-÷итатник

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” - (0)

ћј——ќ¬џ≈ ј–≈—“џ ¬ —Ўј Ќј„»Ќјё“—я, ЁЋ»“ј √ќ“ќ¬»“—я   ј–ћј√≈ƒƒќЌ” ¬ недавнем видео альт...

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - (1)

ќ чЄм молчат руины и шепчут пирамиды - 1 ∆ан- ристоф ћивилль «–уины на...

 -–езюме

ћила

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению —тена —тена—тена: мини-гостева€ книга, позвол€ет посетител€м ¬ашего дневника оставл€ть ¬ам сообщени€. ƒл€ того, чтобы сообщени€ по€вились у ¬ас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "ќбновить
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Empire" ќнлайн-игра "Empire"ѕреврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. —трой свою собственную империю, расшир€й ее и защищай от других игроков. Ѕ
  • ѕерейти к приложению ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма" ќнлайн-игра "Ѕольша€ ферма"ƒ€д€ ƒжордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состо€нии. Ќо благодар€ твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состо€нии превратить захиревшее хоз€йст

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии фотообои
фотообои
19:12 17.06.2015
‘отографий: 138
ѕосмотреть все фотографии серии ÷веты.
÷веты.
19:09 17.06.2015
‘отографий: 6
ѕосмотреть все фотографии серии  расиво.
 расиво.
21:49 26.10.2008
‘отографий: 20

 -—тена

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Mila111111

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 17.02.2005
«аписей: 38941
 омментариев: 212293
Ќаписано: 296478


–усское милосердие.

—уббота, 05 —ент€бр€ 2009 г. 20:06 + в цитатник
 (200x185, 49Kb)
»сключительно широкое и устойчивое распространение среди русских получили идеи и поступки, св€занные с состраданием, сочувствием, оказанием помощи в самых разных ее видах. Ёто была цела€ система воззрений, основанных на евангельских иде€х любви к ближнему и помощи ему, бескорыстной отдачи прос€щему больше, чем он просит, самоотверженной готовности положить жизнь за други сво€. Ёто Ч система взгл€дов, но в то же врем€ Ч это и черта национального характера: органична€ потребность делать добро, столь естественна€, что не воспринимаетс€ ни дающим, ни принимающим как что-то особенное, а зачастую даже не бывает замечена.


ѕри несчастных случа€х, пожаре. ¬о многих описани€х губерний, составленных чиновниками во 2-й половине ’VIII Ч начале ’I’ в., отмечаетс€ сострадательность кресть€н, готовность подать милостыню, помочь погорельцам, броситьс€ на помощь при несчастном случае. ≈ще более обширный материал об этом есть дл€ 2-й пол. XIX в.
ѕомощь погорельцам носила и общинный и сугубо индивидуальный характер. Ђ¬се кресть€не нашей местности, Ч писал в конце XIX в. ‘.ј.  остин из д. ћешковой ¬олховского уезда ќрловской губ., Ч к погорельцам относ€тс€ с жалостью, стараютс€ их утешить и помочь как советом, так и деломї.  аждый кресть€нин, отмечал он далее, Ђсчитает за счастьеї, если у него поселитс€ погоревший сосед. Ѕеспрекословно брали скотину погоревшего к себе на двор, давали ему свою лошадь. Ѕрать с погорельца деньги за помощь Ђсчитаетс€ большой грех и срамї.
— жалостью и состраданием относились и к чужим погоревшим кресть€нам. ЂЌикто не отказывает прос€щему Ђна погорелоеї, Ч записал ‘.ј.  остин. Ёто же подчеркивал и вологжанин ј. . јристархов: Ђѕогорельцев снабжают всем, что есть лишнего, а иной раз и от необходимого. —обирающий (милостыню) Ђна погорелое местої пользуетс€ большим состраданием и благотворительностью кресть€нї.
¬ 1897 в деревне ѕесье „ереповецкого уезда, Ќовгородской губ., случилс€ пожар от молнии: сгорело 27 домов. ” многих сгорело при этом и все имущество, у иных Ч хлеб в житницах. ѕомощь пострадавшим оказывали не только жители ближних деревень, но н кресть€не из отдаленных селений. ќдни Ч помогали хлебом, другие Ч одеждою, третьи Ч оруди€ми труда и посудою. ј когда погорельцы стали отстраиватьс€, Ђвсю купленную ими на стороне постройку перевозили бесплатної.
ѕ. √урьев в Ђƒенежном отчете за 1878 по “есовским сельским школамї (Ќовгородска€ губ.) заметил: здесь Ђдаже погорельцы не ход€т за пода€нием, а ждут и уверены, что каждый сам придет к ним с помощью по силе и возможностиї.
ѕри пожарах Ђиные смельчаки вместе с хоз€ева дома бросались в горевшие дома и спасали от огн€ имуществої. ћногие пользовались известностью за самоотверженное и находчивое поведение во врем€ стихийных бедствий. “ак, кресть€нин д. ƒмитр€ково (‘етиньинска€ вол., ¬ологодский уезд) ¬асилий ћатвеев отличалс€ удивительной смелостью, проворством и умением в опасных обсто€тельствах. Ђ ажетс€, уже горит совсем, нет, он выбежит из огн€ с целою кучею кресть€нского добра, броситс€ в пруд и, мокрый, снова бежит в огонь. Ёнерги€ его побуждает и других кресть€н принимать гор€чее участие в спасении чужого добраї. ѕожар Ч нередкое бедствие дл€ дерев€нной русской деревни, поэтому многочисленные рассказы о самоотверженной готовности помочь другому человеку св€заны именно с пожарами.
√остеприимство. ѕовсеместно про€вл€лось гостеприимство к чужим люд€м, попросившим крова, в том числе Ч и нищим. „еловеку, не обратившемус€ непосредственно к первичным материалам, просто трудно представить себе, какое большое количество упоминаний о распространении милосерди€, милостыни, гостеприимства у русских кресть€н всей территории –оссии встречаетс€ в опубликованных и неопубликованных источниках. ѕриведем хот€ бы небольшую часть из них.
Ђѕредки наши, Ч писал √авриил ”спенский в начале XIX в., Ч по признанию самих иностранцев, гостеприимство почитали в числе первых добродетелей и повсюду оным славились. ƒоныне между посел€н, живущих в отдалении от столиц и от больших городов, обычай сей продолжаетс€, чтобы проезжего или прохожего пригласить к себе в дом, накормить и упокоить его по возможности, €вл€€ при том приветливость и свое удовольствие. ’оз€ин и хоз€йка обыкновенно встречают и провожают его с веселым лицом, с поклонами и приветствием; все, что ни имеют, как-то: хлеб, молоко, €йца, огородные растени€, Ч принос€т без прошени€, за все никакой не требуют платы, говор€, что за хлеб за соль с проезжего брать деньги Ч великий грех и что оттого спорыньи (успеха, удачи) в доме их не будетї. Ётот взгл€д попал и в пословицы, зафиксированные ¬.». ƒалем в сер. XIX в.: Ђ то за хлеб-соль берет со странного (странника), у того спорыньи в доме не будетї.
Ќаблюдени€ √. ”спенского касались преимущественно южных губерний –оссии. ј вот свидетельства о том же из северных районов, относ€щиес€ уже к концу XIX в. ЂЌищему никогда не откажут ни в хлебе, ни в ночлегеї, Ч сообщали из ¬ельского уезда ¬ологодской губ. ЂЌищие в редком доме получают отказї, Ч утверждал информатор из ѕошехонского у. ярославской губ. Ђќчень гостеприимны и внимательны к нищим и странникамї, Ч писали из Ѕелозерского уезда Ќовгородской губ. ¬ последней информации подмечено, что большим гостеприимством и радушием к постороннему человеку отличаютс€ кресть€не Ђсреднего и бедного состо€ни€ї. Ќо есть и противоположные утверждени€ (¬ологодчина) Ч о том, что именно зажиточные кресть€не больше принимают у себ€ прос€щихс€ на ночлег и об€зательно накорм€т при этом.
ѕоказатель религиозности. ¬ сведени€х 1849 о нравах помещичьих кресть€н сел √олунь и Ќовомихайловское “ульской губ. отмечалось равное странноприимство и гостеприимство всех кресть€н и устанавливалась св€зь этого €влени€ с уровнем религиозности: Ђѕри такой набожности ни у кого, по выражению народному, не повернетс€ €зык отказать в приюте нуждающемус€ страннику или нищему. Ћавку в переднем углу и последний кус хлеба кресть€нин всегда готов с душевным усердием предоставить нищему. Ёто свойство кресть€н особенно похвально потому, что бедные семейства, до какой бы крайности ни доходили, никогда не решаютс€ нищенствовать, но стараютс€ или вз€ть заимообразно, или пропитыватьс€ трудами рук своих, и из этого-то слезового куса они никогда не отказывают страннику-нищемуї.
ƒаже тот крепостной кресть€нин, который сто€л на грани обнищани€, делилс€ со странником Ч чужим ему человеком: Ђѕо уборке хлеба вс€кий за грех почтет отказать прос€щему новины (хлеб нового урожа€), несмотр€ на то что таковых просителей бывает очень многої, Ч отмечалось в  алужской губ.
ќтклонени€ от нормы. Ќекоторые современники различали поведение странноприимничества в деревн€х, отдаленных от городов и больших дорог, и в подгородних и притрактовых селени€х: первые, как правило, приветливо открывали ворота и двери любому странствующему, угощали, обеспечивали ночлегом, снабжали необходимым в пути Ч безвозмездно; вторые нередко за все брали плату, увеличива€ ее в зависимости от обсто€тельств.
“ак писал, например, ¬. Ћевшин в 1811 о районах “ульской губ., близких к ћоскве и наиболее затронутых отходничеством. ѕеречисл€€ черты, присущие тульским сельским жител€м, Ђравно как и всем росси€намї, он отмечает, что они Ђв особливости странноприимцыї. » далее: Ђћожно, однако, заметить, сколько просвещение действует на чистоту прежних нравов и что с приобретением познаний раздаютс€ новые страсти, а паче Ч любост€жание и €чество. ѕремен€етс€ уже си€ почтенна€ черта русского характера Ч странноприимство.  огда в отдаленных от городов и больших дорог деревн€х каждому проезжему и странствующему, прос€щему ночлега, хоз€ин усердно отвор€ет ворота дома своего, раздел€ет с ним свою трапезу, стараетс€ упокоить, помоществовать и снабдить чем только в силах; просветившиес€ подгородние и при больших дорогах обыватели без заплаты не дадут ночлега и куска хлеба: вместо пособи€ стараютс€ притеснить и вз€ть за вещь вчетверо, когда только вид€т, что в ней проезжающему необходима€ нуждаї.
Ќо тот же автор после этого €звительного замечани€, на соседней странице своей рукописи, свидетельствует: Ђ ресть€не без размышлени€ пренебрегают жизнь свою на спасение жизни ближнего, бросаютс€ в огонь и в водуї. » р€дом: кресть€нин Ђникогда не отказывает, если имеет что дать прос€щему милостыни, и с веселым лицом идет дл€ пособи€ призывающему его в помощьї.
 огда могли не прин€ть. „аще мы находим в источниках безоговорочное утверждение о гостеприимстве кресть€н. Ђ¬ологодский народ, как и весь вообще русский, чрезвычайно гостеприимен. ќтказ путнику, попросившему переночевать, €вл€етс€ в виде крайнего исключени€, Ч писал в 1890 Ќ.ј. »ваницкий, один из лучших собирателей сведений о нравах и быте на –усском —евере. Ч Ќе пустит в избу странника или прохожего разве баба, оставша€с€ почему-либо дома одна, в которой страх пред чужим человеком (Ђкто его знает, что он в мысл€х держитї) превозмогает чувство гостеприимства и сострадательности, или же семь€ раскольников. Ќе покорм€т прохожего в том только случае, когда у самих есть нечегої.
Ђѕроезжающий мимо селени€, даже незнакомый, нуждающийс€ в ночлеге, а также и проход€щий пеший путник в редком дому получает отказї, Ч сообщал —.я. ƒерунов из ѕошехонского уезда. ¬. »ванов из Ќовгородской губ. дал подробную зарисовку подобного приема, сделанную с натуры. ќн отметил, что в зимнюю пору особенно часто прос€тс€ на ночлег путники, едущие издалека. Ђ¬ большинстве случаев кресть€не отказываютс€ от платы, а если и берут, то весьма умеренную, чаще всего, сколько сам проезжий положитї.
¬стреча нищего. ѕриведем целиком описание приема кресть€нином нищего в Ќовгородском крае Ч оно хорошо передает обстановку благожелательности, которую стремились создать в этом случае. Ђ огда нищий заходит в избу, то хоз€ин или хоз€йка первым долгом стараютс€ обласкать пришедшего своим сочувственным взгл€дом, особенно если замечают в нем усиленную робость и унижение, затем подают ему кусок хлеба; нередко осведомл€ютс€, откуда он, расспрашивают о его бедственном положении, приглашают отогретьс€ и поесть теплой нищи, а если дело случитс€ к ночи, то добродушно сами предлагают остатьс€ ночевать, говор€: Ђ уда ты пойдешь на ночь гл€д€, ночуй Ч ночлега с собой не нос€т, вот вместе поужинаешь с нами, обночуешьс€, а утром и пойдешь с Ѕогомї.
¬стреча путника. ≈сли приходил в избу не нищий, а просто незнакомый кресть€нин, чтобы отдохнуть в пути, хоз€ин прежде всего спрашивал, откуда он, куда и по какому делу идет. (ѕешком на большие рассто€ни€ тогда ходили многие и потому такие приходы служили богатым источником информации.) «атем радушно предлагал прохожему человеку пообедать Ђчем Ѕог послалї и в ответ на его благодарность отвечал: Ђƒа что за пустое благодарить, а вот закуси, а потом и говори спасибо. Ёй, хоз€йка, собирай на стол, пусть человек-то пообедает, устал с дороги-то!ї » полученна€ после обеда благодарность тоже встречала оговорки хоз€ина, как бы стремившегос€ снизить значение своего поступка: ЂЌу, не осуди, родимый, на большем, что уж случилосьї.
Ѕлаготворительное погребение и поминки. —охранилась довольно подробна€ характеристика благотворительности и гостеприимства кресть€н с. ƒавшино (ѕошехонье), сделанна€ жителем этого селени€ по наблюдени€м 1840-х. ЂЅлаготворительность, Ч писал он, Ч обнаруживаетс€ в готовности помочь ближнему и советом, и делом, ссудить его нужным, также и милосердии к бедным, в пода€ни€х. Ќекоторые из здешних жителей погребают за свой счет умерших в крайней нищете и делают иногда по них поминки. √остеприимство выражаетс€ в том, что во врем€ праздников здешние жители угощают всех гостей, как родных, так и чужих, и даже часть таких, которых не знают по имени; впрочем, они даже и не забот€тс€ узнать их именаї.
“айна€ милостын€. ¬ подаче милостыни и, шире, Ч в оказании помощи вообще, особое место занимало представление о важности соблюдени€ тайны. ƒела милосерди€ лучше всего творить незаметно, безым€нно, чтобы тот, кому оказываетс€ милость, не мог поблагодарить и другие люди не могли бы похвалить. »наче доброе дело может не быть зачтено на небе, т.к. дающий получил уже награду на земле. Ёта евангельска€ истина органично вошла в массовые народные воззрени€ и прославл€лась, в частности, в тайной милостыне.

»ерей ≈вгений ѕуртов
–убрики:  ќ жизни.


ѕроцитировано 3 раз



Ѕогомолка   обратитьс€ по имени —уббота, 05 —ент€бр€ 2009 г. 21:17 (ссылка)
ќчень познавательный пост
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени —уббота, 05 —ент€бр€ 2009 г. 21:21 (ссылка)
богомолка, ƒа, очень....
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
васильевич_виктор   обратитьс€ по имени —уббота, 05 —ент€бр€ 2009 г. 21:46 (ссылка)
»менно так. Ѕлагие дела и милостын€ делаютс€ всегда бескорыстно.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Mila111111   обратитьс€ по имени —уббота, 05 —ент€бр€ 2009 г. 21:49 (ссылка)
васильевич_виктор, —овершенно верно!:))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку