-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 39307
 омментариев: 212960
Ќаписано: 297556


 ак рождаютс€ духи

¬торник, 16 јпрел€ 2013 г. 21:48 + в цитатник
¬ книге ¬.». Ћебедева " ак рождаютс€ духи" подробно рассматриваютс€
различные мистические €влени€. Ќиже представлены отрывки об одержимости и
спиритизме.

ƒ∆»ЌЌџ, ¬џ–¬ј¬Ў»≈—я »«-ѕќƒ  ќЌ“–ќЋя

человека функционирует большое количество врожденных физиологических
автоматизмов, регулирующих ритм сердца, дыхани€, кров€ное давление,
содержание сахара в крови, температуру тела, реакцию зрачков на свет и
т. д. “рудно себе даже представить, что бы произошло, если бы на одну
минуту перестали у человека функционировать автоматизмы.
.

¬ медицине
известен синдром "ѕрокл€тие ”ндины", встречающийс€ при нарушении работы
дыхательного центра. ¬ основу названи€ положена легенда, согласно
которой вод€на€ фе€ ”ндина, обманута€ мужем, лишает его всех
автоматических функций. “еперь он должен был посто€нно помнить, что ему
нужно дышать, держать в поле внимани€ акт ходьбы, все действи€ руками и
т. д. «аснув, он умирает, так как перестает управл€ть волевыми усили€ми
дыхательным центром и другими жизненно важными функци€ми.

¬
человеческом организме огромное количество не только физиологических, но
и психических автоматизмов, которые при определенных обсто€тельствах
порождают необычные психические состо€ни€. — давних времен мистики
использовали их дл€ доказательства существовани€ духов, потустороннего
мира. ¬ этой главе мы постараемс€ раскрыть истинную сущность психических
автоматизмов и идеомоторных актов.


«ј¬≈ƒ≈ЌЌјя  ” Ћј



нашем автопарке работал шофер первого класса —еров, который рассказывал
нам, что он участвует в научном эксперименте по передаче мыслей на
рассто€ние. — помощью какой-то аппаратуры ему пр€мо в мозг давали слова.
ќн слышал их и мысленно отвечал. ћы считали, что он просто разыгрывает
нас. ¬ июле он совершил аварию. ѕри расследовании причину аварии он
объ€снил так.  огда он выехал на трассу, то научный центр включил
аппаратуру и приказал ему ехать на предельно возможной скорости. ќн не
мог не подчинитьс€ этому приказу и на повороте не справилс€ с
управлением. ≈го уволили. √лавный механик говорит, что это его выдумка,
что такой аппаратуры нет. ≈сли такой аппаратуры нет, то кто же тогда
командовал его действи€ми?"

»з письма читателей


—осто€ние,
о котором пишут водители, относитс€ именно к психическому автоматизму.
ѕро€вление его впервые описал выдающийс€ русский психиатр ¬. X.
 андинский в конце прошлого века: "¬друг ƒолин чувствует, что €зык его
начинает действовать не только помимо его воли, но даже наперекор ей,
вслух и притом очень быстро, выбалтывает то, что никоим образом не
должно было бы высказыватьс€, ¬ первый момент больного поразил
изумлением и страхом лишь самый факт такого необыкновенного €влени€:
вдруг с полной осознанностью почувствовал в себе заведенную куклу - само
по себе довольно непри€тно. Ќо разобрав смысл того, что начал болтать
его €зык, больной поразилс€ еще большим ужасом, ибо оказалось, что он
ƒолин, открыто признавалс€ в т€жких государственных преступлени€х, между
прочим возвод€ на себ€ замыслы которых он никогда не имел. “ем не менее
вол€ оказалась бессильною задержать внезапно по€вившуюс€ автономию
€зыка..."

ѕо€вление "внутри головы" приказывающих голосов при
развитии психических заболеваний, которые сопровождаютс€ утратой воли,
нередко интерпретируетс€ людьми как воздействие на них либо "великих
гипнотизеров" либо экспериментов с помощью какой-то "электронной
аппаратуры".

ѕсихический автоматизм, возникающий в границах религиозного сознани€, может восприниматьс€ как божественное провидение.

“ак,
больной √. в период заболевани€ рассказывал, что посто€нно слышит
внутри головы "голос бога". Ётот "голос" полностью владеет его мысл€ми и
настроением, "руководит его поступками". ќн отчетливо различает свои
"собственные" мысли и те, которые "идут от бога". ќни открывают ему
"новые законы", сообщают о "космических тайнах". Ѕольна€ ѕ. в своих
бредовых высказывани€х утверждала, что все ее движени€ и мысли
используютс€ людьми другой веры и ей нав€зывают чужое вероисповедание.

ѕсихический
автоматизм возникает не только при психических заболевани€х, но и у
здоровых людей в периоды умственного и физического напр€жени€, духовного
подъема. ” людей творческого труда они могут по€вл€тьс€ в состо€нии
вдохновени€. “ак, русский писателей ƒ. ¬. √ригорович писал:
"ѕробужденна€ творческа€ способность настолько могущественнее воли
писател€, что во врем€ ее прилива пишетс€ точно под чью-то насто€тельную
диктовку". Ѕолгарский поэт ѕ. яворов рассказывает: "ƒоходишь до чувства
механического творчества... —воеобразный спиритизм...  то-то мне
шепчет, диктует это, до такой степени, что испытываешь мучение,
недовольство в том смысле, что тво€ работа как будто не тебе
принадлежит, что ты только аппарат дл€ написани€ ее..." ‘ранцузский
драматург ‘рансуа де  юрель во врем€ работы над пьесами испытывал такое
чувство, будто воображаемые герои водили его пером. "ѕорой мне кажетс€,
что рука у мен€ пишет сама по себе, независимо от головы,- признавалс€
¬альтер —котт.- »ногда мен€ подмывает выпустить перо из пальцев, чтобы
проверить, не начнет ли оно и помимо моей головы писать так же бойко,
как и с ее помощью".

¬ р€де случаев при развитии психического
автоматизма по€вл€ютс€ зрительные представлени€, спроецированные вовне.
“ак, во врем€ работы над одним из произведений в 1889 г. ћопассан при
свечах сидел за письменным столом. ¬друг дверь кабинета отворилась, в
комнату вошел его двойник, сел напротив и, опустив голову на руку, стал
диктовать текст произведени€. ћопассан писал под диктовку.  огда он
закончил и подн€лс€, видение исчезло.

‘ранцузский
писатель-романтик јльфред де ¬иньи считает, что поэт присутствует как
посторонний при том, что происходит в нем,- непредвиденное,
божественное. Ќо именно тогда и создает насто€щее произведение
искусства, "когда он слышит таинственный голос. ќн должен его ждать.
Ќикакое другое вли€ние не должно ему диктовать слова, они будут
недолговечны".

“акого же мнени€ придерживаетс€ американский
писатель ”. ‘олкнер: "я прислушиваюсь к голосам, и когда € записываю,
что мне говор€т голоса, получаетс€ как надо. »ногда мне не нравитс€ то,
что € от них слышу, но € ничего не мен€ю".

»з приведенных
свидетельств видно, что в состо€нии вдохновени€ поэтам и писател€м
кажетс€, что их творени€ порождаютс€ не ими самими, а кем-то, как бы
вселившимс€ в них и существующим самосто€тельно. »м представл€етс€, что
они станов€тс€ оруди€ми каких-то сил, и собственную инициативу в этом
случае они, как правило, не осознают.

ѕри анализе высказываний
р€да художников и поэтов часто можно видеть, как они, не в состо€нии
объ€снить природу психического автоматизма в процессе творчества,
склон€ютс€ то к наивному, то к философскому мистицизму. "¬с€ка€
продуктивность высшего пор€дка,- говорил великий √ете,- вс€ка€
значительна€ иде€, вс€кое изобретение, вс€ка€ крупна€ мысль, принос€ща€
плоды и имеюща€ длительный результат,- все это не подвластно, все это не
признает ничьей власти па земле. “акие €влени€ человек должен
рассматривать как неожиданные подарки свыше, как чистых детей божьих,
которые ему надлежит прин€ть с радостной благодарностью и чтить. «десь
есть нечто родственное демоническому, которое полновластно овладевает
человеком и делает с ним все, что угодно, и которому он отдаетс€
бессознательно, вообража€, что поступает по собственным побуждени€м".

¬се
вышесказанное свидетельствует о том, что во врем€ работы
автоматизируютс€ и мыслительные процессы, протекающие подсознательно.
ќсобенно отчетливо они про€вл€ютс€ у людей, которые способны в уме
фантастически быстро производить математические операции: множить,
делить, возводить в степень, извлекать корни. ¬ литературе описаны
случаи, когда феноменальные вычислители соревновались со
счетно-решающими машинами второго и даже третьего поколени€. Ќесмотр€ на
то, что эти люди считают очень быстро и правильно, они не знают и не
понимают, по каким законам вычисл€ют, и дают довольно странное
объ€снение. Ќапример, вычислителю »ногда казалось, будто вместо него
считает чей-то голос, и пока этот внутренний голос "делал" вычислени€,
сам он либо продолжал разговаривать с собеседником, либо производил
более легкие подсчеты.

ћожно привести еще пример, подтверждающий, что мыслительные процессы автоматизируютс€.

ѕсихоневрологи
”. ѕенфильд и X. ƒжасперс проводили наблюдение за создателем теории
относительности ј. Ёйнштейном. ¬о врем€ сн€ти€ электроэнцефалограммы у
него регистрировалс€ отчетливый альфа-ритм, отражающий состо€ние
пассивного "бодрствовани€". ¬незапно альфа-ритм исчез, а сам физик стал
беспокойным.  огда его спросили, случилось ли что-нибудь непри€тное, он
ответил, что нашел ошибку в расчетах, сделанных накануне. ќказалось, что
во врем€ электроэнцефалографического исследовани€ мозг ученого
производил довольно сложные и запутанные математические операции,
которые выполн€лись автоматически и не осознавались им.

„то же все-таки лежит в основе психического автоматизма вообще?

ѕроцесс
обучени€ ходьбе осуществл€етс€ в раннем детстве. ѕравда, довольно
быстро ребенок овладевает им и потом двигаетс€ свободно, не размышл€€ о
каждом шаге.  огда мы учились читать и писать, то каждую букву держали в
поле внимани€, сознательно складыва€ из них слова. ¬ дальнейшем процесс
чтени€ и писани€ становилс€ автоматическим. Ќаиболее отчетливо
образование психического автоматизма и "погружение" его в подсознание мы
можем проследить при овладении человеком каким-либо навыком уже во
взрослом состо€нии.

ƒинамику этого процесса очень точно описал Ћ.
Ќ. “олстой в романе "јнна  аренина" в эпизоде, когда Ћевин решил косить
сено вместе с кресть€нами: "„ем долее Ћевин косил, тем чаще и чаще он
чувствовал минуты забыть€, при котором уже не руки махали косой, а сама
коса двигала за собой все сознающее себ€, полное жизни тело, и, как бы
по волшебству, без мысли о ней, работа правильна€ и отчетлива€ делалась
сама собой. Ёто были самые блаженные минуты. “рудно было только тогда,
когда надо было прекращать это сделавшеес€ бессознательным движение и
думать, когда надо было окашивать кочку или невыполонный щавельник".

“еперь
постараемс€ объ€снить процесс автоматизации мышлени€. ¬ проведенных
нами примерах с писател€ми, поэтами, математиками происходит
"расщепление" психической де€тельности, то есть нарушаетс€
функционирование самосознани€.

¬ обычном состо€нии все свои
поступки, чувства, мысли человек относит к самосознанию, самовыражению
собственного "€", €вл€ющемус€ иерархической вершиной в развитии
психического аппарата. "я" наблюдает, видит, чувствует и т. п. ќбраз
вещи принадлежит "я", но сам образ не есть "я". ћы объективно осознаем
его (образ) как нечто, существующее вне нас и наход€щеес€ перед нами,
эмоционально переживаем свое отношение к нему.

ќснову чувства
самого себ€ образуют: определенный жизненный тонус и многочисленные
(часто не поддающиес€ контролю сознани€) органические ощущени€, а также
вызываемые ими переживани€. "»з детского самочувстви€,- писал ». ћ.
—еченов,- родитс€ в зрелом возрасте самосознание, дающее человеку
возможность относитьс€ к актам собственного сознани€ критически, т, е.
отдел€ть все свое внутреннее от всего приход€щего извне, анализировать
его и сопоставл€ть (сравнивать) с внешним, словом, изучать акт
собственного сознани€".

‘изиологически функционирование
самосознани€ обеспечиваетс€ скоординированной, цельной де€тельностью
многочисленных систем мозга вокруг единого доминантного очага, который и
обеспечивает переживание актуального "я". ѕри определенных
обсто€тельствах эта цельна€, динамически подвижна€ и скоординированна€
система может "распадатьс€, расщепл€тьс€" на подсистемы со своими
доминантными центрами. “огда кажда€ подсистема начинает автономно
существовать, нав€зчиво (инертно) продуциру€ мысли, слова и образы.
√ерой рассказа Ћ. Ќ. “олстого "ѕосле бала" это состо€ние объ€сн€ет так:
"¬сю дорогу в ушах у мен€ то била барабанна€ дробь и свистела флейта, то
слышались слова: "Ѕратцы, помилосердствуйте", то € слышал
самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: "Ѕудешь мазать?
будешь?"  онечно, это еще не полное расщепление психики, а легка€ форма
нав€зчивости, с которой каждый из нас встречалс€. Ќо каждый также по
собственному опыту знает, как иногда бывает трудно избавитьс€ от
нав€завшегос€ мотива и слов какой-либо песенки, которую вы какое-то
врем€ вынуждены напевать про себ€. »ногда степень нав€зчивости
про€вл€етс€ настолько выражение, что люди вынуждены боротьс€ с ней.
Ѕетховен, например, когда музыкальные образы за€вл€ли о себе с большой
настойчивостью, прибегал к ушату с холодной водой, чтобы освободитьс€ от
мучительного дл€ него состо€ни€.

ƒезорганизовать, расщепить
цельность психической де€тельности могут не только патологические
процессы, вызванные заболевани€ми, но и целый р€д других факторов.  
одному из них можно отнести резкое изменение и извращение нервных
импульсов (афферентации) со стороны рецепторов мышц, вестибул€рного
аппарата и других органов. ѕри первых полетах на самолетах с
воспроизведением кратковременной невесомости человек именно сталкиваетс€
с измененной афферентацией, у него также нарушаетс€ воспри€тие
собственного тела и актуального "я".

¬ наших экспериментах с
воспроизведением невесомости на самолетах один из испытуемых, врач по
профессии, о своих ощущени€х рассказал: "¬ начале воздействи€
невесомости в первой горке почувствовал какую-то неестественность.
 азалось, что руки стали удлин€тьс€ и увеличиватьс€ в размерах. „етко
понимал, что руки не могут увеличиватьс€, но эта иллюзи€ держалась на
прот€жении воздействи€ в первой горке". јналогичные феномены имели место
и во врем€ космических полетов. –умынский космонавт ƒ. ѕрунарию
рассказывал: "ћне на орбите сначала показалось, что голова отделилась от
туловища. ѕотом все стало на свое место".

¬ этих самонаблюдени€х
четко прослеживаетс€ нарушение воспри€ти€ "схемы тела", под которой в
психологии понимаетс€ отражение в сознании основных свойств и способов
функционировани€ как отдельных частей нашего тела, так и тела в его
цельности.

»ллюстрацией нарушени€ единства "я" может служить
следующее наблюдение. "¬ первой горке при наступлении невесомости,-
рассказывал испытуемый Ќ.,- возникло чувство проваливани€, которое
длилось секунд п€ть. ј затем по€вилось необычное ощущение. —тало
казатьс€, что это не € сижу в кресле, пристегнувшись ремн€ми, а кто-то
другой. "ќн" выполн€ет пробу на координографе, а € только наблюдаю за
ним. я понимал, что так не может быть, но тем не менее до конца режима
это ощущение продолжало оставатьс€". ¬ приведенном примере испытуемому
казалось, что его действи€ совершаютс€ не им, а кем-то другим (то есть
утрачиваетс€ единство собственного "я"). ѕсихический автоматизм может
по€вл€тьс€ также при астенизации (истощении) нервной системы в услови€х
изол€ции, когда в коре полушарий головного мозга начинают по€вл€тьс€
гипнотические фазы. ѕримером может служить самонаблюдение ћ. —ифра,
сделанное во врем€ пребывани€ в пещере. ¬ своей книге-отчете он пишет:
"ќщущение было неуловимое, непри€тное и до какой-то степени
ошеломл€ющее. —ловно ты раздвоилс€ и потер€л контроль над своим "я"... я
что-то делал и одновременно видел, как бы со стороны, что €, другой,
делаю. ƒва "я" в одном теле. ћне казалось это диким, бессмысленным, тем
более что разум мой был еще острый и €сный, и € сознавал, что сижу под
землей на глубине 130 .метров. Ќепреодолимое желание физически утвердить
свое "я" охватило мен€".

"–асщепить" психическую де€тельность и
вызвать высвобождение психических авгоматизмов может и длительна€
бессонница. ” испытуемого ј. в эксперименте ќ. Ќ.  узнецова с лишением
сна до 74 часов в услови€х сурдокамеры на 67-м часу бессонницы по€вилось
непон€тное и незнакомое ему чувство раздвоенности, отчужденности и
насильственности выполн€емой им работы. "— одной стороны,- рассказывал
он после эксперимента,- мне было безразлично, что € делаю, с другой, мне
казалось, что € дл€ другого кого-то делаю.  ак будто не € сам, а
кака€-то сила заставл€ет мен€ это делать.  ак будто кто-то мне говорит:
"¬ыполн€й", и € работаю. ј потом € говорю ему: "«ачем тебе все это надо?
ƒавай заканчивай".

¬ данном случае у человека произошло
"расщепление" психической де€тельности, которое вызвало переживание
утраты единства "я" и иллюзию, что кто-то командует его действи€ми.

¬
отличие от психических нарушений при заболевани€х, а также возникающих у
мистиков в результате определенных приемов чувство раздвоенности у всех
наших испытуемых не сопровождалось нарушени€ми в поведении и бредовой
интерпретацией. Ћогически рассужда€, они правильно оценивали свое
состо€ние, не преодолева€ при этом, однако, иллюзорность самовоспри€ти€ и
эмоциональную т€гостность. Ќо испытуемые были на том рубеже, при
переходе через который человек тер€ет критичность и начинает действовать
по приказу чьих-то голосов.

¬ мистических сектах дл€ вызывани€
необычных психических состо€ний, возникающих в результате дезинтеграции,
расщеплени€ психической де€тельности, чаще всего прибегают к длительным
постам, изол€ции, к ночным богослужени€м и т. д. ¬ сектах дл€ этой цели
примен€ютс€, говор€ современным €зыком, интенсивные методы. ѕримером
могут служить радени€ в сектах хлыстов ("божьих людей").

–адени€,
как правило, происход€т по ночам. ¬ерующие переодеваютс€ в длинные
белые рубахи. ¬ руки берут полотенца и зеленые ветки ("пальмы"). –адение
начинаетс€ с молитв, чтени€ "св€щенных книг", пени€ религиозных песен.
«атем все встают и медленно в такт пению начинают ходить друг за другом,
образу€ круг. ƒальнейшее описание обр€да нами заимствовано из романа
"Ќа горах" ѕ. ». ћельникова (ј. ѕечерского): "∆ивее и живее напев,
быстрее и быстрее верт€тс€ в кругах. Ќе различить лица кружащихс€.
–адельные рубахи с широкими подолами раздуваютс€ и кажутс€ белыми
колоколами, а над ним € веют полотенца и пальмы... Ѕыстрей и быстрей
кружатс€. ƒикие крики, дикий визг, неистовые вопли и стенани€, топот
ногами, хлопанье руками, шум подолов радельных рубах, нестройные песни
сливаютс€ в один зычный потр€сающий рев... ¬се дрожит, у всех глаза
блест€т, лица гор€т, у иных волосы станов€тс€ дыбом, то один, то другой
восклицает:
- јй дух! јй дух! ÷арь дух! Ѕог дух!
- Ќакати, накати,- визгливо воп€т другие.
- ќй ева! ќй ева!- хриплыми голосами и задыха€сь, исступленно, в диком порыве восклицают третьи.
- Ѕлагодать! Ѕлагодать!- одни с рыдани€ми и стопами, другие с безумным хохотом голос€т во всю мочь верт€щиес€ женщины..."

ѕриостановимс€
в описании радени€ и посмотрим на происход€щее с точки зрени€
психологии. ѕеред глазами человека при плохом освещении мелькают люди в
необычных нар€дах. Ќа слух действуют резкие, редко встречающиес€ в
обычных услови€х звуки. »змененна€ афферентаци€ приходит в мозг от
непрерывно работающих мышц. ¬естибул€рный аппарат во врем€ вращени€
посылает в мозг также нервные импульсы. ћозг непрерывно бомбардируетс€
болевыми ощущени€ми от ударов "пальмами" по телу и рукам. ¬се это
происходит в состо€нии бессонницы. » как результат чрезмерного
перевозбуждени€ - рассогласование, нарушение психической де€тельности.

ƒезинтеграци€
психики про€вл€етс€ в том, что кто-либо из радеющих впадает в корчи и
судороги. ќн начинает "слышать" голоса и "видеть" св€тых и другие
видени€. —рыва€сь с голоса, против своей воли выкрикивает слова и фразы,
которые остальными сектантами воспринимаютс€ как речени€ "св€того
духа", его пророчества. Ёти высвободившиес€ из-под контрол€ сознани€
психические автоматизмы хлысты считают про€влением "божественной
благодати" и называют их "хождение в слове". ¬округ того, в кого
вселилс€ "св€той дух", собираютс€ все остальные и начинают восклицать:
"Ёка милость благодать, стали духом обладать!" "ƒух, св€той дух
накатил!"

Ѕезусловно, когда автоматизмы выход€т из-под контрол€
сознани€ мистически настроенного человека, то ему кажетс€, что он
"избранник" потусторонних сил, которые управл€ют им и диктуют ему свою
"высшую" волю. »менно в этом состо€нии люди совершают нелепые поступки,
как, например, шофер —еров, а порой и т€жкие преступлени€. ¬от почему
вырвавшиес€ из-под контрол€ сознани€ психические автоматизмы можно
сравнить со сказочные джинном, чье поведение стало носить неуправл€емый
характер, как только его выпустили из найденной бутылки.


ќ "Ѕ≈—ќќƒ≈–∆»ћќ—“»"


"Ќа
пасху из любопытства мы, несколько студентов, пошли в церковь на вечное
богослужение. ¬о врем€ молебна одна из женщин упала, у нее начались
судороги. ќна истошно кричала и нецензурно ругала бога, богородицу и
других св€тых. ¬ерующие говорили, что в нее вселилс€ бес, который не
выдержал молитвенного пени€ и взбунтовалс€. ѕотом об этом случае пошли
разные слухи. » сейчас рассказывают разные небылицы. Ќам интересно, как
психологическа€ наука объ€сн€ет подобное состо€ние".
    »з письма читателей


—разу
же следует сказать, что случаи "бесоодержимости" в нашей стране в
насто€щее врем€ встречаютс€ чрезвычайно редко. ќднако если загл€нуть в
историю религии, то там можно найти множество аналогичных примеров.
¬озьмем дл€ начала "св€щенное писание" - Ѕиблию. ¬ ¬етхом завете
рассказываетс€, как дь€вол вошел в цар€ —аула и сделал его безумным. ¬
≈вангелии от ћатфе€ говоритс€: " огда же настал вечер, к нему (’ристу.-
¬. Ћ.) привели много бесноватых, и он изгнал духов словом своим и
исцелил всех больных". ¬ ≈вангелии от ћарка пишетс€: "¬ синагоге их был
человек, одержимый духом нечистым, и вскричал (дух.- ¬. Ћ.}... Ќо »исус
запретил ему, говор€: замолчи и выйди из него. “огда дух нечистый,
сотр€сши его и вскричав громким голосом, вышел из него".

¬ эпоху
средневековь€ "бесоодержимость" принимала характер психических эпидемий.
“ипичным примером может служить эпидеми€ "бесоодержимости" в монастыре
урсулинок в Ћуэнде, описанна€ в руководстве по психиатрии профессором ¬.
ѕ. ќсиповым. Ќасто€тельнице монастыр€ аристократке ∆анне де Ѕелфил
начал €вл€тьс€ по ночам призрак покойного приора монастыр€. ќн беспокоил
ее нехорошими словами и бесстыдными ласками. ѕосле того, как
насто€тельница рассказала об этом другим "сестрам", бесоодержимость
прин€ла массовый характер. Ёкстаз эротического характера овладевал
монахин€ми ночью и днем, причем они блаженно говорили о браках с
ангелами и демонами. »х охватывали страшные конвульсии, во врем€ которых
они извивались и корчились, сгиба€сь дугою, прикаса€сь п€тками к
затылку, кричали на разные голоса, "бегали собаками, порхали птицами,
карабкались кошками". Ќазывали демонов, ими владевших, выкрикивали имена
лиц, которые €кобы напустили на них нечистых духов. ÷ерковники изгон€ли
бесов заклинани€ми. ќсипов приводит извлечение из книги преподобного
отца »осифа об этой процедуре: "¬ день поклонени€ ¬олхвов (сочельник)
демоны стали терзать игуменью (монастыр€ урсулинок.-5. Ћ.). Ћицо ее
посинело, и глаза уставились в изображение лика богородицы. Ѕыл уже
поздний час, но отец —юрен решилс€ прибегнуть к усиленным заклинани€м,
чтобы заставить пасть демонов в страхе перед тем, кому поклон€лись
волхвы. — этой целью он ввел одержимую в часовню, где она произнесла
массу богохульств, пыта€сь бить присутствующих... «атем он приказал
прив€зать одержимую к скамье и после нескольких воззваний повелел демону
»саакаруму пасть ниц и поклонитьс€ младенцу »исусу; демон отказалс€
выполнить это требование, изрыга€ страшные прокл€ти€... Ѕыли сделаны еще
новые попытки, чтобы заставить демона пока€тьс€ »исусу... перед божьей
матерью, во врем€ которых у игуменьи по€вились столь страшные
конвульсии, что пришлось отв€зать ее от скамьи... »саакарум, поверга€ ее
на землю, воскликнул: "ƒа будет прокл€та ћари€ и плод, который она
носила!" «аклинатель потребовал, чтобы он немедленно пока€лс€ перед
богородицей в своих богохульствах; но, извива€сь по земле, как змей, и
облизыва€ пол часовни, он все отказывалс€..."

¬ 1487 году двум€
немецкими монахами √енрихом »нститорйсом и яковом Ўпренгером была издана
книга "ћолот ведьм", котора€ сыграла в истории человечества страшную
роль. ћ. √орький писал, что "это сама€ позорна€ их всех гнусных книг,
когда-либо написанных...". ¬ этой книге на 200 страницах повествуетс€ о
нравах дь€волов, которые, вступа€ в интимные св€зи с ведьмами,
"насылают" на людей и домашних животных болезни, град, засухи и другие
бедстви€. ќсобенно поражает фанатическа€ ненависть авторов к женщине. ѕо
утверждению этих инквизиторов женщина "скверна по своей природе", у нее
недостаток разума, "из-за ненасытности женщин к плотским наслаждени€м
они вступают в любовные св€зи с дь€волами", принос€ вред остальным
люд€м.

¬ "ћолоте ведьм" привод€тс€ подробные описани€ пыток и
доказываетс€ право инквизиции преследовать и убивать заподозренных в
сношени€х с дь€волом. Ќо так как население √ермании на первых порах
оказывало сопротивление палачам-инквизиторам в их "богоугодной
де€тельности", то папа »ннокентий VIII издал знаменитую буллу (папское
послание), в которой призывал к самой энергичной и беспощадной борьбе с
людьми, "св€занными" с нечистой силой. ¬ этом документе он рекомендовал
строго относитьс€ к бесоодержимым и колдунь€м, не придерживатьс€
юридических форм. ѕростого подозрени€ в сношени€х с дь€волом достаточно
дл€ оправдани€ ареста. ѕриговор может быть справедливым, если даже нет
никаких улик и доказательств. “ак, например, одна "колдунь€" под пытками
созналась в том, что вырыла недавно погребенного ребенка и съела его.
ћуж осужденной потребовал проверки фактов. ¬ разрытой дл€ этого могиле
нашли труп ребенка в полной неприкосновенности. Ќо судь€ объ€вил, что
вырытый труп - проста€ иллюзи€, произведенна€ хитростью демона, и
женщину сожгли заживо.

ѕытки инквизиции отличались разнообразием и
виртуозной жестокостью. ѕри применений "испанских сапог" ноги пытаемых
помещались между двум€ досками. «атем начинали загон€тьс€ клинь€ до
раздроблени€ костей. ѕри пытке на "кобыле" пытаемого усаживали на острую
грань специально обтесанного бревна, а к ногам прив€зывали гири, шею
охватывали железным ошейником с шипами внутри и постепенно сжимали его,
"поджарива€" ноги жертвы огнем, и т. д. ѕон€тно, что под пытками люди не
только признавались в сношени€х с дь€волом, но и оговаривали других
лиц, о которых вспоминали в данный момент. ѕосле этих страшных мук людей
сжигали на кострах. “рудно сказать, сколько людей погибло в "св€щенных
кострах" церкви. ѕо некоторым источникам, количество жертв превышает 10
миллионов человек (÷ит. по кн.; Ўейнман ћ. ». ¬ера в дь€вола в истории).
≈сли учесть, что плотность населени€ в средневековой ≈вропе была
низкой, то цифра выгл€дит очень внушительной. ¬ основном сжигались
женщины. Ќередко сжигались и дети, как рожденные €кобы от св€зей ведьм с
черт€ми.

¬от, как характеризует эту эпоху французский
просветитель ¬ольтер: "ѕо всей ‘ранции сто€л стон от мучений, которым
судьи подвергали во врем€ пыток... девушек, чтобы заставить их
сознатьс€, будто они спали с сатаной и сатана при этом имел образ козла.
¬се подробности свиданий этого козла с девицами фиксировались в
судебных процессах этих несчастных. ¬ результате их сжигали,
безразлично, сознавались они или отпирались, и ‘ранци€ была одной
обширной ареной узаконенных убийств".

 рупнейшим преступлением
"св€той" инквизиции перед историей €вилось преследование и физическое
уничтожение целого р€да выдающихс€ ученых как еретиков, которые своими
открыти€ми положили начало революционному наступлению науки на религию.

ћногие
историки религии задавались вопросом: почему инквизици€, созданна€
церковью дл€ борьбы с вероотступниками (еретиками), свой основной удар в
XV- XVI веках перенесла на женщин, обвин€€ их в ведовстве, св€з€х с
нечистой силой и т. д.?

ќдна из причин - отношение церкви к
женщине как существу низшему, наделенному всеми пороками. ƒостаточно
вспомнить библейскую легенду о ≈ве, в которой говоритс€, что она была
создана из ребра јдама.

¬тора€ - психологическа€. ќбоснование
этого положени€ можно найти в работе классика психиатрии ѕ. Ѕ.
√аннушкина "—ладострастие, жестокость и религи€", котора€ из-за запрета
царской цензуры не могла выйти в –оссии и была опубликована во ‘ранции в
1901 году. Ћишь после революции она была напечатана в нашей стране.
"“ри чувства,- писал он,- совершенно различные на первый взгл€д - злоба,
сексуальна€ любовь и религиозное чувство,- если опиратьс€ на множество
фактов и соображений, наход€тс€ друг к другу в большой близости; тогда,
когда возрастает их интенсивность, и в особенности, когда злость
трансформируетс€ в жестокость, в свирепость, сексуальна€ любовь в
сладострастие и религиозное чувство в фанатизм или в мистицизм,- тогда
эти чувства совпадают или смешиваютс€ без заметных границ..."

¬
≈вангелии встречаетс€ множество мыслей, указывающих на св€зь сексуальных
переживаний с религиозным экстазом, в частности в ѕослании к эфес€нам
(гл. 5, ст. 31- 32), в ѕервом послании к коринф€нам (гл. 6, ст. 15-17), в
ѕослании »уды (гл. 1, ст. 4) и т. д.

¬ католической церкви, в
отличие от православной, все духовенство обречено на безбрачие. ѕри
борьбе аскета с "плотью" подавл€емое влечение порождало представлени€,
которые с нав€зчивой силой обуревали сознание и приводили к душевной
борьбе, ист€завшей подвижников. Ёти €ркие представлени€, спроецированные
вовне, получали такую интенсивность, что воспринимались как нечто
нав€занное какой-то внешней силой, как и "искушение дь€вола". »менно в
этом кроетс€ причина того, что многие страницы в жити€х св€тых занимают
рассказы о том, как дь€вол в образе молодых женщин совращает монахов,
отшельников и затворников.

Ќеудовлетворенна€ сексуальна€
потребность может трансформироватьс€ не только в религиозное чувство, но
и в садизм - половое извращение, характеризующеес€ страстью к
жестокост€м, мучительству, к получению наслаждени€ от созерцани€ чужих
страданий. “ермин "садизм" вошел в обиходную речь от имени французского
писател€ маркиза де —ада, страдавшего этой формой полового извращени€.

—реди
средневековых инквизиторов было большое количество садистов в точном
психиатрическом смысле, получавших сладострастное удовлетворение при
изуверских пытках женщин.

Ќо стоит ли вспоминать историю?
¬озможно, все это кануло в Ћету и человечество избавилось от ужасов
средневековь€? ”вы, еще не совсем.

¬ капиталистических странах до
сих пор производ€т изгнание бесов. ¬ подтверждение сказанного,
обратимс€ к фактам, о которых сообщала зарубежна€ пресса. “ак, в феврале
1974 года в городке ƒейли-—ити (—Ўј) местный св€щенник  арл ѕэтцельд
изгон€л бесов, "вселившихс€" в семью, состо€щую из мужа, жены и
двухлетнего ребенка. ¬ 1975 году св€тоши из "’ристианского братства"
местечка ’эйверкрофт (јнгли€) с двум€ св€щенниками ¬инсентом и —митом
св€зали веревками некоего ћайкла “ейлора и устроили обр€д "изгнани€
бесов". ¬сю ночь продолжалась средневекова€ церемони€. ≈го ист€зали.
¬округ него пл€сали, вопили и выкрикивали заклинани€.   концу церемонии,
когда у ћайкла помрачилось сознание, его одного отпустили домой.
¬ернувшись домой, он убил свою жену ’ристину, 29 лет, имеющую п€терых
детей. "«аклинатели" не понесли никакого наказани€.

∆ертвой
обр€да "изгнани€ бесов" в 1976 году стала студентка по имени јннелиза
ћихель, обучавша€с€ в ¬юрцебургском университете (‘–√). »згнание
проводилось пастором јрнольдоа –енцу под идейным руководством епископа
Ўтангл€. Ќесчастную девушку морили голодом, ист€зали, не дава€ спать по
нескольку суток подр€д. »зуверство закончилось смертью девушки.
"ќчистивша€с€ от сатанинской силы душа јннелизы,- сказал пастор убитым
горем родител€м покойной,- вознеслась к престолу всевышнего..."

»ли
еще пример. ¬ 1985 году толпа прихожан церкви —в€того ћихаила в городе
…орке (јнгли€) устроила над женщиной насильственный ритуал изгнани€
дь€вола только потому, что она, выпускница факультета философии
…оркского университета, за€вила, что не верит в существование дь€вола.

¬
1974 году кинорежиссером ”иль€мом ‘ридкином в —Ўј был выпущен фильм
"Ёкзорцист" ("»згон€ющий дь€вола") по роману американского писател€
Ѕлэтти. —обыти€ происход€т в наши дни. —южет фильма сводитс€ к тому, что
в 12-летнюю девочку всел€етс€ дь€вол. ƒевочка до неузнаваемости
мен€етс€ внешне: глаза станов€тс€ вод€нисто-белыми, злыми, лицо
распухает и покрываетс€ кровоточащими €звами, она кричит грубым,
страшным голосом. ¬рачи оказались бессильны. ƒь€вола берутс€ изгнать из
девочки два св€щенника. Ќа экране воспроизводитс€ церемони€ (с
протокольной точностью) изгнани€ бесов, как это делалось в
средневековье, а совершаемые демоном действи€ (передвигаетс€ мебель,
поднимаетс€ в воздух кровать и т. д.) придают сверхъестественному зримый
характер.

¬ своем мистическом фильме ужасов ‘ридкин употребл€ет
сильнодействующие натуралистические средства (кровь, зелена€ гуща,
извергаема€ одержимой, ругательства и богохульства, которыми устами
девочки вещает дь€вол, вывернута€ на 180 градусов голова пожертвовавшего
собой св€щенника и др.), безусловно, травмирующие психику зрител€. "я
не мыслитель,- за€вил ”иль€м ‘ридкин,- € делаю коммерческое кино". »
хот€ фильм создавалс€ в расчете на сенсационный коммерческий успех,
преследовалась и друга€ цель - убедить зрител€ в реальности
существовани€ духов и провести идею бессили€ современной науки. ƒл€
достижени€ этой цели в качестве консультанта по дь€волизму в съемках
фильма участвовал вице-президент католического ƒжорджтаунского
университета (—Ўј).

ѕосле выхода фильма на экраны в прессе
по€вилось много статей, претендующих на исследование природы дь€волизма,
его характера и современных про€влений. Ќо главными экспертами в оценке
фильма оказались св€щенники. ¬ статье, опубликованной в солидной
буржуазной французской газете "ћонд", аббат ћарк ќрезон писал:

"ƒух
зла - в сердцах людей. ≈му абсолютно не нужен "псевдодемон", который
передвигает кровати и разыгрывает более или менее мрачные шутки. ¬
двадцатом веке особенно важно не путать веру со спиритизмом". ¬ то же
врем€ парижский экзорцист отец ∆еслан после просмотра фильма утверждал:
"ƒь€вол существует, € с ним встречалс€".

"Ёкзорцист" вызвал к
жизни множество подражателей.  инотеатры на «ападе в насто€щее врем€
заполнены сериалами фильмов, посв€щенных теме дь€вола. » все чаще
кака€-то часть зрителей приходит к св€щенникам с просьбами выгнать бесов
из них самих или их родственников. ƒруга€ часть обратилась к
соответствующей литературе, чтобы подробнее ознакомитьс€ с методами
изгнани€ духов. "јх, как он кричал! Ќо мы были об€заны так поступить, мы
хотели лишь добра. ћы хотели лишь выгнать из его тела духа",- за€вила
одна западногерманска€ супружеска€ пара, до смерти забивша€ своего
больного ребенка.

–езультатом церковного дь€волизма, мистической
литературы и кино €вилось то, что на «ападе, как в средневековье,
периодически вспыхивают эпидемии "бесоодержимости".

¬
дореволюционной –оссии "бесоодержимых" женщин звали "кликушами" (от
слова "кликать", т. е. истошно кричать, вопить, выкрикивать). ” мужчин
подобное состо€ние называетс€ "мер€чение".

ћного сделали дл€
рассеивани€ тумана вокруг "бесоодержимых" русские психоневрологи еще в
дореволюционный период. ¬. ћ. Ѕехтерев в предисловии к книге психиатра
Ќ. ¬.  раинского "ѕорча, кликуши и бесоодержимые как €вление русской
народной жизни" писал, что "все существующие наблюдени€ говор€т за то,
что болезненное состо€ние, о котором идет речь, развиваетс€ на
истерической почве. «а это говорит не только припадочный характер,
выражающийс€ криком, падением и целым р€дом беспор€дочных движений при
существовании полной амнезии относительно всего припадка, но и р€д
других расстройств, как, например... анастези€ тела во врем€ самого
припадка... поразительна€ склонность к повальному распространению
болезни".

ѕатофизиологические механизмы истерии были раскрыты
академиком ». ѕ. ѕавловым. ¬ многочисленных исследовани€х он установил,
что при врожденном слабом типе нервной системы в коре головного мозга
при сильных аффектах (бурна€ кратковременна€ эмоци€, например, страх,
ужас) развиваютс€ тормозные процессы.

–аспространение торможени€
на более обширные районы коры полушарий головного мозга приводит к
освобождению подкорковых автоматизмов из-под контрол€ актуального "я".
ѕри этом по€вл€ютс€ судорожные припадки и другие аффективные реакции. ”
больного нар€ду с приобретенными автоматизмами высвобождаютс€
врожденные. ¬ разр€д последних входит и подражание, котороеинтенсивно
функционирует в детстве, но с возрастом контролируетс€. ¬ основе
распространени€ психических эпидемий лежит именно механизм подражани€.

ќднако
дл€ развити€ истерии необходимы определенные услови€. ќдним из них
€вл€етс€ физическое и психическое истощение человека. ¬ дореволюционной
–оссии кресть€нок до физического и психического истощени€ доводили
непосильный физический труд, слишком раннее материнство, бесправное
положение в семье.

ƒругим условием €вл€лось невежество и
посто€нный суеверный страх перед ведьмами и колдунами, напускающими
порчу, перед духами, всел€ющимис€ в человека и стро€щими разные козни,
наводила ужас и вполне реальна€ угроза быть обвиненной в колдовстве.

¬
нашей стране кликушество почти полностью исчезло. Ёто обусловливаетс€
избавлением женщин от изнур€ющей физической работы, заботой со стороны
органов здравоохранени€. "Ѕесоодержимость" в наши дни развиваетс€ только
в результате психических расстройств и религиозного воспитани€.

¬ этой св€зи представл€ет интерес наблюдение психиатра Ћ. ј. Ѕогданович.

Ѕольна€,
о которой идет речь, с детства воспитывалась у фанатично религиозной
тетки. "ѕо вечерам тетка рассказывала мне о сатане, о его царстве, о
вс€ких соблазнах, которыми он совращает людей. я слушала ее с волнением и
страхом. » мне так €сно, отчетливо представилось, как сплетники,
подвешенные за €зыки, обжоры с вырезанною глоткою, неверующие
извиваютс€, гор€т на медленном огне. ¬идела € самого сатану, черного, с
кровавыми глазами, который прот€гивает к грешникам когтистые пальцы и
хохочет над их мучени€ми... » до того мне делалось страшно, что, бывало,
и тет€ уснет, а € никак не могу спать".

ќднажды в церкви она
была свидетельницей истерического припадка у кликуши. “етка ей
объ€снила, что "каждый может стать кликушей, если согрешит". » девочка в
крещенье "согрешила", принес€ тетке вместо "иорданской воды" из церкви
простой из водопровода. –аскрыв обман, тетка ей обещала, что "дь€вол
тебе €витс€!".

¬ один из церковных праздников перед выносом
св€тых даров она вспомнила припадок кликуши и слова тетки: " то
согрешит, в того дь€вол вселитс€". "ћне показалось, что именно сейчас
должен кто-то закричать... –ухнув на холодный пол, € неистово закричала.
ћен€ накрыли чем-то черным. Ѕольше ничего не помню".

Ётот случай - свидетельство болезнетворного воздействи€ вымыслов о дь€воле на неокрепшую психику ребенка.

»з
всего вышесказанного можно сделать вывод, что в основе таких и подобных
им случа€х лежит не "бесоодержимость", а истеричность, фанатична€ вера в
духов, в их возможность всел€тьс€ в человека.

 

»Ќ“≈–¬№ё ” ЌјѕќЋ≈ќЌј

"¬ам,
конечно, известно о спиритизме. ћы (студентки текстильного техникума.-
¬. Ћ.} пробовали этот опыт с блюдцем.  огда оно нагрелось от наших рук,
мы вызвали дух Ќаполеона, и он стал отвечать на наши вопросы. ћы можем
допустить, что блюдце начало двигатьс€ под вли€нием наших биополей, но
как объ€снить, что ответы были логичными и правильными?"
    »з письма читательниц


¬
1848 году в семье американского фермера ‘окса, жившего в небольшом
городке –очестер, стали происходить странные €влени€. ¬ сумерках и ночью
кто-то невидимый передвигал мебель. —лышались таинственные звуки и
стуки то в комнате, то за стеной.  огда члены упом€нутой семьи - отец,
мать и три дочери - садились вокруг стола € клали на него руки, он
приходил в движение и начинал издавать странные звуки. — помощью
разработанного "кода", напоминающего тюремную азбуку, члены семьи решили
вступить в св€зь с загадочным и невидимым существом. ќказалось, что их
начал беспокоить "дух" когда-то убитого в этом доме разносчика. ѕо
городу быстро разнеслась весть, что благодар€ способност€м дочек ‘окса
служить посредниками (медиумами) по€вилась возможность общени€ между
живыми людьми и душами умерших. ¬скоре медиумы стали по€вл€тьс€ по всей
јмерике, а спиритизм (от латинского "spiritus" - дух, душа) постепенно
распространилс€ и в ≈вропе.

«десь следует заметить, что случаи
"пл€ски мебели" имели место значительно раньше. “ак, ј. —. ѕушкин 17
сент€бр€ 1833 года записал: "...¬ городе говор€т о странном
происшествии. ¬ одном из домов, принадлежащих ведомству придворной
конюшни, мебель вздумала двигатьс€ и прыгать; дело пошло по начальству.
 н. ¬. ƒолгорукий нар€дил следствие. ќдин из чиновников призвал попа, но
во врем€ молебна стуль€ и столы не хотели сто€ть смирно. ќб этом идут
разные толки. N сказал, что мебель придворна€ и проситс€ в јничков
(дворец.- ¬. Ћ.)". ¬скоре об этом случае забыли.

–одиной самой
поразительной эпидемии дикого суевери€ стали —оединенные Ўтаты јмерики. ¬
—Ўј сейчас, как и в прошлом веке, нар€ду с выдающимис€ достижени€ми в
науке и технике, процветают мистицизм и мракобесие.

"—толоверчение"
увлекло в свой круговорот даже всемирно известных ученых. —реди них
оказались ботаник и зоолог јльфред ”оллес, тот самый, который
одновременно с ƒарвином выдвинул теорию изменени€ видов путем
естественного отбора; физик ”иль€м  рукс, открывший элемент талий и
изобретший радиометр, и др.

¬ статье "≈стествознание в мире
духов" ‘. Ёнгельс подверг резкой критике ученых, увлеченных спиритизмом.
ќ  руксе он писал, что, провод€ свои исследовани€ и доказыва€
возможность спиритических €влений с помощью научной аппаратуры,  рукс
забыл вз€ть с собой "главный аппарат", скептически-критическую голову".

¬
–оссии спиритизм стал распростран€тьс€ в середине прошлого века в среде
двор€нства, буржуазии и мещанства. —пиритизм пользовалс€
покровительством не только приближенных ко двору, но и самой царской
семьи, с благословени€ которой стали выходить журналы "—пиритуалист",
"¬естник оккультных наук", "“аинственное" и др.  нижный рынок
захлестнули издани€, посв€щенные мистицизму. ¬ стать€х и книгах делались
попытки опровергнуть достижени€ науки и доказать возможность
сверхчувственного познани€ потустороннего мира, общени€ с духами и т. д.

ѕротив
спиритического безуми€ в –оссии в 70-х годах прошлого столети€ выступил
выдающийс€ ученый и общественный де€тель ƒ. ». ћенделеев, который
предложил ‘изическому обществу при ѕетербургском университете составить
специальную комиссию дл€ рассмотрени€ медиумических €влений. "ѕришло
врем€,- писал он,- обратить внимание на распространение зан€тий
спиритическими €влени€ми в семейных кружках и среди некоторых ученых.
«ан€тие столоверчением, разговоры с невидимыми существами при помощи
стуков, вызовы человеческих фигур посредством "медиумов" гроз€т
распространением мистицизма, могущего многих оторвать от здорового
взгл€да на предметы и усилить суеверие, потому что сложилась гипотеза о
духах, которые будто бы производ€т упом€нутые €влени€..."

¬
комиссию, составленную из видных ученых, были приглашены прославленные
за границей и в –оссии медиумы. —еансы проводились в услови€х,
исключающих мистификацию. ƒл€ этого по проекту ћенделеева был сооружен
манометрический стол, точно регистрирующий каждое, даже самое слабое
давление на него рук участников сеанса. “айна медиумов была раскрыта.
 омисси€ опубликовала заключение, которое заканчивалось следующим
выводом: "—пиритические €влени€ происход€т от бессознательных движений
или от сознательного обмана, а спиритическое учение (вера в духов) есть
суеверие".

«лобно откликнулось духовенство на исследовани€
ученых, разоблачающих спиритизм. ѕреподобный отец »оанн написал
ћенделееву следующего содержани€ письмо: " ак бы ¬ы ни опровергали
спиритические €влени€, господин ћенделеев, € все равно буду в них
верить, ибо св€тые божие человека учили в древние времена, что души
умерших людей приход€т с того света к боголюбцам и духознатцам. Ќе
трогайте мою веру, родную мать христианской религии! ѕусть наука идет
своим путем, а вера - другим!"

Ќа обороте письма »оанна (из-за
утраты конверта фамилию св€щенника установить не удалось) ћенделеев
написал черновик ответа, в котором говоритс€: "Ќе трогать веру нельз€.
ќна - основа религии, а люба€ религи€ в ваши дни - грубое и примитивное
суеверие. —уеверие есть уверенность, на знании не основанна€. Ќаука
боретс€ с суевери€ми, как свет с потемками..."

—разу же возникает
вопрос: почему и в наши дни определенна€ часть людей, в том числе и
молодежь, верит в существование потусторонних, сверхъестественных сил?

ќдной
из причин €вл€етс€ то, что есть люди, которые в силу различных причин
умышленно ввод€т в заблуждение доверчивую молодежь во врем€
спиритических сеансов. ¬ журнале "Ќаука и религи€" как-то было
опубликовано письмо, автор которого рассказал, что еще в молодости из
любопытства прин€л участие в спиритическом сеансе, который организовала
знакома€ эстонка, говор€ща€ по-русски с легким акцентом. "¬се мое
внимание сосредоточилось на одной загадке: кто же двигает блюдце?- пишет
он.- —идело нас п€теро, € пристально наблюдал, но не улавливал движени€
ничьих пальцев. Ќо вот очередному духу задали вопрос: "Ѕудет ли война?"
ќтвет: "Ќе путет",- совершенно точно определил национальную
принадлежность "духа". ¬сем нам, державшим пальцы на блюдечке, стало
стыдно за хоз€йку дома и за себ€..."

ƒруга€ причина кроетс€ в
незнании людьми механизмов "бессознательных движений", которые, как
установила комисси€ под председательством ƒ. ». ћенделеева, лежат в
основе спиритических €влений.

ѕроделайте простой опыт. ¬озьмите
нитку за один конец и прив€жите к другому легкий груз. ѕолучившийс€
своеобразный ма€тник возьмите в выт€нутую руку и начните напр€женно
думать о каком-либо движении, например о вращении ма€тника по часовой
стрелке. ¬ы увидите, что груз начнет двигатьс€ по задуманному
направлению.

Ёто €вление было известно еще древним римл€нам и
использовалось при гадани€х. Ќад чашей, по кра€м которой были написаны
буквы, гадающий держал нитку с прив€занным к ней кольцом. Ќитка с
кольцом постепенно начинала раскачиватьс€. –аскачавшись, кольцо шло
сначала к одной букве, затем к другой. ¬ результате складывалось им€
человека, о котором сознательно или подсознательно думал гадающий. “о же
самое происходит при спиритических сеансах с использованием блюдца или
стола.

¬ чем же кроетс€ психофизиологический механизм подсознательных движений, получивших в психологии название идеомоторных актов?

Ѕолее
100 лет назад ». ћ. —еченов пришел к выводу, что мысль есть рефлекс,
более или менее заторможенный в своей последней, двигательной части,
рефлекс с ослабленным концом. ѕричем дуга такого рефлекса проходит через
нейроны (нервные клетки) коры полушарий головного мозга. ћы мыслим,
казалось бы, не сопровожда€ свою мыслительную де€тельность каким-либо
видимым движением. Ќо это не значит, что движений при этом нет вовсе.
ќни есть, но незначительные и не осознаютс€ нами.

ћышление
человека осуществл€етс€, как мы уже говорили, на основе речи. —лова
€вл€ютс€ не только средством закреплени€ результатов мыслительной
де€тельности и обобщени€, но также и "психологическим орудием" мышлени€.
 акие бы мысли ни возникали в голове человека, они возникают и
существуют на базе €зыкового материала. —в€зь между словом и пон€тием
так же органична, как органична и неразрывна св€зь €зыка и мышлени€.
" огда ребенок думает,- писал —еченов,- он непременно в то же врем€
говорит. ” детей лет п€ти мышление выражаетс€ словами или разговором
шепотом, или по крайней мере движением €зыка и губ. Ёто чрезвычайно
часто (а может быть, всегда, только в разных степен€х) случаетс€ и со
взрослыми. я по крайней мере знаю по себе, что мо€ мысль часто
сопровождаетс€ при закрытом и неподвижном рте немым разговором, т. е.
движением мышц €зыка в полости рта. ¬о всех случа€х, когда € хочу
фиксировать какую-нибудь мысль преимущественно перед другими, то
непременно вышептываю ее. ћне даже кажетс€, что никогда не думаю пр€мо
словами, а всегда мышечными ощущени€ми, сопровождающими мою мысль в
форме разговора".

Ёто интересное самонаблюдение в дальнейшем
нашло свое подтверждение при записи с помощью специальной аппаратуры
биотоков мышц речеобразующих органов.  огда человек мыслит, то у него
четко прослеживаетс€ на идеомоторном (не осознаваемом) уровне работа
мышц €зыка, неба, гортани и губ. Ќо вот что любопытно. ¬ опытах с
глухонемыми во врем€ мышлени€ четко регистрировались биопотенциалы не с
речеобразующих органов, а с мышц пальцев и кистей. «начит, они мысл€т
словами, которые воспроизвод€тс€ дактильной речью, то есть с помощью
рук.

¬ насто€щее врем€ биотоки, возникающие при идеомоторных
актах, стали широко использоватьс€ при конструировании протезов, которые
могут брать предметы и манипулировать с ними. — принципиальной схемой
работы этих протезов можно было ознакомитьс€ в конце 50-х годов на ¬ƒЌ’.
Ќа предплечье желающего попробовать действие механической руки надевали
браслет с токосъемниками биотоков мышц. —тоило, например, человеку
только подумать о сжатии своей руки, как механическа€ рука, наход€ща€с€
на определенном рассто€нии, начинала сжимать пальцы в кулак. Ёто
техническое "чудо" работало по уже известному нам принципу. ѕри мысли о
задуманном движении мозг посылает в соответствующие мышцы руки нервные
импульсы, вызывающие незначительные изменени€ в напр€жении мышц, которые
не осознаютс€ человеком. —опровождающие это €вление биотоки
улавливаютс€ токосъемниками и передаютс€ в усилитель, который включает
специальное устройство, привод€щее в движение пальцы искусственной руки.

»деомоторные
движени€ не только не осознаютс€, но почти незаметны дл€ глаз. Ќо,
несмотр€ на ничтожную силу каждого отдельного микродвижени€, они в
совокупности могут оказатьс€ достаточными, чтобы привести в движение
легкий стол, не говор€ уже о блюдечке.

ќсобенно когда в сеансе участвует медиум, у которого более чем у других развита способность к идеомоторным актам.

 ак
передал в 1985 году собственный корреспондент "Ћитературной газеты" —.
¬оловен из Ћондона, интимное общение с духами умерших стало в јнглии
массовым зан€тием. ћожно обойтись без медиумов, купив игру под названием
"¬ийа" - от сложени€ французского и немецкого "да". »гра представл€ет
собой четырехугольную доску, по периметру которой нанесены буквы
алфавита и слова "да" и "нет". ќбщатьс€ с духами можно в группе и в
одиночку. ƒл€ этого нужно слегка притрагиватьс€ пальцами к лежащему на
доске маленькому дерев€нному треугольнику. ¬ результате идеомоторных
актов треугольник движетс€ и указывает своей вершиной на буквы.
ƒопустим, треугольник "пишет" ƒжон. »грающие спрашивают, имеет ли этот
ƒжон отношение к кому-нибудь из присутствующих. “реугольник указывает на
"да" или "нет" и т. д.

ћинистерство внутренних дел јнглии
вынуждено было запретить продажу этой "забавы" после того, как в
результате увлечени€ спиритизмом стали возникать массовые истерии,
сопровождающиес€ самоубийствами и убийствами. ¬от одно из сообщений в
английской газете: "15-летн€€ девочка пыталась покончить с собой, не в
силах вынести зан€ти€ своего отца черной магией. ѕо ночам он заставл€л
ее участвовать в разговорах с помощью "¬ийа" с ее покойной матерью и
слушать пленки с записью колдовской черной мессы".

“аким образом,
можно предположить, что одним из источников, порождающих веру в
мистическое, €вл€етс€ подсознательна€ психическа€ де€тельность, котора€
характерна тем, что она либо вовсе не осознаетс€, либо ощущаетс€ столь
смутно и не€сно, что человек не может отдать отчет в этих ощущени€х ни
самому себе, ни другим люд€м.

¬.». Ћебедев " ак рождаютс€ духи"


 атегори€: Ќепознанное |
»сточник: http://planetatain.ru/|



ћатериал подготовлен: http://planeta.moy.su
–убрики:  ћистика, эзотерика.

ѕонравилось: 1 пользователю



adolf_bruno   обратитьс€ по имени ¬торник, 16 јпрел€ 2013 г. 22:34 (ссылка)
Ќе удивл€ет отсутствие каментофф , простынку гектарную осилит не каждый .
ј вот о  астанеде многие прочитали и прокаментили . ќтсюда вывод , мал золотник , да дорог .
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ¬торник, 16 јпрел€ 2013 г. 22:36 (ссылка)
adolf_bruno, —огласна!:)) Ќо самые любознательные читатели приход€т ночью!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
adolf_bruno   обратитьс€ по имени ¬торник, 16 јпрел€ 2013 г. 22:44 (ссылка)

ќтвет на комментарий Mila111111

Ќочью ??? Ќу у теб€ и читатели !!!
0015zx8s-800x532-700x465 (700x465, 73Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ¬торник, 16 јпрел€ 2013 г. 22:46 (ссылка)
adolf_bruno, :)) ¬се читатели хороши!:)) » даже такие!
1193341028_4 (600x591, 52Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
adolf_bruno   обратитьс€ по имени ¬торник, 16 јпрел€ 2013 г. 22:56 (ссылка)

ќтвет на комментарий Mila111111

Ќо коммент , сплошное умиление
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ¬торник, 16 јпрел€ 2013 г. 22:59 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку