-÷итатник

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

— наступившим! :)) - (4)

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 37656
 омментариев: 210345
Ќаписано: 293136

ћироощущение североамериканских индейцев

ѕ€тница, 03 Ќо€бр€ 2006 г. 21:18 + в цитатник
ЂЌашим верованием было то, что любовь к владению есть слабость и должна быть преодолена, - сказал ќхайеса из племени вахпетонов санти-сиу. - Е ≈сли позволить ей существовать, со временем она нарушит духовный баланс человека. ѕоэтому наши дети рано учатс€ красоте щедрости. »х учат отдавать то, что они цен€т больше всего. “ак они могут почувствовать счастье отдачи.
≈сли ребенок склонен к жадности или хватаетс€ за свое небольшое имущество, легенды говор€т о презрении и позоре, которым покрываетс€ скупой и плохой человек.
»ндейцы в своей простоте буквально отдают все, что имеют родственникам, гост€м из других племен или кланов, но более всего бедным и старым, от которых не ждут отдачиї..


” них существовал (и существует до сих пор!) удивительный обычай - потлач. Ёто большой праздник, который устраивал как правило уважаемый и состо€тельный человек дл€ всей деревни. ¬о врем€ потлача его инициатор раздавал соплеменникам все свое имущество, причем дарил даже очень дорогие вещи. ¬о-первых, так демонстрировалось уважение к гост€м, а во-вторых, потлач был символом презрени€ к богатству, знаком того, что материальные блага все равно остаютс€ второстепенными. “акой праздник одновременно выполн€л важную социальную функцию, отражающую присущее индейцам стремление к равенству. ћатериальные ценности не до бесконечности концентрировались в одних руках, а с помощью потлача Ђциркулировалиї по всему племени, переход€ от одного владельца к другому. “ем самым имущественное расслоение в племени не получало социального закреплени€ и носило условный характер. ѕосле потлача первый богач становилс€ бедн€ком, а последний бедн€к мог обогатитьс€. Ётот праздник был своеобразным иммунитетом против Ђболезниї материального неравенства в обществе, против зависти и внутриплеменных конфликтов между бедными и богатыми.



¬ождь племени сахаптинов —мохалла сказал такие слова: Ђ¬ы требуете от мен€ пахать землю. Ёто как же: вз€ть нож и выпотрошить собственную мать? «начит, когда € умру, она не примет мен€ в лоно свое и не позволит мне упокоитьс€ в нем. ¬ы требуете от мен€ выкапывать из земли камни. Ёто как же: вспороть матери кожу, чтобы добыть кости? «начит, после смерти € не смогу войти в ее плоть, чтобы в ней возродитьс€. ¬ы требуете от мен€ косить траву, сушить сено, продавать его и обогащатьс€, подобно бледнолицым. Ќо как осмелюсь € отрезать волосы у собственной матери?ї4

≈ще более известны слова вожд€ —иэттла: ЂЕ «емл€ - наша мать. ¬се, что происходит с землей, происходит с сыновь€ми и дочер€ми землиЕ «емл€ не принадлежит нам. ћы принадлежим земле. ћы это знаем. ¬се вещи св€заны - как кровью, котора€ соедин€ет семьюЕ ћы не плетем паутину жизни - мы просто вплетены в нее. „то бы мы ни делали паутине, мы делаем себеї.

Ёти изречени€ очень метко отражают мироощущение североамериканских индейцев. »менно подобное отношение к природе никак не могли пон€ть европейские колонисты и американские поселенцы. ќни воспринимали как Ђдикость и €зычествої то, что индейские охотники просили прощени€ у убитых животных, что они смотрели на лес, землю, воду как на живых существ, что считали себ€ не хоз€евами мира, а брать€ми зверей и птиц. ¬ свою очередь индейцев шокировало потребительское отношение белых к окружающей среде, их приводили в ужас вырубки лесов, распашка почвы, бессмысленное уничтожение бизонов и других животных. Ђ»ндейцам казалось, что европейцы ненавид€т саму природу - живые леса с их птицами и звер€ми, покрытые травой долины, воду, почву, сам воздухї,

≈ще французские иезуиты в  анаде, проповедовавшие среди гуронов, ирокезов и алгонкинов —лово Ѕожие, обратили внимание на то, что, несмотр€ на €зычество (в христианском понимании), индейцы отличаютс€ подчеркнутой религиозностью, причем не в смысле строгого соблюдени€ обр€дов, а в нравственном понимании этого слова. «наменитый исследователь родо-племенного общества Ћьюис ћорган, известный своими трудами по истории и культуре Ћиги ирокезов, отмечает у них интереснейший обр€д - санундатхейвата (Ђсобрани€ дл€ пока€ни€ї). ќн сообщает, что перед каждым религиозным праздником у ирокезов происходила церемони€ публичной исповеди. Ћюди собирались вместе, и каждый, кто хотел исповедатьс€, брал в руки нитку белого вампума (символ чистоты и правды), признавалс€ в своих грехах и обещал исправитьс€.6


–азвитое религиозное чувство у североамериканских индейцев объ€сн€етс€ прежде всего тем, что они были уверены в своей способности напр€мую общатьс€ с магическими силами, получать от них указани€ и рекомендации, пользоватьс€ их покровительством. ѕо веровани€м индейцев, контакт с духами происходил во врем€ сна или в момент погружени€ в магическую реальность, котора€ открывалась человеку под воздействием галлюциногенных растений. ѕоследнее чаще всего практиковалось шаманами и жрецами (например, в ходе ѕл€ски —олнца), зато культ сновидений был распространен очень широко. „тобы увидеть вещий сон, индейцы часто соблюдали св€щенный пост, провод€ его в одиночестве, без еды и воды, в труднодоступных местах. “акой пост очень поэтично, но в целом верно описал √. Ћонгфелло в своей Ђѕесни о √айаватеї, где главный герой, вождь оджибвеев (его прототипом послужил ’айонвата, один из основателей Ћиги ирокезов), размышл€ет о судьбах своего народа, а в конце поста получает великий дар ¬ладыки ∆изни - маис (кукурузу).

ѕервый в своей жизни св€щенный пост индеец соблюдал в подростковом возрасте. ёноша должен был увидеть во сне животное, птицу или любое другое существо, которое согласилось бы стать его Ђтайным помощникомї. Ђ“айный помощникї нередко становилс€ личным тотемом индейца и выполн€л роль его духа-покровител€. ƒух-покровитель, как правило, указывал во сне набор разнообразных мелких предметов, которые должны были составить Ђколдовскую св€зкуї (Ђсв€щенный узелї) индейца. Ђ—в€щенный узелї обладал магической силой, с его помощью можно было вступить в контакт с духом-покровителем. ƒл€ каждого индейца эта св€зка имела такое же значение, как нательный крестик или икона дл€ христианина. ѕомимо личных Ђсв€щенных узловї, существовали Ђколдовские св€зкиї шаманов, мужских (воинских) обществ, родов (кланов) и племен.

Ђќтношени€ между духами, божествами и людьми имели очень личный характер, - отмечает известный американский антрополог ѕол –адин. - ќбретение в подростковом возрасте охран€ющего и покровительствующего духа было одной из основополагающих черт культуры виннебаго, как и многих других культур американских индейцев. ѕо представлени€м виннебаго, без такого покровител€ и защитника человек был неприка€н и находилс€ в полной власти природных и социальных событий, причем в их самой грубой и жестокой форме.  огда виннебаго потер€ли веру в действенность поста и духи больше не дарили им видений, их культура быстро распаласьї.7

„еловек мог обратитьс€ к своему духу-покровителю в минуту опасности или перед прин€тием важного решени€. »ндеец всегда прислушивалс€ к советам Ђтайного помощникаї, полученным во врем€ сна, и относилс€ к ним очень серьезно. »звестно множество случаев, когда откровени€ и предсказани€ духа-покровител€ действительно оправдывали себ€: обеспечивали удачную охоту, успех на войне и даже спасали люд€м жизнь. ≈сли тот или иной вопрос касалс€ всего племени, об€занность общени€ с духами ложилась на шаманов и жрецов, которым предсто€ло вы€снить волю магических сил и объ€вить ее. Ёто могло привести к тому, что вожди отмен€ли уже прин€тое решение или, напротив, склон€лись в пользу ранее отвергнутого варианта.

ќдин из наиболее известных примеров относитс€ к периоду войны 1876 года. ѕеред битвой при Ћитл-Ѕиг-’орне верховный вождь и жрец объединенных сил сиу, чейеннов и других племен —ид€щий Ѕык долго советовалс€ с ¬акантанкой, после чего за€вил своим воинам, что ¬еликий ƒух отдает белых солдат в руки индейцев.  ак пишет ƒи Ѕраун в своей книге Ђ—хороните мое сердце у ¬ундед-Ќиї, —ид€щий Ѕык пл€сал три дн€, наносил себе кровавые раны и смотрел на солнце, пока не упал в обморок.  огда вождь пришел в себ€, он обратилс€ к своему племени. —ид€щий Ѕык сказал, что ему было послано видение, в котором он услышал голос, кричавший: Ђя отдаю тебе этих людей, ибо они лишены ушейї. ¬ этом видении он посмотрел на небо и увидел белых солдат, которые падали головою вниз, отчего с них спадали шл€пы. ќни падали пр€мо в индейский лагерь. —ид€щий Ѕык объ€снил это так: раз белые люди лишены ушей и не внемлют, ¬акантанка отдает белых солдат индейцам на убиение. 8

»ндейцы выиграли сражение, полностью разгромив войска генерала  астера.  стати, войны, которые вели знаменитые вожди сиу (тетонов)  расное ќблако, —ид€щий Ѕык и Ѕешена€ Ћошадь во многом были вызваны стремлением защитить Ѕлэк ’иллс („ерные ’олмы) от вторжени€ американцев. Ёти горы были дл€ индейцев св€щенным местом, центром их мироздани€, сакральным символом. »менно сюда уходили воины, чтобы во врем€ поста общатьс€ с духами и искать видений.
ћожно спорить о том, действительно ли индейцы во врем€ поста или других религиозных обр€дов общались с высшими силами, или же их видени€ были просто галлюцинаци€ми. ќднако нельз€ отрицать тот факт, что вера коренных американцев вполне удовлетвор€ла их духовные запросы, обеспечивала гармонию с внешним миром, а в некоторых случа€х давала даже тот результат, который обычно приписывают только монотеистическим религи€м, а именно способность посредством пророков понимать и распростран€ть божественную истину.

Ќичтожное количество людей знает о том, что североамериканские индейцы дали миру одного из величайших пророков в истории человечества, идеи которого на несколько веков предвосхитили создание ќрганизации ќбъединенных Ќаций. Ётот пророк - ƒеганавида, законодатель Ћиги ирокезов. ѕредание гласит, что он родилс€ в племени гуронов (виандотов), но по€вилс€ на свет чудесным образом. — юношеских лет ƒеганавида, выража€сь современным €зыком, выступал с антивоенными речами, за что был изгнан из родного племени. ќн долго скиталс€ по лесам, посетил многие племена и еще больше укрепилс€ во мнении, что самым страшным злом €вл€етс€ война. ќднажды во сне ƒеганавида увидел огромное дерево, которое своими ветв€ми и корн€ми словно обнимает все народы земли в неразрывном единстве. “ак родилась у него иде€ ¬еликого ћира.

  реализации этого грандиозного замысла ƒеганавида приблизилс€ после знакомства с вождем онондагов ’айонватой (√айаватой). »х встреча была предсказана шаманами, но чтобы она состо€лась, ’айонвата тоже должен был стать изгнанником. ќдин из колдунов погубил семь дочерей вожд€ онондагов, после чего тот сошел с ума и удалилс€ в леса. ¬о врем€ скитаний ’айонвата обрел чудесный талисман - вампум (впоследствии вампумы стали использоватьс€ как средство хранени€ и передачи информации). ƒеганавида исцелил разум ’айонваты, и два мудреца стали соратниками. ќни победили врага мира, злобного јтотархо, созвали совет п€ти племен ирокезов и учредили их союз - ¬еликую Ћигу. —вод ее законов был основан на принципах мира, равенства и народовласти€ (многие из этих законов удивительно напоминают ”став ќќЌ).

ќдна из речей ƒеганавиды перед вожд€ми Ћиги потр€сает до глубины души - создаетс€ впечатление, что говорит высокодуховный человек ’’≤ века, а не лесной странник, живший 600-700 лет тому назад и не имевший никакого пон€ти€ о цивилизации и христианских ценност€х. Ћегенда ирокезов (они величают пророка ¬еликим ћиротворцем) так передает слова ƒеганавиды: Ђќ вожди!  остер ¬еликого ћира должен теперь зажечьс€ дл€ всех народов «емли. ¬месте мы возьмемс€ за руки и образуем круг, столь прочный, что и падающему дереву не поколебать его. ћы скажем им: у нас теперь одна душа, одна голова и один €зык, ибо народы мира имеют общий разум. ѕусть никто не сможет сказать более: вот лежат тела убитых на войне! ќ вожди! ƒумайте не о себе и не о поколении своем, но о тех еще не рожденных, чьи лица уже пробиваютс€ из землиЕї9

ѕоскольку индейцы, как они считали, общаютс€ с духами и пользуютс€ их магическим покровительством, их души не знали, что такое религиозный Ђчервь сомнени€ї.  оренные американцы не просто верили в своих божеств, но и знали, что они существуют, окружают людей, след€т за ними, помогают им. «аконы, обычаи, моральные нормы племени рассматривались как выражение воли высших сил, и коль в реальности этих сил никто не сомневаетс€, нет сомнений и в необходимости соблюдени€ законов. ¬от почему в нравственном отношении €зычники-индейцы намного превосходили христиан-европейцев!

Ёто удивительное открытие сделал еще  олумб, и затем оно много раз подтверждалось. ѕервооткрыватель јмерики был поражен искренностью, душевной чистотой, добротой, честностью и просто беспрецедентным гостеприимством Ђдикарейї. ќн писал испанским монархам ‘ердинанду и »забелле: ЂЁти люди столь послушны, столь миролюбивы, и € мог бы покл€стьс€ ¬ашим ¬еличествам, что нет на свете лучшего народа.  аждый из них любит ближнего, как самого себ€. »х речь всегда при€тна и спокойна, с приветливой улыбкой, и хот€ это верно, что они наги, их нравы пристойны и заслуживают похвалыї.

 огда конкистадоры внимательнее присмотрелись к Ђдикар€мї и лучше изучили их культуру, они осознали моральное превосходство индейцев и еще больше возненавидели их за это. —амим фактом своего существовани€ индейцы напоминали Ђхристианскимї завоевател€м об их греховности, и этого колонизаторы не могли простить коренным американцам.

—амое пристальное внимание на индейцев обратили французы, обосновавшиес€ в начале XVII века в  анаде. ќни с удивлением обнаружили, что даже при отсутствии государства и монотеистической религии, туземцы создали мудрое и справедливое общественное устройство, основанное на демократических принципах, на ценност€х свободы и равенства. ‘ранцузские мыслители первыми Ђоткрылиї дл€ ≈вропы достижени€ индейской культуры.

∆ители —Ўј все еще воспринимают индейцев как нечто особенное, чужеродное, непон€тное. ¬ свою очередь, индейцы не могут до конца прин€ть цивилизацию белого человека. » в этом их трагеди€. »х старый мир разрушен, а в новом дл€ них не нашлось достойного места. »бо люди, нравственно превосходившие своих поработителей и соблюдавшие заветы ¬еликого ƒуха, не могут прин€ть более примитивную мораль и смиритьс€ с тем, что в новом обществе о деньгах все равно вспоминают чаще, чем о Ѕоге.
 (600x408, 73Kb)
–убрики:  интересно.



Mila111111   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 03 Ќо€бр€ 2006 г. 21:30 (ссылка)
http://www.mesoamerica.ru/indians/north/elders.html
¬ысказывани€ индейских вождей и старейшин

Ђ... все на земле имеет свою цель, кажда€ болезнь - лекарство, которое лечит ее, а каждый человек - предназначение. Ёто индейска€ теори€ существовани€ї.

”тренний √олубь ( ристин  уинтаскет), салиш

--------------------------------------------------------------------------------

Ђ”чите ваших детей тому, чему мы учили наших - что земл€ - наша мать. ¬се, что происходит с землей, происходит с сыновь€ми и дочер€ми земли. ћы знаем это. «емл€ не принадлежит нам. ћы принадлежим земле. ћы это знаем. ¬се вещи св€заны - как кровью, котора€ соедин€ет семью. ¬се вещи св€заны. ¬се, что происходит с землей, происходит с сыновь€ми и дочер€ми земли. ћы не плетем паутину жизни; мы просто вплетены в нее. „то бы мы ни делали паутине, мы делаем себеї.

¬ождь —иэттл, дувамиш


Ђя нищий и нагой, но € вождь народа. ћы не хотим богатств, но мы хотим воспитать наших детей правильно. Ѕогатства не принесут нам добра. ћы не можем вз€ть их с собой в другой мир... ћы хотим мира и любвиї.

 расное ќблако (ћахпи€-лута), сиу, 1870

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
-chin-   обратитьс€ по имени —уббота, 04 Ќо€бр€ 2006 г. 07:12 (ссылка)
мудрый народ. ¬се таки, белых не зр€ считали дикар€ми.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени —уббота, 04 Ќо€бр€ 2006 г. 11:01 (ссылка)
chingizid, ќчень мудрый! я с восхищением читаю о этой высокой духовной культуре!  акие замечательные люди и законы, по которым они жили! » не надо придумывать коммунизм, когда уже все хорошее было ранее, но насильственно уничтожено белыми дикар€ми. ј нас убеждали , что краснокожие - дикари!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку