здесь христианства. Ќа северной возвышенности
—тарорусского уезда погребени€ типа сопок (€зыческие) сразу сменились
жальничными без переходных невысоких насыпей. ¬ других местах
Ќовгородской земли смешанные захоронени€ бытуют до XII и даже в XIV
веков. Ћетописи, которые, возможно, велись в –усе, веро€тно, погибли в
1194 г., когда она сгорела. » город был, по-видимому, довольно крупным,
если он не только быстро восстанавливаетс€, но перед угрозой литовских
набегов окружает себ€ оборонительными сооружени€ми (ров, вал), строит
острог, возводит каменный храм —паса ѕреображени€ на месте уничтоженного
огнем дерев€нного.

√лавную военную силу –усы составл€ла
Ђзасадаї, более-менее посто€нный отр€д, всегда готовый к защите города,
независимо от того, был в нем кн€зь или нет. ¬ этот отр€д входили
Ђогнищанеї Ч кн€жие люди, жившие в районе  н€жьего ручь€, и Ђгридиї Ч
профессиональные военные из русских воинов и наемных вар€гов. ѕор€ды с
ними совершал кн€зь не из Ќовгорода, а из  иева или —уздал€. ¬ случае
необходимости на помощь Ђзасадеї поднималось ополчение. Ѕез крайней
нужды солеваров не отрывали от работы. ¬ 1234 г. город от литовцев
защищали не только рушане, гридьба и огнищане, но купцы и гости (отсюда
можно заключить, что число торговых людей в –усе было значительным).

ќ
рушанах не упоминает легенда о Ђпризвании вар€жских кн€зейї. –усы нет
среди приглашенных на вече пригородов, хот€ она находилась значительно
ближе к Ќовгороду, нежели ѕсков или Ћадога. –ушан не видно при изгнании
из Ќовгорода кн€зей ¬севолода ћстиславича в 1132 и 1136 гг. и ярослава
ярославича в 1270 году. Ќаоборот, угрожа€ походом Ќовгороду, последний
уехал в –усу и пробыл в ней до тех пор, пока митрополит, избега€
кровопролити€, не поручилс€ за него.

¬ –усе не было новгородских
посадников, но в случае нужды они предводительствовали ее жител€ми.
Ђ¬ыехал ‘едор посадник с рушанами и билс€ с Ћитвоюї. Ќе было здесь и
кн€жеских наместников, зато немало вотчинных земель вокруг. ¬ 1125 г.
сын кн€з€ ћстислава ¬ладимировича ¬севолод передал погост Ћ€ховичи Ђс
людьми, лесами, борт€ми, ловищами на Ћоватиї ёрьеву монастырю. „ерез
несколько лет отец повелел отдать кн€жеской обители и Ђсело Ѕуйце с
данью, вирами и продажамиї.

ƒл€ сбора дани в богатую –усу кн€зь€
чаще приезжали сами либо посылали своих доверенных. «десь были кн€жеские
сол€ные варницы, упоминаемые Ђ–усской ѕравдойї.  н€зь€ охотились в
окрестност€х города, вершили там суд.  огда же на берегах ¬олхова
утвердилась республика (1136 г.) и постепенно упало значение  иева,
Ќовгород сам стал приглашать кн€зей и заключать с ними договор. ¬ первой
из дошедшей до нас договорной грамоте 1264 г. при перечислении
кн€жеских прав говоритс€: Ђј на ќзвадо ти, кн€же ездити лете звери
гонит. ј в –усу не ехати, ехати ти в –усу на третью зимуї.

¬ 1316
г., как указывает Ќовгородска€ перва€ летопись, рушане вместе с
новгородцами, псковичами, ладожанами, корелой, ижорой и вожанами
выступали против тверского кн€з€ ћихаила, который вынужден был
остановитьс€ в ”сть€нах (при впадении ѕолы в Ћовать), а затем повернуть
назад. ѕод 1442 г. в той же летописи говоритс€, что бывший новогородский
посадник »ван ¬асильевич Ђдержал русское посадничествої.

¬еликокн€жеские
права в –усе сохран€лись и при московских государ€х. ¬асилий II
пожаловал старорусским рыбакам Ч тонникам (в подтверждение грамот своих
деда и отца) ћиките и ≈сипу с братьею,  узьме, ѕерфирию и јнтону с
братом свободу от повинностей и поборов в пользу новгородской и
старорусской администрации. ќни освобождались от погоста (основной
подати) и других повинностей и налогов, коими облагались рушане. «а ними
утверждалась привилеги€ варить соль и заготовл€ть дрова. ќни получали
право пользоватьс€ пахотными и сенокосными угодь€ми, принадлежащими
великому кн€зю, по рекам ѕолисти, –едье и —оминке, по ручь€м ¬ойе,
—обольему и  омарову. —удебные дела, их касающиес€, разбирает сам кн€зь
или его наместник, двор коего находитс€ в центре –усы: у ЂЌиколы в
городуї.

ƒаже сейчас, когда в —тарой –уссе уже нет ≈мецкого
болота, ручьев ’олопьего, √лубокого и др., когда доживает свой век ручей
 н€жий и древн€€ ѕорусь€ в черте города, когда окончательно засыпаны
старые руслища, сохранилс€ большой остров, омываемый ѕорусьей, ѕолистью и
соленым ручьем ¬ойе. Ќа нем Ч Ђна острове в –усеї, как указано в
Ќовгородской первой летописи под 1192 г., был построен (возобновлен)
храм —паса ѕреображени€. «десь слав€не Ч русы (солевары!) основали
поселение Ђќстровї р€дом с угро-финской Ђ≈мцаї и чудским Ђ оломецї. —
развитием торговли и иных св€зей с ¬олгой это слав€нское поселение стали
называть на волжский манер Ђќсередокї, что в конце концов возобладало и
отразилось в последующем названии городского конца –усы Ч Ђ—ередкаї.

“ак
и воспринимали этот город приехавшие по ¬олге арабские путешественники.
¬едь центр его называлс€ Ђќстровомї и был таковым в действительности.
ƒа и весь —тарорусский край представл€л собой остров. — севера Ч »льмень
и дельта Ћовати, с востока Ч озера —терж, —елигер, ¬елье, –усское,
здесь же сплошна€ полоса болот, включа€ огромное ЂЌевий мохї; на западе Ч
немногим меньше ѕолистовские и –дейские болота; на юго-западе и юге Ч
многочисленные озера, включа€ ѕолисто, второе –усское, Ѕуйце.  раевед
¬.ј.ѕылаев подсчитал, что погранична€ лини€ этого района составила 455
километров. ќбщее число потоков Ч рек, ручьев, ручейков Ч 1713 плюс 81
озеро (больше половины Ч в дельте Ћовати). Ќа 1 км2 суши приходилось
0,38 км2 воды.

Ќе зр€ же летописец утверждал: Ђ«емл€ Ќовгородска€
озеры и болота велми наводнена, и того ради в летн€€ времена рать
конна€ не бывала на них никогда жеї. ј с ¬олговерховь€ лишь в районе рек
ѕолы и ўеберихи были возможны сравнительно сухие переходы. ¬от почему
арабские географы сочли это место Ђостровомї.

Ќа территории
бывшего —тарорусского уезда носили или нос€т названи€ Ђострововї 16
населенных пунктов, 13 сенокосных угодий, 57 урочищ в местных болотах. »
до сих пор не найдено объ€снени€ запис€м Ќовгородской писцовой книги
конца XV в., где деревни —околово (дважды), язва (ныне Ѕорисово),
 ов€кино, —крылево числ€тс€ в Ђостровахї. ѕочему эта местность между
–едьей и Ћоватью в дес€ти верстах к юго-востоку от —тарой –уссы по
дороге на ƒем€нск так называлась, остаетс€ загадкой.

»звестие о
Ђрусах на островеї напоминает и об Ђќстровном городеї Holmgardr северных
рун. Ќаверное, Ўахматов прав, счита€ таковым –усу. ѕредложенна€ нами
этимологи€ названи€ Ђ—ередкаї в центре древней –усы поставит, наконец,
точку в зат€нувшемс€ споре.  онечно, это хорошо бы подкрепить данными
археологии.

¬€зинин ».Ќ.

http://planeta.moy.su/blog/rusy_zhivut_na_ostrove/2013-08-26-60804
–убрики:  »стори€


ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



Karl_M   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 26 јвгуста 2013 г. 16:05 (ссылка)
ƒримель пр€мым текстом пишет: Ђ–»—џ Ч —”“№ –ќ——»яЌ≈ї [261], с. 43. ЂЌазвание –”—№ есть латинское, –ќ—џ Ч греческое. (ќ самом сем же народе упоминают √реческие писатели, как о —кифском: в 10Ч13 столети€х  едрен в —окращенной »стории, с. 453 [пишет] Ђ–осы суть поколение —кифов, занимающее северную часть “авра). ј собственное их им€ –≈…—џ (–ќ——»яЌ≈)... Ќемцы же выговаривали их как –изыї [261], с. 42Ч43.
Ђѕосему € вопрошаю, Ч продолжает ƒримель, Ч откуда между Ѕогемиею и Ўлезиею (—илезией Ч јвт.) гора –»«≈Ќ? »ной причины сему дать не можно кроме сей, „“ќ было ЌјЎ≈—“¬»≈ –»—ќ¬ »Ћ» –”—ќ¬, ѕќ„»“ј≈ћџ’ “ј“ј–јћ»; которое непри€зненное и печальное нападение на Ўлезию случилось в 13 столетииї [261], с. 45.
¬от так, мимоходом, ƒримель упоминает о татаро-монгольском нашествии на «ападную ≈вропу, называ€ его –”—— »ћ и даже не подозрева€, насколько сильно он нарушает будущее соглашение историков никогда не вспоминать о том, что –”—— »’ на «ападе называли “ј“ј–јћ». и что ќрда колонизировала «апад.
» далее. Ђ—ии –»—џ, –ќ—џ или –≈…—џ от писателей всех времен почитаемы за народ — »‘— »… ( едрен)ї [261], с. 46.http://www.bashforum.net/index.php?/topic/6924-6924/
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 26 јвгуста 2013 г. 16:06 (ссылка)
Karl_M, —пасибо!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Avi-Tal   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 26 јвгуста 2013 г. 18:48 (ссылка)
»нтересно!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
јрдалионова—   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 26 јвгуста 2013 г. 19:42 (ссылка)
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 26 јвгуста 2013 г. 20:28 (ссылка)
Avi-Tal, Ќа здоровье!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку