-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 38680
 омментариев: 211816
Ќаписано: 295718


–јƒќ—“№ ѕќ јяЌ»я

„етверг, 09 ћарта 2006 г. 02:20 + в цитатник
5537589_catalog_m_34_09spas_v_silahд.jpg (370x366, 34Kb)
ћитрополит —урожский јнтоний
√овение- это момент, когда с обновленной силой и снова, по-новому мы должны задумыватьс€ над жизнью и над собой. Ќад жизнью - какой ее √осподь задумал дл€ нас, и над собой - какой мы эту жизнь сделали. ¬ том и заключаетс€ пока€ние, чтобы как бы измерить рассто€ние между тем, что задумал √осподь, и тем, что мы осуществили; между тем, что нам было дано и что мы использовали или нет, исполнили либо не исполнили. Ёто надо делать - и не раз в жизни.
.*

ћы часто оставл€ем эту задачу до нашего предсмертного часа, до последней нашей болезни, до момента, когда вдруг обнаружим, что неисцельно больны или что находимс€ в смертельной опасности. » тогда, перед лицом страха, перед лицом смерти, перед опасностью мы вдруг делаемс€ по отношению к себе, к жизни, к люд€м, к Ѕогу - серьезными. ћы перестаем играть в жизнь. ћы перестаем жить так, будто пишем только черновик, который когда-то позже - о, много позже! потому что кажетс€, что времени-то столько впереди - будет превращен во что-то окончательное. » никогда этого не бывает, потому что старость, одр€хление тела, ослабление ума, внезапна€ смерть, обсто€тельства застают нас врасплох и уже не дают времени. » очень страшно думать, что может настать момент, когда окажетс€ поздно. ƒостоевский в УЅрать€х  арамазовыхФ маленькую главу посв€тил аду; дл€ него ад - это момент или состо€ние, когда человек скажет себе: Уѕоздно! я прошел мимо всего...; единственное, что было на потребу, единственное, дл€ чего стоило жить, чем стоило жить, € уже больше исполнить не могу; € никому больше не нужен. Ѕыло врем€, когда € мог любить умно, сердечно, творчески; теперь € этого больше сделать не могу; € вошел в вечность, в которой любовь изливаетс€ от Ѕога; мо€ любовь никому больше не нужна. Ќа земле - да, она была нужна очень многим; очень многим нужно было, чтобы € на них обратил внимание, чтобы € их заметил, чтобы € умел их увидеть глубоким, проницающим взором; чтобы € умел прислушиватьс€ к ним и слышать не только пустые звуки, слова, а то, что за словами кроетс€: крик, плач, радость или страх живой души перед своей жизнью...Ф  артина, которую дает ƒостоевский и которую € сейчас развил - реальна: будет момент, когда пройдет врем€; будет момент, когда жалеть, творить, активно любить будет уже поздно... Ќаша любовь, наше творчество, наши мысли и слова уже никому не будут нужны, потому что все мы будем сто€ть перед Ѕожией любовью, Ѕожией мудростью, и Ѕожией правдой, и Ѕожиим судом.

¬от почему из года в год мы собираемс€ здесь на однодневное, очень короткое говение, на короткий период, когда всЄ нам говорит: Уќпомнись! ќпомнись, пока не поздно; начни жить, пока еще можно жить, пока не остановилось врем€, пока еще можно творить!Ф —паситель нам говорит: ’одите, пока есть свет; когда настанет тьма, уже будет поздно ходить, и некуда, и не будет ни пути, ни дороги... ” нас еще есть врем€, а сколько его - мы не знаем. —ейчас сидим здесь, полные жизни, пусть даже на склоне лет, но живые; одно мгновение - и кто-либо из нас может, внезапно застигнутый смертью, предстать перед Ѕогом. ¬ этом смысле смерть нам напоминает о том, что надо спешить жить со всей глубиной, на которую мы способны. ¬ разные годы, в разном возрасте, при разных обсто€тельствах мы должны жить по-разному. ќдин французский стихотворец сказал: ¬ молодом человеке горит огонь; в старом человеке светит свет. Ќадо уметь, пока горит огонь -гореть; но когда прошло врем€ горени€ - суметь быть светом. Ќадо в какой-то момент жизни быть силой, а в какой-то момент быть тишиной. » каждый из нас должен задуматьс€ над тем, где он находитс€ и умеет ли он совершить этот переход от творческой силы до созерцательного света. Ћюд€м порой больше нужен свет, чем наша де€тельность; нужен свет, нужно молчание, нужна тишина, нужно то глубокое, безмолвное понимание, которое можно дать человеку только тогда, когда сам внутренне успокоишьс€, не путем засто€, а путем углубленной внутренней тишины.

ќтцы ÷еркви нам говорили, что мы должны помнить о смерти. ƒа, но не как о страхе, а как о напоминании, что надо жить всей глубиной жизни, пока она есть. ѕричем жить не слегка, а именно глубоко; только смерть может нам дать меру того, какова должна быть жизнь; только тот человек, который готов жизнь свою положить за своего Ѕога, за внутреннюю правду, за своего ближнего - только такой человек может жить всей силой своей души. „еловек, который не готов поплатитьс€ всей своей жизнью за то, чтобы сто€ть в правде, в верности, никогда не будет жить всей силой своей. ¬сегда его будет удерживать страх, как бы не погибнуть, как бы не пострадать, как бы не рискнуть больше, чем он готов... » поэтому так важно - не примиритьс€ со смертью, а войти с ней в новые отношени€. јпостол ѕавел говорил, что дл€ него жизнь -’ристос, смерть - приобретение. Ќо он говорил и о том, что знает ’риста не только воскресшим, ѕобедителем смерти, но и расп€тым; и на земле мы должны приобщитьс€ и к торжеству жизни, которую нам дает ’ристос воскресший, победивший смерть, и ≈го крестному пути. ј этот крестный путь означает готовность жизнь свою отдать, смерть прин€ть ради того, что св€то, и значительно, и велико. ћы редко над этим задумываемс€. ∆изнь течет, и в молодые годы смерть кажетс€ очень, очень далекой, нереальной: умирают другие, старые люди. ¬ период войны умирают и молодые, но эта смерть не постепенна€, она не нарастает в человеке, она не изо дн€ в день его покор€ет, разрушает; она приходит мгновенно, или так быстро и так трагично. » к ней прибавл€етс€ столько страдани€, столько пережитого страха и столько страха за тех, кого оставл€ешь... Ќо мы все идем ровной стопой к той смерти, котора€ рано ли, поздно ли нас пожнет; и нам надо жить с таким величием, чтобы смерть была дл€ нас не страхом, а отверзающейс€ дверью, котора€ нам дает возможность войти в торжествующую вечную Ѕожию жизнь. ѕоэтому говорить о смерти или говорить о жизни - одно и то же. √оворить о смерти - значит говорить о том, что жизнь должна быть предельно интенсивна во всех видах, в каких она может себ€ про€вить: в творчестве или в молчании, в углубленности и в открытости. » вот встает перед каждым из нас вопрос: за жизнь, которую € прожил, будь она коротка или очень длительна, оказалс€ ли € человеком, просто человеком? ќказалс€ ли € христианином? я называю себ€ человеком, € называю себ€ христианином - но правда ли это?.. ќдин из ранних ќтцов ÷еркви, св€той »риней Ћионский говорит, что человек призван быть си€нием Ѕожией славы; насто€щий человек должен быть таким, чтобы другие люди, гл€д€ на него, видели в нем си€ние вечной Ѕожией жизни; он должен бы быть откровением о Ѕоге. » кто-то из ќтцов пустыни сказал: У то видел брата своего, тот видел Ѕога своегоФ. ѕравда ли это? ћожно ли о ком-либо из нас сказать, что встречающие нас загл€дываютс€, останавливают на нас свой взор и став€т перед собой вопрос:  то это такой? „то в этом человеке такое, чего мы никогда не видели? ¬ нем свет, которого € на земле не встречал; в нем сила бесконечной кротости и смирени€, и вместе с тем - несокрушимой верности... ћы призваны быть таковыми, чтобы люди, встреча€ нас, встречали бы отблеск Ѕожией славы, могли бы не в наших физических чертах, а в том, что передаетс€ из глубин одного человека в глубины другого, увидеть нерукотворен-ный образ Ѕожий: пусть несовершенный, но уже си€ющий немеркнущей красотой вечности и —амого Ѕога.

“олько тогда можем мы сказать, что стали человеком; не просто тварью, зоологическим €влением, а человеком в том смысле, в котором Ѕог нас творил: ≈го образом, живой, действующей иконой, вгл€дыва€сь в которую, человек может прозреть нечто о Ѕоге, обраща€сь к которой, он переноситс€ от земли на Ќебо, от времени в вечность, от человека, им встреченного, к Ѕогу,  оторого ищет, жаждет его душа. » мы называем себ€ христианами: Уя христианинФ. Ёто говорили мученики в первые века христианства; это слова, которые они произносили, свидетельству€ о том, что Ѕог и ’ристос им дороже жизни, и этими словами они себ€ предавали на поругание, на пытки и на смерть. Ёти слова были решающими в их судьбе. ¬первые христианами были названы ученики —пасител€ в јнтиохии; не только потому, что они принадлежали малой, еле известной, но требующей к себе внимани€ новой секте, а потому, что люди в них узнавали учеников ’риста. ¬ первые два века разные христианские писатели обращались к €зычникам, стара€сь дать им пон€ть, что такое христианин; и, например, “ертуллиан пишет, что люди, окружавшие христианскую семью или малую по тогдашнему времени христианскую общину, часто говорили: У ак они друг друга люб€т!Ф Ћюбовь жива€, кротка€, зр€ча€, творческа€, любовь одного человека к другому, одной семьи к другой, одной общины к другой была отличительным признаком христиан в то врем€. “еперь этого сказать нельз€; даже в семье этого нет, даже в малейшей общине этого нет. ≈сли и есть кака€-то любовь, то обща€, обычна€, та любовь, которую можно встретить и среди неверующих и €зычников: естественна€, природна€, животна€ любовь. Ќо не та любовь, котора€ родилась из чуда обновлени€, совершаемого ƒухом —в€тым над нами. ќб этом нам тоже надо задуматьс€... —трашно, что никто не может узнать в нас христиан, если мы сами об этом громко не за€вим, часто вызыва€ удивление: неужели христианин -это?.. «ачем же быть христианином, если ничем не отличатьс€ от других? Ќи отсутствием страха перед страданием, болезнью, опасностью, смертью; ни отсутствием жадности по отношению к тому, что можно получить или вырвать у жизни (а значит, у другого человека) душевно, телесно, материально; ни любовью, то есть отказом от холодности, безразличи€, забывчивости или пр€мо враждебного отношени€, длительной, горькой, €довитой ненависти... » вот перед каждым из нас стоит этот вопрос. я не могу себ€ назвать даже человеком в полном смысле этого слова; € персть, земл€, € принадлежу к животному миру, но не принадлежу к миру Ѕожественному. »скры этого мира порой си€ют во мне; они проход€т во мне, как по небосклону проходит падающа€ звезда, - на мгновение освещаетс€ мо€ тьма, лишь на мгновение другой человек может что-то уловить: в этой тьме что-то блеснуло, чего он раньше не видел... я не могу назвать себ€ и христианином, потому что та любовь, котора€ во мне есть, не в меру Ѕожественной любви, той любви, которую нам заповедал √осподь:  то ћен€ любит, тот заповеди ћои сохранит... ј мы мимо заповедей проходим. Ќет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (»н. 15, 13). јпостол ѕавел пишет, говор€ о ’ристе, что едва ли кто готов умереть за своего друга, а ’ристос умер за нас, когда мы были ≈му еще врагами, чужими... ќн умер не только за тех, которые ≈го узнали, стали ≈го учениками, достойными или недостойными, но и за тех, кто ≈го засудил беззаконным судом, и за тех, кто ≈го физически распинал, пригвождал ко кресту: ѕрости им, ќтче! ќни не знают, что твор€т... » вот перед каждым из нас должен посто€нно сто€ть этот вопрос: христианин ли €? ћожет ли кто-нибудь через мен€ узнать лик ’ристов? ѕочу€ть биение ’ристовой любви в моем сердце? ѕознать мудрость и правду Ѕожию в моих словах и мысл€х? ”знать Ѕожий пути в моих действи€х, в том, как € отношусь к жизни, к каждому человеку, к Ѕогу?

јпостол ѕавел говорит, что придет смерть, а за смертью суд. ƒа!   каждому из нас придет смерть, и каждый из нас, рано ли, поздно ли (когда - нам неведомо) встанет перед Ѕожиим судом. ј ’ристос порой произносит строгие слова: суд будет без милости тем, кто не оказал милости, кто был безжалостен, бессердечен, безлюбовен... Ќе потому, что Ѕог окажетс€ таким же УбезжалостнымФ и УбезлюбовнымФ, как мы, а потому, что спасение заключаетс€ в том, чтобы включитьс€ в поток Ѕожественной любви, чтобы соединитьс€ любовью с любовью. ј если в нас нет этой любви, если в нас нет способности к любви, открытости, нет сердца хот€ бы жаждущего любви, мы включитьс€ в нее не можем. ћы встанем и, по слову ƒостоевского, обнаружим, что единственный смысл всей жизни был - любовь, и мы свою жизнь до конца обессмыслили, опустошили и стоим без содержани€ и даже без способности прин€ть то содержание, которое √осподь может нам дать. Ѕожий суд не заключаетс€ в том, чтобы √осподь измер€л наши добродетели, чтобы ќн расценивал нашу искушенность в предметах веры. ѕодумайте над тем евангельским чтением, которое предшествует ¬еликому посту: притча ’ристова об овцах и козлищах. ¬се вопросы, которые там став€тс€, свод€тс€ только к одному: когда ты был на земле, у теб€ сердце было каменное или живое? “ы голодного накормил? ’олодного согрел? Ќагого одел? «аключенного в тюрьму, отверженного людьми посетил? Ѕыла ли в тебе жалость или в тебе жило только безразличие, надменность, самодовольство, как у богача, который пировал, тогда как у его порога с голоду и холоду умирал Ћазарь?.. Ёто единственный вопрос, который ставитс€: было ли у теб€ человеческое сердце или камень вместо него? ≈сли у теб€ была человеческа€ любовь, то она может расцвести в меру Ѕожественной любви; но если человеческой любви нет, то с чем может соединитьс€ любовь Ѕожи€?..

» не надо убегать этого суда над собой, говор€: я же люблю людей!.. ¬сех людей, когда они далеко, мы все любим. ќдин писатель дает такую характеристику одному из своих героев: этот человек так любил человечество, что ненавидел вс€кого отдельного человека, который уродовал в его глазах совершенный облик человечества... Ќереальное, несуществующее человечество - да, он любил; а конкретного человека или конкретную толпу он вынести не мог. ¬ реальных люд€х он видел уродство, а мечтал он о совершенной красоте небывшей, небывалой и которой никогда не будет до ¬торого пришестви€. –азве наша любовь к люд€м не такова? ћы любим очень немногих, но и тех не умеем любить без огл€дки, без условий. ћы ссоримс€, холодеем, отворачиваемс€... јпостол ѕавел нам говорит: ƒруг друга т€готы носите, и так вы исполните закон ’ристов. ƒруг друга т€готы носите, и так вы исполните закон ’ристов... “€готы - это не только невзгоды, это вс€ т€жесть другой личности, другого человека. Ќекоторое врем€ нести т€готу чужого гор€, не очень продолжительной болезни, короткой ссоры мы все умеем; но как страшно бывает видеть, что когда у человека горе неизбывное, болезнь не кончаетс€, нужда не прекращаетс€, то после короткого срока, в течение которого мы жалеем человека, окружаем его вниманием, носимс€, возимс€ с ним, мы начинаем холодеть: неужели конца-кра€ не будет его болезни, его нужде, его горю? ѕора бы ему выздороветь! ѕора бы ему встр€хнутьс€, опомнитьс€! Ќеужели всю жизнь мне с ним возитьс€?!.. Ќе так к нам относитс€ √осподь. ѕока наша жизнь длитс€, дес€тилети€ми ќн терпит, ќн ждет. ќн надеетс€; и ќн активно все врем€, все врем€ стараетс€ нам помочь...

Ќе в том беда, что мы не многих любим, -мы неспособны любить очень многих, наше сердце слишком узко (как говорит апостол ѕавел: тесно в ваших сердцах...). Ќо как мы плохо, нетерпеливо, неласково, неумно любим и тех, о которых говорим, что они нам дороги!  ак нам надо задуматьс€ над теми, кто нас окружает, и поставить себе вопрос: какова мо€ любовь к ним? ¬ радость - или в т€гость? ѕотому что бывает и так, что наша любовь может удушить человека, она дл€ него не свобода, а рабство; человек стонет от того, что мы называем УлюбовьюФ, когда мы знаем лучше него, в чем его счастье, что ему нужно, где его радость, когда мы у него отнимаем вс€кую искорку свободы, творчества, потому что сами хотим управл€ть его жизнью так, чтобы ему УлучшеФ было...

2

 огда мы думаем о пока€нии, нам всегда представл€етс€ темна€ или сера€ картина скорби, сжатого сердца, слез, какого-то неизбывного гор€ о том, что наше прошлое такое темное и недостойное: недостойное ни Ѕога, ни нас самих, ни той жизни, котора€ нам предложена. Ќо это только одна сторона пока€ни€ или, вернее, это должно бы быть только одно мгновение. ѕока€ние должно расцветать в радость и в подвиг. Ѕез этого пока€ние бесплодно, без этого то, что могло бы быть пока€нием, превращаетс€ в раска€ние - бесплодное и, часто, такое, которое убивает жизненную силу в человеке вместо того, чтобы его возбуждать и обновл€ть.

 огда в результате углубленного размышлени€ над собой и над ≈вангелием и над пут€ми Ѕожиими мы оказываемс€ перед лицом своего греха, своей неверности самому высокому нашему призванию, конечно, вонзаетс€ в наше сердце остра€ боль, стыд: глубокий стыд о том, что мы так далеки от того, чем могли бы быть, так непохожи на то, что задумал Ѕог, когда ќн нас сотворил. Ќо это должно быть только побуждением к тому, чтобы начать жить по-новому. ƒа, надо остановитьс€ на прошлом, надо вгл€детьс€ без вс€кой пощады к себе в темные стороны своей жизни, и мыслей своих, и движений сердца, и в желани€, и в поступки, и в отношени€. Ќадо вгл€детьс€ сурово и трезво, как врач вгл€дываетс€ в больного, как мы иногда, когда идем ночной дорожкой, вгл€дываемс€ в путь: как бы не сбитьс€, как бы не упасть. ¬се надо видеть, что только доступно взору, и на все отзыватьс€ честно; прин€ть стыд до конца, прин€ть боль до конца, не искать себе извинени€, чтобы боль стала менее острой, чтобы не сгореть от стыда. “олько если пережить свой позор со всей возможной, всей доступной нам силой, можно оторватьс€ от того, чем этот стыд вызываетс€. ≈сли же старатьс€ хоть отчасти, хоть сколько-то см€гчить очертани€ своей греховности, сделать свой позор более приемлемым (хот€ бы тем, что мы говорим о себе: У√решен, как всеФ, или: У ак же € мог иначе поступить!?Ф), если только мы стараемс€ заглушить в себе эту боль, то пока€ние делаетс€ дл€ нас невозможным. ѕотому что только от сознани€ ужаса, убийственной силы греха, от стыда перед тем, что € недостоин самого себ€, - не то, что других или Ѕога - мы можем найти силу вырватьс€ из этого плена; пока этот плен выносим, мы в плену останемс€. ¬ этом разница между нами и теми св€тыми, о жизни которых мы читаем, начина€ с апостолов и конча€ современными подвижниками веры. ќни пошли на то, чтобы до конца испить чашу собственного стыда и вонзить в свое сердце, в свое сознание, во все свое существо острую боль о том, что они собой представл€ют. Ќо когда это случилось, то не надо ни в отча€ние впадать, ни останавливатьс€ на этом. ¬спомните, что повествует нам ≈вангелие, как апостол ѕетр хвасталс€, что и на смерть пойдет со —пасителем, что никто не оторвет его от ’риста. ј после того, как —пасител€ вз€ли в плен, увлекли на беззаконный суд, к ѕетру подошла юна€ служанка, котора€ ничем не могла ему повредить, кроме как словом, и спросила, не был ли и он с »исусом Ќазар€нином. » он трижды отрекс€! » ушел, вышел со двора; и обернувшись, встретил через открытое окно взор —пасител€ - и горько заплакал.

¬от этот момент, когда его вдруг охватил стыд о своем предательстве, о своей измене, о своей трусости, о своей неверности, своем бахвальстве, ужасом пронзил его сердце, и он ушел с горем. Ќо когда он встретил —пасител€, ’ристос его не спросил: УЌе стыдно ли тебе?  ак ты смеешь предстать передо ћной после того, как ты от ћен€ отрекс€ трижды?Ф ’ристос ему ставит другой вопрос: Уѕетр! Ћюбишь ли ты ћен€ больше сих?Ф (то есть других апостолов, которые их тогда окружали). –азве может сто€ть вопрос о том, любит ли ѕетр ’риста, когда все говорит о том, что он ≈го не любит, раз мог отречьс€? » разве можно говорить и о том, что ѕетр, будто, способен ≈го любить больше других учеников? ƒругие ведь не отрекались; правда, бежали! - но хоть не отрекались... ≈сли бы только ѕетр вспомнил слова —пасител€, сказанные в другом случае:  ому многое прощаетс€, тот много любит.  ому многое прощаетс€, тот много любит. ..  ому много проститс€, в том рождаетс€ больша€ любовь, чем в том, кому прощено немного. ¬опрос ставитс€ так: У“ы согрешил более т€жко, чем другие, и тебе может это проститьс€; будет ли тво€ любовь в меру этого прощени€? ¬озлюбишь ли ты ответно больше, чем кто-либо, кто меньше теб€ согрешил?Ф Ќо речь идет о любви, потому что √осподь видит глубины человека, а не поверхность, не только кажущеес€, как видим мы.  огда человек совершит тот или другой поступок, скажет то или другое слово, мы понимаем поступок или слово по-своему. ’ристос смотрит вглубь и знает, какой человек стоит за поступком или за словом. ќн не обманываетс€ ни видимым, ни даже очевидным. » поэтому ќн обращаетс€ к глубинам ѕетра, которые на какой-то момент заслонил страх, но которые открылись вновь, когда стыд его обжег и он вдруг оказалс€ перед лицом и своей совести, и взора —пасител€. » ѕетр, который в тот момент, охваченный радостью, что он снова перед лицом ’риста, что примирение возможно, что все возможно, даже воскрешение, возвращение из глубин смерти, - ѕетр говорит ’ристу: Уƒа! я “еб€ люблю!Ф » трижды спрашивает его ’ристос об этой любви - так же, как трижды ѕетр от Ќего отрекалс€. » в третий раз ѕетр, наконец, возвращаетс€ к другой реальности; не к тому глубинному чувству, которое в нем живет, которое составл€ет конечную сущность его любви ко ’ристу. ќн возвращаетс€ к сознанию того, что любовь-то его потаенна€, а предательство - €вное. » он обращаетс€ ко ’ристу и говорит: У√осподи! “ы все знаешь! “ы знаешь, что € отрекс€ от “еб€ - но раз “ы ставишь вопрос о любви. “ы, значит, знаешь, что € “еб€ все-таки люблю... ƒа, € люблю “еб€!Ф » вот это - момент, когда завершаетс€ процесс пока€ни€. √рех совершен, падение имело место, человек опозорил себ€ вконец; его совесть, взор √осподень ему об этом сказали. » он отозвалс€ на этот взор и на суд совести ужасом отвращени€ к себе, плачем. ј теперь его восстанавливает Ѕожи€ любовь. —амому себе простить невозможно. Ќикто не вправе сказать: Уя совершил грех, € поступил по отношению к человеку недостойно, € себ€ замарал, но это прошло, теперь € могу об этом забытьФ. Ёто значило бы сделать свое греховное состо€ние законным, значило как бы за€вить свое право быть недостойным и себ€, и Ѕога, и ближнего, и жизни. ѕоэтому сам человек никогда себе простить не может, не имеет права себе простить. Ќо, с другой стороны (и это так же важно), человек должен быть в состо€нии прин€ть прощение, которое ему даетс€. ћы не имеем права отбросить, отклонить, отречьс€ от прощени€, которое Ѕог или человек нам дает - и дает всегда некой ценой.  огда обиженный нами человек, переболев, перестрадав, нам говорит: Уѕусть мир будет теперь между нами! –ана, которую ты мне нанес, зарубцевалась, боль прошла; ты мен€ мог бы убить этим, но милостью Ѕожией € осталс€ жив; и € теб€ достаточно люблю, чтобы тебе дать тот мир, который √осподь вложил в мою душуФ - мы должны быть в состо€нии смиритьс€ и прин€ть прощение.

Ќам часто мешает прин€ть прощение наша гордость: как € буду принимать прощение, тем самым признав, что € действительно виноват? ѕризнав, что € дл€ себ€ ничего не могу сделать и что только этот человек, которого € унизил, оскорбил, обобрал, может мен€ восстановить в моем человеческом достоинстве.  ак € могу зависеть в такой степени от другого человека?.. ѕорой бывает очень трудно прин€ть прощение именно из-за этой гордыни, именно из-за того, то мы не хотим быть восстановленными в нашем достоинстве по чужой милости; мы хотим это достоинство иметь в себе или заработать на него право. Ќо право на прощение никто никогда не зарабатывает; как никто никогда не зарабатывает право на то, чтобы его любили. ј быть прощенным - это всегда значит, что кто-то теб€ достаточно полюбил, чтобы вз€ть' на себ€ твой грех и его изжить в себе. ѕоэтому мы должны быть готовы смиритьс€, прин€ть это целительное унижение. » только если мы можем его прин€ть всем сердцем, всем сознанием своим, мы можем быть исцелены.

“ак ’ристос УисцелилФ апостола ѕетра, то есть вернул цельность тому,-кто разбилс€ вдребезги своим отречением. ќн как бы собрал эти куски воедино и из останков сделал цельного, монолитного человека. » потому ѕетр мог затем так доверчиво, пр€мо как равный с равным, говорить со ’ристом.  огда —паситель ему сказал: —ледуй за ћной! - —ледуй за ћной! - ѕетр пошел, но, обернувшись, увидел поодаль »оанна, и спросил —пасител€: Уј он что? “ы мен€ вернул к жизни; не нуждаетс€ ли он, чтобы “ы и его вернул к жизни?Ф » тут —паситель говорит твердо: У„то я с ним сделаю - ћое дело; ты иди за ћнойФ... » это ќн говорит каждому из нас, если только мы прошли через это огненное переживание, сгорели во стыде, прин€ли, согласились на ту невыразимо острую боль, котора€ может нас постичь, когда мы сознаЄм свою греховность.

» тут начинаетс€ радость, пока€нна€ радость. ¬ книге отца —офрони€ о старце —илуане есть рассказ о том, как когда —илуан был еще молодым, один из его односельчан совершил убийство, попал в тюрьму, отбыл свой срок; и после этого будущий старец —илуан видит на деревенском празднике, как этот мужик играет на гармошке и пл€шет. ≈го охватил ужас, он к нему подошел и говорит: У ак можешь ты пл€сать, веселитьс€, - ты же человека убил!Ф » бывший этот убивец ему отвечает: Уƒа; но когда € был в тюрьме, € глубоко раска€лс€ и вдруг почувствовал, что ’ристос мен€ простил; и теперь € нова€ тварьФ. Ёто - завершение пока€ни€, нова€ жизнь, обновленность, рождение свыше; пусть частичное, пусть только начало вечной жизни, но вечной жизни, пришедшей в силе, покор€ющей всего человека.

“ак часто бывает, что кто-либо подходит ко мне на исповедь и говорит: УЌе знаю, о чем исповедоватьс€, все одно и то же...Ф Ёти слова говор€т о преступном отсутствии внимани€ к жизни. Ќеужели кто-либо из нас после одного-единственного дн€ может сказать, что он исполнил всЄ, что было возможно, и был всем, чем он мог быть? „то он был безукоризненно непорочен в своих мысл€х и чувствах, что он не упустил ни одного поступка, который можно и надо было совершить, что не сделал ни одной вещи, котора€ была бы несовершенна?  то может сказать, что его мысли не запутались, сердце не потемнело, вол€ не заколебалась, поступки или желани€ не оказались недостойными? ≈сли человек может прийти на исповедь и сказать: УЌе знаю, что говоритьФ, это значит, что человек никогда не задумывалс€ над тем, чем он мог бы (а, следовательно, должен бы) быть, а только сравнивает себ€ со вчерашним днем или с другими людьми, которые так же плохи, как и он сам.

ј когда мы говорим: У¬от, из года в год мы приходим и повтор€ем одно и то жеФ, - это свидетельствует о том, что мы никогда не пережили ни стыда, ни боли; что мы вполне спокойно принимаем свою греховность. ƒа, € лгу - но все лгут! Ѕесчинствую, - все бесчинствуют; забываю Ѕога, - ну где же ≈го помнить? ѕрохожу мимо вс€кого человека, который во мне нуждаетс€ - но нельз€ же останавливатьс€ на каждом! » так далее... ≈сли бы только хоть раз мы могли увидеть - как Ѕог видит - последстви€ того, что мы делаем, или того, чего не делаем; если бы только могли видеть, как сказанное или несказанное слово, совершЄнный или несовершЄнный поступок €вл€ютс€ началом целого р€да событий в жизни другого человека, видеть, как окончательно бывает в судьбе одного человека слово или мгновенное движение другого... Ќо если мы настолько невнимательны к себе, то, конечно, мы еще невнимательнее к другим; то, что с ними делаетс€, проходит совершенно мимо нас. » поэтому мы приходим и каемс€ все об одном и том же, потому что ни разу не заметили, что то или другое превращает нас в уродов, что мы больше не похожи на образ Ѕожий, который запечатлен в наших глубинах. Ќам дана как бы икона на хранение, а мы ее из раза в раз разрушаем, порочим, оскверн€ем - или через наше небрежение, или в каком-то порыве злобы, не пламенной злобы, а маленькой, ничтожной злобы.

»ногда человек говорит: Уя не могу вырватьс€ из своих грехов! ≈сли бы € совершил какой-нибудь один большой грех, может быть, € был бы потр€сен; но все число моих мелких грехов ложитс€, как пыль, но не т€готит. ѕривыкаешь к ним, как привыкаешь жить в беспор€дочной обстановке своей квартирыФ... » мы не отдаем себе отчета в том, что какое-то число мелких грехов иногда труднее сбыть, чем один большой грех. ѕотому что этот большой грех - да, действительно, может нас так потр€сти, что даже при нашей неспособности бодрствовать мы проснемс€. ј повседневные грехи... ≈сть рассказ в жизни русского юродивого ¬оронежской губернии јлексе€ о том, как к нему пришли две женщины. ѕерва€ убивалась от сознани€ одного совершенного ею страшного греха; друга€ поохивала: У√решна, как все; знаете же, батюшка, невозможно жить и не грешитьФ. » тот им нагл€дно показал, что это значит. ќбеих он послал в поле; той, котора€ совершила один убивающий ее грех, он велел найти самый т€желый булыжник, какой только она может подн€ть, и принести к нему; а второй велел собрать в фартук как можно больше камушков.  огда женщины пришли, он велел обеим вернуть булыжник и камушки точно на те же самые места, откуда они были вз€ты. ѕерва€ пр€мо пошла к месту, откуда был вз€т камень, - его печать лежала в почве, поставила его на место и вернулась. ј друга€ часами ходила и не могла вспомнить, где она подобрала тот или другой камешек. “ак этот юродивый показал, что нельз€ относитьс€ небрежно к тому, что кажетс€ ничтожным, но от чего никакими силами не отделаешьс€. Ќам надо над этим задуматьс€; отчасти потому, что действительно, если не обращать внимани€ на малое, то не отделаешьс€ от него. ј отчасти потому, что, привыкши небрежно относитьс€ к малому, мы привыкаем вообще быть небрежны и начинаем грешить все больше и больше, то есть все больше уродовать себ€ и уничтожать, разрушать, оскверн€ть в себе образ Ѕожий.

я начал первую беседу с мысли о смерти.  аждую исповедь, которую приносим, мы должны бы приносить, словно она предсмертна€: смерть у каждого из нас стоит за плечами. Ќикто из нас не знает, успеет ли он пока€тьс€ или нет; не потому, что он завтра умрет, а потому, что и через дес€ть лет он может не вспомнить и не опомнитьс€... ≈сли бы мы сто€ли перед каждой исповедью с мыслью о том, что это решающий момент нашей жизни: или € сейчас вступаю в ¬ечную ∆изнь уже теперь на земле, или остаюсь вне ее, что бы € там ни говорил, будто мне очень жалко, что € несовершенный, - все мы иначе смотрели бы на малое и на большое в нашей жизни. ѕричем - что такое малое и что такое большое? »ногда большое нас в плену не держит так, как держит нечто как будто незначительное. јпостол »аков говорит, что малые удила позвол€ют нам управл€ть мощным конем. “ак и мы: иногда мы можем отречьс€ от всего греховного, только бы не отречьс€ от чего-то одного. » дь€вол нас держит в этой уздечке.  азалось бы, всем телом, всей душой мы свободны - кроме как в одном отношении; в этом отношении мы пленники. ј раз мы пленники в одном отношении, то мы вообще в плену. Ќо от нас зависит вдумчивое, трезвое, серьезное отношение к нашему состо€нию. ≈сли бы мы рассматривали нашу греховность, наше отдаление от Ѕога, несоответствие между тем, чем мы могли бы быть, и тем, что мы есть, нашу холодность к люд€м - если всЄ это мы осознавали бы иначе, способны были бы на это всЄ с ужасом взгл€нуть, действительно ужаснутьс€, -тогда могли бы услышать обращение —пасител€: У—кажи: если ты будешь прощен, если я тебе скажу теперь, что люблю теб€ всей ћоей жизнью и всей ћоей смертью,  рестом, –асп€тием - и ¬оскресением —воим, ты мог бы отозватьс€ радостью и благодарностью?Ф –адостью о том, что хот€ € сам себ€ простить и исцелить не могу, но могу быть прощенным и исцеленным силой Ѕожией. ј благодарностью, потому что если это так, то действительно вс€ христианска€ жизнь сводитс€ только к одному: к тому, чтобы каждой мыслью, каждым движением сердца, всей своей волей и направленностью, всеми своими действи€ми выразить Ѕогу благодарность о том, что € спасен, потому что € “ј  Ѕогом любим... » если € так любим, то вс€ мо€ жизнь должна стать живым, посто€нным знаком ликующей благодарности Ѕогу за то, что ќн есть, за то, что ќн так нас умеет любить.

ѕримечание: * √овение - это приготовление (обычно во врем€ поста) к таинствам ѕока€ни€ и ѕричащени€, заключающеес€ в посте и воздержании, посещении всех богослужений в течении недели (или по крайней мере - 2-3 дней) и домашних молитвах по указанию молитвослова. ѕредполагаетс€, что слово УговениеФ произошло от санскритского УпаваФ (жертвоприношение) и УгуФ (жертвовать). —лав€нские однокоренные слова показывают духовный смысл говени€: УговействоватиФ - чтить, почитать за великое, УблагоговениеФ - благочестие, страх Ѕожий. ¬ практике прихода, руководимого митрополитом јнтонием, говение - это день, посв€щенный духовной беседе, совместному размышлению, молитве; завершает его обща€ исповедь.



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку