-Цитатник

О чём молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

О чём молчат руины и шепчут пирамиды - 1 Жан-Кристоф Мивилль «Руины на...

С наступившим! :)) - (4)

 -Резюме

Мила

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
Фотографий: 138
Посмотреть все фотографии серии Цветы.
Цветы.
19:09 17.06.2015
Фотографий: 6
Посмотреть все фотографии серии Красиво.
Красиво.
21:49 26.10.2008
Фотографий: 20

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Mila111111

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 5) АРТ_АРТель О_Самом_Интересном Школа_славянской_магии novate WiseAdvice

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.02.2005
Записей: 37638
Комментариев: 210307
Написано: 293077

Религиозная философия Толстого

Вторник, 24 Ноября 2009 г. 15:59 + в цитатник
 (315x350, 62Kb)
Религиозная философия Толстого мне чрезвычайно близка, и то, что он, христианин, в итоге пришел к осознанию единого Бога путем изучения основных трактатов мировых религий и переосмысления своего отношения к вере вцелом, подтверждает то, что я на правильном пути. Выдержки из книги Джаянанда дас "Толстой и Веды":" Летом 1909г. один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание "Войны и мира" и "Анны Карениной". Толстой ответил: "Это все равно, что к Эдисону кто-нибудь пришел и сказал бы: "Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку". Правильно ли, нет ли, я приписываю значение совсем другим своим книгам". В советское время на "совсем другие книги" было наложено табу(впрочем, и в царской России многие из них были запрещены). Сегодня вряд-ли кто-либо будет отрицать, что хотя Толстой начинал как писатель-беллетрист, закончил он как религиозный философ. Взгляды Толстого на религию и церковь на разных этапах его жизни разнились. Одну из главных своих философских работ Толстой назвал "Христианское учение", но 20 декабря 1908г. просматривая свои статьи 1880 гг, заметил: "Тут многое есть такое, чего бы я теперь не подписал", а на вопрос секретаря "Что, например?" ответил: "Исключительное отношение к Христу, к Евангелию". Несколько раньше, летом того же года, он говорил: "Я перед смертью стал смелее отступать от исключительности христианства". Врач В.В.Люстрицкий вспоминал, как 19 июня 1910 г. "Лев Николаевич сказал, что он одинаково относится к Евангелию, браманизму, буддизму и конфуцианству". "Учение Христа является для меня только одним из прекрасных религиозных учений,-писал Толстой,-которые мы унаследовали от древних египтян, евреев, индусов, китайцев, греков. Два великие принципа Иисуса: любовь к Богу и любовь к ближнему проповедовались всеми мудрецами мира: Кришной, Буддой, Лао Цзы, Конфуцием, Сократом. Истина нравственная и религиозная всегда и везде одна и та же. Я не чувствую никакого предпочтения к христианству".

Исследователи не раз отмечали интерес Толстого к духовному фундаменту древнеиндийской цивилизации- Ведам. В частности, А.И.Шифман писал:"Внимание русских писателей издавна привлекали древнеиндийская литература и народный эпос. Не прошел мимо них и Лев Толстой". Сохранилось немало документальных свидетельств, подтверждающих знакомство Толстого с ведической литературой. Девятого января 1873 года он внес в свою записную книжку перечень книг, которые планировал прочесть: Г.Персельвиль,"Страна Вед"; Д.А.Дюбуа, "Описание характера, поведения и обычаев народов Индии"; Джон Кэй, "История прогресса в Индии"; Х.Т.Кэльбрук, "Очерки религии и философии индусов". В начале 1884г. Толстой переписывает в дневник: "Из Вед: "Будь они лошади, коровы, люди, слоны, все, что живет, ходит, плавает и летает, все, что даже не двигается, как деревья и травы, все это глаза разума. Все образовано разумом. Мир есть глаз разума, и разум его основа. Разум есть единое сущее. Человек, отдаваясь разуму и служению ему, спускается из этого мира в мир блаженный и свободный и становится бессмертным". Толстой читал такие классические ведические тексты, как Рамаяна и Махабхарата. Особенно хорошо писатель знал и любил квинтэссенцию Вед-Бхагавад-гиту. Она многократно упоминается в его дневниках и письмах, причем всегда с восторженными оценками. Посетивший Толстого в 1886 г В.М.Грибовский отметил, что хозяин "спокойно беседовал с гостями об основах индийской философии, с которой Лев Николаевич близко знаком по французским и английским источникам". В свои сборники "Мысли мудрых людей на каждый день", "Для души", "Круг чтения", "На каждый день", "Путь жизни" Толстой включил немало изречений из Пуран, Упанишад, Бхагавад-гиты, Махабхараты, Ману-смрити.

У Толстого была возможность знакомиться с ведической философией в изложении ее представителей: в последние годы жизни обитателя Ясной Поляны значительную часть приходившей туда корреспонденции составляли письма и бандероли из Индии. Леонид Андреев вспоминал, что в апреле 1910 г. Толстой "много раз подчеркивал свою связь с китайцами и индусами. Постоянная переписка и свидания с лучшими представителями этих народов укрепляют в нем давнее убеждение, что ex oriente-lux*"-* свет - с Востока (лат.) Многие книги по ведической философии, которые читал Толстой, имеют в своем названии слово "свет". Среди них - вышедший в 1910г. перевод с санскрита "Лунный свет Санкья-истины" (Санкьячандрика). В 1905г. Толстой получил письмо от Баба Премананда Бхарати. Сурендранатх Мукхерджи, принявший санньясу под именем Премананд Бхарати - орисский последователь Шри Чайтаньи Махапрабху. В 1902г. он отправился в Америку и с большим успехом читал лекции о Кришне в Нью-Йорке, Бостоне и других крупных городах. В Лос-Анджелосе им был основан вайшнавский храм и начато издание журнала "Свет Индии"("The Light of India"), который он прислал Толстому вместе с письмом. По поручению отца Бхарати ответила Татьяна Львовна. Седьмого января 1907 Баба Бхарати отправил Толстому свою книгу "Шри Кришна. Господь Любви"*. В сопроводительном письме он выразил надежду, что мудрость и независимость суждений русского мыслителя позволят по достоинству оценить учение Кришны: "В Лондоне, Нью-Йорке, Бостоне я встречал так называемых великих людей, ученых, писателей и философов. Но все они были в состоянии только повторить то, что думают другие...Ваши книги замечательны простотой подлинного мудреца.

Толстой читал книгу не отрываясь несколько дней. В дневниках и записных книжках писателя имеется множество восхищенных отзывов о ней: 28.01.1907- "Читал браминскую книгу"; 29.01.1907-"Прекрасная история Кришны - читал"; 10.02.1907-"За это время читал превосходную книгу Baba Baraty-Кришна". Шестнадцатого февраля 1907г. Толстой отправил Бхарати большое письмо, в котором горячо одобрил его проповедническую деятельность: "Дорогой брат. Мне так радостно обращаться к вам, потому что я живо ощущаю братское чувство к человеку, который так же далек от меня физически, как близок мне духовно. Я только что окончил читать вашу книгу "Кришна", и нахожусь под сильным впечатлением. Я и ранее знал учение Кришны, но никогда не имел о нем такого ясного представления, какое получил по прочтении обеих частей вашей книги... Будем ли мы работать вместе? Ваш брат и, надеюсь, ваш соработник Лев Толстой". Баба Бхарати ответил Толстому подробным описанием особенностей проповеди философии Кришны в Америке и разъяснил некоторые аспекты вайшнавизма, вызывавшие у Толстого сомнения.

В 1907 г. Премананд Бхарати вместе с несколькими американскими учениками вернулся в Индию и открыл миссию в Калькутте. Перед отъездом он послал в Ясную Поляну еще одно письмо, в котором сообщал: "Мой журнал будет издаваться в Индии, причем в расширенном объеме. Я буду высылать его Вам". И действительно, Толстой получал и читал "Свет Индии" до самой смерти (Баба Бхарати пережил его на 4 года).

3 февраля 1908 г. Толстой писал С.Р.Чхиталю: "Я высоко ценю мое общение с индийскими религиозными людьми. С большим интересом и пользой для моей духовной жизни прочел я все встретившиеся мне браминские религиозные книги и буду очень благодарен за книгу, которую вы предлагаете мне прислать"

В сентябре 1896 г. Толстой отметил в дневнике, что читал "прелестную книгу индийской мудрости". Анендра Кумар Датта, приславший ему книгу Вивекананды "Философия йоги. Лекции по раджа-йоге или преодоление внутренней природы", писал: "Вам приятно будет узнать, что Ваши доктрины находятся в полном согласии с индийской философией в эпоху ее наивысшего подъема-древнейшей из всего, дошедшего до нас". Толстой ответил: "Я получил ваше письмо и книгу и очень благодарен вам за то и другое. Книга очень замечательная, и я многое почерпнул из нее. Метафизическая сторона учения,установление, что есть истинное "я" человека, превосходно. В этой области до сих пор человечество отступало от такого истинного, высокого и ясного понимания основы жизни, что не пошло дальше него..Я очень рад общению с вами и желал бы не прекращать его". О "Лекциях по раджа-йоге" Толстой 14 октября писал руководителю духоборов П.В.Веригину: "Благодаря книгам я вхожу в общение-как нынешней осенью с индусом, разделяющим совершенно наши христианские воззрения и приславшим мне английскую книгу своего соотечественника, излагающую учение браминов, совпадающее с сущностью учения Христа".

В 1907г русский писатель И.Ф.Наживин прислал Толстому сборник Вивекананды "Речи и статьи".(Толстой в письме так выразил заинтересованность в этой книге:"Книгу брамина, пожалуйста, пришлите. Чтение таких книг- больше, чем удовольствие, это расширение души".

Профессор Д.Н.Анучин, посетивший Толстого вскоре после его восьмидесятилетнего юбилея, отметил: "Теперь он занят Индией и пишет статью по поводу одного полученного им оттуда письма..Эта работа вызвала у него ознакомление с литературой по Индии, с религиозными воззрениями сикхов, с новейшими проявлениями мысли индусов (сочинения Вивекананды и др.) и т.д". В 1908 г Толстой действительно много читал Вивекананду, причем отношение к прочитанному менялось от восторженно-восхищенного до критически- скептического. Десятого марта 1908г. он сделал в дневнике запись: "Читал вчера чудесную статью индуса в переводе Наживина. Мысли мои, неявно выраженные". Н.Н.Гусев записал в дневнике 8 марта 1908: "Вечером Лев Николаевич читал книгу Наживина "Голоса народов" и восхищался помещенной в ней статьей индуса Вивекананды "Бог и человек". Об этой статье Толстой писал И.Ф.Наживину 12 марта: "Статья индуса особенно поразила меня. Это необыкновенно хорошо". Д.П.Маковицкий в "Яснополянских записках" зафиксировал слова Толстого о сборнике речей Вивекананды: 25 мая-"Удивительно глубоко о Боге, душе, человеке, о единстве религий"; 26 июня - "Превосходная книга, тут столько мыслей для `Круга чтения'". Двадцать первого июня писатель обсуждал с В.Чертковым статью Вивекананды о Кришне: "Кришна иногда велит платить добром за зло, а иногда убивает делающего зло и потом воскрешает его". В дневнике Толстого за 26.06.1908 записано: "Почувствовал нынче первый раз возможность, как говорит Вивекананда, чтобы вместо "я" сделалось "ты", -почувствовал возможность самоотречения не во имя чего-нибудь, а во имя здравого смысла..Труднее и вместе с тем нужнее всего отучиться от этого ужасного пьянства с собой и со своим "я". А я начинаю - теперь, перед смертью- чувствовать возможность такого отречения. Невелика заслуга". Через неделю -новая запись:"Читал статью Вивекананды о Боге превосходную. Надо перевести. Сам думал об этом же.Его критика "Воли" Шопенгауера совершенно права".

В 1909г. Толстой прочитал брошюру Абхедананды "Философия веданты. Божественное наследие человечества" и записал в дневнике: "Вечор читал книги об индусской вере. Одна превосходная книга об смысле жизни. - Атман". В том же году Н.Эйнгорн привез в Ясную Поляну несколько книг Абхедананды, изданных в Германии. Толстой читал их с большим интересом; девять из них, содержащие пометы писателя, хранятся в яснополянской библиотеке. На обложке брошюры "Путь к блаженству" Толстой сделал надпись, свидетельствующую
о восхищении ведической мудростью: "Превосходно". Двенадцатого марта 1910 г. Д.П.Маковицкий записал беседу Л.Н.Толстого с дочерью Александрой: "Только такие великие умы как древние индусские мудрецы могли додуматься до этого великого понятия. Наши христианские понятия духовной жизни происходят от древних, от еврейских, а еврейские - от ассирийских, а ассирийские - от индийских, и все идут ходом обратно: чем новее, тем ниже, чем древнее, тем выше". Помимо религии Вед на Толстого наиболее сильное влияние оказали христианство и буддизм.

В январе 1871 года Толстой пишет Фету, что он с утра до ночи учится по-гречески, а через одиннадцать лет, осенью 1882 года под руководством раввина Соломона Александровича Минора начинает изучать древнееврейский язык. Зачем писателю с мировым именем в шестьдесят четыре года для овладения мертвыми языками прикладывать сверхусилия, после которых пришлось ехать в Самару поправлять подорванное здоровье? На протяжении 1879-82гг Толстой трудился над "Критикой догматического богословия"; с марта 1880 г. по апрель 1884 г. писал "Соединение и перевод 4-х Евангелий". Отражение ведических идей в иудео-христианских священных текстах -отдельная и очень обшиная тема*, а анализ Библии, Священного Писания, выходит за рамки настоящей работы, но Толстой обращался и к церковному преданию. Несмотря на резко отрицательное отношение к Православной Церкви(чем и объясняется интерес к первоисточнику), Толстой использовал в своих произведениях житийные сюжеты: например, из "Пролога" - книги, изданной на Руси впервые в 1642 г. и содержащей поучения и краткие жития святых. При детальном рассмотрении выясняется, что такие сюжеты "Пролога", как "Житие Иосафа-царевича" (христианизированный пересказ жизнеописания Будды), "Притча святого Варлаама о временном сем веце", "Стефанит и Ихнилат" и др. имеют явно восточное происхождение. Уже давно подмечено сходство духовной практики христианских подвижников (в особенности исихастов) с практикой бхакти-йоги и мантра-йоги. В "Отце Сергие" Толстой тоже описывает старца, который держал тело "неподвижно, утсремив глаза на кончик носа, и творил умную молитву, духом повторяя: "Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя". Создается впечатление, что старец был знаком с указаниями Бхагавад-гиты: "Нужно держать туловище, шею и голову вертикально, на одной линии, устремив взгляд на кончик носа. Контролируя ум, без страха, полностью отказавшись от половой жизни, нужно сосредоточиться на Мне в своем сердце и сделать Меня конечной целью своей жизни".

Другая религиозная система, оказавшая большое влияние на Толстого-буддизм. Хотя буддизм отрицает авторитет Вед, он несет на себе ярковыраженный отпечаток их влияния. "Методы буддистов, последователей Шанкары и вайшнавов принципиальное не отличаются друг от друга- писал Шрила Прабхупада. Исторически буддизм возник как реакция на извращение ведического знания кастовыми брахманами. В первом варианте очерка "Сиддарта, прозванный Буддой" Толстой рисует такую картину: "В книгах Вед много высокого и божественного; но со временем к книгам этим стали прибавлять много пустого и лишнего. Случилось так, что между учителями, людьми, поучавшими божеской воле, завелись люди лживые и корыстные. Жрецы-брамины учили тому, что жертвоприношения спасают от всех зол и грехов.Вера в истину ту, которая была в их священных книгах, все больше и больше ослабевала. И тогда-то родился, возрос и стал проповедовать свое учение святой Сиддарта Будда". Десятого февраля 1907г. Толстой записал в дневник: "Какое удивительное явление, что браманизм, несмотря на свое гораздо более высокое, чем еврейство, религиозное понимание, подвергнулся таким же, если еще не худшим извращениям или, скорее, наростам". Именно превратным толкованием высоких принципов Вед, как объясняет Шрила Прабхупада, был вызван приход Будды: "Во времена Господа Будды под предлогом проведения ведических жертвоприношений повсюду были построены настоящие скотобойни. Господь Будда из сострадания к несчастным животным, которых забивали без всяких ограничений, проповедовал ненасилие. Проповедуя, он утверждал, что не верит догматам Вед, и подчеркивал, что убийство животных оказывает крайне неблагоприятное
воздействие на психику людей... Формально философию Господа Будды относят к атеистическим философиям, так как она не признает Верховного Господа и отвергает авторитет Вед. На самом же деле. Господь Будда (как и Шанкарачарья) проповедовали начальные принципы Вед в наиболее приемлемой для того времени форме. Таким образом, и Господь Будда, и Ачарья Шанкара прокладывали путь теизму". Дошел ли Толстой по этому пути до теизма-вопрос спорный, однако в 1886 г он писал В.Г.Черткову: "Очень меня занимает теперь не только Будда, но и браманизм..."(2-19,с.114).

В 1847 г. будучи еще девятнадцатилетним юношей, Толстой познакомился в казанском госпитале с буддийским ламой и от него впервые узнал о сущности закона ахимсы (ненасилия). Р.Роллан придает большое значение этому факту и связывает с ним поступление молодого Толстого именно на факультет восточных языков Казанского университета. В 1866 г. Н.Н.Страхов по просьбе писателя прислал ему книгу "Lalita victara" - санскритский труд о Будде, вышедший в переводе Филиппа Эдуарда Фуко с тибетского на французский язык. Спустя много лет в письме издателю М.М.Ледерле Толстой назвал эту книгу в числе тех, которые произвели на него огромное впечатление. С того времени он все время углублял свои познания в области буддизма. Например, в конце 1884 г. Толстой "читал Будду, и чтение было серьезное"(2-19,с.49); летом 1896 г. читал "Свет Азии" Э.Арнольда. Редактор "Восточного обозрения" И.И.Попов, посетивший Толстого осенью 1903 года, вспоминал, что тот "подробно расспрашивал о бурятах, очень заинтересовался мифом ламаитов об искуплении (Арья-Балло-Арья-Балло - имя милосердного божества в бурятском и монгольском буддизме.)". В июне 1909 Толстой "серьезно читал" "Буддийский катехизис" Субхадры Бхикшу. В дневнике записал: "Читаю буддийский катехизис. Все подвигаюсь в внутренней работе". 12 февраля 1910 Толстой начал работать над предисловием к книге П.А.Буланже "Жизнь и учение Сиддарты Готамы, прозванного Буддой", которое под заглавием "О значении ознакомления с основами религиозных учений" было опубликовано в виде письма к В.А.Поссе в журнале "Жизнь для всех" .

Биограф писателя П.Бирюков пишет: "В своих дневниках он сообщает уже на первых страницах о своем недолгом пребывании по причине незначительной болезни в казанской больнице. Это было в 1847 г. В разговоре со мной Лев Николаевич рассказал, что в этой больнице вместе с ним лежал бурятский лама, на которого в пути напал уличный разбойник и нанес ему ранение. При более подробных расспросах Толстой к своему удивлению узнал, что лама этот, будучи буддистом, не защищался от разбойника, но закрыв глаза и творя молитвы, ожидал смерти. И это переживание произвело сильное впечатление на юную душу Толстого и пробудило в нем глубокое уважение перед мудростью жителей Востока".

"Умиление и восторг, который мы испытываем от созерцания природы, это- воспоминание о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей..."- писал Толстой 17 апреля 1906 года. И.С.Тургенев рассказывал, что как-то он гулял с Толстым по выгону, на котором стоял старый мерин жалкого и измученного вида: "Толстой стал его гладить и, между прочим, приговаривать, что тот, по его мнению, должен был чувствовать и думать. Я положительно заслушался. Он не только вошел сам, но и меня ввел в положение этого несчастного существа. Я не выдержал и сказал: `Послушайте, Лев Николаевич, право, вы когда-нибудь были лошадью. Да, вот извольте-ка изобразить внутреннее состояние лошади'". Прочитав "Холстомера", Тургенев высказал свое впечатление от повести: "Лев Николаевич, теперь я вполне убежден, что вы были лошадью".

С новым рождением мы как правило забываем о предыдущей жизни, о прежних родственных связях. 15 октября 1907г. Толстой возразил уезжавшей Т.А.Кузминской, которая сказала, что еще увидится с ним, если не здесь, то на том свете: "Мы на том свете не узнаем друг друга - ведь мы здесь никого не узнаём". Жаль, что нам не известны прошлая жизнь Толстого и полученные им тогда уроки ведической мудрости, но если бы люди помнили о своем прошлом рождении, это привело бы к большой путанице: например, воплотившись в женском теле, индивидуум рожает ребенка, который в прежней жизни был его матерью. Кто здесь мать, кто кого должен слушаться? Кришна говорит: " От Меня исходит память, знание и
забвение"(Бхагавад-гита,15.15). Забвение прошлой жизни является милостью Кришны. "Обыкновенно жалеют о том, что личность не удерживает воспоминаний после смерти. Какое счастье, что этого нет. Какое бы было мучение, если бы я в этой жизни помнил все дурное, мучительное для совести, что я совершил в предшествующей жизни"- писал Толстой 6 января 1903 г. Человек, совершавший добродетельные поступки, благодаря хорошей карме "рождается в богатой аристократической семье"(Бхагавад-гита,6.41). Однако, как пишет Шрила Прабхупада, "тот, кто родился в очень богатой семье, может сойти с истинного пути, поскольку, владея большим состоянием, человек, естественно, пытается использовать его для удовлетворения собственных чувств. Поэтому сыновья богатых людей нередко становятся пьяницами или развратниками"*. Недаром Толстой говорил: "Уж если меня что пугает, то это родиться во дворце, а не в трущобе. Жизнь есть процесс освобождения духовного начала, того самого, которое есть в каторжнике и во всех". Человеческая жизнь предназначена для обретения духовного знания. В "Отрочестве" Толстой пишет об обучении, как о воспоминании выученного прежде.

За три года до смерти, 28 мая 1907 года Толстой записал в дневник: "Точно так же, как в теперешней жизни после каждого засыпания и пробуждения жизнь все больше и больше открывается, так и истинная жизнь все больше и больше открывается с каждым рождением после смерти."

В сборник "Путь жизни" Толстой поместил цитату из Вамана Пураны: "Истинное доброе в тебе самом, в твоей душе. Кто ищет добро не в самом себе, делает то же, что делает пастух, когда ищет в стаде ягненка, который у него за пазухой". Толстой, как и каждый человек, носил Источник ведического знания в глубине своего естества."Совесть,-пишет Толстой,-это голос того единого Духовного Существа, которое живет во всех". Но голос страстей может быть громче голоса совести. Хотя Кришна и говорит: "Каждый во всем следует Моим путем", Он уточняет: "До какой степени человек отдает себя Мне, соответственно Я награждаю его". Ложное эго, загрязняющее сознание, не дает душе человека в полной мере проявить свою потенцию "чит" (знание); необходимо уничтожить покров авидьи (невежества). "Он всю жизнь учится - и учит: простая ли это страсть? - спрашивает Бунин о Толстом. - Не страсть ли (или долг) библейских пророков, Будды, браманов?"

Эпиграфом к одному из важнейших своих философских произведений - трактату "О жизни" - Толстой взял отрывок из "Критики практического разума" Канта: "Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и благоговением и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне..."

Иосиф Бродский в речи на открытии книжной ярмарки в Турине предложил ставить на обложках книг не только имя автора, но и возраст, в котором это было написано. Сам Толстой придавал далеко не одинаковое значение своим произведениям, созданным в разное время: "На мой взгляд, человек и может написать что-нибудь истинно порядочное лет под сорок-пятьдесят. А до той поры в нем все еще бродит и страсти командуют... Только лет десять назад глаза мои открылись на мир божий, и я стал понимать жизнь"

известный индийский писатель Премчанд подметил, что у Толстого "некоторые рассказы достигают такой высоты, что является мысль, будто они взяты из Упанишад". И это не удивительно, так как во многие его книги вошли сюжеты, почерпнутые писателем из ведической литературы.

Друг Толстого Сергей Дмитриевич Николаев в 1910 г. был удивлен, что тот, некогда озаглавивший свою знаменитую книгу "В чем моя ВЕРА?", теперь избегал этого слова, отвергал религию как ВЕРУ и противопоставлял ей религию как СОЗНАНИЕ.

В работе "Не убий никого" Толстой доказывает: "Не убий не значит то, что можно убивать людей других, чем свой, народов и еще тех, убийство которых мы признали для себя полезным: а что слова эти, нами же приписываемые Богу, значат то, что не должно убивать никого"

Толстой в "Исповеди" описывает период своих религиозных исканий, и, в частности, поиск ответа на вопрос о "презрительном, самоуверенном, непоколебимом отрицании", c которым относятся друг к другу представители различных христианских конфессий: "Я ездил к архимандритам, арихирееям, старцам, схимникам, и никто никакой попытки не сделал объяснить мне этот соблазн. Один только из них разъяснил мне все, но разъяснил так, что я уж больше ни у кого не спрашивал...Собеседник сказал мне, что призвание духовной власти - БЛЮСТИ во всей чистоте греко-российскую ПРАВОСЛАВНУЮ ВЕРУ, переданную ей от ПРЕДКОВ. И я все понял. Я ищу веры, силы жизни, а они ищут наилучшего средства исполнения перед людьми известных человеческих обязанностей"

В предисловие к рассказу "Убийцы" Толстой восклицает: "Не могу молчать и не могу и не могу. Никто не слушает того, что я кричу, о чем умоляю людей, но я все-таки не перестаю и не перестану обличать, кричать, умолять все об одном и том же до последней минуты моей жизни, которой так немного осталось". В этом "не могу", на мой взгляд, кроется причина бескомпромиссного отстаивания Толстим принципа ненасилия. В Бхагавад-гите сказано: "Тот является совершенным йогом, кто сравнивая их со своей душой,видит истинное равенство всех живых существ, как в счастье, так и в несчастье". Толстой в огромной степени обладал способностью сочувствия чужому счастью и страданиям, даром перевоплощения в другого человека

За несколько лет до смерти Толстой написал обращение к юношеству "Верьте себе": "Верьте только себе, и не бойтесь несогласия со взглядами и мыслями людей, окружающих вас, если только несогласные с ними ответы ваши на представляющиеся вам вопросы основаны не на ваших личных желаниях, а на желании исполнить назначение своей жизни, исполнить волю той Силы, которая послала вас в жизнь... Ищите Царства Божия и правды его, а остальное приложится вам"

В беседе с корреспондентом одной из петербуржских газет Толстой заметил: "Человек живет сначала животной жизнью. Ему все равно, куда она его потянет. Но наступают года, когда он начинает анализировать свои поступки и жизнь". Главное-привнесение в жизнь высшего смысла. Разумный человек не может удовлетвориться полуживотной жизнью ради чувственного наслаждения и накопления богатства.

Толстой тонко чувствовал все проявления жизни. Он писал своей родственнице: "Вы смеетесь над природой и соловьями. Они для меня проводник религии". Вставал Толстой довольно рано и уходил в лес или поле, где молился. "То, что я каждый день по утрам молюсь, совершенно справедливо"-писал он И.М.Трегубову 15 апреля 1907г., а в феврале 1903г. разъяснял свое отношение к молитве Е.И.Попову: "Про молитву я думаю, что она единственная форма, подкрепляющая духовные силы общения с Богом. Для меня, по крайней мере, это так. Из десяти, двадцати раз, может быть, один раз она действительна, и когда она действительна, это так важно, что далеко превосходит те ничтожные усилия, которые нужно делать, чтобы не забывать каждый день молиться". Такие ежедневные усилия, направленные на развитие сознания Бога, на санскрите называются САДХАНОЙ. Н.Н.Гусев вспоминал: "Утренняя прогулка его длилась обыкновенно недолго, от получаса до часа. Гулял он почти всегда один, и эти утренние часы уединенного общения с природой служили для него вместе с тем временем, когда он усиленно сосредоточивался на самом себе для того, чтобы в течение всего последующего дня держаться на уровне духовной высоты, как в сношениях со всеми людьми, родными и чужими, с которыми приходилось ему сталкиваться, так и во время его собственной напряженной творческой деятельности. Это напряжение духовных сил и сосредоточение в самом себе он называл `молитвой'

Толстой старался оградить от словесного мусора и близких ему людей. Шестнадцатого апреля 1879 г. он пишет Фету: "Я добросовестно не читаю газет, даже теперь, и считаю обязанностью всех отвращать от этой пагубной привычки"

Шестого августа 1903 член редакции "Посредник" П.А.Буланже писал Толстому: "Жду от вас присылки хотя бы немного материала для календаря. Хорошо бы для разнообразия и подтверждения той мысли, что все люди живы только Богом, выписки из Зороастра, Магомета, ВЕД...". Свои сборники мудрых мыслей Толстой постоянной перерабатывал, и с каждым новым изданием увеличивалось число содержащихся в них цитат их ведических источников. Если в "Мысли мудрых людей на каждый день" вошло только пять высказываний Рамакришны, и две индийские пословицы то в "Круге чтения" "индийских изречений" уже около ста.

Толстой не только сам популяризировал ведическое знание, но и всячески поддерживал тех, кто распространял в России сведения об индийской культуре. Весной 1909г. московский библиотекарь и педагог Л.Б.Хавкина-Гамбургер прислала Толстому свою книгу "Индия". Толстой ответил одобрительным и ободряющим письмом: "Книга ваша об Индии мне очень понравилась. Думаю, что такого рода книги очень полезны. И потому желаю вам успеха в предпринятой вами работе". Толстой считал, что для ознакомления русской публики с ведической культурой необходимо не только издавать книги, но и читать прубличные лекции, и немало хлопотал об их организации. В августе 1903 г он писал в Петербург В.В.Стасову и А.С.Суворину, прося их помочь индийцу Нараяну Кершау с чтением лекций.

На стенных росписях некоторых православных церквей Толстого изображали среди грешников, горящих в адском пламени. Себя Толстой оценивал так: "Я не святой и никогда не выдавал себя за такого, а человек, увлекающийся и говорящий иногда, даже всегда, не вполне то, что думаю и чувствую... Несогласие слов с поступками - признак слабости, а не лжи и лицемерия. И тогда я представляюсь людям тем, что я точно есть: плохой, но точно всей душой всегда желавший и теперь желающий быть вполне хорошим, т.е. хорошим слугою Бога".

3 декабря 1908 г. Толстой сделал в дневнике запись: "Ах, если бы приучиться всю, всю энергию класть на служение Богу, на приближение к Нему".

Насколько требователен был Толстой к себе, показывает незначительный, на первый взгляд, эпизод, нашедший отражение в его дневнике: "Вчера разозлился на лошадь. Как скверно!". Толстой, будучи в молодости страстным, увлекающимся и гордым человеком, в старости, благодаря неустанному труду духовного совершенствования, полностью преобразился. Писатель П.А.Сергиенко, много лет знавший Толстого, посетив его в очередной раз в 1906 году, заметил, что какая-то "перемена произошла во Льве Николаевиче.. Я начал припоминать все подробности минувшего дня и обратил внимание, что за все время Лев Николаевич ни разу не повысил своего голоса, не нажал педали, не сказал ни одного колючего или раскаленного слова. Он был тих и ласков, видимо ощущая постоянную потребность доброты и благосклонности ко всем окружающим. В нем даже наружно как бы совершенно исчезло все то острое, шероховатое и щетинистое, что некогда так выпячивалось в его активной природе". В.Булгаков вспоминал: "Сам-то он расценивал себя невысоко, но зато всем, кто сталкивался с ним, было ясно, что перед ними - не только большой писатель, мыслитель, но и высокий и чистый духом человек. Бывали минуты, когда все лицо Толстого светилось, когда чувствовалось, что все существо его проникнуто любовью к миру и людям".

Читать Джаянанда дас "Толстой и Веды"- http://www.philosophy.ru/library/tolstoy/tv/index.html#tolstoy
Читать Толстого- http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/

Нашла здесь:http://nedorazvmenie.livejournal.com/1068182.html#cutid1
Рубрики:  философия
Религия


Процитировано 5 раз



virena2008   обратиться по имени Спасибо за пост. Вторник, 24 Ноября 2009 г. 17:04 (ссылка)
Очень актуально и сейчас. Великий и смелый мыслитель.
Ответить С цитатой В цитатник
Mila111111   обратиться по имени Вторник, 24 Ноября 2009 г. 17:07 (ссылка)
virena2008, Совршенно верно! Очень актуально именно для современных людей... Толстой опередил время ...
Ответить С цитатой В цитатник
Satory-777   обратиться по имени Вторник, 24 Ноября 2009 г. 18:15 (ссылка)
Спасибо. Л.Н.Толстой был великим мудрецом. Очень люблю его слова:"Единственный смысл жизни человека - это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели."
Ответить С цитатой В цитатник
Mila111111   обратиться по имени Вторник, 24 Ноября 2009 г. 18:25 (ссылка)
Satory-777, Пожалуйста! Именно эта мысль главная в его жизненной позиции... Все верно...
Ответить С цитатой В цитатник
васильевич_виктор   обратиться по имени Вторник, 24 Ноября 2009 г. 21:28 (ссылка)
У Л.Н.Толстого в последние годы жизни,были очень сложные отношения с
церковью. Он перестал воспринимать церковь,как посредника между Богом и
человеком. Церковью был за это отлучён и предан анафеме.....
Ответить С цитатой В цитатник
Mila111111   обратиться по имени Вторник, 24 Ноября 2009 г. 21:32 (ссылка)
васильевич_виктор, Верно... Церковь боялась Толстого...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку