-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 38713
 омментариев: 211896
Ќаписано: 295834


ѕереворот ѕетра и раскол нации

¬торник, 28 —ент€бр€ 2010 г. 16:05 + в цитатник
ќдни интеллигенты разумом пользуютс€, другие ему поклон€ютс€.

„естертон

ƒа, он грустит во дни невзгоды,

–одному голосу внемл€,

„то на два разные народа

–аспалась русска€ земл€.

√раф ј.». “олстой


Ч ћы даже не представл€ем, чем об€заны великому ѕетру! Ч прижимала к пухлой груди ручки нека€ сановна€ дама на праздновании 300-лети€ ѕетербурга.. ..



¬ определенной степени она права: но только об€заны мы ему не флотом и не современным управлением, не дорогой в цивилизацию, даже не ѕетербургом. ѕетербург в планах ѕетра ничем не напоминал город, построенный в 1760Ч1830 годы. ѕо его планам это было то ли подобие ћосквы, сход€щеес€ к ѕетропавловской крепости (как улицы ћосквы сход€тс€ к  ремлю), то ли причудливый гибрид между ¬енецией и јмстердамом.


–осси€ об€зана ѕетру кое-чем другим: попыткой воплотить в жизнь утопию Ђрегул€рного государстваї. Ёти Ђреформыї ѕетра дорого обошлись московитам: за годы его правлени€ население ћосковии уменьшилось на, по разным расчетам, 20Ч25%.


Ќо еще больше мы об€заны ѕетру чудовищным расколом нации на два почти не св€занных друг с другом народа. ѕоследстви€ этого де€ни€ и правда определили судьбу –оссии на двести лет вперед, на весь »мператорский период. ѕорой последстви€ аукаютс€ и до сих пор.


–еально ѕетр совершил только три важнейших.де€ни€:

1. Ќеверо€тно усилил государство и уничтожил все группы людей, которые были от него независимы.

2. Ќеверо€тно упростил общество и подчинил его государству.

3. –асколол общество на две части.

¬от эти-то последстви€ его правлени€ сказываютс€ до сих пор. Ѕлагодарить ли за это ѕетра?


”силение государства


ћного разных групп служилых людей Ч до 30. ƒети бо€рские московские и дети бо€рские городовые, двор€не служилые и двор€не по отчеству, подь€чие и окольничьи городовые, бо€ре верхние и думные дь€киЕ ¬сех перечислить невозможно.


¬се эти группы служилых людей при ѕетре упраздн€лись и сводились в единое сословие. Ќазывали его и шл€хетством и двор€нством, пока не установилось окончательно одно название Ч двор€нство.


¬се двор€нство об€зывалось служить с 15 лет и до смерти либо полной др€хлости. — его времени повелось Ђзнатное двор€нство по годности считатьї. Ќегодность по богатству, как становилось по всей ≈вропе. ј знатность по годности дл€ службы. ѕока служишь Ч ты двор€нин.


ћесто в иерархии служащих определ€ла “абель (“абель в русском €зыке XVIII века Ч женского рода) о рангах, введенна€ 24 €нвар€ 1722 года. ѕо “абели предусматривалось 14 рангов дл€ всех государственных чиновников. ¬водилось четыре колонки чинов: чины гражданские, военные, военно-морские, придворные. ¬о всех колонках чины каждого ранга приравнивались друг к другу.


“абель о рангах стала единственным критерием Ђгодностиї двор€нина, определителем его положени€ в обществе.


≈сли американец, встреча€сь со старым знакомым, смотрел не на него самого, на его машину, то русский человек XVIIIЧXIX веков столь же последовательно, встретив друга-при€тел€, в первую очередь интересовалс€ его рангом. Ќе вступавший никогда в службу официально именовалс€ Ђнедорослемї.  н€зь √орчаков, никогда не служивший, до седых волос был Ђнедорослемї и в представлени€х своего общества, и в официальных документах. ” придуманных ѕушкиным Ћариных, которые Ђхранили в жизни мирной приметы милой стариныї, среди всех прочих примет, ЂЕгост€м носили блюда по чинамї.


„ерез “абель о рангах почти двести лет пополн€лось российское двор€нство. ѕри ѕетре любой чиновник любого ранга получал права личного двор€нства; сам факт службы делал человека обладателем немалых привилегий. ѕри этом военный в любом чине мог передавать свое положение по наследству; гражданский чиновник получал права потомственного двор€нства, как только дослуживалс€ до VIII ранга.


ѕозже правительство не раз поднимало планку дл€ тех, кто становилс€ потомственным двор€нином, но все равно их число неудержимо росло. » росло число тех, кто был в службе, имел право на личное двор€нство, жил по тем же правилам и законам (брили бороду, пили кофе, учили дочерей танцевать, носили европейскую одежду), но до потомственного двор€нства еще не дослужилс€. “огда же возникло и слово дл€ обозначени€ этих людей, дожившее до XX века, Ч Ђразночинцыї.


≈сли считать и разночинцев, с их личными правами, то за годы правлени€ ѕетра (всего за 36 лет!) число двор€н увеличилось примерно в п€ть раз.


 онечно, в любом случае эти два века императорской истории из кресть€нских общин, из маленьких городков –оссийской империи выходили бы активные люди, занимали бы совсем иное положение в мире. Ќо не будь “абели, они могли бы выходить в городскую буржуазию, в круг специалистов свободных профессий, никак не св€занных с государством.


ј –оссийска€ импери€ была задумана и создана ѕетром так, чтобы максимально сохранить т€глый характер государства: внизу Ч т€глые; вверху Ч служилые. ¬с€кий, кто переставал быть т€глым, тут же сам становилс€ служилымЕ


‘актически ѕетр вернулс€ на двести лет назад, к временам —удебника »вана III 1495 года.


”прощение общества


ѕочти одновременно с введением “абели ѕетр нанес два мощных удара по церкви. ”ничтожено патриаршество Ч один удар. ќпределена норма: 1 св€щенник должен приходитьс€ на 150 дворов прихожан. Ќе больше!


¬ 1722 году все Ђлишниеї св€щенники выключались из своего сослови€, и еще повезло тем, кто угодил в солдаты. ј св€щенники, жившие на помещичьей земле и выключенные из списков, были приписаны к помещикам в качестве крепостных. “о есть с 1722 года все св€щенники –оссийской империи стали или чиновниками государства, или крепостными.


ѕетр совершенно сознательно упрощает структуру общества, создава€ из множества разнообразных слоев один слой зависимых т€глых людей, плат€щих подушную подать.


¬ ходе подушной переписи 1719Ч1724 годов холопов внесли в списки, а потом обложили податью. “ак был уничтожен тыс€челетний институт холопства, и все стали т€нуть два т€гла, в пользу и помещика и государства Ч и бывшие холопы, и владельческие кресть€не. ѕотом во владельческие кресть€не стали вписывать и церковников, которые не вошли в новые списки, а жили на помещичьей земле, и эти люди тоже несли одни и те же повинности в пользу государства и помещика.


–аньше, до введени€ подушной подати, холопы не платили государству. ѕетр сделал кресть€н такими же холопами, а холопов такими же кресть€нами, плат€щими подушную подать. ƒо ѕетра многие московиты были и неслужилыми, и нет€глыми Ч вольница, церковные люди. ѕетр уничтожил это положение вещей.


ѕри нем не стало неслужилых и нет€глых, все стали только и исключительно или т€глыми, или служилыми.

—ама сумма подушной подати Ч 74 копейки с помещичьего кресть€нина, 1 рубль 24 копейки с посадского или с черносошного кресть€нина была получена очень просто Ч путем раскладки стоимости государственного аппарата и армии на все население –оссийской империи.


≈ще раньше удар обрушилс€ на так называемые промежуточные слои общества.


ѕриходитс€ признать, что ѕетр произвел огромное Ђупрощение обществаї. ќн упростил отношени€ в среде двор€нства, уничтожив и смешав разные группы служилых людей, разные виды собственности, свел разные возможности двор€н к одной-единственной Ч к службе, по преимуществу военной.


ќн уничтожил все нет€глые и неслужилые слои общества, попросту не дава€ ему развивать отношени€, не св€занные с государством, Ч то есть двигатьс€ в ту же сторону, что и вс€ остальна€ ≈вропа.


“ак же последовательно он уничтожил все многообразные формы подчинени€ и закрепощени€ кресть€н, и при нем великое множество форм и видов неравенства сменилось гораздо более однозначными формами рабства.


ќн уничтожил все разнообразные виды собственности в кресть€нской среде, не дава€ возможности черносошным кресть€нам порождать и развивать буржуазные отношени€ собственности, как это происходило в XVII веке.


¬ число государственных кресть€н вошли черносошные кресть€не севера, €сачные кресть€не Ч народы ѕоволжь€, однодворцы юга, часть из которых сама владела крепостными, а землю держала на поместном правеЕ


Ўло сли€ние патриарших, церковных, монастырских кресть€н.


—овершенно исчезла вольница Ч все нет€глые и неслужилые люди допетровского времени, а было их во времена јлексе€ ћихайловича до четверти населени€.


ћало того что при ѕетре общество стало несравненно менее свободным, чем было еще при —офьеЕ ќно стало еще и менее разнообразным, а это еще хуже и опаснее. ¬едь во внутреннем разнообразии общества Ч залог его возможного развити€Е „ем сложнее, разнообразнее общество, чем более разные люди его составл€ют Ц тем легче отвечает такое общество на вызовы времени, двигаетс€ вперед, совершенствуетс€. ј чем оно проще, тем с большим трудом общество приспосабливаетс€ к измен€ющейс€ жизни.


ѕри јлексее ћихайловиче, даже при ћихаиле ‘едоровиче общество было свободнее и разнообразнее, чем при ѕетре. “о есть тогда ћоскови€ была ближе к европейской модели общества и могла легче и быстрее развиватьс€.

» соде€нное ѕетром еще кто-то называет Ђпрогрессомї?!




–аскол народа


„асто ѕетра называют реформатором в области культуры: мол, он позволил брить бороды, учить €зыки, читать европейские книги и тем самым начал европеизацию –оссии, поставил ее на европейский путь развити€.


Ќе может быть представлений, наход€щихс€ дальше от действительности!


¬о-первых, отрод€сь ѕетр ничего не Ђпозвол€лї и не Ђразрешалї, он исключительно повелевал и приказывал.



¬о-вторых, ведь питье кофе или ношение шл€пы-треуголки вовсе не превращает человека в европейца. ј ѕетр требует именно перенимать какую-то форму, внешний вид европейской жизни. “аковы его указы о бра-добритии, о курении табаку, о питье кофе, о ношении европейской одежды, об ассамбле€х Ч то есть о строго об€зательных сборищах у того или другого двор€нина.

¬се эти указы могли преследовать только одну цель: как можно быстрее внешне уподобить –оссию Ч ≈вропе, а московитов Ч голландцам.


ЂЌарод, упорным посто€нством удержав бороду и русский кафтан, доволен был своей победой и смотрел уже равнодушно на немецкий образ жизни своих обритых бо€рї, Ч писал ј.—. ѕушкин


ѕройдет 12 лет, и ѕушкин, начав писать Ђ»сторию ѕугачеваї, соберет такие свидетельства о пугачевском Ђравнодушииї к барскому образу жизни, что и сегодн€, почти через 300 лет, их бывает порой страшно читать.



ј главное Ч ѕушкин не прав в том, что, мол, народ упорствовал и потому сохранил Ђбороду и русский кафтанї. ѕетр никогда не заставл€л кресть€н брить бороды. Ћегендарный указ о брадобритии, выпущенный ѕетром после возвращени€ из √олландии в 1698 году, предусматривал откуп Ч 100 рублей в год с купцов, 60 рублей с бо€р, 30 рублей с прочих горожан. «аплативший выкуп получал специальный медный знак, который носил под бородой. ≈сли прицеп€тс€ должностные лица из-за Ђнеправильногої вида Ч бородач задирал бороду, показывал знак.


Ќо вот кресть€не платили сумму совершенно несопоставимую: всего 1 копейку при въезде в город и при выезде оттуда. ј в деревн€х и в маленьких городках, где не было воинских команд, впускавших в города и выпускавших, Ч там на бороды никто не покушалс€.


» получаетс€, что дело-то вовсе не в Ђстоическомї поведении кресть€нства, а в безразличии ѕетра к его облику. »ли просто руки не дошли? ¬р€д ли. ќ попытках брить казаков никаких сведений у нас не сохранилось, а духовенству с самого начала разрешалось бороды Ђоставитьї. » тем более никто не отнимал русского кафтана у мещан, купцов и казаков.


“ак что даже смена одежды и брадобритие касались от силы 3% населени€. » ведь эта смена форм совершенно не мешала двор€нству оставатьс€ таким же, каким оно было и до ѕетра. ¬се так же родители сговаривали детей, не спрашива€ их согласи€, и так же большаки решали все за родовичей, и так же родители могли до рубцов пороть своих взрослых сыновей, а случалось Ч и дочерей. –аньше сговаривали детей люди в старомосковском платье, в низеньких палатах, отцы и матери отдельно. “еперь люди в коротких кафтанах сговаривали в комнате с картинами и зеркалами, пи€ кофе и любу€сь фарфоровыми безделушками. Ќу, и что изменилось по сути?


 онечно, за изучением €зыков, ношением короткой одежды европейцев и внешними приметами бытадипа зеркал, картин или бальных танцев следовали и другие перемены Ч часто вовсе не желанные ѕетром (например, осознание себ€ личностью, стремление владеть частной собственностью или оградить от вторжени€ остального общества свою личную жизнь). Ќо реформы проводились не дл€ этого.


¬ XVII веке европеизаци€ вовсе не означала освоени€ этих внешних форм западного быта и охватывала все слои общества. Ќа рубеже XVII и XVIII столетий вс€ка€ европеизаци€, независима€ от государства и его усилий, была полностью запрещена и все достигнутое Ч разрушено.


¬есь XVIII век шла медленна€ европеизаци€ Ч сначала формальна€, внешн€€, потом и глубинна€; но вовсе не европеизаци€ –оссийской империи и не всего русского народа. Ёто была европеизаци€ исключительно служилого сослови€, и в первую очередь двор€нства.


—обственно, что сделал ѕетр? —воими указами он разорвал единый народ на две части.


ѕетр приказал двор€нству и всем служилым учить €зыки, носить плать€ Ђв талиюї и немецкие камзолы, вешать в домах картины и собиратьс€ на ассамблеи. Ётой части русского народа он велел внешне европеизироватьс€ (подчеркиваю Ч в основном чисто внешне!). Ќо другой части русского народа Ч кресть€нам, купцам, мещанам и казакам категорически запретил делать что-либо подобное.


Ёти реформы только еще сильнее разобщали податных и служилых. –аньше это были разные, но части одного общества с одним строем пон€тий и системой ценностей. “еперь общество оказалось разорванным на уровне даже бытовых привычек.


”казы ѕетра вбили клин между двум€ группами населени€: служилыми и т€глыми, жител€ми нескольких самых больших городов и деревенским людом. ѕосле ѕетра служилые верхи и податные низы понимают друг друга все хуже. ” них складываютс€ разные системы ценностей и представлени€ о жизни, и они все чаще осознают друг друга, как представителей едва ли не разных народов.


јзиаты в плену у европейцев


ѕетр и не думал изменить т€глое государство или дать Ђчастную свободуї. Ќо он очень последовательно превращал русских туземцев в рабов русских европейцев. ≈сли русские европейцы виделись ему чем-то вроде новых голландцев, то русские туземцы Ч чем-то вроде африканцев, голых черных сородичей его любимого √аннибала.


”казом от 1711 года крепостных было разрешено продавать без земли: оп€ть же, как √аннибала или как негров в —Ўј. “о, что раньше происходило очень редко, в виде исключени€, и считалось эксцессом, теперь стало повседневной бытовой нормой. –аньше крепостной был зависимым, но членом общества. ќн обеспечивал своим трудом помещика, которому земл€ с крепкими этой земле людьми давалась дл€ того, чтобы он мог полноценно служить. ќтнима€ поместье, отнимали и прикрепленных к земле.


“еперь поместье и вотчина становились наследственным видом владени€, а кресть€н можно было продавать Ќ≈«ј¬»—»ћќ от того, продолжал ли помещик служить. ”же при ѕетре по€вились случаи, совершенно немыслимые при первых –омановых: когда богатые двор€не мен€ли крепостную девицу на заморскую диковинку: попуга€, наученного матросским ругательствам, или разлучали семью, продава€ в разные имени€ мужа, жену и детей. “огда это казалось оп€ть же крайностью, эксцессом; общество привыкло спуст€ еще поколение.


’олопов и кресть€н слили в общем бесправии. —реди всего прочего, это вызвало резкий, в несколько раз, рост барщины. ¬ середине XVII века на барщине была только треть поместий, потому что барскую землю обрабатывали холопы; в XVIII веке никаких холопов не стало, и на барщине оказалось две трети всех поместий.


¬се податные, все т€глые ограничивались в передвижени€х по стране. ƒл€ них вводились паспорта (Ђпачпор-таї), и нарушение паспортного режима Ч утер€ паспорта, просрочка, выход за пределы разрешенной территории Ч автоматически делало человека преступником. “акого следовало немедленно арестовать и отправить на.прежнее место жительства.


 роме того, все т€глые ограничивались в выборе рода зан€тий и в возможност€х Ђвертикальныхї перемещений из одного сослови€ в другое, расположенное выше. ¬ XVII веке кресть€не беспреп€тственно становились богатейшими купцами, получали образование.  упец ѕосошков даже написал очень интересную книгу. ”же при ѕетре ѕосошков, порождение допетровских времен Ч редкое исключение из правила, а эпоха ≈лизаветы ѕетровны и ≈катерины II не знает богатых и образованных купцов, которые еще и книги пишут.


ѕосле ѕетра все неслужилые люди в –оссийской империи автоматически стали т€глыми и притом ограниченными во множестве прав и возможностей; и все т€глые обеспечивали существование служилых. Ђ–усские азиатыї содержали Ђрусских европейцевї, обеспечивали им саму возможность быть Ђевропейцамиї.


ѕетр не нар€жал мужиков в немецкие одежды и не заставл€л их бритьс€ под угрозой кнута и плахи, но сколько мог насиловал их экономически.  ресть€не отвечали доступными им средствами: бежали. — 1719 по 1727 год числилось беглых 200 тыс€ч человек Ч почти столько же, сколько в –оссийской империи было двор€н и чиновников.


¬ 1725 году насчитывалс€ миллион недоимок по подушной подати; к 1748 году недоимки возросли до 3 миллионов, а к 1761 -му Ч до 8 миллионов.


¬ ¬ерховном тайном совете стали рассуждать, что если так дальше пойдет, то ведь не будет ни податей, ни солдат. ј в записке ћеншикова дл€ императрицы высказывалась потр€сающа€ истина: оказываетс€, что солдат с кресть€нином св€зан, как душа с телом, и если не будет кресть€нина Ч не будет и солдата, то есть и армии.


«абот€сь об укреплении этого народного тела, правительство указами от 1729 и 1752 годов повелевало отдавать беглых, брод€г и безместных церковников в крепостные тем помещикам, которые соглас€тс€ платить за них подушную подать.


Ѕеглых возвращали, пороли кнутом, а они оп€ть бежали, увлека€ новых рассказами о вольной жизни в –ечи ѕо-сполитой, на ƒону или в —ибири.


ј каково приходилось остальным, пока не сбежавшим, показали событи€ осени и зимы 1733 года Ч в этот год хлопнул особенно сильный неурожай, и оборванные, еле живые от голода кресть€не наводн€ли города, прос€ пода€ни€ и одним своим видом вызыва€ жалость.


» дальше было ненамного лучше.  рупные шайки по 100 и 200 конных то ли разбойников, то ли повстанцев постепенно переловили, или они ушли из государства, но все Ђцарствование ≈лизаветы было полно местными бесшумными возмущени€ми кресть€н, особенно монастырских.


ѕосылались усмирительные команды, которые били м€тежников или были ими биваемы, смотр€ по тому, чь€ брала. Ёто были пробные мелкие вспышки, лет через 20Ч30 слившиес€ в пугачевский пожарї.










http://tainy.net/10525-perevorot-petra-i-raskol-nacii.html



–убрики:  »стори€


ѕроцитировано 13 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



Sergey1958   обратитьс€ по имени ¬торник, 28 —ент€бр€ 2010 г. 16:17 (ссылка)
ћатериал спорный, но очень интересный. —пасибо огромное!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ¬торник, 28 —ент€бр€ 2010 г. 16:20 (ссылка)
Sergey1958, ѕожалуйста!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Pannat   обратитьс€ по имени ¬торник, 28 —ент€бр€ 2010 г. 16:34 (ссылка)
ќчень интересно! —пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ¬торник, 28 —ент€бр€ 2010 г. 16:39 (ссылка)
Pannat, Ќа здоровье!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Voland666   обратитьс€ по имени —реда, 10 Ќо€бр€ 2010 г. 19:06 (ссылка)
Ћюбопытна€ точка зрени€...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени —реда, 10 Ќо€бр€ 2010 г. 20:16 (ссылка)
Voland666, ƒа...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку