-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 39291
 омментариев: 212936
Ќаписано: 297512


—овременные чудотворные иконы

„етверг, 31 январ€ 2013 г. 20:05 + в цитатник
«намени€ минувших столетий

÷ерковь рассматривает икону как особую форму откровени€ Ѕожественной реальности.
»кона имеет великую силу благодатного действи€, очищающего души созерцающих ее
людей. ¬ молитве на осв€щение иконы испрашиваетс€ у Ѕога дарование ей
благодатной силы ƒуха —в€того "бесов отгон€ти и вс€ недуги исцел€ти." —огласно
православному догмату иконопочитани€, утвержденному VII ¬селенским —обором,
"честь, воздаваема€ иконе, относитс€ к ее первообразу, и поклон€ющийс€ иконе
поклон€етс€ ипостаси изображенного на ней." —обор особенно подчеркивает, что мы
воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному только Ѕогу. "»кона
таинственно содержит в себе присутствие того, кого она изображает, и это
присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует
церковному канону"

[1].

¬се канонические иконы в храмах или домах св€щенны благодар€ своему духовному
содержанию и смыслу. ќднако некоторые избираютс€ ѕромыслом Ѕожиим дл€ особых
знамений. »сход€щие от них неизреченный свет, благоухание, св. миро -
вещественные знаки €влени€ мира горнего, ÷арстви€ Ѕожиего.



»стори€ ѕравославной ÷еркви насчитывает около тыс€чи образов, прославившихс€
чудотворени€ми за всю историю христианства. Ѕольшинство их - образы Ѕожией
ћатери, Ќебесной «аступницы человеческого рода. √лавным основанием дл€ почитани€
того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной
помощи люд€м, будь то исцеление бол€щих, заступление от врагов, пожаров, стихии.
»ногда эту помощь предвар€ло или сопровождало некое сверхъестественное событие:
ћатерь Ѕожи€ —ама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует
обрести ≈е образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами
собой; от них наблюдалось си€ние при их обретении (≈лецка€-„ерниговска€,
„енстоховска€-“ывровска€, ÷аревококшайска€, ∆ировицка€, "ћилующа€," јхтырска€,
√аличска€, ƒубовицка€), исходило благоухание ("≈леоточива€"), звучал голос ("—коропослушница,"
ёгска€, —моленска€-—оловецка€), икона сама собой обновл€лась ( асперовска€) или
оживало изображение на ней ("Ќеча€нна€ радость," —ерафимо-ѕонетаевска€).



ќт некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро. »стечение
крови ("«акланна€," ƒолисска€, „енстоховска€, »верска€,  ипрска€, ѕахромска€,
"Ќеча€нна€ –адость"), как правило, происходило из нанесенной образу раны - дл€
вразумлени€ людей, оскорбивших св€тыню. —лезы, истекавшие из очей ѕресв€той
Ѕогородицы ("ѕлачуща€," “ихвинска€-јфонска€, »льинска€-„ерниговска€, ѕр€жевска€,
–€дитенска€,  азанска€-¬ысочиновска€,  азанска€- аргопольска€,
"”миление"-Ќовгородска€,  аплуновска€, ћирожска€, "«намение"-Ќовгородска€,
 орсунска€-»зборска€), воспринимались и как знак скорби Ѕожией ћатери о грехах
человеческих, и как знак милосерди€ ¬ладычицы, плачущей о своих чадах. — 16 по
24 апрел€ 1662 года плакала »льинско-„ерниговска€ икона Ѕожией ћатери. Ёто
случилось спуст€ четыре года после написани€ образа. ¬последствии эта икона
прославилась многими дивными чудесами, описанными св€тителем ƒимитрием
–остовским в книге "–уно ќрошенное." ¬ 1854 г. епископ –оманский ћелхиседек стал
одним один из очевидцев истечени€ слез от иконы, получившей впоследствии
название "ѕлачущей" (в –умынском —окольском монастыре). ¬ладыка говорил, что
подобные событи€ происходили и в древности и что это "всегда предвещало т€жкие
испытани€ дл€ ÷еркви ’ристовой и дл€ ќтечества."



÷ерковному преданию известно несколько икон, от которых источалось св€тое миро
[2]. ≈ще в древности, в VI веке, на ѕисидийской иконе струилс€ елей от руки
Ѕогородицы. ¬последствии это чудо было утверждено в своей истинности VII
¬селенским —обором. ¬ ’III веке после усердной молитвы блаженного ѕрокопи€ и
людей о спасении от каменного града ¬еликого ”стюга по иконе Ѕлаговещени€
("”стюжского") потекло миро - знамение совершившегос€ над городом милосерди€
Ѕогоматери. 16 сент€бр€ 1392 года миро возникло от десницы Ѕогоматери на
“олгской иконе. ¬ 1592 году образ "ѕохвалы ѕресв€той Ѕогородицы" был похищен с
јфона разбойниками. Ќо, когда икона покрылась благовонным миром, они раска€лись
и вернули св€тыню. Ќа п€той седмице ¬еликого поста 1635 года в ќранском
Ѕогородицком монастыре Ќижегородской епархии во врем€ вечернего славослови€ с
акафистом на ¬ладимирской-ќранской иконе от главы ћладенца »исуса истекло миро и
весь храм наполнилс€ благоуханием. ¬ 1848 году, в ћоскве в доме полковника ƒ. Ќ.
Ѕонческула находилс€ только что написанный список чудотворной иконы "—поручница
грешных." ¬ ѕасху икона заблестела, и на ней увидели капли, похожие на дождевые.
Ќа ощупь они были масл€нисты и благоухали. „ерез помазание чудной влагой
получили исцеление больные. ќбраз пожертвовали в храм, где он прославилс€ и
другими чудотворени€ми.



—амо по себе мироточение не было событием, на основании которого икона считалась
чудотворной. ќбычно она обнаруживала свою исцел€ющую силу по молитвам перед ней
до или после мироточени€, которое лишь указывало на избранность иконы. ѕочти
всегда миро собиралось и употребл€лось именно дл€ исцелени€ душевных и телесных
недугов (совершенно подобно чудесному миру от мощей св. угодников). Ёто свойство
вошло даже в определение пон€ти€, данное в "ѕолном церковнослав€нском словаре"
(сост. √.ƒь€ченко): "ћироточивый - источающий чудотворное миро во исцеление
болезней."



ƒл€ прославлени€ образа чудесами не имеет значени€, древний он или новый, "намоленный"
или нет, из какого материала изготовлен (дерево, камень, металл, бумага), какими
красками написан. “ак, в XIX веке “ихвинска€ икона в селе ѕавловском была €влена
народу по особому откровению ћатери Ѕожией, велевшей поновить изображение.
÷ерковный староста, которому образ показалс€ обветшавшим и неблаголепным, не
почтил его и был наказан за это ¬ладычицей. ¬последствии икона, уже
прославивша€с€ исцелени€ми, была арестована (!) московской консисторией как "неправославна€,"
но вызволена благодар€ вмешательству митрополита ‘иларета и после исправлени€
изображени€ возвращена на прежнее место [3].



Ќередко возникает вопрос, почему станов€тс€ чудотворными и неканонические, в
живописном или "академическом" стиле написанные иконы? –азмышл€€ над этим
фактом, известный знаток иконописного искусства Ћ.ј.”спенский говорит:
"”становленный Ѕогом пор€док »м же нарушаетс€ дл€ спасени€ человека. „удеса
бывают по милосердию Ѕожию <...> и в нарушение церковных канонов. <...> Ќо чудо,
по самому определению своему, не может быть нормой: тем как раз оно и чудо, что
выходит из нормы" [4].



ƒва периода повсеместных знамений



¬плоть до ’’ века мироточение или слезоточение иконы (в книге ≈.ѕосел€нина
"—казани€ о чудотворных иконах Ѕогоматери и о ≈е милост€х роду человеческому"
описаны соответственно 6 и 12 - за 2000-летнюю историю ÷еркви) было редким,
исключительным €влением. ћассовые знамени€ наблюдаютс€ в –оссии только в ’’
веке. ѕервый такой период приходитс€ на начало 1920-х годов [5].



—егодн€ мы €вл€емс€ современниками другого потр€сающего чуда - повсеместных
знамений от икон, начало которых можно с полной определенностью отнести к 1991
году. ’от€ отдельные случаи наблюдались и прежде (например, мироточение от икон
 азанской Ѕожией ћатери и преподобного јмвроси€ в ќптиной пустыни 16 но€бр€ 1988
г.), именно с 1991 года сообщени€ о чудесах от икон начинают поступать одно за
другим из самых разных мест –оссии. ¬ последующее дес€тилетие зафиксированы
сотни случаев. »коны чудесным образом обретаютс€, обновл€ютс€, мироточат - в
храмах, монастыр€х, в домах простых людей. » прежде всего это именно мироточени€
и плач икон. —ейчас редкий номер церковного журнала или газеты, центральной или
областной, не содержит упоминани€ о новом подобном чуде [6]. Ётот период и самый
продолжительный: он длитс€ уже дес€ть лет, и пока интенсивность его не
уменьшаетс€.



ѕрежде, чем обратитьс€ к духовному смыслу современных чудотворений, обозначим их
внешние особенности.



 ак и в прежние века, знамени€ от икон чаще всего даютс€ в дни ¬еликого поста -
врем€ сугубого пока€ни€ и сокрушени€ о грехах. Ќередко они соотносимы с
двунадес€тыми праздниками, пам€тью конкретной Ѕогородичной иконы или св€того.




Ѕросаетс€ в глаза их чрезвычайное разнообразие. ¬ наши дни благодатна€ роса или
миро часто выступает не на одной, а на нескольких иконах храма, на киотах,
расп€ти€х. Ѕывает, влага по€вл€етс€ и набухает на стекле, покрывающем образ, или
выступает на самой иконе под ним. ƒревность или новизна иконы, ее материал не
имеют значени€: мироточат изображени€ на дереве и бумаге, стекле и металле,
источают миро фотографии и репродукции икон (в том числе на настенных плакатах,
карманных календариках, изображени€ икон в богослужебных книгах и др.).



¬ид, цвет и консистенци€ образующейс€ жидкости разнообразны: от густой, т€гучей
смолы до росы, поэтому иногда говор€т о "елеоточении" или "росоточении." ќна
может иметь благовонный аромат, напоминающий запахи цветов (роз, жасмина) или
ладана. ‘орма и размер капель также чрезвычайно различна. »ногда они покрывают
все изображение, иногда как бы стру€тс€ из определенных точек. »звестны случаи,
когда миро текло снизу вверх, вопреки закону т€готени€. ћиро может на какое-то
врем€ исчезать, а затем по€вл€тьс€ вновь.



ƒаже на одной иконе мироточени€ бывают удивительно разнообразны. ¬от один из
примеров. Ќа первой седмице ¬еликого поста г. в храме села Ќижн€€ Ѕайгора
¬оронежской обл. мироточила »верска€ икона Ѕожией ћатери: 24 феврал€, в канун
ѕрощеного воскресень€, миро от образа текло потоком, так что под икону положили
полотенце, а храм наполнилс€ неизреченным благоуханием. ¬ „истый понедельник
миро истекало из-под венца и от чела Ѕогоматери; во вторник - капл€ми по всей
иконе; в среду - икона высохла, а из очей ¬ладычицы полились слезы.



ќбновлени€ и мироточени€ чаще наблюдаютс€ не в тех храмах, которые были открыты
прежде (в советское врем€), а в восстанавливаемых или вновь открываемых церкв€х
и обител€х. Ќапример, в —анкт-ѕетербургской епархии в 1990-е годы они
происходили в переданных ÷еркви монастыр€х (»оанновском и Ќоводевичьем),
монастырских подворь€х (¬алаамском и «еленецком), в нескольких приходских храмах
- вскоре после того, как их здани€ были возвращены ÷еркви и в них начала
возрождатьс€ богослужебна€ жизнь.



Ќо сама€ существенна€ особенность, повторим, их повсеместный характер [7].



¬ 20-е годы обновлени€ икон прошли по стране как бы волнами, затронув лишь
отдельные области. ¬ наши дни местом знамений стала вс€ –осси€: городские и
сельские храмы, монастыри, дома благочестивых людей. Ќикогда еще –усска€
ѕравославна€ ÷ерковь не встречалась с тем, чтобы иконы плакали и мироточили
повсеместно! Ёто небывалое €вление в истории страны - несомненный исторический
факт, имеющий огромное духовное значение. Ёто €вный глас Ѕожий, обращенный ко
всему народу русскому.



Ќа что указует он?   чему призывает, от чего предостерегает? Ќаверное, ответить
на эти вопросы в полноте пока невозможно. Ќо очевидно, что нельз€ оставатьс€
равнодушным к нему, нельз€ оставить его без внимани€ и осмыслени€.



«намени€ и современна€ –осси€



≈сли соотнести знамени€ с нынешними духовными и историческими процессами, то
можно отметить следующие важнейшие моменты.



1. —в€зь с современной историей –оссии.



„асто приходитс€ слышать, что знамение от иконы - предвестье беды, призыв
готовитьс€ к гр€дущим потр€сени€м. ƒействительно, в истории были такие случаи.
Ќо если рассмотреть периоды множественных чудес, то наблюдаетс€ несколько ина€
картина. ћассовые знамени€ 1920-х годов происходили не до, а после катастрофы
1917 года, и как бы сопутствовали скорб€м тех лет. “очно так же массовые
знамени€ 1990-х происход€т после грандиозного перелома в жизни –оссии,
одновременно с нелегкими испытани€ми последнего дес€тилети€.



1991 год стал, без сомнени€, судьбоносным дл€ ќтечества. Ќачалось расчленение
собиравшегос€ веками единого государства. ќгромна€ страна оказалась ввергнутой в
пучину огненных испытаний.



Ётот год отмечен поразительными знамени€ми. ¬от их кратка€ хроника. ¬ самом
начале - неожиданное обретение мощей двух великих российских св€тых, чьи
пророчества и чудеса пр€мо св€заны с гр€дущим –оссии, - преподобного —ерафима
—аровского и св€тител€ »оасафа Ѕелгородского. ѕроизошло оно в »мператорском
 азанском соборе —анкт-ѕетербурга. √осподь послал двух —воих угодников дл€
поддержки и сугубой помощи –оссии в преддверии т€жких скорбей, как ходатаев и
молитвенников за свое земное ќтечество, за единокровный народ перед ѕрестолом
Ѕожиим. явление мощей двух угодников словно прообразовало предсказанное в
јпокалипсисе пришествие на землю двух св€тых в антихристово врем€.



Ќа —ветлой седмице 1991 года источала благоуханное миро икона Ѕожией ћатери
"ƒержавна€" из Ќиколо-ѕерервинской обители в ћоскве. ћожет быть, ѕресв€та€
¬ладычица свидетельствовала, что, прин€в на —еб€ преемство державы –оссийской с
концом православной монархии в 1917 году, ќна не оставл€ет —воего прикровенного
царствовани€ и в новое —мутное врем€? (Ќевозможно не отметить тот факт, что и в
последующие годы множество знамений было €влено именно в день ƒержавной иконы).




Ћетом в одном из старинных храмов ¬ологды текли слезы из очей √оспода на образе
Ќерукотворного —паса. 18 августа в √рузии заплакала старинна€ икона Ѕогоматери.
Ќа август приходитс€ наибольшее количество знамений, совершившихс€ в 1991 году.
¬семирно известна€ »верска€-ћонреальска€ чудотворна€ икона, непрестанно
источающа€ св€тое миро, именно в августе 1991 года впервые восплакала: как
заметил ее хранитель, "у ћатери Ѕожией по€вилась слеза, котора€ просто держалась
и долго не падала." —ам он тогда еще ничего не знал о событи€х в –оссии...



18 но€бр€ 1991 г. враги ÷еркви бросили в окно ћалого собора московского ƒонского
монастыр€ зажигательную бомбу. Ќо Ѕог поругаем не бывает! ѕри восстановительных
работах, 19 феврал€ 1992 г., √осподь €вил —вою милость и воздвиг еще одного
сильного заступника ÷еркви и ќтечества: были обретены мощи св€того ѕатриарха
“ихона.



22 но€бр€ 1991 года в смоленском ”спенском соборе источила слезу  азанска€ икона
Ѕожией ћатери. —моленск - древнейший город-крепость с великими св€тын€ми,
чудотворными образами - многие столети€ охран€л –усь от нашествий с «апада. ќн и
ближайший русский город к Ѕелоруссии, на чьей территории спуст€ две недели (8
декабр€) был заключен Ѕеловежский сговор...



»так, восплакали, €вили скорбь сразу несколько икон в разных концах –оссии и за
ее пределами. "—лезы Ѕогоматери! явление, привод€щее в трепет и благоговение, -
пишет о плачущих иконах прот. ћихаил ѕомазанский. - ќно свидетельствует, как
близка миру Ѕогородица. Ќо - пусть бы этих слез не было! ≈сли в семье нет дл€
детей большего гор€, как видеть плачущую свою мать, то дл€ христиан каким должно
быть сильным и страшным потр€сением знать, что о них и из-за них проливает слезы
ћатерь Ѕожи€!.. —видетельствуют ли они о том, что Ќебеса вид€т скорби, что
слышат плачущих и что Ѕогородица через икону —вою вещает утешительное: "я с
вами"? —корбит ли Ѕожи€ ћатерь о нестроени€х в ѕравославных ÷ерквах? Ќе знаем.
Ќо не станем отводить от себ€ мысль о великом значении данных знамений дл€ всех
нас и дл€ каждого из нас, не допустим мысли, что "это к нам не относитс€."
”корительно дл€ нас, и предостерегающе, и призывом к пока€нию должны быть
прин€ты нами слезы Ѕогоматери!" [8]



«намени€ми от икон на —еверном  авказе отмечено начало кровопролитной первой
„еченской войны: 27 ма€ 1994 года обновилась икона св€тител€ Ќикола€ в
—таврополе, а 9 июн€, в праздник ¬ознесени€ √осподн€, в присутствии сотен
богомольцев в церкви станицы «еленчукской заструились слезы из очей Ѕогоматери
на двух иконах - "»верской" и "—коропослушницы."



Ќапомним, великое чудо, €вление ћатери Ѕожией произошло в июне 1995 г., когда
бандиты-басаевцы совершили нападение на мирный ставропольский город Ѕуденновск
(носивший ранее название —в€той  рест). ¬ небе над больницей, где томились
заложники, многие видели ѕресв€тую ƒеву, мол€щуюс€ перед  рестом. Ќа основании
свидетельств очевидцев —тавропольский митрополит благословил написать икону
Ѕожией ћатери, получившую название "—в€то- рестовска€." ќна стала еще одним
свидетельством заступничества Ѕогородицы за –оссию.



2. ћногие чудеса несомненно св€заны с св€тыми покровител€ми –оссии -
÷арственными ћучениками.



»звестно, что древн€€ чудотворна€ ‘еодоровска€ икона Ѕожией ћатери, родова€
св€тын€ дома –омановых, незадолго перед арестом и убийством последнего √осудар€
и ≈го —емьи внезапно почернела (она пребывает в таком виде и по нынешнее врем€).
“аинственна€ св€зь ÷арственных ћучеников с их Ќебесной ѕокровительницей
про€вилась в знамени€х от списков с ‘еодоровской иконы в ÷арском —еле. ¬ 1992
году возобновились богослужени€ в ‘еодоровском √осударевом соборе, воздвигнутом
по благоволению √осудар€ Ќикола€ јлександровича и ставшем духовной и
исторической св€тыней –оссии. 15 марта, в день “оржества ѕравослави€ (совпавший
в том году с днем вынужденного отречени€ ÷ар€ от престола и с празднованием
ƒержавной иконе), в храм пожертвовали небольшую икону. «а год до этого мальчик
нашел ее в соседнем парке, на берегу ручь€. “олько в храме разобрали полустертую
надпись на окладе - "‘еодоровска€...." “ак чудесно обретенный образ осв€тил
собой собор его имени. ¬ сент€бре 1994 г. в ÷арском —еле замироточил другой
‘еодоровский образ. Ёто чудо от иконы-покровительницы ÷арского ƒома многие
верующие св€зали с тем, что в тот же день в ѕетропавловском соборе хоронили
останки ¬еликого  н€з€ √еорги€ јлександровича, оскверненные кощунственной
эксгумацией в июле того же года.



¬ ѕокровском храме ћариенбурга (близ √атчины), выстроенном в пам€ть чудесного
спасени€ ÷арской семьи при крушении поезда у станции Ѕорки, замироточила икона
"¬зыскание погибших." Ёто произошло 17 феврал€ 1994 г., в канун праздновани€
этой иконе. —начала из ока Ѕогоматери истекла тонка€ светла€ струйка, затем
слезы потекли одна за другой, потом по€вились три полоски мира от левого плеча.
ѕозже замироточила вс€ поверхность иконы. „удо продолжалось около двух мес€цев.
—ама икона также написана в пам€ть избавлени€ от гибели »мператорской семьи.



Ќесколько чудес произошли в петербургском храме Ѕого€влени€, построенном и
осв€щенном в пам€ть чудесного спасени€ Ќаследника ÷есаревича Ќикола€
јлександровича при нападении на него €понского самура€ на ‘оминой неделе 1891 г.
ѕосле возвращени€ храма епархии в 1992 году без человеческого вмешательства
постепенно обновилась настенна€ живопись, причем этот процесс началс€ с картины
"”верение апостола ‘омы." ¬ 1998 г. епархиальной комиссией зафиксировано
чудесное обновление иконы –ождества ’ристова. „удо произошло вечером 14 марта, в
канун праздника ƒержавной иконы Ѕожией ћатери.



31 €нвар€ 1997 г. в доме прихожанки г.¬оскресенска ћосковской области
замироточила прозрачным благоухающим миром небольша€ бумажна€ икона
÷ар€-ћученика Ќикола€ јлександровича и св. равноап. кн€з€ ¬ладимира. ј в 1998
году началось мироточение широко известной ныне иконы √осудар€ Ќикола€
јлександровича. »кона €вл€етс€ одной из литографических копий образа,
написанного в  алифорнии. ѕорфироносный ѕомазанник Ѕожий изображен на нем в
золотисто-красных тонах, в неземном си€нии, с символами царской власти -
державой и скипетром в руках. "—и€ св€та€ икона написана дл€ прославлени€
÷ар€-ћученика в –оссии," - гласит надпись на образе. ћироточение иконы
восприн€то верующими как еще один знак св€тости √осудар€, еще одно свидетельство
необходимости его скорейшей канонизации в своем земном ќтечестве. ¬ 1999 году
образ начал свой путь по храмам и городам –оссии, куда его перенос€т дл€
поклонени€. ќн находилс€ в числе других икон на борту самолета во врем€
"крестного хода по воздуху" вокруг пределов –оссии в июне 1999 г.



3. ѕо многим признакам наше врем€ можно назвать эпохой нового иконоборчества.
ѕро€вл€етс€ оно многообразно, подчас в изощренных формах. ¬сем пам€тна публична€
ритуальна€ рубка икон топором в самом центре столицы –оссии, в ћанеже.
ѕовсеместным стало поругание св€тых образов, изображенных на календар€х и
плакатах, газетах и журналах, которые по прочтении выкидывают на помойку. ƒа и в
торговых точках така€ печатна€ продукци€ зачастую вал€етс€ на полу в метро,
соседствует с содомитскими картинками. ≈ще выразительный пример: некто проф.
≈. .ƒулуман, "кандидат богослови€," на интернетовском сайте "јтеизм" дает
рецепт, как подделать мироточение: нужно вз€ть икону и несколько раз легонько
процарапать ее наждаком, а затем разбрызгать масло пульвелизатором. —в€тотатец
признаетс€, как сам проделал это с иконами.



ѕоэтому вполне применимы и к нашему времени слова, сказанные ¬ладыкой ћефодием
про 1920-е годы: "ярость гонителей веры устремилась по преимуществу на поругание
св€тых икон, храмов Ѕожиих и других св€тынь. «намением обновлени€ благодать
Ѕожи€ €вственно утверждает истину почитани€ св€тых икон, св€тость храмов Ѕожиих
и православного богослужени€ и обличает безумие хулителей св€тых икон,
безбожников и сектантов" [9].



4. Ќельз€ обойти вниманием тот факт, что знамени€ мироточени€ и плача икон
подаютс€ и всему православному миру в разных концах земли.



—амой известной мироточивой иконой ’’ века стал »верский-ћонреальский образ
Ѕогоматери. Ќаписанна€ афонским иконописцем копи€ древней »верской иконы была
подарена »осифу ћуньосу, православному испанцу, который поместил ее в своей
квартире в ћонреале. Ќачина€ с 1982 г. эта икона непрестанно источала св€тое
миро, а в августе 1991 года на ней впервые увидели слезы. ¬ –оссию во множестве
присылались ватки с дивно благоухающим миром. ÷елительна€ милость изливалась на
людей, прибегающих к «аступнице в скорби и болезни. ¬ семь€х благочестивых
христиан-молитвенников источают миро бумажные репродукции и фотографии
ћонреальской иконы. –€д обсто€тельств указывал на то, что образ был мистически
св€зан с судьбой –оссии, подвигом Ќовомучеников.



“аинственные и страшные событи€ произошли 31 окт€бр€ 1997 года: »осиф ћуньос был
мученически убит при загадочных обсто€тельствах в √реции, а чудотворна€ икона
исчезла.



»звестны и другие случаи. Ќапример, плач Ѕогоматери в јмерике: семь€
православных греков, живуща€ в Ќью-…орке, купили маленькую бумажную икону Ѕожией
ћатери "—трастна€." ¬есной 1960 года из очей Ѕогородицы потекли слезы, от
которых на бумаге образовались бороздки.



¬ храме свт. Ќикола€ в „икаго плакала икона Ѕожией ћатери "ќдигитри€."



¬ небольшом храме австралийского городка ћаунт ѕричард в престольный праздник
”спени€ Ѕожией ћатери, 28 августа 1994 года, полутораметровое расп€тие стало
источать миро.  апли выступили на лике, руках, груди и ногах —пасител€. ќни были
светлы, масл€нисты и издавали благоухание, напоминающее аромат роз или ладана.
¬о врем€ молебнов мироточение усиливалось так, что капли падали с иконы на пол.
„удо, продолжавшеес€ более года, дало духовные плоды. ћногие очевидцы, прежде
равнодушные к вере и Ѕогу, принесли пока€ние и стали истинно верующими
православными людьми [10] .



¬ но€бре года в ¬ифлееме, в церкви –ождества ’ристова начал плакать образ
—пасител€. ќн находитс€ наверху мраморной колонны, расположенной сбоку от
главного алтар€, перед спуском в пещеру, где родилс€ Ѕогомладенец. Ѕазилика
–ождества воздвигнута в IV веке св€той равноапостольной царицей ≈леной, и за
минувшие шестнадцать столетий служба в ней никогда не прерывалась. „удо
официально засвидетельствовано св€щенниками греческой церкви, один из которых
сказал: "»исус плачет потому, что мир идет по неверному пути" [11].



3 феврал€ 1997 года, в день праздновани€ иконе Ѕожией ћатери "ќтрада и
”тешение," в  иккском монастыре на  ипре заплакал список этой чудотворной иконы.
»з очей ѕресв€той ƒевы и правого ока Ѕогомладенца одновременно заструились
слезы. јрхиепископ призвал народ к пока€нию, дабы весь остров не постигла судьба
его восточной части, где иноверцами были истреблены тыс€чи православных [12].




ћы не имеем полной статистики чудес от икон в зарубежных странах. Ќо,
по-видимому, массовые знамени€ происход€т сегодн€ только в –оссии.








ƒуховные итоги дес€тилетних знамений



— начала знамений прошло дес€ть лет. ѕопытаемс€ осмыслить духовные последстви€
этого €влени€, оценить его плоды. »зменилось ли что-то в духовном состо€нии
русского народа? ћожно ли с определенностью утверждать, что этот глас Ѕожий
услышан –оссией?



¬озможно, некие духовные процессы свершаютс€ невидимо дл€ нас, и лишь со
временем про€в€тс€ зримо. ќднако видимых плодов мы не наблюдаем. ќбщего
воцерковлени€ народа не происходит. » пока мир не ответил на голос Ѕожий, не
откликнулс€ на него.



¬о многих ли душах созерцание знамени€ от иконы укрепило веру и усилило
пока€ние? »звестно, что современные случаи чудесной помощи Ѕогоматери и св€тых
угодников "воцерковл€ют" маловерных людей, подобные чудеса непосредственно
направлены на спасение души. “аких фактов множество [13]. Ќо скольких людей,
например, мироточение иконы привело в ÷ерковь, скольких подвигло к перемене
греховной жизни? Ќаверное, такие факты есть, но, похоже, они остаютс€ крайне
редкими и единичными.



¬оспри€тие современных знамений от икон людьми про€вл€етс€ многообразно. ћожно
выделить несколько типов отношени€ людей к чуду.



а) ƒл€ малой части воцерковленного народа, дл€ ближайших свидетелей чуда -
благоговейное почитание, сугуба€ молитва. Ёто де€тельный отклик, имеющий своим
следствием возрождение и укрепление человека.



б)  ажетс€, шире распространено оккультно-потребительское отношение, дл€
которого характерен интерес к чуду как магическому средству помощи. ѕрослышав,
например, про мироточение, люди стрем€тс€ во что бы то ни стало раздобыть
целебное миро, чтобы вылечить конкретную телесную болезнь.  онечно, пути
√осподни неисповедимы, и, возможно, через веру в цельбоносность вещей внешних
человек может прийти к исповеданию вещей невидимых. Ќо часто очень трудно
отделить такое отношение к иконе от поисков нового универсального лекарства,
разрекламированного —ћ» или соседкой. ƒостигает ли таковых совет пойти в
ближайший храм и отслужить молебен перед местной почитаемой иконой? ѕонимают ли,
что главным в отношении личности к Ѕогу должно оставатьс€ смиренное упование на
≈го милость?



в) ќтстраненно-любопытствующее, когда €вление чуда остаетс€ фактом сознани€, но
не затрагивает глубин души, не имеет духовных последствий.



ѕарадоксальной чертой современного общественного сознани€ стало влечение к
чудесам ложным, демоническим при разительном равнодушии к чудесам Ѕожиим.
—екул€рное общество по-прежнему не помышл€ет о спасении души, которое даетс€
приложением внутренних сил и смирением, а, отказыва€сь от подлинного чуда -
дарованной Ѕогом жизни, торопитс€ освоить мир "тайных знаний." ѕоток
сенсационной мистики оглушает человека, гасит дух, уничтожает личность. √де уж
тут отличить ложь от истины! "«ар€дка" воды экстрасенсом встает в один р€д с
чудом от св€той иконы...



¬ народе заметна разочарованность и душевна€ апати€. ћожет быть, потому и не
воспринимаютс€ многими удивительные случаи подлинно Ѕожией милости? ¬ году в
одном из храмов ¬оронежской епархии происходило поразительное чудо: плакала и
мироточила »верска€ икона Ѕожией ћатери. ќб этом сообщали в печати. Ќо храм
осталс€ пуст. "я, как мог, объ€снил прихожанам, кака€ благодать велика€
совершаетс€, - рассказывал с сокрушением насто€тель. - ...¬ селе полторы тыс€чи
человек. “огда же в деревню приехала машина делать рентген, и 250 человек
толпилось р€дом с церковью, но в нее никто не зашел, хот€ служба каждый день.
ƒуховно парализованные..." [14].



г) — другой стороны, равнодушно-безразличное отношение к чуду стало характерным
и дл€ многих верующих и церковных людей. ƒл€ них чудо от иконы стало привычным,
можно сказать, обыденным €влением. ѕроисходит девальваци€ чуда. ¬спомним: в
1980- годы одно сознание, что где-то, далеко за пределами –оссии, все же есть
мироточива€ (ћонреальска€) икона, было мощным духовно-укрепл€ющим православного
христианина фактором. —егодн€ можно прийти в монастырь и увидеть на одной иконе
этикетку, что она "обновилась тогда-то," на другой - что "мироточила в такие-то
числа." ѕерестав быть уникальным, чудо стало €влением массовым, утратило
неповторимость, и, дерзнем предположить, перестало воздействовать на ум и
сердце.



ѕоказательно, что все эти типы воспри€ти€ чудес можно было наблюдать и среди
тех, кто имел возможность лицезреть »верскую-ћонреальскую икону. »осиф ћуньос
отмечал, что "через эту икону произошли радикальные изменени€ в жизни многих
верующих," было много исцелений и физических, и духовных, люди перерождались,
устремл€лись к Ѕогу, ка€лись. Ќо "большинство людей (большинство! - ј.Ћ).
приход€т как на зрелище, забаву, просто смотр€т, как стекает миро, сколько
стекает, и на этих людей икона не имеет духовного вли€ни€."



ј верующие, особенно в последние годы, стали привыкать к чуду мироточени€, стали
воспринимать его "как должное." » если икона была на каком-то приходе, люди даже
не приходили туда, говор€: "икона каждый год у нас бывает, приду в следующем
году" [15].



—егодн€ мы знаем, что многим из них "придти в следующем году" не удалось. ¬
продолжение 15 лет всему миру было дано это чудо, и вот оно отн€то. Ќе потому
ли, что люди перестали откликатьс€ на него?



Ёто скорбное событие надо воспринимать как грозное знамение, как
предостережение. ћожет быть, однажды прекратитс€ и изли€ние мира, росы Ѕожией на
–оссию. » нынешнее чудотворени€ и знамени€ будут отн€ты от нас...



ќсторожно: чудеса!



Ћукавый, "обезь€на Ѕога," спешит примазатьс€ ко всему св€тому и профанировать
его.  ак никогда остро встает необходимость снова и снова напоминать речени€
св€тых отцов о различении духов, о чудесах ложных. ѕоистине настольной книгой
каждого христианина должна стать работа свт. »гнати€ (Ѕр€нчанинова) "ќ чудесах и
знамени€х," чрезвычайно актуальна€ в наши дни.



»звестно, что и в католическом мире, и в восточных религи€х происход€т
слезоточени€, кровоточени€, млекоточени€ - от икон, статуй и скульптурных
изображений. —видетельствуют ли эти чудеса об истинности этих религий?  онечно,
нет. ¬ книге »сход (гл. 7, 8) повествуетс€ о том, как ћоисей и јарон совершали
чудеса в земле ≈гипетской. —овершали они их по повелению Ѕожию. Ќо затем
некоторые из этих чудес повтор€ли волхвы "своими чарами."



ћожет ли лукавый подделать чудо мироточени€ от православной иконы? Ќеужели
св€тость самого образа - не защита от козней нечистого? ѕриведем фрагмент из
сборника св€тоотеческих изречений "ƒуховна€ брань," где речь идет как раз об
иконах:



"Ќекоторым враг внушил мысль, что если они не сподоб€тс€ в сей жизни благодатных
даров от √оспода, то и не получат их в будущей жизни. ќдному из таких враг
показал лучи, исход€щие от иконы, приказал ему открыть рот и глотать их как
благодатные дары. “от по неопытности сделал это и затем, повредившись, через
неделю умер, не принима€ пищи от страха. ƒругой усердно молилс€ пред иконой.
Ћампадка закачалась. ќн прин€л это за признак угодности его молитвы. Ћишь только
утвердилс€ в этой мысли, тотчас упал в обморок, и затем обмороки эти стали с ним
повтор€тьс€. “ретьему €вилась икона Ѕогородицы, к которой он приложилс€,
сделалс€ бесноватым и скоро умер. “аковы последстви€ довери€ своему мнению,
мнимой своей св€тости и достоинству в собственных своих глазах" [16].



≈сли мы довер€ем этим свидетельствам, то должно ли полагать, что и мироточение
иконы может иметь ту же причину, что "благодатные лучи" и "качающа€с€ лампадка"?
¬ богословской литературе пока не удалось найти ответа на этот вопрос. Ќо
несомненно одно: т€жкое духовное поражение получит человек, если воспримет
источение влаги на своей иконе "как признак угодности его молитвы"!



ѕравославна€ ÷ерковь всегда призывала к осторожности и духовной трезвости по
отношению к чудесам. ќбласть эта сокровенна и опасна, руководствоватьс€ здесь
нужно советами св€тых отцов. ј они предупреждали, что ни в коем случае нельз€
добиватьс€ чуда или стремитьс€ к нему. »наче можно впасть в поистине страшные
искушени€, подобные упом€нутым. ћежду тем в нынешней –оссии существует €вление,
порождающее недоумение у многих православных. Ќачина€ с 1999 года в
—в€то-¬веденский монастырь »вановской епархии устремл€етс€ множество людей с
тем, чтобы их иконы побывали в одной келье - там они начинают мироточить.
¬оспользуемс€ искренним рассказом корреспондента, например, газеты "¬ера - Ёском"
[17], чтобы изложить историю и детали чуда.



¬ келье живут три насельницы монастыр€ - мать Ќаталь€, ее родна€ сестра мать
Ћариса с дочерью ћашей. ¬ декабре 1998 г. там замироточила небольша€ “ихвинска€
икона. Ќо массовые чудеса начались позже: 12 феврал€ 1999 г. в келью принесли
другие иконы с образом “ихвинской Ѕогоматери, "просто, чтобы осв€тить - и к
вечеру все эти семь иконок замироточили." ”слышав про это, и другие монахини
"принесли свои любимые иконы, чтобы они тоже побывали в келье." ”тром на них
также выступило миро. "» с тех пор, - рассказывает мать Ћариса, - по€вилась
традици€: люди принос€т нам на врем€ свои иконочки. ћы стараемс€ никому не
отказывать. Ёто ведь не наше, это чудо Ѕожественное" [18].



¬ монастыре ведетс€ учет. ќбщее количество замироточивших икон на начало марта
1999 года составило 1047, в конце апрел€ зафиксировано более 2500 икон, ставших
мироточивыми. ¬ канун 2000 года насто€тель монастыр€ по радио "–адонеж" сообщил,
что их уже около 7000. “о есть с начала этого чуда в среднем станов€тс€
мироточивыми около двух дес€тков икон ежедневно.



≈ще одно важное обсто€тельство. " ак сказала м. Ћариса, если человек приносит к
ним в келью свою иконку, то замироточит ли она - это еще во многом зависит от
веры этого человека, его молитв" [19]. ¬прочем, в интервью корреспонденту
программы "¬ести" она же заверила, что "все иконки, которые прибывают, все
мироточат... ћатерь Ѕожи€ никого не оставл€ет." ¬идимо, различны сроки, в
которые иконы начинают чудотворить. —ама кель€ стала местом паломничества. ¬от
как описывает корреспондент свои ощущени€: "¬ этой келье грань между
материальным миром и духовным исчезла... √осподь присутствовал где-то р€дом...
«десь хотелось просто быть... „то-то происходило с моей душой."



¬ ответ на рапорт насто€тел€ —в€то-¬веденского женского монастыр€ архимандрита
јмвроси€ (ёрасова) была создана епархиальна€ комисси€, котора€ пыталась
исследовать это €вление и в свою очередь в рапорте уже патриарху сообщила, что
"оценивать эти событи€ никак не может и оставл€ет их интерпретацию на разумение
—в€щенного —инода –усской ѕравославной ÷еркви" [20]. “ем не менее насто€тель все
же высказал свою трактовку: как некогда из города »ваново атеистическа€ гр€зь
потекла по всей стране, так нынче √осподу угодно, "чтобы отсюда началось
выздоровление всей –оссии" [21].



ѕодчеркнем: мы не беремс€ судить о мистической природе этого сверхъестественного
феномена. (ќн, заметим, не уникален: по слухам, в  иеве, в квартире одной
женщины тоже начинают мироточить приносимые туда иконы). Ќо можно и должно
говорить о человеческой стороне этого €влени€. », анализиру€ мотивы, настроени€,
цели людей, направл€ющихс€ в обитель со всех концов страны, нельз€ не заметить
€вной духовной опасности.



  сожалению, ÷ерковь не дала пока никакой оценки вот этой видимой стороне
событий. ѕаломники привоз€т свои образки, оставл€ют их в "чудотворной комнате,"
мол€тс€ - о чем? ќ спасении души - или о знамении, что запрещено —амим
—пасителем ("род лукавый и прелюбодейный знамени€ ищет," ћф. 16,4)? ”точним:
÷ерковью благословл€етс€, например, молитва об исцелении безнадежно больного, о
воскресении закоренелого грешника (когда "уповают на чудо" - помощь Ѕожию;
чудотворение при этом выступает как способ осуществлени€ главной, благой цели
молени€), но никак не прошени€ о знамени€х, когда они превращаютс€ в самоцель.




≈сли привезенные иконы не мироточат - это воспринимаетс€ как свидетельство
собственного недостоинства и сугубой греховности. Ќо чаще всего (или даже
всегда) они мироточат - значит, их владелец "не слишком грешен," "праведен,"
"прощен"? ќчевидно уклонение от православного духовного устроени€, пр€мой путь к
самообману и прелести. «ададимс€ и другим вопросом: зачем, собственно, верующему
так нужна мироточива€ икона? »ли ему недостаточно дл€ молитвы икон обычных? »ли
он полагает, что такова€ икона лучше оградит его жилище от бед? ( ак тут не
вспомнить образки в газетных киосках с подпис€ми: "от глазных болезней,"
"помогает на экзаменах" и т.п.? ¬прочем, подобную подборку встречаешь, увы, и на
свечном €щике в одном из соборов —анкт-ѕетербурга...).



¬слушаемс€ в бесхитростный рассказ одной из прихожанок, ¬алентины: "ѕриложила
иконочку к храмовой "“ихвинской." Ќо очень хотелось отдать икону в келью к
матушкам Ћарисе и Ќаталии на мироточение. ¬месте со знакомой јлександрой подошла
к двер€м кельи. ј на двер€х записка: "ћироточени€ нет."  огда же посмотрела на
свою икону, увидела на ней 4 струи мира. ћне не веритс€. ƒа, вот јлександра мне
говорит: "“ы смотри, смотри... —лава “ебе, √осподи!"" [22]. Ётот рассказ
сочувственно передает инокин€ православной обители. Ќо насколько смиреннее,
ближе к истинному богомыслию слова другой рабы Ѕожией, Ћюдмилы, котора€, впервые
узнав про массовые случаи чудес от икон, пишет: "я смотрю на свою икону и ужасно
боюсь, чтобы она не "заплакала." ≈сли заплачет, значит, € сильно во грехе
зав€зла."



ќчевидна ценностна€ подмена: человек едет в обитель не за св€тостью, а за чудом.
Ќе за очищением от грехов, а дл€ "зар€дки" своей иконы (как недавно зар€жали
воду перед экранами “¬). ¬ожделенна€ цель такого псевдопаломничества -
таинственна€ кель€ в монастыре - видитс€ как магическа€ "комната" из фильма "—талкер,"
где сбываютс€ желани€. ¬се это способно нанести душе непоправимый духовный вред
[23].



ќчень тревожно, что эта опасность не осознаетс€ даже людьми, искренне верующими,
но, видимо, слабо знакомыми с некоторыми сторонами св€тоотеческого учени€. ¬
попытках осмыслить необыкновенное €вление в свете строго православной традиции,
напомнить об осторожности и духовном трезвении вид€т подчас недопустимую "хулу
на ƒуха Ѕожи€." Ќо св€тые отцы учат, что не будет греха, если и подлинно Ѕожие
€вление или видение мы не примем, опаса€сь прелести, куда страшнее бездумное
погружение в стихию "чудесного." ¬ феврале 2000 года на интернетовском форуме
"—паси и сохрани" (www.referent.ru/forum) прошла дискусси€ о событи€х в »ваново.
¬ ответ на недоумени€ по поводу ажиотажного паломничества за получением
чудотворных образов председатель форума јлександр  илим сурово обвин€л
оппонентов в маловерии и почему-то упорно переводил разговор в совершенно другую
плоскость: негоже, мол, подозревать кого-то в фальсификации. Ќо вопросы у
участников возникали не о том, чудо ли это, а об отношении к чуду. √оворили не о
странности €влений чудесных, но о странности дл€ православного сознани€ €влений
вполне человеческих - как, например, привоз иконы из монастыр€ св. »оанна
 ронштадтского дл€ того, чтобы она замироточила.



ѕравославный обычай прикладывать образки к раке с мощами или к чудотворным
иконам не осуждаетс€ ÷ерковью. ќсв€щенный таким образом предмет становитс€
почитаемой в доме св€тыней, через которую подаетс€ помощь и благодать по
сокровенной вере благочестивого христианина. Ќо кто и когда из учителей ÷еркви
благословл€л св€тые образа "отдавать на мироточение"? ќни учили иному: "¬
видени€х и чудесах бывает прелесть, надобно их опасатьс€ и говорить: "я
недостойна." —миренный не пожелает чудес. ƒа, не чудес надобно желать нам, а
чтобы не согрешить перед Ѕогом" [24]. » то, кака€ икона станет чудотворной,
кака€ замироточит, а кака€ обновитс€ - всегда выбирал √осподь, но не человек.




—в. »саак —ирин рассуждает: "√осподь во вс€кое врем€ близкий заступник к св€тым
—воим, но без нужды не €вл€ет силы —воей каким-либо €вным делом и знамением
чувственным, чтоб заступление ≈го не сделалось как бы обычным дл€ нас <...>
ƒерзающий и мол€щий Ѕога о совершении чего-либо необычного, не будучи вынужден к
тому необходимостью,.. искушаетс€ в уме своем от насмехающегос€ над ним диавола,
оказываетс€ тщеславным и недугующим совестию своею. ѕодобает в скорби просить
помощи Ѕожией; без нужды искушать Ѕога - бедственно. ѕоистине, неправеден тот,
кто желает этого" [25].



ѕример монастыр€ в »ванове - самый показательный, но отнюдь не единичный.
»звестны случаи, когда иконы во множестве на прот€жении мес€цев и даже лет
мироточат в каком-либо храме или монастыре.  ак же воспринимаютс€ эти чудеса
насто€телем и прихожанами? ћожно ли признать нормальным, когда этим же приходом
выпускаютс€ буклеты, где описани€ происход€щих в нем чудес удивительно
переплетаютс€ с рассказом о "де€ни€х" батюшки, матушки, игумена? Ќасколько
опасен этот путь: стоит лишь подумать о богоизбранности "своего" храма, места,
личности, как подкрадетс€ мысль и о собственной богоугодности. Ќе спасительнее
ли предположить, что иконы плачут от множества грехов и нестроений? ¬едь сказано
же: "√де умножилс€ грех, там преизобиловала благодать."



ѕроисходит заметный сдвиг в сознании и по отношению к иконам в целом:
забываетс€, что каждый православный образ св€т, кажда€ икона в доме - в широком
смысле чудотворна, ибо обращает наши молитвы к первообразам - √осподу, ѕресв€той
Ѕогородице и св€тым угодникам.



¬ заключение приведем фрагмент беседы с валаамским иноком. ќна записана на
подворье ¬алаамского монастыр€ в ѕетербурге 23 окт€бр€ 1994 года, вскоре после
того, как в стенах ѕодворь€ обновилось несколько икон. ¬ ней отражен, как нам
представл€етс€, выверенный православный взгл€д на чудеса от икон. Ќа вопрос, что
означают нынешние мироточени€ и обновлени€ икон, инок ответил:



"ƒело в том, что сейчас идет раскол между жизнью благочестивою и
неблагочестивою. ѕосередине удержатьс€ уже невозможно. ќбща€сь с падшим миром,
нельз€ держать себ€ чистым от греха. јпостол ѕавел говорит: "„то общего у света
со тьмою?  акое согласие между ’ристом и ¬елиаром" (2  ор. 6:14-15), между Ѕогом
и ≈го противниками? ћы не можем стать где-то посредине. Ћибо ты за ћен€, либо
против, либо ты собираешь, либо расточаешь - таков смысл евангельских заповедей.
ѕоэтому все больше увеличиваетс€ раскол между людьми верующими и абсолютно
неверующими.



ј верующим становитс€ все т€желей и т€желей. ¬идимо, √осподь их утешает: "ћноги
скорби праведным, и от всех их избавит € √осподь" (ѕс. 33:20). ќт обновл€ющихс€,
мироточивых икон ќн €вл€ет утешение, но одновременно и показывает: "...¬ мире
скорбни будете" (»н. 16:33).



¬ообще говор€, икона и должна мироточить. ќт любого образа самого по себе
св€тость идет, а мироточение - лишь подтверждение этой св€тости. ¬спомним слова
√оспода о даре и жертвеннике, осв€щающем дар (ћф. 23:19). “ак и здесь: что дл€
нас важнее, что больше: миро, которое источаетс€ от иконы, или сама икона?



Ћюбой образ св€т сам по себе. ј через чудотворные и мироточивые иконы √осподь
подает особые вести. Ќо это не значит, что другие иконы должны быть менее чтимы
- ведь на них запечатлен образ Ѕожий. Ќапример,  азанска€, »верска€,
¬ладимирска€ иконы в какое-то врем€ дл€ страны €вл€лись защитницами ќтечества.
"ƒержавна€" в ћоскве лежала, всеми забыта€, но именно через нее √осподь €вил
—вое знамение. —ам √осподь выбирает те иконы, которые дл€ Ќего нужны."



ƒействие благой воли Ѕожией, €вл€ющей знамени€ от икон по лицу всей –оссии,
сегодн€ €вственно и несомненно. ¬озникает вопрос: если оно не приносит очевидных
результатов, зачем все-таки происходит? Ќо точно так же можно спросить, зачем
звучит церковный колокол перед началом службы? «ачем раздаютс€ слова благовести€
со страниц ≈вангели€? ќни слышны всем, но каждый человек имеет свободу
откликнутьс€ на этот призыв или пройти мимо.



ћожет быть, по усмотрению Ѕожию очередное мироточение происходит лишь дл€
нескольких людей - ближайших свидетелей. »ли даже дл€ одного единственного
человека.



—егодн€ чудеса еще дл€тс€. ѕока не заметно, чтобы их число шло на убыль. —колько
еще будет продолжатьс€ это небывалое знамение? ѕринесет ли оно, наконец, плоды?
»ли долготерпение Ѕожие будет исчерпано, и чудеса будут отн€ты от нас, как
оказалс€ таинственно сокрыт »верский мироточивый образ?



“олько врем€ даст ответ на эти вопросы.



ј.ћ. Ћюбомудров



Ћюбомудров јлексей ћаркович - научный сотрудник »–Ћ» –јЌ (ѕушкинского ƒома),
кандидат филологических наук. — 1992 г. по благословению митрополита
—анкт-ѕетербургского »оанна собирает свидетельства о чудесных €влени€х в
ѕравославной ÷еркви. јвтор книги "«намени€ Ѕожии от св€тых икон."




ѕримечани€



[1] Ќастольна€ книга св€щеннослужител€. ћ., 1983. “. 4. —. 54.



[2] —лово "миро" имеет несколько значений. ќдно из них обозначает искусственный
состав из различных благовонных веществ, который после осв€щени€ употребл€етс€ в
церковном таинстве миропомазани€. ƒругое значение - масл€ниста€ влага,
образующа€с€ сверхъестественным образом на иконах или св€тых мощах. Ћабораторные
анализы показывают, что это жидкость органического происхождени€, иногда
напоминающа€ оливковое масло, но каким образом она возникает на св€тын€х,
остаетс€ необъ€снимым. ¬ результате исследовани€ влаги, вз€той с одной из
плачущих икон, установлено, что "это самые насто€щие слезы." ћиро не изводитс€
из вещества иконы, а возникает на ней "из ничего." ¬ широком смысле слова в
современной литературе под мироточением понимаетс€ любое чудесное по€вление
влаги на иконах и св€щенных предметах.



[3] [≈вгений ѕосел€нин]. —казани€ о чудотворных иконах Ѕогоматери и о ≈€
милост€х роду человеческому: [¬ 2 кн.].  оломна, 1993.  н. 1. —. 385-388.



[4] ”спенский Ћ. ј. Ѕогословие иконы ѕравославной ÷еркви. »зд.
«ападноевропейского экзархата. ћ., 1989. —. 410.



[5] ќн описан, в частности, в книге архиеп. ’арбинского ћефоди€ (√ерасимова) "ќ
знамении обновлени€ св€тых икон" (’арбин, 1925; ћ., 1999).



[6]   насто€щему времени сделаны попытки обобщить этот опыт, собрать и
систематизировать свидетельства, рассказать о наиболее впечатл€ющих случа€х.
—м., например: Ћюбомудров ј.ћ. "«намени€ Ѕожии от св€тых икон. 1991-" (—ѕЅ.,
1997); цикл статей ¬.ј. —аулкина ("ѕравославна€ беседа, 1997, є 1, 2, 3),
ј.√.¬игасиной ("ƒаниловсий благовестник, 1997, є9) и др. ¬ 1999 г. в ћоскве при
ѕравославном университете создана группа по изучению чудесных €влений от икон, а
27-28 €нвар€ 2000 г. в рамках VIII –ождественских чтений состо€лась конференци€,
специально рассматривавша€ данную тему.



[7] „удо мироточени€ нужно воспринимать в св€зи другими знамени€ми,
происход€щими в эти же годы. Ёто обновлени€ икон, их чудесные обретени€ (тема,
заслуживающа€ отдельного интереснейшего исследовани€); чудеса от мощей св€тых;
знамени€ стихий (например, гроза с градом на ѕасху 1993 г. (в этот день в
древнейшей обители –оссии, ќптиной ѕустыни, были убиты три монаха), ураган в
ћоскве в ночь на праздник всех российских св€тых 21 июн€ 1998 г.).



[8] ћихаил ѕомазанский, прот. ќ вере. јпологетические заметки // √рад- итеж. ћ.
1992. є 7 (12). —. 28.



[9] ћефодий (√ерасимов), архиеп. ќ знамении обновлени€ св€тых икон. ћ.,—. 180.




[10] Again. »зд. јнтиохийской ѕравославной ћиссии. Ѕен Ћомонд ( алифорни€).
1995. “. 18. є 3. —. 16-18.



[11] The Jerusalem Post. . 26 но€б.; ѕравославный мир. 1997. є 1. —. 41-43.



[12] ѕравославный мир. 1997. є 2. —. 42-43.



[13] —м., например, кн: "—ветильник веры и благочести€. —в€той праведный »оанн,
 ронштадтский чудотворец. ∆итие. Ќовые чудеса. јкафист" (—ѕЅ., 1998) и др.



[14] ћелешко  ирилл, прот. Ќовое чудо Ѕогородицы // ѕравославна€ ћосква. . є 9.
—. 1.



[15] ћы оказались недостойны этого чуда... »з интервью »осифа ћуньоса журналу
"ѕравославна€ –усь" (1992) // ¬ертоград-»нформ. 1998. є 10. —. 14-15.



[16] ƒуховна€ брань. ќ козн€х врага спасени€ и как противосто€ть им. ћ., 1993.
—. 132-133.



[17] ¬€зовский ». «намение в »ваново // ¬ера-Ёском.є 335; 337.



[18] “ам же. є 337. —.9.



[19] “ам же. —. 11.



[20] “ам же. є 335. —. 11-12.



[21] —тенограмма телевизионной программы "¬ести" 4 марта 1999 г., адрес в
»нтернете www.indi.ru/private/RTR/V_03.htm.



[22] »нокин€ ћарина (—мирнова). „удо в монастыре // –евнитель ѕравославного
Ѕлагочести€. Ѕарнаул,є. 12.



[23] ¬ периодике, в том числе православной, уже высказывались опасени€ по поводу
тенденции, наблюдающейс€ в св€зи с »вановским феноменом (¬ертоград-»нформ.є 4.
—. 34; Ќародна€ газета. 2000. 10 феврал€. —. 3).



[24] ƒуховна€ брань. —. 113



[25] ÷ит. по: свт. »гнатий (Ѕр€нчанинов). ќ чудесах и знамени€х. —ѕЅ., 1990. —.
20-21.


 атегори€: √ипотезы,предсказани€ будущего |
»сточник: http://www.esoreiter.ru/|



ћатериал подготовлен: http://planeta.moy.su
–убрики:  –елиги€


ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



ћумсик   обратитьс€ по имени „етверг, 31 январ€ 2013 г. 21:24 (ссылка)
—пасибо большое. Ѕлагодарю за интереснейший пост.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени „етверг, 31 январ€ 2013 г. 21:25 (ссылка)
ћумсик, ѕожалуйста.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Radeia   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 01 ‘еврал€ 2013 г. 05:15 (ссылка)
Ѕлагодарю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 01 ‘еврал€ 2013 г. 13:02 (ссылка)
Radeia, Ќа здоровье!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Milana-529   обратитьс€ по имени —уббота, 15 ‘еврал€ 2014 г. 15:51 (ссылка)
’ороший, нужный пост! —пасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени —уббота, 15 ‘еврал€ 2014 г. 16:40 (ссылка)
Milana-529, ѕожалуйста!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку