-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 39359
 омментариев: 213114
Ќаписано: 297767


ќ жизни после смерти

ѕонедельник, 14 ћа€ 2012 г. 13:49 + в цитатник
“о, что € собираюсь рассказать о потустороннем мире и о жизни после смерти, целиком состоит из воспоминаний, из образов и мыслей, которыми € жил, и которые вызывали во мне особенно значительный отклик. Ёти воспоминани€, в определенном смысле, лежат в основе моих трудов: ведь последние, по существу, представл€ют собой не что иное, как посто€нно возобновл€емые попытки найти ответ на вопрос о св€зи между "посюсторонним" и "потусторонним". » все же € никогда ничего не писал о жизни после смерти: ведь у мен€ не было никакой возможности документально подкрепить свои соображени€. “ак или иначе, € собираюсь высказатьс€ по данному вопросу.

ƒаже сейчас € могу лишь рассказывать истории − то есть "мифологизировать". ѕожалуй, чтобы свободно говорить о смерти, нужно находитьс€ достаточно близко к ней. Ќельз€ сказать, что € желаю или не желаю жизни после смерти, и мне бы не хотелось культивировать идеи подобного рода. Ќо верность истине вынуждает мен€ признатьс€, что помимо моего желани€ и осознанных действий мысли об этом посто€нно присутствуют во мне. я не могу сказать, истинны они или ложны; но € знаю, что они есть и могут найти свое выражение, если только €, следу€ тем или иным предубеждени€м, не стану их подавл€ть. Ќа психическую жизнь, понимаемую как целостный феномен, предубеждение оказывает уродующее, калечащее воздействие; что же касаетс€ мен€, то € знаю о психической жизни слишком мало, чтобы позволить себе исправл€ть ее.

ѕохоже, что критический рационализм изгнал из нашей действительности множество мифических пон€тий, в том числе идею жизни после смерти. Ёто могло произойти только потому, что в наши дни люди в большинстве своем отождествл€ют себ€ почти исключительно с собственным сознанием и воображают, что они суть то, что знают о себе сами. Ќо любой человек, хоть что-то смысл€щий в психологии, понимает, насколько ограничено это знание. –ационализм и доктринерство − болезни нашего претендующего на всезнание века. Ќо нам предстоит открыть еще очень многое из того, что с нашей нынешней ограниченной точки зрени€ кажетс€ невозможным. Ќаши пон€ти€ пространства и времени очень приблизительны; значит, они допускают более или менее значительные отклонени€ − как абсолютные, так и относительные. »ме€ все это в виду, € внимательнейшим образом прислушиваюсь к странным, чудесным мифам души и наблюдаю за различными событи€ми, с которыми мне случаетс€ столкнутьс€ − независимо от того, в какой степени они соответствуют моим теоретическим постулатам.

  сожалению, мифическа€ сторона человека сегодн€ почти не про€вл€ет себ€. „еловек перестал рассказывать сказки. ¬ результате очень многое ускользает от него; а ведь это так важно и благотворно − говорить о непостижимом. “акие разговоры похожи на старые добрые истории о привидени€х, которые мы рассказываем, сид€ у камина и кур€ трубку.

ћы, конечно, не знаем, что на самом деле означают мифы или истории о жизни после смерти, и какого рода действительность кроетс€ за ними. ћы не можем сказать, обладают ли они какой-либо значимостью, помимо своей несомненной ценности в качестве антропоморфных проекций. ћы должны €сно сознавать, что не можем быть хоть сколько-нибудь уверены в вещах, выход€щих за пределы нашего понимани€.

»ной, управл€емый совершенно другими законами мир недоступен нашему воображению по одной простой причине: мы живем в особом мире, который помог сформироватьс€ нашим умам и установитьс€ нашим психическим предпосылкам. Ќаши врожденные структуры ограничивают нас со всей строгостью; поэтому всем своим существом и образом мыслей мы св€заны с нашим миром.  онечно, мифический человек желает "выйти за пределы всего этого", но человек, осознающий свою научную ответственность, не может позволить себе ничего подобного. — точки зрени€ интеллекта все мое мифологизирование есть не что иное, как пуста€ спекул€ци€. Ќа эмоции, однако, оно оказывает оздоровл€ющее, целебное действие; оно придает жизни столь необходимое ей очарование. “ак почему же мы должны от него отказыватьс€?

—огласно утверждени€м парапсихологов, существование жизни после смерти научно доказываетс€ тем фактом, что мертвые − либо как призраки, либо через посредство медиума − позвол€ют ощутить свое присутствие и сообщают такое, о чем €вно не может знать никто, кроме них самих. Ќо даже хорошо документированные случаи подобного рода не снимают вопросов: идентичен ли призрак или голос умершему человеку, или это психическа€ проекци€; в самом ли деле сказанное ведет свое происхождение непосредственно от умершего или оно об€зано своим по€влением знанию, возможно, присутствующему в бессознательном живых?[1]

–азум может сколько угодно восставать против какой бы то ни было определенности в подобных вопросах; но мы не должны забывать о настойчивом стремлении большинства людей верить в то, что их жизнь будет неопределенно долго продолжатьс€ за пределами их нынешнего существовани€. ќт этого они живут более осмысленно, чувствуют себ€ лучше, ощущают большую уверенность. »ме€ перед собой века, име€ перед собой немыслимый океан времени, зачем предаватьс€ глупой, дикой спешке?

≈стественно, подобный ход мыслей присущ не вс€кому. ћногие вовсе не стрем€тс€ к бессмертию и содрогаютс€ от одной только мысли о том, что им предстоит дес€ть тыс€ч лет сидеть на облаке и играть на арфе! ≈сть и такие − их не так уж мало, − кто испытал в своей жизни настолько болезненные удары или питает такое отвращение к собственному существованию, что предпочитает непрерывности абсолютный конец. Ќо в большинстве случаев вопрос о бессмертии кажетс€ столь насто€тельным, непосредственным и к тому же неискоренимым, что мы должны хот€ бы попытатьс€ сформировать по этому вопросу какое-либо мнение. Ќо как это сделать?

ћо€ гипотеза состоит в том, что мы можем достичь этого с помощью намеков, посылаемых нам со стороны бессознательного − например, в сновидени€х. ќбычно мы гоним от себ€ намеки подобного рода, поскольку убеждены, что данный вопрос не может иметь ответа. ¬ пор€дке возражени€ на этот пон€тный скептицизм € могу сказать следующее. ≈сли непознаваемое существует, оно не может представл€ть дл€ нас интеллектуальную проблему. Ќапример, € не знаю, по какой причине возникла ¬селенна€, и € никогда этого не узнаю. ѕосему этот вопрос, как научна€ или интеллектуальна€ проблема, должен утратить дл€ мен€ вс€кий интерес. Ќо если сновидени€ или мифы внушают какие-то мысли, св€занные с этим, мне следует обратить на них должное внимание. ћне даже имеет смысл построить на основании такого рода намеков целую концепцию − даже если она так и останетс€ недоказуемой гипотезой.

ƒл€ человека очень важна возможность сказать себе, что он сделал все, что было в его силах, дабы сформировать определенное пон€тие о жизни после смерти или создать умозрительную картину этой жизни − пусть даже затем ему придетс€ признать неудачу своих попыток. Ќе сделать этого − значит утратить что-то жизненно важное. ¬едь вопрос, поставленный перед ним − это древнейшее наследие человечества: полный тайной жизни архетип, стрем€щийс€ присоединитьс€ к нашему индивидуальному существованию и тем самым сообщить ему целостность. –азум заставл€ет нас держатьс€ слишком узких рамок, принимать − к тому же с ограничени€ми − только то, что хорошо известно, и жить в заранее обусловленных пределах, которые мы отождествл€ем с истинными пределами существовани€. Ќо, по существу, мы день за днем живем, пребыва€ далеко за рамками нашего сознани€: ведь внутри нас бессознательное ведет свою, неизвестную нам жизнь. „ем более €вственно доминирует критический разум, тем беднее становитс€ жизнь; с другой стороны, чем больше бессознательного содержимого − или, иначе говор€, чем больше мифа − способно интегрировать наше сознание, тем большей оказываетс€ мера целостности нашей жизни. ” переоцененного разума есть обща€ черта с политическим абсолютизмом: и тот, и другой довод€т личность до духовной нищеты.

ѕомощь бессознательного состоит в том, что оно нам либо что-то сообщает, либо дает указани€ с помощью зрительных образов. ” него есть и иные способы сообщать нам о вещах, которые, согласно логике, не могут быть нам известны. ¬спомните хот€ бы синхронистические €влени€, предчувстви€ и сновидени€, которые сбываютс€!

я вспоминаю случай, происшедший в годы ¬торой мировой войны, когда € возвращалс€ из Ѕоллингена домой. ” мен€ с собой была книга, но € не мог читать, поскольку мое сознание было всецело зан€то образом тонущего человека. Ёто было воспоминание об инциденте, происшедшем во врем€ моей армейской службы. ¬есь день € не мог избавитьс€ от него. ќно испортило мне настроение, и € непрестанно думал: "„то же случилось? Ќеужели произошло несчастье?"

¬се еще взволнованный этим воспоминанием, € вышел в Ёрленбахе и направилс€ пешком к дому. ƒети моей средней дочери были в саду. ≈е семь€, из-за войны вернувша€с€ из ѕарижа в Ўвейцарию, жила с нами. ƒети выгл€дели расстроенными; на мой вопрос о том, что произошло, они сообщили, что младший из братьев, јдриан, упал в воду в сарае дл€ лодок. “ам было довольно глубоко, и ребенок, практически не умевший плавать, чуть не утонул. ≈го спас старший брат. ¬се это случилось как раз тогда, когда € был в поезде и на мен€ нахлынуло то самое воспоминание. Ѕессознательное послало мне намек. ѕочему бы не предположить, что оно способно информировать и о других вещах?

Ќечто похожее € пережил незадолго до смерти одной из родственниц моей жены. я увидел во сне, будто кровать моей жены − это глубока€ €ма с каменными стенами. ѕо существу это была могила, и что-то в ее облике напоминало о классической древности. «атем € услышал глубокий вздох, словно кто-то испустил дух. ¬нутри €мы возникла похожа€ на мою жену фигура, котора€ воспарила ввысь. ‘игура была в белом платье с вытканными на нем странными черными символами. я проснулс€, разбудил жену и проверил врем€. Ѕыло три часа пополуночи. я сразу же подумал о том, что этот удивительный сон означает чью-то смерть. ¬ семь часов утра мы узнали, что двоюродна€ сестра моей жены умерла в три часа ночи!

¬ подобных случа€х предчувствие часто не сопровождаетс€ узнаванием. “ак, однажды € увидел во сне garden party − прием, устроенный в саду. —реди гостей € встретил свою сестру, что мен€ очень удивило, поскольку она умерла несколько лет тому назад. “ам же находилс€ один из моих умерших друзей. ¬се остальные присутствовавшие на приеме лица были еще живы. ћо€ сестра была вместе с хорошо знакомой мне дамой. ƒаже во сне € легко сделал вывод, что этой даме предстоит вскоре умереть. я подумал: "ќна уже отмечена". ¬о сне € точно знал, кто она. я знал также, что она живет в Ѕазеле. Ќо по пробуждении €, несмотр€ на все свои усили€, никак не мог вспомнить ее − даже при том, что сон в целом все еще очень живо сто€л перед моими глазами. я вызвал в воображении всех своих базельских знакомых, чтобы проверить, какой из мысленных образов попадет в цель. Ќо все оказалось тщетно!

Ќесколько недель спуст€ € получил известие о внезапной гибели одной знакомой дамы. я сразу же пон€л, что это та сама€ женщина, которую € видел во сне, но никак не мог идентифицировать. ћое воспоминание о ней отличалось совершенной €сностью и богатством подробностей, поскольку она долгое врем€ была моей пациенткой; курс лечени€ завершилс€ за год до ее смерти. Ќо пыта€сь вспомнить, кто же именно привиделс€ мне во сне, € почему-то не смог восстановить в пам€ти ее лицо − хот€ она по праву могла претендовать на одно из первых мест в портретной галерее моих базельских знакомых.

 огда у человека бывают переживани€ подобного рода − ниже € расскажу еще и о других, − он начинает уважать возможности и способности бессознательного. Ќо нужно соблюдать критический подход и сознавать, что подобные "сообщени€" могут иметь и чисто субъективное значение. ќни вовсе не об€зательно соответствуют действительности. “ем не менее € убедилс€ в том, что соображени€ и мнени€, сформировавшиес€ у мен€ на основании этих намеков со стороны бессознательного, оказались в высшей степени сто€щими. ≈стественно, € не собираюсь писать книгу о таких открыти€х; но € должен признатьс€, что у мен€ есть свой миф, который мен€ интересует и побуждает вгл€детьс€ в глубины этой сферы. ћифы − сама€ ранн€€ форма науки.  огда € говорю о том, что происходит после смерти, € движим внутренними побуждени€ми; единственное, что € могу − поведать сны и мифы, относ€щиес€ к данной теме.

≈стественно, с самого начала можно со всей категоричностью возразить, что мифы и сны о продолжении жизни после смерти суть не что иное, как компенсирующие фантазии, неотъемлемо присущие нашей природе: ведь жизни вообще свойственно стремление к вечности. ≈динственный аргумент, который € мог бы выдвинуть в ответ, есть сам миф.

—уществуют указани€ на то, что по меньшей мере часть психической субстанции не подчин€етс€ законам пространства и времени. Ќаучное доказательство этому было получено благодар€ хорошо известным экспериментам ƒж. Ѕ. –аина[2]. Ќар€ду с многочисленными случа€ми спонтанных предчувствий, вне-пространственного воспри€ти€ и т. д. − р€д аналогичных примеров из собственного опыта € уже приводил, − эксперименты –аина доказывают, что психическа€ субстанци€ иногда функционирует независимо от пространственно-временного закона причинности. Ёто свидетельствует о недостаточности наших концепций пространства и времени и, следовательно, причинности. ѕолна€ картина мира, видимо, должна включать еще одно измерение; лишь тогда вс€ совокупность €влений сможет получить целостное объ€снение. ¬от почему сторонники рационализма и сейчас настаивают на том, что парапсихологических переживаний в действительности нет; ведь устойчивость всего их мировоззрени€ находитс€ в пр€мой зависимости от этого вопроса. ≈сли парапсихологические €влени€ существуют, это само по себе означает, что рационалистическа€ картина мира неполна и потому не имеет абсолютной ценности. “огда возможность существовани€ за пределами феноменального мира иной, оцениваемой по собственным законам реальности становитс€ проблемой, от которой невозможно уклонитьс€; нам придетс€ признать, что наш мир с его временем, пространством и причинностью каким-то образом св€зан с иным пор€дком вещей, кроющимс€ где-то "по ту сторону", то есть в сфере, где наши "здесь и там", "раньше и позже" не имеют никакого значени€. я убедилс€ в том, что по меньшей мере часть нашего психического быти€ характеризуетс€ относительностью пространства и времени. ѕо мере удалени€ от сознани€ эта относительность, суд€ по всему, возрастает, вплоть до перехода в абсолютное состо€ние вневременности и внепространственности.

ћои взгл€ды на жизнь после смерти формировались, корректировались или подтверждались не только моими собственными, но и чужими сновидени€ми. ќсобое значение € придаю сну, который примерно за два мес€ца до своей смерти видела одна из моих учениц, женщина шестидес€ти лет. ќна вступила в потусторонний мир. “ам была классна€ комната; за партами сидели ее умершие подруги. ÷арила атмосфера всеобщего ожидани€. ќна огл€дела помещение в надежде найти учител€ или докладчика, но никого похожего не было. “огда она пон€ла, что она и есть докладчик: ведь сразу после смерти человек должен дать полный отчет о пережитом. ћертвым чрезвычайно важен жизненный опыт людей, которые только что умерли − словно действи€ и переживани€, имевшие место в земной жизни, во времени и пространстве, обладают дл€ них решающей ценностью.

Ёто сновидение представл€ет совершенно необычную, не свойственную земной действительности аудиторию: сообщество людей, испытывающих жгучий интерес к окончательным итогам и психологическим выводам совершенно непримечательной − с нашей точки зрени€ − человеческой жизни. Ќо если предположить, что "аудитори€" эта пребывала в состо€нии относительного отсутстви€ времени, где такие пон€ти€, как "окончание", "событие" и "развитие" утратили свою несомненность, можно сделать логичный вывод, что ее члены вполне могли бы заинтересоватьс€ именно тем, чего недоставало их собственному состо€нию.

ƒама, которой приснилс€ этот сон, бо€лась смерти и как раз в тот период делала все, чтобы отогнать от себ€ мысли о ней. Ќо смерть сильно занимает мысли человека, особенно пожилого. ѕеред ним неотвратимо ставитс€ вопрос, и он об€зан на этот вопрос ответить. ƒл€ этого в его распор€жении должен быть миф о смерти, поскольку разум указывает ему только на мрачную €му, в которую ему предстоит спуститьс€; миф, однако же, может вызвать в его воображении другие образы: благотворные и обогащающие картины жизни в стране мертвых. ¬ер€ в них или допуска€ ту или иную меру их истинности, он прав или не прав в той же мере, что и тот, кто в них не верит. Ќо в то врем€ как отрицающий направл€ет свои шаги в никуда, человек, верующий в архетип, следует пут€ми жизни и "плавно" входит в смерть.  онечно, оба они ни в чем не уверены; но один живет в противоречии со своими инстинктами, а другой − в согласии с ними.

„то касаетс€ фигур из сферы бессознательного, то они также "не информированы" и нуждаютс€ в человеке или контакте с сознанием, чтобы достичь знани€. ¬ начальный период моей работы с бессознательным большую роль играли фигуры —аломеи и »лии. «атем они отступили, но примерно через два года возникли вновь.   моему величайшему изумлению, они совершенно не изменились; они говорили и действовали так, словно за врем€ их отсутстви€ ничего не изменилось. ¬ действительности же, за эти годы моей жизни произошли самые неверо€тные вещи. ћне пришлось начать все как бы с самого начала: рассказать им о происшедшем и дать необходимые объ€снени€. Ёта ситуаци€ мен€ поначалу немало удивила. Ћишь потом € пон€л, что случилось на самом деле. ¬ промежутке между двум€ своими по€влени€ми обе фигуры погрузились обратно в глубины бессознательного и в самих себ€; € бы мог с тем же успехом сказать, что они перешли в состо€ние вневременности. ќни не имели контакта с "я" и его мен€ющимис€ обсто€тельствами и поэтому не знали о событи€х в мире сознани€.

я достаточно рано пон€л, что мне необходимо дать соответствующие указани€ фигурам бессознательного или тем "духам ушедших", которые столь часто неотличимы от этих фигур. ¬первые € ощутил это в 1911 году во врем€ велосипедной экскурсии по —еверной »талии, которую € совершил вместе с одним из своих друзей. Ќа обратном пути мы доехали из ѕавии до јроны, что в нижней части Ћаго ћаджоре, и провели там ночь. ƒальше мы намеревались обогнуть озеро и через “ичино добратьс€ до ‘аидо, где нам предсто€ло сесть на поезд до ÷юриха. Ќо в јроне € увидел сон, расстроивший наши планы.

¬о сне € оказалс€ в компании си€тельных духов прежних веков; нечто похожее € впоследствии испытал в отношении "си€тельных предков" в черном скальном храме из моего видени€ 1944 года. –азговор шел на латыни. √осподин в пышном кудр€вом парике обратилс€ ко мне с каким-то сложным вопросом, сути которого, проснувшись, € уже не мог вспомнить. я пон€л его, но не сумел ответить, ибо недостаточно владел латынью. Ёто обсто€тельство настолько глубоко мен€ устыдило, что € проснулс€ от внезапно нахлынувших чувств.

¬ момент пробуждени€ € подумал о книге, над которой в то врем€ работал, то есть о "ћетаморфозах и символах либидо", и испытал настолько интенсивное чувство унижени€ из-за оставшегос€ без ответа вопроса, что тут же сел в поезд и пр€миком направилс€ домой, чтобы работать дальше. я не мог себе позволить потратить еще три дн€ на велосипедную прогулку. я должен был работать и искать ответ.

Ћишь много лет спуст€ € пон€л этот сон и свою реакцию на него. √осподин в парике был своего рода духом предка (или мертвеца); он задал мне вопрос − а € не знал ответа. Ѕыло еще слишком рано, € еще не достиг соответствующего уровн€; у мен€, однако же, было смутное ощущение, что работа€ над книгой € найду ответ на поставленный передо мною вопрос. Ётот вопрос был задан мне, так сказать, моими духовными праотцами в надежде узнать то, чего они не могли узнать во врем€ своей земной жизни, поскольку ответ был найден лишь в последующие века. ≈сли бы вопрос и ответ уже существовали в вечности, с моей стороны не требовалось бы никакого усили€, и мои предки могли бы найти ответ в любом другом столетии. ѕредставл€етс€, что в природе есть некое безграничное знание, но оно может быть постигнуто только тогда, когда сознание в своем развитии достигнет подход€щей стадии. “о же самое, веро€тно, происходит и в душе индивида: человек много лет носит в себе некую смутную догадку, но схватывает ее суть только в определенный момент.

≈сли после смерти есть сознательное существование, оно должно, как мне кажетс€, продолжатьс€ на том уровне сознани€, который достигнут человечеством, и в любую эпоху иметь некий высший − хот€ и изменчивый − предел. ћногие люди всю свою жизнь и даже в момент смерти значительно отстают от собственных возможностей и − что еще более важно − от знаний, освоенных в течение их жизни сознанием других людей. ќтсюда их потребность в том, чтобы в смерти добитьс€ освоени€ той части сознани€, которую не удалось обрести при жизни.

я пришел к этому выводу благодар€ наблюдению за сновидени€ми о мертвых. ќднажды мне приснилось, будто € посетил своего друга, умершего примерно двум€ недел€ми ранее. ѕри жизни этот человек придерживалс€ общеприн€того взгл€да на мир; до самого конца он оставалс€ сторонником нерассуждающей установки. ¬ моем сне его дом сто€л на холме, похожем на холм “юллингер близ Ѕазел€. —тены старого замка окружали площадь с небольшой церковью и несколькими домиками. Ёто было похоже на площадь перед замком –апперсвиль. —то€ла осень. Ћисть€ старых деревьев пожелтели; окружающее преобразилось под нежными лучами солнца. ћой друг сидел за столом со своей дочерью, изучающей психологию в ÷юрихе. я знал, что она рассказывает ему о психологии. ќн был настолько восхищен ее рассказом, что приветствовал мен€ лишь небрежным взмахом руки, словно дава€ пон€ть: "Ќе отвлекай мен€". ѕриветству€ мен€ таким образом, он в то же врем€ отсылал мен€.

—он сообщил мне, что ныне, каким-то непон€тным мне образом, мой друг призван у€снить реальность собственного психического существовани€ − чего он так и не смог осуществить при жизни. ѕозднее в св€зи с образами этого сна мне вспомнились слова: "—в€тые отшельники, ют€щиес€ по ступенчатым уступам горы..." ќтшельники в последней сцене второй части "‘ауста" задуманы как изображение различных ступеней развити€, взаимно дополн€ющих и возвышающих друг друга.

≈ще одно переживание, св€занное с развитием души после смерти, возникло у мен€ примерно через год после смерти моей жены, когда € вдруг проснулс€ среди ночи, зна€, что нахожусь вместе с ней в ёжной ‘ранции, в ѕровансе, и что провел р€дом с ней целый день. “ам она занималась исследовани€ми √раал€. Ётот сон показалс€ мне полным смысла, так как она умерла, не успев завершить свою работу над данной темой.

»нтерпретаци€ сновидени€ на субъективном уровне сводитс€ к тому, что мо€ анима еще не осуществила свою задачу до конца. “ака€ интерпретаци€ не представл€ет никакого интереса: ведь € и так достаточно хорошо знаю, что € еще с этим не покончил. Ќо мысль о том, что мо€ жена и после смерти продолжает работать над своим духовным развитием − в какой бы форме это ни выражалось, − поразила мен€ своей значительностью и оказала в известной мере успокаивающее воздействие.

ѕредставлени€ подобного рода, естественно, неточны, и дают неправильную картину − по аналогии с телом, проецируемым на плоскость, или наоборот, с четырехмерной моделью, конструируемой исход€ из трехмерного тела. „тобы позволить нам восприн€ть себ€, эти представлени€ используют €зык трехмерного мира. ћатематика делает все возможное, чтобы найти выражение дл€ св€зей, выход€щих за пределы эмпирического понимани€. јналогично, дл€ дисциплинированного воображени€ исключительно важно создавать образы непостижимых вещей с помощью логических принципов и на основании эмпирических данных − таких, например, как свидетельства, сообщаемые в сновидени€х. »спользуемый в данном случае метод € называю "методом необходимого высказывани€". ќн представл€ет собой принцип амплификации (усилени€) в применении к интерпретации снов, но проще всего его можно продемонстрировать через посредство некоторых рассуждений о натуральных целых числах.

≈диница, как перва€ в р€ду цифр, есть нечто одно. Ќо она есть также ≈динство, ¬сеединство, неделимость и нечленимость − пон€тие не числовое, а философское, архетип и атрибут Ѕога, монада. ѕодобные высказывани€ совершенно естественны дл€ человеческого интеллекта; но в то же врем€ интеллект детерминирован и ограничен своей концепцией единого и ее следстви€ми. »ными словами, высказывани€, о которых € говорю, не €вл€ютс€ произвольными. ќни управл€ютс€ природой единства и посему €вл€ютс€ необходимыми. “еоретически говор€, та же логическа€ операци€ может быть осуществлена в отношении концепций, касающихс€ любого числа, следующею за единицей; на практике, однако, процесс вскоре приходит к концу, поскольку упираетс€ в осложнени€, с которыми, ввиду их многочисленности, становитс€ все труднее и труднее справитьс€.

 аждое последующее число вводит новые свойства и новые модификации. “ак, свойством числа четыре €вл€етс€ то, что уравнени€ четвертой степени могут быть решены, а уравнени€ п€той степени − нет. —оответственно, "необходимое высказывание" о числе четыре состоит в том, что оно, среди прочего, служит высшей точкой и одновременно концом предшествовавшего подъема. ¬виду того, что с каждым новым числом по€вл€етс€, по меньшей мере, одно новое математическое свойство, высказывани€ настолько усложн€ютс€, что их становитс€ невозможно формулировать.

Ѕесконечный р€д натуральных чисел соответствует бесконечному количеству отдельных творений. –€д чисел также состоит из индивидов, и свойства даже первых дес€ти если и представл€ют собой что-либо, то в первую очередь − абстрактную космогонию, выведенную из монады. —войства чисел, однако, суть также свойства материи; именно поэтому некоторые уравнени€ предвосхищают поведение последней.

я полагаю, что высказывани€ нематематической природы также могут отсылать к не поддающимс€ представлению реали€м вне их самих. ¬ частности, € имею в виду пользующиес€ всеобщим признанием и повсеместно распространенные порождени€ фантазии, а также архетипические мотивы. —уществуют математические уравнени€, относительно которых мы не можем сказать, каким физическим реали€м они соответствуют; точно так же мы поначалу часто не можем судить о том, к каким психическим реали€м отсылают те или иные плоды мифотворчества. ”равнени€, управл€ющие турбулентностью газов при нагревании, существовали задолго до того, как сама проблема стала предметом точного исследовани€. јналогично, в нашем распор€жении уже давно имеютс€ мифологемы, выражающие динамику некоторых подпороговых процессов − хот€ сами эти процессы получили свое наименование лишь в самое последнее врем€.

ћаксимум, где бы то ни было достигнутый сознанием, составл€ет, по моему мнению, верхний предел знани€, доступного мертвым. ¬от почему земна€ жизнь, суд€ по всему, столь много значит; вот почему столь важно то, что уносит с собой человек в момент своей смерти. Ћишь здесь, в земной жизни, где противоположности сталкиваютс€, возможно общее повышение уровн€ сознани€. ѕредставл€етс€, что как раз в этом-то и состоит метафизическа€ задача человека, которую он не может осуществить без "мифологизировани€".

ћиф − это естественна€ и необходима€ промежуточна€ стади€ между бессознательным и сознательным познанием. Ѕессознательному известно больше, нежели сознанию; но его знание − особого рода, знание в вечности, обычно не имеющее референтов здесь и сейчас, не поддающеес€ выражению на €зыке разума. Ћишь в тех случа€х, когда мы позвол€ем его свидетельствам амплифицировать самих себ€ − как было показано выше на примере чисел, − оно может быть нами пон€то; лишь тогда мы оказываемс€ способны восприн€ть его новые аспекты. Ётот процесс убедительно повтор€етс€ в любом успешном анализе сновидений. ¬от почему так важно сохран€ть непредвз€тое отношение ко всему тому, что говор€т нам сны. ≈сли нас начинает удивл€ть некотора€ "монотонность интерпретации", мы понимаем, что наш подход стал грешить доктринерством и посему утратил результативность.

Ќасто€щих доказательств посмертного существовани€ души не существует; но есть опыт определенных переживаний, заставл€ющий нас задуматьс€. я воспринимаю их скорее как намеки и не хотел бы приписывать им ценность открытий или озарений.  ак-то ночью € лежал без сна, размышл€€ о внезапной смерти одного из своих друзей, чьи похороны состо€лись днем раньше. ≈го смерть очень сильно на мен€ подействовала. ¬незапно € ошутил его присутствие в своей спальне. ћне почудилось, что он стоит у изножь€ моей кровати и зовет мен€ за собой. ќн не был похож на €вление призрака; скорее это был внутренний зрительный образ, который € сам себе объ€снил как фантазию. Ќо € не мог не спросить себ€ со всей откровенностью: "—уществуют ли хот€ бы какие-нибудь доказательства того, что это фантази€? ѕредположим, это не фантази€; предположим, мой друг действительно здесь, а € решил, что он представл€ет собой плод моего воображени€ − разве подобное не было бы низостью с моей стороны?" ¬прочем, € не имел никаких оснований утверждать обратное. “огда € сказал себе: "Ќевозможно доказать ни то, ни другое! ¬место того, чтобы выбрать самый легкий путь и объ€снить его как фантазию, € с таким же успехом мог бы, в пор€дке эксперимента, попробовать наградить его реальностью". —тоило моим мысл€м прин€ть это направление, как он тут же направилс€ к двери и сделал мне знак, словно призыва€ следовать за ним. »так, мне нужно было "подыграть" ему.   этому € не был готов! ћне пришлось еще раз повторить самому себе свою аргументацию. Ћишь после этого €, в своем воображении, повиновалс€ его приглашению.

ќн вывел мен€ из дома в сад, затем на дорогу и, наконец, в свой дом (последний находилс€ на рассто€нии нескольких сот метров от моего дома). ћы вошли; он провел мен€ в свой кабинет. ѕодн€вшись на стул, он показал мне вторую из п€ти книг в красных переплетах, сто€вших на второй полке сверху. ѕосле этого видение прекратилось. ћне не приходилось бывать в его библиотеке, и € не мог знать, что в ней есть. ”ж во вс€ком случае мне не могли быть известны заглави€ тех книг, которые сто€ли на второй полке сверху и на которые он указывал мне.

Ёто переживание показалось мне настолько интересным, что на следующее утро € отправилс€ к вдове покойного и попросил разрешени€ поискать кое-что в его библиотеке. –€дом с книжным шкафом, действительно, сто€л стул − совсем как в моем видении; не успев подойти к книжным полкам, € уже заметил корешки п€ти книг в красных переплетах. „тобы разобрать заголовки, € вынужден был подн€тьс€ на стул. Ёто были переводы романов Ёмил€ «ол€. ¬торой том называлс€ "«авет умершей". —одержание его мен€ не заинтересовало; лишь заглавие, в контексте моего переживани€, оказалось исключительно важным.

—толь же важную роль сыграли в моей жизни сновидени€, €вившимис€ мне незадолго до смерти матери. ¬есть о ее смерти достигла мен€, когда € находилс€ в “ичино (ёжна€ Ўвейцари€). Ќеожиданность этой вести глубоко мен€ потр€сла. «а ночь до смерти матери мне приснилс€ страшный сон. я находилс€ в густом, мрачном лесу; между гигантскими тропическими деревь€ми то и дело попадались фантастические, огромные валуны. Ёто был героический, первобытный пейзаж. ¬незапно € услышал пронзительный свист, огласивший, казалось, всю вселенную. ћои колени задрожали. «атем где-то внизу послышалс€ грохот, и из-за деревьев выскочила гигантска€ овчарка с жуткой, широко разверстой пастью. ѕри виде нее кровь застыла в моих жилах. ќна промчалась мимо, и € внезапно пон€л: ƒикий ќхотник приказал ей принести человеческую душу. я проснулс€ в смертельном страхе, и в то же утро узнал о кончине матери. Ётот сон оказалс€ одним из немногих, чье воздействие на мен€ было поистине потр€сающим: ведь с поверхностной точки зрени€ его можно было трактовать как указание на то, что мо€ мать стала добычей дь€вола. Ќо в действительности сон утверждал, что в ту ночь − это было врем€ фена, лютой €нварской непогоды − вместе со своими волками на охоту вышел ƒикий ќхотник, “от, кто носит зеленую шл€пу (Grünhütl). Ёто был ¬отан, бог моих германских предков, вз€вший мою мать к праотцам; в негативном смысле последние представл€ли собой "дикие орды", тогда как в позитивном смысле − "блаженных", на швейцарском диалекте − "sälig Lüt". Ћишь христианские миссионеры превратили ¬отана в дь€вола. —ам по себе, изначально, он был важнейшим богом − ћеркурием или √ермесом, каковым его верно восприн€ли римл€не; духом природы, вернувшимс€ к жизни в образе ћерлина из легенды о √раале, и в качестве "духа ртути" (spiritus Mercurialis) ставшим вожделенным "арканумом" алхимиков. “аким образом, мой сон свидетельствовал, что душа моей матери вз€та в ту более широкую область —амости, котора€ лежит по ту сторону христианской нравственности − в сферу целостности природы и духа, где разрешаютс€ все конфликты и противоречи€.

я немедленно вернулс€ домой ночным поездом. я чувствовал глубокую скорбь, но в самых сокровенных глубинах сердца не мог испытывать скорби по весьма своеобразной причине: в течение всей поездки € посто€нно слышал танцевальную музыку, смех и радостные возгласы, подобные звукам свадебного торжества. ¬се это резко контрастировало с устрашающим воздействием сна. ¬есела€ танцевальна€ музыка и радостный смех не позвол€ли мне всецело отдатьс€ чувству скорби.  аждый раз, когда это чувство готово было поглотить мен€, оно тут же заглушалось потоком веселой музыки. ќдна часть моего существа была охвачена теплом и радостью, а друга€ − ужасом и тоской. я металс€ между этими двум€ несовместимыми чувствами.

Ётот парадокс можно объ€снить исход€ из предположени€, что представлени€ о смерти с точки зрени€ "я" перемежались с представлени€ми о ней же с точки зрени€ души. ¬ первом случае смерть казалась катастрофой: ведь она так часто потр€сает нас как злобна€ и безжалостна€ сила, кладуща€ безоговорочный конец человеческой жизни.

¬се это верно: смерть и вправду груба и жестока, и нет смысла делать вид, что это не так. ќна жестока даже не столько физически, сколько психически: человек вырываетс€ из нашей жизни, и после него остаетс€ только лед€на€ тишина смерти. »счезает вс€ка€ надежда на какое бы то ни было общение, ибо одним-единственным ударом крушатс€ все мосты. “е, кто заслуживает долгой жизни, уничтожаютс€ во цвете лет, а никчемнейшие люди доживают до старости. “акова сурова€ действительность, от которой не уйти. ”гнетающее воздействие, оказываемое на нас жестокостью и бессмысленностью смерти, грозит подорвать веру в милосердного Ѕога, в справедливость и доброту. Ќо есть и друга€ точка зрени€, с которой смерть кажетс€ радостным событием. ¬ свете вечности смерть − это свадьба, таинство соединени€ (misterium coniunctionis). ƒуша, так сказать, соедин€етс€ со своей недостающей половиной и тем самым обретает целостность. Ќа греческих саркофагах радостный элемент представлен танцующими девами, на этрусских гробницах − картинами пиршеств.  огда благочестивый каббалист рабби —имон бен »охаи умер, его друзь€ говорили, что он справил свадьбу. ƒо сих пор во многих местах в ƒень всех св€тых прин€то устраивать пирушки на могилах. ¬ этом обычае отражено ощущение смерти как праздничного событи€.

«а несколько мес€цев до смерти матери, в сент€бре 1922 года, мне приснилс€ сон, предсказавший это событие. —он касалс€ моего отца и произвел на мен€ глубокое впечатление. — 1896 года, то есть с года его смерти, мне не приходилось видеть его во сне. “еперь же он словно €вилс€ из дальнего путешестви€. ќн казалс€ помолодевшим; в нем не осталось ничего от обычного авторитаризма. ¬месте со мной он вошел в мою библиотеку, и € с радостным нетерпением ждал, когда он расскажет о своих планах на будущее.  роме того, € с чрезвычайным удовольствием собиралс€ представить ему свою жену и детей, показать свой дом и рассказать все, что происходило со мной за то врем€, пока мы не виделись. я хотел также рассказать ему о своей только что опубликованной книге, посв€щенной психологическим типам. Ќо € очень скоро пон€л неуместность своих ожиданий, так как отец был €вно чем-то озабочен. ѕо-видимому, ему было что-то от мен€ нужно. ѕочувствовав это, € не стал занимать его своими проблемами.

ќн сказал мне, что поскольку € прежде всего психолог, он хотел бы получить от мен€ кое-какие советы по части психологии брака. я собралс€ было прочесть ему обширную лекцию на тему о сложност€х брачной жизни, но как раз в этот момент проснулс€. “огда € не мог пон€ть свой сон, ибо мне не приходило в голову, что он может указывать на смерть моей матери. я осознал его смысл лишь в €нваре 1923 года, после ее внезапной кончины.

Ѕрак моих родителей нельз€ было назвать счастливым; вс€ их жизнь была полна испытаний взаимного терпени€. ќни совершали ошибки, обычные дл€ многих супружеских пар. —одержавшеес€ в моем сне предвосхищение смерти матери заключалось в том, что мой отец, вернувшись после двадцатишестилетнего отсутстви€, хотел узнать у психолога что-нибудь о новых открыти€х, касающихс€ брака; тем самым он €вно выдал свое намерение возобновить прерванные отношени€. —уд€ по всему, наход€сь во вневременном состо€нии, он не смог достичь лучшего понимани€ проблемы и потому нуждалс€ в консультации с кем-то из живущих − из тех, кто, пользу€сь преимуществом существовани€ в услови€х мен€ющегос€ времени, мог бы по-новому подойти к его вопросу.

“аково было сообщение, переданное мне этим сном. Ќесомненно, вдумыва€сь в его субъективный смысл, € мог бы обнаружить в нем намного больше − но почему же он приснилс€ мне как раз перед смертью матери, которой € вовсе не предчувствовал? —он €вно относилс€ к моему отцу, к которому € испытывал тем большее сочувствие, чем старше € становилс€.

ќдин из широко распространенных мифов о потустороннем мире образуют представлени€ и образы, св€занные с перевоплощением душ Ч реинкарнацией.

¬ стране, духовна€ культура которой очень сложна и намного древнее нашей Ч € имею в виду, конечно, »ндию, Ч иде€ реинкарнации кажетс€ столь же €сной, сколь дл€ нас, скажем, иде€ о сотворении мира Ѕогом или о существовании некоего spiritus rector ("направл€ющего духа"). ќбразованные индусы знают, что мы не раздел€ем их образа мыслей, но это их нисколько не волнует. — точки зрени€ духа ¬остока последовательность жизни и смерти Ч это бесконечна€ непрерывность, вечное колесо, вращающеес€ без вс€кой цели. „еловек живет, достигает знани€, умирает и начинает снова, с самого начала. Ћишь вместе с Ѕуддой по€вилось представление о цели, а именно Ч о преодолении земного существовани€.

ћифическим потребност€м западного человека соответствует эволюционна€ космогони€, имеюща€ начало и цель. „еловек западной цивилизации восстает против космогонии, имеющей начало и всего лишь конец; точно так же он не приемлет представлени€ о статичном, самодовлеющем, вечном цикле событий. — другой стороны, человек ¬остока, как кажетс€, вполне уживаетс€ с этим представлением. ќчевидно, общеприн€той концепции мира не существует Ч так же, как не существует согласи€ на эту тему между современными астрономами. «ападному человеку бессмысленность чисто статичной ¬селенной кажетс€ невыносимой. ≈му свойственно приписывать ей некоторый смысл. Ќо человеку ¬остока такое миропонимание не свойственно; скорее он сам воплощает смысл ¬селенной. ќдин ощущает потребность в том, чтобы довести смысл ¬селенной до завершени€; другой стремитс€ к полноценному осуществлению смысла в человеке, избавл€€ мир и бытие от самого себ€ (Ѕудда).

я полагаю, что правы оба. „еловек «апада кажетс€ преимущественно экстравертом, человек ¬остока Ч преимущественно интровертом. ѕервый проецирует смысл и полагает, что он существует в предметах; второй ощущает смысл в самом себе. Ќо смысл содержитс€ как вне, так и внутри.

ѕредставление о повторном рождении неотделимо от представлени€ о карме.  ардинальный вопрос заключаетс€ в том, личностна ли карма. ≈сли карма − принадлежность личности, значит, предопределенна€ судьба, с которой человек входит в жизнь, есть нечто, достигнутое предшествующими жизн€ми, и это доказывает непрерывность личности. ≈сли же это не так, если внеличностна€ карма соедин€етс€ с человеком в акте его рождени€ − значит, карма каждый раз возрождаетс€ заново, то есть личностной непрерывности не существует.

”ченики дважды спрашивали Ѕудду, принадлежит ли человеческа€ карма личности или нет.  аждый раз он отклон€л этот вопрос, говор€, что знание ответа на него не может способствовать освобождению человека от иллюзии быти€. Ѕудда считал, что дл€ его учеников было бы намного полезнее предатьс€ медитации над цепью Ќидана, то есть над рождением, жизнью, старостью и смертью, а также над причиной и воздействием страдани€.

я не могу ответить на вопрос, €вл€етс€ ли карма, которую € проживаю, итогом моих предшествующих жизней, или она представл€ет собой скорее достижение моих предков, чье наследие сосредоточилось во мне. явл€юсь ли € сочетанием жизней этих предков; воплощаю ли € эти жизни вновь? ∆ил ли € в прошлом как отдельна€ личность; достиг ли € настолько высокого уровн€ развити€, чтобы суметь ныне найти решение этих вопросов? Ќе знаю. Ѕудда оставил вопрос открытым, и мне кажетс€, что и сам он не знал точного ответа.

я вполне мог бы представить себе, что € жил в прошедших веках и там сталкивалс€ с вопросами, на которые не был в состо€нии ответить; что мне было необходимо родитьс€ вновь, ибо в то врем€ € не выполнил предложенной мне задачи. —огласно моему представлению, когда € умру, мои де€ни€ последуют за мной. я принесу с собой все, что € сделал. ј пока € должен предприн€ть все усили€, чтобы не прийти к концу с пустыми руками. —уд€ по всему, так же думал и Ѕудда, предостерега€ своих учеников от пустых, бесплодных рассуждений.

—мысл моего существовани€ заключаетс€ в вопросе, заданном мне жизнью. ћожно было бы выразитьс€ наоборот: € сам €вл€юсь вопросом, заданным миру, и € должен сообщить свой ответ − иначе € сам начинаю зависеть от ответа, который будет дан мне окружающим миром. Ёту сверхличностную жизненную задачу € выполн€ю ценой труда и усилий. ¬озможно, тот же вопрос занимал и моих предков, не сумевших на него ответить. Ќе потому ли на мен€ столь большое впечатление произвело то обсто€тельство, что финал "‘ауста" не содержит в себе окончательной разв€зки? Ќе потому ли € так живо заинтересовалс€ сформулированной Ќицше проблемой дионисийского аспекта жизни, путь к которому, суд€ по всему, утрачен христианской традицией? ј может быть, взывающие к ответу загадки задавал мне неутомимый ¬отан-√ермес моих алеманских и франкских предков? ј может, прав был –ихард ¬ильгельм, шутливо утвержда€, что в прошлой жизни € был м€тежным китайцем, а теперь ищу в ≈вропе корни своей восточной души?

“о, что кажетс€ мне суммарным итогом жизни моих предков или кармой, приобретенной в течение моих прошлых жизней, может быть и внеличностным архетипом, который ныне держит за горло весь мир, но с особой силой захватил именно мен€. ¬озможно, это развивавшийс€ в течение долгих веков архетип божественной “роицы в его столкновении с женским началом; а может быть, это все еще не получивший ответа вопрос гностиков о происхождении зла, то есть, иными словами, вопрос о неполноте христианского образа Ѕога.

я думаю и том, что действующа€ личность предъ€вл€ет миру вопрос, взывающий к ответу. Ќо поставленный мною вопрос может оказатьс€ неудовлетворительным − так же, как и мой ответ. ¬ этом случае некто, обладающий моей кармой − то есть, по-видимому, € сам − должен родитьс€ заново, чтобы дать более полный ответ. ¬озможно, мне не дано родитьс€ заново, пока мир не нуждаетс€ в таком ответе; возможно, мне предстоит несколько веков полного поко€, пока не по€витс€ нужда в ком-то, интересующемс€ теми же вопросами и способном вз€тьс€ за ту же задачу. я представл€ю себе, что может наступить более или менее длительный период поко€, пока не возникнет потребность в возобновлении урока, которому € посв€тил свою жизнь.

¬опрос о карме дл€ мен€ темен; то же относитс€ и к вопросу о повторном рождении личности и странстви€х души. Libera et vacua mente1 (со свободным и открытым умом) € внимательно прислушиваюсь к индийской доктрине повторного рождени€ и в мире собственного опыта ищу подлинные и достоверные знаки, указывающие на реинкарнацию. ≈стественно, € не беру в расчет многочисленные свидетельства тех, кто верит в реинкарнацию. ѕон€тие "вера" означает дл€ мен€ только наличие феномена веры, но не сообщает ничего о том содержании, которое €вл€етс€ объектом веры. ѕоследнее € должен обнаружить эмпирическими методами, и лишь после этого смогу его прин€ть. ƒо последнего времени, несмотр€ на мое самое внимательное отношение, мне не удавалось обнаружить ничего убедительного; лишь совсем недавно мне приснилс€ целый р€д снов, которые, похоже, описывают процесс реинкарнации знакомых мне умерших. Ќо другие никогда не сообщали мне об аналогичных снах, и поэтому у мен€ нет оснований дл€ сравнени€. ѕоскольку это мое наблюдение субъективно и не имеет параллелей, € предпочитаю просто упом€нуть о нем, но не пытаюсь его анализировать. ¬месте с тем € должен признатьс€, что после этих снов € увидел проблему реинкарнации несколько иными глазами, хот€ все еще не имею возможности высказать определенное мнение.

ѕредполага€, что жизнь продолжаетс€ "там", мы не можем представить себе иной формы быти€, помимо психической: ведь жизнь психической субстанции не нуждаетс€ ни в пространстве, ни во времени. ѕсихическое бытие − и в первую очередь занимающие нас здесь внутренние образы − предоставл€ет материал дл€ всех мифических спекул€ций о жизни в потустороннем мире, и в моем воспри€тии "та" жизнь − это продолжение мира образов. —ледовательно, психическа€ субстанци€ может быть тем самым бытием, в котором помещен потусторонний мир или "страна мертвых". — этой точки зрени€ бессознательное и "страна мертвых" − синонимы.

— психологической точки зрени€ жизнь в потустороннем мире кажетс€ логическим продолжением психической жизни в старости. ѕо мере старени€ возрастает склонность к созерцанию и размышлени€м, что, естественно, приводит к возрастанию роли внутренних образов в жизни человека. "—тарцам вашим будут снитьс€ сны". Ёто, конечно, предполагает, что души старцев не полностью одеревенели или окаменели − sero mrdicina paratur cum mala per longas convaluere moras[4] . ¬ старости перед внутренним взором человека начинают проходить воспоминани€ о прошедшей жизни и, размышл€€, он узнает себ€ во внутренних и внешних образах прошлого. Ёто похоже на подготовку к бытию в потустороннем мире − точно так же как философи€, по мнению ѕлатона, есть подготовка к смерти.

¬нутренние образы не позвол€ют мне потер€тьс€ в воспоминани€х чисто личного свойства. ћногие старики слишком озабочены мысленным воскрешением прошлого. ќни оказываютс€ пленниками своей пам€ти. Ќо если взгл€д в прошлое отрефлектирован и переведен на €зык образов, он может стать своего рода разбегом перед прыжком. я стараюсь увидеть линию, ведущую через мою жизнь в мир и обратно, в пространство, наход€щеес€ вне мира.

¬ообще говор€, представлени€ людей о потустороннем во многом состо€т из предрассудков, выдающих желаемое за действительное. “ак, в большинстве представлений потусторонний мир рисуетс€ как при€тное место. ћне это вовсе не кажетс€ очевидным. я не думаю, что после смерти наши духи окажутс€ на каком-нибудь прелестном цветущем лугу. ≈сли бы в потустороннем мире все было так хорошо и при€тно, между нами и блаженными духами непременно возникло бы дружественное общение, и еще до рождени€ на нас изливались бы добро и красота. Ќо ничего такого нет и в помине. ѕочему же существует эта непреодолима€ преграда между ушедшими и живыми? ѕо меньшей мере половина сообщений о встречах с мертвецами повествует о страшных впечатлени€х, св€занных с мрачными духами; как правило, страна мертвых хранит лед€ное молчание, не отзыва€сь на скорбь тех, кто осталс€ одинок.

я хотел бы продолжить невольно возникшую мысль и сказать, что в моем представлении мир слишком унитарен, чтобы можно было допустить существование совершенно непротиворечивого по своей природе "потустороннего". "“ам" также есть "природа", и она тоже в каком-то смысле Ѕожь€. ћир, в который мы вступим после смерти, будет велик и ужасен, подобно Ѕогу и всей известной нам природе. » € не могу представить себе, что страданий больше не будет. “о, что € пережил в своих видени€х 1944 года − освобождение от т€жести собственного тела и воспри€тие смысла, − было глубочайшим блаженством. Ќо там были и тьма, и странное, непривычное отсутствие человеческого тепла. ¬спомните черную скалу! ќна была темной, из самого т€желого гранита. „то это означало? ≈сли бы не существовало несовершенства, не было исходного дефекта в самих основах творени€, откуда бы могло вз€тьс€ стремление к созиданию, тоска по тому, что еще должно быть осуществлено? ѕочему человек и творение служат предметом заботы богов? ѕочему им важно, чтобы цепь Ќидана не прерывалась? ¬ конце концов, Ѕудда противопоставл€ет мучительной иллюзии быти€ свое "ничто", а христианин уповает на скорый конец этого мира.

ћне кажетс€ вполне веро€тным, что в потустороннем мире также есть некоторые ограничени€; но души мертвых лишь постепенно обнаруживают пределы своей свободы. √де-то "там" должен быть некий определ€ющий фактор, некий императив, стрем€щийс€ положить конец состо€нию "потусторонности". я полагаю, что этот творческий императив несет ответственность за решение вопроса о том, каким именно душам предстоит возродитьс€. я могу помыслить, что некоторым душам бытие в трехмерном пространстве кажетс€ более блаженным состо€нием по сравнению с вечностью. Ќо, возможно, это зависит от степени полноты, достигнутой этими душами в период их земного, человеческого быти€.

¬озможно, продолжение жизни в трехмерном пространстве тер€ет смысл по достижении душой определенной меры прозрени€; иначе говор€, высока€ мера прозрени€ способна уничтожить вс€кое стремление к повторному воплощению. “огда душа должна покинуть трехмерный мир и достичь того, что буддисты называют нирваной. Ќо если у нее еще остаетс€ возможность как-то распор€дитьс€ своей кармой, она возвращаетс€ обратно в мир желаний, в жизнь, поступа€ так, веро€тно, в силу переживаемой потребности завершить незавершенное.

¬ моем случае речь должна идти, по-видимому, о непреодолимом желании пон€ть, что же именно обусловило мое по€вление на свет. ¬ этом заключаетс€ самый сильный элемент моей природы. ћожно сказать, что это ненасытное стремление к пониманию породило сам феномен сознани€, нужный дл€ того, чтобы узнать о процессах, которые происход€т в окружающем мире, и составить мифические концепции на основании скудных намеков со стороны бессознательного.

” нас нет доказательств того, что кака€-то часть нашего существа вечна. ћы в лучшем случае можем допустить, что кака€-то часть нашей психической субстанции продолжает существовать после физической смерти. ћы также не знаем, обладает ли эта часть самосознанием. Ќе исключено, что некоторую определенность здесь могли бы внести наблюдени€ за так называемой психической диссоциацией. ¬ большинстве случаев комплекс расщеплени€ личности про€вл€етс€ как нечто, обладающее собственным личностным сознанием. “ак персонифицируютс€ голоса, слышимые душевнобольным. —вою докторскую диссертацию € посв€тил как раз разбору феномена персонифицированных комплексов. ѕри желании эти комплексы можно посчитать доводом в пользу непрерывности сознани€.   числу аналогичных доводов относ€тс€ также удивительные наблюдени€ над случа€ми глубоких обмороков, наступающих в результате острых повреждений мозга, когда полна€ потер€ сознани€ сопровождаетс€ сохранением воспри€ти€ внешнего мира и богатыми, эмоционально насыщенными сновидени€ми. ѕоскольку кора головного мозга − то есть место, где сосредоточена функци€ сознани€ − оказываетс€ выключенной, иного объ€снени€ феноменам подобного рода дать пока невозможно. ќни могут доказывать по меньшей мере субъективную сохранность способности сознавать − даже в состо€нии €вной утраты сознани€.

ѕроблема соотношени€ между "вневременным человеком", то есть —амостью, и земным человеком во времени и пространстве озарилась дл€ мен€ новым светом благодар€ двум снам.

¬ первом из них, приснившемс€ мне в окт€бре 1958 года, € увидел из окна своего дома два чечевицеобразных диска, отливавших металлическим си€нием. ќни стремительно влетели в узкую арку над домом и понеслись по направлению к озеру. Ёто были два так называемых неопознанных летающих объекта (ЌЋќ). «атем по€вилось еще одно тело, летевшее пр€мо на мен€. Ёто была идеально кругла€ линза, похожа€ на объектив телескопа. Ќа рассто€нии четырехсот или п€тисот метров от мен€ тело на мгновение застыло неподвижно, после чего улетело вдаль. —разу после этого воздух прорезало еще одно тело: подобие объектива с металлической насадкой, котора€ соедин€лась с €щичком − своего рода волшебным фонарем. ѕримерно в шестидес€ти или семидес€ти метрах оно зависло в воздухе, указыва€ пр€мо на мен€. я проснулс€ с чувством величайшего удивлени€. ≈ще когда € был в полусне, в моей голове мелькнула мысль: "ћы всегда думали, что ЌЋќ − это наши проекции. ј теперь оказываетс€, что это мы их проекции. ¬олшебный фонарь спроецировал мен€ как  . √. ёнга. Ќо кто управл€ет этим аппаратом?"

≈ще раньше мне приснилс€ сон, касающийс€ проблемы соотношени€ —амости и "я". ¬ этом сне € шел пешком по узкой тропинке, пересекавшей холмистую местность; светило солнце, и было видно далеко во все стороны. ” дороги сто€ла церковь. ƒверь была приоткрыта, и € вошел.   моему удивлению, над алтарем не было ни образа Ѕогородицы, ни –асп€ти€; зато место, где € ожидал их увидеть, было необыкновенно красиво убрано цветами. Ќа полу перед алтарем в позе лотоса сидел йог, погруженный в глубокую медитацию. ѕрисмотревшись к нему, € пон€л, что у него мое лицо. я в страхе проснулс€ и тут же подумал: "«начит, это он медитирует обо мне. ≈му снитс€ сон, и этот сон − €". я знал, что стоит ему проснутьс€, как мен€ не станет.

Ётот сон приснилс€ мне после болезни в 1944 году. ќн представл€ет собой притчу о том, как мо€ —амость уходит в медитацию о моем земном образе. ћожно было бы сказать и иначе: —амость обретает человеческий облик, чтобы вступить в трехмерное бытие − по аналогии с тем, как человек надевает водолазный костюм, чтобы погрузитьс€ в море. ќтказыва€сь от существовани€ в потустороннем мире, —амость выполн€ет религиозную функцию, на что указывает церковь из моего сна. ¬ своей земной форме —амость может пройти через опыт трехмерного мира и благодар€ выходу на более высокий уровень сознани€ сделать шаг в сторону более полного осуществлени€.

‘игура йога, суд€ по всему, олицетвор€ет мою бессознательную пренатальную целостность, тогда как образ ¬остока − как это часто бывает в снах − психическое состо€ние, чуждое и противосто€щее нашему собственному. ѕодобно волшебному фонарю, медитаци€ йога "проецирует" мою эмпирическую реальность.  ак правило, мы видим эту причинную св€зь наоборот: в порождени€х бессознательного мы обнаруживаем символы мандалы, то есть округлые и квадратные фигуры, выражающие целостность; каждый раз, жела€ выразить целостность, мы используем именно эти фигуры. Ќаша основа − это "я"-сознание, а наш мир − световое поле, сфокусированное на нашем "я". »менно с этой точки зрени€ мы смотрим на загадочный мир тьмы, никогда не зна€, до какой степени видимые нам смутные тени вызваны к жизни нашим сознанием, а до какой − обладают собственной реальностью. ѕоверхностный наблюдатель готов удовлетворитьс€ первым предположением. Ќо при более внимательном исследовании обнаруживаетс€, что образы бессознательного, как правило, не порождаютс€ сознанием, а наделены собственной реальностью и спонтанностью. ћы, однако же, рассматриваем их как всего лишь маргинальные, малосущественные феномены.

¬ обоих снах про€вл€етс€ тенденци€ повернуть св€зь "я"-сознани€ и бессознательного на сто восемьдес€т градусов и представить бессознательное генератором эмпирической личности. ќбращение этой св€зи дает пон€ть, что, по мнению "другой стороны", наше бессознательное бытие есть реальность, а наш сознательный мир − своего рода иллюзи€, то есть кажуща€с€ действительность, созданна€ дл€ определенной цели и подобна€ сновидению, которое кажетс€ нам реальностью в течение того времени, пока мы находимс€ в его власти. ясно, что все это очень похоже на восточную концепцию ћай€!

»так, бессознательна€ целостность кажетс€ мне истинным "направл€ющим духом" всех биологических и психических событий. «десь кроетс€ начало, стрем€щеес€ к абсолютной реализации; дл€ человека это означает достижение полноты сознани€. ƒостижение сознани€ есть культура в самом широком смысле; соответственно, самопознание есть сердцевина и суть этого процесса. „еловек ¬остока приписывает —амости безусловно божественное значение, а согласно старому христианскому взгл€ду самопознание − это путь к познанию Ѕога.

–ешающий, жизненно важный вопрос дл€ каждого человека состоит в следующем: св€зан ли он с чем-то бесконечным или нет? “олько сознава€ все великое значение бесконечности, мы можем избежать распылени€ нашего внимани€ на пуст€ки, на цели, которые на самом деле вовсе не важны. ћы требуем, чтобы мир признал те наши качества, которые мы рассматриваем как нашу личную принадлежность − то есть наш талант и красоту. „ем большее значение человек придает ложным ценност€м, чем меньше развито в нем чувство насущного, тем менее удовлетворительна его жизнь. ќн чувствует свою ограниченность, поскольку перед ним сто€т ограниченные цели; в результате возникают зависть и ревность. ≈сли мы поймем и ощутим, что здесь, в этой жизни нас уже что-то св€зывает с бесконечностью, наши желани€ и установки измен€тс€. ¬ конечном счете мы чего-то стоим только потому, что воплощаем нечто существенное; если же это "нечто" отсутствует, жизнь оказываетс€ прожитой зр€. ѕрисутствие элемента безграничности имеет решающее значение и дл€ наших отношений с другими людьми.

Ќаш век сместил все акценты на "здесь и сейчас", что привело к "демонизации" человека и его мира. ‘еномен диктатуры вместе со всеми обусловленными им ужасающими бедстви€ми имеет своим источником близорукость сверхинтеллектуалов, из-за которой человек оказалс€ оторван от трансцендентного и стал жертвой бессознательного. Ќо задача человека состоит как раз в противоположном: осознать то, что устремл€етс€ наружу из глубин бессознательного. ќн не должен ни длить свое бессознательное состо€ние, ни сохран€ть тождество с бессознательными элементами своего существа, уклон€€сь таким образом от своего призвани€, которое заключаетс€ в приумножении сознани€. Ќасколько можно пон€ть, единственна€ цель человеческого быти€ состоит в том, чтобы осветить мрак "просто" существовани€. ћожно было бы даже сказать, что как бессознательное воздействует на нас, точно так же и преумножение нашего сознани€ воздействует на бессознательное.


 .√.ёнг

http://planeta.moy.su/blog/o_zhizni_posle_smerti/2012-05-14-20171
–убрики:  красивые картины и фото.
ћистика, эзотерика.


ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



»вановкакбы   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 14 ћа€ 2012 г. 18:35 (ссылка)
ѕопытка ёнга разобрать себ€ и собрать в виде сознани€ требует знани€
¬сЄ знание заключаетс€ в вакууме той же «емли: он и есть точка опоры дл€ критериев оценки добра и зла
„еловек, наход€щийс€ между наковальней €дра и молотом потока света судим на основании засечки разницы между нормой вакуума и фактом воплощЄнных в мире параметров: разница отсекаетс€
ћомент отсечени€ похож на отсечение кобельку хвоста и лишних ушей...
¬ словаре психологии существуют надсознание и подсознание
Ќа мой взгл€д, они должны помен€тьс€ местами
ќстальное - подробности
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 н€зь_÷ыцак   обратитьс€ по имени запискти аристократа ѕонедельник, 14 ћа€ 2012 г. 21:45 (ссылка)
∆изнь во им€ жизни

∆изнь течет во мне, во им€ самой жизни.
 аждый вдох и выдох мне урок.
 ак вести себ€, жив€ во им€ жизни?
ќбожа€ выдох, каждый вдох.
¬се живое родитс€ сначала. » име€ свой житейский смысл,
—лужит передачей цикла завершенности усталой,
„тобы возродитьс€ вновь, по-новой жить.
“ак зима рождает снова лето,
ќсень возрождаетс€ весной.
 то-то зарождает вновь поэта.
 то-то возвратитс€ в мир иной.
 ак наш мир ведет свое начало,
Ћюбопытно каждому из нас?
–азум жизни, воскресЄнный нами,
снова его вечности отдаст.
» пыта€сь обмануть —таруху
в вечности ухода каждый раз.
ћы родили на земле »исуса.
Ѕога мы оставили средь нас.
 н€зь_÷ыцак
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 14 ћа€ 2012 г. 22:39 (ссылка)
»вановкакбы, ќчень интересно! —пасибо...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 14 ћа€ 2012 г. 22:39 (ссылка)
 н€зь_÷ыцак, Ѕлагодарю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Barteneva_Natalija   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 27 ћа€ 2012 г. 19:03 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 27 ћа€ 2012 г. 19:23 (ссылка)
Barteneva_Natalija, ѕожалуйста....
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
vasilyevich   обратитьс€ по имени —уббота, 09 »юн€ 2012 г. 22:08 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени —уббота, 09 »юн€ 2012 г. 23:07 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку