Карелию (северо-запад России) можно назвать полноценным мегалитическим
регионом, поскольку культ камней на этих территориях в глубокой
древности не только имел свои специфические черты, но и всегда являлся
важной частью культурного ландшафта в целом, несущего отпечатки живой
традиции взаимодействия человека и природы, идущей из глубины
тысячелетий.

Хотя
отношение официальной науки к священным камням звучит как приговор:
«При современном состоянии источников научной базы значительная часть
так называемых «священных» валунов должна быть изъята из научного
оборота в силу непроверяемости сведений о них и неосуществимости
комплексного изучения объектов.
Однако, возможно рассмотрение этих
объектов не как археологических, а как непроверенных фольклорных
источников, что не обязывает выводить их из статистического анализа
всего материала», - писал в сборнике «Краеведческий альманах» А.
Курбатов.
Много священных камней уже погибло: их разбили, зарыли,
утопили. Гибнут они и сегодня. Энтузиасты спасают камни (как живых
существ), создавая сады камней и музеи камней. Но вырванный с места
священный камень теряет свою «святость», своё окружение, свои легенды.
Остаётся только активнее знакомить людей с древними святилищами, со
священными камнями, рассказывать какие тайны они таят, удивлять скрытыми
в камнях и легендах знаниями наших предков.
Легенды и памятьВо
II веке н.э. древнеримский философ-энциклопедист Цельс писал:
«Существует исконное древнее учение, которым занимались древнейшие
народы и государства и мудрые люди – египтяне, ассирийцы, гиперборейцы,
кельтские друиды и геты…». Очень немногое из этого «исконного учения»
сохранилось до наших дней, и одна из самых больших загадок такого рода
реликтов – мегалитические сооружения, исполнявшие некогда религиозные,
астрономические и магические функции, служившие, как показывают
современные исследования, для работы с могучими и совершенно реальными
«скрытыми силами Природы».
Наибольшее распространение имеет,
несомненно, специфический тип почитаемых камней с изображениями,
получивший в России название «следовики». Они могут быть очень различны и
по размерам, и по связанным с ними этнографическим свидетельствам, и
даже по характеру самих изображений, которые меняются в широком
диапазоне от явно искусственных, с чёткой проработкой контуров, до
маловыразительных и практически наверняка естественных. Но их общей
чертой всегда остаётся то, что в народном восприятии данные изображения
являются следами – «Божьими», «Бесовыми», «Чёртовыми», следами
Богородицы или различных святых и т.д. – даже в тех случаях, когда само
изображение лишь отдалённо напоминает по форме след.
Камни-следовики
очень разнообразны. Различаются и размеры выбитых на них следов (от
«нормальных» до огромных), и их «природа» (известны, помимо
человеческих, медвежьи, птичьи и другие следы), и их количество на одном
камне, и техника исполнения изображений. Очень сильно варьируется и
предположительно определяемый возраст «следов». При том, что существует
немало свидетельств об исключительной «живучести» традиции высекания
следов на камне, само появление этой традиции следует, вероятно, отнести
к неолитической эпохе. По крайней мере, именно к такой датировке
приводит исследователей известная связь камней-следовиков с
археологическими памятниками эпохи неолита и бронзы.
Мудрость Карельского шаманаВ
Карелии даже официально «зарегистрированных» камней-следовиков
достаточно много, но самым известным примером такого рода «артефакта»
могут послужить знаменитые петроглифы (изображения на скалах) Белого
моря. Так, например, на скалах в устье реки Выг находится около трёх
сотен взаимосвязанных изображений, датируемых концом III – началом II
тыс. до н.э. – так называемые «Бесовы Следки». По большей части это
рисунки, связанные с тематикой охоты (лоси, тюлени, медведи, рыбы…). На
фоне этого разнообразия выделяется цепочка следов, приводящая к
изображению крупной человекоподобной фигуры, предположительно являющейся
символом некоего божества.
На рисунке изображён некий человек,
стоящий на одной ноге с поднятой левой рукой и одним закрытым глазом.
Эта специфическая поза, несмотря на то, что она хорошо известна в
истории европейского шаманизма, среди советских и российских
исследователей не получила серьёзного осмысления. Так, например, у
кельтских народов эта сакральная поза называлась «позой Луга» или «позой
Кухулина». Символическая «одноногость» человека (шамана, мага),
стоящего в этой позе прямо связана с чрезвычайно архаическими культами
богов Смерти и магии (сравн. Одноглазого Одина в скандинавской Традиции,
одноногую Бабу-Ягу – в славянской, одноногих Стражей Иного мира в
валлийском эпосе и т.д.). В древности считалось, что маг, принимающий
«позу Луга», находится сразу в обоих мирах (в этом и в Ином) и,
соответственно, видит открытым глазом мир явленный, а закрытым – Иной
Мир (мир духов).
Таким образом, данное изображение, на наш
взгляд, является именно изображением шамана (мага) в сакральной позе и
прямо связано, соответственно, с традиционным северорусским шаманизмом.
Считается, что именно это изображение открывает «некий путь» в
сакральные тайны Белого моря, свидетельствующие о далёком гиперборейском
прошлом современного российского Северо-Запада. Поэтому, и выбитая на
скалах цепочка следов, с заложенным в них глубоким магическим смыслом,
выполняет свою вполне конкретную роль, не понятую учёными, но прекрасно
осознаваемую «местным людом»: дольмены, сейды, каменные лабиринты,
камни-следовики – всё это входы в невидимый мир таинственных духовных
сил древних.
На протяжении веков многим из этих памятников среди
местного населения сопутствовала традиция — предания, повествующие о
происхождении камней или знаков на них, обрядовая практика — молебны;
культовым камням приписывались чудодейственные целебные свойства.
Большинство таких камней-следовиков лежат около троп или дорог.
Мистика древних камнейВ
стародавние времена, когда на земле жили великие маги и чародеи, люди
не только понимали язык зверей и растений, но, при помощи магии, могли
изменять структуру камня, делая его мягким, словно сырая глина. Такова
легенда, до сих пор бытующая в Карелии, позволяющая местному населению
свято хранить легендарные страницы прошлых времён. К науке, конечно, это
не имеет отношения, но, как говорят старики, «имеет отношение к жизни».
Существует
много свидетельств о целебных свойствах следовиков. По словам местных
жителей, жидкость, скапливающаяся в углублении, многих вылечила от
различных кожных заболеваний. Многие деревенские жители Карелии свято
верят в волшебную силу загадочных камней.
Когда же возникло
почитание этих камней и с чем оно связано – связано ли с каким-то
религиозным культом, религиозными традициями. В научных статьях часто
высказывается мнение учёных о том, что камни-следовики связаны с культом
предков, с почитанием умерших. Зарождение почитания камней определялось
особенностями религиозного мировоззрения. По мнению учёных,
возникновение фольклорной традиции, почитание того или иного камня есть
стремление людей объяснить происхождение необычного, чем-то
выделяющегося (например, размерами, формой, наличием углубления –
«следа» и тому подобное), с которым они постоянно сталкиваются.
Следообразная выбоина становилась «следом» божества, которому люди
поклонялись. Также имеется связь происхождения следов на камнях с
деятельностью христианских святых.
Главная тайна следовиков
Известия
о находках валунов с выбитыми на них следами птиц, зверей и человека,
«отпечатками» рук, ног и подков, крестами различных типов, углублениями в
виде чаш, точек и других непонятных знаков удивляют историков и
краеведов. Никто не может точно сказать, какое назначение имели камни,
тем более что письменных источников с ответом на этот вопрос найдено не
было. Следовики и другие камни с изображениями представляют чрезвычайно
ценные и интересные памятники древности, изучение которых на научной
основе, по сути дела, только начинается. Хотя, а это уже весьма
интересно, целым рядом серьёзных исследователей (Дёмин В., Лазарев Е.,
Платов А. и др.) их принято связывать с древнейшими арийскими
верованиями, в частности с легендой о трёх шагах Вишну, символизирующих
движение Солнца от восхода через точку в зените и до заката. Камни
следовики – немые свидетели древнейшего продвижения с Севера на Юг
архаичной общеиндоевропейской культуры, верований и культов.
На
побережье карельского озера Водлозера, например, попадаются камни,
поражающие своей необычной формой, отображёнными на них какими-то
загадочными знаками.
Своеобразным открытием для меня стал рассказ
одной из жительниц небольшой деревеньки близ Водлозера, которая
случайно обнаружила на берегу озера большой камень с зеркальным
изображением православного креста. И если мысленно поднять этот крест,
то он укажет направление на ту возвышенность, где в прошлом предками
была построена православная церковь.
Человеческие следы на камне,
камни, обладающие целебными свойствами, камни необычной, загадочной
формы – всё это заставляет задуматься над природой этих предметов и
явлений, искать им объяснение.
В институте геологии Карельского
Филиала Академии Наук РФ считают, что углубления в камнях являются
естественными. Можно было бы с этим полностью согласиться, если бы не
утверждения людей о целебных свойствах воды, если бы не многие
загадочные вопросы, на которые пока нет ответов. Камни-следовики упорно
продолжают хранить свои тайны.
Алексей ПОПОВ (Петрозаводск)
Категория: История,археология |
Источник: http://anubis.sokrytoe.com
http://planeta.moy.su/blog/magicheskie_tajny_karel...ej_sledovikov/2012-06-28-23135 |