-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 38683
 омментариев: 211826
Ќаписано: 295732


¬оенные рабы султана

ѕ€тница, 03 ƒекабр€ 2010 г. 17:03 + в цитатник
"Ћьвы ислама", "кошмар ≈вропы", "бич Ѕалкан" - дл€ народов трЄх континентов они были воплощением зла. яростные, жестокие, упорные и отча€нные, наилучша€ профессиональна€ пехота, какой ещЄ не было нигде в мире... »сторики называют их "военными рабами султана". ќднако речь идЄт об злите, состо€вшей в тесном, до деталей отрегулированном отношени€х с повелителем....

¬озникновение
¬ XIII веке, уход€ на запад от монгольского смерча, часть кочевых тюрок достигла ћалой јзии. —реди них было плем€ "кайа" во главе с ќсманом. –асширение созданной им агрессивной империи требовало множества воинов, и сюда со всего ¬остока стекались "гази" (борцы за веру). ќни были убеждены, что под ст€гами турецкого султана делают угодное јллаху дело, и потому воевали самозабвенно. Ќо, превосходные наездники, они не хотели и не умели воевать в пешем строю. —ами турки, бывшие кочевники, тоже предпочитали сражатьс€ в составе кавалерии. » всем им очень трудно давалось подчинение какой-то дисциплине.
ћежду тем стратегические противники - византийцы и европейцы - имели мощные крепости, были искусны в обороне.  онница же против укрепсооружений бессильна в принципе; дл€ войны с "неверными" (осада крепостей и масштабна€ агресси€ в ≈вропе) требовалась сильна€ пехота. ќна у турок набиралась только на врем€ войны, была плохо обучена и оп€ть-таки недисциплинированна. ќставалось одно: арми€ профессионалов. Ќо из кого? ѕосле безуспешных попыток набрать пехотные соединени€ из всадников, привыкших к дикой атаке лавой, султан ќрхан создал в 1330 году отр€д из пленных христиан (1000 чел.}, добровольно или вынужденно прин€вших ислам.
"Ѕекташие"
„тобы сделать отр€д ударной силой в войне с "неверными", султан сразу поставил его под опеку дервишеского ордена "Ѕекташие"; возможно, примером тут были христианские военно-монашеские ордена (тамплиеры, иоанниты, мальтийцы и т.д.). ѕо легенде, благословение на подвиги обращЄнным в ислам иноземцам дал шейх ордена “имурташ ƒеде. Ќа церемонии осв€щени€ отр€да он оторвал от своего белого оде€ни€ рукав, возложил ого на голову одного воина (часть лоскута свешивалась на затылке), простЄр руки над преклонившими колени и произнЄс: "ƒа назовутс€ они "еничери" (Yeniceri - "новое войско"), да будет их мужество блистательно, их мечи остры, их руки победоносны!"
“ак €нычары стали частью "Ѕекташие"; их св€тым покровителем стал основатель ордена ’оджи Ѕекташ; головным убором - шапка с прикрепленным сзади куском ткани, символ рукава св€того. ƒервиши посто€нно были с солдатами, дел€ с ними трудности походов, воодушевл€€ их в бою. ƒаже в современном турецком €зыке слова "€нычар" и "бекташ" часто употребл€ютс€ как синонимы. ѕочему €нычар привлекло именно учение этого ордена? »слам в упрощЄнной обр€довой форме (освобождение от п€тикратного намаза, поста в мес€це –амазан, паломничества в ћекку и т.д.) был им пон€тнее; "новое войско" обрело в бекташизме свою идеологию, а орден благодар€ €нычарам успешно функционировал до XIX века (а неофициально существует и сейчас).
ƒюшерме
¬ середине XIV века увеличение "нового войска" натолкнулось на два преп€тстви€ - дефицит пленных воинов-христиан и их ненадежность. ѕоэтому ќрхан в 1347 году ввЄл дюшерме - отбор детей дл€ нужд государства. –аз в 5-7 лет специальные чиновники забирали в каждой христианской общине каждого п€того мальчика в возрасте 7-12 лет. — конца XIV века эта повинность стала об€зательной дл€ слав€нского населени€ Ѕалкан, потом также ”краины и южной –уси. ≈стественно, это вызвало сопротивление покорЄнных народов - от восстаний и бегства за пределы ќсманской империи до использовани€ лазеек в законах, в частности, запрета брать женатых и мусульман (детей женили ещЄ в младенчестве, обращали их в ислам). ¬ то же врем€ часть бедных родителей охотно отдавала детей в €нычары, чтобы дать им вырватьс€ из нищеты, избавл€€ семью от лишних ртов.
ћальчиков отправл€ли в —тамбул, подвергали обрезанию, обращали в ислам. «атем в присутствии султана проводили смотрины (аналог мандатной комиссии при призыве в армию). —амых способных и крепких отбирала школа пажей - кузница кадров дл€ дворцовых служб и госадминистрации; большую же часть детей отдавали в €нычарский корпус. Ќо сначала они попадали в турецкие семьи, где осваивали €зык, исламские обычаи, в т€жЄлом труде проходили школу послушани€, лишений, физической закалки. „ерез несколько лет их возвращали в —тамбул и зачисл€ли в состав ачеми оглан (неопытные юноши) - учебку €нычарского корпуса, где обучение продолжалось 7 лет и состо€ло из военного дела и т€желых физических работ дл€ казЄнных нужд; ачеми оглан жили в казармах подразделени€ми по 20-30 человек при суровой дисциплине и небольшом жалованье, не покидали пределов —тамбула, не привлекались к военным действи€м. ƒервиши-бекгаши прививали им исламский
фанатизм, абсолютную преданность султану, слепое повиновение командирам; про€влени€ свободолюби€ строго наказывались. ¬ыход своей энергии подростки давали в избиени€х стамбульских христиан и иудеев, соверша€ их врем€ от времени с ведома начальства. Ћишь особо прилежные, физически крепкие, в совершенстве владеющие оружием достигали к 25 годам звани€ €нычара; их ждали посто€нное оттачивание военного мастерства, походы, битвы, служба в гарнизонах, а кому повезЄт - при султане. ќстальные, чикме (отвергнутые) шли на вспомогательные казЄнные работы.
¬ысокий боевой уровень новых войск достигалс€ прежде всего системой комплектации. ƒюшерме был, конечно, жестоким "налогом кровью" дл€ христианских подданных султана (кстати, освобождЄнных от воинской службы). Ќо в то же врем€ в нЄм отразилс€ богатый военный опыт турок, их знание психологии и законов наследственности. ћальчиков выбирали из лучших семей; не интересовались детьми пастухов (неразвиты) и старост (подлы и хитры), болтунами (вырастут в завистливых и упр€мых) и красавчиками (их враг бо€тьс€ не будет); предпочитали не слишком высоких (глупы) и не слишком маленьких (смуть€ны). Ѕрали только детей христиан, из мусульман лишь слав€не Ѕоснии за их верность султану обладали особой привилегией отдавать своих сыновей в €нычары.
ѕринципы жизни в корпусе, установленные " ануном" ћурада I, были суровыми и продуманными; на весь срок службы на €нычара налагалось безбрачие ("женатый султану не слуга"); он жил в казарме; запрещались роскошь, сладострастие и любые дела, не св€занные с войной; в отличие от свободных мусульман носил лишь усы; имел право на почетный вид смертной казни - удушение (но даже казнить его было нельз€ - сначала исключали из корпуса).
¬оенный тренинг начиналс€ до зачислени€ в "очаг" и продолжалс€, пока €нычар не становилс€ ветераном ("отурак"), из-за возраста или увечь€ уже не способным сражатьс€. ќтурак получал пенсию, мог отпустить бороду, женитьс€, обзавестись хоз€йством; некоторые даже надел€лись землЄй. »мущество погибших или умерших переходило корпусу. янычар подчин€лс€ и был подсуден только своим командирам; в султане видел своего отца ("султан кормит, одевает, вооружает, платит жалованье, одаривает"), в "очаге" - свою семью. Ќачальник корпуса ("ага") имел абсолютную власть над €нычарами. ќн происходил из простых воинов, рос в карьере по принципу старшинства, а не по милости султана, и потому был относительно независим, подчин€лс€ лишь султану, рангом был выше прочих военачальников и гражданских чинов, €вл€€сь членом "дивана" (госсовета).
” "очага" были сво€ религи€ (особый ислам), музыка ("дл€ возбуждени€ боевого духа") и фольклор (легенды, песни). ¬ажнейшим символом корпуса был "казан" (котЄл): на праздники его проносили по улице; в знак недовольства или м€тежа - переворачивали. ѕомимо участи€ в войне €нычары несли гарнизонную службу, не более нескольких дес€тков на гарнизон, в основном дл€ наблюдени€ за пор€дком; у них же хранились ключи от крепостей.
ѕосв€тив себ€ войне, провод€ в ней жизнь, они становились виртуозами своего дела; смысл жизни сводилс€ к тому, чтобы, отличившись в бою, стать дес€тником или сотником. »х дисциплина была уникальна, один европейский посол так описывал турецкий лагерь:
"√уста€ толпа людей, головы в тюрбанах... „то особенно поразило мен€, так это выдержка и дисциплина: никаких возгласов, шушукань€, каждый очень спокоен. ќфицеры сидели, солдаты сто€ли. —амое примечательное: длинна€ шеренга в несколько тыс€ч €нычар, не шелохнувшись, сто€ла позади всех, и, поскольку они были от мен€ на некотором удалении, € сначала сомневалс€, люди это или статуи, пока наконец не догадалс€ поприветствовать их. ќни дружно поклонились в ответ".
”спехи
¬ мирное врем€ €нычар посто€нно упражн€лс€ с оружием, станов€сь искусным воином, презиравшим свою и чужую смерть. ќдним ударом €тагана он мог обезглавить врага; существовала цела€ система поощрений за такие "трофеи": премии, знаки отличи€. “ак, за 3 головы вручалс€ серебр€ный знак ("челенк") носившийс€ на феске или тюрбане. ”ниформа состо€ла из длинного кафтана ("доларма"), головного убора с пристегнутой впереди дерев€нной ложкой, шаровар и наколенников. Ќа марше и в бою полы долармы собирались по бокам в складки, закрепл€€сь ремнем
янычары были превосходными воинами, известными своим высоким боевым духом. Ќи одна европейска€ арми€ не могла сравн€тьс€ с ними даже приблизительно; долгое врем€ они считались просто непобедимыми. ”же один их клич "јллаху акбар!" повергал европейцев в панику; сража€сь в центре войска вокруг султана, они часто определ€ли исход битвы. ѕоначалу они были пешими стрелками; их чрезвычайно мощные луки из нескольких проклеенных слоев дерева и кости на дистанции в 200 шагов пробивали любой (!) доспех; примен€лись также арбалеты. ƒл€ защиты своих боевых пор€дков от атак кавалерии они использовали копейщиков. ”жас врага усиливали чуждые звуки €нычарских оркестров, которые шли сразу за атакующими.
янычары виртуозно стрел€ли из огнестрельного оружи€, которое впервые в небывалой до тех пор мере прозвучало в 1453 году при вз€тии  онстантинопол€. Ќовое оружие в руках "нового войска" -мир еще не видел более мощной силы. ‘ундаментальное открытие волею судьбы оказалось в руках османов, породив волну завоеваний: под гром пушек они шли по миру, смета€ любое сопротивление. янычарский мушкет был дальнобойней и легче европейского, что освобождало стрелка от применени€ сошки. ¬ отличие от европейцев, предпочитавших стрелковый бой рукопашному, €нычары не бо€лись схватки на холодном оружии. ¬иртуозно владе€ €таганом, "универсальные солдаты" своей эпохи эффективно сражались при любом повороте бо€.
 то 6ил €нычар
”спешно сражались с €нычарами воины, родственные им по крови - балканские гайдуки. »звестным столкновением с €нычарами было знаменитое "јзовское сиденье" 1640-1641 годов. «ахватив крепость јзов (где было и 4 тыс. €нычар), 5 тыс. донских казаков, в т.ч. 800 женщин, оборон€ли еЄ целый год. ќсаждавших было "триста тыс€ч люду боевого, окроме мужика чЄрного и охотника. “ех впр€мь людей много: что травы на поле или песку на море. ƒа на нас же нан€л турецкий царь из 4 земель немецких салдатов 6000, да мудрых немецких подкопщиков", а также испанцев, шведов, италь€нцев и французов. √воздЄм программы были 20 тыс. €нычар, но крепость так и не была вз€та.  азаки, положив массу осаждавших, ушли, взорвав еЄ.
ѕлохо приходилось €нычарам и при столкновени€х с регул€рной русской армией: 21 июл€ 1770 года, сражение у реки  агул: 17-ты-с€чной армии –ум€нцева противосто€ли 50 тыс. €нычар, 100 тыс. конницы и 350 орудий, в 20 верстах нацелилась в тыл русским 100-тыс€чна€ конница крымского хана. –ум€нцев применил против дес€тикратно (!) превосход€щего противника исключительную по дерзости ударную тактику, сразу овладев инициативой ("Ќе числом, а храбростью приобретаютс€ воинские успехи"). —о шпагой и громовым "¬перЄд, реб€та!" он бросилс€ в бой, увлека€ за собой солдат, которые опрокинули "непобедимых" €нычар. ƒва батальона гренадЄр пошли в штыки. ј что такое русска€ штыкова€ атака с криком "”ра!", отпечаталось в национальной пам€ти многих иноземцев. Ќа плечах бегущих в панике €нычар русские ворвались в турецкий лагерь, добива€ врага. “урки потер€ли до 20 тыс. убитыми и ранеными, русские - около 1 тыс. человек; захвачено было 203 пушки и до 300 знамЄн, остальные 150 орудий были вз€ты на переправе через ƒунай. –езультатом стал выгодный дл€ –оссии  ючук- айнарджийский мирный договор; –осси€ стала черноморской державой, значительно усилившись в «акавказье и на Ѕалканах назло “урции, јнглии и ‘ранции.
–азложение
¬ течение 496 лет €нычары были ударной силой османских завоевателей, именно им султаны были об€заны своими военными успехами; в конечном итоге "новое войско" увеличилось до 200 тыс. человек. Ќо подспудно шЄл раст€нутый во времени процесс разложени€ прекрасно работавшей системы.
¬сЄ началось с нарушени€ принципа набора в корпус. Ќедовольные созданием элиты государства из "неверных", турки через "бакшиш" (вз€тка) всЄ чаще устраивали своих сыновей в престижное войско, стрем€сь открыть им путь наверх; сговаривались с христианами, чтобы те во врем€ рекрутского набора выдавали их детей за своих. ѕри —улеймане » турок уже открыто стали принимать в "ачеми оглан" и даже пр€мо в войско; их количество особенно возросло после отмены дюшерме, к концу XVII века они составили большинство €нычар. ƒальше - больше: корпус стал заполн€тьс€ "мЄртвыми душами" - любой мог за бакшиш записатьс€ в него, получив налоговые льготы. Ќекогда грозное войско состо€ло теперь из молодых мужчин, негодных даже дл€ простой военной службы; многие новобранцы не были готовы к т€готам и умирали уже в период обучени€. ∆Єстка€ учебка перестала быть об€зательной частью военной карьеры; старые €нычары отказывались служить вместе с новыми; между ними часто возникали кровавые разборки.
ѕостепенно €нычары стали заниматьс€ не столько военной подготовкой, сколько торговлей и ремеслом, монополизировали часть внешней торговли и отраслей ремесла, полностью контролиру€ производство и продажу фруктов, овощей и кофе в —тамбуле, султаны разрешили это, наде€сь отвлечь их от политики.
¬ойско тер€ло свою ударную силу и деградировало, превраща€сь из военного братства типа ордена монахов-фанатиков в элитарную касту, не обладавшую прежним боевым духом. «ачисленные в корпус по блату или за бакшиш, как правило, не про€вл€ли особого мужества на поле бо€. ѕривилегии привлекли в "очаг" массу уголовников, и в военных походах €нычары нередко отказывались сражатьс€, предпочита€ заниматьс€ мародерством. Ѕольшинство их уже не интересовалось современным вооружением, не стремилось заполучить его в своЄ пользование, что стало причиной заметного отставани€ в тактическом и техническом смысле от европейских армий, постепенно забывавших свой
былой ужас перед некогда непобедимой армией - и она всЄ чаще терпела поражение; северна€ граница империи отступала всЄ дальше на юг.  орпус тер€л свой чисто военный характер, в XVII веке в св€зи с ростом численности €нычар расширились их функции: помимо участи€ в военных действи€х и боевой подготовки, они все чаще исполн€ли разные невоенные задачи (полицейска€ служба, тушение пожаров и даже уборка улиц!).
Ћиквидаци€
ќсознав свою важность дл€ государства, €нычары стали серьезной политической силой. ¬ 1449 году они в первый раз взбунтовались ради повышени€ жаловань€ - и оно было повышено. ¬ 1451 году вступивший на престол ћухаммед II, ища их ло€льности, выдал им денежные дары - и стало обычаем одаривать их при каждой смене власти, по случаю первого похода нового султана, перед сражени€ми. ѕрежде образец верности, они теперь ради обогащени€ поддерживали любой заговор, став главным источником м€тежей буквально тиран€ и сверга€ султанов: в 1623 году - ћустафу I, в 1648 году - »брагима, в 1703 году - ћустафу II, в 1730 году - јхмеда III; ещЄ чаще их жертвами становились высшие чиновники. —ултаны скрывались под защитой пока ещЄ верной лейб-гвардии, а €нычарска€ верхушка вела борьбу за власть с визир€ми и интриганками из гаремов, вз€в на себ€ в 1648 году даже всю полноту власти в империи. Ќо саму ќсманскую династию €нычары не пытались свергнуть ни разу, гордо имену€ себ€ еЄ "рукой и крылом". ”порно бойкотиру€ жизненно необходимые реформы в армии и государстве, они стали консервативной кастой “урции; их поддерживало мусульманское духовенство, бекташи, улемы (законоучители), а также низы общества. «а попытку упразднить корпус был убит ќсман II; в 1807 году - бунт против —елима III, рискнувшего с помощью нан€тых в ≈вропе военных советников модернизировать армию. ¬ 1826 году в правление ћахмуда II корпус в очередной раз подн€л м€теж из-за начатых реформ. Ќо теперь симпатии населени€ были на стороне султана, и он обрушилс€ на м€тежников со всей жестокостью. »х с помощью других войск загнали в казармы, которые артиллери€ расстрел€ла и подожгла 50 залпами картечи; 10 тыс. €нычар (говор€т даже о 30 тыс.) было казнено; св€щенные котлы были разбиты, духовным исламским вердиктом ("фетва") €нычары были официально преданы прокл€тию.

јвтор: ќ.–€занов
»сточник: "»нтересна€ газета. “айны истории" є22 2010 г.
–убрики:  »стори€


ѕроцитировано 2 раз



nuez   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 03 ƒекабр€ 2010 г. 17:17 (ссылка)
—пасибо за материал.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 03 ƒекабр€ 2010 г. 17:19 (ссылка)
nuez, ѕожалуйста!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку