-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 39846
 омментариев: 214240
Ќаписано: 299427


 рестовый поход монголов

ѕонедельник, 05 јвгуста 2013 г. 22:33 + в цитатник
¬ 1253 г. на извилистых берегах верховьев реки ќнон состо€лс€ курултай монгольского народа-войска. Ѕыло прин€то стратегическое решение завершить войну в  итае, дл€ чего был назначен царевич ’убилай, и освободить от мусульман »ерусалим, что было поручено царевичу ’улагу. —транно и удивительно Ч но крестоносцы отнесутс€ к идее военного союза с монголами, как к предложению изгон€ть бесов с помощью —атаны. ѕалестинские рыцари решат, что привычное зло Ч меньшее зло, и помогут своим старым сосед€м-соперникам против новых неведомых народов, хот€ и христиан. ќ чЄм со временем сильно пожалеютЕ




  1253 г. „ингисхан, его дети и ближайшие соратники отошли в Ђмир инойї, а внуки основател€ громадной империи управл€ют улусами (военными округами) в разных концах империи и съезжаютс€ в столицу  аракорум лишь изредка, чтобы на очередном совещании Ч курултае Ч избрать нового главу империи Ч кагана, или внести изменени€ в военную политику державы. “олько эти задачи остались общими, а текущими административными делами и сбором податей с покоренных народов ведают имперские чиновники. ¬ период после смерти кагана до избрани€ нового, по праву монголов, империей управл€ла старша€ жена покойного.
Ќеимоверна€ вереница побед монголов одновременно обусловлена и силой победителей, и слабостью побежденных. “рудно пон€ть причины этой слабости: ведь чжурчжени, половцы, грузины, русские и др. не уступали монголам в личной храбрости, боевых навыках и качестве вооружени€, а числом побежденные заметно превосходили победителей. ”же много говорилось о качественном превосходстве монгольской военной машины, о несравненной дисциплине в войсках „ингисхана, о жестоких карах за ее нарушение. ¬се это верно; но люба€ дисциплина рухнет после первой же серьезной неудачи, если воин смотрит на командира как на поставленного сверху начальника. Ќо монголы рассуждали иначе: воин-нукер относилс€ к полководцу-нойону как к старшему в роде, св€занному с ним круговой порукой и общей судьбой; арми€ Ч это семь€, не выполнить приказ Ч значит предать товарищей, остатьс€ одинокой былинкой в степи; после этого и жить не стоит.
ѕлем€ монголов не составл€ло большинства среди степн€ков, но оно стало €дром новой армии, и им€ Ђмонголї быстро распространилось на всех воинов, св€занных общностью кочевого быта и единой боевой судьбой. —реди них были приверженцы €зыческого культа Ќеба Ч “энгри, были христиане-несториане, позднее по€вились мусульмане, буддисты, конфуцианцы и др. ѕобедители про€вл€ли полную веротерпимость, и это в немалой степени способствовало успехам монгольской, точнее, Ђмонголоименнойї, армии.
„ингисхан стремилс€ объединить под своей властью монгольские и тюркские народы. »м были завоеваны христианские племена кераитов и воинственных найманов. Ёти могущественные племена умножили силы монгольского войска и познакомили их с христианством. “ак, найманска€ царевна —уюркуктени вышла замуж за любимого ханского сына “улу€ и сохранила при себе несторианскую церковь со св€щенниками и имуществом. ≈е дети ћункэ, ’убилай, ’улагу и јриг-буга были воспитаны в духе уважени€ к христианской религии. Ќо, по монгольской ясе (свод законов „ингисхана), не могли быть крещены.
ѕервый натиск монголов на страны ислама практически совпал с вторжением франков в ≈гипет в 1218Ч1221 годах. јрабский мир тогда почувствовал себ€ наход€щимс€ между двух огней. Ќо „ингисхан не рискнул идти на запад ѕерсии. — его смертью в 1227 году натиск степн€ков на арабский мир ослаб.

—тратегическое планирование
¬есной 1253 года в верховь€х реки ќнон собралс€ курултай монгольского народа-войска.  урултай €вл€лс€ высшим органом власти ћонгольской империи. ≈го возглавил верховный хан Ч ћункэ (ћонкэ) Ч внук „ингисхана. Ѕлижайшим помощником и союзником ћункэ был небезызвестный хан Ѕатый.
√ромадна€ профессиональна€ арми€ требует посто€нного боевого применени€; вопрос лишь в том, какому из трех открытых фронтов отдать предпочтение: ёжному  итаю, Ѕлижнему ¬остоку или «ападной ≈вропе.  итай ближе всего, и поход туда предрешен, но по поводу других направлений есть разногласи€. ѕокойный каган √уюк намеревалс€ продолжить западный поход в ≈вропу, чтобы дойти до Ћаманша, к Ђпоследнему морюї, как завещал „ингисхан, и превзойти успехи Ѕату в ¬осточной ≈вропе. Ќо сам Ѕату сейчас категорически не хочет вмешательства чужих войск в дела его улуса; поэтому монгольские тумены двинутс€ на Ѕагдад и —ирию и завершат разгром мусульманских держав. ј к исламу монголы со времен „ингисхана были настроены, м€гко говор€, недружелюбно. ¬едь ислам выступал главными, притом мощным, врагом великого завоевател€ с тех пор, как он двинулс€ на запад.
”йгурские купцы-несториане, конкуренты мусульманских купцов, посто€нно подталкивали „ингисхана к войне с исламскими государствами. “раектори€ движени€ определ€лась каждый раз в соответствии с конкретной ситуацией. Ќаш выдающийс€ историк Ћев √умилев тайной подоплекой военной кампании именно против мусульманских стран считал борьбу купеческих капиталов за контроль над Ўелковым ѕутем.
ћысль о том, что традиционный курултай монгольских воинов, поклон€вшихс€ ¬еликому —инему Ќебу и почитавших духов предков, начал войну во им€ торжества идей  реста, да еще в западноевропейской (католической) интерпретации, представл€етс€ совершенно неверо€тной. ЂЌужно стереть с лица земли все города, Ч говорил „ингисхан, Ч чтобы весь мир снова превратилс€ в огромную степь, где монгольские матери будут вскармливать свободных и счастливых детейї.
ƒействительно, многие славные города были разрушены, а их население истреблено. ќсуществл€€ волю ¬еликого —инего Ќеба, „ингисхан поручил своим наследникам вз€ть контроль над Ўелковым ѕутем, от мор€ и до мор€, от “ихого океана до јтлантического.
Ќужно отдать должное великому завоевателю.  о всем религи€м он относилс€ исключительно терпимо. ѕоэтому толпы служителей всех религий окружали трон властител€ мира и сопровождали монгольские орды. Ёто были несторианские монахи, православные св€щенники, посланники римского ѕапы, исламские муллы, брод€чие ламы, разношерстные шаманы и тому подобные служители культов. —вобода вероисповедани€ предоставл€лась всем. ј вот с содомитами, лжесвидетел€ми и черными магами разговор был короткий: яса предписывала предавать их смерти.
” командующего западной армией ’убила€ начальник штаба нойон  ит-Ѕука Ч несторианин, способный, по мнению монгольских правителей, найти общий €зык с христианами —ирии и ћалой јзии. » если европейские рыцари-крестоносцы, владеющие крепост€ми и гаван€ми на восточном берегу —редиземного мор€, поддержат монгольский натиск, то странам ислама не усто€ть.
ћункэ и его полководцы были жесткими реалистами. ¬ своей широкомасштабной завоевательной политике они руководствовались не религиозными симпати€ми и мистико-романтическими иде€ми, а конкретными перспективами расширени€ владений. ¬ этом свете так называемый Ђкрестовый походї ’улагу-хана предстает как очередна€ фаза военной экспансии монголов, направленна€ на »ран и Ѕлижний ¬осток.
¬ыбор высшего руководства дл€ выполнени€ глобальных задач, на первый взгл€д, кажетс€ удивительным. ’ристианские симпатии брата кагана ’убила€ Ч ни дл€ кого не были тайной, а его направили в страну, где господство над умами делили конфуциане, даосы и буддисты. ¬ то же врем€ ’улагу был открытым почитателем мистического направлени€ буддизма, а ему было предписано защищать христианскую веру.
—разу видно, что каган ћункэ, тонкий и умный политик, делал эти назначени€ не случайно. ѕризрак отпадени€ окраин уже начал тревожить расшир€вшуюс€ монгольскую империю, и было крайне важно, чтобы контакт наместника с подданными не становилс€ полным. ’ан-иноверец всегда должен искать поддержку у центральной власти, что сильно преп€тствовало его отпадению и суверенитету.   тому же хан ’убилай дл€ покорени€ южно-китайской империи получил в подчинение кыпчакские и аланские войска, а хана ’улагу сопровождала свита из буддийских монахов-уйгуров, тибетцев и китайцев, крепко св€занных со своими родными странами и их повелителем каганом.
“акже были прин€ты и другие продуманные меры к тому, чтобы предотвратить возможное поражение армии из-за недостаточного контакта с местным населением. ∆ена ’улагу, кераитка ƒокуз-хатун, была христианкой и покровительницей христиан. Ќачальник штаба найман  ит-Ѕука-нойон был ревностным несторианином, и помощников себе подобрал из единоверцев.   тому же, в союз с монголами вступил царь ћалой јрмении √етум I, который накануне лично прибыл в ставку ћункэ и просил его рассмотреть договор о союзе. ѕри этом одними из основных вопросов было крещение всего подвластного кагану народа и возврат —в€той «емли христианам, а также уничтожение мусульманского Ѕагдадского халифата. ќчевидно, каган отдавал себе отчет в трудности зате€нного предпри€ти€, но в целом согласилс€ с услови€ми арм€нского цар€, чем обеспечил себе его активную помощь. Ѕолее того, √етум привлек к союзу с монголами антиохийского кн€з€ Ѕоэмунда, которого прив€зал к себе, выдав за него замуж свою дочь.
ѕо сохранившимс€ летопис€м известно, что каган ћункэ был приверженцем старой степной веры и заветов своего деда, Ђстепенен, решителен, говорил мало, не любил пиршества, о себе говаривал, что он следует примеру своих предков. ќн имел страсть к звериной охоте и до безуми€ верил волхвам и вороже€м. ѕри каждом предпри€тии призывал их к себе и ни единого дн€ без них не былї. ”читыва€ это, трудновато представить верховного хана монголов в роли фанатичного инициатора крестового похода и Ђзащитника √роба √осподн€ї. «ато ревностным христианином был его младший брат јриг-буга.
ѕодготовка военной экспедиции была проведена исключительно тщательно. „тобы сохранить нетронутыми пастбища, кочевое население согнали с маршрута армии, через реки навели понтонные мосты, заготовили провиант и вызвали из  ита€ тыс€чу специалистов по метательным машинам. јрми€ двигалась неспешно и лишь в €нваре 1256 г. перешла на левый берег јмударьи.

Ѕоевые союзы
¬ ≈вропе долгое врем€ ходили упорные слухи о существовании в јзии христианского государства Ч Ђцарства пресвитера »оаннаї. ѕосле неудачи в ѕервом крестовом походе, ¬торой (1147Ч1149 гг.) был организован целиком в надежде на мифического союзника, но союзник не нашелс€, и этот поход закончилс€ полным разгромом. ¬ последующие годы «ападна€ ≈вропа, не найд€ Ђцарства »оаннаї, разочаровалась и в восточных христианах. ƒела в —в€той «емле складывались неважно, крестоносцы от наступлени€ перешли к глухой обороне. ј в середине XIII в. сказка вдруг стала €вью. —оюзник по€вилс€ из тех самых земель, куда его и помещали.
—уществует р€д версий, из которых следует, что европейские правители предпринимали определенные шаги по координации своих действий на Ѕлижнем ¬остоке в борьбе с исламом. ѕо одной из версий, посланец императора —в€щенной –имской империи германской нации ‘ридриха II Ўтауфена встречалс€ с каганом, при этом была достигнута договоренность о совместном походе против мусульман ≈гипта. Ќо тут сработала стара€ папско-императорска€ распр€ и взаимна€ непри€знь.
ƒело в том, что закл€тый враг папства ‘ридрих II был отлучЄн от церкви за неучастие в ѕ€том  рестовом походе и за опоздание к началу Ўестого, куда он отбыл позже. »мператор ‘ридрих II отличалс€ редкой удачливостью (что сильно раздражало папский –им), за что получил прозвище Stupor Mundi Ђ»зумление (или даже ќбалдение) ћираї. ќно было дано ему за редкий дар договариватьс€ с иноверцами Ч от еврейских финансистов до египетского султана и необычайно разносторонние знани€.   тому же он знал 8 разных €зыков. —юда также относитс€ редка€ дл€ того времени веротерпимость, доход€ща€ до безразличи€: христианин, мусульманин или иудей Ч все едино, если верно служишь императору. —тоит отметить, что египетский султан  амиль уступил »ерусалим ‘ридриху II в 1228 г. и пригласил его в ѕалестину в качестве противовеса тюркам Ч хорезмийцам, которые бежали из —редней јзии под напором монголов и не признавали никого из ближневосточных правителей.
Ќо, увы, римский ѕапа, изгнанный войском ‘ридриха из –има, вс€чески ему вредил, не признавал и восприн€л его договоренность с монголами-христианами против мусульман как вероотступничество. ¬ итоге союз расстроилс€. ќткуда, веро€тно, и было такое открытое непри€тие крестоносцами в ѕалестине предложений монголов о совместных действи€х.
ѕо арабской версии, в сент€бре 1248 года король ‘ранции Ћуи IX по пути на ¬осток, пребыва€ на о.  ипр, заключил союз с монголами с целью вз€ть арабский мир в клещи. ћежду захватчиками ¬остока и «апада регул€рно циркулировали послы. ¬ конце 1248 года Ћуи прин€л на  ипре делегацию, котора€ даже представила ему ослепительные перспективы возможного обращени€ монголов в христианство. Ќеимоверно тронутый этим, Ћуи поспешил направить ответное посольство с ценными и почтительными подарками. Ќо наследники „ингисхана не пон€ли смысла этого жеста. —очт€ корол€ ‘ранции своим вассалом, они попросили его присылать столь же дорогие подарки каждый год, что возмутило корол€. Ёто непонимание позволило арабскому миру избежать совместного нападени€ сразу двух противников. ¬ результате чего наступление на ≈гипет начали 5 июн€ 1249 года только воины «апада. ќбе стороны ощущали свою слабость, но с союзниками никак не складывалось.
¬ ходе наступлени€ франков султан јйюб умер. —ражение вокруг г. ћансур продолжалось всю зиму и 10 феврал€ 1250 года в результате предательства франкска€ арми€ неожиданно проникла в город.  ороль ‘ранции вошЄл в город и даже достиг султанского дворца; но его солдаты растеклись по улицам, граб€ все подр€д.
 азалось, что исламу нанесено смертельное ранение, но тут по€вились тюрки-мамлюки и рассе€ли войска франков. ¬ итоге победа привела к власти касту воинов-рабов, а король ‘ранции сдалс€ на милость победителей. «амещение јйюбидов мамлюками повлекло за собой крайнее ожесточение мусульманского мира по отношению к захватчикам. ѕотомки —аладина вели в этом плане более чем примирительную политику. »х слабеюща€ власть была уже не в состо€нии противосто€ть опасност€м, угрожавшим исламу как с ¬остока, так и с «апада. ћамлюкска€ революци€ очень скоро стала средством военного, политического и религиозного возрождени€, а ЂЅелокура€ угрозаї вскоре сменилась другой, более страшной опасностью, которую представл€ли собой потомки „ингисхана.
ќтношени€ с крестоносцами у монгольских завоевателей, признававших лишь один принцип союзнических отношений Ч полное признание вассальной от них зависимости, складывались непросто. Ќе способствовало сближению и то, что приказ подчинитьс€ был послан монголами самому ѕапе –имскому »ннокентию IV: Ђ≈сли ты хочешь властвовать над землей и водой твоей вотчины, ты, папа, должен прибыть к нам лично и предстать перед тем, кто правит территорией всей земли. ј если ты не приедешь, то мы не знаем, что может случитьс€ї. »злишне говорить, что »ннокентий IV не стал совершать поездку в далекий  аракорум.  роме того, крестоносцы попросту опасались, что, покончив с бросившими им вызов египетскими мамелюками, неукротимые монголы разделаютс€ и с ними. ≈стественно, что поход монголов в —в€тую «емлю с опаской был встречен крестоносцами.

”спехи монголов в «ападной ≈вропе
ѕосле покорени€ ёжной –уси и вз€ти€  иева в 1240 г. монголы отправили послов к венгерскому королю Ѕеле IV, с требованием выдать половецкого хана  от€на. ”льтиматум Ѕату-хана был отклонен, а послы убиты. ¬ойна с «ападной ≈вропой стала неизбежной.
  этому времени набранные в войска монголов воины других покоренных народов отвечали предъ€вл€емым к ним войсковым требовани€м.
¬есной 1241 года ставка Ѕату находилась к северу от  арпат (между  иевом и Ћьвовом). ¬торжение в ≈вропу началось широким фронтом. ƒл€ наступлени€ на «апад Ѕату разделил свою армию на 5 частей: 3 тумена наступали на ѕольшу, 3 тумена Ч на —илезию и ћоравию, 2 корпуса по 3 тумена вторглись в “рансильванию, сам Ѕату с 80-ю тыс. воинов двинулс€ в ¬енгрию.
ѕр€мо по фронту Ѕату противосто€л польский великий кн€зь Ѕолеслав ’рабрый. ¬ тылу Ѕолеслава король Ѕогемии ¬енцеслав собирал многочисленную армию из отр€дов јвстрии, —аксонии и Ѕранденбурга. ¬ —илезии находилось войско герцога √енриха Ѕлагочестивого, основу которого составл€ли тевтонские рыцари.   ним присоединились рыцари госпитальеры (иоанниты) и тамплиеры. Ќа левом фланге монголам противосто€ли ћстислав √алицкий и другие кн€зь€. ≈ще левее, за  арпатами, развернулось 100-тыс€чное войско корол€ Ѕелы.
Ќо царевич Ѕандар разбил пол€ков под Ўидловым и сжег  раков, переправилс€ через р. ќдер и осадил Ѕреславль. ”знав, что рыцарское войско собираетс€ у Ћигница на р.  ацбах, Ѕандар соединилс€ с царевичем  аданом, и оба поспешили навстречу объединенному рыцарскому войску √енриха Ѕлагочестивого.
¬ центре монголы также развивали успех. Ѕату-хан в марте, разбив охран€ющие горные проходы венгерские отр€ды, преодолел  арпаты и трем€ колоннами ворвалс€ в ¬енгерскую равнину.
¬ это врем€ на севере, 9 апрел€, произошла битва при Ћигнице, где монголы встретили лучшую тогда в ≈вропе конницу немецких рыцарей. ѕервой двинулась на монголов пехота чешских горн€ков, нашивших на грудь большие белые кресты. ¬ойска √енриха были готовы умереть, но не отступить, они верили, что настал Ѕожий день, но не тут-то было. ћонголы отступили перед пехотой, а та, бросившись вдогонку, раст€нулась. Ќеожиданно монголы повернули и стали расстреливать пехотинцев из луков, не вступа€ в рукопашный бой.
ѕочти все чешские горн€ки полегли на поле битвы. Ќа помощь пехоте поспешили два конных отр€да чехов и пол€ков, но были окружены и истреблены. “огда на монголов двинулись тевтонские рыцари, построившись в боевой пор€док Ч Ђклинї. Ќо т€жела€ рыцарска€ конница под прикрытием кнехтов стала на удивление легкой добычей. ћонголы нав€зали свою инициативу, и рыцари не знали с кем сражатьс€. ћонголы то отступали, то поворачивали обратно, кружились вокруг рыцарей и все врем€ атаковали, не принима€ лобового удара. √енрих и его бароны были сражены, великий магистр “евтонского ордена пал в бою вместе со всеми своими рыцар€ми.
ѕосле Ћигницы монголы вступили в бой с еще более крупной армией Ч корол€ Ѕогемии ¬енцеслава.  ак обычно, монголы не стали принимать встречный бой, а войска Ѕогемии не могли за ними угнатьс€. “ак, на глазах корол€, который был не в силах нав€зать генеральное сражение, монголы подвергли опустошению —илезию и ћоравию. ѕотом хитростью вынудили корол€ двигатьс€ на запад, а сами повернули на юг, чтобы соединитьс€ с Ѕату, и прошли через „ехию в ¬енгрию.
Ѕату, после двухмес€чной осады столицы ¬енгрии, разбил войско корол€ Ѕелы, состо€щее из мадь€р, хорватов, немцев и французских рыцарей-тамплиеров.
¬скоре Ѕату с главными силами подошел к г. “риест. ћонголы вышли к јдриатическому морю. ƒальше начиналась »тали€, до –има было рукой подать.
Ќо внезапно «ападный поход прервалс€ из-за смерти кагана ”геде€. ћонгольские войска прекратили боевые действи€ и стали отходить на восток дл€ вы€снени€ своих отношений, что спасло «ападную ≈вропу от порабощени€.
¬ойна показала, что европейские армии, обученные сражатьс€ с сомкнутыми массами, были бессильны против сверхманевренных туменов. ћонах ƒжованни дель ѕлано  арпини, великолепно разбиравшийс€ в военном деле, отмечал: ЂЌи одно королевство и ни одна провинци€ не в состо€нии выдержать натиск татар. “атары воюют, примен€€ больше стратегию, чем грубую силуї. ќн одним из первых признавалс€, что татары не столь многочисленны и не обладали атлетическим сложением и силой европейцев. ЂЌаши армии следует организовать в том же пор€дке, как у татар, и по тем же суровым законам войныї,Ч призывал  арпини, посол и шпион в одном лице.


”спехи монголов на Ѕлижнем ¬остоке
ѕоход монголов на Ѕлижний ¬осток началс€ в 1253 г. √лавное направление наступлени€: »ран, —ири€, ѕалестина. ќбъективно это было на руку крестоносцам, воевавшим в то врем€ в —в€той «емле. Ќа всем огромном прот€жении великого броска от јмударьи до —редиземного мор€ монголы целенаправленно уничтожали мусульманских правителей. ѕоследователей ’риста при этом не трогали. ’ристианские √рузи€,  иликийска€ јрмени€ и јнтиохийское кн€жество быстро признали власть хана. ѕо насто€нию хана ’улагу, заключившего союз с Ќикейской империей, латинский кн€зь Ѕоэмунд VI вынужден был вернуть в јнтиохию православного первосв€тител€ и выслать католического патриарха.
ћонголы уничтожали всЄ, что было св€зано с мусульманством, и помогали христианам независимо от направлени€ веры. ¬ 1256 году они зан€ли крепость ассасинов јламут, к концу 1257 г. захватили все крепости исмаилитов в »ране, а уже в феврале 1258 г. двухсоттыс€чна€ арми€ захватила Ѕагдад. Ѕагдадский халифат мусульманской династии јббасидов пал, а последний халиф был казнен. “рагический конец халифата поверг мусульманский мир в уныние. “еперь речь шла уже не о вооружЄнной борьбе за контроль над тем или иным городом, а об отча€нных усили€х, имевших целью сохранение ислама.
ѕадение Ѕагдада было восприн€то восточными христианами как небесное возмездие угнетател€м за века унижений и произвола. «аступничества ƒокуз-хатун было достаточно, чтобы ’улагу запретил убивать и грабить христиан всех исповеданий. ’ан даже подарил несторианскому патриарху дворец халифа дл€ устройства резиденции. Ёто обратило к нему сердца арм€н и сирийцев. јрм€нский патриарх благословил хана на св€щенную войну, а царь ћалой јрмении ( иликии) √етум I и его з€ть, антиохийский кн€зь Ѕоэмунд VI, присоединили свои войска к монгольским. ћонголам был открыт путь в —ирию.
¬ 1258Ч1259 годах монгольска€ арми€ с помощью союзников разбила мелкие султанаты ћесопотамии и —ирии, которые, несмотр€ на несомненную доблесть, стали жертвами монголо-христианского союза. ѕотомки доблестного —аладина, отн€вшего у крестоносцев »ерусалим в 1187 г. и отразившего –ичарда Ћьвиное —ердце в 1192 г., не обладали способност€ми основател€ династии и проводили врем€ в междоусобных войнах, вступа€ в союзы с крестоносцами против единоверцев и родственников.
¬ этой войне про€вилось большее, чем когда-либо ожесточение, потому что монголы стали практиковать мучени€ при казни пленных, чего до тех пор не наблюдалось. ѕохоже, что они заимствовали некоторые малопочтенные обычаи своих ближневосточных союзников. ћусульманские мечети в јлеппо, ƒамаске, ’аме, ’омсе, Ѕани€се горели, а христианские храмы украшались трофе€ми.
ƒокуда дойдут монголы? ƒо ћекки, увер€ли некоторые, чтобы нанести последний удар вере ѕророка. ƒо »ерусалима, во вс€ком случае, и очень скоро. ¬ этом была убеждена вс€ —ири€. —разу после падени€ ƒамаска две монгольские армии поспешили овладеть двум€ палестинскими городами: в центре Ќаблусом и √азой на юго-западе.  азалось, что дни господства ислама сочтены. ’улагу, даже не дожида€сь окончани€ сирийской кампании, направил в  аир посла с требованием безусловного подчинени€ страны. ѕосла прин€ли, выслушали и обезглавили Ч мамлюки не шутили. »х методы были совсем не те, что у —аладина. —ултаны-рабы, правившие  аиром уже дес€ть лет, выражали ожесточЄнность и непримиримость арабского мира, осаждЄнного со всех сторон. ќни сражались всеми средствами. Ѕез моральных ограничений, без великодушных жестов, без компромиссов. Ќо зато храбро и эффективно.

ћамлюки Ч правители ≈гипта
≈гипет Ч страна богата€, но мобилизовать дл€ военной службы кресть€н-феллахов или торговцев с базаров было более чем проблематично. ќни платили налоги в казну султану и не хотели воевать. ѕоэтому правительство ≈гипта покупало в рабство юношей и, обучив их военному искусству, использовало дл€ военной службы. “ак как эти рабы принадлежали государству, их называли мамлюками (государственными рабами). ѕри этом экономическое и социальное положение мамлюков было неизмеримо выше, чем свободных налогоплательщиков. ќни были хорошо организованной, сплоченной и единственно реальной силой в стране. ћамлюки побеждали врагов ислама Ч крестоносцев, и именно они заставили Ћюдовика IX сдатьс€ на милость победител€.
— монголами у мамлюков были личные счеты. ¬ свое врем€ все они были захвачены монголами в рабство или плен и проданы на невольничьих базарах. ѕокупка воспринималась ими почти как освобождение. ¬ ≈гипте они попадали к своим земл€кам Ч кыпчакам, черкесам, туркменам, только проданным раньше и успевшим закрепить свое положение. “е оказывали земл€кам поддержку и вместе с ними проклинали монголов, лишивших их родины и свободы. Ќо теперь, в 1259 г., монголы оп€ть угрожали им, и они понимали чем. ќп€ть сто€ть нагим и скованным на невольничьем базаре, ждать, когда теб€ куп€т и пошлют копать оросительные каналы под пал€щим солнцем Ч это, пожалуй, хуже смерти в бою. ѕоэтому мамлюки решили сражатьс€ до последней капли крови, а воевать они умели не хуже самих монголов. ¬едь они были такие же степн€ки, как и те, которые шли на них, а в военном таланте  уттуз и Ѕейбарс не уступали найману  ит-Ѕуке.
¬ надвигавшейс€ схватке мамлюки имели несколько важных преимуществ. Ѕогатый ≈гипет как база наступлени€ был ближе к ѕалестине, чем разоренный войной »рак. ћонгольские войска были утомлены походом, а мамлюки тщательно подготовили людей и коней. —ирийские мусульмане так же жадно ждали султана  уттуза, как год назад христиане Ч хана ’улагу. », наконец, у мамлюков оказалс€ неожиданный союзник, а у монголов Ч два непредусмотренных врага. ѕоэтому чаша весов победы закачалась.
  ≈гипту были обращены взоры всех мусульман, ибо только он оставалс€ последней опорой ислама. ¬  аире власть уже несколько мес€цев была в руках тюркского военачальника  уттуза. —ултанша Ўагарат-ад-дорр (Ђƒрагоценное древої, рабын€ арм€нского происхождени€, красива€ и коварна€) и еЄ муж султан јйбек, процарствовав вместе семь лет, кончили тем, что Ђушли в небытиеї. ѕо этому поводу долгое врем€ ходили многочисленные слухи. “е, что пользовались особой попул€рностью, смешивали вместе любовь, ревность и политические амбиции.
ѕолучаетс€ так, что €кобы, султанша однажды, как это было прин€то, прислуживала своему супругу в бане (хаммам) и, пользу€сь моментом расслабленности и интима, упрекнула султана за то, что тот вз€л себе в наложницы прелестную четырнадцатилетнюю рабыню. ЂЌеужели € тебе больше не нравлюсь?ї Ч спросила она его ласково. Ќо јйбек грубо ответил: Ђќна молода, а ты уже нетї. Ўагарат-ад-дорр задрожала от €рости. ќна залепила супругу глаза мыльной пеной и сказала несколько примирительных слов, чтобы усыпить его бдительность, а затем неожиданно схватила кинжал и вонзила ему в бок. јйбек упал. —ултанша несколько мгновений оставалась неподвижной, как бы в оцепенении. ѕотом, направившись к двер€м, позвала верных рабов, чтобы убрать труп. Ќо, к еЄ несчастью, один из сыновей јйбека, которому было п€тнадцать лет, заметил, что вода, вытекавша€ из хаммама наружу, окрасилась в красный цвет. ќн бросилс€ в хаммам и увидел за дверью Ўагарат-ад-дорр, полуобнажЄнную и ещЄ державшую в руке обагрЄнный кровью кинжал. ќна побежала по коридорам дворца, преследуема€ своим пасынком, который подн€л на ноги стражу. —ултанша чуть было не ускользнула от них, но в последний момент оступилась и сильно ударилась головой о мраморную плиту.  огда к ней подбежали, она уже не дышала.
’от€ эта верси€ весьма романтизирована, она всЄ же представл€ет исторический интерес, поскольку, очевидно, воспроизводит то, о чем говорилось по поводу этой драмы на улицах  аира в апреле 1257 года.
 ак бы то ни было, после гибели двух суверенов трон зан€л юный сын јйбека. Ќо ненадолго. ѕо мере возрастани€ монгольской угрозы командование египетской армии стало понимать, что юноша не сможет возглавить отпор столь сильному противнику. ¬ декабре 1259 года, когда орды ’улагу обрушились на —ирию, произошедший переворот привЄл к власти  уттуза, человека зрелого и энергичного. ќн сразу заговорил €зыком св€щенной войны и призвал к всеобщей мобилизации против врагов ислама.  ак следствие Ч страна перешла на военный лад. ¬ июле 1260 года сильна€ египетска€ арми€ выступила дл€ противосто€ни€ нашествию.

Ќепредвиденные осложнени€
’ристианские кн€зь€ ѕалестины, теснимые мамлюками, не пришли в восторг при известии о приближении хоть долгожданных, но столь грозных и кровожадных союзников. ¬ысшее руководство орденов ’рама (тамплиеров) и —в€того »оанна (иоаннитов), рыцари которых составл€ли основу франкского войска, открыто за€вили о том, что Ђесли придут монгольские черти, то они найдут слуг ’риста готовыми к боюї. Ѕолее того, на военном совете обсуждалс€ вопрос о заключении союза с мамлюками против монголов. ’от€ официально союз не был заключен, крестоносцы пошли навстречу мамлюкскому султану.
–ыцар€м-крестоносцам станов€тс€ ближе степные Ђварварыї, обращенные в ислам, нежели их собрать€ степн€ки, исповедующие христианскую веру. »менно эта концепци€, прин€та€ без каких-либо доказательств, больше всего удовлетвор€ла более активную часть средневекового рыцарства и купечества.
¬торое непредвиденное осложнение возникло в √рузии. ƒо 1256 г. эта страна считалась улусом «олотой ќрды, а по смерти Ѕату перешла в ведение хана ’улагу. ћонголы считали грузин своими естественными союзниками и поэтому не лишили их самоуправлени€. ¬ “билиси сидели одновременно два грузинских цар€ ƒавида (ƒавид Ќарин и ”лу ƒавид Ч малый и большой), причем ”лу ƒавид был женат на монгольской кн€жне. ќт √рузии требовались только уплата налогов (сами монголы тоже платили подушную подать) и участие в войне с мусульманами, исконными врагами √рузии. Ќо в 1259 г. грузины восстали.
—делали они это крайне непродуманно. —начала восстал ƒавид Ќарин, но, не добившись успеха, бросил страну и удрал в имеретинские горные замки. «атем восстал ”лу ƒавид, но потерпел поражение и тоже сбежал, покинув свой народ на расправу. ¬ 1262 г. он вернулс€ и вымолил прощение. ÷арские безумства стоили √рузии много крови, а дл€ христианского дела оказались трагичными, так как монголы, вместо того чтобы оперетьс€ на грузинские войска, истратили свои резервы и врем€ на их разгром в тот момент, когда в ѕалестине был дорог каждый человек. ¬ыиграли от такого стечени€ обсто€тельств только воинственные мамлюки.
¬ 1259 году нойон  ит-Ѕука сделал предложение палестинским католикам-крестоносцам о военном союзе против мусульман ≈гипта. Ќо в ѕалестине тогда не нашлось ни одного дальновидного, властного и смелого правител€ и рыцари отвергли предложение монголов.
Ёто откровенна€ измена делу, которому они обещали служить, Ч считал Ћев √умилев. ј в трактате Ђ¬ поисках вымышленного царстваї √умилев назвал главным виновником раздора между монголами и франками графа ∆ульена —идонского, о чем речь пойдет далее.

–ешающее сражение
Ќа правом фланге наступавшей монгольской армии располагалось »ерусалимское королевство, уже потер€вшее св€той город, но удерживавшее прибрежную полосу с сильными крепост€ми: “иром, —идоном и јкрой. ‘актическа€ власть здесь принадлежала рыцар€м тамплиерам и иоаннитам, а контроль над морем Ч венецианцам и генуэзцам. ¬ то врем€ как вс€ «ападна€ ≈вропа радовалась победам восточных христиан и сравнивала ’улагу и ƒокуз-хатун с  онстантином и ≈леной, европейцы с нетерпением ждали, когда новые Ђвоины ’ристаї освобод€т —в€той град »ерусалим и √роб √осподень и восстанов€т торжество христиан в —в€той «емле.
ѕосле разгрома Ѕагдадского халифата и покорени€ —ирии монгольска€ арми€ сосредоточилась близ √азы. Ќо случилось так, что осенью 1259 г. ’улагу-хан получил известие о кончине своего брата, кагана ћункэ Ч ситуаци€, аналогична€ западно-европейской. ј в ћонгольской империи междуцарствие всегда вело к остановке всех дел и требовало личного присутстви€ на курултае чингисидов.  роме того, ’улагу не ладил с Ѕерке Ч ханом «олотой ќрды Ч мусульманином и врагом несторианской церкви. ѕоэтому ’улагу срочно вернулс€ в »ран, оставив в ѕалестине всего лишь 20 тыс. воинов, которыми командовал нойон  ит-Ѕука. ¬ надвигающейс€ схватке мамлюки имели численное превосходство из-за спешного отбыти€ основного монгольского войска. » тогда началось!
∆юльен, граф —идона, без повода и предупреждени€ напал на монгольский патруль. ¬ числе убитых оказалс€ плем€нник  ит-Ѕуки. ¬ ответ разъ€ренные монголы осадили —идон, вз€ли его и разрушили до основани€, а крестоносцы протрубили на весь мир о монгольской свирепости. —ам граф ∆ульен успел убежать на генуэзском корабле. ’ристианские кн€зь€ встали на сторону графа-разбойника. ќбвинив монголов в разрушении —идона, они объ€вили Ђжелтых крестоносцевї главными врагами —в€той «емли. ЂЁто было глубокое заблуждение, но оно сыграло решающую роль в событи€х, которые произошли во второй половине XIII в.ї, Ч отмечал Ћев √умилев. ќн полагал, что, направл€€ войска в ѕалестину, монгольские ханы ставили исключительно благородные цели освобождени€ √роба √осподн€ и помощи местным христианам, а нойона  ит-Ѕуку называл Ђпоследним паладином восточного христианстваї и Ђпоследним подлинным паладином  рестаї.
Ќойон  ит-Ѕука уже готовилс€ выступить навстречу египт€нам, когда в ƒамаске вспыхнуло народное восстание. ћусульмане города, доведЄнные до исступлени€ зверствами захватчиков и ободрЄнные уходом ’улагу, возвели на улицах баррикады и подожгли нетронутые монголами церкви.  ит-Ѕуке потребовалось врем€ и силы дл€ усмирени€ и наведени€ пор€дка.
¬ то же врем€ султан  уттуз, понима€, что настал решительный момент дл€ нанесени€ превентивного удара, начал боевые действи€.
—ледующие событи€ можно трактовать по-разному, но крестоносцы предают христианское монголо-арм€нское войско и помогают своим врагам мамлюкам.  огда «апад радуетс€ победам пусть несториан, но христиан; когда сирийские и арм€нские христиане приветствуют монголов-освободителей, папский легат отлучает от церкви Ѕоэмунда јнтиохийского за союз с монголами. ’от€ некоторые рыцари-крестоносцы ещЄ радовались поражени€м ислама, но больша€ часть была напугана жестокостью азиатских завоевателей.
¬ этой обстановке султан мог двигатьс€ внутрь ѕалестины и даже к ƒамаску, не опаса€сь за свой тыл. 26 июл€ 1260 г. мамлюкские войска вышли из ≈гипта без обозов и, на рыс€х миновав —инайскую пустыню, уничтожили малочисленный монгольский заслон у √азы. ¬ступив на землю франков, они под стенами јкры получили от крестоносцев необходимое войску продовольствие и фураж дл€ лошадей. ‘ранки даже заключили с мамлюками выгодную торговую сделку: мамлюки об€зались дешево продать рыцар€м лошадей, которых они захват€т у монголов. ћамлюки отдохнули, перегруппировались и через территорию »ерусалимского королевства вошли в √алилею, в тыл монгольской армии.
3 сент€бр€ 1260 года две армии встретились у города јйн ƒжалут (Ђисточник √олиафаї).  уттуз имел врем€ спр€тать большую часть своих войск и выпустил на поле бо€ лишь авангард под командой самого блест€щего из своих офицеров Ч Ѕейбарса. “олько что подошедший  ит-Ѕука не разобралс€ в обстановке и попал в ловушку. ќн бросилс€ в атаку со всеми своими силами. Ѕейбарс имитировал бегство. ѕреследу€ панически отступающего противника, монгольский предводитель неожиданно увидел себ€ окружЄнным многочисленными египетскими войсками. —пуст€ несколько часов монгольско-арм€нское войско было разбито. —ам  ит-Ѕука был вз€т в плен. ќн вел себ€ предельно мужественно, не просил пощады и обвинил победоносного  уттуза в убийстве законного султана, противопоставив преступлени€м мамлюков монгольскую верность. “ут ему за такую крамолу немедл€ и голову отрубили.
¬ечером 8 сент€бр€ мамлюкские войска вошли освободител€ми в ликующий ƒамаск.  уттуз ознаменовал свой триумфальный въезд в ƒамаск расправой над жившими там христианами. ’улагу попыталс€ оказать помощь союзникам и бросил на —ирию новую армию, котора€ вз€ла было јлеппо, но через несколько дней, 10 декабр€ 1260 г., была разбита мамлюками при ’омсе и откатилась за ≈вфрат. Ёту победу одержал уже новый мамлюкский султан, Ѕейбарс, накануне зарезавший своего лучшего друга и соратника  уттуза. ѕобедитель  ит-Ѕуки пережил своего победител€ всего на два мес€ца.
Ќа этот раз ’улагу ничего не предприн€л. ќн осталс€ в »ране, продолжа€ укрепл€ть свой улус, фактически превратившийс€ в самосто€тельное государство, лишь формально св€занное с ћонгольской империей. ѕланы Ђосвобождени€ —в€той «емлиї и возвращени€ »ерусалима, которыми €кобы руководствовалс€ глава похода в ѕалестину, были забыты. ’улагу был провозглашен ильханом »рана. ќн стал основателем новой династии иранских государей. ѕотомки главы Ђкрестового походаї прин€ли ислам и заключили мир с мамлюкским султаном.
“аким образом, поход монгольских войск в ѕалестину был только очередной военной экспедицией царевича ’улагу, мечтавшего далеко не об освобождении —в€той «емли. –еакци€ франкских правителей на этот монгольский поход была вполне закономерной.  рестоносцы предпочли помочь своим Ђблизким врагамї Ч местным мусульманам, с которыми они не только воевали, но врем€ от времени вступали в союзы (так, союзником »ерусалимского королевства был эйюбидский султан јлеппо из ƒамаска, убитый монголами), нежели подчинитьс€ Ђдалеким друзь€мї, разрушавшим и грабившим процветающие города и крепости.

«акат крестовых походов
 лин настороженности между исламским и христианским мирами был вбит средневековыми авантюрами римских ѕап Ч Ђкрестовымиї походами. ѕод спекул€тивным лозунгом Ђосвобождени€ √роба √осподн€ї крестоносцы €вились на ¬осток как грабители, насильники и убийцы. ¬ этих западных пришельцах, называвших себ€ христианами, мусульмане впервые увидели своих врагов. ¬ажно отметить, что не только мусульманские страны стали жертвой папских нашествий: во времена одного из таких походов крестоносцы разгромили  онстантинополь и надломили силы православной ¬изантии.
¬торым ударом по мусульманско-христианскому содружеству стал Ђкрестовый походї монгольских несториан.
ƒальнейшие событи€ развивались, как снежный ком, который нельз€ остановить.  рестоносцы сполна пожнут плоды своей недальновидности: уже в 1261 году никейские греки, наладив союз с ’улагу, решительным ударом вернут себе  онстантинополь. ¬след за этим все твердыни франков на Ѕлижнем ¬остоке перейдут в руки мамлюков или византийцев. ѕредав христиан-монголов и арм€н, которым они не давали перейти в контрнаступление до конца 1263 г., крестоносцы остались наедине с мамлюками. јгони€ »ерусалимского королевства длилась 31 год, до 18 ма€ 1291 г., когда последние крестоносцы покинули сирийский берег. Ќо последстви€ соде€нного ими пот€нулись во ‘ранцию, где тамплиеры стали жертвой лукавства тех, кого они искренне считали своими лучшими друзь€ми Ч французского корол€ и римского ѕапы.
— 1307 по 1313 г. длилс€ жуткий процесс тамплиеров, обвиненных в поклонении Ѕафомету, поругании св€тынь и множестве других грехов, в которых они виновными себ€ не хотели признавать. Ќо вспоминали ли они в промежутках между пытками, прикованные к стенам французских застенков, что именно благодар€ их ордену, де€ни€м их предшественников было уничтожено христианское население —ирии, убиты врагами пришедшие к ним на помощь союзники и благодар€ этому навсегда была потер€на цель крестовых походов Ч —в€та€ «емл€. Ќо если даже эти мысли не приходили им в голову, то логика событий была такова.
Ќе менее трагичным стало положение христиан в »ране. »де€ основани€ христианского царства на Ѕлижнем ¬остоке была утрачена, так как населенные христианами земли попали в руки врага. ќдновременно Ѕейбарс завел сношени€ со своими соплеменниками в «олотой ќрде и склонил на свою сторону Ѕерке-хана. ћежду ’улагу и Ѕерке давно назревала вражда из-за разных культурно-политических ориентаций. ≈ще когда началс€ крестовый поход монголов, Ѕерке воскликнул: Ђћы возвели хана ћункэ на престол, а чем он нам воздаст за это? “ем, что отплачивает нам злом против наших друзей, нарушает наши договорыЕ и домогаетс€ владений халифа, моего союзникаЕ ¬ этом есть нечто гнусноеї. —огласно монгольской ясе, золотоордынские части сражались в войсках ’улагу во врем€ его похода на Ѕагдад и ƒамаск. Ќо после поражени€  ит-Ѕуки Ѕерке послал своим военачальникам предписание покинуть армию ’улагу и, если не удастс€ вернутьс€ домой, уходить в ≈гипет. “ак те и поступили, умножив войска мамлюков. ѕосле этого война «олотой ќрды и »рана стала вопросом времени.
—тоит отметить, что золотоордынский Ѕерке-хан не только прин€л ислам, но и устроил резню несториан в —амарканде, хот€ его антипати€ на православных христиан не распростран€лась и дружбу с јлександром Ќевским он не порывал.
“акова была расстановка сил при жизни ћункэ, но после его смерти стало очевидно, что старые традиции поддерживать некому. “еперь должны были сказать свое слово внуки „ингисхана. ј они уже стали где несторианами, где буддистами, где мусульманами. —тара€ монгольска€ традици€ разлилась слишком широко дл€ того, чтобы остатьс€ цельной, а образовавшиес€ из этого родника потоки не могли и не хотели течь в одном русле. ѕоражение потерпели дети былых завоевателей мира, а победу одержали дети разбитых и покоренных.
¬о времена первых „ингисидов христиане-несториане были очень близки к тому, чтобы захватить власть в ¬еликой ќрде. ћонгольска€ арми€ ’улагу-хана покорила почти все мусульманские страны, повсюду сжига€ мечети, истребл€€ духовенство, Ђогнем и мечомї сил€сь насадить несторианство.
¬ладимир √оловко


—правка
Ќесториане. ¬ 431 г. на ¬селенском соборе в Ёфесе был предан анафеме константинопольский патриарх Ќесторий, неосторожно за€вивший, что Ђу Ѕога нет материї. ”чение Ќестори€ было мгновенно осуждено в Ёфесе и снова прокл€то там же в 449 г. ќкончательно анафема упорствовавшим несторианам была произнесена на ’алкедонском соборе в 451 г. ќт репрессий они могли избавитьс€ лишь путем отречени€ от своего лжеучени€, что сделать отказались даже перед лицом гонений. Ѕольша€ часть несториан ушла в ѕерсию, где в 499 г. в  тезифоне возникла несторианска€ патриархи€. ¬осемь столетий спуст€ после осуждени€ на ¬селенском соборе в Ёфесе лжеучение константинопольского патриарха Ќестори€ вернулось на Ѕлижний ¬осток.
Ќа Ѕлижнем, —реднем и ƒальнем ¬остоке, в просторах ÷ентральной јзии христианство распростран€ли не католики и православные, а несториане, €кобиты и марониты, признаваемые официальными церкв€ми еретиками. ƒальше всех к XII веку проникли несториане. ¬ XI в. в —амарканде посто€нно находилс€ несторианский митрополит. ¬ этом же веке несторианство прин€ли кераиты, самый крупный и культурный монгольский народ, онгуны Ч потомки последних хунну, часть уйгуров. „уть позже несторианами стали найманы. ј к XIII в. две трети всех монголо€зычных кочевников были христианами.

ћетки: ¬ладимир √оловко,
–убрики:  »стори€


ѕроцитировано 9 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



–ыба_«олота€2   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 05 јвгуста 2013 г. 23:24 (ссылка)
ѕќ“–я—јёў≈!Mila111111, где вы это откопали!??ќбожаю истории про татаро-монгольское иго!” нас об этом говор€т очень негативно и ничего конкретно.ƒо сих пор обижаютс€ за полон€нок.—трашное врем€!Ќо ведь столько людей с монголоидными лицами до сих пор на ”краине потр€сающе красивы ,сильны и здоровы! ак -то жили эти кочевники..все так загадочно!—пасибо!¬озьму себе в цитатник!!¬аша –ыбка
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 05 јвгуста 2013 г. 23:26 (ссылка)
–ыба_«олота€2, Ќашла в инете работу этого автора!:)) ѕожалуйста!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку