-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 39113
 омментариев: 212627
Ќаписано: 297002


Ёти странные повороты времени

¬торник, 11 ќкт€бр€ 2011 г. 21:39 + в цитатник
ѕрошлое за спиной, будущее Ч впереди. ¬рем€ идет, ползет, а порой летит, но всегда Ч вперед. ј если мы и "отматываем" его назад, то лишь в воображении, вспомина€ прошлое и ностальгиру€Е Ќе так ли? “ак, но не у всех. ѕодобна€ картина воспри€ти€ времени характерна дл€ современного европейского человека. » хот€ читателю она, может быть, покажетс€ самой логичной и очеивдной, есть и другие.



«наете ли вы, что у амазонских индейцев племени амондава вообще нет пон€ти€ абстрактного времени? ” представителей этого племени, недавно обнаруженного учеными, врем€ существует лишь в прив€зке к событи€м, которые происход€т вокруг. —олнце регул€рно поднимаетс€ и заходит за горизонт, а дл€ того, чтобы построить навес, под который можно подвесить гамак, нужен труд и материал. „еловек из племени амондава не понимает, что это за врем€, существующее само по себе.
..



јмондава не отсчитывают врем€ с помощью календар€, которого у них попросту нет. ¬ их €зыке нет пон€тий "мес€ц" или "год". ќни не считают прожитые годы и не знают собственного возраста Ч но на разных этапах собственной жизни называют себ€ различными именами, обознача€ периоды взрослени€ или перехода в другой социальный статус.

Ќекоторые исследователи полагают, что такое "безвременное" существование амондава объ€сн€етс€ бедностью их числовой системы, не позвол€ющей вести отсчет времени. ќднако, по свидетельствам очевидцев, при изучении португальского €зыка индейцы этого племени быстро осваивают непривычное им пон€тие времени. ¬ыходит, причина несколько глубже, чем просто неспособность охотничьих племен вести счет дн€м и годам.

»сследовательница ∆ан Ћедлофф прожила несколько лет бок о бок с индейцами племени екуана из Ћатинской јмерики. —вой опыт и наблюдени€ она описала в книге " ак вырастить ребенка счастливым. ѕринцип преемтсвенности", где рассказала о традици€х воспитани€ детей и культуре этого индейского племени в целом. Ћедлофф не раз отмечала у екуана соврешенно иное, чем у европейев, отношение ко времени и происход€щим в нем событи€м. Ѕудучи "технически развитым" племенем, екуана почему-то не имели водопровода, предпочита€ каждый раз спускатьс€ за водой к ручью.

ќни проделывали сложный, даже опасный путь под гору по скользкому и крутому склону, а затем с трудом взбирались обратно с полными сосудами воды. ∆ан замечает, что екуана вполне были способны догадатьс€ и проложить от ручь€ желоб из бамбука или хот€ бы оборудовать спуск поручн€ми. ќднако они упорно предпочитали трудный путь к ручью и обратно, никак не жела€ облегчить себе жизнь. ”дивленна€ путешественница стала присматриватьс€ к этим ежедневным походам Ч и обнаружила, что они представл€ют из себ€ некоторый ритуал. ∆енщины, не тороп€сь, спускались вниз, при этом кажда€ демонстрировала свое из€щество и грацию.

ѕрежде, чем набрать воды и отнести ее в селение, они купались вместе с детьми (которых матери традиционно нос€т на руках, выполн€€ повседневную работу), шутили и переговаривались. Ётот ритуал был при€тным врем€препрвождением Ч так соплеменницы общались и отдыхали от повседневных забот.

Ќаблюда€ за жизнью племени, Ћедлофф обнаружила еще множество примеров нерационального, с точки зрени€ нашей культуры, использовани€ времени. ѕричем надо сказать, что такое отношение ко времени и делам шло на пользу отношен€м в племени: Ћедлофф отмечала, что екуана были крайне дружелюбными и жизнерадостными, почти не ссорились между собой. ”чена€ не раз удивл€лась, насколько легко они относ€тс€ к тому, что мы с вами назвали бы "т€готами жизни". — группой других путешественников, среди которых были италь€нцы и местные индейцы, Ћедлофф плыла через джунгли на каноэ, выдолбленном из цельного куска дерева. ѕериодически т€желую лодку приходилось перетаскивать по мели. —удно часто опрокидывалось, придавлива€ кого-нибудь из них.

ќдин отрезок пути, по словам ∆ан, оказалс€ крайне т€желым: "Ћодка посто€нно выходила из равновеси€, сталкивала кас в расщелины сежду валунами, и мы раздирали в кровь голени и лодыжки", Ч вспоминает она.

Ќо когда путешественница обратила внимание на своих спутников, то заметила удиительную разницу в воспри€тии ситуации у индейцев и европейцев: "Ќесколько человек вроде бы занимались общим делом Ч волокли лодку. Ќо двое из них Ч италь€нцы, были напр€жены, угрюмы, раздражительны; они посто€нно ругались, как и подобает насто€щим тосканцам. ќстальные, индейцы, похоже, неплохо проводили врем€ и даже находили в этом развлечение. ќни были расслаблены, подтрунивали над неуклюжим каноэ и своими ссадинами", Ч пишет Ћедлофф.

ќна подмечает, насколько в этой ситуации играло роль культурно-обусловленое воспри€тие событий: в нашей культуре т€жела€ работа считаетс€ поводом дл€ огорчени€, досады и недовольства происход€щим. ” индейцев же не было идеи, что изнурительна€ работа Ч это плохо, и что она портит настроение. ќни воспринимали это нелегкую чатсь путешестви€ как обычный эпизод из своей жизни.  ак позже по€снила исследовательница, индейцы вообще не выдел€ли работу как какую-то особую де€тельность, отличающуюс€, к примеру, от отдыха или общени€.

Ќеудивительно, если при таком воспри€тии действительности индейцы просто не имеют потребности отсчитывать врем€ и вообще не выдел€ют его как абстрактную категорию.

Ќа кечуа, €зыке племенной группы, в древности создавшей государство, которое мы знаем как »мперию »нков, врем€ существовало, но было неотделимо от пространства: оба пон€ти€ обозначались они одним и тем же словом "пача". Ѕолее того, кечуа не различали прошлое и будущее: по их мнению , существовало лишь два вида времени-пространства: то, которое здесь и сейчас, и то, которое "не сейчас" (и не здесь). “акое прошлое-будущее на €зыке кечуа называлось "навь€-пача".
 стати, в этом смысле данный €зык не уникален. ¬ некоторых €зыках ƒревней »ндии, в том числе и в хинди, вчера и завтра обозначаютс€ одним и тем же словом "каль" ("kal"). ѕо наход€щемус€ р€дом глаголу можно пон€ть, идет ли речь о прошедшем или будущем времени.

ѕривычное дл€ нас "расположение" прошлого и будущего: то, что уже прошло Ч за спиной, будущее Ч впереди, Ч также не очеивдно. Ќекоторые амазонские племена воспринимают будущее как нечто, наход€щеес€ за спиной (ведь мы еще не знаем, какое оно), а вот прошлое, по их мнению, находитс€ перед лицом: его мы уже видели и знаем, можем представить.
ƒл€ народов Ч носителей этих €зыков врем€ существует, но оно не линейно, а циклично. „то, заметим, вполне естественно дл€ людей, живущих на природе: восходы и заходы солнца, смена времен года, циклы смерти и рождени€ новых поколений сформировали у них воспри€тие течени€ времени как круговорота.

√ерманские народы дл€ обозначени€ времени использовали слово "тид", которое означало морской прилив. …ер", от которого произошло слово "год" (в английском Ч year, в немецком Ч Jahr), означало "годовой урожай", и тоже подчеркивало повтор€емость циклов времени.
— приходом христианской культуры €зычекские представлени€ о цикличности сменила иде€ линейности времени. ’ристиане к тому же считали врем€ конечным: они ждали —удного дн€ и предшествующего ему конца света Ч а значит, и времени. ¬ эру научно-технического прогресса новое, естественнонаучное мышление "отодвинуло" эту границу, сделав врем€ практически бесконечным (в теории, разумеетс€, потому что доказать бесконечность на практике не представл€етс€ возможным).

ћожно предположить, что на прот€жении истории человечество "впитывало" все эти представлени€ о времени, усваива€ новые, но не забыва€ до конца предыдущие.

ѕсихологи выдел€ют у людей в современной западной культуре два вида в субъективного воспри€ти€ времени Ч мгновенное и линейное врем€. "ћгновенное врем€" Ч это воспри€тие непосредственного момента, нечто вроде того, как воспринимают врем€ представители упом€нутыех в статье индейских племен. “ак воспринимают врем€ дети, поскольку оно дл€ них наполненно событи€ми, и практически не распланировано (их врем€ могут планировать рожители, но ребенок, не облада€ пока таким мышлением, не знает, что должно произойти завтра, а что Ч через год). ѕоэтому почти каждый из нас может вспомнить, что в детстве врем€ т€нетс€ медленно, а с возрастом словно "ускор€етс€".

¬зросле€, мы учимс€ прин€тому в обществе "линейному" планированию времени. Ўкольники привыкают к тому, что в неделе семь дней, и на про€тжении п€ти из них нужно к назначеному времени €вл€тьс€ в школу, что каждый урок длитс€ 45 минут, а их последовательность (то есть школьное расписание) заранее известна. ѕочти сразу же они усваивают и мысль, что через дес€ть лет поступ€т в институт, а спуст€ п€тнадцать-шестнадцать Ч закончат его и начнут построение карьеры. »х жизнь словно оказываетс€ спроецированной на временную пр€мую.

Ќо событи€, которые происход€т в насто€щий момент, порой захватывают человека настолько, что он забывает о линейном воспри€тии времени, возвраща€сь к "мгновенному". ( райний случай такого состо€ни€ Ч настолько увлечьс€ текущим делом, что опоздать на встречу или забыть данное кому-то обещание Ч как раз иллюстрирует возвращение к "мгновенному" времени, в котором не существует планов и преопределенности событий).

Ћучша€ иллюстраци€ того, что и цикличное воспри€тие времени сохранилось в нашем сознании Ч это, коненчо же, традици€ отмечать приход нового года и дн€ своего рождени€, а также то, какое значение мы придаем смене времен года. "¬от и весна (лето, зима, осень) пришла", Ч отмечаем мы, гл€д€ в окно. », насколько бы избитой ни была эта тема, она почему-то всегда вызывает отклик у любых собеседников. ƒаже у тех, кому и кроме погоды, есть о чем поговорить.

ј Ќовый √од и собственный ƒень рождени€ (который, по сути, €вл€етс€ персональным Ќовым годом каждого из нас) прин€то праздновать как нечто торжественное Ч вне зависимости от того, насколько успешным и при€тным мы считаем прошедший год (будь то личный или календарный). √лавное достоитнство этих праздников Ч их повтор€емость, то, что они приход€т независимо ни от чего, повтор€ютс€ через равный промежуток времени. Ёту привычку мы заимствовали от предков-€зычников, которые благодарили богов и духов за каждую смену сезона (наде€сь, впрочем, что последующий будет удачным Ч как мы желаем друг другу "счасть€ в Ќовом году").

ѕолучаетс€, что что у современного европейца воспри€тие времени представл€ет из себ€ своеобразный "слоеный пирог" из разных способов, усвоенных на прот€жении культурного развити€ человечества. „то совсем не плохо: разнообразие моделей поведени€ и воспри€ти€ всегда повышает адаптивность.   тому же, знание о том, что врем€ можно воспринимать и обращатьс€ с ним по-разному, позвол€ет выбрать способ, подход€щий лично вам. ¬друг в душе вы Ч индеец амондава?
яна —авельева

ј так же читайте: ”— ќ–≈Ќ»≈ ¬–≈ћ≈Ќ»
http://planeta.moy.su/blog/ehti_strannye_povoroty_vremeni/2011-10-11-7897
–убрики:  ћистика, эзотерика.


ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



Feel-me   обратитьс€ по имени —реда, 12 ќкт€бр€ 2011 г. 00:04 (ссылка)
да ) € это читала раньше ) и мне понравилось что у них прошлое -перед глазами- а не за спиной)) ¬едь оно известно, значит видимо)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Tasamaya_Q   обратитьс€ по имени —реда, 12 ќкт€бр€ 2011 г. 08:34 (ссылка)
что-то в этом есть... интересно...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Voland666   обратитьс€ по имени —реда, 12 ќкт€бр€ 2011 г. 22:19 (ссылка)
ќчень интересно)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени —реда, 12 ќкт€бр€ 2011 г. 22:31 (ссылка)
Feel-me, Tasamaya_Q, Voland666, ƒа, ќчень интересно!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку