-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 40056
 омментариев: 214723
Ќаписано: 300135


∆изнь женщины в русской деревне конца XIX века

ѕ€тница, 07 —ент€бр€ 2012 г. 18:38 + в цитатник
Ќедавно у нас по€вилась интересна€ книга - "∆изнь "»вана". ≈е написала ќльга ѕетровна —еменова-“€н-Ўанска€, дочь знаменитого путешественника. —ама она не отправл€лась в далекие экспедиции - объекты ее исследований жили в соседней деревне √рем€чка –€занской губернии, а многие из них всю жизнь служили в имении ее отца.
Ќичего не скрыва€ и не приукрашива€, на прот€жении многих лет ќльга ѕетровна скрупулезно записывала все, что имело отношение к кресть€нскому быту, и собрала огромный массив сведений: устройство дома, инвентарь, еда, одежда, ход сельхозработ, урожайность разных культур, подробнейшие цены (начина€ от стоимости каменного дома и до цены сечки дл€ капусты), бюджет семьи, налоги, суды, болезни и лечение, суевери€ и обычаи, и т.д.
4728843_large (619x700, 117Kb)



Ѕолезнь и ранн€€ смерть помешали ќльге ѕетровне закончить книгу, но и то, что сделано, имеет большую ценность дл€ историка. "∆изнь "»вана" вышла уже после ее смерти, в 1906 году, в т. 39 "«аписок »мператорского –усского географического общества". ѕозже была издана в 1914 году, но не получила широкой известности, а после войны и революции о ней совсем забыли. ѕереиздана в наши дни в 2010 году издательством "Ћомоносовъ" (http://www.ozon.ru/context/detail/id/4880886/).

¬ книге множество полезного, но € выбрала то, что мен€ интересовало в первую очередь, - некоторые подробности о жизни женщин в русской деревне конца XIX века. “ам много примечательного. ƒалее читайте под катом. (÷итируетс€ в некотором сокращении, в квадратных скобках - мои примечани€)


"ћаленькие девочки ход€т дома в одних холщовых, но только длинных рубахах, и непременно подпо€санные. ќчень рано (лет с двух уже) стрем€тс€ к тому, чтобы подв€зать платком голову. ѕо праздникам на них надеваетс€ ситцевый сарафан. ƒевочки дет с дес€ти нос€т уже обыкновенно (даже и дома) шерст€ную домотканую юбку.

ћаленькие дети в кресть€нском быту очень скоро развиваютс€. Ёто объ€сн€етс€ участием ребенка во всех почти работах и во всех событи€х кресть€нской жизни. ¬зрослые не стесн€ютс€ все говорить при ребенке, напиватьс€ и дратьс€ при нем. Ќечего и говорить, что мальчик лет 7-12 и даже девочки этого возраста "ругаютс€". " обель", "сука", "сволочь", "бл€дь" - очень употребительные детьми ругательства.
≈сли отец бьет мать, ребенок, разумеетс€, жалеет мать, но не с той точки зрени€, что отец не прав. ∆алеет он мать потому, что "того и гл€ди, убьет ее бат€". ј лишитьс€ матери - самое ужасное несчастье дл€ ребенка. ћать уж будет битьс€ как рыба об лед, а поднимет своих детей на ноги. „то же до отца, то он замечательно беспечно относитс€ к своим дет€м-сиротам. ƒл€ него их как бы не существует, а мачехи бьют и обижают их.

ƒевочки лет 7-12 присматривают за младшими брать€ми и сестрами. “акже они пасут скотину, а именно тел€т. ќни помогают и в поле: берут картошку, полют, нос€т взрослым еду и питье во врем€ полевой поры. ’од€т за водой, полоскают белье, учатс€ шить и пр€сть, м€ть лен и коноплю.
ƒети с малых лет присутствуют при сговорах, свадьбах. ќни очень рано усваивают, что отец "хоз€ин", мать "хоз€йка", отец главенствует над матерью. » вс€кий ребенок отлично понимает, что девочки будущие "невесты", а мальчики "женихи". ¬ некоторых деревн€х до сих пор [1890-е] держатс€ обычаи "просватывать" девочек лет 12-14 за соответствующих им по возрасту мальчиков. “еперь такие сговоры нередко расстраиваютс€, когда жених и невеста делаютс€ взрослыми. ј если нет, так "невеста" 14-15 лет и "жених" лет 16 начинают сожительствовать вместе до своего совершеннолети€.

Ћет двадцать-тридцать тому назад [т.е. в 1860-70-х годах] выходили замуж лет 16-19, женились в 18-20. √ораздо реже выдавали девушек 15 лет. ’от€ и опасным считалось засидетьс€ в девках, на девушку смотрели в семье как на рабочую силу, а следовательно, не торопились сбыть с рук. ћалого [т.е. парн€] же потому торопились женить, что таким способом приобреталась дл€ семьи лишн€€ рабоча€ сила.
“еперь [1890-е] выход€т замуж лет 16-25, жен€тс€ же 18-27.

¬стречи с будущим мужем или женой происходили обычно во врем€ весенних или летних "улиц" или на вечеринках. "”лицы" начинались с воскресень€ на  расной горке [втора€ недел€ после ѕасхи] и длились вплоть до зимы, по всем праздникам, а иной раз и в будни. Ќа них собирались девки со всей деревни и отчасти молодые бабы, особенно такие, у которых мужь€ в отсутствии. Ќачиналась "улица" в сумерки и длилась до часу-двух ночи. «имой "улицы" замен€лись "вечеринками", "вечорками" у какой-нибудь вдовы или одинокой солдатки, котора€ за освещение (фунт-два керосину) пускала парней и девок к себе в избу.
Ќаибольшим успехом у девок пользуютс€ те "малые", которые "чисто ход€т", то есть имеют жилетку, пиджак, сапоги бутылками и хороший картуз. ƒействует также на девок умение играть на гармонике, словца "вежливые или игривые" (у нас каждую девку теперь называют "барышней" на улице), некотора€ ловкость.
ƒевок на улице люб€т веселых, таких, которые умеют пл€сать и за словом в карман не полезут. ¬с€ка€ девушка имеет своего малого, с которым "стоит". ќн дарит ее то бумажным платком, то дешевым кольцом или серьгами, то куском розового мыла, то гостинцами - подсолнухами, жамками, рожками. ƒевушки тоже иногда дар€т парней гостинцами. ѕримечательно, что после "улицы" бабы и девушки провожают парн€, а не наоборот; малый даже до порога избы не проводит девушку.
ќбычно на таких "улицах" зав€зывались внебрачные св€зи, которые часто кончались браком. ’от€ очень нередки случаи, когда бросают ту, "которую любили". —таршие нередко ругают и бьют дочерей за такие св€зи; малым же ничего за это не достаетс€.
— "распутевыми" девками или бабами чинитс€ иногда расправа. "–аспутевой" называетс€ така€ девка или баба, у которой несколько любовников. Ёти любовники сговариваютс€ иногда поучить ее и, если она девка, мажут ей ворота дегтем, а если она баба, бьют ее. ѕобьют, затем подымут ей рубашку на голову, св€жут (так, что голова женщины как бы в мешке, а до по€са она гола€) и пуст€т так по деревне.
ƒевка, у которой один любовник, уже не считаетс€ "распутевой", и ей ворота дегтем не мажут.

ќ женитьбе или замужестве первые заговаривают бабы, а не мужики; мужики только с ними соглашаютс€. ѕрежде всего стремились приобрести в дом "хоз€йку" - рабочую силу. ѕлохим считалось, если сын гул€ет с "никудашней девкой", то есть, плохо работающей. Ќе ценились также "хворые", болезненные невесты. Ѕывает, впрочем, что какие-нибудь 15-25 рублей, даваемые отцом за девкой, замен€ли и здоровье, и ум, и доброе поведение...
ѕрежде за невестой никогда не брали денег. Ѕрали за нею ее одежду: холсты, две-п€ть понев, четыре-шесть рубах, один или два ситцевых сарафана, постель и т.д. ’от€ вообще на приданое смотрели мало, обраща€ главным образом внимание на здоровье и способность к работе.
∆ених давал невесте "поклажу": рублей 10-15 денег, овчинную шубу, поддевку из сукна, коты, валенки, пуда 2-4 муки, меру круп, 1-2 ведра водки.
“еперь же за невестой берут деньги (рублей 5-10), особенно если она отличаетс€ каким-нибудь недостатком: глуховата, или коса€, или "стара", или есть про нее слухи, что она "гул€ла".

≈сли молодой убедитс€ в недевственности своей жены, тут же иногда чинит расправу: пинки ногою, щипки в живот и половые части. ќдин малый, женившийс€ не по доброй воле на "нечестной" девушке, за которой отец давал 15 рублей, так ее ист€зал после свадьбы, что цветуща€ девушка превратилась в больную на вид женщину. "¬есь низ ей выщипал", - говорила ее мать. ћало того, запирал ее на целый день в маленьком амбарчике без пищи. Ќа ночь тоже запирал ее на замок, а сам уходил к своей любовнице, какой-то вдове. “аскал за волосы, бил, чем попало. ”н€лс€ только, когда бедна€ женщина забеременела, - бо€лс€, "как бы за т€желую бабу в острог не попасть".

— молодой первое врем€ бывают пом€гче, корм€т получше, т.к. она вступила в новую семью. ѕоблажка состоит в прикармливании новой работницы, но только на три дн€ гул€ни€ свадьбы. ѕосле работают, как другие.
Ѕеременна€ жена делает все: справл€ет всю домашнюю работу, в поле в€жет, полет, молотит, берет конопли, сажает или копает картофель, вплоть до самых родов. »на€ баба при начавшихс€ родовых схватках бежит домой, "как овченка": прил€жет во врем€ схваток на землю, а как боли отпуст€т, оп€ть бежит: "как овченка бежит, тр€сетс€".
„асто женихи и невесты физически еще весьма мало развиты. ¬следствие этого первые дети род€тс€ слабыми и обыкновенно не выживают. ћолодые матери также очень часто "засыпают" детей, то есть придушивают неча€нно во сне.
ѕервого ребенка ждут еще более или менее радостно. ќтец ждет сына, матери безразлично, кто будет ее первенький (считалось, что родить дочку - это себе, то есть, помощницу матери и н€ньку младшим дет€м).
ќтец про€вл€ет интерес и ко второму, и к третьему сыну. ћатери же начинают обыкновенно т€готитьс€ уже третьим ребенком. ≈сли же баба начинает часто родить, в семье к этому относ€тс€ неодобрительно: "ќбклалась детьми, как зайчиха. ’оть бы подохли они, твои щенки-то, тр€сет каждый год, оп€ть щенка ошлепетила" и т.д.
ћатери на третий и на четвертый день после родов встают и принимаютс€ за домашнюю работу. »ногда даже на другой день после родов родильница уже затапливает печь сама. Ќа работу в поле мать идет через п€ть-семь дней после родов, ребенка либо берет с собой, либо оставл€ет на попечение "старухи" или старшей сестры.
"ѕо закону" муж имеет право спать с женой только после шести недель, когда родильница возьмет очистительную молитву. Ќо это редко бывает. ѕосле первого ребенка муж иногда поберегает жену, а уж после второго и третьего, конечно, нет. ≈сли выпьет, то уже через неделю после родов начинает жить с женой, а нет, так недели через две-три.
∆ену, конечно, не спрашивают о ее желани€х: "јксинь€, иди-ка сюда", - и все тут.

¬ трезвом виде муж бил жену редко, в пь€ном - часто и чем попало. Ѕьют и палкой, и рогачом, и сапогами, кулаками, пинком. “аскают за косы через порог. ¬ селе ћураевне был случай, что пь€ница муж убил свою жену "за гульбу". ќн замотал ее косы вокруг своей руки и бил головой о порог, о лавки и о стену, пока она не впала в бессознательное состо€ние, а через день умерла, не приход€ в себ€.
≈сли муж бьет жену и при этом сломает тот предмет из своего несложного инвентар€, которым чинил расправу, то ему гораздо более жалко этот предмет, чем избитую жену.
ѕь€ный муж бьет иногда жену, если она откажетс€ исполнить какое-нибудь его приказание, лечь с ним спать и т.д. я знала одного мужика, который любил, когда был пь€ный, так издеватьс€ над женой: "—тановись на колени, клади голову на порог, мо€ вол€, захочу - убью теб€!". » баба должна была беспрекословно класть свою голову на порог, а он заносил над ней топор, причем маленькие дети обыкновенно поднимали плач и крик. “огда он произносил: "ƒетей жалко, а то бы не быть тебе живой", - и отпускал ее. Ёто называетс€ "мудровать над женой".

ѕрофессионального разврата не существует, но очень легко купить вс€кую бабу деньгами и подарком. ќдна баба очень наивно признавалась: "ѕрижила себе на горе сына и всего-то за пуст€к, за дес€ть €блоков!". Ѕабы и девки очень люб€т ходить за €блоками в сады к съемщикам, мен€€ €блоки на €йца или на самое себ€. Ќынешним летом был такой случай, что двадцатилетний караульный €блоневого сада изнасиловал тринадцатилетнюю девочку - и мать этой девочки (очень, правда, бедна€) помирилась с обидчиком за 3 рубл€. ƒва дн€ или три после этого кричала эта бедна€ девочка, и такой испуганный, забитый вид сделалс€ у нее.

Ѕывает часто и вытравление плода. ∆ена одного из помещиков помогала бабам при трудных родах, дава€ им пить настой казацкого можжевельника, который рос у нее в саду. — тех пор, как на деревне прознали про свойства этого растени€, чьи-то невидимые руки посто€нно обрывали все кусты можжевельника по ночам - очевидно, дл€ целей вытравлени€, потому что родильницам помещик никогда не отказывал в настое.
—лучаи убийства незаконнорожденных младенцев очень нередки. –одит баба или девка где-нибудь в клети одна, затем придушит маленького руками и бросит либо в воду с камнем на шее, либо в густой конопле, или где-нибудь в свином катухе зароет.
¬ ћураевне (большое село) почти каждый год наход€т одного, а то и двух мертвых младенцев. Ќо редко дознаютс€, чьи они.  ресть€не не люб€т дознаний, а если что и знают, то помалкивают: "—лучилс€ грех, а с кем - Ѕог его знает, мало ли их, девок, гул€ют...". ¬ ћураевне есть баба, котора€ за некоторое вознаграждение отвозит в воспитательный дом в ћоскву "гулевых детей" [незаконнорожденных].   одному бездетному помещику пришла раз баба с предложением купить ее ребенка: "—лыхала €, что тебе дитЄ нужно, ну думаю, и толкнусь. ќн у мен€ гулевой, а муж скоро приде [с заработков]...".
Ќадо принимать во внимание незаконных детей и солдаток, и просто замужних женщин. Ќезаконность таких детей часто известна только семье, и в ее недрах легко могут происходить такие убийства детей, которые невозможно вывести на чистую воду. Ќапример, легко нарочно задушить маленького ребенка, навалившись на него €кобы во сне.
¬ одной деревне (очень глухой) был такой случай: выдали замуж беременную девушку, чтобы скрыть грех. —ам муж был смирный и не попрекал жену, но родные не давали ей проходу и в конце концов за€вили: "„тобы ублюдка твоего не было. ”мори его". Ѕедную женщину бил ее свекор, свекровь тоже не давала ей свободно вздохнуть. Ќаконец молодуха исполнила требование: наскребла спичечных головок в соску и ребенок умер. ќна попала под суд, но была оправдана.
—тарухи очень безжалостно и хладнокровно относ€тс€ к убийству незаконного "щенка", а молодые с усилием и надрывом убивают своих детей. ћужчины, если и догадываютс€ о таких убийствах, то изображают собою "мо€ изба с краю, € ничего не знаю; бабы там чего-то путают, ну да бог с ними - мне-то что...".

Ѕюджет у мужа и жены в семье был раздельный. ћужу принадлежала вс€ усадьба, хлеб, лошади, свиньи, весь инвентарь. ∆ене - посуда, одежда, лен, куры, корова. ќвцы - общее имущество, но бывали овцы "собинки" - частное имущество бабы, которое после ее смерти переходило дочери. Ўерсть с овец делилась так: весенн€€ - бабам, осенн€€ - мужикам, которые не об€заны были снабжать баб теплой одеждой.
≈сли жена нанималась летом на работу поденно, плата принадлежала ей самой. ≈сли сдельно - то чаще мужу. ¬ таких случа€х бабы часто отказывались работать даже в самую гор€чую пору, когда платилась высока€ цена за уборку хлеба: "ћне-то что, пропадай его (мужнины) деньги пропадом".
Ѕывают и взаимные покражи у супругов. “о муж выкрадет из жениного сундука деньги на кабак, то жена сворует у мужа муки или крупы, чтобы отдать в мелочную лавочку за мыло или ситец..."

» под конец - два рассказа о необычных, по кресть€нским меркам, парах.

" ак выражаетс€ любовь к жене? ќдно врем€ € думала, что никак, потому что внешних выражений нежности нет, даже у молодоженов. Ќо последнее врем€ € думаю несколько иначе...
ѕетруха простой мужик, кучер у нас. ќн не пьет вовсе (бросил вино, когда после какой-то свадьбы в пь€ном виде чуть не утонул в пруду) и не бьет жены. ќн простой смирный малый, а жена у него "премудра€". —ам он вовсе не "хоз€ин", но жена хоз€йственна в высшей степени: все обдумает, как посе€ть, скосить, как купить корову и т.д.
Ќа зов жены ѕетруха летит в деревню, чтобы сделать, что она просит. Ќе пустить его, он крадучись уйдет ночью: "’оз€йка мо€ удумала просо скорей св€зать, а того и гл€ди дождь - уж € и скосил ей паюшечку..." (ночью). ј если жена ему скажет, что изба не "ухвоена" (не законопачена, ветер дует), он будет сам не свой, пока не урветс€ к жене и не "спокоит ее".
  сожалению, такие отношени€ мужа к жене страшно редки.

” помещика жила (самовар ставить, полы мыть) маленька€ черноглаза€ јксютка, кругла€ сирота. „ерез год €вл€етс€, просит расчета. "„то так?" - "«амуж иду". ќказываетс€, хочет выйти тоже за сироту, дев€тнадцатилетнего малого. ћалый подростком жил в ћоскве, затем находилс€ у д€ди "из хлеба", т.е. даровым работником.
ќказалось, что дальн€€ родн€ јксютки уже старалась расстроить этот брак, но тщетно. јксютка с ћихальком давно уже были "в любве", кл€лись друг другу в верности, ели землю дл€ закреплени€ своего союза. ќказалось также, что д€д€ ћихалька покровительствовал любви своего плем€нника с расчетом получить в дом даровую работницу.
—осто€лась сиротска€, сама€ убога€ свадьба. √од прожили у д€ди, затем ћихалек нан€лс€ в работники к помещику. ” јксюты был выкидыш, возможно, устроенный ею самой: с ребенком д€д€ не стал бы держать.
” помещика в течение лета произошло несколько загадочных казусов: странным образом околело несколько лошадей и коров, сломалась два раза молотилка от железных прутьев, засунутых в снопы... Ќа ћихалька помещик не обращал внимани€, пока не вз€л его как-то раз помочь себе в саду. ѕри совместной работе слово за слово из уст ћихалька получилс€ целый град озлобленных речей против "капиталистов", богачей-помещиков и богачей-кресть€н, которые "сады себе развод€т" (сады без фруктов разводить - по пон€тию кресть€н, глупа€ и вредна€ зате€), "чай целый день попивают". ѕомещик даже опешил несколько, но за разными делами забыл этот случай.
ѕотом на деревне праздновалс€ храмовый праздник. Ќа третий день к вечеру запылала рига у деревенского богача-лавочника. ќгонь перекинулс€ на соседние риги и стал угрожать всей деревне. —бежалс€ народ, и у риги поймали ћихалька, которого бросили в огонь. —пас его тот же богач, бо€вшийс€, что во врем€ следстви€ на него свал€т смерть поджигател€.
 огда на следующий день приехал ур€дник, кресть€не дали показани€, как ћихалек железный прут засунул в помещичью молотилку, как коров убил у того же помещика и т.д. ѕока дело касалось одного помещика, все знали и молчали, "крыли" своего, сочувствовали ћихальку. Ќо когда поплатились своим имуществом, раздалась друга€ песн€.
“акже оказалось, что јксютка все врем€ помогала своему мужу.
- „уден он, - говорили о нем в деревне. - ¬о какой матас [шут, скоморох, фигл€р], а жену не бьет никогда...


–азумеетс€, это далеко не все. ¬ книге еще много интересного, очень советую.
—пасибо всем, кто дочитал.

http://drugoe-vremja.livejournal.com/40449.html?style=mine&nc=1#comments
ќригинал вз€т у rakugan в ∆изнь женщины в русской деревне конца XIX века
–убрики:  »стори€


ѕроцитировано 9 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



adolf_bruno   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 07 —ент€бр€ 2012 г. 18:58 (ссылка)
Ќе много там помен€лось ...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 07 —ент€бр€ 2012 г. 19:00 (ссылка)
adolf_bruno, ƒа... “ак и есть...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
SPACELilium   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 07 —ент€бр€ 2012 г. 19:29 (ссылка)
»нтересно)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 07 —ент€бр€ 2012 г. 19:30 (ссылка)
SPACELilium, ќчень...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
qwertfr   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 07 —ент€бр€ 2012 г. 20:41 (ссылка)
ќчень интересно читать. —пасибо
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 07 —ент€бр€ 2012 г. 20:42 (ссылка)
qwertfr, ѕожалуйста!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ќ“о¬ан€   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 16 —ент€бр€ 2012 г. 17:07 (ссылка)
ƒа везде одинаково...что в городе,что в деревне. —ейчас-то тоже самое...√де пьют- там драка,там нищета и бардак.ј кто не пьЄт,тот без дела и без хлеба никогда не сидел.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 16 —ент€бр€ 2012 г. 18:45 (ссылка)
ќ“о¬ан€, ¬ерно....
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку