-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 39316
 омментариев: 213001
Ќаписано: 297606


—овременные чудотворные иконы

ѕ€тница, 18 январ€ 2013 г. 21:53 + в цитатник
—овременные чудотворные иконы


«намени€ минувших столетий

÷ерковь рассматривает икону как особую форму откровени€ Ѕожественной реальности. »кона имеет великую силу благодатного действи€, очищающего души созерцающих ее людей. ¬ молитве на осв€щение иконы испрашиваетс€ у Ѕога дарование ей благодатной силы ƒуха —в€того "бесов отгон€ти и вс€ недуги исцел€ти." —огласно православному догмату иконопочитани€, утвержденному VII ¬селенским —обором, "честь, воздаваема€ иконе, относитс€ к ее первообразу, и поклон€ющийс€ иконе поклон€етс€ ипостаси изображенного на ней." —обор особенно подчеркивает, что мы воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному только Ѕогу. "»кона таинственно содержит в себе присутствие того, кого она изображает, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону" [1].
Е
¬се канонические иконы в храмах или домах св€щенны благодар€ своему духовному содержанию и смыслу. ќднако некоторые избираютс€ ѕромыслом Ѕожиим дл€ особых знамений. »сход€щие от них неизреченный свет, благоухание, св. миро - вещественные знаки €влени€ мира горнего, ÷арстви€ Ѕожиего.

»стори€ ѕравославной ÷еркви насчитывает около тыс€чи образов, прославившихс€ чудотворени€ми за всю историю христианства. Ѕольшинство их - образы Ѕожией ћатери, Ќебесной «аступницы человеческого рода. √лавным основанием дл€ почитани€ того или иного образа чудотворным служило удостоверенное дарование конкретной помощи люд€м, будь то исцеление бол€щих, заступление от врагов, пожаров, стихии. »ногда эту помощь предвар€ло или сопровождало некое сверхъестественное событие: ћатерь Ѕожи€ —ама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести ≈е образ; иконы шествовали по воздуху, спускались или поднимались сами собой; от них наблюдалось си€ние при их обретении (≈лецка€-„ерниговска€, „енстоховска€-“ывровска€, ÷аревококшайска€, ∆ировицка€, "ћилующа€," јхтырска€, √аличска€, ƒубовицка€), исходило благоухание ("≈леоточива€"), звучал голос ("—коропослушница," ёгска€, —моленска€-—оловецка€), икона сама собой обновл€лась ( асперовска€) или оживало изображение на ней ("Ќеча€нна€ радость," —ерафимо-ѕонетаевска€).

ќт некоторых образов чудесным образом источались кровь, слезы, миро. »стечение крови ("«акланна€," ƒолисска€, „енстоховска€, »верска€,  ипрска€, ѕахромска€, "Ќеча€нна€ –адость"), как правило, происходило из нанесенной образу раны - дл€ вразумлени€ людей, оскорбивших св€тыню. —лезы, истекавшие из очей ѕресв€той Ѕогородицы ("ѕлачуща€," “ихвинска€-јфонска€, »льинска€-„ерниговска€, ѕр€жевска€, –€дитенска€,  азанска€-¬ысочиновска€,  азанска€- аргопольска€, "”миление"-Ќовгородска€,  аплуновска€, ћирожска€, "«намение"-Ќовгородска€,  орсунска€-»зборска€), воспринимались и как знак скорби Ѕожией ћатери о грехах человеческих, и как знак милосерди€ ¬ладычицы, плачущей о своих чадах. — 16 по 24 апрел€ 1662 года плакала »льинско-„ерниговска€ икона Ѕожией ћатери. Ёто случилось спуст€ четыре года после написани€ образа. ¬последствии эта икона прославилась многими дивными чудесами, описанными св€тителем ƒимитрием –остовским в книге "–уно ќрошенное." ¬ 1854 г. епископ –оманский ћелхиседек стал одним один из очевидцев истечени€ слез от иконы, получившей впоследствии название "ѕлачущей" (в –умынском —окольском монастыре). ¬ладыка говорил, что подобные событи€ происходили и в древности и что это "всегда предвещало т€жкие испытани€ дл€ ÷еркви ’ристовой и дл€ ќтечества."

÷ерковному преданию известно несколько икон, от которых источалось св€тое миро [2]. ≈ще в древности, в VI веке, на ѕисидийской иконе струилс€ елей от руки Ѕогородицы. ¬последствии это чудо было утверждено в своей истинности VII ¬селенским —обором. ¬ ’III веке после усердной молитвы блаженного ѕрокопи€ и людей о спасении от каменного града ¬еликого ”стюга по иконе Ѕлаговещени€ ("”стюжского") потекло миро - знамение совершившегос€ над городом милосерди€ Ѕогоматери. 16 сент€бр€ 1392 года миро возникло от десницы Ѕогоматери на “олгской иконе. ¬ 1592 году образ "ѕохвалы ѕресв€той Ѕогородицы" был похищен с јфона разбойниками. Ќо, когда икона покрылась благовонным миром, они раска€лись и вернули св€тыню. Ќа п€той седмице ¬еликого поста 1635 года в ќранском Ѕогородицком монастыре Ќижегородской епархии во врем€ вечернего славослови€ с акафистом на ¬ладимирской-ќранской иконе от главы ћладенца »исуса истекло миро и весь храм наполнилс€ благоуханием. ¬ 1848 году, в ћоскве в доме полковника ƒ. Ќ. Ѕонческула находилс€ только что написанный список чудотворной иконы "—поручница грешных." ¬ ѕасху икона заблестела, и на ней увидели капли, похожие на дождевые. Ќа ощупь они были масл€нисты и благоухали. „ерез помазание чудной влагой получили исцеление больные. ќбраз пожертвовали в храм, где он прославилс€ и другими чудотворени€ми.

—амо по себе мироточение не было событием, на основании которого икона считалась чудотворной. ќбычно она обнаруживала свою исцел€ющую силу по молитвам перед ней до или после мироточени€, которое лишь указывало на избранность иконы. ѕочти всегда миро собиралось и употребл€лось именно дл€ исцелени€ душевных и телесных недугов (совершенно подобно чудесному миру от мощей св. угодников). Ёто свойство вошло даже в определение пон€ти€, данное в "ѕолном церковнослав€нском словаре" (сост. √.ƒь€ченко): "ћироточивый - источающий чудотворное миро во исцеление болезней."

ƒл€ прославлени€ образа чудесами не имеет значени€, древний он или новый, "намоленный" или нет, из какого материала изготовлен (дерево, камень, металл, бумага), какими красками написан. “ак, в XIX веке “ихвинска€ икона в селе ѕавловском была €влена народу по особому откровению ћатери Ѕожией, велевшей поновить изображение. ÷ерковный староста, которому образ показалс€ обветшавшим и неблаголепным, не почтил его и был наказан за это ¬ладычицей. ¬последствии икона, уже прославивша€с€ исцелени€ми, была арестована (!) московской консисторией как "неправославна€," но вызволена благодар€ вмешательству митрополита ‘иларета и после исправлени€ изображени€ возвращена на прежнее место [3].

Ќередко возникает вопрос, почему станов€тс€ чудотворными и неканонические, в живописном или "академическом" стиле написанные иконы? –азмышл€€ над этим фактом, известный знаток иконописного искусства Ћ.ј.”спенский говорит: "”становленный Ѕогом пор€док »м же нарушаетс€ дл€ спасени€ человека. „удеса бывают по милосердию Ѕожию <...> и в нарушение церковных канонов. <...> Ќо чудо, по самому определению своему, не может быть нормой: тем как раз оно и чудо, что выходит из нормы" [4].

ƒва периода повсеместных знамений

¬плоть до ’’ века мироточение или слезоточение иконы (в книге ≈.ѕосел€нина "—казани€ о чудотворных иконах Ѕогоматери и о ≈е милост€х роду человеческому" описаны соответственно 6 и 12 - за 2000-летнюю историю ÷еркви) было редким, исключительным €влением. ћассовые знамени€ наблюдаютс€ в –оссии только в ’’ веке. ѕервый такой период приходитс€ на начало 1920-х годов [5].

—егодн€ мы €вл€емс€ современниками другого потр€сающего чуда - повсеместных знамений от икон, начало которых можно с полной определенностью отнести к 1991 году. ’от€ отдельные случаи наблюдались и прежде (например, мироточение от икон  азанской Ѕожией ћатери и преподобного јмвроси€ в ќптиной пустыни 16 но€бр€ 1988 г.), именно с 1991 года сообщени€ о чудесах от икон начинают поступать одно за другим из самых разных мест –оссии. ¬ последующее дес€тилетие зафиксированы сотни случаев. »коны чудесным образом обретаютс€, обновл€ютс€, мироточат - в храмах, монастыр€х, в домах простых людей. » прежде всего это именно мироточени€ и плач икон. —ейчас редкий номер церковного журнала или газеты, центральной или областной, не содержит упоминани€ о новом подобном чуде [6]. Ётот период и самый продолжительный: он длитс€ уже дес€ть лет, и пока интенсивность его не уменьшаетс€.

ѕрежде, чем обратитьс€ к духовному смыслу современных чудотворений, обозначим их внешние особенности.

 ак и в прежние века, знамени€ от икон чаще всего даютс€ в дни ¬еликого поста - врем€ сугубого пока€ни€ и сокрушени€ о грехах. Ќередко они соотносимы с двунадес€тыми праздниками, пам€тью конкретной Ѕогородичной иконы или св€того.

Ѕросаетс€ в глаза их чрезвычайное разнообразие. ¬ наши дни благодатна€ роса или миро часто выступает не на одной, а на нескольких иконах храма, на киотах, расп€ти€х. Ѕывает, влага по€вл€етс€ и набухает на стекле, покрывающем образ, или выступает на самой иконе под ним. ƒревность или новизна иконы, ее материал не имеют значени€: мироточат изображени€ на дереве и бумаге, стекле и металле, источают миро фотографии и репродукции икон (в том числе на настенных плакатах, карманных календариках, изображени€ икон в богослужебных книгах и др.).

¬ид, цвет и консистенци€ образующейс€ жидкости разнообразны: от густой, т€гучей смолы до росы, поэтому иногда говор€т о "елеоточении" или "росоточении." ќна может иметь благовонный аромат, напоминающий запахи цветов (роз, жасмина) или ладана. ‘орма и размер капель также чрезвычайно различна. »ногда они покрывают все изображение, иногда как бы стру€тс€ из определенных точек. »звестны случаи, когда миро текло снизу вверх, вопреки закону т€готени€. ћиро может на какое-то врем€ исчезать, а затем по€вл€тьс€ вновь.

ƒаже на одной иконе мироточени€ бывают удивительно разнообразны. ¬от один из примеров. Ќа первой седмице ¬еликого поста г. в храме села Ќижн€€ Ѕайгора ¬оронежской обл. мироточила »верска€ икона Ѕожией ћатери: 24 феврал€, в канун ѕрощеного воскресень€, миро от образа текло потоком, так что под икону положили полотенце, а храм наполнилс€ неизреченным благоуханием. ¬ „истый понедельник миро истекало из-под венца и от чела Ѕогоматери; во вторник - капл€ми по всей иконе; в среду - икона высохла, а из очей ¬ладычицы полились слезы.

ќбновлени€ и мироточени€ чаще наблюдаютс€ не в тех храмах, которые были открыты прежде (в советское врем€), а в восстанавливаемых или вновь открываемых церкв€х и обител€х. Ќапример, в —анкт-ѕетербургской епархии в 1990-е годы они происходили в переданных ÷еркви монастыр€х (»оанновском и Ќоводевичьем), монастырских подворь€х (¬алаамском и «еленецком), в нескольких приходских храмах - вскоре после того, как их здани€ были возвращены ÷еркви и в них начала возрождатьс€ богослужебна€ жизнь.

Ќо сама€ существенна€ особенность, повторим, их повсеместный характер [7].

¬ 20-е годы обновлени€ икон прошли по стране как бы волнами, затронув лишь отдельные области. ¬ наши дни местом знамений стала вс€ –осси€: городские и сельские храмы, монастыри, дома благочестивых людей. Ќикогда еще –усска€ ѕравославна€ ÷ерковь не встречалась с тем, чтобы иконы плакали и мироточили повсеместно! Ёто небывалое €вление в истории страны - несомненный исторический факт, имеющий огромное духовное значение. Ёто €вный глас Ѕожий, обращенный ко всему народу русскому.

Ќа что указует он?   чему призывает, от чего предостерегает? Ќаверное, ответить на эти вопросы в полноте пока невозможно. Ќо очевидно, что нельз€ оставатьс€ равнодушным к нему, нельз€ оставить его без внимани€ и осмыслени€.

«намени€ и современна€ –осси€

≈сли соотнести знамени€ с нынешними духовными и историческими процессами, то можно отметить следующие важнейшие моменты.

1. —в€зь с современной историей –оссии.

„асто приходитс€ слышать, что знамение от иконы - предвестье беды, призыв готовитьс€ к гр€дущим потр€сени€м. ƒействительно, в истории были такие случаи. Ќо если рассмотреть периоды множественных чудес, то наблюдаетс€ несколько ина€ картина. ћассовые знамени€ 1920-х годов происходили не до, а после катастрофы 1917 года, и как бы сопутствовали скорб€м тех лет. “очно так же массовые знамени€ 1990-х происход€т после грандиозного перелома в жизни –оссии, одновременно с нелегкими испытани€ми последнего дес€тилети€.

1991 год стал, без сомнени€, судьбоносным дл€ ќтечества. Ќачалось расчленение собиравшегос€ веками единого государства. ќгромна€ страна оказалась ввергнутой в пучину огненных испытаний.

Ётот год отмечен поразительными знамени€ми. ¬от их кратка€ хроника. ¬ самом начале - неожиданное обретение мощей двух великих российских св€тых, чьи пророчества и чудеса пр€мо св€заны с гр€дущим –оссии, - преподобного —ерафима —аровского и св€тител€ »оасафа Ѕелгородского. ѕроизошло оно в »мператорском  азанском соборе —анкт-ѕетербурга. √осподь послал двух —воих угодников дл€ поддержки и сугубой помощи –оссии в преддверии т€жких скорбей, как ходатаев и молитвенников за свое земное ќтечество, за единокровный народ перед ѕрестолом Ѕожиим. явление мощей двух угодников словно прообразовало предсказанное в јпокалипсисе пришествие на землю двух св€тых в антихристово врем€.

Ќа —ветлой седмице 1991 года источала благоуханное миро икона Ѕожией ћатери "ƒержавна€" из Ќиколо-ѕерервинской обители в ћоскве. ћожет быть, ѕресв€та€ ¬ладычица свидетельствовала, что, прин€в на —еб€ преемство державы –оссийской с концом православной монархии в 1917 году, ќна не оставл€ет —воего прикровенного царствовани€ и в новое —мутное врем€? (Ќевозможно не отметить тот факт, что и в последующие годы множество знамений было €влено именно в день ƒержавной иконы).

Ћетом в одном из старинных храмов ¬ологды текли слезы из очей √оспода на образе Ќерукотворного —паса. 18 августа в √рузии заплакала старинна€ икона Ѕогоматери. Ќа август приходитс€ наибольшее количество знамений, совершившихс€ в 1991 году. ¬семирно известна€ »верска€-ћонреальска€ чудотворна€ икона, непрестанно источающа€ св€тое миро, именно в августе 1991 года впервые восплакала: как заметил ее хранитель, "у ћатери Ѕожией по€вилась слеза, котора€ просто держалась и долго не падала." —ам он тогда еще ничего не знал о событи€х в –оссии...

18 но€бр€ 1991 г. враги ÷еркви бросили в окно ћалого собора московского ƒонского монастыр€ зажигательную бомбу. Ќо Ѕог поругаем не бывает! ѕри восстановительных работах, 19 феврал€ 1992 г., √осподь €вил —вою милость и воздвиг еще одного сильного заступника ÷еркви и ќтечества: были обретены мощи св€того ѕатриарха “ихона.

22 но€бр€ 1991 года в смоленском ”спенском соборе источила слезу  азанска€ икона Ѕожией ћатери. —моленск - древнейший город-крепость с великими св€тын€ми, чудотворными образами - многие столети€ охран€л –усь от нашествий с «апада. ќн и ближайший русский город к Ѕелоруссии, на чьей территории спуст€ две недели (8 декабр€) был заключен Ѕеловежский сговор...

»так, восплакали, €вили скорбь сразу несколько икон в разных концах –оссии и за ее пределами. "—лезы Ѕогоматери! явление, привод€щее в трепет и благоговение, - пишет о плачущих иконах прот. ћихаил ѕомазанский. - ќно свидетельствует, как близка миру Ѕогородица. Ќо - пусть бы этих слез не было! ≈сли в семье нет дл€ детей большего гор€, как видеть плачущую свою мать, то дл€ христиан каким должно быть сильным и страшным потр€сением знать, что о них и из-за них проливает слезы ћатерь Ѕожи€!.. —видетельствуют ли они о том, что Ќебеса вид€т скорби, что слышат плачущих и что Ѕогородица через икону —вою вещает утешительное: "я с вами"? —корбит ли Ѕожи€ ћатерь о нестроени€х в ѕравославных ÷ерквах? Ќе знаем. Ќо не станем отводить от себ€ мысль о великом значении данных знамений дл€ всех нас и дл€ каждого из нас, не допустим мысли, что "это к нам не относитс€." ”корительно дл€ нас, и предостерегающе, и призывом к пока€нию должны быть прин€ты нами слезы Ѕогоматери!" [8]

«намени€ми от икон на —еверном  авказе отмечено начало кровопролитной первой „еченской войны: 27 ма€ 1994 года обновилась икона св€тител€ Ќикола€ в —таврополе, а 9 июн€, в праздник ¬ознесени€ √осподн€, в присутствии сотен богомольцев в церкви станицы «еленчукской заструились слезы из очей Ѕогоматери на двух иконах - "»верской" и "—коропослушницы."

Ќапомним, великое чудо, €вление ћатери Ѕожией произошло в июне 1995 г., когда бандиты-басаевцы совершили нападение на мирный ставропольский город Ѕуденновск (носивший ранее название —в€той  рест). ¬ небе над больницей, где томились заложники, многие видели ѕресв€тую ƒеву, мол€щуюс€ перед  рестом. Ќа основании свидетельств очевидцев —тавропольский митрополит благословил написать икону Ѕожией ћатери, получившую название "—в€то- рестовска€." ќна стала еще одним свидетельством заступничества Ѕогородицы за –оссию.

2. ћногие чудеса несомненно св€заны с св€тыми покровител€ми –оссии - ÷арственными ћучениками.

»звестно, что древн€€ чудотворна€ ‘еодоровска€ икона Ѕожией ћатери, родова€ св€тын€ дома –омановых, незадолго перед арестом и убийством последнего √осудар€ и ≈го —емьи внезапно почернела (она пребывает в таком виде и по нынешнее врем€). “аинственна€ св€зь ÷арственных ћучеников с их Ќебесной ѕокровительницей про€вилась в знамени€х от списков с ‘еодоровской иконы в ÷арском —еле. ¬ 1992 году возобновились богослужени€ в ‘еодоровском √осударевом соборе, воздвигнутом по благоволению √осудар€ Ќикола€ јлександровича и ставшем духовной и исторической св€тыней –оссии. 15 марта, в день “оржества ѕравослави€ (совпавший в том году с днем вынужденного отречени€ ÷ар€ от престола и с празднованием ƒержавной иконе), в храм пожертвовали небольшую икону. «а год до этого мальчик нашел ее в соседнем парке, на берегу ручь€. “олько в храме разобрали полустертую надпись на окладе - "‘еодоровска€...." “ак чудесно обретенный образ осв€тил собой собор его имени. ¬ сент€бре 1994 г. в ÷арском —еле замироточил другой ‘еодоровский образ. Ёто чудо от иконы-покровительницы ÷арского ƒома многие верующие св€зали с тем, что в тот же день в ѕетропавловском соборе хоронили останки ¬еликого  н€з€ √еорги€ јлександровича, оскверненные кощунственной эксгумацией в июле того же года.

¬ ѕокровском храме ћариенбурга (близ √атчины), выстроенном в пам€ть чудесного спасени€ ÷арской семьи при крушении поезда у станции Ѕорки, замироточила икона "¬зыскание погибших." Ёто произошло 17 феврал€ 1994 г., в канун праздновани€ этой иконе. —начала из ока Ѕогоматери истекла тонка€ светла€ струйка, затем слезы потекли одна за другой, потом по€вились три полоски мира от левого плеча. ѕозже замироточила вс€ поверхность иконы. „удо продолжалось около двух мес€цев. —ама икона также написана в пам€ть избавлени€ от гибели »мператорской семьи.

Ќесколько чудес произошли в петербургском храме Ѕого€влени€, построенном и осв€щенном в пам€ть чудесного спасени€ Ќаследника ÷есаревича Ќикола€ јлександровича при нападении на него €понского самура€ на ‘оминой неделе 1891 г. ѕосле возвращени€ храма епархии в 1992 году без человеческого вмешательства постепенно обновилась настенна€ живопись, причем этот процесс началс€ с картины "”верение апостола ‘омы." ¬ 1998 г. епархиальной комиссией зафиксировано чудесное обновление иконы –ождества ’ристова. „удо произошло вечером 14 марта, в канун праздника ƒержавной иконы Ѕожией ћатери.

31 €нвар€ 1997 г. в доме прихожанки г.¬оскресенска ћосковской области замироточила прозрачным благоухающим миром небольша€ бумажна€ икона ÷ар€-ћученика Ќикола€ јлександровича и св. равноап. кн€з€ ¬ладимира. ј в 1998 году началось мироточение широко известной ныне иконы √осудар€ Ќикола€ јлександровича. »кона €вл€етс€ одной из литографических копий образа, написанного в  алифорнии. ѕорфироносный ѕомазанник Ѕожий изображен на нем в золотисто-красных тонах, в неземном си€нии, с символами царской власти - державой и скипетром в руках. "—и€ св€та€ икона написана дл€ прославлени€ ÷ар€-ћученика в –оссии," - гласит надпись на образе. ћироточение иконы восприн€то верующими как еще один знак св€тости √осудар€, еще одно свидетельство необходимости его скорейшей канонизации в своем земном ќтечестве. ¬ 1999 году образ начал свой путь по храмам и городам –оссии, куда его перенос€т дл€ поклонени€. ќн находилс€ в числе других икон на борту самолета во врем€ "крестного хода по воздуху" вокруг пределов –оссии в июне 1999 г.

3. ѕо многим признакам наше врем€ можно назвать эпохой нового иконоборчества. ѕро€вл€етс€ оно многообразно, подчас в изощренных формах. ¬сем пам€тна публична€ ритуальна€ рубка икон топором в самом центре столицы –оссии, в ћанеже. ѕовсеместным стало поругание св€тых образов, изображенных на календар€х и плакатах, газетах и журналах, которые по прочтении выкидывают на помойку. ƒа и в торговых точках така€ печатна€ продукци€ зачастую вал€етс€ на полу в метро, соседствует с содомитскими картинками. ≈ще выразительный пример: некто проф. ≈. .ƒулуман, "кандидат богослови€," на интернетовском сайте "јтеизм" дает рецепт, как подделать мироточение: нужно вз€ть икону и несколько раз легонько процарапать ее наждаком, а затем разбрызгать масло пульвелизатором. —в€тотатец признаетс€, как сам проделал это с иконами.

ѕоэтому вполне применимы и к нашему времени слова, сказанные ¬ладыкой ћефодием про 1920-е годы: "ярость гонителей веры устремилась по преимуществу на поругание св€тых икон, храмов Ѕожиих и других св€тынь. «намением обновлени€ благодать Ѕожи€ €вственно утверждает истину почитани€ св€тых икон, св€тость храмов Ѕожиих и православного богослужени€ и обличает безумие хулителей св€тых икон, безбожников и сектантов" [9].

4. Ќельз€ обойти вниманием тот факт, что знамени€ мироточени€ и плача икон подаютс€ и всему православному миру в разных концах земли.

—амой известной мироточивой иконой ’’ века стал »верский-ћонреальский образ Ѕогоматери. Ќаписанна€ афонским иконописцем копи€ древней »верской иконы была подарена »осифу ћуньосу, православному испанцу, который поместил ее в своей квартире в ћонреале. Ќачина€ с 1982 г. эта икона непрестанно источала св€тое миро, а в августе 1991 года на ней впервые увидели слезы. ¬ –оссию во множестве присылались ватки с дивно благоухающим миром. ÷елительна€ милость изливалась на людей, прибегающих к «аступнице в скорби и болезни. ¬ семь€х благочестивых христиан-молитвенников источают миро бумажные репродукции и фотографии ћонреальской иконы. –€д обсто€тельств указывал на то, что образ был мистически св€зан с судьбой –оссии, подвигом Ќовомучеников.

“аинственные и страшные событи€ произошли 31 окт€бр€ 1997 года: »осиф ћуньос был мученически убит при загадочных обсто€тельствах в √реции, а чудотворна€ икона исчезла.

»звестны и другие случаи. Ќапример, плач Ѕогоматери в јмерике: семь€ православных греков, живуща€ в Ќью-…орке, купили маленькую бумажную икону Ѕожией ћатери "—трастна€." ¬есной 1960 года из очей Ѕогородицы потекли слезы, от которых на бумаге образовались бороздки.

¬ храме свт. Ќикола€ в „икаго плакала икона Ѕожией ћатери "ќдигитри€."

¬ небольшом храме австралийского городка ћаунт ѕричард в престольный праздник ”спени€ Ѕожией ћатери, 28 августа 1994 года, полутораметровое расп€тие стало источать миро.  апли выступили на лике, руках, груди и ногах —пасител€. ќни были светлы, масл€нисты и издавали благоухание, напоминающее аромат роз или ладана. ¬о врем€ молебнов мироточение усиливалось так, что капли падали с иконы на пол. „удо, продолжавшеес€ более года, дало духовные плоды. ћногие очевидцы, прежде равнодушные к вере и Ѕогу, принесли пока€ние и стали истинно верующими православными людьми [10] .

¬ но€бре года в ¬ифлееме, в церкви –ождества ’ристова начал плакать образ —пасител€. ќн находитс€ наверху мраморной колонны, расположенной сбоку от главного алтар€, перед спуском в пещеру, где родилс€ Ѕогомладенец. Ѕазилика –ождества воздвигнута в IV веке св€той равноапостольной царицей ≈леной, и за минувшие шестнадцать столетий служба в ней никогда не прерывалась. „удо официально засвидетельствовано св€щенниками греческой церкви, один из которых сказал: "»исус плачет потому, что мир идет по неверному пути" [11].

3 феврал€ 1997 года, в день праздновани€ иконе Ѕожией ћатери "ќтрада и ”тешение," в  иккском монастыре на  ипре заплакал список этой чудотворной иконы. »з очей ѕресв€той ƒевы и правого ока Ѕогомладенца одновременно заструились слезы. јрхиепископ призвал народ к пока€нию, дабы весь остров не постигла судьба его восточной части, где иноверцами были истреблены тыс€чи православных [12].

ћы не имеем полной статистики чудес от икон в зарубежных странах. Ќо, по-видимому, массовые знамени€ происход€т сегодн€ только в –оссии.



ƒуховные итоги дес€тилетних знамений

— начала знамений прошло дес€ть лет. ѕопытаемс€ осмыслить духовные последстви€ этого €влени€, оценить его плоды. »зменилось ли что-то в духовном состо€нии русского народа? ћожно ли с определенностью утверждать, что этот глас Ѕожий услышан –оссией?

¬озможно, некие духовные процессы свершаютс€ невидимо дл€ нас, и лишь со временем про€в€тс€ зримо. ќднако видимых плодов мы не наблюдаем. ќбщего воцерковлени€ народа не происходит. » пока мир не ответил на голос Ѕожий, не откликнулс€ на него.

¬о многих ли душах созерцание знамени€ от иконы укрепило веру и усилило пока€ние? »звестно, что современные случаи чудесной помощи Ѕогоматери и св€тых угодников "воцерковл€ют" маловерных людей, подобные чудеса непосредственно направлены на спасение души. “аких фактов множество [13]. Ќо скольких людей, например, мироточение иконы привело в ÷ерковь, скольких подвигло к перемене греховной жизни? Ќаверное, такие факты есть, но, похоже, они остаютс€ крайне редкими и единичными.

¬оспри€тие современных знамений от икон людьми про€вл€етс€ многообразно. ћожно выделить несколько типов отношени€ людей к чуду.

а) ƒл€ малой части воцерковленного народа, дл€ ближайших свидетелей чуда - благоговейное почитание, сугуба€ молитва. Ёто де€тельный отклик, имеющий своим следствием возрождение и укрепление человека.

б)  ажетс€, шире распространено оккультно-потребительское отношение, дл€ которого характерен интерес к чуду как магическому средству помощи. ѕрослышав, например, про мироточение, люди стрем€тс€ во что бы то ни стало раздобыть целебное миро, чтобы вылечить конкретную телесную болезнь.  онечно, пути √осподни неисповедимы, и, возможно, через веру в цельбоносность вещей внешних человек может прийти к исповеданию вещей невидимых. Ќо часто очень трудно отделить такое отношение к иконе от поисков нового универсального лекарства, разрекламированного —ћ» или соседкой. ƒостигает ли таковых совет пойти в ближайший храм и отслужить молебен перед местной почитаемой иконой? ѕонимают ли, что главным в отношении личности к Ѕогу должно оставатьс€ смиренное упование на ≈го милость?

в) ќтстраненно-любопытствующее, когда €вление чуда остаетс€ фактом сознани€, но не затрагивает глубин души, не имеет духовных последствий.

ѕарадоксальной чертой современного общественного сознани€ стало влечение к чудесам ложным, демоническим при разительном равнодушии к чудесам Ѕожиим. —екул€рное общество по-прежнему не помышл€ет о спасении души, которое даетс€ приложением внутренних сил и смирением, а, отказыва€сь от подлинного чуда - дарованной Ѕогом жизни, торопитс€ освоить мир "тайных знаний." ѕоток сенсационной мистики оглушает человека, гасит дух, уничтожает личность. √де уж тут отличить ложь от истины! "«ар€дка" воды экстрасенсом встает в один р€д с чудом от св€той иконы...

¬ народе заметна разочарованность и душевна€ апати€. ћожет быть, потому и не воспринимаютс€ многими удивительные случаи подлинно Ѕожией милости? ¬ году в одном из храмов ¬оронежской епархии происходило поразительное чудо: плакала и мироточила »верска€ икона Ѕожией ћатери. ќб этом сообщали в печати. Ќо храм осталс€ пуст. "я, как мог, объ€снил прихожанам, кака€ благодать велика€ совершаетс€, - рассказывал с сокрушением насто€тель. - ...¬ селе полторы тыс€чи человек. “огда же в деревню приехала машина делать рентген, и 250 человек толпилось р€дом с церковью, но в нее никто не зашел, хот€ служба каждый день. ƒуховно парализованные..." [14].

г) — другой стороны, равнодушно-безразличное отношение к чуду стало характерным и дл€ многих верующих и церковных людей. ƒл€ них чудо от иконы стало привычным, можно сказать, обыденным €влением. ѕроисходит девальваци€ чуда. ¬спомним: в 1980- годы одно сознание, что где-то, далеко за пределами –оссии, все же есть мироточива€ (ћонреальска€) икона, было мощным духовно-укрепл€ющим православного христианина фактором. —егодн€ можно прийти в монастырь и увидеть на одной иконе этикетку, что она "обновилась тогда-то," на другой - что "мироточила в такие-то числа." ѕерестав быть уникальным, чудо стало €влением массовым, утратило неповторимость, и, дерзнем предположить, перестало воздействовать на ум и сердце.

ѕоказательно, что все эти типы воспри€ти€ чудес можно было наблюдать и среди тех, кто имел возможность лицезреть »верскую-ћонреальскую икону. »осиф ћуньос отмечал, что "через эту икону произошли радикальные изменени€ в жизни многих верующих," было много исцелений и физических, и духовных, люди перерождались, устремл€лись к Ѕогу, ка€лись. Ќо "большинство людей (большинство! - ј.Ћ). приход€т как на зрелище, забаву, просто смотр€т, как стекает миро, сколько стекает, и на этих людей икона не имеет духовного вли€ни€."

ј верующие, особенно в последние годы, стали привыкать к чуду мироточени€, стали воспринимать его "как должное." » если икона была на каком-то приходе, люди даже не приходили туда, говор€: "икона каждый год у нас бывает, приду в следующем году" [15].

—егодн€ мы знаем, что многим из них "придти в следующем году" не удалось. ¬ продолжение 15 лет всему миру было дано это чудо, и вот оно отн€то. Ќе потому ли, что люди перестали откликатьс€ на него?

Ёто скорбное событие надо воспринимать как грозное знамение, как предостережение. ћожет быть, однажды прекратитс€ и изли€ние мира, росы Ѕожией на –оссию. » нынешнее чудотворени€ и знамени€ будут отн€ты от нас...

ќсторожно: чудеса!

Ћукавый, "обезь€на Ѕога," спешит примазатьс€ ко всему св€тому и профанировать его.  ак никогда остро встает необходимость снова и снова напоминать речени€ св€тых отцов о различении духов, о чудесах ложных. ѕоистине настольной книгой каждого христианина должна стать работа свт. »гнати€ (Ѕр€нчанинова) "ќ чудесах и знамени€х," чрезвычайно актуальна€ в наши дни.

»звестно, что и в католическом мире, и в восточных религи€х происход€т слезоточени€, кровоточени€, млекоточени€ - от икон, статуй и скульптурных изображений. —видетельствуют ли эти чудеса об истинности этих религий?  онечно, нет. ¬ книге »сход (гл. 7, 8) повествуетс€ о том, как ћоисей и јарон совершали чудеса в земле ≈гипетской. —овершали они их по повелению Ѕожию. Ќо затем некоторые из этих чудес повтор€ли волхвы "своими чарами."

ћожет ли лукавый подделать чудо мироточени€ от православной иконы? Ќеужели св€тость самого образа - не защита от козней нечистого? ѕриведем фрагмент из сборника св€тоотеческих изречений "ƒуховна€ брань," где речь идет как раз об иконах:

"Ќекоторым враг внушил мысль, что если они не сподоб€тс€ в сей жизни благодатных даров от √оспода, то и не получат их в будущей жизни. ќдному из таких враг показал лучи, исход€щие от иконы, приказал ему открыть рот и глотать их как благодатные дары. “от по неопытности сделал это и затем, повредившись, через неделю умер, не принима€ пищи от страха. ƒругой усердно молилс€ пред иконой. Ћампадка закачалась. ќн прин€л это за признак угодности его молитвы. Ћишь только утвердилс€ в этой мысли, тотчас упал в обморок, и затем обмороки эти стали с ним повтор€тьс€. “ретьему €вилась икона Ѕогородицы, к которой он приложилс€, сделалс€ бесноватым и скоро умер. “аковы последстви€ довери€ своему мнению, мнимой своей св€тости и достоинству в собственных своих глазах" [16].

≈сли мы довер€ем этим свидетельствам, то должно ли полагать, что и мироточение иконы может иметь ту же причину, что "благодатные лучи" и "качающа€с€ лампадка"? ¬ богословской литературе пока не удалось найти ответа на этот вопрос. Ќо несомненно одно: т€жкое духовное поражение получит человек, если воспримет источение влаги на своей иконе "как признак угодности его молитвы"!

ѕравославна€ ÷ерковь всегда призывала к осторожности и духовной трезвости по отношению к чудесам. ќбласть эта сокровенна и опасна, руководствоватьс€ здесь нужно советами св€тых отцов. ј они предупреждали, что ни в коем случае нельз€ добиватьс€ чуда или стремитьс€ к нему. »наче можно впасть в поистине страшные искушени€, подобные упом€нутым. ћежду тем в нынешней –оссии существует €вление, порождающее недоумение у многих православных. Ќачина€ с 1999 года в —в€то-¬веденский монастырь »вановской епархии устремл€етс€ множество людей с тем, чтобы их иконы побывали в одной келье - там они начинают мироточить. ¬оспользуемс€ искренним рассказом корреспондента, например, газеты "¬ера - Ёском" [17], чтобы изложить историю и детали чуда.

¬ келье живут три насельницы монастыр€ - мать Ќаталь€, ее родна€ сестра мать Ћариса с дочерью ћашей. ¬ декабре 1998 г. там замироточила небольша€ “ихвинска€ икона. Ќо массовые чудеса начались позже: 12 феврал€ 1999 г. в келью принесли другие иконы с образом “ихвинской Ѕогоматери, "просто, чтобы осв€тить - и к вечеру все эти семь иконок замироточили." ”слышав про это, и другие монахини "принесли свои любимые иконы, чтобы они тоже побывали в келье." ”тром на них также выступило миро. "» с тех пор, - рассказывает мать Ћариса, - по€вилась традици€: люди принос€т нам на врем€ свои иконочки. ћы стараемс€ никому не отказывать. Ёто ведь не наше, это чудо Ѕожественное" [18].

¬ монастыре ведетс€ учет. ќбщее количество замироточивших икон на начало марта 1999 года составило 1047, в конце апрел€ зафиксировано более 2500 икон, ставших мироточивыми. ¬ канун 2000 года насто€тель монастыр€ по радио "–адонеж" сообщил, что их уже около 7000. “о есть с начала этого чуда в среднем станов€тс€ мироточивыми около двух дес€тков икон ежедневно.

≈ще одно важное обсто€тельство. " ак сказала м. Ћариса, если человек приносит к ним в келью свою иконку, то замироточит ли она - это еще во многом зависит от веры этого человека, его молитв" [19]. ¬прочем, в интервью корреспонденту программы "¬ести" она же заверила, что "все иконки, которые прибывают, все мироточат... ћатерь Ѕожи€ никого не оставл€ет." ¬идимо, различны сроки, в которые иконы начинают чудотворить. —ама кель€ стала местом паломничества. ¬от как описывает корреспондент свои ощущени€: "¬ этой келье грань между материальным миром и духовным исчезла... √осподь присутствовал где-то р€дом... «десь хотелось просто быть... „то-то происходило с моей душой."

¬ ответ на рапорт насто€тел€ —в€то-¬веденского женского монастыр€ архимандрита јмвроси€ (ёрасова) была создана епархиальна€ комисси€, котора€ пыталась исследовать это €вление и в свою очередь в рапорте уже патриарху сообщила, что "оценивать эти событи€ никак не может и оставл€ет их интерпретацию на разумение —в€щенного —инода –усской ѕравославной ÷еркви" [20]. “ем не менее насто€тель все же высказал свою трактовку: как некогда из города »ваново атеистическа€ гр€зь потекла по всей стране, так нынче √осподу угодно, "чтобы отсюда началось выздоровление всей –оссии" [21].

ѕодчеркнем: мы не беремс€ судить о мистической природе этого сверхъестественного феномена. (ќн, заметим, не уникален: по слухам, в  иеве, в квартире одной женщины тоже начинают мироточить приносимые туда иконы). Ќо можно и должно говорить о человеческой стороне этого €влени€. », анализиру€ мотивы, настроени€, цели людей, направл€ющихс€ в обитель со всех концов страны, нельз€ не заметить €вной духовной опасности.

  сожалению, ÷ерковь не дала пока никакой оценки вот этой видимой стороне событий. ѕаломники привоз€т свои образки, оставл€ют их в "чудотворной комнате," мол€тс€ - о чем? ќ спасении души - или о знамении, что запрещено —амим —пасителем ("род лукавый и прелюбодейный знамени€ ищет," ћф. 16,4)? ”точним: ÷ерковью благословл€етс€, например, молитва об исцелении безнадежно больного, о воскресении закоренелого грешника (когда "уповают на чудо" - помощь Ѕожию; чудотворение при этом выступает как способ осуществлени€ главной, благой цели молени€), но никак не прошени€ о знамени€х, когда они превращаютс€ в самоцель.

≈сли привезенные иконы не мироточат - это воспринимаетс€ как свидетельство собственного недостоинства и сугубой греховности. Ќо чаще всего (или даже всегда) они мироточат - значит, их владелец "не слишком грешен," "праведен," "прощен"? ќчевидно уклонение от православного духовного устроени€, пр€мой путь к самообману и прелести. «ададимс€ и другим вопросом: зачем, собственно, верующему так нужна мироточива€ икона? »ли ему недостаточно дл€ молитвы икон обычных? »ли он полагает, что такова€ икона лучше оградит его жилище от бед? ( ак тут не вспомнить образки в газетных киосках с подпис€ми: "от глазных болезней," "помогает на экзаменах" и т.п.? ¬прочем, подобную подборку встречаешь, увы, и на свечном €щике в одном из соборов —анкт-ѕетербурга...).

¬слушаемс€ в бесхитростный рассказ одной из прихожанок, ¬алентины: "ѕриложила иконочку к храмовой "“ихвинской." Ќо очень хотелось отдать икону в келью к матушкам Ћарисе и Ќаталии на мироточение. ¬месте со знакомой јлександрой подошла к двер€м кельи. ј на двер€х записка: "ћироточени€ нет."  огда же посмотрела на свою икону, увидела на ней 4 струи мира. ћне не веритс€. ƒа, вот јлександра мне говорит: "“ы смотри, смотри... —лава “ебе, √осподи!"" [22]. Ётот рассказ сочувственно передает инокин€ православной обители. Ќо насколько смиреннее, ближе к истинному богомыслию слова другой рабы Ѕожией, Ћюдмилы, котора€, впервые узнав про массовые случаи чудес от икон, пишет: "я смотрю на свою икону и ужасно боюсь, чтобы она не "заплакала." ≈сли заплачет, значит, € сильно во грехе зав€зла."

ќчевидна ценностна€ подмена: человек едет в обитель не за св€тостью, а за чудом. Ќе за очищением от грехов, а дл€ "зар€дки" своей иконы (как недавно зар€жали воду перед экранами “¬). ¬ожделенна€ цель такого псевдопаломничества - таинственна€ кель€ в монастыре - видитс€ как магическа€ "комната" из фильма "—талкер," где сбываютс€ желани€. ¬се это способно нанести душе непоправимый духовный вред [23].

ќчень тревожно, что эта опасность не осознаетс€ даже людьми, искренне верующими, но, видимо, слабо знакомыми с некоторыми сторонами св€тоотеческого учени€. ¬ попытках осмыслить необыкновенное €вление в свете строго православной традиции, напомнить об осторожности и духовном трезвении вид€т подчас недопустимую "хулу на ƒуха Ѕожи€." Ќо св€тые отцы учат, что не будет греха, если и подлинно Ѕожие €вление или видение мы не примем, опаса€сь прелести, куда страшнее бездумное погружение в стихию "чудесного." ¬ феврале 2000 года на интернетовском форуме "—паси и сохрани" (www.referent.ru/forum) прошла дискусси€ о событи€х в »ваново. ¬ ответ на недоумени€ по поводу ажиотажного паломничества за получением чудотворных образов председатель форума јлександр  илим сурово обвин€л оппонентов в маловерии и почему-то упорно переводил разговор в совершенно другую плоскость: негоже, мол, подозревать кого-то в фальсификации. Ќо вопросы у участников возникали не о том, чудо ли это, а об отношении к чуду. √оворили не о странности €влений чудесных, но о странности дл€ православного сознани€ €влений вполне человеческих - как, например, привоз иконы из монастыр€ св. »оанна  ронштадтского дл€ того, чтобы она замироточила.

ѕравославный обычай прикладывать образки к раке с мощами или к чудотворным иконам не осуждаетс€ ÷ерковью. ќсв€щенный таким образом предмет становитс€ почитаемой в доме св€тыней, через которую подаетс€ помощь и благодать по сокровенной вере благочестивого христианина. Ќо кто и когда из учителей ÷еркви благословл€л св€тые образа "отдавать на мироточение"? ќни учили иному: "¬ видени€х и чудесах бывает прелесть, надобно их опасатьс€ и говорить: "я недостойна." —миренный не пожелает чудес. ƒа, не чудес надобно желать нам, а чтобы не согрешить перед Ѕогом" [24]. » то, кака€ икона станет чудотворной, кака€ замироточит, а кака€ обновитс€ - всегда выбирал √осподь, но не человек.

—в. »саак —ирин рассуждает: "√осподь во вс€кое врем€ близкий заступник к св€тым —воим, но без нужды не €вл€ет силы —воей каким-либо €вным делом и знамением чувственным, чтоб заступление ≈го не сделалось как бы обычным дл€ нас <...> ƒерзающий и мол€щий Ѕога о совершении чего-либо необычного, не будучи вынужден к тому необходимостью,.. искушаетс€ в уме своем от насмехающегос€ над ним диавола, оказываетс€ тщеславным и недугующим совестию своею. ѕодобает в скорби просить помощи Ѕожией; без нужды искушать Ѕога - бедственно. ѕоистине, неправеден тот, кто желает этого" [25].

ѕример монастыр€ в »ванове - самый показательный, но отнюдь не единичный. »звестны случаи, когда иконы во множестве на прот€жении мес€цев и даже лет мироточат в каком-либо храме или монастыре.  ак же воспринимаютс€ эти чудеса насто€телем и прихожанами? ћожно ли признать нормальным, когда этим же приходом выпускаютс€ буклеты, где описани€ происход€щих в нем чудес удивительно переплетаютс€ с рассказом о "де€ни€х" батюшки, матушки, игумена? Ќасколько опасен этот путь: стоит лишь подумать о богоизбранности "своего" храма, места, личности, как подкрадетс€ мысль и о собственной богоугодности. Ќе спасительнее ли предположить, что иконы плачут от множества грехов и нестроений? ¬едь сказано же: "√де умножилс€ грех, там преизобиловала благодать."

ѕроисходит заметный сдвиг в сознании и по отношению к иконам в целом: забываетс€, что каждый православный образ св€т, кажда€ икона в доме - в широком смысле чудотворна, ибо обращает наши молитвы к первообразам - √осподу, ѕресв€той Ѕогородице и св€тым угодникам.

¬ заключение приведем фрагмент беседы с валаамским иноком. ќна записана на подворье ¬алаамского монастыр€ в ѕетербурге 23 окт€бр€ 1994 года, вскоре после того, как в стенах ѕодворь€ обновилось несколько икон. ¬ ней отражен, как нам представл€етс€, выверенный православный взгл€д на чудеса от икон. Ќа вопрос, что означают нынешние мироточени€ и обновлени€ икон, инок ответил:

"ƒело в том, что сейчас идет раскол между жизнью благочестивою и неблагочестивою. ѕосередине удержатьс€ уже невозможно. ќбща€сь с падшим миром, нельз€ держать себ€ чистым от греха. јпостол ѕавел говорит: "„то общего у света со тьмою?  акое согласие между ’ристом и ¬елиаром" (2  ор. 6:14-15), между Ѕогом и ≈го противниками? ћы не можем стать где-то посредине. Ћибо ты за ћен€, либо против, либо ты собираешь, либо расточаешь - таков смысл евангельских заповедей. ѕоэтому все больше увеличиваетс€ раскол между людьми верующими и абсолютно неверующими.

ј верующим становитс€ все т€желей и т€желей. ¬идимо, √осподь их утешает: "ћноги скорби праведным, и от всех их избавит € √осподь" (ѕс. 33:20). ќт обновл€ющихс€, мироточивых икон ќн €вл€ет утешение, но одновременно и показывает: "...¬ мире скорбни будете" (»н. 16:33).

¬ообще говор€, икона и должна мироточить. ќт любого образа самого по себе св€тость идет, а мироточение - лишь подтверждение этой св€тости. ¬спомним слова √оспода о даре и жертвеннике, осв€щающем дар (ћф. 23:19). “ак и здесь: что дл€ нас важнее, что больше: миро, которое источаетс€ от иконы, или сама икона?

Ћюбой образ св€т сам по себе. ј через чудотворные и мироточивые иконы √осподь подает особые вести. Ќо это не значит, что другие иконы должны быть менее чтимы - ведь на них запечатлен образ Ѕожий. Ќапример,  азанска€, »верска€, ¬ладимирска€ иконы в какое-то врем€ дл€ страны €вл€лись защитницами ќтечества. "ƒержавна€" в ћоскве лежала, всеми забыта€, но именно через нее √осподь €вил —вое знамение. —ам √осподь выбирает те иконы, которые дл€ Ќего нужны."

ƒействие благой воли Ѕожией, €вл€ющей знамени€ от икон по лицу всей –оссии, сегодн€ €вственно и несомненно. ¬озникает вопрос: если оно не приносит очевидных результатов, зачем все-таки происходит? Ќо точно так же можно спросить, зачем звучит церковный колокол перед началом службы? «ачем раздаютс€ слова благовести€ со страниц ≈вангели€? ќни слышны всем, но каждый человек имеет свободу откликнутьс€ на этот призыв или пройти мимо.

ћожет быть, по усмотрению Ѕожию очередное мироточение происходит лишь дл€ нескольких людей - ближайших свидетелей. »ли даже дл€ одного единственного человека.

—егодн€ чудеса еще дл€тс€. ѕока не заметно, чтобы их число шло на убыль. —колько еще будет продолжатьс€ это небывалое знамение? ѕринесет ли оно, наконец, плоды? »ли долготерпение Ѕожие будет исчерпано, и чудеса будут отн€ты от нас, как оказалс€ таинственно сокрыт »верский мироточивый образ?

“олько врем€ даст ответ на эти вопросы.

ј.ћ. Ћюбомудров

Ћюбомудров јлексей ћаркович - научный сотрудник »–Ћ» –јЌ (ѕушкинского ƒома), кандидат филологических наук. — 1992 г. по благословению митрополита —анкт-ѕетербургского »оанна собирает свидетельства о чудесных €влени€х в ѕравославной ÷еркви. јвтор книги "«намени€ Ѕожии от св€тых икон."

ѕримечани€

[1] Ќастольна€ книга св€щеннослужител€. ћ., 1983. “. 4. —. 54.

[2] —лово "миро" имеет несколько значений. ќдно из них обозначает искусственный состав из различных благовонных веществ, который после осв€щени€ употребл€етс€ в церковном таинстве миропомазани€. ƒругое значение - масл€ниста€ влага, образующа€с€ сверхъестественным образом на иконах или св€тых мощах. Ћабораторные анализы показывают, что это жидкость органического происхождени€, иногда напоминающа€ оливковое масло, но каким образом она возникает на св€тын€х, остаетс€ необъ€снимым. ¬ результате исследовани€ влаги, вз€той с одной из плачущих икон, установлено, что "это самые насто€щие слезы." ћиро не изводитс€ из вещества иконы, а возникает на ней "из ничего." ¬ широком смысле слова в современной литературе под мироточением понимаетс€ любое чудесное по€вление влаги на иконах и св€щенных предметах.

[3] [≈вгений ѕосел€нин]. —казани€ о чудотворных иконах Ѕогоматери и о ≈€ милост€х роду человеческому: [¬ 2 кн.].  оломна, 1993.  н. 1. —. 385-388.

[4] ”спенский Ћ. ј. Ѕогословие иконы ѕравославной ÷еркви. »зд. «ападноевропейского экзархата. ћ., 1989. —. 410.

[5] ќн описан, в частности, в книге архиеп. ’арбинского ћефоди€ (√ерасимова) "ќ знамении обновлени€ св€тых икон" (’арбин, 1925; ћ., 1999).

[6]   насто€щему времени сделаны попытки обобщить этот опыт, собрать и систематизировать свидетельства, рассказать о наиболее впечатл€ющих случа€х. —м., например: Ћюбомудров ј.ћ. "«намени€ Ѕожии от св€тых икон. 1991-" (—ѕЅ., 1997); цикл статей ¬.ј. —аулкина ("ѕравославна€ беседа, 1997, є 1, 2, 3), ј.√.¬игасиной ("ƒаниловсий благовестник, 1997, є9) и др. ¬ 1999 г. в ћоскве при ѕравославном университете создана группа по изучению чудесных €влений от икон, а 27-28 €нвар€ 2000 г. в рамках VIII –ождественских чтений состо€лась конференци€, специально рассматривавша€ данную тему.

[7] „удо мироточени€ нужно воспринимать в св€зи другими знамени€ми, происход€щими в эти же годы. Ёто обновлени€ икон, их чудесные обретени€ (тема, заслуживающа€ отдельного интереснейшего исследовани€); чудеса от мощей св€тых; знамени€ стихий (например, гроза с градом на ѕасху 1993 г. (в этот день в древнейшей обители –оссии, ќптиной ѕустыни, были убиты три монаха), ураган в ћоскве в ночь на праздник всех российских св€тых 21 июн€ 1998 г.).

[8] ћихаил ѕомазанский, прот. ќ вере. јпологетические заметки // √рад- итеж. ћ. 1992. є 7 (12). —. 28.

[9] ћефодий (√ерасимов), архиеп. ќ знамении обновлени€ св€тых икон. ћ.,—. 180.

[10] Again. »зд. јнтиохийской ѕравославной ћиссии. Ѕен Ћомонд ( алифорни€). 1995. “. 18. є 3. —. 16-18.

[11] The Jerusalem Post. . 26 но€б.; ѕравославный мир. 1997. є 1. —. 41-43.

[12] ѕравославный мир. 1997. є 2. —. 42-43.

[13] —м., например, кн: "—ветильник веры и благочести€. —в€той праведный »оанн,  ронштадтский чудотворец. ∆итие. Ќовые чудеса. јкафист" (—ѕЅ., 1998) и др.

[14] ћелешко  ирилл, прот. Ќовое чудо Ѕогородицы // ѕравославна€ ћосква. . є 9. —. 1.

[15] ћы оказались недостойны этого чуда... »з интервью »осифа ћуньоса журналу "ѕравославна€ –усь" (1992) // ¬ертоград-»нформ. 1998. є 10. —. 14-15.

[16] ƒуховна€ брань. ќ козн€х врага спасени€ и как противосто€ть им. ћ., 1993. —. 132-133.

[17] ¬€зовский ». «намение в »ваново // ¬ера-Ёском.є 335; 337.

[18] “ам же. є 337. —.9.

[19] “ам же. —. 11.

[20] “ам же. є 335. —. 11-12.

[21] —тенограмма телевизионной программы "¬ести" 4 марта 1999 г., адрес в »нтернете www.indi.ru/private/RTR/V_03.htm.

[22] »нокин€ ћарина (—мирнова). „удо в монастыре // –евнитель ѕравославного Ѕлагочести€. Ѕарнаул,є. 12.

[23] ¬ периодике, в том числе православной, уже высказывались опасени€ по поводу тенденции, наблюдающейс€ в св€зи с »вановским феноменом (¬ертоград-»нформ.є 4. —. 34; Ќародна€ газета. 2000. 10 феврал€. —. 3).

[24] ƒуховна€ брань. —. 113

[25] ÷ит. по: свт. »гнатий (Ѕр€нчанинов). ќ чудесах и знамени€х. —ѕЅ., 1990. —. 20-21.


 атегори€: Ќепознанное
–убрики:  –елиги€


ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



ћарина_јл€утдинова   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 18 январ€ 2013 г. 23:06 (ссылка)
—пасибо огромное за интересную информацию.
 рещение1 (600x394, 72Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 18 январ€ 2013 г. 23:46 (ссылка)
ћарина_јл€утдинова, —пасибо! » ¬ас с  рещением ’ристовым! :))
514664361 (550x413, 46Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Son_mira   обратитьс€ по имени —уббота, 19 январ€ 2013 г. 01:58 (ссылка)
Mila111111,
—очельник и кут€, домашний стол, семь€, -
Ќе то ли это счастье, к которому стремимс€.
—егодн€, в день  рещень€, желать хочу вам €,
„тоб каждый своей цели из вас скорей добилс€.

—егодн€ такой день, что чистые желань€
» помыслы, и планы, и светлые мечты,
Ћюбые наши чистые, благие начинань€
Ќачать сбыватьс€ сразу же, сегодн€ же должны !
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени —уббота, 19 январ€ 2013 г. 16:37 (ссылка)
Son_mira, —пасибо!
0_6e366_141c4790_l (500x400, 514Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Radeia   обратитьс€ по имени —уббота, 19 январ€ 2013 г. 18:36 (ссылка)
Ѕлагодарю, интересна€ тема!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени —уббота, 19 январ€ 2013 г. 18:47 (ссылка)
Radeia, ѕожалуйста!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
TaniKumari   обратитьс€ по имени —уббота, 19 январ€ 2013 г. 20:16 (ссылка)
ѕрочитала внимательно статью и у мен€ ( интересно, у мен€ ли одной?) сложилось впечатление,что автор ,ј.ћ. Ћюбомудров, сам запуталс€ в этом вопросе..
„то в итоге - бойтесь чудес,на вс€кий случай всех, а вдруг они от дь€вола.. “ак что-ли?.. )) Ќе довер€ю люд€м,которые пытаютс€ духовные пон€ти€ своим умом расчленить на составл€ющие,как в математике. ≈сли начать взвешивать на весах, сколько чудес допустимо и какого они должны быть качества и рода и как правильно и дќлжно мы себ€ повели по отношению к ним, так ведь можно съехать в сторону идиотизма.. ј —ветлое и Ѕожественное,как все гениальное, очень €сно и просто и р€дом.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени —уббота, 19 январ€ 2013 г. 20:17 (ссылка)
TaniKumari, ѕолностью согласна! »менно так!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку