-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 38698
 омментариев: 211878
Ќаписано: 295800


ƒобровольно-принудительное крещение –уси.

—реда, 20 январ€ 2010 г. 14:15 + в цитатник
ƒобровольно-принудительное крещение –уси
Ђ¬еликий кн€зь ¬ладимир избирает религииї Ёггинк »ван ≈горович


’от€ официально –усь считаетс€ православной с 988 года, борьба православи€ с €зычеством продолжалась на прот€жении всей истории средневековой церкви* [до 17 в. переписывались церковные поучени€ против €зычества, до 18 в. в церковных требниках сто€ли вопросы к исповедующимс€ - не ходил ли к волхвам, не исполн€л ли их указаний; уже в 40-х гг. 18 в. архиерей ƒмитрий —еченов доносил о нападении на него русских €зычников] . ...


язычники передавали от поколени€ к поколению заговоры и заклинани€, украшали дома и одежду €зыческим орнаментом, исполн€ли €зыческие обр€ды, обращались за помощью к волхвам: лекар€м и изготовител€м амулетов, слушали сказителей €зыческих мифов - "кощун" (от которых православные борцы с €зычеством образовали слово "кощунство"). Ќа городских площад€х проходили €зыческие игрища. ¬ церковном поучении 12 в. описываютс€ многолюдные €зыческие сборища в любую погоду и пустующие церкви (–ыбаков Ѕ. язычество древней –уси. - ћ.: Ќаука, 1988. - —. 766-778). ѕочему же в дес€том веке русские прин€ли непопул€рную византийскую веру?

’ристианство в мире распростран€лось двум€ пут€ми: первый - мечами христианских армий (например, среди саксов, западных слав€н, прибалтов), второй - через племенную верхушку. ‘ранцузский историк-медиевист ∆ак ле √оф отмечает (»стори€ средневекового «апада. - ћ.: ѕрогресс-јкадеми€, 1992. - —. 140): "’ристианска€ проповедь почти всегда терпела неудачу, когда она пыталась обратитьс€ к €зыческим народам и убедить массы. Ќо, как правило, она добивалась успеха, когда привлекала на свою сторону вождей". »звестна и причина. ѕравитель, принимавший христианство, получал божественную санкцию своей власти, коей нет "не от бога". ѕодданных в церкви торжественно поучали: "–абы во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, но в простоте сердца, бо€сь Ѕога. » все, что делаете, делайте от души, как дл€ √оспода, а не дл€ человеков, зна€, что в возда€ние от √оспода получите наследие"; "–абы, повинуйтесь господам по плоти со страхом и трепетом, как ’ристу. Ќе с видимой только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы ’ристовы, исполн€€ ¬олю Ѕожию от души. —лужа с усердием, как √осподу, а не человекам", "—луги со вс€ким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым".


Ћетопись рассказывает о крещении –уси: "— радостью пошли люди, лику€ и говор€: "≈сли бы не было это хорошим, не прин€ли бы этого кн€зь наш и бо€ре". ¬ свете вышеизложенного, прин€тие христианства "кн€зем нашим и бо€рами" удивлени€ не вызывает. Ќо насколько мирно утверждалась нова€ религи€ в низах?

ƒобровольно-принудительное крещение –уси


ѕо той же летописи. накануне крещени€ в реку был сброшен ѕерун и "плакухас€ ему невернии люди". ѕоказательно обращение кн€з€ ¬ладимира к тем киевл€нам, которые не пожелают креститьс€: "противник мне будет" (–адзивилловска€ летопись) или даже: "Ќе будет пощажен" (Ќиконовска€ летопись). ћитрополит »лларион в "—лове о «аконе и Ѕлагодати" откровенно писал: "» не было ни одного против€щегос€ благочестивому его [¬ладимира] повелению, а если кто и не с любовью, но со страхом принужден креститьс€, потому что благоверие его [¬ладимира] с властью сопр€жено". ќдин из источников, включенных в "»сторию" “атищева, так дополнил официальное повествование о крещении в  иеве: "»нии же нуждою последовали, окаменелы€ же сердцем, €ко аспида, глухо затыкаюсче уши сво€, уходили в пустыни и леса, да погибнут в зловерии их". ѕовесть временных лет сообщает закономерное следствие: "—ильно умножились разбои". ’ристианские епископы потребовали от кн€з€ прин€ти€ самых жестких мер: "ѕочему не казнишь разбойников"? Ћогично предположить, что именно христианские св€щеннослужители особенно страдали от вновь по€вившихс€ разбойников. "Ѕоюсь греха", - откликнулс€ кн€зь с €вной иронией. —ледует учесть, что на €зыческой –уси смертной казни не было, существовали кровна€ месть и штраф (вира), требование епископов опиралось именно на христианское, византийское законодательство. —толь буквальное толкование "Ќе убий" епископов не устроило: "“ы поставлен Ѕогом дл€ наказани€ злым, а добрым на милость. —ледует тебе казнить разбойников". „ерез некоторое врем€ епископы разобрались в ситуации: вира оказалась одним из главнейших источников кн€жеских доходов, дес€та€ часть которых шла духовенству. ¬ира была восстановлена, и еще в 12 веке церковники сами собирали ее в принадлежащих им селах (√рамота кн€з€ ћстислава ¬ладимировича ёрьеву монастырю, 1130).

 огда в 1008 году "изымаша хитростью некоею славного разбойника, нарицаемого ћогута" (видимо, одного из предводителей) кн€зь приговорил его к пожизненному заточению в доме митрополита. Ќиконовска€ летопись сообщает, что в заключении ћогут "смирени€ много показал и, провидев свою смерть, с миром почил о √осподе".

ƒобровольно-принудительное крещение –уси


— оcобым трудом шла христианизаци€ Ќовгорода. ’орошо известен рассказ "»оакимовской летописи"* [  сожалению, "»оакимовска€ летопись" сохранилась только в пересказе “атищева. Ћетопись была составлена в 17 веке, при этом составитель опиралс€ на более ранние источники, см. Ўахматов ј. ј. ќбщерусские летописные своды 14-15 вв. // ∆урнал ћин-ва нар. просвещени€. - 1900. - є 1. - —. 183, 185; янин ¬. Ћ. ƒень дес€того века // «нание-сила. - 1983. - —. 17] .

"6499 (991). ¬ Ќовгороде люди, увидев, что ƒобрын€ идет крестить их, учинили вече и закл€лись все не пустить их в город и не дать опровергнуть идолов. » когда он пришел, они, разметав мост великий, вышли с оружием, и какими бы угрозами или ласковыми словами их ƒобрын€ ни увещевал, они и слышать не хотели, и вывели два самострела больших со множеством камней, и поставили их на мосту, как на насто€щих своих врагов. ¬ысший же над слав€нскими жрецами Ѕогомил, который из-за своего красноречи€ был наречен —оловьем, запрещал люд€м покор€тьс€.

ћы же сто€ли на торговой стороне, ходили по торжищам и улицам, и учили людей, как могли. Ќо гибнущим в нечестии слово крестное, которое апостол сказал, €вилось безумием и обманом. » так мы пребывали два дн€ и крестили несколько сот людей. “оща тыс€цкий новгородский ”гон€й, ездил повсюду и кричал: "Ћучше нам помереть, нежели богов наших дать на поругание". Ќарод же оной страны, рассвирепев, дом ƒобрыни разорил, имение разграбил, жену и родных его избил. “ыс€цкий же ¬ладимиров ѕут€та, муж смышленый и храбрый, приготовив ладью и избрав от ростовцев 500 человек, ночью переправилс€ выше города на ту сторону и вошел в город, и никто не остерегс€, так как все видевшие их думали, что вид€т своих воинов. ќн же, дойд€ до двора ”гон€€, его и других первых мужей тотчас послал к ƒобрыне за реку. Ћюди же той страны, услышав про это, собрались до 5000, обступили ѕут€ту, и была между ними зла€ сеча. Ќекоторые пошли и церковь ѕреображени€ √осподн€ разметали и дома христиан стали грабить. ј на рассвете подоспел ƒобрын€ с бывшими с ним воинами, и повелел он у берега некоторые дома поджечь, чем люди были весьма устрашены, и побежали они тушить огонь; и тотчас перестали сечь, и тоща первые мужи, прид€ к ƒобрыне, стали просить мира.

ƒобрын€ же, собрав воинов, запретил грабеж, и тотчас сокрушил идолов, дерев€нные сжег, а каменные, изломав, низверг в реку; и была нечестивым велика€ печаль. ћужи и жены, видев это, с воплем великим и слезами просили за них, будто за насто€щих богов. ƒобрын€ же, насмеха€сь, им говорил: "„то, безумные, сожалеете о тех, которые себ€ оборонить не могут, какую пользу вы от них ча€ть можете". » послал всюду, объ€вив, чтоб все шли ко крещению. » пришли многие, а не хот€щих креститьс€ воины притаскивали и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже моста. » так крест€, ѕут€та шел к  иеву. ѕотому люди и понос€т новгородцев, мол, их ѕут€та крестил мечем, а ƒобрын€ огнем".

ѕоследн€€ поговорка известна и помимо »оакимовской летописи. ѕодтверждени€ событий, описанных в »оакимовской летописи, обнаружила новгородска€ археологическа€ экспедици€ под руководством ¬. Ћ. янина. ƒендрохронологический анализ дерев€нных мостовых в Ќовгороде позвол€ет с точностью до года датировать тот или иной слой. ѕод €русом 989-990 гг., в береговых кварталах, были найдены следы необычно большого пожара (в пределах раскопа - 9 000 кв. м.) Ќайдены крупные клады, спр€танные под полом - домашн€€ казна. “аким образом, в период крещени€ береговые кварталы Ќовгорода, действительно, погибли от огн€. —обыти€, по оценке ¬. Ћ. янина, не были бескровными, так как владельцы найденных сокровищ не вернулись к пепелищам своих домов.

ƒобровольно-принудительное крещение –уси
∆итие св€того равноапостольного кн€з€ ¬ладимира


"∆итие великого кн€з€ ¬ладимира" повествует: "» стрем€сь не только  иев, но и всю державу свою светом веры св€той просветить, послал ¬ладимир людей во все русские города крестить народы, на не захотевших же креститьс€ большую дань налагал". —огласно "ѕовести о водворении христианства в ћуроме", крестители заманивали в новую веру снижением налогов ("оброками легкими"), а "иногда муками и ранами угрожа€ им [€зычникам] ", глумились над €зыческими св€тын€ми: "идолы попраша и сокрушиша и без вести сотвориша". ќ том же в "∆итии" ростовского епископа »сайи, описывающем, как »сай€ из –остова "обходит прочие города и места в –остовской и —уздальской области", и где "находит идолов, всех придает огню".

"ѕравило" митрополита »оанна (1089) устанавливало "€ро казнити на возброненье злу", "но не до смерти убивати, ни обрезати телесе" тех, кто "волхвовани€ и чароде€ни€" твор€т, да и то предварительно "словесы и наказаньем" попытавшись "обратити от злых" (–»Ѕ, VI, стр. 7 и 4). ¬ —инодальной редакции церковного устава кн€з€ ¬ладимира, среди проступков, подлежащих церковному наказанию, перечисл€ютс€: "или кто молитс€ под овином или в рощеньи, или у воды" и те же "чароде€ние, волхование" (ƒревнерусские кн€жеские уставы XI - XV вв. - ћ.: Ќаука, 1976. - —. 23). “роицка€ редакци€ устава (16 в.) включила и тех, кто "мол€тс€ твари, солнцу, луне, звездам, облакам, ветрам, кладез€м рекам, дубию, горам, камень€м" (“ам же. - —. 78).

¬ 1227 году четырех волхвов, после суда у архиепископа, сожгли в Ќовгороде, несмотр€ на заступничество бо€р (ѕ—–Ћ. “. 10. - —. 94). „ерез год архиепископ был изгнан горожанами.

ƒобровольно-принудительное крещение –уси
¬ ночь на »вана  упала молодые люди искали себе пару


—охранилось послание псковского игумена ѕамфила (нач. 16 в.), автор которого дает интересное описание €зыческого праздника в ночь »вана  упалы и требует от наместника города искоренени€ €зыческих обр€дов. "Ќе исчезла еще здесь ложна€ вера идольска€, праздники в честь кумиров, радость и веселие сатанинские:  огда приходит великий праздник, день –ождества ѕредтечи [€зыческа€ ночь »вана  упалы] , то тогда, в ту св€тую ночь, чуть ли не весь город впадает в неистовство, и беситс€ от бубнов, и сопелей, и гудени€ струн, и услаждаетс€ непотребными всевозможными игрищами сатанинскими, плесканием и пл€сками:выход€т волхвы-мужи и жены-чародейки на луга и болота, в степи и дубравы, ища смертной травы: ¬ы же, господа мои, истинные властители и грозна€ опора этого города христолюбивого! ”ймите храбрым мужеством вашим от таких начал идольского служени€ богом созданный народ сей". Ќа —тоглавом —оборе (1551) было прин€то очередное запрещение €зыческих обр€дов: "ќ игрищах еллинского [€зыческого] бесовани€. ≈ще же многие от неразуми€ проста€ чадь [простонародье] православных христиан во градах и в селах твор€т еллинское бесование, различные игры и пл€сани€ в навечернии –ождества ’ристова и против праздника »оанна ѕредтечи в нощи и в праздник весь день: ќтныне же впредь подобает православным христианам вместо сих бесовани€ в такие св€ты€ и честны€ праздники приходити ко св€тым божиим церквам и упражн€тис€ на молитву: и божественного писани€ со вниманием слушати и божественную литургию со страхом предсто€ти: всем православным христианам на такова€ еллинска€ бесовани€ не ходити ни во градех, ни по селам".

—огласно царскому указу 1649 года: "¬едомо де √осударю учинилось, что,... иные люди тех чародеев, и волхвов, и богомерзких баб в дом себе призывают и к малым дет€м, и те волхвы над больными и над младенцами чин€т вс€кое бесовское волхование и от правовери€ православных кресть€н отлучают; да в городах и уездах сход€тс€ многие люди мужского и женского полу по зор€м и в ночи чародействуют, с солнечного схода первого дн€ луны смотр€т и в громное громление на реках и в озерах купаютс€, чают себе от того здрави€... » ¬еликий √осударь... велел о тех богомерзких делах заказ учинить, чтобы православные христиане от такового бесовского действи€ отстали..., а которые люди от того ото всего богомерзкого дела не отстанут... тем люд€м чинить наказание... бить батогами" (јкты исторические, собранные и изданные јрхеографическою комиссиею. “. 4. - —. 124 - 126).

¬ св€зи с преследованием €зычников возникло известное кресть€нское суеверие: если встретил св€щенника - к несчастью. Ётнограф —. ћаксимов писал по этому поводу: "—уеверный народный обычай при встрече со св€щенниками, почитаемой дурным знаком, указывающий на некоторые предосторожности, вроде бросани€ щепок на след и другие приемы, народилс€ во времена глубокой древности: “олковники объ€сн€ли нам, что во времена €зычества на –уси св€щенник, как представитель новой веры, проповедник христианства и креститель, мог быть грозным дл€ тех, которые еще коснели в идолопоклонстве.  огда встречный снимал перед ним шапку, складывал руки так, что права€ рука приходилась на ладонь левой, и подходил под благословение, значит, прав человек: получи благословение и ступай своей дорогой. ¬ противном случае скажи: кто ты, и во что веруешь, и умеешь ли крест класть на лоб; если же ничему такому не навык и не научилс€, ступай ко власт€м гражданским. Ёта власть "отдаст за приставы" и пособит духовному клиру приобщить к стаду верных новую овцу более надежными и внушительными средствами, чем устна€ убеждающа€ проповедь" ( рылаты€ слова по толкованию —.ћаксимова. - —-ѕб., 1899).

јдекватно отвечали русские €зычники. ¬ Ќовгороде в 1066 году был удушен епископ —тефан, в 70-х гг. его преемника защитили от новгородского простонародь€ кн€зь с дружиной. ”же в 1228 году новгородского архиепископа јрсени€, перед тем сжегшего четырех волхвов, изгнали из города - обвинив в том, что по его вине произошел неурожай. ¬ «алесской –уси, в –остове в ’I-’II вв. епископы ‘еодор и »лларион - были изгнаны, Ћаврентий - убит. Ќа ¬€тке €зычники убили монаха  укшу, который "крестил ¬€тичей". ”же в 18 веке протоирей ƒимитрий —еченов донес о м€теже пытавшихс€ убить его русских идолопоклонников из ярославской губернии. ќрганизованный характер приобретало сопротивление под началом волхвов. ¬ 1024 году волхвы подн€ли восстание в —уздале, кн€зь "захватив волхвов, одних изгнал, а других казнил" (ѕ—–Ћ. “. 1. - —. 148). Ќекий волхв стал пророчествовать в  иеве, привлек много народа, но "в одну из ночей пропал без вести", €кобы унесенный дь€волом. ƒругой волхв объ€вилс€ в Ќовгороде, где прин€лс€ хулить веру христианскую и обещать совершение чудес. ¬ласть новгородского епископа пошатнулась и когда он, одев праздничное облачение и вз€в в руки крест, призвал новгородцев разделитьс€ на тех, кто верит волхву и верит богу: "кн€зь √леб и дружина его пошли и стали около епископа, а люди все пошли к волхву". —итуаци€ разрешилась малой кровью.  н€зь, спр€тав под плащом топор, подошел к волхву и зав€зал с ним разговор: "ј знаешь ли, что будет с тобою сегодн€?". "„удеса великие сотворю", - ответил ничего не подозревающий богослужитель.  н€зь вынул припр€танный топор и одним ударом посрамил провидческий дар €зычника. ≈стественно, никакого осуждени€ такого богословского аргумента как вероломное убийство, со стороны автора летописи не следует. "» пал он мертвым, и люди разошлись. “ак погиб он телом, а душою предалс€ дь€волу", - удовлетворенно резюмировал христианский монах.

 рещение –уси сопровождалось насилием, хот€ и не таким кровавым, как в странах, куда христианство приносили иноземные армии.

¬идео в тему:

 рещение –уси. —колько раз еЄ крестили?






»сточник

http://qrok.net/14916-dobrovolno-prinuditelnoe-kreshhenie-rusi.html
–убрики:  –елиги€
»стори€


ѕроцитировано 20 раз



Nina_Filatowa   обратитьс€ по имени —реда, 20 январ€ 2010 г. 15:14 (ссылка)
—пасибо! ¬з€ла в цитатник!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени —реда, 20 январ€ 2010 г. 18:16 (ссылка)
Nina_Filatowa, ѕожалуйста!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ћай€_Ўипеева   обратитьс€ по имени —реда, 20 январ€ 2010 г. 20:59 (ссылка)
spasibo
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени —реда, 20 январ€ 2010 г. 21:31 (ссылка)
ћай€_Ўипеева, Ќа здоровье!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
SARGANC   обратитьс€ по имени —уббота, 23 январ€ 2010 г. 12:41 (ссылка)
—пасибо
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени —уббота, 23 январ€ 2010 г. 15:34 (ссылка)
sarganc, Ќа здоровье!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ѕогомолка   обратитьс€ по имени ¬торник, 26 январ€ 2010 г. 09:00 (ссылка)
«амечательный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени ¬торник, 26 январ€ 2010 г. 12:23 (ссылка)
богомолка, “очно!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку